21.06.2007
Контроль за уплатой налогов, исчисляемых в связи с оплатой труда, в ближайшее время будет усилен. Такой вывод можно сделать из распоряжения правительства от 15 июня 2007 г. № 781. Разработку комплекса соответствующих мер кабинет министров поручил Минфину, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития. При этом времени на раздумья ответственным ведомствам дано не много. Свои предложения они обязаны представить на рассмотрение правительства до конца июня. На суд парламентариев законопроект, направленный на повышение собираемости «зарплатных» налогов должен поступить уже в июле.
Подача заявки на использование иностранной рабочей силы грозит компаниям проверками как со стороны миграционной службы, так и налоговой. Дело в том, что представители ФНС тщательно анализируют поданные фирмами и предпринимателями документы и сопоставляют полученные сведения с собственными базами данных. Первые результаты такой работы были озвучены на межведомственном совещании по вопросам обмена информацией между ФНС и ФМС. Сотрудники налоговой службы подсчитали, что за многими из 15 тысяч работодателей, получивших разрешение на привлечение гастарбайтеров, числятся различные «грешки». Так, 8 процентов из названного числа не представляли отчетность. Еще 5 процентов – подавали «нулевые» декларации, показывая, что не ведут хозяйственную деятельность. Приблизительно 7 процентов фирм, желающих нанять иностранцев, отражали в налоговых документах убытки, а 17 процентов – выплачивали своим сотрудникам зарплаты ниже регионального прожиточного минимума. Все эти факты станут поводом для вызова «на ковер» в специальные комиссии. Кроме того, выяснилось, что почти половина работодателей не сочла нужным уведомить ФНС о привлечении работников из-за рубежа, как того требует подпункт 4 пункта 8 статьи 18 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Данные об «ослушниках» непременно будут переданы сотрудникам миграционной службы, а уж те «проведут оперативные мероприятия и примут административные решения», сообщает пресс-служба ФНС.
Обещания Минфина всеми силами стимулировать инвестиционную активность российских фирм пока не слишком оправдываются. Напротив, как стало известно корреспонденту «ФАФИ», в планах финансового ведомства ограничить действие так называемой «амортизационной премии». Напомним, что с 1 января 2006 г. организации могут единовременно признавать в расходах текущего месяца до 10 процентов затрат при приобретении или создании основных средств, а также при их достройке, дооборудовании, модернизации, техническом перевооружении и частичной ликвидации. Однако такая норма обернулась существенным недобором средств в бюджет, пояснил корреспонденту «ФАФИ» источник в Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина. В связи с этим специалисты министерства подготовили обращение в правительство, в котором предлагается разрешить применять ускоренную амортизацию только в отношении основных средств, непосредственно участвующих в процессе производства товаров. В случае досрочного выбытия указанных основных средств фирма обязана будет восстанавливать сумму заявленной льготы.
Пошлины на ряд импортируемых в нашу страну товаров скоро могут быть существенно снижены, а то и вовсе отменены. Как сообщила накануне журналистам руководидетель Департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности Минэкономразвития Галина Баландина, соответствующие предложения будут рассмотрены межведомственной комиссией по защитным мерам и таможенно-тарифному регулированию до конца июня. В частности, предполагается «обнулить» импортную пошлину на цифровые фотоаппараты, аналоги которых не производятся в России (в настоящее время она составляет 10 процентов), и мобильные телефоны (сейчас – 5 процентов). По мнению Баландиной, такая мера послужит выводу из тени «серого» импорта. Ставки пошлин на комплектующие для мобильников, ныне колеблющиеся от 5 до 20 процентов, могут быть снижены до 0,5 процента. Цель – стимулирование производства сотовых телефонов внутри страны. Кроме того, комиссия намерена рассмотреть вопрос о снижении или даже отмене пошлин на первичный алюминий и некоторые виды меховых изделий.
20.06.2007
Ухудшение ситуации на финансовых рынках не позволило управляющим пенсионными накоплениями опередить в I квартале 2007 года инфляцию. Доходность всех 63 пенсионных портфелей составила в среднем 1,49% по сравнению с 9,07% кварталом ранее. Это происходило на фоне двукратного роста темпов инфляции (3,4% против 1,7% в IV квартале 2006 года).
Управляющие показали гораздо более скромные результаты в связи с нестабильной ситуаций на рынке акций. Доходность пенсионных портфелей, находящихся под управлением частных УК, снизилась в первой четверти года весьма существенно — до 1,49% с 9,19%в предыдущем квартале. Внешэкономбанк, инвестирующий активы главным образом в гособлигации, показал менее внушительное по сравнению с частными УК падение доходности — с 1,61% (IV кв. 2006 года) до 1,16% (I кв. 2007 года).
Как и следовало ожидать, более всего доходность снизилась у высокорискованных портфелей, значительная доля средств которых инвестируется в акции. Кроме того, в этой категории появились убыточные портфели, которых на растущем рынке не было. Убыток по итогам I квартала показали портфели пяти управляющих компаний.
В течение I квартала управляющие компании снизили долю вложений в акции с 29,4% до 26,6%, при этом вложения в корпоративные облигации увеличились с 21,9% до 22,6%. Данные изменения структуры активов характерны для портфелей всех групп риска.
Кроме того, произошли изменения в группах рискованности портфелей за счет перехода из группы низкорискованных (снижение с прежних 23 до 18 портфелей) в группу среднего риска (увеличение с 24 до 28 портфелей). При этом число высокорискованных портфелей также возросло на 1 портфель и достигло 15.
Доля частных управляющих на рынке управления средствами пенсионных накоплений по-прежнему растет очень медленно, увеличившись за квартал лишь на 0,1% — до 3,5%. Объем рынка пенсионных накоплений, находящихся в управляющих компаниях, достиг к 1 апреля 2007 года 270,1 миллиарда рублей, из которых на портфели частных управляющих компаний пришлось 9,4 миллиарда рублей.
В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" Правительство РФ утвердило Положение о создании и ликвидации игорных зон на территории Российской Федерации. Документ опубликован сегодня на официальном сайте кабинета министров.
Согласно
Положению, проекты решений о создании игорных зон вносятся в правительство Министерством финансов по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых предполагается создание игорных зон.
Заявление о создании игорной зоны с указанием наименования, границ и иных параметров игорной зоны представляется в Министерство финансов высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается создание игорной зоны.
Предложения о границах игорной зоны, включающей в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, вносятся на основании соглашения, заключаемого между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Заявление о создании игорной зоны подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и заверяется печатью.
Положение содержит список ряд документов, необходимых для подачи заявления о создании игорной зоны, а также форму паспорта территории, на которой предполагается создание игорной зоны.
Заявление о ликвидации игорной зоны с указанием причин ликвидации представляется в Министерство финансов Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого была создана игорная зона, подписывается его руководителем и заверяется печатью.
Решение о ликвидации игорной зоны не может быть принято до истечения 10 лет с даты ее создания.
Московские налоговики в 1-ом квартале 2007 г. в ходе проверок доначислили около 19 млрд руб. платежей, что на 23% больше чем годом ранее. Об этом сообщила руководитель Управления ФНС России по г. Москве Надежда Синникова.
По ее мнению, новый подход к планированию проверок, контроль со стороны управления за обоснованностью решений, принимаемых по их результатам, обеспечили повышение результативности проводимой контрольной работы.
В отчетном периоде организована работа по проведению в инспекциях более качественного предпроверочного анализа, то есть по сбору, мониторингу, углубленному изучению всей информации о налогоплательщике.
Более 50% всех проверок осуществлено только после всестороннего предпроверочного анализа. Результат не заставил себя долго ждать: 97 проверок из 100 — с доначислениями. А по проверкам, проводимым с правоохранительными органами, достигнут стопроцентный результат, заметила Н.Синикова.
По результатам контрольной работы взыскано в консолидированный бюджет и внебюджетные фонды 6,5 млрд руб., или 35% от доначисленных сумм. Значительно (в 2,5 раза) увеличились поступления от контрольных мероприятий в бюджет г. Москвы, составив 2,1 млрд руб. (в 1-ом квартале 2006 года — 819 млн руб.).
В то же время, считает глава московского УФНС, необходимо более активно проводить контрольные мероприятия в отношении налогоплательщиков-физических лиц. Ведь не секрет, что большая часть денежных средств, выведенных из-под налогообложения с использованием различных схем уклонения, — доходы граждан, подчеркнула она.
Сегодня управление разрабатывает Концепцию администрирования физических лиц, в которой будут жестко прописаны обязанности каждого участника процесса.
Еще одно приоритетное направление работы управления — организация комплексной и системной работы с фирмами-однодневками. Она включает контроль за таким налогоплательщиком от момента его регистрации до проведения конкретных контрольных мероприятий и ликвидации.
За период с февраля 2006 года по 1 апреля текущего года в соответствии с действующим регламентом выявлено около 80 тыс. организаций, условно отнесенных к фирмам-однодневкам. Эти предприятия подлежат контролю и мониторингу на предмет дальнейшей деятельности: представления отчетности, уплаты налогов и т. д.
Инспекции выявили, что на расчетные счета организаций, условно отнесенных к однодневкам, которые представляли нулевую отчетность либо не подавали ее вовсе, поступило более 192 млрд руб. Естественно, указанные фирмы стали объектом нашего контроля. В отношении таких организаций инспекции осуществляют различные контрольные мероприятия. Только камеральных проверок фирм с признаками однодневок проведено более 2 тыс., передано в органы внутренних дел 124 материала для рассмотрения в порядке статьи 199 Уголовного кодекса.
Очевидно, что проводить проверки в отношении данной категории налогоплательщиков бесперспективно, так как предъявленные претензии к фирме-однодневке невозможно реализовать, считает Н.Синикова. Поэтому объектом проведения контрольных мероприятий в 2007 году будут реально действующие организации, которые минимизируют уплату налогов через заключение фиктивных договоров с указанными фирмами.
При этом она заметила, что процесс мониторинга таких предприятий длительный, быстрого эффекта не предвидится, но эта работа будет осуществляться на постоянной основе.
Процесс ликвидации банков скоро может существенно измениться. Вчера совет директоров АСВ предложил правлению в трехмесячный срок направить в правительство поправки в закон о банкротстве кредитных организаций, предусматривающие возможность передачи активов банка-банкрота пулу кредиторов и продажу бизнеса банка-банкрота другим банкам.
В совет директоров АСВ входят главы Минфина, Банка России, Экспертного управления Президента РФ, представители МЭРТ и ФНС. По мнению первого заместителя генерального директора АСВ Валерия Мирошникова, с учетом трехмесячного срока на внесение в правительство предложения АСВ могут оказаться в Госдуме уже в осеннюю сессию.
Поправки, подготовленные АСВ, расширяют возможности ликвидации банка за счет продажи его бизнеса другим банкам. Согласно документу, в случае отзыва у банка лицензии все его активы и обязательства могут быть проданы "здоровому" банку. По мнению разработчиков, это даст возможность сократить процедуру ликвидации банков с полугода до одного месяца, исключить финансовые потери при срочной продаже имущества. Той же цели призваны служить поправки по передаче неликвидных активов банка-банкрота пулу его кредиторов.
АСВ работает над этими поправками почти год, и ранее законопроект вызывал нарекания участников рынка в части ущемления прав кредиторов банков-банкротов. Однако ко вчерашнему заседанию совета директоров АСВ разработало целый ряд гарантий для кредиторов. В частности, по словам Валерия Мирошникова, к участию в торгах допустят лишь банки, которые смогут пройти проверку на финансовую устойчивость. Для исключения субъективизма в принятии решений АСВ на торгах должны продаваться все без исключения активы и обязательства банка-банкрота, причем обслуживаться новым банком они должны на старых условиях. Победитель будет выбираться по критерию максимальной предложенной цены. Кроме того, решение о согласии кредиторов на прием в собственное управление актива банка-банкрота будет приниматься большинством голосов в результате голосования.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ подготовила законопроект о техническом уточнении положений закона "О рекламе", которым предусматривается возможность размещения на рекламных конструкциях политической рекламы, в том числе предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, говорится в сообщении ФАС. Предложения по данному вопросу направлены в Администрацию Президента РФ, Правительство РФ, Центральную избирательную комиссию РФ.
ФАС надеется, что данные поправки будут рассмотрены Федеральным собранием РФ в весеннюю сессию, возможно, в рамках принятия законопроекта "О внесении изменений в статьи 19 и 33 федерального закона "О рекламе", находящегося на рассмотрении Государственной думы.
Как поясняет ФАС, в соответствии с действующим законом о рекламе рекламные конструкции (щиты, стенды, перетяжки, электронные табло, аэростаты и другие технические средства стабильного территориального размещения) должны использоваться исключительно в целях распространения рекламы. Также данным законом установлено следующее определение понятия рекламы — "информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке". Таким образом, под понятие рекламы подпадает только коммерческая информация о товаре, обращающемся на рынке, и о связанных с ним объектах.
Поскольку объекты политической агитации не являются товаром на рынке и не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, политическая реклама не подпадает под понятие рекламы и не может размещаться на рекламных конструкциях. В то же время ФАС отмечает, что политическая реклама может размещаться на конструкциях, не зарегистрированных в качестве рекламных: театральные тумбы, афиши, информационные стенды.
ФАС также отмечает, что из-за коллизии норм избирательного и рекламного законодательства могут сложиться разные подходы органов местного самоуправления при решении вопроса об аннулировании решений на установку рекламных конструкций. В период выборов это может привести к многочисленным судебным процессам.
Страховщики дружно отмечают рост доли предприятий малого и среднего бизнеса в общем объеме корпоративных клиентов, застрахованных по программам ДМС. Медицинское страхование сотрудников позволяет небольшим предприятиям не только привлечь лучшие кадры, но и держать под контролем весь трудовой коллектив.
По данным Натальи Каримовой, руководителя департамента ДМС компании "ЭРГО Русь", сегодня в ДМС-портфеле компании предприятия среднего бизнеса составляют 60%, а крупные компании — 40%. "Перспективы развития ДМС в сегменте малого и среднего бизнеса очень велики, -говорит она. — Сегодня ДМС — один из самых распространенных видов добровольного страхования в этом сегменте".
Растущий интерес страховщиков к малому и среднему бизнесу начальник отдела Центра личного страхования РОСНО Нина Егоркина объясняет тем, что крупные компании "в большинстве уже охвачены медицинским страхованием, а среди малых и средних предприятий количество неохваченных ДМС значительно больше, и каждый день прибавляются новые компании, у которых есть средства на формирование социального пакета для своих сотрудников". Поэтому неудивительно, что страховщики делают ставку именно на них.
"Малый и средний бизнес является одним из ключевых сегментов нашей компании,- уверяет вице-президент группы "Ренессанс Страхование" Сирма Готовац. — Доля этих предприятий в портфеле составляет около 80%. По нашей статистике, прирост в сегменте малых и средних предприятий составляет до 10% новых клиентов в год".
На небольшие компании делает ставку и "Стандарт-Резерв". "Вот уже несколько лет наш бизнес ориентирован именно на них, -рассказывает руководитель управления личного страхования компании "Стандарт-Резерв" Валерий Нехорошев. — Соответственно доля таких клиентов среди всех клиентов по ДМС за последний год у нас в компании практически не изменилась и устойчиво составляет 75-85%. Зато их абсолютное число возросло более чем вдвое. Увеличение числа некрупных предприятий, готовых платить за ДМС своих сотрудников, мы связываем с несколькими существенными факторами. Это заметный рост доходности деятельности таких предприятий, повышение культуры трудовых отношений, достаточно высокий уровень развития ДМС как вида услуг".
А по мнению заместителя гендиректора страхового общества "Россия" Алексея Галахова, интерес малого и среднего бизнеса к ДМС обусловлен тем, что для дальнейшего развития предприятиям нужно привлекать высококвалифицированные кадры. Влекут же такие кадры не только высокие зарплаты, но и качественный соцпакет, в состав которого входит ДМС. "Этим фактором обусловлено повышение интереса к ДМС со стороны предприятий малого и среднего бизнеса, до недавнего времени не проявлявших интереса к медицинскому страхованию своих сотрудников", -считает он.
Еще один аргумент в пользу ДМС для небольших предприятий приводит Наталья Каримова. По ее прогнозу, в недалекой перспективе 93-95% медицинских услуг станут платными, и на фоне сокращающейся доли бесплатного медицинского обслуживания роль ДМС будет возрастать.
Какие же предприятия наиболее заинтересованы в медицинском страховании? По мнению Сирмы Готовац, это предприятия с коллективом 50-100 человек. В первую очередь это банки, работающие в России иностранные компании, консалтинговые, аудиторские и юридические фирмы, уточняет Наталья Каримова. В последнее время на рынке ДМС появились и новые клиенты — это коммерческие лечебные учреждения, которые обеспечивают полисом ДМС своих сотрудников — врачей, средний медицинский персонал. Причем они предпочитают обслуживание не в своих поликлиниках.
По наблюдениям Алексея Галахова, договоры ДМС заключаются преимущественно с организациями, предоставляющими маркетинговые и консалтинговые услуги (42% от общего количества договоров с предприятиями малого и среднего бизнеса), а также с предприятиями, предоставляющими услуги в сфере развлечений (32% от общего количества договоров с предприятиями малого и среднего бизнеса). Валерий Нехорошев утверждает, что в первую очередь договоры ДМС заключают те предприятия, которые занимаются высокотехнологичными, интеллектуальными видами бизнеса. А по данным Натальи Клименко, директора Департамента личного страхования компании "Энергогарант", преимущественно это риелторские фирмы, ИТ-компании, издательства, фирмы-перевозчики, строительные компании, занимающиеся ремонтом и отделкой помещений, и стоматологические клиники.
Интерес малого и среднего бизнеса к ДМС вызван не только стремлением к благополучию своих сотрудников. Как отмечает Наталья Каримова, включение ДМС в соцпакет поднимает рейтинг предприятий на рынке труда. "Договор ДМС для любого работодателя — это действенный инструмент для удержания персонала, повышения производительности труда, формирования репутации компании как перспективного работодателя, реализующего принцип социальной справедливости", — говорит она. А с точки зрения Сирмы Готовац, ДМС — это не столько льгота, сколько механизм управления персоналом. Качественная программа ДМС, по ее мнению, призвана не только привлечь и поощрить квалифицированных сотрудников, но и решать такие кадровые проблемы, как контроль уровня заболеваемости на предприятии, снижение абсентеизма (отсутствия на рабочем месте по неуважительным причинам), психологический комфорт в коллективе и многие другие задачи.
Малые и средние предприятия коллективом от 50 до 100 человек, как правило, уже нуждаются в решении кадровых проблем через выделенное HR-подразделение, но при этом не могут себе позволить большую разветвленную кадровую службу. Следовательно, они особенно заинтересованы в том, чтобы часть кадровых проблем переложить на страховщика, утверждает Сирма Готовац. ДМС позволяет привлечь квалифицированных сотрудников и повысить их лояльность, снять с кадровой службы задачи, связанные с управлением здоровьем персонала и уровнем абсентеизма. Если в офисе присутствует врач, это позволяет существенно снизить абсентеизм, поскольку сотрудники, нуждающиеся в помощи врача, могут получить консультацию медика на работе.
Конечно, корпоративные программы ДМС малым предприятиям обходятся дороже, чем крупным. Поэтому "Ингосстрах", как рассказывает начальник отдела прямых продаж Департамента медицинского страхования "Ингосстраха" Татьяна Акимова, рекомендует для компаний численностью до 100 человек программы на базе собственных клиник (сеть клиник "Будь здоров"), а также на базе сети клиник "Цена Качество" (стратегический партнер "Ингосстраха"), которые по ценовой категории полностью соответствуют финансовым ожиданиям клиентов этого сегмента, а зачастую даже их превосходят. "Кроме того, поскольку "Ингосстрах" имеет возможность напрямую влиять на качество предоставляемых в этих клиниках услуг, это предложение особенно интересно малым и средним компаниям", — уверяет она.
Около 15 тысяч работодателей получили по состоянию на 1 мая разрешения налоговых органов на привлечение и использование иностранных работников. Об этом было сообщено на межведомственном совещании по вопросам взаимодействия и взаимного обмена информацией между Федеральной налоговой службой и Федеральной миграционной службой.
Налоговые органы проводят предпроверочный анализ в отношении этих работодателей, который показал, что более 8% от общего количества работодателей, получивших разрешение, не представляли налоговую отчетность; более 5% от общего количества работодателей, получивших разрешение, представляли нулевую отчетность, т.е. не осуществляли финансово-хозяйственную деятельность, вместе с тем, обращались за разрешением на привлечение иностранных работников; около 7% от общего количества работодателей, получивших разрешение, отражали в налоговой отчетности убытки от осуществления финансово-хозяйственной деятельности; около 17% от общего количества работодателей, получивших разрешение, выплачивали за предшествующий период заработную плату в размере ниже прожиточного минимума, установленного в регионе.
Указанные факты должны стать предметом обязательного рассмотрения их на специально созданных комиссиях в регионах, работающих с убыточными предприятиями и работодателями, выплачивающими зарплату ниже прожиточного минимума.
Анализ имеющейся в налоговых органах информации показывает, что более 45% от общего количества работодателей, получивших разрешение, не уведомили налоговые органы о привлечении иностранных работников в соответствии с подпунктом. 4 пункта 8 статьи 18 Федерального закона N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Подобные факты, выявленные налоговыми органами, будут оперативно передаваться ФНС в ФМС России, и протокольным решением рекомендовано управлениям ФМС России активизировать работу по использованию получаемой от налоговых органов информации о работодателях и иностранных работниках при проведении оперативных мероприятий и принятии административных решений.
В настоящее время налоговыми органами проводится анализ данных, поступающих от территориальных органов ФМС России и от работодателей, в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших разрешение на работу, с целью установления фактов их трудоустройства и уплаты налогов с получаемой заработной платы.
Налоговыми органами осуществляется работа по выявлению физических лиц, сдающих жилые помещения в наем, в том числе иностранным гражданам. Так, проанализировав информацию, поступившую из ФМС России, установлено, что более 17 тысяч человек, сдающих помещение в наем должны были представить налоговую декларацию в налоговые органы. По состоянию на 1 апреля 2007 г. — 1400 человек представили налоговую декларацию. Налоговыми органами направлены более 15 тысяч уведомлений физическим лицам о необходимости сдачи декларации о полученных доходах.
Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) впервые рассмотрел дело об отказе Центробанка включить банк в систему страхования вкладов (ССВ) и вынес решение в пользу ЦБ РФ, признав право надзорного органа самому оценивать деятельность банка и выносить решения на основании собственных методик. Об этом пишет газета "Коммерсант".
ВАС рассматривал дело "Русского банка делового сотрудничества" (РБДС), который не был включен Центробанком в ССВ. Ранее РБДС стал первым и пока единственным банком, успешно оспорившим отказное решение ЦБ РФ в арбитражных судах трех инстанций. Центробанк, однако, не стал включать РБДС в систему страхования, а подал жалобу в ВАС, который пересмотрел дело, отменив решение в пользу РБДС и признав законным отказ включить банк в систему страхования.
В Центробанке считают, что президиум ВАС создал важный прецедент, подтвердив, что в компетенцию судов не входит оценка правильности методик, разработанных надзорным органов в пределах его компетенции. Однако ряд экспертов считает, что своим решением ВАС свел на нет все попытки судов нижестоящих инстанций разобраться в обоснованности решений ЦБ.
Вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин и его коллега Виктор Алкснис внесли на рассмотрение депутатов законопроект, который предусматривает выплату государством каждому россиянину по четыре миллиона рублей в качестве компенсации за проведенную в начале 1990-х годов приватизацию, сообщает агентство "Интерфакс".
"При приватизации граждане РФ через ваучеры были обмануты", — заявил Бабурин. По его словам, сегодня есть все возможности для того, чтобы "вернуть народу ту долю собственности в ее стоимостном выражении, которой он был фактически лишен из-за несправедливо проведенной приватизации".
При этом депутат ссылается на исследование РАН, проведенное под руководством академика Львова, о стоимости всей россиийской собственности. "Мы предлагаем за счет Стабилизационного фонда и золотовалютного резерва, а также за счет возврата налогов, которые поступают от олигархов и ранее были недоплачены, сформировать Возвратный фонд России", — пояснил Сергей Бабурин.
По его мнению, это шаг не вызовет рост инфляции, поскольку деньги, полученные российскими гражданами, могут быть использованы ими "в интересах реального роста экономики". Депутат уточнил, что речь идет об "оперативном и одномоментном" перечислении на счета россиян установленной суммы, которую "каждый сможет использовать по своему усмотрению".
В конце мая на одном из митингов Сергей Бабурин, касаясь вопроса о пересмотре итогов приватизации, заявил, что люди, сохранившие российское гражданство после 1993 года, заслуживают компенсации от государства в размере одного миллиона рублей каждому. Средства могут быть взяты из Стабилизационного фонда.
Стоит отметить, что президент Владимир Путин неоднократно заявлял, что выступает против пересмотра итогов приватизации, поскольку, по его мнению, это приведет к "негативным последствиям для экономики и социальной сферы".
С момента введения в действие главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ перед большинством организаций встала проблема выбора: признавать расходы на оплату в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, и уплачивать с этих сумм единый социальный налог или производить отдельные (а порой существенные) выплаты за счет чистой прибыли, при этом уменьшая на эту сумму налоговую базу по ЕСН.
"Сэкономить" на уплате единого социального налога позволяет пункт 3 статьи 236 НК РФ. Согласно указанной норме выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Это особенно было актуально до 1 января 2005 года в условиях существенного различия уровня налоговых ставок по налогу на прибыль и единому социальному налогу, соответственно 24% и 35,6%.
Вместе с тем и Минфин России, и налоговые органы не соглашались и не соглашаются с возможностью такого выбора налогоплательщиком. По их мнению, квалификация выплат и вознаграждений осуществляется в соответствии с главой 25 НК РФ, в связи с чем не допускается произвольное признание или непризнание расходов по оплате труда в целях налогообложения прибыли.
Федеральные арбитражные суды, рассматривая споры по данному вопросу, неоднократно признавали право налогоплательщика определить источник отдельных выплат. ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 26.05.2005 по делу N Ф04-3260/2005(11557-А27-32) пришел к выводу, что "законодатель не связывает объект налогообложения по ЕСН с отнесением произведенных выплат к расходам, которые налогоплательщик в силу закона о налоге на прибыль имеет право отнести на затраты, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль".
Безусловно, судами принимались и решения, признающие правильность выводов налоговых органов.
Во многом судебная практика подверглась "корректировке" с выходом информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 14.03.2006 N 106, содержащего обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога. В частности, в пункте 3 Письма указано, что пункт 3 ст. 236 НК РФ не предоставляет налогоплательщику права выбора, по какому налогу (единому социальному налогу или налогу на прибыль) уменьшать налоговую базу на сумму соответствующих выплат. А это значит, что при наличии соответствующих норм в главе 25 НК РФ налогоплательщик не имеет права исключать суммы, отнесенные законом к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, из налоговой базы по единому социальному налогу.
Например, ФАС Волго-Вятского округа от 23.06.2006 по делу N А43-12743/2005-34-453 указал, что вопросы отнесения выплат и вознаграждений к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, определяются налогоплательщиком в порядке, установленном в главе 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. На основании этого суд признал, что поощрительные выплаты (хотя они и не были указаны в трудовых договорах) носят производственный характер и должны быть признаны в расходах на оплату труда в целях налогообложения прибыли, а также включены в налоговую базу по единому социальному налогу. К аналогичному выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 21.02.2007 N Ф04-456/2007(31353-А27-34).
Вместе с тем следует отметить, что законодатель целый ряд выплат, указанных в статье 270 НК РФ, отнес к расходам не учитываемым в целях налогообложения прибыли. В частности, в пункте 22 ст. 270 НК РФ к таким расходам отнесены премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений. Именно эта норма зачастую "спасала" налогоплательщиков от претензий налоговых органов в части непризнания отдельных видов премий объектом налогообложения ЕСН.
При этом под средствами специального назначения, как правило, понимаются средства, определенные собственниками организаций для выплаты премий: например, фонд потребления, созданный на основании решения общего собрания акционеров.
Пункт 1 статьи 270 НК РФ также обязывает расходы в виде сумм начисленных дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения не учитывать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Именно эта норма послужила основанием для признания правомерным отнесение суммы вознаграждения по итогам работы за год, выплаченной за счет прибыли прошлых лет, и соответственно исключение ее из налоговой базы по единому социальному налогу. Такое решение принял Президиум Высшего арбитражного суда в постановлении от 20.03.2007 N 13342/06.
Выплата годового вознаграждения была предусмотрена коллективным договором и произведена за счет чистой прибыли прошлых лет при отсутствии таковой по итогам года, за который выплачивалось вознаграждение. На основании этого указанная выплата не была включена в налоговую базу по единому социальному налогу. Налоговый орган, проведя камеральную проверку, не согласился с таким подходом налогоплательщика.
Налогоплательщик обратился в суд. Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление налогоплательщика. Не согласился с таким решением суд кассационной инстанции — ФАС Северо-Западного округа (постановление от 23.06.2006 N А66-11110/2005). Осуществляя надзорную функцию, ВАС РФ не согласился с выводом суда кассационной инстанции и указал, что ФАС Северо-Западного округа не учел положения пункта 1 статьи 270 НК РФ и тот факт, что выплата была произведена за счет прибыли прошлых лет, оставшейся в распоряжении организации после налогообложения.
Более того, Высший арбитражный суд РФ отметил, что ссылка суда кассационной инстанции на письмо Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106 неправомерна. Так что же получается: Высший арбитражный суд поменял свою позицию? Думается, нет.
Безусловно, у налогоплательщика не появилась возможность выбора в части признания тех или иных начислений работникам, предусмотренных трудовыми или коллективными договорами, при исчислении налоговых баз по налогу на прибыль и единому налогу.
Но отдельные выплаты, указанные в статье 270 НК РФ и не учитываемые в целях налогообложения прибыли, не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом. И эта позиция подтверждена Высшим арбитражным судом. Однако такие премии, вознаграждения должны быть оформлены документально и произведены на основании решений собственников. Ведь только собственники организаций вправе распорядиться чистой прибылью. Это следует, в частности, из норм Федерального закона "Об акционерных обществах" и ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Если налоговикам известно, где конкретно располагается подотчетная фирма, то все свои требования они должны направлять на фактический, а не на юридический адрес. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Московской области от 5 апреля 2007 г. по делу № КА-А40/2250-07. Как выяснили судьи в ходе рассмотрения кассационной жалобы, при проведении камеральной проверки контролеры истребовали у организации дополнительные документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты НДС. Свой запрос инспекторы послали по юридическому адресу, который с местонахождением данного налогоплательщика не совпадал. По понятным причинам требование не было получено, следовательно, необходимые бумаги компания вовремя не представила. Этим фактом налоговики не преминули воспользоваться и отказали фирме в возврате НДС. Однако обиженная компания смогла доказать в суде, что инспекция располагала необходимыми сведениями и нарушение произошло по вине сотрудников ИФНС. Дело в том, что в отличие от запроса свое решение об отказе в возврате налога контролеры послали по «правильному» адресу. Исходя из данного обстоятельства, арбитры признали их действия незаконными и постановили налог возвратить.
Не исключено, что уже в следующем году фирмам станет ощутимо проще получить лицензии на импорт некоторых товаров. «Первой ласточкой», которой коснуться послабления, станут лекарственные средства. Как рассказала журналистам директор Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности Минэкономразвития Галина Баландина, предполагается, что уже с 1 января 2008 года разрешения на импорт лекарств будут выдаваться непосредственно Росздравнадзором. Сейчас фирмам нужно получить еще и визу МЭРТ, что удлиняет процесс в среднем дней на двадцать. К тому же при «самоустранении» Минэкономразвития у фирм отпадет необходимость в уплате соответствующей пошлины в размере 1300 рублей. Если первый блин не окажется комом, то, по словам Баландиной, в дальнейшем нововведение распространится и на другие товары, разрешения на ввоз которых будут выдавать профильные министерства.
Применять коэффициент ускоренной амортизации к неотделимым улучшениям можно только в том случае, если само имущество относится к категории «ускоренников». Об этом сообщил Минфин в письме от 25 мая 2007 г. № 03-03-06/8/310. Финансисты напомнили, что арендатор вправе амортизировать неотделимые улучшения лишь в той части, которую собственник не возмещает ему. При этом порядок списания затрат на капвложения будет таким же, как и по самому объекту, но с учетом срока полезного использования объекта. Соответственно, если изначально для имущества не было предусмотрено начисление ускоренной амортизации, то и по его неотделимым улучшениям это запрещено.
Кроме того, представители главного финансового ведомства отметили, что никаких поправок в Налоговый кодекс, которые бы дали возможность применять ускоренную амортизация для всех капвложений в форме неотделимых улучшений, вноситься не будет. Дескать, это нарушает принцип «всеобщности и равенства налогообложения», закрепленный в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса.
Не исключено, что налоговую базу по НДФЛ при выплате суточных нужно будет определять с учетом норм, закрепленных непосредственно в Налоговом кодексе. Накануне Комитет Госдумы по бюджету и налогам одобрил поправку в главу 23 Кодекса, устанавливающую предельный размер командировочных расходов, при превышении которого фирмам придется заплатить НДФЛ. Этот барьер составит 700 рублей при командировках внутри страны и 2,5 тысячи рублей при выездах за рубеж. Парламентарии намерены рассмотреть законопроект на пленарном заседании до конца весенней сессии. Напомним, Высший Арбитражный Суд своим решением еще от 26 января 2005 г. № 16141/04 признал недействующим письмо МНС о взимании НДФЛ с суточных, размер которых превышает установленные правительством 100 рублей, поскольку данное ограничение относится исключительно к налогу на прибыль. Иными словами, судьи подтвердили право компаний в целях исчисления подоходного налога самим устанавливать предельный размер суточных в коллективных договорах или в локальном нормативном акте организации. Однако Минфин с такой «вольностью» не смирился и выпустил несколько писем, аналогичных отмененному письму налогового ведомства. Самое свежее послание № 03-04-06-01/154 датируется 27 мая 2007 года. В нем специалисты финансового ведомства в очередной раз рекомендуют фирмам применять нормы суточных, утвержденные постановлением правительства от 8 февраля 2002г. № 93. К слову сказать, год назад правительство даже попыталось закрепить позицию Минфина в Налоговом кодексе. К счастью, данное предложение не нашло поддержки у депутатов.
Вполне возможно, что авансы, полученные компаниями-изготовителями под поставку товаров, на производство которых уходит более полгода, по умолчанию будут освобождены от НДС. Бюджетный комитет Госдумы порекомендовал своим коллегам принять соответствующие поправки в Налоговый кодекс. Напомним, что такие организации и в настоящее время вправе начислять НДС «по отгрузке», но для этого они должны в обязательном порядке вести раздельный учет операций, осуществляемых в рамках длительного производства и прочей деятельности (п. 13 ст. 167 НК). Выполнить данное требование не так просто, особенно если учесть, что оно распространяется, в том числе, на «общие» основные средства и нематериальные активы.
Простимулировать приток в экономику «длинных» денег и поддержать отечественный фондовый рынок можно, лишь вернув в Налоговый кодекс норму о налоговых вычетах при продаже ценных бумаг. В этом уверена депутат Госдумы Наталья Бурыкина, которая является одним из авторов соответствующего законопроекта. По ее словам, документ уже направлен на заключение в правительство. Стоит отметить, что в данном случае речь идет не просто о восстановлении налоговой льготы, отмененной полгода назад. Например, согласно законопроекту для получения вычета не понадобится документальное подтверждение понесенных расходов, если акции находились в собственности продавца более пяти лет. В то же время до 31 декабря 2006 года подобная льгота была доступна тем, кто владел ценными бумагами более трех лет.