24.07.2007
Вчера Банк России опубликовал данные о привлеченных и размещенных в прошлом году средствах негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и страховых компаний (СК). На фоне общего роста активов НПФ и СК особенно заметно выросли вложения в паи инвестиционных фондов. Участники рынка объясняют всплеск интереса к ПИФам не только стремлением диверсифицировать свои вложения в наиболее доходные активы, но и изменением инвестиционного законодательства.
По данным ЦБ, в прошлом году объем страховых резервов вырос с 457,2 млрд до 632,2 млрд руб., а объем пенсионных активов (включая накопления) с 280,1 млрд до 415,3 млрд руб., соответственно, значительно выросли и инвестиции страховых компаний и пенсионных фондов. При этом особенно активно игроки вкладывались в рисковые инструменты: акции и паи инвестиционных фондов. Так, объем вложений СК в ПИФы за год вырос почти вдвое, составив 5,3 млрд руб., а объем инвестиций НПФ в фонды вырос в 7,7 раза, достигнув 19,1 млрд руб.
«Рост инвестиций, направленных страховщиками в ПИФы по итогам 2006 года, легко объясним, — говорит генеральный директор УК «Ингосстрах — Инвестиции» Валерий Петров.— Из-за роста продаж СК вырос объемов страховых резервов, а ПИФы демонстрировали хорошую доходность». К тому же, как отмечает директор казначейства СК «РОСНО» Константин Рамазанов, с выходом приказа Минфина №100Н «страховщики получили законодательную возможность увеличить долю ПИФов в качестве инструмента покрытия страховых резервов».
Аналогичная ситуация наблюдалась и на рынке пенсионного страхования. По словам начальника отдела по работе с институциональными инвесторами УК «КапиталЪ» Константина Беликова, в начале этого года вступило в силу постановление правительства №63, запретившее НПФ инвестировать в излюбленные ими инструменты: недвижимость и векселя, зато разрешили инвестировать в ПИФы до 50% своих средств. «Поэтому ряд НПФ спешно стали перекладываться в акции и ЗПИФы недвижимости», — поясняет г-н Беликов.
В этом году рост инвестиций страховых компаний и пенсионных фондов в ПИФы также продолжился, и управляющие, видимо, почувствовав волну растущего интереса институционалов к паевым фондам, начали выводить на рынок ПИФы со структурой портфеля, которая соответствует нормативам вложений для НПФ и СК.
Впрочем, участники рынка далеки от оптимизма, полагая, что прошлогоднего взрывного роста инвестиций СК и НПФ в ПИФы в этом году не произойдет. «Страховщики еще в прошлом году выбрали всю дополнительную емкость для покрытия резервов, — говорит Константин Рамазанов, — и если будут какие-то колебания объемов инвестиций страховщиков в ПИФы, то они буду обусловлены волатильностью рынка с одной стороны и органическим ростом величины страховых резервов с другой».
Представители пенсионного бизнеса также скупы на прогнозы, указывая на то, что большинство крупных НПФ, сосредоточивших у себя более 90% пенсионных активов, не воспользуются ПИФами в качестве инструмента. По мнению Константина Беликова, с учетом появления ЗПИФов недвижимости, основными пайщиками которых выступают НПФ, объем инвестиций в паевые фонды пенсионных денег может до конца года достичь порядка 30 млрд руб.
C марта 2007 года в правительстве идет подготовка реформы в правоохранительных органах. Согласно законопроекту "О правоохранительной службе в РФ", разработанному в МВД и обсуждаемому в Белом доме, предполагается, что сотрудники всех силовых структур от МВД до службы судебных приставов будут включены в единую систему "правоохранительной службы", аналогичную военной и государственной гражданской службе.
В администрации президента проект курирует ее глава Сергей Собянин. Концепция реформирования правоохранительной службы разрабатывается с 2003 года — одновременно с началом реформы госслужбы. Тогда системы воинской службы и государственной гражданской службы в России были унифицированы. "Совместимыми" у госслужащих и военнослужащих являются и принципы прохождения госслужбы, система классных чинов и спецзваний, принципы социальных гарантий, обязанностей, подчинения и т. д.
Но в восьми "силовых" ведомствах — МВД, МЧС, Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН), Госнаркоконтроле, Государственной фельдъегерской службе (ГФС), Федеральных таможенной и миграционной службах (ФТС и ФМС), Федеральной службе судебных приставов (ФССП) — прохождение госслужбы регламентируется разными законами, равно как и в системе прокуратуры и ФСБ России, которые проект закона не затрагивает. Проект предполагает с 2008 года создать "третью колонну" вертикали власти — правоохранительную службу.
Реформа, согласно расчетам первого замглавы МВД Александра Чекалина, должна обойтись государству в сумме в 89,4 млрд руб. в год. Из них дополнительное финансирование МВД составит 35,7 млрд руб. в год, МЧС — 23,6 млрд руб., ФМС — 6,8 млрд руб. 12,8 млрд руб. в год должны выделить бюджеты субъектов федерации и муниципалитеты в адрес сотрудников МВД. Но суть реформы, разумеется, не исчерпывается ростом госрасходов на правоохранителей.
Унификация правил службы в МВД и других органах, как следует из проекта заключения премьер-министра Михаила Фрадкова на закон, преследует прежде всего антикоррупционные цели и повышение эффективности работы силовиков.
Закон "О правоохранительной службе" рассматривается как закон прямого действия, в котором описаны принципы взаимодействия на службе, замещения должностей, ответственности служащих, применения ими насилия. Проект фиксирует невозможность несения правоохранительной службы при наличии судимости, вводит образовательные цензы.
Унифицируются и спецзвания правоохранителей — по роду службы правоохранителей предлагается делить на "милицию", "полицию", "юстицию" и "правоохранительные органы". Спецзвания дублируют "вертикаль" Минобороны — от рядового до генерала. Таким образом, впервые за последние 90 лет госслужащий имеет шансы дослужиться до генерала полиции.
Ограничения и запреты, накладывающиеся на служащего правоохранительной службы, отмечается в заключениях МВД и Минздравсоцразвития на проект, существеннее, чем на государственной гражданской службе. Статья 16 проекта ("Запреты") распространяет на служащего те же запреты, что и закон "О государственной гражданской службе" — на госслужащего. Запрет устанавливается на забастовки, на совмещение службы с коммерческой деятельностью, на участие в управлении АО (кроме участия в собрании акционеров).
Законопроектом служащему предлагается запретить отказываться от исполнения обязанностей, несущих угрозу жизни или здоровью, если это предусмотрено контрактом.
Для всех правоохранителей при поступлении на службу предлагается сделать обязательной процедуру декларации об имуществе и доходах — личных и членов семьи. Пункт 4 статьи 17 проекта запрещает использовать декларации служащих для организации сбора пожертвований в фонды партий и общественных организаций.
Проект подробно описывает формы контракта с правоохранителем, вводит институт "испытания" при поступлении на такую службу (оно может проводиться без присвоения звания на срок от трех месяцев до года). Часть должностей на правоохранительной службе (они делятся на должности "правоохранителей" и "руководителей") замещается по конкурсу.
Проект вводит и понятие "должностного регламента", которым должен руководствоваться госслужащий. Наконец, проект предполагает принесение впервые поступающим на правоохранительную службу присяги.
По словам источников в правительстве, никаких принципиальных вопросов, кроме стоимости ожидаемой реформы, вокруг проекта уже не осталось. Кроме того, он рассматривается как часть антикоррупционной кампании.
При этом пока неизвестно, в какой степени проект готова согласовывать ФСБ: если закон будет принят, органы госбезопасности останутся с прокуратурой, Федеральной службой охраны и Службой внешней разведки немногими "нереформированными" силовыми структурами.
Пока неизвестна и дата возможного рассмотрения проекта на заседании правительства. В графике заседаний на второе полугодие 2007 года документа нет, в проекте трехлетнего бюджета расходы на эту реформу не заложены. Впрочем, Минюст уже согласовал документ. Он в любой момент может появиться в Белом доме, а затем — и в Госдуме. Проект закона предполагает, что он начнет действовать с 1 января 2008 года.
Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Закон принят Государственной Думой 27 июня 2007 года и одобрен Советом Федерации 6 июля 2007 года.
В сообщении
пресс-службы президента поясняется, что данным законом до 1 июля 2008 г. сохраняется существующий порядок государственного регулирования аудиторской деятельности.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 252-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» установлено, что с 1 июля 2007 г. аудиторская деятельность исключается из числа лицензируемых видов деятельности.
Данная норма была соотнесена с проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», внесенным Правительством Российской Федерации и принятым Государственной Думой в первом чтении 18 мая 2005 г.
Целью названного законопроекта является изменение действующей системы регулирования аудиторской деятельности за счет отмены ее лицензирования, введения обязательного членства аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских объединениях, а также передачи этим объединениям ряда функций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование аудиторской деятельности (в частности, функций по ведению Единого реестра аудиторов и аудиторских организаций, по осуществлению контроля за качеством работы аудиторов и аудиторских организаций, по повышению квалификации аудиторов).
Однако до настоящего времени работа над этим законопроектом не завершена, поэтому необходимо сохранение существующего порядка государственного регулирования аудиторской деятельности, то есть ее лицензирования, до 1 июля 2008 г.
По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), объем госзаказа, выставленного на электронные торги в первом полугодии 2007 года, составил 38,3 миллиарда рублей, что на 25% больше аналогичного показателя прошлого года. Следовательно, уже более 5% государственного заказа размещается на открытых конкурентных процедурах в сети Интернет. По этому показателю Россия в два раза обгоняет такие страны, как Норвегия, Швеция и Дания, традиционно считавшиеся лидерами в области внедрения перспективных практик госуправления.
В 2006 году государством было закуплено товаров и услуг на общую сумму свыше 2 триллионов рублей. При этом уже в 2006 году вступил в силу ряд законодательных актов, направленных на повышение прозрачности и эффективности размещения госзаказа. В частности, экономический эффект от принятия 94-ФЗ эксперты рынка оценивают в 100-120 миллиардов сэкономленных бюджетных средств.
Принципиальная особенность действующего законодательства заключается практически в полном отказе от закрытых процедур размещения заказа. К 2008 году планируется перевести до 98% всех закупок на открытые конкурсные процедуры. При этом государство в лице Минэкономразвития, ФАС и Счетной палаты начало активно поддерживать инновационные методы размещения заказа — такие, как электронные торги.
Электронные торги в госзакупках уже успели доказать свою эффективность. По статистике профессиональной ассоциации участников рынка электронной торговли НАУЭТ, экономия от использования этой технологии в закупках составляет от 10 до 17 процентов от объема бюджета. По словам президента НАУЭТ Александра Киселева, в масштабах страны это может составить 230 миллиардов рублей.
Европейские страны, однако, не спешат отказываться от закрытых конкурсных процедур и тем более выводить свои закупки в Интернет. Европейское законодательство в области госзакупок также оставляет множество возможностей для коррупции. Ни специальные директивы Европейского союза, ни национальное законодательство ведущих европейских стран не содержат в себе столь необходимых механизмов профилактики и пресечения коррупции в области госзакупок.
Несмотря на инертность государственного аппарата, Россия опередила западные страны по уровню использования современных технологий в управлении государственным заказом. С принятием закона 94-ФЗ Россия вышла в лидеры по качеству законодательства в области госзакупок. Размещение госзаказов на электронных аукционах — это наиболее яркий пример прогрессивного характера российской системы госзакупок.
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов подверг резкой критике действующую в России судебную систему. Выступая сегодня перед депутатами Законодательного собрания Алтайского края, С.Миронов подчеркнул, что сегодня единственная ветвь власти, не имеющая никакого внешнего контроля, а только внутренний — судебная. "Это приводит к тому, что судейское сообщество нередко защищает честь мундира, и иногда мы видим дичайшие примеры вынесения приговоров", — заметил он.
С.Миронов напомнил, что им подготовлен законопроект об изменении порядка формирования высшей квалификационной коллегии судей РФ. Предполагается, что не одна треть коллегии, как сейчас, а одна вторая должна быть представлена общественностью, которую должен делегировать Совет Федерации.
С.Миронов также полагает, что нужно менять кадровую политику в правоохранительных органах в целом и начать надо с достойного уровня зарплаты. Он напомнил, что выступает за изменение уголовного законодательства, касающегося осужденных за коррупцию — предлагает конфискацию имущества не только самих осужденных, но и их родственников. Кроме того, они (чиновники) должны подавать ежегодную декларацию о доходах на себя и на ближайших родственников.
Президент России Владимир Путин подписал закон "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", принятый Госдумой 4 июля 2007 года и одобренный Советом Федерации 11 июля 2007 года. Об этом сообщила пресс-служба главы российского государства.
Закон продлевает на 2008 год и на период до 2010 года порядок и условия уплаты страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также сохраняет размеры этих тарифов. Таким образом, на указанный период сохраняется 32 страховых тарифа, дифференцированных по видам экономической деятельности (в зависимости от класса профессионального риска), при этом остаются в силе существующие льготы по уплате данных тарифов.
Росстат обнародовал Постановление от 31.05.2007 N 39 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий на 2008 год".
Среди форм представлены новая форма N 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя" и порядок ее заполнения. Согласно документу она служит только для получения сводной статистической информации и не может быть предоставлена третьим лицам без согласия предпринимателя, ее представившего.
Заполняя форму, предприниматель должен будет указать, в частности, примерный объем выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, полученной им в отчетном квартале по всем видам предпринимательской деятельности.
Указывается также, сколько человек в среднем работало в бизнесе в отчетном квартале: партнеров, помогающих членов семьи, наемных работников. Форма представляется на 15-й день после отчетного периода.
Новые формы вступают в действие с первых отчетных периодов 2008 года.
Председатель правления Пенсионного фонда РФ Геннадий Батанов заявил в понедельник, 23 июля, что российские работодатели задолжали фонду 60 миллиардов рублей, не считая пени и штрафов, передает агентство ИТАР-ТАСС.
Батанов обратил внимание на многочисленные нарушения прав ветеранов труда, которых в стране насчитывается более 38 миллионов.
Он также отметил в этой связи, что в Пенсионном фонде стал действовать программно-технологический комплекс, который будет контролировать финансовую деятельность 2,5 миллионов частных предприятий и более 5 миллионов индивидуальных предпринимателей.
"Теперь ведется строгий учет до копейки, как юридические лица ведут начисление в Пенсионный фонд суммы на каждого работника", — подчеркнул глава пенсионного фонда. Геннадий Батанов также подтвердил, что, начиная с 1 октября 2007 года, базовая часть пенсий возрастет от 900 до 1260 рублей.
Ужесточение борьбы с фирмами-однодневками в центральных городах страны привело к тому, что разного рода махинаторы пытаются развернуть свою противозаконную деятельность на периферии. Однако налоговики и милиционеры не дремлют и там. Так, недавно в Курске были арестованы двое столичных предпринимателей, пытавшихся зарегистрировать фирму по подложным документам.
Как рассказали корреспонденту «ФАФИ» в облпрокуратуре, москвичи явились в ИФНС не с пустыми руками. При себе у деловых людей была одна тысяча долларов, которую они и попытались вручить начальнику отдела регистрации и учета налогоплательщиков за совершение заведомо незаконных действий. Однако налоговый инспектор оказалась женщиной неподкупной: через пару часов подозреваемые были задержаны и, с санкции суда, заключены под стражу. Теперь, в соответствии с ч. 2 ст. 291 Уголовного кодекса столичным гостям грозит лишение свободы на срок до восьми лет. Причем шансов выйти сухими из воды у них мало – «разбираются» с ними сотрудники отдела по расследованию особо важных дел облпрокуратуры.
Налоговики обязаны указывать точное наименование и количество запрашиваемых документов. ФАС Западно-Сибирского округа постановлением от 18 июня 2007 г. № Ф04-3937/2007(35308-А27-26) по делу № А27-17330/2006-6 разрушил порочную практику ревизоров, привыкших применять в требовании о представлении дополнительных документов для камеральной проверки расплывчатые формулировки типа «все имеющиеся по такой-то сделке». Судьи, проанализировав положения пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса, на основании которой, собственно, и предусмотрены санкции в виде 50 рублей за каждый непредставленный документ, пришли к выводу, что размер штрафа складывается из конкретного количества непредставленных (представленных несвоевременно) документов, запрошенных налоговиками. По мнению судей, вины налогоплательщика нет, если налоговики сами не знают, что хотят.
Не исключено, что малый бизнес получит возможность принять участие в подготовке Сочи к Олимпиаде 2014 года. Помочь фирмам и предпринимателям пробиться на олимпийскую стройплощадку намерено деловое объединение «ОПОРА России». Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в пресс-службе организации, вплотную заняться решением этой задачи планируется в сентябре этого года. А до этого времени малые компании из любого уголка страны имеют возможность обдумать свои идеи и подготовить соответствующие бизнес-проекты. Как отметил глава «ОПОРЫ России» Сергей Борисов, Олимпиада в Сочи – отличный шанс для малого бизнеса, чтобы не только заработать, но и оценить степень своего соответствия международному уровню.
Отныне внутренняя сторона обложки личной медицинской книжки и последняя страница санитарного паспорта не будут содержать наименование типографии, изготовившей бланк, а также голографический ламинат. Соответствующий приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 июля 2007 г. № 215 «О внесении изменений в приказ Роспотребнадзора от 20 мая 2005 г. № 402» 16 июля успешно прошел регистрацию в Минюсте. Ранее в личной медицинской книжке указывалась информация об изготовлении бланка в Московской типографии Гознака, а в санитарном паспорте – о его изготовлении в ЗАО «Первый печатный двор». Исключить данную информацию был призван Закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, согласно которому претендовать на заключение госзаказа может любое юрлицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Вполне возможно, что российские борцы со взяточничеством вскоре опробуют новое оружие. Искоренить один из главных бичей, мешающих в том числе и развитию предпринимательства, должна, по их мнению, проверка эффективности внутренних систем антикоррупционной безопасности различных государственных структур. То есть структуры, призванные отслеживать «чистоту помыслов» коллег-чиновников, сами подвергнутся тестированию на бескорыстие. Соответствующее предложение Управления госаудита Великобритании в ходе проведенной совместной видеоконференции поддержал руководитель Счетной палаты Сергей Степашин. Об этом сообщила пресс-служба госведомства. Степашин согласился с зарубежными коллегами в том, что подобное инспектирование позволит «в превентивном порядке находить «дыры» в антикоррупционной защите властных структур различных уровней и тем самым предупреждать риски возникновения коррупционных преступлений». Предполагается, что более тщательно этот вопрос представители палаты обсудят с работниками Генпрокуратуры в рамках заседания рабочей группы.
Похоже, налоговики не собираются отказываться от мысли, что продолжительный убыточный период несвойствен нормальной предпринимательской деятельности и свидетельствует об уходе от уплаты налогов. Для более эффективной борьбы с этим явлением ревизоры намерены автоматизировать сбор и обработку информации о задолженности по обязательным платежам юридического лица. О проведении конкурса на разработку соответствующего программного обеспечения сообщает пресс-служба ФНС. При этом предметом автоматизации должен стать обмен информацией между налоговыми инспекциями о наличии «долга» у фирмы в целом, включая недоимки с мест учета ее структурных подразделений, недвижимого имущества, транспортных средств.
Не исключено, что в ближайшем будущем контроль над выпуском и продажей товаров, содержащих генетически модифицированные организмы (ГМО), будет усилен. Роспотребнадзор в постановлении от 25 июня 2007 г., зарегистрированном Минюстом 16 июля, внес изменения в СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». Согласно документу, с 1 сентября текущего года информация о генно-модифицированных компонентах должна присутствовать на этикетках всей без исключения продукции, в рецептуре которой ГМО превышает 0,9 процента. Напомним, что сейчас в подобной маркировке не нуждаются товары с содержанием ГМО менее 5 процентов, а также продукты, в ГМО которых нет дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) и белка.
При принудительном взыскании задолженности по обязательным платежам в бюджет РФ налоговики теперь будут использовать новые формы документов. Они утверждены приказом ФНС от 14 мая 2007 г. № ММ-3-19/293, который не далее как 16 июля успешно прошел регистрацию в Минюсте. В частности, обновились: форма решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика; форма решения о взыскании всего вышеперечисленного за счет имущества налогоплательщика и форма соответствующего постановления.
Не исключено, что в ближайшем будущем работодателям придется серьезно увеличить расходы на оплату труда гастарбайтеров. Сделать это их принудит федеральный закон, за разработку которого активно ратуют столичные чиновники и лично мэр Юрий Лужков, сообщает пресс-служба московского правительства. В материалах, подготовленных московским руководством к заседанию Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, говорится о том, что новое законодательство должно носить ярко выраженный антидемпинговый характер. Иными словами, предпринимателям просто не позволят создавать рабочие места для мигрантов с заниженной оплатой труда. В числе причин чрезвычайно низких зарплат большинства гастарбайтеров и, как следствие, отсутствия ожидаемых поступлений в бюджет столичные чиновники называют слабый контроль со стороны госведомств за привлечением трудовых ресурсов из-за рубежа.
23.07.2007
В связи с поступающими обращениями от налогоплательщиков по вопросу представления в налоговый орган сведений о среднесписочной численности работников, Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве опубликовало сегодня на своем
официальном сайте разъяснительное письмо ФНС России от 09.07.2007 № ЧД-6-25/536@.
В письме сообщается, что, в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за 2006 год превышает 250 человек, представляют сведения о среднесписочной численности за 2006 год в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя) в течение одного месяца со дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ.
Положение данного абзаца, применяется до 1 января 2008 года в отношении налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за 2006 год превышает 250 человек.
Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 80 Кодекса сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).
Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации.
Учитывая изложенное, начиная с 1 января 2008 года все организации, не зависимо от среднесписочной численности работников, должны представлять в налоговый орган сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).
Каждый третий россиянин считает, что экономическая ситуация в стране улучшается, говорится в результатах опроса, проведенного фондом "Общественное мнение". 11 процентов россиян, напротив, считают, что экономическая жизнь страны ухудшается, а еще 42 процента особых перемен не видят.
В целом экономическую обстановку как хорошую оценили всего восемь процентов респондентов. Удовлетворительной ее считают 49 процентов опрошенных, а плохой — 27 процентов. Предыдущие опросы показывали еще худшее отношение граждан к состоянию российской экономики. В период с 2002 по 2005 год ситуацию считал плохой каждый второй. К концу 2006 года процент недовольных экономикой снизился до 34.
Довольные чаще всего говорят о росте уровня жизни, объемов производства и ВВП, снижение безработицы. Недовольные, напротив, отмечают снижение уровня жизни, рост цен, кризис промышленности и сельского хозяйства.
12 процентов опрошенных считают, что действия властей отрицательно влияют на экономику. Положительное влияние видит 35 процентов респондентов, а никакого влияния не прослеживают 28 процентов. Каждый четвертый опрошенный затруднился с ответом на вопрос о степени влияния властей на экономическую ситуацию.
В опросе участвовало полторы тысячи респондентов, проживающих в сотне населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Статистическая погрешность опроса не превышает 3,6 процента.
Многие из наших соотечественников, желающих открыть свой малый бизнес, приходят в него через покупку уже готового. В целом по России в год меняют собственников около 3 тысяч малых компаний. И эта цифра растет. Однако если в европейских государствах спрос и предложение на покупку-продажу примерно равнозначно распределены по всей территории этих стран, то 80% российских инвесторов хотят купить небольшой бизнес именно в Московском регионе.
Среди малого бизнеса нижнего ценового сегмента (стоимость компании до $100 тыс.) наиболее популярны продуктовые магазины, кафе, салоны бытовых услуг, пункты обмена валют. Немало также желающих купить агентства недвижимости, автомойки и автосервисы. Среди более дорогих компаний лидируют по спросу уже производственные предприятия — мебельные цеха, кондитерские, небольшие мясо- и молочные комбинаты.
В структуре уже заключенных сделок примерно половина приходится на Москву, еще примерно четверть инвесторов покупают компании малого бизнеса в Санкт-Петербурге. Популярностью среди покупателей пользуются также Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург и Уфа — города-миллионники европейской части России и Урала.
В последние годы предприятия малого бизнеса все чаще попадают в сферу внимания рейдеров — захватчиков бизнеса. По словам главного редактора журнала "Слияния и поглощения" Антона Смирнова, "сейчас рейдерство в среднем бизнесе постепенно сходит на нет". "Отчасти благодаря усилиям правоохранительных органов, отчасти потому, что все недооцененные активы там уже раскуплены. В результате рейдеры обратили свое внимание на малый бизнес, который сейчас наименее защищен. Это отдельная большая проблема, которая требует внимания со стороны властей и срочного решения", — сказал он.
Сделки по переходу прав собственности на малый бизнес не принято относить к слияниям и поглощениям. Обычно их обозначают как "купля-продажа". Другое важное отличие от крупных предприятий — при таких сделках почти никогда не бывает помощников. Если продается, например, большой химический завод или сеть магазинов, состоящая из сотен торговых точек, покупатели в таких случаях обязательно привлекают финансовых и юридических консультантов, в качестве которых выступают инвестиционные банки, специализированные юридические и инвестиционные компании.
Для малого бизнеса такие расходы недоступны, да и бессмысленны. В западных странах для тех, кто хочет вложить средства в малый бизнес, существует проверенная временем и очень популярная услуга — институт бизнес-брокеров. От 50% до 95% сделок с малыми компаниями, в зависимости от страны, проходят именно через них. Бизнес-брокер принимает заявки как от продавцов, так и от покупателей бизнеса, проводит оценку компаний, рекламирует продаваемый бизнес, подбирает оптимальный объект в соответствии с пожеланиями инвестора, следит за юридическим оформлением сделки, получая за это определенный процент от стоимости сделки в качестве комиссионных. И для покупателя, и для продавца это удобно и быстро.
К сожалению, в России пока этот институт известен очень мало. По оценкам экспертов, не более 10% малых компаний продаются через бизнес-брокеров. Всего за год через них заключается сделок на несколько сотен миллионов долларов, тогда как рынок купли-продажи малого бизнеса по России в целом оценивается экспертами в $4-5 млрд.
Покупатели компаний в сфере малого бизнеса обычно не применяют сложных методик оценки, таких как дисконтирование денежных потоков. В подавляющем большинстве случаев стоимость компании оценивается по стоимости активов (недвижимость, оборудование, складские запасы).
Российский рынок купли-продажи малого бизнеса, несмотря на все сложности, растет и развивается. Сейчас в России меняют собственников около 3 тысяч малых компаний в год, но эта цифра растет, причем все чаще владельцы прибегают к услугам профессиональных посредников. Вдобавок банки сейчас предоставляют больше возможностей для клиентов получить кредит на покупку бизнеса, что увеличивает число владельцев малых компаний. Рынок купли-продажи малого бизнеса в нашей стране все больше цивилизуется, так что вполне можно прогнозировать, что в ближайшие годы и здесь будет, как и на рынке крупных слияний и поглощений, свой собственный "маленький большой взрыв".
Продажа бизнеса (Москва), 2007 год:
Рестораны (от 120 до 220 кв. м), в аренде — от $1000 до 1300 за кв. м (средняя стоимость составляет $1150 за кв. м), средняя стоимость ресторана пл. 170 кв.м — $200 000.
Магазины (до 150 кв. м), находящиеся в аренде, — от $500 до — 2000 за кв. м (средняя стоимость составляет $800-900 за кв. м), средняя стоимость магазина пл. 100 кв. м — $85 000. Магазины, находящиеся в собственности, — 300 кв. м продаются за $1 500 000, 500 кв. м — $3 000 000.
Автосервисы, в аренде — от $800 до 1000 за кв. м (малые, на 2 поста, продаются от $100 000 до 150 000, средние, на 4 поста, — от $180 000 до 500 000).
Салоны красоты (от 50 до 140 за кв. м), в аренде — от $450 до 1300 за кв. м (средняя стоимость составляет от $650 до 800 за кв. м), средняя стоимость салона красоты пл. 80 кв. м — $58 000.
На стоимость бизнеса влияет: месторасположение (центр или окраина Москвы), состояние офисных помещений, аренда или собственность, наличие оборудования.