16.11.2007
Министерство внутренних дел предложило увеличить до шести лет тюремного заключения санкцию по статье 178 Уголовного кодекса, в которой говорится о недопущении и ограничении конкуренции, пишут "Ведомости".
Если нововведение будет одобрено, милиция получит возможность использовать прослушку для доказательства ценовых сговоров. В настоящее время прослушивание использоваться не может, так как срок по статье 178 не превышает пяти лет, отмечает издание.
Предложение МВД проходит межведомственное согласование. В разработке самого документа участвовали президентская администрация и антимонопольщики. Последние также требуют доказательства не ущерба от ценового сговора, а факта незаконного обогащения, так как это сделать гораздо проще.
Статья 178 с 2003 года применяется при нанесении ущерба в миллион рублей. В течение двух лет после введения ограничения ни один человек не был осужден по этой статье, а число возбужденных дел сократилось в пятнадцать раз.
В последние несколько недель милиция проводит масштабную проверку поставщиков, производителей и продавцов важных продовольственных товаров. В МВД уже заявили, что смогли вскрыть схему резкого роста цен на зерно в столице, а также уход от налогов крупного мясного и молочного предприятий.
Тщательно проверять контрагента – первейшая обязанность любого предпринимателя, пекущегося не только о прибыли, но и о собственной безопасности. Несоблюдение этого правила едва не стоило жизни нескольким коммерсантам из Ульяновска и Екатеринбурга, заключившим «выгодный» контракт с лжепоставщиком.
Как сообщает пресс-служба прокуратуры Воронежской области, персонаж, о котором идет речь, пообещал бизнесменам поставить крупные партии сахара с условием оплаты банковскими векселями. Приехав в офис, который мошенник заблаговременно арендовал на несколько дней, доверчивые коммерсанты заключили контракт на поставку 25 тонн сладкого продукта на сумму около 4 миллионов рублей и поставили подписи и печати на привезенных с собой векселях для последующего погашения предъявителем. Сразу после этого в помещение ворвались вооруженные люди в масках и забрали документы. Как впоследствии установили правоохранители, «маски-шоу» от начала и до конца было срежессировано предприимчивым аферистом, который не замедлил обналичить ценные бумаги в местном филиале крупного банка. Следствие по делу длилось более трех лет. В конце концов ранее судимый инициатор криминального «розыгрыша» был приговорен к пяти с половиной годам лишения свободы. Кроме того, ему назначены принудительные меры медицинского характера (в ходе проведения экспертизы у него были выявлены признаки расстройства личности).
Бизнесмены вскоре получат возможность непосредственно участвовать в образовательной подготовке будущих сотрудников для своих фирм. В ходе прошедшего пленарного заседания депутаты Госдумы одобрили в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях предоставления объединению работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования». Согласно принятому документу, предпринимательские объединения наравне с деятелями науки смогут работать над федеральными государственными образовательными стандартами и требованиями к дополнительным профпрограммам. Помимо того, специалисты Минобразования учтут мнение коммерсантов как при формировании перечней специальностей, так и в процессе аккредитации высших и средних учебных заведений.
Производители и продавцы спиртосодержащей продукции, скорее всего, получат необходимое время для того, чтобы оснастить свои предприятия оборудованием, позволяющим полностью перерабатывать и утилизировать отходы спиртового производства. Теперь найти денежные средства, спроектировать и построить очистные сооружения они должны будут до 1 января 2009 года. Соответствующие поправки в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в ходе прошедшего на днях пленарного заседания депутаты Госдумы одобрили в первом чтении. В настоящее время проблема заключается в том, что пункт 1 статьи 20 Закона от 21 июля 2005 г. № 102-ФЗ обязывает предпринимателей спроектировать и построить объекты в оставшиеся до 2008 года полтора месяца. Сделать это для многих коммерсантов не представляется реальным, однако невыполнение условия автоматически повлечет за собой потерю лицензии. Приняв во внимание трудности компаний, связанные с поиском денег на проведение работ по проектированию и строительству очистных сооружений, депутаты решили пойти навстречу бизнесменам.
Мечты игроков алкогольного рынка об освобождении от ЕГАИС потихоньку начинают сбываться. Накануне Госдума одобрила проект закона, выводящий из-под учета системы оптовый оборот алкогольной продукции. Однако импортеров алкоголя это послабление не коснется. Кроме того, законодатели намерены лишить правительство полномочий устанавливать объем не подлежащей учету алкогольной продукции в случае, если она используется в качестве сырья или вспомогательного материала.
Напомним, что Единая государственная автоматизированная информационная система учета алкогольной продукции, призванная учитывать всю информацию о продаваемом алкоголе, была создана в январе прошлого года. В июле ошибки в системе спровоцировали обширный кризис отрасли, в результате чего полномасштабное введение системы несколько раз переносилось (очередной запуск намечен на июнь будущего года). Что касается оптовиков, то их предлагалось исключить из ЕГАИС еще в мае текущего года, но соответствующие поправки в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» были одобрены правительством лишь в октябре. Впрочем, представителям «розничного алкогольного звена» тоже не стоит унывать. Как неоднократно заявлял глава Минфина Алексей Кудрин, вывод опта – это только первый шаг на пути к «либерализации» алкогольного рынка, остальным его участникам стоит лишь набраться терпения и ждать новых послаблений.
Совершенствование миграционного законодательства может кардинально поменять свою направленность. Как сообщил накануне в ходе пресс-завтрака вице-спикер Мосгордумы Андрей Метельский, до конца года столичное правительство намерено подготовить ряд поправок в федеральные законы, существенно ужесточающих миграционные правила. Распространяться о сути предлагаемых изменений вице-спикер не стал, однако, памятуя недавние заявления мэра столицы Юрия Лужкова, можно понять, что речь пойдет об отмене «чрезмерно либерального» миграционного курса. В частности, о возвращении к разрешительному принципу регистрации трудовых мигрантов вместо недавно введенного уведомительного. Кроме того, московские власти полагают, что работодатели должны принимать в судьбе гастарбайтеров более весомое участие, нежели сейчас. Они признают, что недовольство мигрантов российским бизнесом, который пригласил их поправить свое благосостояние, но создал по-настоящему рабские условия, вполне обоснованно. В связи с этим предлагается выдавать разрешения на привлечение иностранных рабочих только тем компаниям, которые смогут гарантировать им жилье и определенный соцпакет. По некоторым данным, столичный градоначальник уже обсуждает свои идеи с федеральным правительством.
Не исключено, что в обозримом будущем бухгалтерам помимо прочего придется вести персонифицированный учет дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии работников. Их ежемесячное исчисление, удержание и уплата согласно законопроекту, принятому накануне депутатами Госдумы в первом чтении, входит в обязанности работодателей. Правда, исполнять ее фирмы должны в отношении только тех сотрудников, кто сам решит участвовать в системе софинансирования добровольных пенсионных накоплений и напишет соответствующее заявление.
Граждане, изъявившие такое желание, обязуются уплачивать не менее 2 и не более 10 тысяч рублей в год в качестве дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии. Государство же должно удвоить эту сумму за счет средств Фонда национального благосостояния. Однако данная система будет распространяться только на тех, кто подключится к ней в период с 1 июля 2008 по 30 июня 2013 года. Срок софинансирования тоже ограничен и составляет 10 лет. Конкретный размер дополнительных взносов сотрудник вправе установить в рублях или процентах от базы, совпадающей с базой для начисления обязательных пенсионных платежей.
Компании вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на уплаченные суммы налога на имущество, если объектом фактически пользуются, но по тем или иным причинам он не зарегистрирован. Минфин считает подобные расходы обоснованными, о чем и сообщил в письме от 2 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/768. Финансисты напомнили, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленных в установленном законодательством порядке. Каких-либо иных особенностей в отношении учета налоговых затрат представители главного финансового ведомства в Налоговом кодексе не нашли.
Предприниматели смогут и впредь привозить в страну импортный зеленый и черный чай, а также отдельные виды необработанных шкур на льготных условиях. На днях федеральное правительство издало постановление от 10 ноября 2007 г. № 768, согласно которому действие нулевых таможенных пошлин продлевается на бессрочный период. Отметим, впрочем, что действовать этот документ начнет лишь спустя месяц со дня официального опубликования, то есть не раньше чем с середины декабря. Напомним, что впервые нулевые ввозные пошлины на данный вид товаров кабинет министров ввел в январе текущего года, однако в тот момент льготы были объявлены временной мерой.
15.11.2007
Миноритарии Сбербанка не внесли альтернативную кандидатуру на пост главы финансовой организации. В связи с этим на внеочередном собрании акционеров банка, на котором будет выбираться новый председатель правления Сбербанка, акционеры будут голосовать только за одну кандидатуру Германа Грефа, сообщил нынешний председатель правления Aндрей Казьмин, передает РИА Новости.
Напомним, что Герман Греф не вошел с состав нового правительства, сформированного Виктором Зубковым в сентябре 2007 года. В правительстве Михаила Фрадкова Греф занимал должность министра экономического развития и торговли.
В свою очередь, Андрей Казьмин переходит из Сбербанка в Почту России. Это назначение в начале октября одобрил президент России Владимир Путин.
В октябре 2007 года все сотрудники Сбербанка, входящие в Наблюдательный совет, проголосовали против кандидатуры Германа Грефа. Однако из-за того, что в Наблюдательный совет входят не только сотрудники банка, в целом кандидатура Грефа была одобрена.
Последовательное снижение инфляции в течение последних лет может вновь смениться повышением: чтобы этого не произошло, нужно не только развивать конкуренцию, но и повышать независимость Росстата, считают в аудиторско-консалтинговой компании "ФБК".
"Высока вероятность, что на рубеже 2007-2008 годов динамика снижения уровня инфляции будет нарушена, и она снова будет расти", - говорится в подготовленной компанией программе социально-экономического развития России на 2008-2010 годы "Второе дыхание". Программу представили в среду на пресс-конференции в РИА Новости руководитель проекта, директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев и рецензент программы - научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.
Между тем первый зампред Центробанка РФ Алексей Улюкаев считает, что рост потребительских цен в России выйдет в ноябре 2007 года на обычный для осени уровень. "После короткой волны всплеска инфляции в сентябре-октябре, в ноябре мы уже видим существенное снижение темпов инфляции", - сказал он. В ноябре 2006 года инфляция составила 0,6%, за первую неделю ноября 2007 года - 0,2%. Улюкаев рассчитывает, что в 2008 году темпы роста потребительских цен в стране существенно снизятся.
Как считают в ФБК, для снижения инфляции требуется не просто принятие антиинфляционных мер - необходимо "изменить представление о том, что в конечном итоге предопределяет уровень инфляции".
Так, эксперты считают необходимым принять меры по развитию конкуренции как среди отечественных товаропроизводителей, так и со стороны импорта. Государственное регулирование тарифов естественных монополий должно быть заменено рыночными механизмами регулирования, уверены в ФБК. Ныне действующая система не стимулирует естественных монополистов к сдерживанию тарифов, поясняют эксперты.
Кроме этого, следует менять и отношение к целевому показателю инфляции, отмечается в документе. В настоящее время целевой показатель инфляции воспринимается заинтересованными экономическими ведомствами как показатель, реалистичность которого надо подтверждать даже тогда, когда всем становится очевидно обратное, говорится в программе. Это снижает доверие к показателю, и он перестает сдерживать инфляционные ожидания. В компании считают, что следует повысить обоснованность прогнозных показателей и своевременно вносить корректировки.
Эксперты сомневаются в достаточности доверия к официальным фактическим показателям инфляции: в ФБК считают необходимым совершенствовать методику расчета показателей и рассмотреть вопрос о выведении Росстата из структуры федеральной исполнительной власти.
Когда население и хозяйствующие субъекты не доверяют официальной статистике по инфляции, это повышает инфляционные ожидания, отмечают в ФБК. В компании напоминают, что по данным опросов, население оценивает реальный уровень инфляции в 2-3 раза выше, чем официальные показатели. ешение проблемы возможно через введение внешнего контроля достоверности официальной статистической информации, говорится в документе.
Что же касается Росстата, следует рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения отечественного официального статистического органа в структуре исполнительной власти.
В сегодняшнем положении Росстат не обладает должной независимостью, что повышает вероятность искажения информации, считают в ФБК. Ссылаясь на зарубежный опыт, эксперты отмечают, что официальная статистическая информация должна являться результатом деятельности институтов и центров, обладающих максимальной степенью независимости.
Населению также требуется объяснять, почему субъективная оценка уровня инфляции заметно выше по сравнению с официальными данными, говорится в документе.
В целом управление инфляцией должно носить превентивный характер, замечают эксперты. "Образец того, как не надо действовать, - лихорадочные меры правительства по пересмотру таможенных пошлин в ответ на скачок потребительских цен в сентябре 2007 года", - отмечается в программе. По мнению экспертов, такие меры следует принимать на два-три месяца раньше.
Специалисты различного уровня неоднократно подвергали критике проводимый Росстатом расчет уровня инфляции. Так, по экспертной оценке, инфляция часто оказывается выше официальных данных. Методика же расчета, используемая Росстатом, непрозрачна и эксперты затрудняются оценить ее правильность.
14 ноября Мосгордума приняла закон «О внесении изменения в статью 4 закона города Москвы от 5 ноября 2003 года №64 «О налоге на имущество организаций».
По словам редактора документа, первого заместителя руководителя Департамента экономической политики и развития города Валерия Жарова, законом города от 10 октября 2007 года №41 «О внесении изменений в закон города Москвы от 5 ноября 2003 года №64 «О налоге на имущество организаций» для организаций всех форм собственности в отношении объектов коммунального комплекса по утилизации твердых бытовых отходов, водоснабжению и водоотведению установлена льгота.
Между тем льгота не распространяется на имущество, сдаваемое организациями в аренду. В то же время эксплуатация объектов коммунального комплекса может осуществляться специализированными организациями по договору аренды с собственником этих объектов.
Таким образом, документ вносит соответствующее уточнение в закон города от 5 ноября 2003 года №64 «О налоге на имущество организаций» в целях реализации льготы в отношении объектов, сдаваемых организациями в аренду.
В своем содокладе депутат Александр Крутов отметил, что, к сожалению, при предыдущем внесении изменений в закон города «О налоге на имущество организаций» разработчики документа упустили возможность распространения льготы на имущество, сдаваемое организациями в аренду. Теперь же закон исправляет данное упущение.
В итоге дума проголосовала за принятие документа, принимая во внимание его важность для налогового законодательства города.
Центральный банк РФ отозвал с 15 ноября 2007 г лицензии у КБ "Фундамент-банк" (ОАО, г Москва, регистрационный N2118 от 12 октября 1992 г.) и Ипотечного банка развития регионов (ОАО "ИБРР-банк", г Ростов-на-Дону, регистрационный N1514 от 24 июня 1991 г.). Об этом сообщил департамент внешних и общественных связей ЦБР.
Лицензия у Фундамент-банка и ИБРР-банка отозвана приказом от 14 ноября NОД-827 в связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов ЦБР; неоднократным нарушением в течение одного года требований, предусмотренных статьей 7 федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также с учетом неоднократного в течение одного года применения мер, предусмотренных федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Одновременно ЦБР приказом от 14 ноября NОД-828 назначил с 15 ноября 2007 г временные администрации по управлению Фундамент-банком ИБРР-банком в соответствии с федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" – на срок до дня вынесения арбитражным судом решения о признании банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора.
Руководителем временной администрации назначен заместитель управляющего отделением N3 Московского ГТУ Банка России Алексей Лубенченко. Руководителем временной администрации - начальник отдела сводного анализа деятельности кредитных организаций и информационного обеспечения управления по надзору за деятельностью кредитных организаций Главного управления Банка России по Ростовской области Владимир Петренко. Полномочия исполнительных органов обоих банков в соответствии с федеральными законами приостановлены.
ЦБР выявил в деятельности Фундамент-банка неоднократные нарушения законодательно установленных сроков и порядка направления в Росфинмониторинг сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю. Кроме того, кредитная организация нарушала порядок формирования обязательных резервов в Банке России. ЦБР в течение последних 12-ти месяцев неоднократно применял принудительные меры воздействия к кредитной организации за допущенные нарушения.
Фундамент-банк и его филиалы систематически проводили операции, связанные с выдачей клиентам наличных денежных средств по сомнительным основаниям и имеющие конечной целью перевод безналичных денежных средств в наличную форму. За последний год их общий объем превысил 10 млрд руб. Для выдачи наличных денежных средств физическим лицам часто применялись различные "схемные" операции, в том числе связанные с предоставлением кредитов в наличной форме с последующим погашением юридическими лицами в безналичном порядке, по операциям с ценными бумагами и договорам займа.
Кроме того, в мае-сентябре 2007 г на расчетные счета двух иностранных компаний – клиентов банка, зарегистрированных на Британских Виргинских островах, от резидентов по сомнительным сделкам с товарами, не пересекающими таможенной территории РФ, поступило около 3 млрд руб. В последующем по их поручениям денежные средства конвертировались в иностранную валюту и переводились в пользу других офшорных компаний на их счета, открытые в одном литовском банке.
ОАО КБ "Фундамент-банк" является участником системы страхования банковских вкладов. Отзыв лицензии на осуществление банковских операции является страховым случаем, предусмотренным федеральным законом N177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
ЦБР также выявил в деятельности ИБРР-банка неоднократные нарушения законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем. В частности, ИБРР-банк не выявлял и не направлял в Росфинмониторинг сообщения об операциях, подлежащих обязательному контролю. Кредитная организация неадекватно классифицировала активы и не создавала по ним соответствующие резервы, что приводило к сокрытию наличия оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности /банкротства/. ЦБР в течение последних 12-ти месяцев неоднократно применял принудительные меры воздействия к кредитной организации за допущенные нарушения.
В октябре-ноябре 2007 г на счета восьми нерезидентов – клиентов банка, зарегистрированных на Британских Виргинских островах и в Гонконге, от резидентов по сомнительным сделкам с товарами, не пересекающими таможенной границы РФ, поступило более 29 млрд руб. С расчетных счетов указанных иностранных компаний денежные средства по их поручениям в полном объеме переводились в пользу нерезидентов на их счета, открытые в ряде банков Украины, Киргизии, Кипра, Молдавии, Латвии, Литвы, Эстонии, Казахстана.
Кроме того, в период с января по октябрь 2007 г ИБРР-банк провел платежи группы резидентов – своих клиентов в пользу резидентов – кредитных организаций, у которых Банком России впоследствии были отозваны лицензии на осуществление банковских операций. Общий объем таких операций превысил 42 млрд руб.
За первые две недели ноября цены в России выросли на 0,4 процента, сообщил глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович, передает "Интерфакс". Таким образом, по сравнению с октябрем, когда инфляция составила 1,6 процента, рост цен замедлился, однако по-прежнему остается высоким.
За 10 месяцев 2007 года инфляция составила 9,3 процента при плановом показателе на весь год в восемь процентов. По пересмотренному прогнозу Минэкономразвития, цены в текущем году вырастут на 10,5-11 процентов, что намного больше, чем годом ранее.
Наиболее быстрыми темпами в России растет стоимость продовольствия, в частности, самых необходимых товаров - молока, яиц, масла. В октябре правительство приняло целый ряд антиинфляционных мер, важнейшая из которых - заморозка цен на социально значимые продукты до февраля 2008 года. Кроме того, правительство снизило пошлины на ряд импортных товаров, что облегчило доступ зарубежных производителей к российскому рынку.
Управление Роспотребнадзора по Татарстану предложило разработать для банков типовую форму кредитного договора, который бы одновременно защищал права заемщиков и не вызывал нареканий со стороны чиновников. Об этом пишет "Коммерсант".
Ранее Роспотребнадзор отстаивал права заемщиков в судах, предпочитая не вести переговоров с банками. В общей сложности суды рассмотрели уже больше десятка дел из-за незаконных, по мнению чиновников, дополнительных банковских комиссий и штрафов, однако единой практики решения таких дел пока не сложилось.
Если Роспотребнадзор добьется принятия типовой формы, банкам придется отражать в кредитных договорах все условия кредитования единым читаемым размером шрифта. Кроме того, их обяжут указывать точные сроки рассмотрения претензий заемщиков, предельные сроки размещения на счете средств в погашение кредита и ответственность банка за сбои в работе автоматических касс приема платежей. Также Роспотребнадзор считает необходимым зафиксировать в договорах обязанность банка извещать заемщика о не поступившей вовремя оплате.
Различные государственные ведомства начали вести борьбу со скрытыми ставками по кредитам со второй половины 2006 года. В середине 2007 года Центробанк принял постановление об обязательном указании эффективной ставки кредита в договорах. В то же время Роспотребнадзор начал несколько дел против банков, которые взимали дополнительные комиссии по потребительским кредитам.
Более 80 процентов споров с Федеральной налоговой службой (ФНС) компаниям в 2007 году пришлось разрешать в суде, пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на исследование российского подразделения аудиторской компании Ernst&Young.
В 2007 году в исследовании российской налоговой практики Ernst&Young приняли участие 58 компаний из всех основных секторов экономики. 52 процента опрошенных - крупный российский бизнес, остальные - международные компании.
Аналитики компании отмечают, что решение спорных вопросов не путем переговоров, а в судах по-прежнему остается подавляющим. Так, в 2007 году в судах рассматривалось 82 процента всех споров (в 2006 году - 90 процентов). При этом споры с ФНС в 2007 году возникли у 84 процентов опрошенных компаний, при этом почти треть из них спорила с налоговиками от двух до пяти раз. В судах, компании выиграли 89 процентов от общего количества дел. Через жалобы в вышестоящий налоговый орган были урегулированы лишь два процента претензий.
Большинство респондентов отмечают перемены к лучшему. К примеру, число компаний, в которых ФНС проводила выездные налоговые проверки более одного раза в год, снизилось с 40 процентов в 2005 году до 12 в 2007 году. Газета "Ведомости" добавляет, что выросло число компаний, считающих налоговиков независимыми и компетентными. Кроме того, задержка в возмещении НДС сократилась с семи до двух месяцев.
Злоупотребления представителей проверяющих структур давно уже воспринимаются как вполне тривиальное явление. Незаурядными остаются, пожалуй, лишь приговоры, порой поражащающие своим гуманизмом.
Как сообщает пресс-служба прокуратуры Башкирии, специалист первого разряда отдела оперативного контроля ИФНС города Белебея в ходе проверки местной коммерческой фирмы выявил в ее деятельности определенные нарушения. Отозвав в сторонку директора проштрафившейся конторы, инспектор пообещал ему спустить дело на тормозах. В качестве тормозного башмака должны были выступить 15 тысяч рублей. Причем инспектор заведомо знал, что не имеет полномочий выполнить свое обещание. На следующий день руководитель фирмы обратился в прокуратуру с заявлением о вымогательстве у него взятки, а еще через пару часов алчный налоговик был задержан с поличным при передаче ему означенной суммы. В результате молодой да ранний инспектор (незадолго до ареста ему исполнился 21 год) был признан виновным в мошенничестве с использованием служебного положения (часть 3 статьи 159 Уголовного кодекса, предусматривающая от двух до шести лет тюремного заключения) и приговорен… к трем годам лишения свободы условно. Немудрено, что гособвинитель счел назначенное наказание чрезмерно мягким и внес кассационное представление об отмене судебного решения. Так что пока приговор в законную силу не вступил.
Для осуществления предпринимательской деятельности, как правило, необходимо помещение. Однако это еще не означает, что, арендовав заветные квадратные метры, предприниматель мгновенно начнет вести бизнес и у него с такой же скоростью возникнет обязанность уплачивать налоги. Этот, казалось бы, очевидный факт пришлось констатировать судьям ФАС Волго-Вятского округа (постановление от 8 октября 2007 г. № А29-9188/2006А). Как следует из материалов дела, налоговики в ходе проверки обнаружили, что все договоры аренды были заключены ИП с начала 2006 года, в то время как ЕНВД стал поступать в бюджет, начиная с расчетов за второй квартал. Недолго думая, инспекторы доначислили предпринимателю налог, пени и, естественно, штраф. Однако судьям сей подход ревизоров пришелся не по нраву. Они указали, что в соответствии со статьями 346.27 и 346.29 Налогового кодекса объектом обложения по ЕНВД является не сам факт аренды торгового места, а осуществление деятельности на определенном объекте. Налоговики поленились доказать, что предприниматель в спорный период занимался бизнесом, а потому и остались, что называется, с носом.
Фирмам и предпринимателям, занятым в сфере розничной торговли, скорее всего, придется поступиться частью прибыли и держать низкие цены на отдельные виды социально значимых товаров первой необходимости вплоть до 31 января следующего года. Постановлением правительства от 10 ноября 2007 г. № 769 региональным властям дано право заключать с коммерческими организациями и ПБОЮЛ соответствующие соглашения. Причем они должны быть составлены в письменной форме и содержать некие обязательные условия, которые послужат своего рода обеспечением добросовестной конкуренции. Кстати говоря, разработать и направить в регионы рекомендации по этим самым существенным условиям «ценовых» договоров поручено специалистам Федеральной антимонопольной службы. Причем данное предписание они должны выполнить в кратчайшие сроки.
Похоже, что в недалеком будущем информация обо всех без исключения операциях с наличными средствами на сумму 600 тысяч рублей и выше будет автоматически попадать в Росфинмониторинг. Причем под колпаком у финразведки окажутся и фирмы, и граждане. Соответствующий законопроект на днях успешно прошел первое чтение в Государственной Думе. Напомним, что на сегодня Росфинмониторингу подконтрольны лишь те виды операций, которые не только превышают «стоимостный» предел, но и прямо поименованы в «антиотмывочном» законе (ст. 6 Закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ). Однако, по мнению авторов поправок, этот список далеко не полный. К примеру, указывают они, в нем не учтены такие случаи, как снятие «налички» со счета физического лица, или, наоборот, зачисление средств на индивидуальный счет, а также многие другие способы использования наличных денег.