12.09.2007
Не исключено, что вскоре депутаты внесут существенные поправки в уже принятый Госдумой в первом чтении законопроект «О саморегулируемых организациях». В частности, Федеральная антимонопольная служба предлагает парламентариям рассмотреть возможность введения так называемого переходного периода, в течение которого, наряду с развитием саморегулирования отраслей, может сохраняться их лицензирование.
Благодаря принятию таких поправок предприниматели смогут в течение определенного срока самостоятельно выбирать, на чьих условиях – государственных или выработанных профессиональным сообществом – вести свою деятельность. Соответствующая инициатива содержится в ответе заместителя руководителя ФАС Андрея Цыганова на обращение вице-президента Общероссийской общественной организации «ОПОРА России» Алексея Кожевникова. По мнению Цыганова, статья «Об установлении переходного периода от лицензирования к саморегулированию» должна быть разработана и принята Госдумой в как можно более сжатые сроки.
С сумм, потраченных фирмой на оплату обучения сотрудников-иностранцев русскому языку, НДФЛ и ЕСН можно и не платить. Как сообщил Минфин в письме от 15 августа 2007 г. № 03-04-06-02/150, такую возможность дает статья 21 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1. Для этого надо лишь одно: чтобы учеба оправдывалась производственной необходимостью и руководитель компании издал соответствующее письменное распоряжение. Кроме того, осваивать русский работники должны в лицензированном образовательном учреждении. При иных обстоятельствах НДФЛ и ЕСН уплатить все-таки придется, отметили финансисты.
Скидки, которые комиссионер за свой счет предоставляет покупателям товара комитента, во внереализационных расходах не учитываются. К такому выводу пришел Минфин в письме от 10 августа 2007 г. № 03-03-06/1/555. Финансисты признали, что подпункт 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса позволяет организациям включать в состав внереализационных расходов суммы премий, выплаченных покупателю за выполнение определенных условий договора. Однако, как отметили представители главного финансового ведомства, данная норма, а значит и возможность уменьшить налогооблагаемую прибыль, распространяется исключительно на договоры купли-продажи. Таким образом, вознаграждение, полученное от комитента, агент должен учитывать в составе доходов (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК) без учета каких-либо скидок.
Компаниям не следует на последнее число месяца определять доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы по собственным векселям, выписанным в иностранной валюте. Такой совет содержится в письме Минфина от 9 июля 2007 г. № 03-03-06/2/122. Как отмечают финансисты, доходы (расходы) в данном случае могут возникнуть при погашении векселей. Дело в том, что в соответствии с пунктом 11 статьи 250 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса внереализационные расходы (доходы) возникают от переоценки имущества в виде валютных ценностей, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Исключение из этого правила составляют ценные бумаги, которые номинированы в инвалюте. Вместе с тем в соответствии со статьей 143 Гражданского кодекса к ценным бумагам, в частности, относится и вексель. Кстати, пунктом 2 статьи 143 Кодекса установлено, что вещи, которые не относятся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
Дивиденды по акциям, находящимся в собственности муниципальных образований, не являются доходами, подлежащими обложению налогом на прибыль. Это означает, что компания, выплачивая дивиденды тому или иному муниципалитету, не должна выступать в роли его налогового агента. К такому умозаключению пришел Минфин в письме от 13 августа 2007 г. № 03-03-06/3/12. Финансисты отметили, что в подобных ситуациях дивиденды не учитываются в общей сумме налога, исчисленной в соответствии с пунктом 2 статьи 275 Налогового кодекса, при условии, что их сумма перечислена непосредственно в местный бюджет.
11.09.2007
Группа депутатов-единороссов внесла в Госдуму законопроект об увеличении с 1 декабря 2008 года минимального размера оплаты труда (МРОТ) до 4 тысяч 300 рублей, сообщили журналистам в аппарате палаты.
Документ предлагает установить МРОТ с 1 декабря 2008 года в размере 4 тысячи 300 рублей в месяц, или на уровне 96,8% прогнозируемой величины прожиточного минимума трудоспособного населения, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. В настоящее время МРОТ составляет 2 тысячи 300 рублей, последнее повышение состоялось 1 сентября текущего года.
Для реализации законопроекта необходимо будет предусмотреть дополнительные средства на повышение оплаты труда работников государственных учреждений в объеме 24,3 миллиарда рублей в 2008 году, 58,2 миллиарда рублей в 2009 году и 63,2 миллиарда рублей в 2010 году.
Правительство РФ данный законопроект не поддерживает. В правительственном заключении, подписанном вице-премьером РФ Александром Жуковым, отмечается, что увеличение МРОТ, предлагаемое депутатами, потребует повышения оплаты труда работников бюджетной сферы и приведет к значительному росту расходов федерального бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом, указывается в заключении, если вносятся инициативы по увеличению расходов бюджета, то в таком законопроекте должны содержаться нормы, определяющие источники финансирования.
Также в документе отмечается, что правительством уже были внесены предложения по установлению МРОТ с 1 декабря 2008 года в сумме 3 тысячи рублей, с 1 октября 2009 года - в сумме 3 тысячи 500 рублей.
Вскоре за уклонение от уплаты налогов, неисполнение обязанностей налогового агента или сокрытие имущества смогут привлечь к уголовной ответственности. Подробный "трактат" с рекомендациями по применению уголовного законодательства по налоговым делам подготовил Верховный суд.
Одним из налоговых преступлений, указанных в Уголовном кодексе, является уклонение от внесения в бюджет обязательных отчислений (ст. 198, 199 УК РФ). Много споров возникало по поводу толкования действий представителей компании, которые образуют объективную сторону подобных преступлений. Между тем, как пояснил Верховный суд, такое уклонение может выражаться в форме как действия, так и бездействия. В первом случае оно проявляется в умышленном искажении данных налоговых деклараций и других документов. Во втором - в непредставлении этих бумаг.
При этом к другим документам относятся все документы, на основе которых исчисляют и уплачивают налоги. В частности, для компании это выписки из книг покупок и учета доходов и расходов от хозяйственных операций, копии журналов, полученных и выставленных счетов-фактур, расчетные ведомости, годовые отчеты, справки о суммах уплаченных налогов, документы, подтверждающие право на льготы.
Также суд обозначил действия, которые можно считать искажением данных деклараций и других документов:
- неотражение доходов или объектов налога;
- уменьшение доходов;
- завышение налоговой себестоимости;
- искажение периода, за который отражают доходы, расходы;
- искажение физических показателей, характеризующих вид деятельности (например, при ЕНВД).
Судьи также определили тех, кто может быть виновником налогового преступления. За неуплату в бюджет фирмы отвечать будут ее руководитель, главный бухгалтер или другой сотрудник, уполномоченный подписывать отчетность. Соучастниками данного преступления могут признать других работников фирмы, например, умышленно "искажавших" первичные документы.
Кроме того, к ответственности за неуплату налогов фирмы могут привлечь иных частных лиц. Организовавших ее - как организаторов, содействовавших преступлению советами или указаниями - как подстрекателей, а склонивших руководителя или главбуха к неуплате налога - как пособников.
Отвечать за налоговое преступление перед судом придется не только резидентам Российской Федерации, но и иностранным гражданам, а также частным лицам без гражданства, если они занимаются предпринимательской деятельностью на территории России. Они также обязаны рассчитывать и уплачивать в бюджет налоги и сборы и представлять в инспекцию налоговые декларации и другие документы, установленные законом.
В частности, пленум Верховного суда разъяснил, что налоговыми преступниками могут стать нотариусы, а также юристы, учредившие адвокатские кабинеты. Поскольку эти специалисты занимаются частной практикой в целях получения прибыли, они должны строго соблюдать налоговое законодательство.
В то же время нередко встречаются прецеденты, когда предприниматели осуществляют свою коммерческую деятельность, зарегистрировав документы на подставных лиц. В таком случае от наказания не уйти не только бизнесмену, но и формальному предпринимателю, который фактически не является налогоплательщиком. Ведь если он понимает, что участвует в преступлении, и сознательно помогает бизнесмену уклониться от уплаты налогов, ему придется отвечать по всей строгости закона как пособнику нарушителя (ч. 5 ст. 33 и ст. 198 УК РФ).
Как указали судьи, уклонение от уплаты налогов можно считать преступлением только при наличии некоторых обстоятельств. Во-первых, уголовное наказание нарушителю грозит в том случае, если он целенаправленно уклонился от обязательных отчислений в бюджет. Неуплату же налогов по оплошности или ошибке преступной не считают. Поэтому, решая вопрос о злом умысле, судам следует учитывать также обстоятельства, исключающие его вину в налоговом правонарушении (ст. 111 НК).
Во-вторых, уклонение от уплаты налогов должно быть в крупном или особо крупном размере. При этом сумма, подлежащая перечислению в бюджет, может выражаться в определенном процентном отношении либо в конкретном денежном измерении. Для вычисления суммы уклонения следует учитывать те обязательные отчисления, которые не были внесены в бюджеты различных уровней по окончании отчетных периодов. Если сроки уплаты налогов и сборов за текущий период истекли, то неперечисленные суммы также учитывают при расчете крупного (особо крупного) размера неуплаты. Вычисляя же 10- или 20-процентные доли недоимки, следует исходить из суммы всех налогов и сборов, подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд.
Выявленная сумма неуплаты включается в общую сумму обязательных платежей, которые фирма должна внести в бюджет. При расчете этих показателей нужно суммировать налоги и сборы, не уплаченные за период в пределах трех финансовых лет. Финансовый же год соответствует календарному (п. 12 БК РФ).
Напомним, что ранее по поводу периода расчета крупного и особо крупного размера уклонения велись споры. Из формулировки "в пределах трех финансовых лет" не было ясно, может ли период быть меньше, чем три года. Верховный суд разрешил эти споры, определив, что умышленная неуплата налогов будет подпадать под уголовную ответственность и по результатам, например, одного налогового периода - календарного года, если она составила крупный или особо крупный размер.
В том случае, когда размер ставок налогов или сборов снижен или они вовсе отменены законодательным актом, которому предана обратная сила, налоги следует рассчитывать согласно новому правилу (п. 4 ст. 5 НК РФ). Следует также помнить, что нормативные акты, которые ухудшают положение налогоплательщиков (например, вводят дополнительные виды налогов, повышают ставки действующих), обратной силы не имеют (ст. 5 НК РФ). Таким образом, при расчете суммы непогашенных обязательств перед бюджетом во внимание принимаются только те налоги, сборы и их ставки, которые были установлены законодательством для этого отчетного периода.
Компании отвечают перед бюджетом не только как налогоплательщики, но и как налоговые агенты своих сотрудников. Между тем за невыполнение обязанностей по исчислению, удержанию, перечислению налогов в бюджет или внебюджетный фонд за другое лицо в Уголовном кодексе также предусмотрено наказание (ст. 199.1 УК РФ). Но признают такие нарушения преступлениями только в том случае, если:
- агент не перечислил сумму налогов в крупном или особо крупном размере;
- совершил это из корыстных побуждений, личного интереса.
При расчете крупных и особо крупных сумм неперечисления нужно руководствоваться опять же ст. 198 и 199 Уголовного кодекса.
Личный интерес нарушителя как мотив преступления может выражаться не только в извлечении выгоды имущественного характера, но и в нематериальной форме, которая обусловлена такими побуждениями, как: продвижение по карьерной лестнице, желание получить соответствующую услугу, приукрасить действительное положение, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.
Если же неисполнение обязанностей агента не связано с личной выгодой (например, деньги не были перечислены в бюджет по ошибке), то считать это преступлением нельзя даже в том случае, если размер нарушения является крупным или особо крупным.
Судьи также отметили, что виновным в невыполнении обязанностей налогового агента - фирмы - нужно считать сотрудника, на которого в компании возложено исчисление, удержание и перечисление налогов. Им может быть руководитель фирмы, ее главный бухгалтер или специально уполномоченный на это сотрудник.
Кроме того, если налоговый агент действует из корыстных побуждений и его действия связаны с изъятием денежных средств или другого имущества, то налицо совокупность преступлений, и содеянное следует дополнительно квалифицировать еще и по статье, предусматривающей ответственность за хищение чужого имущества.
Оконченным преступление будет лишь тогда, когда удержанные или неудержанные суммы не поступили в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), а сроки перечисления налогов истекли.
Недоимки компании по налогам инспекторы могут покрыть за счет ее денежных средств или другого имущества. Однако нередко организации их скрывают от правоохранительных органов, препятствуя принудительному взысканию. В том случае, если сумма недоимки подпадает под категорию "особо крупная", подобные действия компании будут считаться преступлением, а повинным в его совершении грозит уголовная ответственность.
Таким образом, если собственник компании, ее руководитель или сотрудник, уполномоченный распоряжаться имуществом фирмы, скрыли сумму или имущество стоимостью более 250 000 рублей, они будут отвечать перед судом. При этом пени не должны приниматься в расчет и увеличивать размер недоимки, который, в свою очередь, может превышать сумму сокрытия.
Согласно статье 199 Уголовного кодекса, крупный размер неуплаты налогов фирмы за период в пределах трех лет составляет:
- более 500 000 рублей, если доля неуплаты превышает 10% от сумм налогов, подлежащих уплате;
- более 1 500 000 рублей.
А особо крупное уклонение за этот же срок:
- более 2 500 000 рублей, если доля неуплаты составляет свыше 20% от суммы налогов, подлежащих уплате; - более 7 500 000 рублей.
Несмотря на то, что в статье 199 УК нет перечня документов и списка ложных сведений, данная норма не может служить поводом для ее вольного понимания. На это Конституционный суд указал в определении от 20 декабря 2005 г. N 478-О. Судьи подчеркнули, что при толковании статьи следует исходить из норм не только уголовного, но и налогового законодательства.
Российская экономика спешит показать, что выполнит задание Владимира Путина, данное им в начале первого срока президентства: удвоение ВВП за 10 лет. В понедельник статистическое ведомство обнародовало данные по росту российской экономики во втором квартале 2007 года. Они оказались крайне положительными. Номинальный объем произведенного ВВП во II квартале 2007 г. составил 7 трлн 647,5 млрд руб. в текущих ценах, а его реальный объем вырос на 7,8% к соответствующему периоду 2006 года.
Наилучшие показатели продемонстрировало строительство – рост в отрасли составил 22%. На втором и третьем местах расположились финансовая и оптово-розничная деятельности – 11,3% и 10,9% соответственно. Рост в сфере услуг транспорта и связи составил 8,6%. Также большой вклад в увеличение ВВП внесли обрабатывающие производства, они показали рост 6,2%.
Таким образом, данные Росстата превысили даже расчеты Минэкономразвития, которое на прошлой неделе оценило рост ВВП во II квартале в 7,6%, а за полугодие – в 7,8%.
Не говоря уже о том, что рост экономики в этом году значительно опережает как показатели прошлого года (6,0% за первое полугодие 2006 года), так и первоначальные прогнозы на этот (6,5% на год). В первом квартале 2007 года темпы роста ВВП были и вовсе рекордными – 7,9%.
«Такой рост связан с тем, что если в прошлом году был зафиксирован некоторый спад в ценах на нефть, то в этом году цены держатся на стабильно высоком уровне», – объясняет успехи второго квартала гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. Тем не менее, хотя нефтяные доходы по-прежнему играют ведущую роль в развитии нашей экономики, структура роста в последние пару лет существенно поменялась. Главным его двигателем перестал быть экспортный спрос, рост обеспечен в основном за счет увеличения внутреннего спроса и частично инвестиционного.
Однако говорить о стабильности еще рано, проявляют осторожность эксперты. Рост за счет внутреннего спроса можно считать устойчивым только в случае адекватного увеличения доходов населения, говорит эксперт Центра развития Валерий Миронов. «У нас же, если смотреть на структуру потребления, выходит, что спрос растет за счет увеличения кредитования. Соответственно, наши банки больше пользуются иностранными займами, чтобы обеспечить рост кредитования на внутреннем рынке», – отмечает эксперт.
Основная доля ввоза капитала в страну приходится до сих пор не на инвестиции, а именно на зарубежные займы корпораций и банков (84% суммарного притока капитала в 2005 году, 65% – в 2006−м, 79% – в первом квартале 2007 года). По прогнозам Миронова, отечественным банкам в 2008 году придется вернуть$18–20 млрд. долга. Если условия предоставления займов ухудшатся, то финансовая система окажется в невыгодном положении. И рост ВВП тоже окажется под угрозой.
Тем не менее пока все указывает на то, что ВВП по итогам 2007 года продемонстрирует рост не менее 7,5%, говорит Микаэлян. «В III–IV кварталах динамика традиционно бывает позитивной», – объясняет эксперт.
При этом, отмечает он, лидерами роста станут телекоммуникации и особенно машиностроение, где сейчас началось серьезное перевооружение: ведь только по стратегическому плану развития электроэнергетики в ближайшее время должны быть построены 35 атомных электростанций и примерно столько же гидроэлектростанций, напоминает Микаэлян.
С 1 сентября 2007 года минимальный размер оплаты труда, установленный на федеральном уровне, составляет 2300 руб. Одновременно регионы получили право устанавливать на своей территории свой собственный, повышенный МРОТ, заключая трехстороннее соглашение между профсоюзами, местными властями и работодателями.
Новости о введении повышенного МРОТ поступают из регионов практически ежедневно. В соревновании, чей МРОТ выше, уже появились первые чемпионы. Правда, главам регионов, желающим прослыть защитниками социальных интересов, приходится изыскивать возможности выкроить из бюджета дополнительные средства.
Первый региональный МРОТ приняли в Свердловской области. C 1 октября 2007 года он составит 2900 руб., то есть превысит федеральный на 600 рублей.
Минимальный размер оплаты труда в Санкт-Петербурге может стать 3900 руб. По словам губернатора Валентины Матвиенко, МРОТ не должен быть меньше городского прожиточного минимума.
Среди «зарплатных» лидеров «нефтяные» регионы вопреки прогнозам не на самых первых местах. С 1 января 2008 года минимальная заработная плата бюджетников в Ханты-Мансийском автономном округе составит 4600 руб., что в два раза выше федерального МРОТ.
В то же время в Москве МРОТ - 6100 руб. Для сравнения, в Московской области он составит 4442 руб. Немногим меньше МРОТ будет в Новосибирской области - 4167 руб. В Тульской и Рязанской областях МРОТ составит 3707 руб. и 3230 руб. соответственно.
Власти Архангельской области обещают ввести свой минимальный размер оплаты труда с нового года. Трехстороннее соглашение между профсоюзами, местными властями и работодателями, которое начнет действовать с 1 января 2008 года, как обещают в областной администрации, максимально приблизит МРОТ к прожиточному минимуму, который составляет в регионе 5042 руб.
В Калининградской области рассмотрение и подписание проекта регионального соглашения будет внесено в повестку очередного заседания трехсторонней комиссии, запланированного на середину сентября.
Башкирские власти также обещают повышать МРОТ более высокими темпами, чем федеральные, но конкретных цифр не называют.
Проект регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области, как ожидается, установит МРОТ в размере 70% от величины прожиточного минимума. Прогнозируемый прожиточный минимум на 2008 год в регионе составит около 4,3 тыс. руб.
В стадии подготовки трехстороннее соглашение находится в Омской области и Красноярском крае.
Разочарованными в своих ожиданиях оказались жители северных территорий, многие их которых являются дотационными. Помимо очевидного нежелания властей дотационных субъектов федерации устанавливать региональный повышенный МРОТ граждане этих регионов получат весьма незначительные дивиденды и от федерального МРОТ. Дело в том, что федеральный закон, увеличив размер минимальной оплаты труда, включил в сумму МРОТ не только тарифную ставку работника, но и все выплаты компенсационного и стимулирующего характера, в частности районный коэффициент, процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и компенсации за условия труда.
Жителям тех регионов, власти которых не стали включаться в «зарплатную гонку», опасаясь дыр в своих бюджетах, остается дожидаться очередного повышения МРОТ федеральными властями. Правительство планирует довести МРОТ до уровня прожиточного минимума лишь к началу 2011 года.
Трудовые инспекции уже готовы начать проверку должностных лиц, выплачивающих зарплаты ниже нового минимального размера оплаты труда. Нарушение требований закона грозит должностным лицам штрафом, размер которого может варьироваться в пределах от 500 до 5 тыс. руб. Предприятие как юридическое лицо может быть оштрафовано за подобное нарушение на 50 тыс. руб.
Правда, соблюдать региональный МРОТ не обязаны организации, финансируемые из федерального бюджета.
Региональным властям пришлось решать проблему с бюджетниками, находящимися на региональном обеспечении, зарплата которых значительно ниже, чем у работников коммерческого сектора. Чтобы выполнить требование закона и сделать зарплату бюджетников выше федерального МРОТ, региональным властям пришлось увеличивать первый разряд тарифной сетки.
Нечистые на руку чиновники изобретают все более изощренные способы обогащения за счет коммерсантов. Однако взятка, пусть даже и полученная «борзыми щенками», все равно остается взяткой со всеми вытекающими последствиями.
Как сообщает пресс-служба Управления Генпрокуратуры в Уральском федеральном округе, однажды начальник одного из постов Ямало-Ненецкой таможни в приватной беседе с руководителем крупной компании пообещал последнему обеспечить ускоренный и беспрепятственный режим таможенного оформления экспортируемой фирмой продукции. Разумеется, не за красивые глаза. Ну а если нет – то вольному, конечно, воля, однако о «зеленом коридоре» придется забыть. Бизнесмен, предпочитая не обострять ситуацию, согласился. Тогда вымогатель, вовсе не желающий попасть в милицейские сводки с формулировкой «задержан с поличным», изложил своему «протеже» следующую схему: фирма заключает фиктивный контракт на оказание информационно-технических услуг с некоей подставной организацией и перечисляет деньги, а дальнейшее ее волновать не должно. Так и повелось: бизнесмен регулярно переводил крупные денежные суммы, а находчивый таможенник, преспокойно обналичивая поступления, богател месяц от месяца. За полтора года действия «джентльменского соглашения» 39-летний полковник выкачал из фирмы около полумиллиона рублей.
Каким образом вымогателя удалось вывести на чистую воду, в прокуратуре не уточняют, информируют лишь о его недавнем аресте. Инкриминируемая попавшему под следствие часть 4 статьи 290 Уголовного кодекса – «получение взятки в крупном размере» грозит ему лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе отзывать ранее выданное фирме санитарно-эпидемиологическое заключение ни при каких обстоятельствах. На это указали судьи ФАС Северо-Западного округа в постановлении по делу № А13-762/2007. Служители Фемиды пришли к выводу, что действующее законодательство не предусматривает соответствующих полномочий ведомства. Более того, не регламентирована сама процедура отзыва заключения. Письмо же главного санитарного врача от 22 октября 2002 года № 2510/10435-02-27, которое предусматривает возможность подобных действий инспекторов Роспотребнадзора, не является нормативным актом, а значит, не подлежит применению, резюмировали арбитры.
Предприниматели, занимающиеся ввозом и реализацией видеоигр в России, вскоре получат возможность сэкономить на таможенных расходах. Согласно постановлению правительства от 7 сентября 2007 г. № 564, ставка ввозной пошлины в отношении видеоигр с использованием телевизионного приемника устанавливается на уровне 10 процентов от их таможенной стоимости. Решение кабинета министров вступит в силу, начиная с октября текущего года, и будет действовать на протяжении девяти месяцев. Напомним, что в настоящее время ставка пошлины для таких видеоигр согласно таможенному тарифу составляет 20 процентов.
При составлении компанией сметы, в которой отражается расчет ежемесячных отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, предполагаемая сумма затрат должна включать в себя и сумму ЕСН. Брать в расчет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не нужно. На это обратил внимание Минфин в письме от 18 июля 2007 г. № 03-03-06/1/500. Объяснение представителей финансового ведомства предельно просто: пенсионные взносы не отвечают понятию налога, установленному пунктом 1 статьи 8 Налогового кодекса. Вместе с тем финансисты сочли необходимым напомнить, что, приняв решение о равномерном учете предстоящих расходов на оплату отпусков, необходимо зафиксировать принятый способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент взносов в резерв.
Несмотря на то, что обязанность страхования рисков гражданской ответственности владельцев складов временного хранения прямо предусмотрена в пункте 3 статьи 109 Таможенного кодекса, учесть стоимость страховки в составе расходов компании не вправе. Во всяком случае, так считает Минфин, о чем и проинформировал в очередном письме от 17 июля 2007 г. № 03-03-06/1/493. Финансисты аргументировали свою позицию тем, что статьями 3, 935, 936 Гражданского кодекса определено: обязательное страхование осуществляется в силу федерального закона, устанавливающего его порядок и условия проведения. Поскольку в настоящее время закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев СВХ нет, то и взносы по такой «непонятной» страховке, по мнению представителей главного финансового ведомства, не могут уменьшать базу по налогу на прибыль.
Расходы в виде процентов по кредитам, выданным на приобретение лизингового имущества, фирмы должны учитывать в составе внереализационных расходов. К такому выводу пришел Минфин в письме от 28 июня 2007 г. № 03-03-06/1/442. Представители финансового ведомства отметили, что данное право заложено в подпункте 2 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса, причем согласно данной норме к внереализационным относятся расходы по долговым обязательствам любого вида. Стоит отметить, что запутал налогоплательщиков в отношении порядка учета подобных расходов сам Минфин. В своем письме от 1 марта 2007 г. № 03-03-06/1/140 финансисты утверждали, что затраты в виде процентов за банковский кредит увеличивают первоначальную стоимость объекта.
Индивидуальные предприниматели, которые применяют в отношении своей деятельности тот или иной спецрежим, вовсе не обязаны вести Книгу учета расходов и доходов. Об этом сообщает Минфин в письме от 11 июля 2007 г. 03-11-05/151. Финансисты напомнили, что в соответствии с пунктом 2 порядка, утвержденного приказом Минфина и Министерства по налогам и сборам от 13 августа 2002 г. № 86н/БГ-3-04/430, ПБОЮЛ должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозопераций при осуществлении предпринимательской деятельности. Вместе с тем согласно пункту 3 этого же приказа данный порядок не распространяется на ПБОЮЛ, применяющих УСН, ЕНВД и ЕСХН, что в принципе логично. Ведь названные данные используются для исчисления базы по НДФЛ, уплачиваемому на основании главы 23 Налогового кодекса.
Не исключено, что предприниматели вскоре станут на равных с государством и трудящимися участвовать в системе софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан. Во всяком случае, с такой инициативой в ходе состоявшегося заседания рабочей группы по развитию пенсионных систем Российского союза промышленников и предпринимателей выступил вице-президент этого бизнес-объединения Леонид Федун. Как сообщает пресс-служба РСПП, суть предложения заключается в том, чтобы к каждой внесенной сотрудником в пенсионную «копилку» тысяче рублей государство и работодатель (на добровольной основе) прибавляли еще по одной тысяче. При этом взнос компании предлагается освободить от уплаты единого социального налога. Эту инициативу одобрила рабочая группа объединения работодателей и теперь ее должно утвердить Бюро правления РСПП.
Федеральная таможенная служба (ФСТ) опубликовала статистику импорта легковых автомобилей в Россию за семь месяцев 2007 года. За это время было ввезено 831,9 тыс. автомобилей, что в 1,6 раза больше, чем за тот же период прошлого года. В денежном выражении импорт вырос еще больше – 11 млрд долл. против 6,2 млрд долл. за аналогичный период прошлого года. По мнению экспертов, в ближайшие годы импорт автомобилей продолжит нарастать.
По данным ФСТ, за семь месяцев в РФ ввезено 746 тыс. иномарок из дальнего зарубежья и 85,9 тыс. – из СНГ (Украина и Узбекистан). Партнер консалтинговой компании PricwataerhoustCoopers Стенли Рут отмечает, что рекордными темпами растет ввоз именно новых иномарок. В период с 2002 по 2006 год объемы продаж этих машин в денежном выражении увеличились с 26% до 71% от всего рынка продаж, а по итогам первого полугодия выросли уже до 78%. На десять ведущих производителей приходится до 76% продаж новых иномарок.
Стенли Рут дает благоприятный прогноз для российского рынка легковых авто: в текущем году россияне приобретут около 2,5 млн машин, и уже к 2010 году есть реальный шанс увеличить продажи до 4 млн иномарок. В результате российский рынок легковых автомобилей может стать первым в Европе и войти в пятерку крупнейших в мире. Только тогда, видимо, рынок и насытится.
Сейчас больше всего спрос растет на дорогие иностранные джипы. Премиум-бренды практически удвоили продажи. Самым большим спросом пользуются машины люксового подразделения «Тойоты», линейка Lexus RX, лишь немногим им уступают Audi Q7, Mercedes-Benz GL, Infiniti FX.
«Импорт иномарок растет интенсивно из года в год», – признает исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. По его оценке, объемы производства машин ведущих иностранных автопроизводителей, выпускаемых в России в режиме промышленной сборки (около 400 тыс. штук в год), явно недостаточные. Российскому рынку не хватает еще примерно 1 млн автомобилей, и этот дефицит будет покрываться за счет импорта.
По словам замдиректора департамента по инвестиционной политике МЭРТа Дмитрия Левченкова, до 30 сентября планируется подписать около 15 соглашений по промышленной сборке автокомпонентов на территории России.
Эксперты считают, что по сумме выручки лидером продаж легковых автомобилей в России в 2007 году будет Toyota – 5,45 млрд долл., второе место они отдают LADA – 4,68 млрд долл. Тройку лидеров, по мнению экспертов, замкнет Ford с 3,25 млрд долл. продаж. В структуре продаж будут преобладать иномарки – 1,86 млн штук, что почти в три раза выше, чем потенциальный спрос на легковушки отечественного производства, оцениваемый всего в 680 тыс. штук.
Москва начинает масштабный переход на энергосберегающие лампы. По планам столичного правительства, по всей столице на лестничных площадках старые лампы накаливания будут постепенно заменены на новые энергосберегающие. К реализации этой задачи уже активно приступили в Восточном административном округе столицы.
"Это предусмотрено программой энергосбережения и будет фигурировать в конкурсной документации по отбору подрядных организаций в качестве обременения", - пояснили в префектуре. Установка новых светильников позволит сэкономить около 16 МВт электроэнергии.
За год знакомая всем стоваттная лампа накаливания, работая в среднем 20 часов в сутки, потребляет 730 кВт ч электроэнергии, за которую необходимо заплатить 1,5 тыс. руб. А у ее энергосберегающего аналога мощностью 20 Вт потребление в 5 раз меньше - всего 146 кВт ч, которые обойдутся в 303 руб.
Единственный "недостаток" новых ламп - их стоимость. Если обычная лампа накаливания стоит 15 руб, то энергосберегающая - около 100 руб. Поэтому коммунальщикам приходится устанавливать антивандальные плафоны.
Программа энергосбережения предусматривает также внедрение интеллектуальных систем освещения, позволяющих управлять освещением мест общего пользования с помощью датчиков освещенности и присутствия - движения или шума.
Дефицит рабочих кадров в Москве достиг критического уровня: на эти специальности приходится 80% всех вакансий городского рынка труда. Для решения этой проблемы необходимо не только совершенствовать материально-техническую базу колледжей и повышать зарплату учителей, но и привлекать к образовательном процессу работодателей, что позволит учесть потребность экономики в рабочих кадрах, а также готовить молодых специалистов нужной бизнесу квалификации.
В понедельник, 10 сентября, Комиссия Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям совместно с Комиссией МГД по науке и образованию рассмотрела проект городской целевой программы «Рабочие кадры». Программа направлена на развитие начального и среднего профессионального образования Москвы в 2008-2010 гг.
В своем докладе первый заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы Василий Лисов заметил, что острый дефицит квалифицированных рабочих кадров в столице «достиг критической отметки»: в последние время он составляет 120-130 тыс. человек ежегодно, а 80% вакансий в экономике приходится именно на рабочие профессии. Одновременно резко снизилось и качество подготовки специалистов: на долю квалифицированных рабочих в Москве приходится лишь10-15% от их общего числа. «Для удовлетворения потребности города в рабочих кадрах нужно кратно увеличить объем выпуска в системе профессионального образования, иначе дефицит всегда будет таким же острым, как сегодня», - подчеркнул В.Лисов.
Он сообщил, что 18 сентября правительство Москвы рассмотрит итоги выполнения предыдущей программы подготовки рабочих кадров, рассчитанной на 2005-2007 гг. В рамках этой программы, рассказал В.Лисов, была проведена структурно-содержательная реорганизация образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, впервые в РФ была сформирована региональная система профессионального образования, состоящая из единого типа укрупненных учебных заведений-колледжей, в которых реализуются интегрированные образовательные программы основного общего, начального и среднего профессионального образования. На сегодняшний день эта система включает в себя 76 колледжей, где осуществляется подготовка кадров по 115 профессиям.
Кроме того, были созданы Научно-исследовательский институт развития профессионального образования, Центр качества профессионального образования, Московский центр физического, военно-патриотического и гражданского воспитания и Московский дом научно-технического и художественного творчества учащихся.
В целом, отметил В.Лисов, программа подготовки рабочих кадров на 2005-2007 гг. была выполнена, однако из-за недостатка финансирования ряда мероприятий «существенных изменений в обеспечении экономики рабочими кадрами не произошло».
Новая программа должна решить две основные задачи: во-первых, учреждения профессионального образования должны стать привлекательными для московской молодежи; во-вторых, необходимо перейти от количественного к качественному развитию профессионального образования в столице. Для решения первой задачи нужно развивать материально-техническую и учебно-производственную базу образовательных учреждений и привлекать инвестиции работодателей; для решения второй задачи важно разделить профессиональную подготовку и переподготовку взрослого населения и мигрантов и собственно систему профессиональной подготовки молодежи. Кроме того, следует формировать условия для инновационного развития учебных учреждений.
Реализация программы должна привести к достижению нового качества профессионального образования, подчеркнул В.Лисов. В частности, должны произойти: корректировка перечня профессий и специальностей в соответствии с потребностями экономики города в квалифицированных кадрах; оснащение ресурсных центров учреждений среднего профессионального образования современных высокотехнологичным оборудованием; модернизация системы нормативного финансирования с учетом реальных затрат на подготовку по конкретным профессиям и специальностям; развитие системы проектирования профессиональной карьеры учащихся; развитие форм сотрудничества колледжей и предприятий.
Среди основных замечаний к представленному проекту программы было то, что целый ряд мероприятий не обеспечен необходимым финансированием. Даже с учетом того, что столичный бюджет не позволяет прогнозировать финансирование программы в полном объеме, депутаты считают важным как минимум представить потребности в финансировании тех или иных мероприятий с учетом их приоритетности.
Вызвали дискуссию и возможности привлекать к сотрудничеству с учебными заведениями среднего профессионального образования предпринимательские структуры. В частности, высказывалось предложение ввести некий «налог на квалификацию»: предприниматель должен либо сам заниматься подготовкой кадров, либо перечислять определенную часть прибыли в городской бюджет на эти цели. Однако депутаты и участники заседания не поддержали этого предложения, посчитав, что это лишний раз обременит бизнес. Более предпочтительно, считают они, сотрудничество образовательных учреждений и предприятий на договорной основе и основе трехсторонних соглашений.
Кроме того, отмечалось, что наиболее перспективно было бы не оснащать учебные учреждения новым оборудованием, которое довольно быстро устаревает, а прикреплять колледжи к промышленным предприятиям, на базе которых учащиеся могли бы проходить практику.
В целом депутаты сошлись во мнении, что данная программа чрезвычайно важна для города и ее необходимо поддержать.
Подводя итоги обсуждения, председатель Комиссии МГД по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев заявил, что за три года, на которые рассчитана новая программа, необходимо решить все те задачи, которые не были решены прежней. Кроме того, он полагает, что следует создать некий «колледж будущего», который выполнял бы функцию «маяка» для остальных учебных учреждений.
Крайне негативно оценил М.Антонцев «абсолютное отсутствие реальных прогнозов потребности Москвы в рабочих кадрах», подчеркнув, что без этого невозможно выстраивать дальнейшую работу по подготовке кадров в городе. Важным также он считает до заседания правительства, на котором будет рассмотрена эта программа, выработать механизмы сотрудничества учебных учреждений и предприятий.
Однако, несмотря на все минусы программы, комиссия поддержала этот документ, сочтя его очень важным для города.