16.08.2007
Не исключено, что поток необоснованных налоговых претензий к компаниям, в последнее время пошедший было на спад, может хлынуть с удвоенной силой. Произойдет это в том случае, если отдельным «заинтересованным лицам» удастся пролоббировать поправки в законодательство, освобождающие представителей ФНС и чиновников некоторых иных ведомств от обязанности платить судебную госпошлину по проигранным процессам. Как сообщил корреспонденту «ФАФИ» источник в Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина, такие попытки уже предпринимаются. Тот факт, что, по уверениям источника, исходит эта инициатива вовсе не от налоговиков, ни о чем не говорит: если «антипошлинная кампания» пройдет успешно, в накладе не останутся и они.
Зампред налогового комитета РСПП Сергей Беляков не стал исключать возможность, что подобную норму попытаются «протащить» в готовящихся Минфином и МЭРТ поправках в законодательство. Однако отметил в беседе с корреспондентом «ФАФИ», что вернуть налоговикам «пошлинные льготы» пока открыто никто не предлагал. Напомним, что с 1 января 2007 года налоговики обязаны компенсировать уплаченную госпошлину выигравшему дело истцу из собственного кармана, а не за счет бюджетной системы в целом. А информписьмо Президиума ВАС от 13 марта 2007 г. № 117 обязывает представителей ФНС платить госпошлину и при обжаловании в апелляционной и кассационной инстанциях судебных решений, вынесенных в пользу налогоплательщиков.
Не исключено, что торговым фирмам вскоре запретят осуществлять рекламную рассылку кредитных карт клиентам по почте. Как стало известно корреспонденту «ФАФИ», соответствующую поправку в законопроект «О потребительском кредите» предложил внести заместитель руководителя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Анатолий Аксаков. О своем намерении он заявил в ходе прошедшей накануне специализированной конференции. По мнению Аксакова, следует разрешить рассылку лишь тех карт, запрос на которые пришел от потребителя. «В противном случае это можно квалифицировать как навязывание услуги», – подчеркнул депутат. Добавим, что законопроект «О потребительском кредите» должен быть рассмотрен нижней палатой парламента уже осенью текущего года.
Бухгалтеры вновь получили возможность обновить свои программы проверки файлов на соответствие форматам представления в электронном виде налоговых деклараций и бухотчетности. Очередным усовершенствованным «софтом» их, как обычно, порадовали специалисты Главного научно-исследовательского вычислительного центра при ФНС России (ГНИВЦ). В новой версии 1.21 в отличие от предыдущей доработано программное обеспечение по проверке текстовых файлов в формате передачи данных декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части реквизитов «Адрес получателя» для розничной торговли и «Номер лицензии». Подробную инструкцию по установке тестера можно получить на официальных сайтах ФНС и ГНИВЦ.
Использование участниками финансового рынка таких приемов, как «слив» инсайдерской информации, доставляет немало неприятностей как законопослушным игрокам, так и государству. Дабы искоренить подобные негативные проявления, в недрах Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) недавно заработал спецотдел по борьбе с инсайдом и отмыванием денежных средств. Как сообщает глава ФСФР Владимир Миловидов, сейчас в новой структуре, созданной в рамках управления информацией и мониторинга финансового рынка, работают шесть человек, однако в будущем ее штат может быть расширен. Предполагается, что новый отдел будет работать в контакте с Федеральной службой по финансовому мониторингу (ФСФМ).
Не исключено, что в ближайшей перспективе борьба с легализацией преступных доходов в нашей стране будет даже не то чтобы ужесточена, а выйдет на принципиально новый уровень. Как сообщил на выездном совещании руководитель Росфинмониторинга Виктор Зубков, в конце сентября в Россию прибудут специалисты Международной Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force — FATF) совместно с экспертами ЕС. Цель визита – беспристрастная оценка отечественной «антиотмывочной» системы. Проверке по 250 критериям подвергнется как сам Росфинмониторинг, так и ряд банков (включая ЦБ), страховые организации, ломбарды, казино, лизинговые компании. Не уйдет от пристального внимания экспертов FATF и деятельность силовиков — МВД, ФСБ, Генеральной прокуратуры. «Ревизионная миссия» поделена на два этапа: в конце сентября – начале октября проверяющие будут работать в Москве и Нижнем Новгороде. А в конце ноября – декабре отбудут на периферию. Запланированы проверки в Калининграде, Ростове-на-Дону, Иркутске и Хабаровске. По итогам миссии в июне 2008 года на пленарном заседании FATF будет заслушан отчет о России. Если он получит низкую оценку, будут даны новые рекомендации по устранению недоработок. Кстати, нередки случаи, когда в отношении стран, не уделяющих должного внимания данной проблеме, вводился так называемый мониторинг FATF, вследствие чего их инвестиционные рейтинги резко снижались. По мнению Зубкова, совсем избежать претензий проверяющих вряд ли удастся – в первую очередь они могут обратить внимание на несовершенство нормативной базы. В связи с этим главный финразведчик страны настаивает на скорейшем принятии ряда законов по борьбе с коррупцией и легализацией криминальных доходов.
Фирмы на УСН, которые провели в этом году достройку, реконструкцию, модернизацию или перевооружение основных средств, по итогам текущего года с полным правом смогут учесть расходы на сие благоустройство при расчете налога. Такой новостью порадовал Минфин в письме от 14 августа 2007 г. № 03-11-02/230. Финансисты разъяснили поправки, внесенные в Налоговый кодекс Законом от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ. Дело в том, что сам закон вступает в силу только с 1 января 2008 года, однако изменения, касающиеся порядка определения указанных расходов при исчислении «упрощенного» налога, будут распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года. Кстати, аналогичным образом по итогам года «упрощенцы» смогут уменьшить свои налоговые обязательства на затраты по обслуживанию ККТ и вывозу твердых бытовых отходов.
15.08.2007
Согласно данным, опубликованным Всероссийским центром изучения общественного мнения, 41 процент россиян тратит на питание от 50 до 74 процентов доходов. Почти все свои доходы проедает еще 16 процентов россиян. У трети (32 процента) респондентов на питание уходит от 25 до 49 процентов доходов. И только у 5 процентов опрошенных тратят на еду менее четверти семейного бюджета.
87 процентов россиян заметили рост цен на хлеб в последние несколько месяцев, причем 43 процента респондентов оценивают его как значительный. Заметили рост цен на муку, крупы, макароны 77 процентов опрошенных. О подорожании мяса заявили 72 процента россиян, а на молочные продукты — 68 процентов. Только 8 процентов заметили падение цен на овощи и фрукты. Их подорожание зафиксировал 61 процент опрошенных. Почти каждый пятый объясняет рост цен на хлеб плохими погодными условиями.
Опрос ВЦИОМ проводился в конце июля текущего года. В опросе приняли участие 1600 человек из 153 населенных пунктов в 46 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 процента.
Власти заметили повышение цен на хлеб в конце июля. Минэкономразвития даже предложило начать зерновые интервенции, чтобы сбить цены, однако Минсельхоз в августе отложил их проведение.
Вклад мигрантов в валовый внутренний продукт России составляет не менее 50 миллиардов долларов в год, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на Федеральную миграционную службу. В общей сложности мигранты зарабатывают 20 миллиардов долларов в год. В 2006 году мигранты вывезли из России 10 миллиардов долларов наличными.
Около двух третей своих доходов иммигранты отправляют на родину. Например, грузинские мигранты отправляют домой сумму, равную 20 процентам ВВП Грузии.
В 2007 году российский ВВП составит около 33 триллионов рублей (1,3 триллиона долларов). Таким образом получается, что вклад мигрантов в экономику страны превышает 3,8 процента.
Ранее сообщалось, что больше всего в России работников из Китая. Их в России насчитывается 210 тысяч. Численность трудовых мигрантов из Украины составляет 120 тысяч человек.
К началу сентября Минфин обещает представить правительству поправки в Налоговый кодекс. Они предусматривают разграничение оказываемых госорганами услуг: на услуги, которые предлагается освободить от госпошлины, и юридически значимые действия, за которые госпошлину платить придется.
Поручение готовить такие поправки Минфин и МЭРТ получили в феврале 2007 года по итогам заседания правительственной комиссии по административной реформе, возглавляемой вице-премьером Сергеем Нарышкиным. По словам источника в Минфине, работа над поправками не завершена. Тем временем некоторые ведомства добиваются внесения соответствующих поправок в НК.
Споры о том, в каких случаях госорганы должны платить госпошлину в случае проигрыша дел в судах, идут уже не первый год. Чаще всего при этом вспоминают о налоговиках. Их традиционное рвение судиться с налогоплательщиком до последнего, даже в случае заведомого проигрыша, ни для кого не секрет.
С 1 января 2007 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, обязавшие налоговиков компенсировать уплаченную госпошлину выигравшему дело истцу из собственного кармана (за счет средств налоговой службы), а не за счет бюджетной системы в целом (ранее госпошлина, подлежащая возмещению истцу, оформлялась как переплаченный налог). В марте 2007 года президиум Высшего арбитражного суда выпустил информационное письмо, по которому налоговики должны платить госпошлину и при обжаловании в апелляционной и кассационной инстанциях судебных решений, вынесенных в пользу налогоплательщиков. При этом размер госпошлины может достигать 100 тысяч рублей.
Источник в Минфине подтвердил, что в последнее время ряд ведомств действительно пытается избавиться от "госпошлинной" повинности и лоббируют поправки в НК. Однако, по его словам, "в последнее время инициативы исходят не от налоговиков". Однако Минфин, по словам источника, эти поправки "не рассматривает и не готовит".
"Возврат такой льготы чиновникам, в том числе налоговикам, был бы большой глупостью", — считает зампред комитета РСПП по бюджетной и налоговой политике Сергей Беляков. По его словам, "практика последнего полугодия, когда налоговиков обязали уплачивать госпошлину, положительно сказывается на ситуации со спорами налогоплательщиков и налоговиков".
В качестве примера он привел тот факт, что еще в мае ФНС выпустила ведомственные инструкции, предписывающие инспекторам оценивать риск проигрыша дела в суде и уплаты госпошлины. "На мой взгляд, возврат льготы инициировали не налоговики. Учитывая, что и Минфин пока не восторге от этой идеи, надеюсь, что льготу чиновники не получат", — считает Беляков.
Все чаще приходится сталкиваться с ситуацией, когда предприятия торговли и сферы услуг сознательно прекращают прием банковских платежных карт с целью увеличения объема наличных денежных средств. Об этом на 2-й международной конференции "Банковские карты: эффективный бизнес" сообщил президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков.
Это, по его словам, ведет к росту доли серого оборота, криминального бизнеса, ухода от налогов. Так, отметил А.Аксаков, банкноты номиналом 100 рублей стоят сегодня в России 105-108 безналичных рублей. Такова экономика бизнеса по обналичке. Изменить эту ситуацию может только комплекс жестких мер по развитию системы безналичных (карточных) платежей, подчеркнул глава Ассоциации.
А.Аксаков напомнил, что два месяца назад им были внесены в Думу два законопроекта, содержащие правовые нормы об обязательном приеме платежных банковских карт и направленные на развитие карточной инфрастуктуры. Изменениями в часть вторую Налогового кодекса РФ и статью закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предлагается предоставить субъектам Российской Федерации право на установление размера среднемесячного оборота организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении денежных расчетов с потребителями за проданные товары, оказанные услуги, выполненные работы, превышение которого влечет за собой обязанность предоставить потребителю возможность осуществить расчет платежной картой.
Принятие данной поправки, отметил Аксаков, позволит субъектам федерации обязывать торговые точки при определенных условиях принимать к оплате платежные карты.
В июле Национальное агентство финансовых исследований представило данные о том, какими способами россияне обычно оплачивают регулярные платежи и какие формы оплаты были бы им удобнее. Так, специальными картами оплаты пользуются 2% респондентов с образованием ниже среднего и 11% с высшим и незаконченным высшим образованием; оплатой через банкомат своего банка – 2% и 8%. Самый характерный способ оплаты для респондентов с высшим и незаконченным высшим образованием — в отделении Сбербанка (57%), для менее образованных опрошенных — в почтовых отделениях (53%-57%).
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) и Федеральная миграционная служба (ФМС) подписали соглашение о сотрудничестве в противодействии отмыванию незаконных доходов, финансированию терроризма и организации незаконной миграции. Данное соглашение подписали сегодня глава Росфинмониторинга Виктор Зубков и директор ФМС Константин Ромодановский.
Стороны планируют разрабатывать совместные нормативно-правовые акты в данной сфере, создавать при необходимости межведомственные рабочие группы для подготовки и проведения совместных мероприятий. Кроме того, планируется обмен информацией и опытом в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, а также обмен статистическими и справочными материалами, нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями. Так, ФМС России будет предоставлять Росфинмонитрингу информацию по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или постоянно проживающих в РФ, адресно-справочные данные, сведения о выданных загранпаспортах, сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших и об утерянных бланках паспортов.
Росфинмониторинг, в свою очередь, будет предоставлять ФМС России код доступа к закрытой интернет-странице сайта Росфинмониторинга с размещенным на ней перечнем организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об участии в экстремистской деятельности. Также Росфинмониторинг будет сообщать ФМС сведения о результатах проводимых проверок с участием иностранных граждан, а также других случаях, когда имеются признаки возможного нарушения миграционного законодательства. Кроме того, Росфинмониторинг будет предоставлять информацию об операциях с денежными средствами и другим имуществом физлиц и организаций по письменным запросам ФМС.
Служба судебных приставов намерена составить единую базу граждан, не платящих по суду, а также неплательщиков штрафов, пишет "Российская газета". Кроме того, фамилии особо злостных должников приставы пообещали вывешивать в Интернете. В списках, правда, не будет ни фотографий, не адресов должников. Ожидается, что воспользоваться базой смогут все любопытствующие, в том числе и банки при решении вопроса о выдаче кредита. Кроме того базу соединят с системой ГАИ "Поток", что позволит находить машины должников среди других.
Также данные судебных приставов смогут использовать пограничники и таможенники. Они будут следить за тем, чтобы должники не выехали за рубеж, если это им запрещено судом. Издание оценивает число невыездных в 10-20 тысяч человек. Первые списки невыездных Главное управление службы судебных приставов по Санкт-Петербургу опубликовало на своем сайте еще 15 декабря прошлого года. В список попали неплательщики алиментов, граждане, не возместившие ущерб по ДТП, а лица, не вернувшие кредит банку и россияне, имеющие задолженность по квартплате.
Электронная база данных должна значительно сократить время, затрачиваемое на обновление списка. В настоящее время с момента выплаты долга до исчезновения фамилии из бумажных списков может пройти до 20 дней.
Предлагаемые приставами поправки приняты Госдумой, и направлены Советом Федерации в согласительную комиссию. Ожидается, что осенью сенаторы возобновят обсуждение проекта.
Энергохолдинг РАО "ЕЭС России" в своем квартальном отчете сообщил, что 13 апреля 2007 года инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам номер 4 предъявила ему претензии за 2003 год на 1,41 миллиарда рублей, передает РИА Новости.
Судебное разбирательство должно было состояться 14 августа, уточняет агентство.
В последний раз столь крупные претензии ФНС предъявляла холдингу по результатам проверки в 2001 года, потребовав уплаты 3,7 миллиарда рублей.
Это не единственный спор холдинга с налоговиками. Так, с 2006 года РАО "ЕЭС России" пыталось оспорить налоговые претензии за 2002 год в размере примерно 880 миллионов рублей.
Знание конъюнктуры рынка иногда может привести фирму вместо успеха к полному краху, если действовать в обход закона. Например, некая предпринимательница из Петербурга решила воспользоваться ситуацией, сложившейся из-за запрета на ввоз латвийских шпрот. По данным пресс-службы прокуратуры Ленинградской области, в период с января 2003 по август 2006 года на базе одного из рыбокомбинатов бизнес-леди организовала производство, хранение и сбыт рыбных консервов. Благое дело, если бы не мелочь – на этикетках указывался не истинный изготовитель продукции, а российские перерабатывающие предприятия с более раскрученными брендами. Никакого разрешения на использование их товарных знаков у коммерсантки не было. По оценке одного из пострадавших предприятий, такой «маркетинговый ход» обошелся ему более чем в 657 тысяч рублей. Общая же сумма ущерба превысила 1 миллион рублей. При этом нечистоплотность «пиратка» проявила по отношению не только к правообладателям, но и к потребителям. С подпольного конвейера сходили консервы из гнилой рыбы и негодных полуфабрикатов, а хранились они вместе с отходами. После проверки деятельность предприятия была приостановлена. Однако запрет ничуть не смутил предпринимательницу, которая и не думала добровольно прекращать выпуск и сбыт поддельных и попросту опасных для здоровья консервов. Не торопилась она и устранять выявленные нарушения. Поток фальсификата остановили судебные приставы.
Теперь мошеннице вместо барышей придется подсчитывать дни, проведенные в местах не столь отдаленных. Ей вменяются в вину незаконное использование товарного знака, уклонение от уплаты налогов, сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, и злоупотребление полномочиями. За такие преступления Уголовный кодекс предусматривает достаточно суровое наказание. За одно только уклонение от уплаты налогов можно проститься со свободой на срок до трех лет.
Шансы фирм на победу в извечном противостоянии с налоговиками, частенько беспричинно запрещающими включать те или иные суммы в затраты, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, заметно выросли. В своем постановлении от 10 июля 2007 г. № 2236/07 Президиум ВАС дал нижестоящим судам следующую установку: «В случае указания инспекцией на экономическую неоправданность расходов общества или на неполноту, недостоверность и (или) противоречивость сведений, содержащихся в представленных им документах, обязанность доказывания существования этих обстоятельств возлагается на инспекцию».
Впрочем, многие арбитражи не дают налоговикам спуску и без напоминания старших товарищей. Так, инспекторы одной из ИФНС Санкт-Петербурга отказались признать правомерность включения фирмой в состав расходов затрат на мобильную связь. В суде, куда коммерсанты обратились за поддержкой, налоговики мотивировали свою позицию тем, что фирма не представила в доказательство обоснованности расходов документы, подтверждающие производственный характер телефонных разговоров. Однако арбитры справедливо решили, что в этом случае бремя доказывания необоснованности лежит на инспекции. В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20 июня 2007 г. № А42-5347/2006 черным по белому прописано, что «предположение налогового органа о непроизводственном характере телефонных переговоров, не подтвержденное соответствующими доказательствами, не может являться основанием для доначисления налога на прибыль, начисления соответствующих пеней и привлечения к налоговой ответственности».
Вполне возможно, что чиновников вскоре будут наказывать рублем за нарушение ими порядка оказания государственных услуг. Соответствующее предложение намерены рассмотреть участники предстоящего в конце августа заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Об этом сообщает пресс-служба Общероссийской общественной организации «ОПОРА России», представители которой также будут присутствовать на заседании. Однако лишь на повышении ответственности госслужащих за пренебрежительное отношение к своим обязанностям комиссия останавливаться не собирается. Чтобы соблюсти известный принцип кнута и пряника, в повестку дня включен вопрос о возможности взимания с юридических и физических лиц дополнительной платы за оперативность в оказании государственных услуг.
Небезынтересными для бизнесменов являются и новые административные регламенты по выдаче федеральных спецмарок для маркировки алкогольной продукции, а также по проведению Ростехнадзором и Росприроднадзором государственной экологической экспертизы. Проекты этих документов также не останутся без внимания правительственной комиссии.
Налоговики предпринимают очередную попытку повысить качество администрирования и собираемость налогов с компаний. С этой целью руководство ФНС рассматривает возможность реорганизации центрального аппарата ведомства. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в пресс-службе ФНС, в настоящее время тщательно изучается опыт зарубежных коллег, позволяющий «сосредоточить внимание инспекторов не на налоге, а налогоплательщике – физическом или юридическом лице». Если эксперты сочтут целесообразным перенести эти наработки на российскую почву, то нынешние управления ФНС по налогу на прибыль, косвенных налогов, ЕСН, а также имущественных и ресурсных налогов могут быть объединены в одну структуру, которая займется совершенствованием правил взимания всех этих платежей. Как считают в налоговом ведомстве, в таком случае служба будет в большей степени контролировать не сбор конкретных налогов, а платежи налогоплательщиков.
Впрочем, представители бизнес-сообщества склонны считать, что такая «рокировка» в «верхних налоговых эшелонах», на них, по большому счету, никак не отразится. Как отметил в беседе с корреспондентом «ФАФИ» зампред налогового комитета РСПП Сергей Беляков, попытки аналогичной реорганизации предпринимались еще в бытность ФНС Министерством по налогам и сборам, однако больших плюсов тогда замечено не было. Нужно улучшать работу конкретных инспекций, а не затевать масштабное реформирование центрального аппарата, уверен Беляков.
Вполне возможно, что электронный обмен информацией фирм с налоговыми инспекциями уже в ближайшем будущем будет проходить более гладко. ФНС приказом от 8 августа 2007 г. № ММ-3-13/469 утвердила унифицированный формат транспортного сообщения при взаимодействии с ревизорами посредством телекоммуникационных каналов связи с использованием цифровой подписи. Как утверждают разработчики, их ПО поддерживает все действующие типы электронных документов, которые предусмотрены порядком сдачи налоговой отчетности согласно требованиям законодательства. В соответствии с приказом, новый формат должен быть введен в действие с 9 сентября текущего года.
Фирма не вправе учитывать при расчете налога на прибыль платежи, которые перечисляет в региональный бюджет за невыполнение установленных законодательством квот для приема на работу инвалидов. Об этом сообщил Минфин в письме от 30 июля 2007 г. № 03-02-07/1-353. Финансисты указали, что положения Федерального закона «О социальной защите инвалидов», позволявшие субъектам РФ устанавливать механизм квотирования, а фирмам «откупаться» от выполнения квот, утратили силу с 1 января 2005 года (п. 20 ст. 63 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ). Таким образом, отмечают специалисты главного финансового ведомства, подобные нормы в региональных законах противоречат федеральному законодательству, а значит, не имеют силы (п. 5 ст. 76 Конституции). Следовательно, делает вывод Минфин, указанные выплаты не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.
Суммы списанной кредиторской задолженности перед государственными внебюджетными фондами в скором времени не нужно будет включать в доходы при исчислении налога на прибыль. Такой информацией поделился Минфин в письме от 1 августа 2007 г. № 03-03-06/4/107. Финансисты уточнили, что это станет возможным благодаря вступлению в силу Закона от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ. Стоит отметить, что действие новой редакции подпункта 21 пункта 1 статьи 251 Кодекса распространится на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. Это означает, что налог, уплаченный в свое время с соответствующих пеней и штрафов, можно будет вернуть в порядке, установленном в статье 78 Кодекса.