15.11.2007
В центральном аппарате ФНС и региональных управлениях налогового ведомства могут появиться спецподразделения, в чьи задачи будет входить исключительно контроль за трансфертным ценообразованием. Укомплектовывать «трансфертные спецотряды» предлагается высококвалифицированными специалистами, прошедшими дополнительную подготовку. Что касается спорных ситуаций, возникающих при сделках между взаимозависимыми компаниями, то, возможно, в перспективе заниматься их разрешением будут также специализированные суды. За необходимость применения такого подхода в ходе очередного заседания Налогового клуба высказался советник Отдела налогового стимулирования Минэкономразвития Андрей Грачев. По его мнению, практика правоприменения в этой проблемной налоговой отрасли во многом хромает не только по причине несовершенства законодательства, но и в силу недостаточной квалификации инспекторов и сотрудников арбитражей «общей юрисдикции». Большинство остальных участников обсуждения сочли инициативу вполне разумной, попутно высказавшись категорически против принятия минфиновского законопроекта о трансфертном ценообразовании как не вполне соответствующего задачам, поставленным в бюджетных посланиях президента страны.
В то время как деловое сообщество и сочувствующие ему депутаты выступают за превращение процедуры банкротства из «уничтожающей» в «оздоровительную», чиновники, похоже, придерживаются прямо противоположного подхода. Накануне в РСПП состоялось обсуждение правительственного законопроекта, ужесточающего порядок предоставления рассрочки и отсрочки налоговых платежей для компаний, находящихся в стадии конкурсного производства. В частности, как пояснил член комиссии по финансовой индустрии совета РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям Борис Минц, документ сокращает срок рассрочки с одного года до шести месяцев. Параллельно увеличивается процент, начисляемый на сумму задолженности: с 50 до 100 процентов ставки рефинансирования Центробанка. Кроме того, согласно проекту, решение о предоставлении рассрочки или отсрочки налоговых платежей отменяется, если суд расторгает заключенное ранее мировое соглашение (сейчас при таком условии оно продолжает действовать).
Как нетрудно догадаться, законопроект получил отрицательную оценку бизнесменов. По мнению Минца, такие новации отнюдь не способствуют финансовому оздоровлению проблемных предприятий. И в первую очередь они негативно отразятся именно на малых и средних компаниях.
С представителем РСПП согласен и эксперт по налогам юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадим Зарипов. «Гораздо важнее дать возможность пусть и не очень хорошему менеджменту исправиться, восстановить платежеспособность, перезапустить производственную цепочку, чем во что бы то ни стало взыскивать налоговую недоимку. Ведь это, в конечном счете, приведет к росту задолженности перед контрагентами и к коллапсу», – отметил юрист, отвечая на вопрос корреспондента «ФАФИ».
Такие объекты, как цветники, группы деревьев и т. п., которые облагораживают территорию компании, вне зависимости от стоимости не признаются амортизируемым имуществом. Более того, фирмы не вправе относить на расходы по налогу на прибыль и текущие затраты на поддержание «внешнего антуража» компании. Об этом сообщил Минфин в письме от 30 октября 2007 г. № 03-03-06/1/745. Проблема заключается в том, что в действующем законодательстве понятие «благоустройство территории» не определено. Это позволило финансистам, руководствуясь его общепринятым значением, сделать вывод, что «облагораживание» заключается в создании удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Выходит, расходы на данные мероприятия не связаны с коммерческой деятельностью фирмы, а значит, они не отвечают требованиям статьи 252 Налогового кодекса.
Изменение цены договора лизинга никоим образом не влияет на первоначальную стоимость объекта. На это обратил внимание Минфин в письме от 30 октября 2007 г. № 03-03-06/1/748. Финансисты напомнили, что согласно положениям статьи 257 Налогового кодекса первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. Исключение составляют лишь суммы налога, которые подлежат вычету или включаются в состав расходов. Представители главного финансового ведомства не отрицают, что первоначальная стоимость объекта все-таки может измениться. Однако произойдет это в соответствии с пунктом 2 статьи 257 Кодекса только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации и по иным аналогичным основаниям. Как видим, изменение цены договора лизинга не подпадает под эти ситуации.
14.11.2007
Депутаты в первом чтении одобрили законопроект, который позволяет гражданам, вносящим дополнительные взносы на накопительную часть пенсии, получать такую же сумму на пенсионный счет из федерального бюджета. Об этом сообщает РИА Новости.
Вступить в новую пенсионную систему гражданам предлагается с 1 июля 2008 года по 1 июля 2013 года. Совместно с государством копить на пенсию россияне будут в течение десяти лет. Минимальный размер годового взноса составит две тысячи рублей. Стоит отметить, что на каждый взнос государство выплатит не более 10 тысяч рублей в год.
Продолжающие работать пенсионеры, воспользовавшиеся новой схемой, получат бюджетный взнос в тройном размере.
Дополнительной льготой для желающих побыстрее накопить на пенсию станет освобождение взносов на совместное финансирование пенсий от подоходного налога.
Разрабатывать новую схему пенсионных накоплений правительство начало еще в июле. В октябре соответствующий законопроект был внесен в Госдуму.
Госдума на пленарном заседании в среду приняла в третьем чтении закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования".
Законом предлагается установить право объединений работодателей участвовать в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки /специальностей/ профессионального образования, государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования в порядке, установленном Правительством РФ.
Темпы роста банковской системы в 2007 году будут выше, чем в 2006 году, однако динамика из-за мирового финансового кризиса немного замедлилась, заявил первый зампред Центробанка Геннадий Меликьян. Об этом сообщает Reuters.
Банковская система растет на 35-40 процентов в год. За последние пять лет номинальные капитал, активы и кредиты банков России выросли в пять-семь раз.
Рентабельность капитала у российских банков составляет 26 процентов, а активов - 3,2 процента. Это в два раза выше европейских показателей. Зато Европа в несколько раз обгоняет Россию по отношению активов банковской системы к ВВП. В России этот показатель составляет всего 60 процентов. Иностранцам принадлежит 16 процентов капитала российских банков.
Меликьян также отметил, что до конца января 2008 года ситуация на денежном рынке из-за притока бюджетных средств будет спокойной. Напряженными могут быть только двадцатые числа ноября, когда проводятся налоговые платежи.
Зампред Центробанка также заявил, что августовский ипотечный кризис в США, переросший во всемирный финансовый, был просто уроком. Он добавил, что процесс трансформации мировой финансовой системы будет идти еще не один месяц.
Государственная Дума в среду 14 ноября сразу в трех чтениях приняла закон о продлении на год (до 1 января 2009 года) срока действия упрощенного порядка получения российского гражданства, сообщает "Интерфакс".
Гражданство России в упрощенном порядке могут получить те иностранцы, которые в прошлом были гражданами СССР и прибыли из стран постсоветского пространства. Кроме того, желающие стать гражданами России должны быть зарегистрированы по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 или иметь разрешение на временное проживание либо вид на жительство.
Законопроект был внесен депутатом от "Единой России" Константином Затулиным. По его словам, которые приводит "ИТАР-ТАСС", поправка соответствует стратегической политике РФ по привлечению проживающих за рубежом россиян на постоянное жительство в РФ.
Упрощенный порядок получения гражданства не требует от соискателя 5-ти лет непрерывного проживания на территории РФ, сдачи экзамена по русскому языку и предоставления сведений о законных источниках дохода.
Поправка в закон о гражданстве, предусматривающая упрощенную процедуру получения российского паспорта, была впервые внесена в 2003 году. В конце 2005 года срок ее действия продлили до 1 января 2008 года.
Госдума одобрила поправки в Воздушный кодекс России, которые увеличивают страховые выплаты родственникам погибшего в авиакатастрофе пассажира до двух миллионов рублей, сообщает РИА Новости. Ранее размер обязательной страховки составлял 100 тысяч рублей.
Авиаперевозчик также будет обязан обеспечить выплату компенсации за причиненный здоровью авиапассажира вред, исходя из степени тяжести повреждения здоровья. Размер компенсации не может быть больше двух миллионов рублей.
Авиаперевозчики обязаны страховать свою ответственность, чтобы после авиакатастрофы их страховщик смог выплатить страховку родственникам погибших пассажиров. Последние также смогут требовать возмещение вреда сверх этой суммы, если им удастся доказать в суде, что их потери от смерти родственника больше.
В законопроекте также предусмотрена норма, согласно которой при причинении вреда багажу пассажир получит возмещение на сумму не более чем 600 рублей за каждый килограмм веса багажа.
Ранее российские СМИ сообщали, что в случае одобрения законопроекта Госдумой страховые выплаты окажутся выше отраслевого стандарта, заложенного в Варшавской конвенции. Конвенция предусматривает выплаты в 20 тысяч долларов за каждого погибшего пассажира.
ПРАЙМ-ТАСС передает, что Госдума также приняла во втором и третьем чтениях закон, допускающий возможность оформления авиабилетов в электронном виде.
Банк России в 2007 году может отозвать от 50 до 80 лицензий кредитных организаций, сообщил в среду первый зампред ЦБ РФ Геннадий Меликьян.
"Каждый год отзывается 50-80 лицензий. Примерно столько же будет в этом году", - сказал он в ходе выступления на банковском форуме.
Представитель ЦБ сообщил, что с начала года было уже отозвано около 40 лицензий и ЦБ не видит в этом значительных негативных последствий для рынка.
"На сегодняшний день отозвано около 40 лицензий (с начала 2007 года). Лицензии отзываются - и все это знают, какое-то количество банков уходят с рынка. Да, такое количество лицензий отзывается - и что здесь такого", - сказал Меликьян, отвечая на вопрос журналистов о том, не может ли информация об отзыве от 50 до 80 лицензий отрицательно сказаться на банковском рынке.
Госдума на пленарном заседании в среду приняла во втором и третьем чтениях закон "О внесении изменений в статью 105 Воздушного кодекса РФ и часть вторую Налогового кодекса РФ".
Законом уточняются отдельные положения Воздушного кодекса в части возможности оформления перевозочных документов /билетов, багажной квитанции и иных документов/ в электронном виде /электронный перевозочный документ/. При этом для учета воздушных перевозок ведется реестр перевозочных документов /в том числе электронных/ на основании информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.
Требования к такой системе утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта по согласованию с органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму. Формы перевозочных документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта. К полномочиям данного органа также отнесено утверждение требований к реестру электронных перевозочных документов.
Зарплата работников крупных и средних предприятий в Москве в 2007 году была на 30 процентов выше, чем в секторе малого бизнеса, пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на данные Мосгорстата о рынке труда за сентябрь 2007 года.
В сентябре средняя зарплата в Москве в организациях крупного, среднего и малого бизнеса, составила 23,1 тысячи рублей, что на 23 процента больше, чем в 2007 году. Без учета малого бизнеса, средняя зарплата в Москве составляет 30,1 тысячу рублей в месяц, рост за год также на 23 процента. Разрыв в доходах на крупных и малых предприятиях может составлять до 70 процентов.
Газета отмечает, что данные Мосгорстата говорят о масштабном уходе малого бизнеса в теневой сектор. Более 50 процентов организаций малого бизнеса выдают сотрудникам зарплаты "в конвертах", чтобы избежать налогообложения.
По данным официальной статистики, в 2006 году в Москве было зарегистрировано 207,8 тысяч юридических лиц малого бизнеса. На столицу приходится 20 процентов малых предпринимателей России.
Долгая работа с казенными деньгами способна вскружить голову кому угодно. Так, главбух из Корякии, не совладавший с соблазном поживиться за чужой счет, решился на преступление. Причем воплощение задуманного напоминало гангстерский боевик.
Как сообщает пресс-служба прокуратуры Камчатского края, 15 августа минувшего года от руководства одного из местных ООО поступило сообщение об ограблении. Ночью, аккурат накануне выплаты зарплаты сотрудникам предприятия, неизвестные, выбив двери офиса, а затем и директорского кабинета, где находился сейф, похитили из него всю наличность – около двух миллионов рублей. Причем сам сейф был не взломан, а бережно открыт ключом. Это сразу навело оперативников на мысль, что к преступлению может быть причастен кто-то из своих. Так и оказалось: как выяснилось, дерзкий налет под покровом ночи осуществил не кто иной, как… главный бухгалтер. Примечательно, что грабитель вполне мог проникнуть в помещение без порчи имущества (ключи от всех кабинетов у него имелись), однако выбивал двери с целью создания видимости того, что преступление совершено посторонними лицами. Теперь «ответственному финансовому работнику», который, кстати, полностью признал свою вину, грозит от пяти до десяти лет лишения свободы в соответствии с частью 4 статьи 158 Уголовного кодекса – «Кража, совершенная в особо крупном размере».
Надежды владельцев миноритарных пакетов акций на отмену нормы о принудительном выкупе их долей мажоритариями не оправдались. Накануне Конституционный Суд официально опубликовал Определение от 3 июня 2007 года № 681-О-П (подготовка мотивировочной части заняла несколько месяцев), в котором указал, что положение закона «Об акционерных обществах», согласно которому держатели 95 процентов акций АО имеют право объявить о принудительном выкупе оставшихся 5 процентов у миноритариев, соответствует Основному закону. По мнению КС, ограничение прав владельцев выкупаемых ценных бумаг «преследует законную цель достижения общего для открытого акционерного общества интереса, содержанием которого является эффективное управление обществом». Таким образом, миноритарии не вправе отказаться от продажи акций, они могут лишь оспорить в суде цену акций, определенную независимым оценщиком. В то же время Конституционный Суд потребовал законодательно защитить миноритариев от несправедливой оценки выкупаемых акций и призвал Федеральную службу по финансовым рынкам активнее бороться за права инвесторов. Напомним, что в конце октября в КС поступила аналогичная жалоба на неконституционность спорной нормы, однако нынешнее определение судей означает, что рассматриваться она, скорее всего, уже не будет.
Похоже, что арсенал инструментов, используемых для борьбы с пиратской продукцией, в скором времени пополнится. В частности, фирмам потребуется разрешение компетентных властей на тиражирование программ ЭВМ и баз данных на оптических носителях и магнитных лентах. Такие поправки в Закон о лицензировании отдельных видов деятельности распоряжением от 8 ноября 2007 г. № 1577-р на днях внесло в Госдуму правительство. Напомним, что на сегодня компании обязаны иметь документальное подтверждение прав только на воспроизведение экземпляров аудиовизуальных произведений. А вот тиражирование компьютерных и игровых программ, электронных энциклопедий и словарей, как отмечают авторы законопроекта, выпало за рамки лицензирования и, соответственно, государственного контроля.
Отныне выдавать разрешения на работу иностранцам, прибывшим в нашу страну в порядке, не требующем получения визы, ФМС будет в общем потоке. Иными словами, ограничивать число «безвизовых» гастарбайтеров власти больше не намерены. Такой вывод следует из поправок в правила формирования квот на привлечение иностранных работников, которые на днях утвердило правительство постановлением от 6 ноября 2007 г. № 759. Помимо того, документ предусматривает увеличение так называемого «резервного запаса» квоты для возможной ее корректировки по субъектам Федерации. «Задел» увеличен с 10 процентов от определяемой регионами потребности в трудовых мигрантах до 30 процентов.
Для владельцев электронных терминалов по приему платежей за услуги сотовой связи и ЖКХ наступили тяжелые времена. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), на днях сотрудники подразделений МВД получили инструкцию, которая регламентирует порядок проверки «железных кассиров» и их хозяев. Правоохранителям предписывается следить за наличием у владельца терминала договора с банком, а также договора банка «с получателем средств в соответствии с меню терминала». Кроме того, инструкция требует от сотрудников МВД проверять регистрацию самой организации или ее филиала по адресу установки терминала и наличие как минимум одного постоянного рабочего места для сотрудника организации по адресу установки «железного ящика».
Катализатором для столь решительных действий правоохранителей послужило указание Центробанка от 12 июня 2007 г. №1842-У, фактически запрещающее владельцам терминалов работать по привычной агентской схеме, то есть без заключения банковских договоров. Все попытки участников отрасли, сочувствующих им депутатов и представителей ФАС отбить атаку банкиров успехом не увенчались: накануне, 12 ноября, инструкция ЦБ вступила в силу.
Участники рынка считают совокупность оговоренных в инструкции МВД требований заведомо невыполнимыми. «Самое пикантное в этой ситуации, что предписание формально соответствует требованиям, изложенным в статье 13.1 Закона «О банках и банковской деятельности». Но вот сам закон написан так, что исполнить его не сможет никто. И чиновник, писавший эту инструкцию, о данном факте прекрасно осведомлен», – досадует в беседе с корреспондентом «ФАФИ» руководитель комитета НАУЭТ по платежным системам и банковским инструментам Борис Ким.
Вполне возможно, в скором времени фирмы и предприниматели, пострадавшие в ДТП, смогут в упрощенном порядке получить страховые выплаты по договору обязательного страхования. С требованием о возмещении ущерба они будут обращаться к своей страховой компании, а не к страховщику виновника аварии. Соответствующие поправки в законодательство об ОСАГО во втором чтении накануне одобрили депутаты Госдумы.
Помимо прочего, законопроект в определенных ситуациях позволяет участникам дорожно-транспортного происшествия не дожидаться сотрудников автоинспекции. Возможность разрешить ситуацию самостоятельно они получат в том случае, если в аварии участвовало не более двух машин, «имущественный ущерб» от аварии не превышает 25 тысяч рублей, а люди не пострадали вовсе.
Однако принятие законопроекта может иметь и негативные последствия, а именно вызвать удорожание полисов ОСАГО. Дело в том, что поправки существенно увеличивают размер страховых сумм, выплачиваемых в качестве возмещения вреда здоровью пострадавшим в автомобильной аварии, – до 160 тысяч рублей каждому потерпевшему.
Напомним, что в настоящее время компенсация вреда жизни или здоровью составляет до 160 тысяч рублей при участии одного пострадавшего, и до 240 тысяч рублей при большем их количестве (статья 7 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ).
При регистрации дополнительного соглашения к договору аренды, ранее внесенному в госреестр прав на недвижимость и сделок с ним, госпошлина должна взиматься в размере 300, а не 7500 рублей. Такое мнение высказал Минфин в письме от 15 октября 2007 г. № 03-05-06-03/79. Более того, как уверяют представители главного финансового ведомства, данная позиция министерства согласована с Росрегистрацией и разослана в территориальные отделения этого ведомства с помощью уведомительного письма от 15 июня 2007 года № 9-1879-СВ. Финансисты пояснили, что если допсоглашение не предусматривает существенного изменения арендуемого объекта, прекращения или перехода права на него, то его регистрацию следует квалифицировать всего лишь как внесение изменений в реестр. А в этом случае, указали они, госпошлина уплачивается в размере, предусмотренном подпунктом 21 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса.
13.11.2007
Федеральная служба по финансовым рынкам /ФСФР/ надеется, что концепция законопроекта об ужесточении ответственности органов управления хозяйствующих субъектов будет принята правительственной комиссией до конца текущего года. Об этом заявил заместитель начальника управления эмиссионных ценных бумаг ФСФР Павел Филимошин в ходе четвертого международного инвестиционного форума "Московский бизнес-диалог".
Представитель ФСФР сообщил, что в настоящий момент концепция законопроекта находится на согласовании в министерствах и ведомствах.
По его словам, законопроект будет предусматривать привлечение руководителей предприятий к административной ответственности за "недобросовестные и неразумные" решения, влияющие на результаты деятельности компаний. В частности, в концепции прописана ответственность руководителей за недостоверные сведения в проспектах эмиссионных ценных бумаг. "Будут отвечать те члены совета директоров, которые поставили под таким проспектом свои подписи", - уточнил П.Филимошин.
Также он отметил, что члены органов правления компаний будут также нести гражданскую ответственность за принятие решений, прямо или косвенно наносящих вред дочерним компаниям.