14.12.2007
Минэкономразвития РФ внесло в правительство проект дополнительного комплекса антиинфляционных мер на 2007-2008 годы. В частности, на I квартал 2008 года запланировано проведение контрольных проверок по выполнению постановления Правительства РФ «О соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости», а также по выполнению закона «О защите конкуренции» в части установления запретов региональными властями по вывозу продукции в другие регионы. Проверки будут проводить ФАС и МВД, которые по итогам должны представить доклады в правительство.
Также на I квартал 2008 запланирована разработка комплексного плана развития сельскохозяйственных рынков и ярмарок «выходного дня».
Во II квартале 2008 г. планируется принять ряд дополнительных мер по расширению кредитной поддержки эффективных сельхозпредприятий: по производству и переработке молока и мяса, по производству и реализации плодоовощной продукции.
Минсельхозом, МЭРТ и Минфином будут разработаны предложения по изменению нормативно-правовой базы, предусматривающей усиление роли отраслевых объединений производителей в развитии конкурентной среды на рынках сельскохозяйственной продукции и продовольствия и реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».
Также на II квартал 2008 г. Минсельхозу, Минэкономразвития, Минфину и Минрегиону предстоит разработать предложения по дополнительным мерам, направленным на развитие инфраструктуры по сбыту сельскохозяйственной продукции, включая развитие сети снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В апреле 2008 г. планируется подготовить и внести в правительство предложения по увеличению фонда зерна для проведения товарных интервенций.
Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и подзаконные акты к нему планируется принять в декабре 2008 года.
Планируется также принять ряд мер, направленных на снижение темпов роста цен на рынках нефтепродуктов и строительных материалов.
Среди них принятие во II квартале 2008 г. закона «О биржах и организованных торгах», проведение мониторинга реализации инвестиционных программ крупнейших производителей цемента во II квартале 2008 года, а в III квартале 2008 года - мониторинг реализации плана по развитию биржевых торгов нефтепродуктами, с учетом организации на первом этапе торгов в формате простого аукциона с последующим переходом к биржевому ценообразованию и торговле фьючерсами.
Уже на декабрь 2007 года МЭРТ запланирована разработка в отдельных сферах деятельности естественных монополий перечня товаров (работ, услуг), цены (тарифы, сборы, платы) на которые регулируются государством, и порядка государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающего основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля.
Ежегодно планируется проводить отраслевые оценки влияния структурных преобразований естественных монополий на изменение их издержек, финансовое состояние и динамику цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий.
Полностью план мероприятий по снижению темпов роста потребительских цен на 2007-2008 годы опубликован на официальном сайте МЭРТ РФ.
Федеральная налоговая служба (ФНС России), в связи с поступающими от местных управлений ФНС и от организаций обращениями о порядке подписания заявления о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории РФ, опубликовала на своем сайте соответствующее разъяснение в Письме от 20.11.2007 № СК-6-09/902@
Как сообщается в данном письме, приказ ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@ "Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц" (далее – Приказ ФНС России № 826) в установленном порядке был согласован с Министерством финансов Российской Федерации и зарегистрирован в Минюсте России.
В соответствии с п. 6 Рекомендаций по заполнению Заявления о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации, утвержденных Приказом ФНС России № 826, Заявление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения (далее - Заявление) подписывается должностным лицом, имеющим право действовать от имени российской организации без доверенности.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.
Действовать от имени российской организации без доверенности имеет право законный представитель налогоплательщика-организации, которым является лицо, уполномоченное представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (п. 1 ст. 27 Кодекса).
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что разъяснения по заполнению вышеназванного Заявления носят рекомендательный характер, ФНС России считает возможным осуществлять также прием заявлений, подписанных уполномоченным представителем организации, в случае представления одновременно с Заявлением копии надлежащим образом оформленной доверенности, согласно которой он уполномочен на подписание от имени организации вышеуказанного Заявления.
При этом в Заявлении в строке «Руководитель российской организации» указываются данные уполномоченного представителя организации. При поступлении в налоговый орган Заявления проводится сверка идентичности сведений о руководителе организации, указанных в доверенности, со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ, ЕГРН, в порядке, предусмотренном в пункте 2 раздела III Методических указаний для налоговых органов «О некоторых вопросах по учету российских организаций в налоговых органах» (письмо ФНС России от 26.06.2006 № ШТ-6-09/634@).
В случае приема налоговым органом Заявления, подписанного уполномоченным представителем организации, сведения о руководителе организации включаются в ЕГРН на основании сведений, указанных в доверенности.
13 декабря 2007 года в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека состоялась рабочая встреча руководителя Роспотребнадзора Г.Онищенко с президентом Национальной ассоциации игрушечников России (НАИР) А. Цицулиной. Об этом сообщается в пресс-релизе Роспотребнадзора.
В ходе встречи были рассмотрены вопросы, касающиеся состояния отрасли и государственной поддержки детской игрушечной промышленности России.
На встрече Геннадий Онищенко отметил, что в последние годы значительно расширился ассортимент материалов, используемый для изготовления игрушек, появились новые технологии и рецептуры, отмечается большое разнообразие игрушек по функциональному назначению, что обуславливает широкий набор факторов химической и физической природы, которые могут оказывать негативное влияние на здоровье детей.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации требования обязательного подтверждения качества и безопасности детских игр и игрушек обязательна как для импортных, так и для отечественных производителей.
В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий за 9 месяцев 2007 года отмечается уменьшение количества нарушений требований СанПиН «Производство и реализация игр и игрушек», ГОСТ 25779-90 «Общие требования безопасности и методы контроля» к маркировке и информации, наносимой на потребительскую этикетку. В подавляющем большинстве случаев на упаковке имеется необходимая информация о товаре, изготовителе, ограничения по возрастной категории детей, дата изготовления. Информация для потребителя на отечественных игрушках шире и включает условия применения, рекомендации по уходу.
Основное количество реализуемых на территории Российской Федерации детских игр и игрушек поступает из Китая, Польши, Белоруссии, часть производится в Российской Федерации.
За 9 месяцев 2007 года из проверенных 263 тысяч (в 2006 году - 163 тыс.) игр и игрушек специалистами территориальных управлений Роспотребнадзора изъято из оборота около 20% (в 2006 году - 54,9%) в связи с превышением допустимого индекса токсичности, содержания формальдегида, фенола, а также уровня звука и т.д.
Большинство игрушек, не соответствующих требованиям безопасности, преимущественно зарубежного производства, выявлено у мелкооптовых фирм и индивидуальных предпринимателей, реализующих свою продукцию на рынках Москвы и Московской области, Самары, Новосибирска, Владивостока, Ярославля, Челябинска и других крупных городов.
За указанный период специалистами территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации было наложено около 2000 штрафных санкций на сумму около 3 млн рублей, в суды было передано 14 дел.
Геннадий Онищенко также заметил, что нельзя забывать и о печатных изданиях для детей и подростков, так как в последнее время отмечается увеличение выпуска изданий развивающего обучения для дошкольников 5–7 лет. Регулярное использование некачественных печатных изданий для детей и подростков способствуют резкому ухудшению зрения.
В настоящее время Роспотребнадзор принимает активное участие в разработке технического регламента «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Роспотребнадзор считает, что оценку соответствия продукции для детей и подростков требованиям биологической и химической безопасности указанного Технического регламента необходимо проводить в форме санитарно-эпидемиологической экспертизы.
При этом в России ни одно издательство не имеет ни лаборатории, ни отдела контроля качества для проведения собственных испытаний продукции.
Представители Национальной ассоциации игрушечников России (НАИР) отметили, что предприятий-производителей в Российской Федерации насчитывается не более 200. На используемое в производстве сырье имеются паспорта о качестве, санитарно-эпидемиологические заключения. На предприятиях организован производственный контроль готовой продукции.
В сравнении с 2006 годом увеличился удельный вес торгующих организаций, имеющих документы, подтверждающих качество и безопасность товаров детского ассортимента. Реализация детских игр и игрушек осуществляется через торговую сеть: специализированные магазины, супермаркеты, торговые отделы. Всего их в Российской Федерации более 14 тысяч.
Участники рабочей встречи также обсудили подписанное ранее Соглашение о взаимодействии и план проведения совместных мероприятий на 2008 год.
Минфин России дал разъяснения о представлении декларации по налогу на добавленную стоимость организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения. Соответствующее письмо Минфина России от 23.10.2007 № 03-07-11/512 опубликовано на официальном сайте УФНС по г.Москве.
В письме Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина сообщает, что на основании п. 5 ст. 173 и п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ организации, не признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с применением упрощенной системы налогообложения и выставившие при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС. обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по данному налогу.
Минздравсоцразвития в рамках "Стратегии развития здравоохранения на 2009-2019 годы", создание которой завершится в следующем году, будет настаивать на увеличении взносов в систему обязательного медицинского страхования, входящих в единый социальный налог (ЕСН) с 3,1 до шести процентов. Сделать это будет возможно только путем увеличения самого ЕСН, отмечает "Коммерсант". Объяснить увеличение налога новый глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова намерена на встрече с президентом России.
В министерстве отмечают, что другим путем увеличения взносов является рост расходов бюджета на страхование неработающего населения, но в самом Минздравсоцразвития предпочитают увеличение ЕСН.
Замминистра здравоохранения Владимир Стародубов отметил, что изменение ставки ЕСН - это не только экономическое, но и политическое решение, поскольку государство не может постоянно менять схему сбора и перераспределения налогов.
Сейчас финансирование здравоохранения в России находится на уровне таких стран как Бразилия и Перу. Эти государства тратят на медицину около трех процентов от ВВП.
Единый социальный налог - предназначен для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также медицинскую помощь. Плательщиками ЕСН являются работодатели.
Министерство экономического развития и торговли опубликовало план мероприятий по снижению темпов роста потребительских цен на 2007-2008 годы. В нем говорится о том, что подавляющее большинство мер, направленных на борьбу с ростом цен, будут проведены только со второго квартала 2008 года.
На первый квартал 2008 года запланировано уточнение прогноза по инфляции. Это означает, что правительство может повысить планку по темпам роста цен на 2008 год почти сразу после его наступления, пишет "Коммерсант".
"Ведомости" отмечают, что по плану Минэкономразвития, профильные министерства должны будут оценивать эффективность работы естественных монополий и прозрачность их инвестиционных программ. Сделать это будет сложно, поскольку, например, "Газпром" не раскрывает, как тратит доходы от повышения тарифов, пишет газета.
В целом инициативы МЭРТ не содержат акцента на административном регулировании цен. Кроме того, министерством предусматривается возможность либерализации тарифов госмонополий и ЖКХ.
Правительство вынуждено было принимать срочные меры по борьбе с инфляцией после того, как темпы роста цен резко ускорились осенью 2007 года. В итоге вместо запланированных восьми процентов инфляция в России за год составит около 12 процентов.
Министерство экономического развития и торговли опубликовало план мероприятий по снижению темпов роста потребительских цен на 2007-2008 годы. В нем говорится о том, что подавляющее большинство мер, направленных на борьбу с ростом цен, будут проведены только со второго квартала 2008 года.
На первый квартал 2008 года запланировано уточнение прогноза по инфляции. Это означает, что правительство может повысить планку по темпам роста цен на 2008 год почти сразу после его наступления, пишет "Коммерсант".
"Ведомости" отмечают, что по плану Минэкономразвития, профильные министерства должны будут оценивать эффективность работы естественных монополий и прозрачность их инвестиционных программ. Сделать это будет сложно, поскольку, например, "Газпром" не раскрывает, как тратит доходы от повышения тарифов, пишет газета.
В целом инициативы МЭРТ не содержат акцента на административном регулировании цен. Кроме того, министерством предусматривается возможность либерализации тарифов госмонополий и ЖКХ.
Правительство вынуждено было принимать срочные меры по борьбе с инфляцией после того, как темпы роста цен резко ускорились осенью 2007 года. В итоге вместо запланированных восьми процентов инфляция в России за год составит около 12 процентов.
Министерство финансов РФ объяснило, где "потерялся" миллиард рублей бюджетных денег, который якобы выделили на восстановление сахалинского города Невельска, пострадавшего в результате землетрясения 2 августа 2007 года, пишет в пятницу газета "Коммерсант".
Как напоминает издание, на заседании правительства в четверг премьер-министр Виктор Зубков "неожиданно мягко и вежливо" попросил вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина объяснить судьбу части средств, выделенных для Невельска. "Я помню все цифры наизусть. Там где-то, Алексей Леонидович, 1 миллиард рублей потерялся по дороге", - ровным голосом сообщил глава кабинета заместителю.
Кудрин не стал сразу отвечать на вопрос Зубкова, а вечером появился комментарий замминистра финансов Антона Силуанова (он сопровождал премьер-министра в недавней поездке в Невельск, уточняет "Коммерсант"). Чиновник объяснил, что всего на восстановление Сахалина федеральный бюджет выделил 5,5 миллиарда рублей. С 10 сентября Минфин начал перечисление на Сахалин 2 миллиардов рублей беспроцентного бюджетного кредита, а еще 3,5 миллиарда рублей безвозмездной субсидии предполагалось перечислить в 2008 году.
При расчете суммы в 5,5 миллиарда рублей Минфин основывался на заявке сахалинского губернатора Александра Хорошавина, который 10 октября запросил из центра около 3,5 миллиарда рублей. Однако к 15 ноября губернатор согласовал с Минрегионразвития и МЧС расходы на восстановление Сахалина на 2007 год в размере 3,4 миллиарда рублей (вместо 2 миллиардов, запланированных Минфином), а на 2008 год - в размере 3,2 миллиарда рублей. Итоговая сумма запроса составляет примерно 6,5 миллиарда рублей и как раз на 1 миллиард больше, чем учтенные Минфином 5,5 миллиардов.
Таким образом, заключил представитель Минфина, "исчезнувший" миллиард - это не сумма, которая существовала и "потерялась по дороге", а средства, источники выплат которых еще предстоит найти. "Почему-то сложилось впечатление, что мы чего-то там недодали", - посетовал Силуанов, добавив, что все это уже объяснял Зубкову на совещании в Невельске, которое, подчеркивает газета, было закрыто для прессы.
Тем временем стало известно, что одновременно с премьером 11 декабря на Сахалин прибыла и рабочая группа Генпрокуратуры, которая в ближайшие десять дней проверит областной департамент строительства, документацию финансового управления, качество построенных объектов и многое другое. При этом, как говорится в сообщении прокуратуры Сахалинской области, "основной упор будет сделан на целевое использование средств, в том числе и из федерального бюджета, направленных на ликвидацию последствий землетрясения в Невельске".
Напомним, для Зубкова вопрос перевода средств в Невельск стал особенно острым, поскольку одно из его первых распоряжений на посту премьер-министра было связано именно с этим. На заседании правительства 20 сентября Зубков раскритиковал чиновников за медлительность и отправил на Сахалин директора Департамента экономики и финансов правительства Антона Дроздова, велев ему не возвращаться, пока средства не будут перечислены в местный бюджет.
Попытки сотрудников обмануть бухгалтерию «родной» компании часто оборачиваются против самих мошенников. Показательные в этом смысле случаи произошли недавно сразу с несколькими водителями-«дальнобойщиками» в Челябинской области. Действовавшая на «большой дороге» группа вымогателей предлагала шоферам совершить подлог платежных документов. Как сообщает пресс-служба МВД, они вручали жертвам поддельные товарные чеки на суммы, большие, чем были реально потрачены водителями на те или иные нужды. Преступники сулили справедливый дележ полученной в результате обмана разницы. Среди шоферов находилось немало таких, кто соглашался на подобную аферу. Однако вместо ожидаемой прибыли их ждали сплошные убытки. Вымогатели путем психологического и физического давления изымали у бедолаг все имеющиеся наличные средства. Применявшаяся дорожными ворами схема была почти беспроигрышной: захотевшие схитрить водители, чувствуя за собой вину, не обращались с жалобами в милицию или к руководителю фирмы.
Тем не менее оперативная информация все же дошла до работников правоохранительных ведомств и аферистов настигло заслуженное возмездие. Под видом «дальнобойщиков» оперативники произвели контрольную закупку фиктивных товарных чеков на бензин и проживание в гостинице, после чего арестовали бандитов. Теперь участники преступной группы пойдут под суд сразу по двум статьям Уголовного кодекса – 163 («Вымогательство, совершенное группой лиц по предварительному сговору») и 222 («Незаконное приобретение и хранение боеприпасов»).
Неточность, допущенная при заполнении путевых листов, далеко не всегда является препятствием для отнесения издержек фирмы на расходы при исчислении налога на прибыль и применения вычета по НДС. К такому выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 7 ноября 2007 г. № Ф04-7709/2007(39889-А27-40). Как следует из материалов дела, транспортная компания при оформлении ряда путевок, скорее всего, просто допустила опечатку, в результате которой в качестве заказчика стала фигурировать некая никому не известная организация. Налоговики не преминули этим воспользоваться, дабы доначислить налог, пени, а заодно и отказать в вычете по НДС истинному заказчику транспортных услуг. Однако благодаря судьям ему все-таки удалось реабилитироваться. Арбитры указали, что в рассматриваемом случае общество по путевым листам относило на расходы не стоимость ГСМ и не зарплату водителя, а затраты по договорам на предоставленные транспортные услуги. По мнению судей, в подобной ситуации счетов-фактур, актов выполненных работ, договора и, безусловно, документов, подтверждающих фактическую оплату услуг, вполне достаточно, чтобы в целях налогообложения считать произведенные затраты подтвержденными.
Отказ сотрудника письменно объяснить причины прогула никоим образом не мешает работодателю его уволить. Такое утверждение содержится в письме Федеральной службы по труду и занятости от 31 октября 2007 г. № 4415-6. Тем не менее, указали специалисты Роструда, запросить у работника объяснительную записку фирма все же обязана. В случае если в течение двух дней требуемая бумага не будет получена, руководитель вправе оформить акт об уклонении сотрудника давать объяснения. При этом форма акта может быть произвольной, отметили трудовые инспекторы. После этого работодатель вправе издать приказ о применении к провинившемуся дисциплинарного взыскания в виде увольнения по форме № Т-8 (постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1). Прогульщику приказ должен быть представлен в течение трех рабочих дней с момента издания. Если он отказывается под ним подписываться, составляется соответствующий акт.
Кроме того, представители Роструда пояснили, как должна поступить компания, если в день прекращения трудового договора она не имеет возможности выдать экс-сотруднику трудовую книжку в связи с его отсутствием или отказом забрать документ. В такой ситуации достаточно направить бывшему работнику уведомление о том, что ему необходимо либо прийти за трудовой, либо дать согласие на ее отправку по почте. Такая мера освободит компанию от ответственности за задержку при выдаче документа.
Заполнение в автоматизированном режиме декларации по ЕНВД, а также единой (упрощенной) декларации и другой налоговой отчетности, теперь должно проходить без проблем. По крайней мере, специалисты ГНИВЦ ФНС выпустили обновление к программе «Налогоплательщик ЮЛ» (комплексное решение для юридических и физических лиц), которое позволяет на это надеяться.
Последняя на сегодняшний момент версия 4.10 отличается от предыдущей целым рядом усовершенствований. Так, первый из названных документов актуализирован в соответствии с приказом Минфина от 20 сентября 2007 г. № 83н, а при формировании единой декларации теперь можно использовать версию 02 XSD схемы файла обмена. Кроме того, усовершенствовано ПО формирования текстового файла в формате передачи данных декларации по налогу на доходы физлиц 4-НДФЛ и расчета авансовых платежей по земельному налогу (в части корректного отражения суммы аванса по строке 030 раздела 1). Помимо того, новая версия софта оснащена программой, которая позволяет распечатывать бланки с двухмерным штрихкодом PDF-417.
Обновления к программе можно скачать с сайтов налоговой службы и ГНИВЦ ФНС, напоминает пресс-служба ведомства.
Теперь и малые фирмы должны представлять в Росстат формы № 1-вывоз «Сведения о вывозе продукции (товаров)» и № 3-СБ (вывоз) «Сведения о вывозе потребительских товаров». Это предусмотрено постановлением Федеральной службы государственной статистики от 23 октября 2007 г. № 79. Причем подать указанные документы необходимо уже при отчете за 2007 год. Тем же документом определен и порядок заполнения бланков. Напомним, что форма № 3-СБ (вывоз) представляется трижды в год – за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев, а № 1-вывоз следует сдавать в целом за отчетный период.
По всей вероятности, жизнь руководителей компаний, которые задолжали бюджету налоги или штрафы, вскоре заметно осложнится. Как сообщила накануне пресс-служба ФССП, судебные приставы и сотрудники миграционного ведомства отныне станут активно обмениваться информацией. Это предусмотрено соглашением о сотрудничестве, которое на днях заключили ФССП и ФМС. Наибольший интерес для представителей названных ведомств представляют сведения «о лицах, выполняющих управленческие функции в организациях, являющихся должниками по исполнительным документам». Отныне заявление об оформлении загранпаспорта, поступившее в ФМС, автоматически будет служить поводом для запроса в ФССП. Если в результате обнаружится, что за гражданином числится должок, вместо вожделенной книжицы он получит отказ и уведомление об ограничении его права на выезд за пределы отечества. Та же участь ожидает и иностранных подданных, не решивших проблемы с российскими кредиторами, предупреждают судебные приставы.
Генеральному директору фирмы вовсе не обязательно собственноручно подписывать заявление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Это может сделать и уполномоченный представитель компании, имеющий соответствующую доверенность. Об этом сообщила ФНС в письме от 20 ноября 2007 г. № СК-6-09/902@. Дело в том, что согласно пункту 6 Рекомендаций по заполнению заявления, визировать его может только должностное лицо фирмы, которое вправе действовать от ее имени без всяких доверенностей. Однако, учитывая рекомендательный характер такой «инструкции», специалисты Федеральной налоговой службы посчитали, что ничего страшного не случится, если документ подпишет не гендиректор, а уполномоченное им лицо. В этом случае просто необходимо приложить к заявлению копию доверенности. При этом, отмечают ревизоры, в строке «Руководитель российской организации» должны быть указанны данные именно уполномоченного лица. Сведения о руководителе фирмы налоговики проверят и включат в ЕГРН на основании данных доверенности.
13.12.2007
Совокупный спрос россиян на евро в октябре 2007 года увеличился по сравнению с сентябрем на 45 процентов. Об этом говорится в докладе "Движение наличной иностранной валюты через уполномоченные банки" Центробанка России.
В то же время спрос на американскую валюту увеличился только на шесть процентов. Тем не менее, в общей структуре спроса на валюту доллар по-прежнему намного опережает евро - 63 против 37 процентов.
В то же время часть россиян предпочла избавляться от валюты. Предложение долларов от населения в обменных пунктах и операционных кассах выросло за месяц на 21 процента, а евро - на 27 процентов.
В течение октября 2007 года на мировом валютном рынке евро значительно укрепил свои позиции по отношению к доллару. Если 1 октября евро стоил 1,42 доллара, то 31 октября - 1,4468 доллара.
12 декабря вступил в силу Федеральный закон от 25.10.2007 №234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации».
В этой связи Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в официальном сообщении, опубликованной на сайте этого ведомства, считает необходимым обратить внимание на нижеследующие отдельные положения указанного законодательного акта.
1. В закон внесено дополнение, императивно закрепляющее основание для указания в обязательном порядке в отношении продуктов питания информации о наличии в них компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО), - «в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента».
Таким образом, закон был гармонизирован с требованиями Европейского Союза по этикетированию пищевых продуктов, полученных из ГМО. При этом следует отметить, что содержание в пищевых продуктах 0,9% и менее компонентов, полученных с применением ГМО, является случайной или технически неустранимой примесью и пищевые продукты, содержащие указанное количество таких компонентов, не относятся к категории пищевых продуктов, содержащих компоненты, полученные с применением ГМО.
2. Закон дополнен положениями, согласно которым при предоставлении кредита является обязательным предоставление сведений о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и графике погашения этой суммы.
При этом указанная новация касается не как таковых условий договора, а именно информации, доводимой до потребителей при заключении договора в наглядной и доступной форме. Обязанной стороной по своевременному доведению этой информации в целях обеспечения возможности правильного выбора товара (работы, услуги) потребителем является тот, кто на практике фактически предоставляет потребителю соответствующий кредит, т.е. либо продавец - в рамках договора купли-продажи товара в кредит, либо исполнитель (банк или иная кредитная организация) - в рамках кредитного договора (ст. 819 ГК РФ).
Нарушение продавцом права потребителя на получение указанной информации будет определять для виновного лица состав административного правонарушения по части 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, предусмотрен штраф для индивидуального предпринимателя в размере 500-1000 рублей, для юридического лица – 5 000–10 000 руб.
3. Изменена редакция абзаца 8 п. 2 ст.10 закона, что связано с необходимостью устранения ранее существовавшего двоякого толкования его содержания относительно определения в качестве обязательной той части информации, которая содержалась в скобках после слова «изготовителя» (в части информации об уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).
Наличие в наглядной и доступной форме информации об адресе (месте нахождения), фирменном наименовании уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера по общему правилу является обязательным.
Однако обязанность по ее предоставлению в любом случае будет находиться в прямой зависимости от того, есть или нет в отношении конкретного товара уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель или импортер (в этой связи очевидным является лишь то, что в отношении любого импортного товара наличие соответствующей информации об импортере будет по определению обязательным).
Непредоставление такой информации может порождать для продавца как гражданско-правовую ответственность перед потребителем в соответствии со ст. 12 закона, так и определять состав соответствующего административного правонарушения. Причем, поскольку сама по себе эта информация в числе прочих сведений отнесена законодателем именно к информации о товаре, ее не предоставление продавцом может служить основанием для его привлечения к административной ответственности по части 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
4. Особое внимание обращают на себя изменения, касающиеся правовых аспектов предъявления потребителями соответствующих требований в отношении технически сложных товаров с недостатками. При этом следует иметь в виду, что вновь вводимые основания для предъявления потребителями соответствующих требований в отношении технически сложных товаров касаются лишь тех из них, которые входят в соответствующий перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.1997 № 575).
Также определены сроки проведения соответствующей экспертизы товара и закреплено право потребителя на присутствие при ее проведении.
5. Новая редакция п.1 ст. 20 закона призвана минимизировать издержки потребителей, вызываемые необоснованным затягиванием сроков устранения недостатков в товаре, и усилить ответственность соответствующих хозяйствующих субъектов за ненадлежащее исполнение обязательств.
В этой связи законодателем фактически введено определение незамедлительного срока устранения недостатков; установлен предельный срок для устранения недостатков, изначально определяемый соглашением сторон (45 дней); определены основания, согласующиеся в этой части с соответствующими положениями п. 3 ст. 401 ГК РФ, не являющиеся поводом для возможного заключения соглашения о новом сроке устранения недостатков товара и не освобождающие от ответственности за нарушение срока, определенного первоначальным соглашением сторон. При этом как таковая допустимость дополнительного соглашения предполагает его безусловную добровольность и наличие выраженного согласия потребителя.
Кроме того, в целях установления механизма реализации тех положений закона, которые касаются определения в качестве оснований для предъявления соответствующих требований потребителя в отношении технически сложных товаров «невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков», п. 3 ст. 20 закона дополнен императивными положениями о предоставлении потребителю в письменной форме информации о дате его обращения с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара, что должно предполагать, в первую очередь, со стороны уполномоченных организаций и уполномоченных индивидуальных предпринимателей (на практике осуществляющих соответствующую деятельность через всякого рода гарантийные, сервисные и т.п. центры) упорядочение их отношений с потребителями в части обязательного формализованного наличия вышеперечисленных реквизитов в документе, подтверждающем факт нахождения товара в гарантийном ремонте.
6. В законе установлена неустойка за просрочку исполнения обязанности по передаче предварительно оплаченного товара.
7. Новая редакция ст.97 ГК РФ, а также изменение, внесенное в п. 1 ст. 26.1 закона, позволили окончательно выделить дистанционный способ продажи товаров в область самостоятельного правового регулирования и устранить имевшие место коллизии, связанные с смешением данного понятия с продажей товаров по образцам.
Роспотребнадзор отмечает, что в целом все внесенные изменения в закон «О защите прав потребителей» направлены на усиление защиты прав и законных интересов потребителей, а также на совершенствование механизмов реализации этих прав.
Привлечение средств через облигации становится все менее доступным. В третьем квартале эмитенты сократили выпуск долговых инструментов вдвое по сравнению со вторым. Для мелких компаний рынок вообще закрыт. Это ведет к замедлению развития бизнеса и снижению доступности кредитов для конечных заемщиков.
Чистое привлечение заемных средств через размещение облигаций и нот на международных рынках долгового капитала в июле–сентябре составило $396 млрд, сообщил Банк международных отчетов (BIS). Это меньше половины того, что было привлечено в марте–июне. И даже на 4% меньше, чем в третьем квартале 2006 года. Снижение наблюдалось практически на всех мировых рынках. Россию общемировой тренд не миновал. Ее подвела высокая доля инвесторов-нерезидентов среди покупателей отечественных облигаций, считают эксперты. Мировой кризис привел к массовому выводу средств иностранцев из России в третьем квартале. Это стало причиной роста доходности на долговом рынке, а значит, увеличения стоимости заимствования для эмитентов.
Так, если в июле 2007 года эмитенты еще смогли привлечь с рынка почти 60 млрд рублей, в июле – 84 млрд рублей, то в августе объем новых займов составил всего 12 млрд рублей, а в сентябре и вовсе упал до 3,5 млрд рублей.
Впрочем, отмечают эксперты, в четвертом квартале ситуация вновь стала улучшаться, в Россию вновь пошел капитал. В ноябре заемщики привлекли с рынка более 60 млрд рублей.
В ближайший год кредитные риски инвесторов только увеличатся под влиянием ипотечного кризиса в США, отмечают аналитики. Это приведет к пересмотру финансовыми структурами способов обеспечения своей деятельности деньгами. Предполагается повышение дивидендных ставок по акциям до отметок, существенно превышающих средние ставки годовой доходности рынка корпоративных облигаций.
Ну а пока, хоть и дорого, но доступ к деньгам инвесторов открыт только для эмитентов, входящих в список «голубых фишек». К примеру, для первоклассных заемщиков стоимость заимствований стала выше на 0,5–0,8%; для эмитентов второго эшелона – на 0,8–1,5%, а для третьего эшелона доступ на рынок займа закрыт.
Кредитные организации тоже испытывают проблемы с рефинансированием. Так, для банков первого эшелона ставки по облигациям на вторичном рынке в среднем выросли с 6–7 до 8–9%, для банков второго эшелона – до 10–12%, а для ряда кредитных организаций третьего эшелона ставки в отдельные моменты «зашкаливали» за 20–25%.
А в конечном итоге страдает физический заемщик. Для него ужесточаются требования выдачи любых кредитов. Кроме того, заем выдается под совсем невыгодный процент.
В целом, полагают эксперты, усложнившиеся условия получения заемных средств банками приведут к снижению инвестиционной активности последних. Можно ожидать, что темпы роста активов банковской ситемы в четвертом квартале существенно снизятся. Впрочем серьезного влияния на темпы роста экономики это не окажет: потери могут измеряться десятыми долями процентов ВВП.
Что касается промышленного сегмента, то можно говорить о снижении инвестиционной активности в ряде отраслей. Например, в ритейле, скорее всего, ряд региональных игроков не смогут выполнить оптимистичные прогнозы по расширению торговой сети, озвученные ранее.
Впрочем, продлится это недолго. Можно ожидать, что весной вернется спрос на облигации.
С начала года в столице выдано более 600 тыс. разрешений на работу мигрантам, сообщил вчера журналистам начальник управления Федеральной миграционной службы по Москве Федор Карповец. По его словам, за тот же период 2006 года иностранным гражданам было выдано всего 150 тыс. разрешительных документов для работы.
«По нашим данным, за это время трудоустроились практически 300 тыс. граждан иностранных государств. В отношении остальных мигрантов мы можем только предполагать», – отметил чиновник.
При этом он подчеркнул, что проблема нелегальной рабочей силы в мегаполисе стоит так же остро. «Использование нелегальных иностранных рабочих происходит по-прежнему во всех сферах городского хозяйства. Большая часть из них, как и прежде, работает в сфере строительства, однако нарушения выявлены и в сфере потребительских услуг, на рынках и в ЖКХ», – заявил г-н Карповец.
Задолженность по зарплате россиянам к концу 2007 года составит два с половиной миллиарда рублей, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на данные Роструда.
К началу ноября 2007 года работодатели должны были россиянам почти четыре миллиарда рублей. При этом большинстве регионов уже удалось решить сложности с задолженностью бюджетникам. Частично на общую задолженность по зарплате влияют долги обанкротившихся работодателей. В статистику Роструда не входят данные по малому бизнесу.
По данным на сентябрь 2007 года, средняя зарплата россиян составляет около 13,8 тысячи рублей в год. В больших городах зарплата больше - например, в Москве по итогам 2007 года служащие будут получать в среднем по 22 тысячи рублей.