20.05.2005
Организации, составляющие отчетность по МСФО по требованию закона или в добровольном порядке получат право не составлять финансовую отчетность по национальным стандартам (ПБУ). Малым фирмам разрешат не составлять финотчетность, правда, если против этого не будут возражать все участники и акционеры организации. С такими предложениями выступила «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности».
Помимо этого, специалисты фонда НСФО предлагают создать негосударственную независимую профессиональную структуру, которая осуществляла бы регулирование в сфере бухучета и отчетности. Решения в ней будут принимать коллегиально, а право одобрить, придать им законную силу или наложить вето получит уполномоченное государственное ведомство. Разработчики законопроекта определили и сроки перехода разных категорий организаций на международные стандарты финансовой отчетности. Таким образом, они четко ограничили период, предоставленный фирмам и бухгалтерам для подготовки к работе в новых условиях. Об этом корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» сообщили в пресс-службе НСФО.
19.05.2005
Для возврата переплаченных в бюджет денег фирме нужно обращаться в инспекцию по месту текущей регистрации. Причем даже в том случае, если переплата возникла до смены юридического адреса и перехода в другую налоговую. Если же новые инспекторы отправят организацию по старому адресу, то им стоит показать постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2005 г. № А56-23872/04. Арбитры указывают, что возврат налога по месту регистрации прямо предусмотрен пунктом 2 статьи 78 Налогового кодекса. При этом абсолютно не важно, какой именно бюджет должен вернуть деньги.
Продлить срок использования касс, исключенных из госреестра, организация может с помощью реконструкции. Это касается аппаратов стоимостью менее 10 тысяч рублей. Дело в том, что такие ККМ не относятся к амортизируемому имуществу (п. 1 ст. 256 НК). А следовательно, исключение моделей из реестра автоматически делает их негодными к применению (п. 5 ст. 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Если же стоимость аппаратов увеличить хотя бы до 10 тысяч рублей с помощью реконструкции (п. 2 ст. 257 НК), их можно будет использовать еще в течение 5-7 лет. Ведь при этом они становятся амортизируемым имуществом 4-й группы с первоначальной стоимостью, равной затратам на реконструкцию. Об этом сообщил Минфин в письме от 14 апреля 2005 г. № 03-01-20/2-56.
Похоже, вскоре предприниматели смогут воспользоваться налоговой амнистией. Условия, которые должны сопровождать этот процесс, обсуждались накануне на встрече парламентариев с президентом Владимиром Путиным. Сенаторы считают, что для бизнесменов, которые решат воспользоваться поблажкой, необходимо снизить ставку подоходного налога с 13 до 3-4 процентов и обеспечить анонимность их банковских счетов. Выполнение этих условий, по их мнению, позволит достичь наилучшего результата. Теперь судьбу этих предложений решит специально созданная рабочая группа во главе с вице-премьером Александром Жуковым.
«Налоговая амнистия – это инструмент, которым захотят воспользоваться многие», — сказала корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства «ОПОРА России» Дина Крылова. Однако по ее словам, «первопроходцам» будет сложнее всего. Для того чтобы развеять сомнения таких предпринимателей необходима стопроцентная гарантия их неприкосновенности».
В скором времени небольшие фирмы смогут выполнять «поручения» более крупных собратьев по бизнесу и получать за это соответствующие льготы. Общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» выступила с инициативой создания объединений малых, средних и крупных предприятий, которые будут производить взаимодополняющую продукцию на определенной территории
Как пояснили корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» в пресс-службе «ОПОРЫ России», в большой бизнес малые фирмы допустят на конкурсной основе. По результатам конкурса малое предприятие получит заказ от крупного и будет обязано исполнить его в определенные сроки. Исполнителю будет предоставлено помещение, выделено необходимое оборудование, он сможет получить кредит. Глава правительства Михаил Фрадков в целом одобрил инициативу предпринимателей. Минпромэнерго, Минэкономразвития, Минрегион и Минобрнауки представят свои предложения по этому вопросу до 1 июля 2005 года.
Если фирма переплатила госпошлину, излишне внесенную сумму можно будет вернуть. Для этого нужно подать заявление в инспекцию по месту осуществления действий, за которые перечислена пошлина. К нему организация должна приложить решения, определения и справки судов, госслужб или чиновников, которые оказывали такие услуги. Об этом сообщил Минфин в письме от 24 марта 2005 г. № 02-05-03/539.
Ни для кого не секрет, что подготовленный Минфином законопроект по налоговому администрированию во многом расходится с пожеланиями, высказанными бизнес-сообществом. Накануне Союз промышленников и предпринимателей (РСПП) подготовил проект обращения, в котором обозначил моменты, явно ухудшающие положение предпринимателей. В частности, речь идет о камеральных и выездных проверках. В законопроекте они фактически ничем не отличаются друг от друга.
Члены бюро РСПП обращаются к другим организациям бизнеса – «ОПОРА» и «Деловая Россия» с предложением обсудить подготовленный ими проект и поддержать его. В разговоре с корреспондентом «Федеральной бухгалтерской газеты» заместитель руководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков высказал надежду, что «депутаты не проигнорируют мнение объединившихся бизнес-сообществ и в ходе рассмотрения законопроекта в Госдуме внесут в него необходимые бизнесу поправки».
Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) выявила около двадцати схем по отмыванию доходов, полученных преступным путем. Об этом сообщил журналистам руководитель службы Виктор Зубков. «Сегодня у нас, в отличие от предыдущих лет, уже идет разговор о тех конкретных схемах по отмыванию доходов, которые существуют в России. То есть от становления мы перешли к конкретной работе», – отметил Зубков. По словам чиновника, выявленные схемы позволяют отмывать даже не миллионы, а миллиарды рублей, все они достаточно хорошо изучены ФСФМ, и сегодня уже пора поговорить о том, как им противостоять.
Ни для кого не секрет, что подготовленный Минфином законопроект по налоговому администрированию во многом расходится с пожеланиями, высказанными бизнес-сообществом. Накануне Союз промышленников и предпринимателей (РСПП) подготовил проект обращения, в котором обозначил моменты, явно ухудшающие положение предпринимателей. В частности, речь идет о камеральных и выездных проверках. В законопроекте они фактически ничем не отличаются друг от друга.
Члены бюро РСПП обращаются к другим организациям бизнеса – «ОПОРА» и «Деловая Россия» с предложением обсудить подготовленный ими проект и поддержать его. В разговоре с корреспондентом «Федеральной бухгалтерской газеты» заместитель руководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков высказал надежду, что «депутаты не проигнорируют мнение объединившихся бизнес-сообществ и в ходе рассмотрения законопроекта в Госдуме внесут в него необходимые бизнесу поправки».
Федеральная антимонопольная служба внесла в Правительство доработанный законопроект «О защите конкуренции». Об этом в ходе работы круглого стола «Планируемые изменения в антимонопольном законодательстве», организованного Юридическим Комитетом Ассоциации Европейского Бизнеса в РФ, сообщил руководитель службы Игорь Артемьев. По его словам, из 13 министерств и ведомств, согласовывавших законопроект, 12 дали положительное заключение. Отрицательный отзыв поступил только от Федеральной служба по тарифам. Теперь в Правительстве ожидают заключения Главного правового Управления Администрации Президента, после чего документ будет вынесен на рассмотрение Госдумы.
Чиновник надеется, что закон будет принят в первом чтении еще в весеннюю сессию Госдумы. «После вступления в силу нового закона внимание антимонопольной службы будет сконцентрировано только на крупных сделках, которые могут оказать влияние на экономику, а малый и средний бизнес будет избавлен от ненужной мелочной опеки», – заверил Артемьев.
Льготами по налогу на землю смогут воспользоваться нижегородские организации – разработчики проектов зданий с высокими стандартами экологического соответствия. Такое решение приняла мэрия совместно с участниками проходящего в центре Приволжского федерального округа Международного научно-промышленного форума «Великие реки», в рамках которого состоялся конгресс «Архитектура и градостроительство: устойчивое развитие современной среды жизнедеятельности».
Как считают чиновники городской администрации, качественное строительство позволит городу сэкономить немалые средства на природоохранных акциях. В свою очередь некоторые налоговые послабления не нанесут ущерба муниципальному бюджету, который ныне исполняется с профицитом.
18.05.2005
Возможно, банкам разрешат в одностороннем порядке закрывать безденежные счета, по которым в течение двух лет не проводилось никаких операций. Правда «если иное не предусмотрено договором». Накануне депутаты Госдумы одобрили во втором чтении такие поправки в Гражданский кодекс. Депутаты считают, что банки должны при этом предупреждать своих клиентов о намерениях аннулировать счет в письменном виде за два месяца.
«В целом предложенные поправки вполне обоснованные»,– сказала корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» эксперт Центра экспертизы проблем предпринимательства «ОПОРА России» Юлия Духнина. Однако по ее мнению, «не совсем понятно, каким образом банк обеспечит получение клиентом уведомления о намерении расторгнуть договор, поскольку в проекте закона не указано, что это должно быть именно заказное уведомление. А в этом случае нельзя говорить о надлежащем порядке информировании клиента».
Похоже, что фирмы, которые в течение года не подавали отчетность в налоговые инспекции, будут ликвидированы без решения суда. В упрощенном порядке будут исключены из Единого государственного реестра юридических лиц и организации, которые за этот период не проводили никаких банковских операций. Накануне депутаты Госдумы одобрили в первом чтении такие поправки в Гражданский кодекс и закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В Комитете Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» пояснили, почему необходимо принять соответствующие поправки. Депутаты считают, что «такие фирмы, как правило, используют для различных махинаций, например, для обналичивания денег. Проконтролировать этот процесс довольно трудно, поскольку в стране насчитывается около 3,5 миллиона компаний-«призраков».
Порядок учета стоимости заемных средств при расчете налога на прибыль разъяснил Минфин (письмо от 22 марта 2005 г. № 03-03-10-04/1/130). Так, при определении базы по этому налогу на конец каждого отчетного периода фирма должна учитывать проценты, начисленные ей в этот период за пользование кредитом. При долгосрочных займах учитывать проценты только по окончании проекта фирма не вправе. Кроме того, финансисты отметили, что согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса уменьшить налог за счет таких расходов можно, только если заем организация использует для деятельности, направленной на получение дохода.
При выплате сотруднику пособия по временной нетрудоспособности фирме нужно тщательно изучить больничный лист. Ведь если он будет составлен неправильно, ФСС откажет организации в вычете. Теперь же на стороне сотрудников соцстраха и Верховный Суд (решение от 16 марта 2005 г. № ГКПИ2005-48).
Компания попыталась оспорить абзац 3 пункта 18 Положения о ФСС, утвержденного постановлением правительства от 12 февраля 1994 г. № 101. Именно он позволяет отказывать в вычете, если больничный лист содержит ошибки. По мнению истца, этот абзац противоречит подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ. В этом пункте сказано, что сотрудники ФСС не принимают расходы, произведенные с нарушениями законодательства. Правила же заполнения больничных, установленные письмом фонда соцстраха – ведомственный акт, который к законодательству не относится.
Однако высшие арбитры решили, что никакого противоречия здесь нет. Согласно пункту 6 статьи 3 Гражданского кодекса постановления правительства, а значит и Положение о ФСС, входят в состав законодательства. Следовательно, нарушение правил, установленных Положением, обоснованно влечет за собой отказ в вычете.
Фирмам, имеющим на балансе неамортизируемые основные средства, будет интересно письмо Минфина от 18 апреля 2005 г. № 03-06-01-04/204. В нем финансисты разъяснили, как определить среднегодовую стоимость таких объектов для расчета налога на имущество. Так, согласно пункту 17 ПБУ 6/01 в конце года по ним начисляется износ, который отражается на забалансовом счете. Однако для определения средней стоимости активов этот износ фирма должна равномерно распределить по месяцам.
Размер суточных для поездок в загранкомандировки, учитываемый при налогообложении прибыли, с 1 января 2006 года будет изменен. Новые нормы утверждены постановлением правительства от 13 мая 2005 г. № 299.
До нового года фирмы будут относить на расходы по налогу на прибыль суточные по старым нормативам. Они установлены постановлением правительства от 8 февраля 2002 г. № 93.
Сочинский суд приступил к слушанию дела о взятке. Сотрудница таможни вымогала у предпринимателя полторы тысячи долларов.
При проверке документации одной из торговых компаний таможенный инспектор обнаружила недочеты и нарушения. Встретившись с директором «проштрафившейся» фирмы, она предложила решить дело полюбовно. Разумеется, за соответствующее вознаграждение. Договорились о повторной встрече в районе железнодорожного вокзала. Предпринимательница принесла часть требуемой суммы – тысячу долларов. Остальные деньги обещала передать позже. После того как «сделка» состоялась, женщины распрощались. Довольная взяточница направилась к автобусной остановке, но была остановлена сотрудниками УВД.
«О факте вымогательства нам сообщила сама директор предприятия. Оставалось лишь задержать взяточницу с поличным», – рассказал корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» один из следователей сочинской прокуратуры. В отношении недобросовестного инспектора было возбуждено уголовное дело по статье 290 Уголовного кодекса. Если суд признает ее виновной, она может отправиться за решетку на срок от трех до семи лет.
17.05.2005
Сразу несколько уголовных дел по фактам уклонения от уплаты налогов возбуждено в Пензенской области за текущий месяц. Так, например, директор одного из местных предприятий обвиняется в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК). С 1 января 2004-го по 31 марта 2005 г. руководитель фирмы не перечислял удержанный со своих работников налог на доходы физических лиц. По данным следствия, сумма причиненного ущерба составила 3,493 млн. рублей.
Директор другого предприятия области в период с декабря 2003-го по декабрь 2004 г. осуществлял оплату материалов, товаров и услуг через счета третьих лиц. При этом предприятие имело недоимку по налогам и сборам. В отношении этого руководителя также заведено уголовное дело.
Комментируя данные факты корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты», старший помощник прокурора Пензенской области Татьяна Островская сказала, что «скорее всего, в ходе дальнейшего расследования материалов по возбужденным уголовным делам ниточка потянется к главным бухгалтерам предприятий и организаций». Как утверждает сотрудник прокуратуры, избежать ответственности или получить более мягкое наказание бухгалтеры смогут, если представят следствию прямые, документально оформленные указания руководителя на проведение той или иной финансовой операции.
Отныне налоговые инспекторы смогут через суд оспаривать сделки, заключенные между фирмами, если они покажутся им сомнительными. К такому выводу пришел Президиум Высшего Арбитражного Суда. В своем вердикте судьи указали, что право инспекторов предъявлять иски «о признании сделок недействительными и взыскании в пользу государства всего полученного по таким сделкам дохода» закреплено в пункте 11 статьи 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации". Этот закон действует до сих порРанее налогоплательщикам удавалось доказывать в арбитражных судах, что инспекторы не могут подавать иски о признании сделок ничтожными. К примеру, ФАС Северо-Западного округа прекращал производство по такому делу исходя из того, что в статье 31 Налогового кодекса, где прописаны права налоговых органов, данная норма отсутствует. Теперь же опротестовать иск инспекции в судах федерального уровня будет довольно сложно. Юристы считают решение ВАС ошибочным. «Отдавать все на откуп налоговикам недопустимо… Хотя удивляться такому решению не стоит, поскольку арбитражный суд часто противоречит сам себе», – сказал корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» представитель юридической компании «Джон Тайнер и Партнеры».