25.06.2007
Не исключено, что скоро процесс кадастровой оценки земель пойдет гораздо быстрее, чем сейчас. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в думском комитете по собственности, накануне в Госдуму был внесен законопроект, предлагающий вывести эту процедуру из ведения госструктур и передать ее в компетенцию саморегулируемых организаций (СРО). Согласно поправкам в закон об оценочной деятельности, региональные органы исполнительной власти смогут заказывать кадастровую оценку только членам СРО, дополнительно застраховавшим свою ответственность на сумму не менее 30 миллионов рублей.
Производиться кадастровая оценка земли будет в соответствии с федеральными стандартами и методическими указаниями, утвержденными правительством, причем не чаще одного раза в три года и не реже раза в пять лет. Кроме этих норм, законопроект содержит подробное описание механизма досудебного урегулирования споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Есть надежда, что сроки возврата НДС в ближайшее время будут сокращены. По крайней мере, правительство решило взять эту проблему под особый контроль. На днях кабинет министров поручил Минфину, ФТС и другим заинтересованным ведомствам подготовить отчет о сроках и объемах возмещения налога на добавленную стоимость. Правительство намерено проанализировать эти сведения при рассмотрении итогов исполнения федерального бюджета за первую половину текущего года.
Добавим, что Минфин, ко всему прочему, по заданию кабмина должен разработать и утвердить для своей подопечной ФНС так называемые административные регламенты. На все про все финансовому ведомству выделено почти полгода: завершить работу необходимо не позднее 15 декабря.
Рынку парфюмерной продукции грозят серьезные потрясения. Такое мнение высказали участники состоявшейся накануне пресс-конференции, посвященной проблемам отрасли. Дело в том, что 1 июля вступают в силу положения «алкогольного» законодательства, согласно которому все предприятия, производящие парфюмерию и косметику, содержащую спиртовые добавки, должны в обязательном порядке вносить данные о своей продукции в ЕГАИС. Подключение к системе – удовольствие не из дешевых, поэтому большая часть таких фирм предпочла просто свернуть свою деятельность. Но и это еще не все: под запретом окажется импортная продукция с использованием не разрешенных в России денатурирующих добавок. А поскольку такие ингридиенты содержатся практически в любом дорогостоящем импортном парфюме, то россиянам, привыкшим к запахам хороших духов и одеколона, придется от них отвыкать. «Европейские компании не собираются подстраиваться под наше законодательство и уже сейчас поговаривают о прекращении поставок», – предупреждает председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Татьяна Пучкова.
Напомним, что в конце минувшего года депутаты клятвенно пообещали если не вывести из-под действия закона об обороте этилового спирта всю отрасль, то хотя бы освободить от его бремени отдельные виды парфюмерии и косметики. Однако их перечень до сих пор не утвержден. «За неделю до 1 июля мы не знаем, как будет выглядеть рынок, какие будут условия для продажи денатурированной импортной продукции, кто будет работать на рынке», – негодует исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии Сергей Большаков.
Банк развития, призванный оказывать финансовую поддержку предпринимательству, на днях обрел наблюдательный совет. Персоналии тех, кто должен контролировать работу кредитной госкорпорации, утверждены распоряжением правительства от 19 июня 2007 г. № 171-Р. В совет вошли главы Минэкономразвития, Минфина, Минтранса, Минпромэнерго и заместители председателя правительства. Руководить наблюдательным советом будет глава кабинета министров Михаил Фрадков.
Неуемное корыстолюбие отдельной части сотрудников налоговых органов, похоже, переполнило чашу терпения чиновников самого высшего звена. На состоявшемся накануне очередном заседании правительства было предложено разработать специальную программу по искоренению участившихся проявлений коррупции в рядах ФНС. Как отметил глава Минэкономразвития Герман Греф, коррупция в налоговых органах является одной из ключевых проблем, однако в «Основных направлениях деятельности ФНС на 2008–2010 гг.» задачи по борьбе с ней почему-то не прописаны. В заключение выступления глава МЭРТ призвал ФНС «сокращать нормативную базу, которая может стать основой для альтернативных решений налоговых органов на местах». Как сообщает пресс-служба правительства, эту инициативу министра поддержали вице-премьеры Александр Жуков и Сергей Нарышкин. Причем последний назвал проблему «более чем актуальной». «Остроту ситуации» признал и глава ФНС Михаил Мокрецов. «Мы не собираемся заниматься поиском ведьм, но на этом направлении будем действовать очень методично и направленно. ФНС не намерена скрывать факты коррупции в своих рядах и будет направлять все материалы по опасениям и подозрениям в правоохранительные органы», – заявил он.
Закон о розничной торговле может не оправдать больших надежд малого бизнеса. Такой неутешительный вывод сделали эксперты, ознакомившиеся с его концепцией, разработанной в Минэкономразвития. Документ, который, по сообщению пресс-службы Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», поступил в правительство на этой неделе, вводит наряду с действующей ныне уведомительной разрешительную систему организации работы торговых предприятий. Причем уведомительный порядок, по замыслу авторов концепции, должен распространяться лишь на представителей малого предпринимательства, «использующих малые стационарные торговые объекты». Всем остальным – фирмам и коммерсантам, реализующим товары через нестационарные объекты торговли за пределами территории рынков, как и крупным сетевым магазинам, придется получать разрешение на деятельность у региональных властей. По словам вице-президента «ОПОРЫ» Владислава Корочкина, это приведет к значительному росту административных барьеров и неналоговых издержек бизнеса. Об урегулировании проблемы так называемой «входной платы», которую фирмы вынуждены отдавать сетевикам за попадание их товаров на прилавки магазинов, в концепции нет и речи. Единственным положительным моментом является то, что, возможно, будет снижен порог доминирования на региональных розничных рынках. Его предполагается установить на уровне 5–15 процентов. В этом случае Федеральная антимонопольная служба получит возможность хоть как-то сдерживать монополистическое поведение сетевиков – регулировать отношения между ними и производителями продукции, меняя содержание договоров поставок.
Для определения расчетной цены акции, не обращающейся на организованном рынке, можно использовать показатель «стоимость чистых активов эмитента, приходящаяся на соответствующую акцию». Такую рекомендацию дал Минфин в письме от 23 мая 2007 г. № 03-03-06/1/293. Проблема заключается в том, что алгоритм определения расчетной стоимости акций в Налоговом кодексе не прописан. В нем лишь сказано, что компания может для этого привлечь оценщика либо «развлечься» самостоятельно. Ну и традиционное продолжение: тем, кто решит провернуть операцию своими силами, порядок расчета данного показателя нужно закрепить в своей учетной политике. Как видим, нормы налогового законодательства, посвященные данному вопросу, достаточно скупы, а потому появление письма Минфина для многих компаний, занимающихся куплей-продажей ценных бумаг, как никогда кстати. В частности, предложенной методикой можно воспользоваться, если установить интервал цен или средневзвешенную цену невозможно. Финансисты советуют в подобных ситуациях стоимость чистых активов поделить на общее количество акций, выпущенных эмитентом. Полученный результат и будет расчетной ценой. Теперь ее остается только сравнить с продажной ценой акции и, если отклонение не превысит 20 процентов, то в базу по налогу на прибыль включить доход, который по факту принесла реализация ценной бумаги.
22.06.2007
57 процентов россиян готовы поддержать иницативу фракции "Справедливая Россия" о введении дополнительного налога на роскошь. Об этом сообщил 22 июня на своем официальном сайте Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по итогам проведенного 8-9 июня опроса 1600 человек в 153 населенных пунктах России относительно дополнительного налогобложения и что считать роскошью.
48 процентов опрошенных понимают под роскошью элитную недвижимость (виллы, коттеджи, большая квартира или владение несколькими квартирами). Также в список роскошных вещей, по мнению респондентов, входят дорогие импортные автомобили (29 процентов ответов), антиквариат и драгоценности (19 процентов), а также личные самолет, вертолет и яхта (16 процентов).
64 процента респондентов полагают, что понятие роскоши субъективно и зависит от места проживания. Любопытно, что только 39 процентов хорошо обеспеченных граждан поддерживают инициативу о дополнительном налогообложении. В то же время 45 процентов финансово неблагополучных россиян считают такой налог полезным и справедливым.
В 2006 году признаком престижа хорошее жилье считали 55 процентов россиян. Кроме того, значимость для людей таких вещей, как приобретение загородного дома и недвижимости за рубежом увеличивалась с ростом доходов на 20-30 процентов.
В планах правительства до 2020 года уменьшить в два раза оборот малых торговых компаний при одновременном увеличении в пять раз оборота компаний в сфере услуг, здравоохранения и инноваций. Об этом сообщила начальник отдела регулирования предпринимательской деятельности, конкуренции и рекламы департамента регулирования в экономике МЭРТ РФ Наталья Ларионова на прошедшей 22 июня в Москве конференции на тему «Привлечение финансирования для малого и среднего бизнеса».
Н. Ларионова пояснила, что в абсолютных показателях рост числа инновационных компаний будет не столь значительным с учетом того, что на сегодняшний день малый инновационный бизнес составляет всего 2% от общего числа действующих предприятий. «Однако такой темп прироста инновационного бизнеса МЭРТ считает абсолютно реальным», — отметила она.
Касаясь проблем кредитования малых предприятий, Н. Ларионова напомнила, что по результатам опроса 53% представителей МБ считают доступ к финансам определяющим в развитии бизнеса. При этом, по данным ВЦИОМ, 92% предпринимателей открывают новое предприятие, не используя банковские кредиты. Как правило, речь идет о собственных накоплениях, ростовщичестве в том или ином виде или поддержке со стороны друзей.
Между тем, по ее словам, за последние три года объем кредитования малых предприятий возрастает. Она связывает эту тенденцию с тем, что с 2005 года впервые были выделены значительные для российского бюджета суммы на поддержку малого бизнеса в объеме 1,5 млрд рублей. В 2007 году эта сумма достигнет 3,8 млрд. В перспективном финансовом плане до 2010 года заложены средства с коэффициентом увеличения. Однако при впечатляющем росте объема кредитов МБ коммерческими банками основная их часть выдается предприятиям сферы торговли. Не более 7% кредитов выдается предприятиям в сферы производства и 6% — сферы строительства. «Есть явный крен в развитии российского предпринимательства, до 70% оборота малых предприятий – это оборот оптовой и розничной торговли», — пояснила Н. Ларионова.
Эксперты оценивают объем потребностей МБ в кредитах в размере 1 трлн руб. По данным ЦБ, фактически удовлетворяется пятая часть потребностей в кредитах МП. «Мы не ставим задачу стопроцентно поддержать любое кредитование любого малого предприятия. Программа господдержки охватывает, как правило, не более 10% малых предприятий. Мы стремимся максимально оказать поддержку всем субъектам малого предпринимательства, но в перспективе программы будут затачиваться более остро по конкретным направлениям», — заявила представитель МЭРТ. Она пояснила, что предпочтения будут отданы стартапам, бизнесу, имеющему программу выхода на новые рынки, а также региональным программам, направленным на развитие МБ в депрессивных регионах, которые решат проблему трудоустройства социально незащищенных групп населения. При этом вопросы расширения кредитования МБ будут решаться за счет разработки и совершенствования действующей нормативной базы. В частности, по словам Н. Ларионовой, в следующем году будут представлены стандарты для создания гарантийных фондов и организаций микрокредитования. «Мы будем аккуратно законодательно «причесывать» эти инфраструктуры, чтобы у банков было четкое представление о возможностях взаимодействия», — заверила представитель МЭРТ. Такой подход, по ее словам, увеличит возможности банков кредитовать МБ без ориентации на поддержку из федерального бюджета, т.к . «полностью закрыть из федерального и регионального бюджетов вопрос развития малого предпринимательства невозможно».
Значительную часть усилий, направленных на поддержку МБ, МЭРТ будет прилагать для совершенствования российского законодательства. По мнению Н. Ларионовой, новый закон о развитии малого и среднего предпринимательства позволит расширить перечень субъектов бизнеса в системе поддержки. В категорию предприятий МСБ может попасть порядка 93% российских предприятий, способных обеспечить занятость половины всех работающих россиян и 50% объема ВВП. По новому закону программа поддержки будет сегментирована по трем направлениям: для микропредприятий с численностью работающих до 15 человек, малых предприятий – от 16 до 100 работающих и средних предприятий — от 101 до 250 работающих. Для каждой группы предприятий МЭРТ будет предлагать специальные механизмы поддержки. Например, для стартующих и микропредприятий — систему грантовой поддержки, предусматривающую безвозвратную субсидию «на начало дела», для малых – систему гарантийных фондов. А для средних — систему рефинансирования и гарантий поручительств.
Она сообщила, что в рамках программы поддержки малого бизнеса в части обеспечения кредитами МЭРТ активно продвигает идею создания гарантийных залоговых фондов, которые фактически учреждают поручительство регионального правительства перед коммерческим банком за субъекты малого предпринимательства. До конца 2008 года стоит задача создать такие фонды в большинстве регионов, но сегодня они действуют только в 31 субъекте федерации. В ближайшее время фонды будут созданы еще в двух регионах — в Республиках Башкирия и Чечня. Далеко невсеобщее участие регионов в этой программе Н. Ларионова пояснила тем, что для большинства субъектов РФ оказалось сложно «поднять тему создания залоговых фондов»: не все были готовы выделять средства из собственных бюджетов, вести переговоры о сотрудничестве с представителями банковского сообщества.
По ее словам, региональные фонды предлагают различные механизмы взаимодействия с банками. На сегодняшний день в программе МЭРТ принимает большое количество как московских, так и региональных банков, работающих по системе поручительства региональных фондов. 21 регион при создании фонда задействовал существующую инфраструктуру поддержки предпринимательства, модернизировав ее. Принципиально новые фонды кредитования созданы только в двух регионах — в Москве и Республике Чувашия. При этом наиболее активно работающие регионы с коммерческими банками – Москва и Омская область. Самый крупный фонд с активами в 1 млрд рублей создан в г. Москве. При этом у Фонда содействия кредитованию МБ Москвы есть своя уникальная система размещения собственных средств, по которой он активно работает не только в Москве, но и в других регионах. Второй по величине фонд – в Свердловской области с активом в 70 млрд руб, порядка 40 млн рублей имеется в активах фондов Удмуртии и Воронежской области.
По оценкам Н. Ларионовой, средний актив региональных фондов составляет 30-40 млн рублей, а средний размер предпринимательского кредита — 1 млн рублей. В результате в среднем фонд способен освоить потребности 300-400 представителей МБ. Она подчеркнула, что МЭРТ в своей работе также делает особый акцент на поддержке системы кредитных кооперативов. Сегодня на этом рынке работает 1600 внебанковских организаций. За счет федерального бюджета субсидируется стоимость кредитных ресурсов, привлекаемых кооперативами. 80% заемщиков кредитных кооперативов – индивидуальные предприниматели. У этой системы большой потенциал. «Предприниматель, который научился получать кредит в микрофинансовой организации, как правило, «вырастает» и становится клиентом коммерческого банка», — заключила Н. Ларионова.
Налоговые органы Москвы предлагают обязать риэлторские организации, через которые заключаются договоры аренды, миграционную службу, располагающую адресами регистрации иностранных граждан, и коммунальные службы, обслуживающие жилые здания, представлять налоговикам сведения об аренде квартир.
Как полагает глава управления Федеральной налоговой службы (УФНС) по Москве Надежда Синикова, полноценный налоговый контроль в отношении физических лиц, получающих доходы от сдачи недвижимости в аренду, затруднен в связи с отсутствием информации о сдаваемых квартирах и полученных доходах.
"Решить проблему можно только путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство через обязанность представлять такого рода информацию и ответственность за ее непредставление", — сказала она в интервью ведомственному журналу "Российский налоговый курьер".
Н.Синикова считает, что контрольные мероприятия в отношении налогоплательщиков-физических лиц необходимо проводить более активно. "Сегодня управление разрабатывает Концепцию администрирования физических лиц, в которой будут жестко прописаны обязанности каждого участника процесса", — отметила глава столичного управления.
Счетная палата сообщила, что более 50 процентов в общем объеме рынка алкоголя приходится на нелегальную продукцию. Из-за этого бюджетная система России теряет более 45 миллиардов рублей ежегодно, сообщается в официальном пресс-релизе ведомства.
По данным Счетной палаты, объемы легально отражаемой реализации водки и ликероводочных изделий по итогам 2006 года составили всего 1,17 миллиарда литров, что на 21,6 процента ниже показателя 2005 года. При этом среднегодовой объем реализации алкогольной продукции через розничную сеть в 2006 году составляет около 2,12 миллиарда литров.
Аналитики Счетной палаты отмечают, что столь значительные объемы нелегального алкоголя на рынке можно объяснить ценовой политикой. К примеру, основную долю в цене водки составляют косвенные налоги и сборы — более 70 процентов с учетом НДС. Постоянный рост их ставок вызывает увеличение цен на алкогольную продукцию легального производства, что при низкой покупательной способности населения, ведет к увеличению нелегального производства алкоголя.
Налоговые органы Москвы, начиная с текущего года, перенесут акцент в контрольной работе на контрагентов фирм-однодневок.
Как сообщила руководитель Управления Федеральной налоговой службы (УФНС) по Москве Надежда Синикова, за период с февраля 2006 г по 1 апреля текущего года выявлено около 80 тыс. организаций, условно отнесенных к фирмам-однодневкам. Налоговые инспекции обнаружили, что на расчетные счета этих организаций, которые представляли нулевую отчетность либо не подавали ее вовсе, поступило более 192 млрд рублей. Но проводить проверки в отношении фирм-однодневок бесперспективно, так как предъявленные претензии к такой фирме невозможно реализовать.
"Поэтому объектом проведения контрольных мероприятий в 2007 году будут реально действующие организации, которые минимизируют уплату налогов через заключение фиктивных договоров с указанными фирмами", — сказал она в интервью ведомственному журналу "Российский налоговый курьер".
По ее словам, процесс мониторинга таких предприятий длительный, быстрого эффекта не предвидится, но эта работа будет осуществляться на постоянной основе.
Н.Синикова также сообщила, что в 2007 г, как и в 2006-м, объектом постоянного контроля будут предприятия, которые сдают нулевую отчетность либо имеют убыток по результатам финансово-хозяйственной деятельности в течение нескольких лет. По ее словам, число убыточных предприятий в Москве велико: по декларациям, представленным за 2006 г, — 63 тыс. (за 2005 год — 78 тыс.), причем около 20 тыс. из них имеют убытки на протяжении двух последних лет.
По данным УФНС, в отчетном периоде по результатам проведенных мероприятий налогового контроля в отношении убыточных организаций доначислено около 500 млн рублей налога на прибыль. Кроме того, уменьшены убытки на сумму 1,7 млрд рублей.
"Следует отметить, что внимание со стороны налоговых органов побудило налогоплательщиков подать в январе-марте 2007 г 568 уточненных деклараций", — сказала Н.Синикова. В них первоначально заявленный убыток налогоплательщики самостоятельно уменьшили на 888 млн рублей и дополнительно исчислили налог в сумме 14 млн рублей.
Кроме того, Н.Синикова сообщила, что за I квартал в Москве зарегистрировано 7 тыс. физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, более 37 тыс. юридических лиц и почти 81 тыс. изменений в учредительные документы. При этом было принято более 20 тыс. решений об отказе в государственной регистрации юридических лиц.
Глава столичного управления напомнила, что сведения о юридических лицах, по которым в регистрирующий орган поданы документы для госрегистрации, ежедневно размещаются на сайте ФНС. Благодаря этому компании могут оперативно получать информацию о совершении в отношении них неправомерных действий. Этот сервис действует с декабря 2006 г, и за это время в регистрационный центр обратились руководители двух организаций, которые своевременно узнали о вносимых изменениях в учредительные документы. В результате удалось предотвратить захваты этих фирм.
Совет Федерации отказался одобрить поправки в федеральный закон "О защите прав потребителей", которые обязывают банки раскрывать полную информацию об условиях выдачи кредита. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на слова главы комитета верхней палата по экономической политике Оганеса Оганяна.
Ранее Центробанк потребовал от всех российских банков раскрывать реальную стоимость кредита, включая большинство дополнительных расходов, с 1 июля 2007 года. В банках отмечали, что не успеют к этому сроку, поскольку долго было непонятно, как именно нужно рассчитывать эффективную ставку.
По словам Оганяна, поправки имеют ряд существенных недостатков, поэтому сенаторы, в том числе и спикер Совета Федерации Сергей Миронов выступили против них. Документ будет дорабатываться в согласительной комиссии.
Поскольку все поправки принимались в комплексе, то большинство претензий сенаторов касалось не части, посвященной потребительскому кредитованию, а другим статьям. Например, членам Совета Федерации не понравилось, что если бы поправки были приняты, магазины смогли бы продавать генно-модифицированные продукты без указания их происхождения.
Центробанк намерен заставить банки раскрывать реальную стоимость кредитов не с помощью закона "О защите прав потребителей", а с помощью системы преференций тем банкам, которые перешли на реальные ставки. Им можно будет формировать резервы не по каждому кредиту, а по группе однородных ссуд физическим лицам, что значительно облегчит и удешевит работу финансовых организаций.
Федеральная налоговая служба (ФНС) ищет способы повысить собираемость налогов в бюджет. Большинству компаний уже в следующем году, возможно, придется затянуть пояса. Минфин планирует дополнительно собрать НДС на 500 млрд руб. Еще часть предприятий лишится амортизационной премии, то есть они заплатят больший налог на прибыль. Физлиц фискалы без внимания также не оставляют. Несмотря на то что за пять месяцев текущего года поступления подоходного налога возросли более чем на треть, вчера глава ФНС Михаил Мокрецов заявил, что служба знает рецепт увеличения собираемости налога на доходы. Главная роль в плане ФНС отведена бдительным соседям, чья информация о фактах сдачи квартиры в аренду станет сигналом к действию для налоговиков.
Гражданам есть о чем задуматься: одним из главных источников поступлений в бюджет может стать НДФЛ. В 2006 году сборы подоходного налога сравнялись с поступлениями НДС — каждый из них составил 16% в структуре доходов бюджета. По данным ФНС, за первые пять месяцев 2007 года в казну поступило на 35,6% больше налога с доходов, чем за аналогичный период 2006 года. При этом налоговикам еще рано радоваться росту поступлений этого налога. «Ситуацию с НДФЛ только на первый взгляд можно считать оптимистичной. На самом деле именно здесь значительные суммы выводятся из-под налогообложения», — полагает исполнительный директор «МЦФЭР-консалтинг» Станислав Джаарбеков.
Для того чтобы увеличивать сборы в бюджет, ФНС собирается в обязательном порядке осуществлять контроль за уплатой налогов гражданами, которые сдают 2-3-комнатные квартиры, хотя технически такой контроль осуществлять очень сложно. «Мы очень рассчитываем на помощь сознательных граждан, которые наблюдают за своими соседями, которые сдают квартиры», — честно признался Михаил Мокрецов после вчерашнего заседания правительства, на котором представлял коллегам по кабинету министров основные направления развития ФНС до 2010 года. Надежды главы ФНС не безосновательны — налоговики ежемесячно получают сведения от добровольцев, сообщающих об уклонении от уплаты налогов. Например, в апреле 2007 года из 672 обращений граждан в центральный аппарат ФНС 48 сигналов касались именно уклонения от уплаты налогов, в марте число таких обращений равнялось 44 из 692.
Эти цифры могут серьезно возрасти. Ведь по оценке руководителя аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олега Репченко, официально сдаются в аренду от 10 до 30% квартир. В основном это те, кто сдает квартиры иностранцам и юрлицам, причем в сегменте дорогого жилья. Остальным владельцам квартир столичное управление ФНС в мае напомнило, что они обязаны заключать договоры аренды, декларировать доходы от сдачи недвижимости и платить с них налоги: для физлиц это 13% от дохода, а для индивидуальных предпринимателей — 6%. Официальное оформление договора аренды может сыграть на руку и самим арендодателям. Заплатив налог и оформив все необходимые документы, можно обратиться в милицию или даже в суд в случае, например, мошенничества, систематических неплатежей или порчи мебели. В противном случае призвать арендатора к ответу будет трудно.
В ФНС не скрывают, что на федеральном уровне уже сформированы списки граждан, которые являются собственниками нескольких объектов недвижимости. Также мытари будут пользоваться оперативными сведениями из паспортных столов о временной регистрации жильцов, информацией о договорах аренды от риэлторов, сведениями из миграционной службы, Росрегистрации, МВД и даже анонимками от соседей-недоброжелателей. Наказание для уклонистов зависит от срока и размера сокрытого налога и составляет от 5% штрафа до года тюрьмы.
Пристальное внимание чиновников к доходам граждан не исключает еще более педантичного, чем сейчас, взимания налогов с компаний. В частности, ведомство Алексея Кудрина настаивает на ужесточении порядка сбора НДС и единого соцналога, отмене ряда налоговых льгот, в частности амортизационной премии. Для плательщиков НДС Минфин грозится ввести спецрегистрацию: только попавшие в эту группу компании смогут претендовать на возмещение налога. От этой новации Минфин надеется получить 500 млрд руб. Зампред комитета РСПП по бюджету и налоговой политике Сергей Беляков утверждает, что введение спецрегистрации увеличит расходы компаний на саму процедуру регистрации, а также станет ударом для тех предприятий, которые не попадут в списки избранных. Крупные организации просто не захотят иметь с ними дел, опасаясь отказа в возврате НДС.
Впрочем, НДС по-прежнему остается головной болью фискалов. Как сообщил вчера Михаил Мокрецов, объем возмещения НДС за пять месяцев 2007 года составил 364 млрд руб., что в 1,8 раза выше уровня 2006 года. На данный показатель, по его словам, повлиял переход с начала года от разрешительного к заявительному порядку возмещения налога, и как следствие — более короткий срок на получение налога из казны. Поэтому опасения бизнеса вряд ли станут аргументом для чиновников.
Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ в январе-мае 2007 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 13,5% — до 2,542 трлн рублей, в государственные внебюджетные фонды — на 30,6% — до 486,8 млрд рублей, сообщается в информации Федеральной налоговой службы (ФНС).
Всего поступление администрируемых ФНС доходов в бюджетную систему РФ, включая государственные внебюджетные фонды, в январе-мае текущего года по сравнению с первыми пятью месяцами 2006 года увеличилось на 15,9% — до 3 трлн 29,2 млрд рублей.
Поступление налогов и сборов в федеральный бюджет выросло на 2,4% — до 1 трлн 243,7 млрд рублей, в консолидированные бюджеты РФ — на 26,7% — до 1 трлн 298,7 млрд рублей.
Поступления налога на прибыль увеличились на 16,9% — до 747,1 млрд рублей, налогов на доходы физлиц — на 35,6% — до 431,0 млрд рублей, единого социального налога — на 31,4% — до 149,1 млрд рублей, НДС на товары, реализуемые на территории РФ, — на 0,7% — до 408,8 млрд рублей, на товары, ввозимые из Белоруссии, — на 26,1% — до 12,5 млрд рублей.
Акцизов за 5 месяцев 2007 года поступило 113,0 млрд рублей, что на 18,2% больше, чем за аналогичный период 2006 года.
Снизилось на 8,4% поступление налогов и сборов, а также регулярных платежей за природные ресурсы — до 437,3 млрд рублей. В том числе налога на добычу полезных ископаемых поступило на 9,7% меньше — 422,2 млрд рублей (из него на нефть — на 11,4% — 350,1 млрд рублей).
В структуре поступлений в государственные внебюджетные фонды страховых взносов в Пенсионный фонд поступило на 31,5% больше, чем за 5 месяцев прошлого года (381,0 млрд рублей), в Фонд социального страхования — на 16,5% (27,2 млрд рублей), в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — на 36,3% (27,1 млрд рублей), в территориальные ФОМС — на 29,5% (51,5 млрд рублей).
Реальные располагаемые денежные доходы российского населения — рассчитанные за вычетом обязательных платежей и скорректированные на индекс потребительских цен – в январе-мае 2007 г. повысились на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. Об этом свидетельствует очередной доклад Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
В мае 2007 г. реальные доходы населения выросли на 0,3% по сравнению с апрелем 2007 г. и на 11,9% – по сравнению с прошлогодним маем.
Среднедушевые доходы россиян в мае 2007 г. составляли 11585,2 руб., что превышает на 1% уровень апреля 2007 г. и на 21,6% – уровень мая 2006 г.
Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата в России в мае 2007 г. составила 12744 руб., что выше на 2% по сравнению с апрелем 2007 г. и на 25,1% – по сравнению с маем 2006 г. Реальная зарплата в мае 2007 г. повысилась на 1,4% по сравнению с уровнем апреля 2007 г. и на 16,1% по сравнению с маем 2006 г.
Общая численность безработных в России, рассчитываемая по методологии Международной организации труда, в мае 2007 г. сократилась на 1,1% по сравнению с предыдущим месяцем — до 5,14 млн человек, что составляло 6,9% всего экономически активного населения страны.
Число официально зарегистрированных безработных в мае 2007 г. сократилось на 4,1% по сравнению с предыдущим месяцем и составляло 1,575 млн человек.
По сравнению с концом мая 2006 г. общая численность безработных в России сократилась на 7,5%, а официально зарегистрированных – на 12,1%.
Численность экономически активного населения в России по состоянию на конец мая 2007 г. оценивалась Росстатом в 74,8 млн человек — примерно 52% от общей численности населения страны. 55,4% всех занятых в апреле 2007 г. работали на крупных и средних предприятиях.
Утаивание налогов не довело до добра еще ни одну фирму. Однако «рационализаторов», применяющих разнообразные схемы, не становится меньше. Впрочем, как и разоблачений… Так, не в меру экономный руководитель одного из красноярских ООО в ближайшее время может отправиться за решетку на срок до шести лет.
Как сообщает пресс-служба ГУВД по Красноярскому краю, за 2005 год ООО умудрилось задолжать бюджету около 10 миллионов рублей. Совместная милицейско-налоговая проверка показала, что директор предприятия был прекрасно осведомлен о задолженности, однако погасить ее не пытался, а расходовал денежные средства на оплату горюче-смазочных материалов, оргтехники, канцелярских товаров и сотовой связи. В результате в отношении нерадивого руководителя было возбуждено дело по ст. 199.2 Уголовного кодекса – «сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которых должно производиться взыскание налогов и сборов». Через пару месяцев к ней добавилась еще и статья 199.1 УК – «неисполнение обязанностей налогового агента». Директор ухитрился недоплатить в бюджет еще и около 1 миллиона рублей, «забыв» перечислить НДФЛ за своих сотрудников. В настоящее время уголовные дела находятся в завершающей стадии расследования и в ближайшее время будут направлены в суд.
ВАС оградил российские компании от произвола таможенников, которые зачастую слишком вольно трактуют методы оценки перемещаемых товаров. В своем решении, принятом накануне по делу № А40-21984/06-120-141, высшие арбитры признали противозаконными действия сотрудников ФТС, определившими таможенную стоимость партии продукции фактически «на глазок», при помощи Интернета.
Суть прецедента такова: в середине минувшего года некая столичная фирма, закупившая в Германии партию компакт-дисков, определила ее стоимость по главной из шести применяемых для этой цели методик – цене сделки ввозимого товара. Однако таможенники с заявленной стоимостью не согласились и, проштудировав ряд немецких сайтов, на которых были размещены сведения о розничной стоимости компакт-дисков, скорректировали ее. Такой подход, именуемый резервным методом оценки, на первый взгляд выглядит вполне законным, в результате чего суды трех инстанций, куда обратились коммерсанты, не нашли в действиях таможенников ничего предосудительного. Однако высшие арбитры отправили дело на новое рассмотрение, указав на тот факт, что в ценах, указанных на сайтах, не учтены такие факторы, как закупка непосредственно у производителя и объемы поставок. Кроме того, они лишний раз напомнили представителям таможенных органов, что резервным методом можно воспользоваться только в том случае, если с помощью всех остальных способов оценки подтвердить таможенную стоимость не удалось.
Руководство ФНС поставило задачу ввести в практику так называемое «бесконтактное общение» с налогоплательщиками. Такая постановка дела, по мнению налоговиков, будет способствовать ликвидации очередей и снизит количество нарушений профессиональной этики. Об этом говорится в «Основных направлениях деятельности Федеральной налоговой службы на 2008–2010 годы», которые накануне стали предметом обсуждения на заседании правительства. Намечен и механизм достижения цели. Для начала сотрудники налоговой службы намерены всячески стимулировать представление документов для госрегистрации по электронным каналам связи. Затем подача сведений в ходе личного посещения попросту будет запрещена. В числе приоритетных направлений налоговой политики указано также создание системы централизованного информирования налогоплательщиков по телефону и посредством веб-ресурсов. Так что вскоре работники ФНС будут отвечать на звонки не категорическим отказом, а подробными высококвалифицированными консультациями по вопросам применения налогового законодательства.
Представители игорного бизнеса уже могут паковать чемоданы и готовиться к переезду на отведенные для них территории. Постановлением от 18 июня 2007 г. № 367 правительство утвердило «Положение о создании и ликвидации игорных зон». Данный документ является руководством к действию властям регионов, в которых планируется разместить фирмы, предоставляющие азартные развлечения. В постановлении перечислены все бумаги, которые высшие исполнительные органы госвласти субъектов Федерации должны представить в Минфин. Заявления, получившие положительную оценку главного финансового ведомства, будут направляться на рассмотрение кабинета министров, который и выдаст окончательный вердикт.
В постановлении также говорится, что для ликвидации игорной зоны в соответствующем заявлении необходимо указать, по каким именно причинам было принято такое решение. Однако и при наличии таковых прекратить функционирование спецтерритории можно будет не ранее чем через десять лет со дня ее создания.