05.02.2007
Инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве 8 февраля и 19 февраля проведет семинар по теме «Порядок представления бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением двухмерного штрихкодирования». Семинар будут проводить представители фирмы СКБ Контур и сотрудники инспекции в здании инспекции в 11.00 (холл 4 этажа). Об этом говорится в сообщении, опубликованном на
официальном сайте УФНС по г.Москве.
16 февраля и 28 февраля в здании инспекции в 11.00 (холл 4 этажа) будет проведен семинар по теме «Порядок представления бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением двухмерного штрихкодирования». Семинар будут проводить представители фирмы «ТАКСКОМ» и сотрудники инспекции.
Информацию о проведении семинаров можно получить по телефону 675-08-78.
Учебно-методологический центр при МНС России при участии специалистов Управления ФНС России по г. Москве 8 февраля проводит семинар для налогоплательщиков ИФНС России № 1 по г. Москве на тему "Новое в бухгалтерском учете и налогообложении".
Участникам семинара выдаются отчетные бухгалтерские документы, раздаточный материал по тематике семинара.
Регистрация, справки и вопросы к докладчикам — по телефонам: 158-4369,8-926-601-5594,158-3468,158-3060, 158-9904 — Светлана Борисовна, 766-3107 — Нина Георгиевна
[email protected].
Семинар проводится по адресу: Москва, Протопоповский пер., д. 9, стр. 1 ауд. 409 (Дом просвещения ВОС, ст. м. «Проспект Мира» — кольцевая, далее пешком). Начало регистрации — в 9-00 час. Для регистрации обязательно при себе иметь: доверенность от организации на участие в семинаре (для юридических лиц) или копию свидетельства о регистрации (для индивидуальных предпринимателей), платежное поручение с отметкой банка — при оплате перечислением (возможна оплата наличными на месте).
10 февраля вступят в силу новые правила обмена поврежденных банкнот. Платежеспособными банкнотами признаются купюры, не содержащие признаков подделки, без повреждений, имеющие изношенность, надорванность или посторонние надписи.
Согласно новым правилам, обмену будут подлежать банкноты, сохранившие не менее 55% от первоначальной площади, в том числе склеенные из фрагментов.
Можно будет обменять банкноты, составленные из фрагментов, принадлежащих разным купюрам одного номинала, при этом каждый фрагмент должен занимать не менее 50% от первоначальной площади денежной единицы.
Также обмену будут подлежать монеты, изменившие первоначальную форму, но сохранившие изображение на аверсе и реверсе, или имеющие следы высоких температур и агрессивных сред.
Обменять поврежденные купюры и монеты можно в учреждениях ЦБ РФ или в любых кредитных организациях...
Порядка 28% пользователей интернет-пейджеров (ICQ, MSN Messenger) с помощью этих IM-платформ решают исключительно деловые вопросы. Такие данные приводятся в аналитическом исследовании InfoWatch (дочерняя компания "Лаборатории Касперского"). Примерно 59% респондентов используют программы для быстрых сообщение в деловых и личных интересах. Около 5% опрошенных работают с этим средством коммуникаций сугубо для личных вопросов.
По данным аналитиков, 87% респондентов подтвердили, что используют интернет-пейджеры на своем рабочем месте. Доля поклонников IM-платформ почти равномерно распределилась между теми, кто пользуется ими постоянно (45%) или время от времени (42%). Оставшиеся 13% объяснили свое отсутствие в этом списке тем, что существует централизованный запрет на использование IM в корпоративной сети и неприятие самой концепции IM по различным соображениям. Важно отметить, что ни один респондент не включил себя в группу незнающих, что такое интернет-пейджеры. Аналитики отмечают, что практически 100% пользователей хотели бы иметь IM, но не могут этого позволить из-за политики ИТ-безопасности предприятия.
В процессе исследования особое внимание было уделено роли IM в нарушении конфиденциальности корпоративной информации. 54% опрошенных заявили, что никогда не обменивались секретными данными по интернет-пейджерам. Соответственно, 46% честно признали, что такие факты имели место. Более того, каждый четвертый респондент (27%) считает, что его коллеги по работе обмениваются конфиденциальной информацией по IM. Уверенность в непогрешимости сослуживцев выразили 32% опрошенных, а 41% затруднились ответить.
Респонденты считают, что сетевые пейджеры обладают неоспоримыми преимуществами перед традиционными средствами коммуникаций (электронная почта, телефон) — оперативностью, неформальностью, наглядностью. Около 78% респондентов используют ICQ, 16% — MSN Messenger (16%). Все остальные платформы (AIM, Yahoo Messenger и другие) уместились в 2%, причем все пользователи экзотических пейджеров признались в параллельном использовании более распространенных ICQ и MSN Messenger. В эту же группу "многоплатформенников" попали 4% респондентов, которые работают одновременно с ICQ и MSN Messenger.
Как показывает статистика, всего 20% предприятий малого и среднего бизнеса имеют страховые договоры. Однако более половины этой небольшой доли приходится на ОСАГО, так что защищёнными можно считать лишь бизнес 8% предпринимателей. О том, какую роль может сыграть страховой полис в жизни бизнеса и что особенно важно застраховать, газете «Авант-Партнер» рассказала директор ООО "СК "Согласие" Юлия Лапина.
В.: Неужели отсутствие страхового договора может сыграть решающую роль в судьбе компании?
О.: По данным исследований, после крупных пожаров 43% организаций, не имея возможности возобновить свою деятельность, уходят с рынка в течение года. Ещё 23% компаний "умирают" по прошествии трёх лет. Вряд ли срок, который удалось "протянуть", имеет значение, поскольку предприниматель, организовывая своё дело, явно не рассчитывал на такой финал. И потому имеет смысл позаботиться о безопасности бизнеса с самого начала. Страхование — наиболее логичный и, пожалуй, единственный инструмент для этого. Например, в нашей компании возмещение выплачивается в течение 15 — 30 календарных дней после подписания акта о страховом случае, и предприятие может вернуться к своей обычной жизни.
В.: Какой совет можно дать при определении приоритетов в страховании?
О.: Каждая компания может подобрать для себя пакет страховых продуктов, наиболее актуальный с учётом её особенностей. Для уточнения приоритетов необходимо проанализировать основные технологические процессы и разделить имущество по степени важности. Всегда актуально страхование основных фондов предприятия — оборудования производственных и офисных помещений, товарных запасов, а также сырья и материалов. Как правило, эти позиции несут основную нагрузку в бизнесе и без них невозможно извлечение прибыли. Но в состав страхуемого èмущества стоит включить все оборудование, участвующее в производстве. Важно не забыть про технику, используемую на наиболее подверженных авариям участках, также можно предусмотреть страхование на случай поломки машин и оборудования как в результате ошибок, допущенных при изготовлении, так и при эксплуатации техники, в том числе из-за неправильных действий персонала. При этом предприятию возмещаются не только прямые потери, но и расходы по восстановлению машин, предотвращению или сокращению размера ущерба.
В.: На какие ещё риски необходимо обратить особое внимание?
О.: Помимо аварий и поломок, к числу наиболее значимых рисков для большинства предприятий относятся пожар, прорыв сетей водоснабжения, кражи и стихийные бедствия. Проведя оценку вероятности наступления существующих рисков, предприниматель должен решить, что для него выгоднее, — резервирование собственных средств, для возмещения убытков или же заключение договора страхования. Поскольку чаще динамичное развитие бизнеса требует от руководителя инвестирования всей прибыли в производство, резервы на "чёрный день" практически отсутствуют, поэтому так важно в случае возникновения неожиданных проблем положиться на надёжного партнёра в лице страховой компании. Тем более что выплата в случае возникновения страхового события будет превышать размер взноса.
В.: Какой страховой продукт защитит интересы потребителей товаров и услуг?
О.: Законодательство налагает ответственность за качество произведённых товаров и оказанных услуг не только на производителей, но и на продавцов. По этой причине расширяется круг компаний, которым страхование ответственности перед потребителем становится не только актуальным, но и необходимым для финансовой устойчивости. Компания "Согласие" в настоящее время заключает договора ответственности òоваропроизводителей, продавцов и исполнителей, и неудивительно, что наиболее опытные и дальновидные руководители выбирают страховую защиту.
В.: Какой вид страхования наиболее эффективен для малого бизнеса?
О.: Актуально страхование риска перерыва в производстве: если имущество уничтожается или повреждается в результате огня, взрыва, повреждения водой, стихийных бедствий, протевоправных действий третьих лиц, убытки складываются из целого ряда факторов. В их числе — неполученная прибыль, затраты на сокращение ущерба, неизбежные текущие расходы по продолжению хозяйственной деятельности, ремонтно-восстановительные, пусконаладочные работы, а также зарплата персонала, арендные, лизинговые и лицензионные платежи, независящие от объемов производства. Особенно важно обратить внимание на страхование данной группы рисков руководителям торговли и производственной сферы.
02.02.2007
Наконец, стало известно, что именно должно быть написано на бутылках с горячительными напитками, для того чтобы они соответствовали новым правилам розничной торговли алкоголем. На днях Минюст зарегистрировал приказ Минздравсоцразвития от 19 января 2007 года № 49, которым утвержден текст предупредительной надписи. Отныне на этикетке спиртного должно быть предостережение следующего содержания: «Алкоголь противопоказан детям и подросткам до 18 лет, беременным и кормящим женщинам, лицам с заболеваниями центральной нервной системы, почек, печени и других органов пищеварения». Однако, как сообщает ФНС на своем официальном сайте, следует иметь в виду, что указанные требования к предупредительной надписи относятся лишь к спиртному, изготовленному после 1 февраля 2007 года. Так что за «старые» бутылки (без дополненного текста предупреждения) неприятности фирмам не грозят.
При расчете корректирующего коэффициента К2, учитывающего фактический период времени ведения «вмененной» деятельности, нужно использовать число 3, даже если один из месяцев налогового периода фирма вообще не работала. Об этом сообщает Минфин в письме от 26 января 2007 г. № 03-11-05/13. Финансисты напомнили, что в соответствии со статьей 346.30 Налогового кодекса налоговым периодом по ЕНВД является квартал. При этом, как ни крути, он равен трем календарным месяцам. Отсчет же кварталов ведется с начала календарного года (статья 6.1 НК).
Руководитель фирмы отправился в очередную турпоездку или прикупил себе новый автомобиль… Казалось бы, ну что тут криминального? Если компания сполна уплатила налоги, то абсолютно ничего. В противном случае такой необдуманный поступок первого лица может повлечь за собой немало неприятностей. Как сообщает пресс-служба ГУВД по Свердловской области, руководитель коммерческой фирмы, достоверно зная о наличии у предприятия налоговой задолженности, рискнул приобрести себе дорогостоящий автомобиль марки BMW. Несмотря на то, что радостью от покупки бизнесмен особо ни с кем не делился, его приобретение не осталась незамеченным: к делу подключились налоговики, а затем, с их подачи, и правоохранители. По ходу дела выяснилось, что предприниматель прикарманил уже начисленные суммы ЕСН и как раз их-то и использовал для оплаты авто. В результате своеобразным «бонусом» к иномарке стали длительное следствие и суд. Впрочем, служители Фемиды, учтя тот факт, что фигурант привлекается к ответственности впервые, ограничились штрафом в 600 тысяч рублей. Но могло быть и хуже: инкриминируемая директору часть 1 статьи 199 Уголовного кодекса – «уклонение от уплаты налогов» допускает в качестве наказания до трех лет лишения свободы.
Предприниматели, похоже, еще какое-то время будут жить в неведении по поводу того, что за руководство к действию «спустят» налоговикам вместо отмененного некогда плана по сбору налогов. Как сообщил корреспонденту «ФАФИ» источник в Минфине, разработанные финансовым ведомством критерии оценки деятельности налоговых инспекторов не получили одобрения в правительстве и отправлены на доработку. Напомним: документ был представлен на согласование в кабинет министров несколько недель назад. По мнению сотрудников Минфина эффективность работы контролеров надо определять ориентируясь на такие показатели, как количество отказов в возмещении НДС, произведенных на основе информации, полученной от таможенных органов, уровень задолженности налогоплательщиков перед бюджетом, эффективность налоговых проверок (сколько доначислено, можно ли эти суммы реально взыскать) и т. д. Разработчики эпохального документа надеялись, что их детище пробьет себе дорогу в жизнь относительно безболезненно. При этом они указывали на «предельную взвешенность» и «выверенность» критериев, а также на тот факт, что многие из них уже «точечно» внедряются на практике. Однако прогнозы Минфина не оправдались: нарекания правительственных чиновников вызвал практически каждый из пунктов предложенной новации.
Вполне возможно, что совсем скоро практика примирительного досудебного урегулирования споров с привлечением квалифицированного посредника (медиация) получит законодательную основу. Как сообщил корреспонденту «ФАФИ» вице-президент Торгово-промышленной палаты России Владимир Исаков, в Госдуме уже идет подготовка к первому чтению соответствующего законопроекта. По словам Исакова, документ определяет необходимые правовые рамки посреднической деятельности, которые должны защитить медиативное урегулирование споров от недобросовестных участников. В законопроекте, в частности, говорится, что посредник не вправе разглашать информацию, ставшую ему известной при проведении примирительной процедуры, без согласия сторон. Вместе с тем предусмотрены и правовые гарантии для самого медиатора – его, например, нельзя будет допросить в качестве свидетеля об обстоятельствах, доверенных ему в связи с осуществлением посредничества. Согласно документу, медиатором может выступать любой человек, не имеющий судимости и не занимающий государственную должность. Еще одним непреложным условием является бескорыстие «примирителя» – в проекте четко прописано, что такая деятельность не является предпринимательской.
Жалобы на неправомерные действия сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вскоре можно будет подавать в так называемую общественную приемную, созданную непосредственно при ведомстве. Проект положения, устанавливающий порядок ее работы, Роспотребнадзор накануне опубликовал на своем официальном сайте. Как следует из документа, ни одно сообщение представителей бизнес-сообщества не останется без внимания госслужащих. Чиновники Роспотребнадзора обещают тщательно изучать обращения и жалобы граждан и юридических лиц, а при необходимости разрабатывать соответствующие законодательные предложения. Помимо этого, в рамках общественной приемной предприниматели и потребители получат возможность в досудебном порядке урегулировать споры и конфликтные ситуации, возникшие при продаже товаров и оказании услуг.
Не исключено, что в скором времени малые фирмы получат существенное преимущество перед крупными торговыми сетями. Согласно законопроекту «О регулировании розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания», разработанному специалистами Минэкономразвития, разрешение на торговлю после 19 часов будут выдавать лишь небольшим магазинам. Сотрудникам же гипермаркетов придется в это время подсчитывать выручку, включать охранную сигнализацию и разъезжаться по домам. В настоящее время большая часть таких гигантов функционирует допоздна, а то и круглосуточно. Предполагается, что данный документ будет вынесен на обсуждение экспертного совета при МЭРТ в ближайшие дни.
Поправки, внесенные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ в порядок проведения налоговых проверок, распространяются лишь на контрольные мероприятия, начатые в 2007 году. Если же налоговики впервые посетили фирму в прошлом году и не успели завершить проверку до 1 января 2007 года, то довести ее до конца они должны в соответствии со старыми правилами. Об этом говорится в письме Минфина от 27 декабря 2006 г. № 03-02-07/1-338. Соответственно, и сроки «прошлогодних» проверок даже в исключительных случаях не могут превысить 3 месяца со дня вручения руководителю компании решения о проведении выездной проверки (ст. 89 НК в редакции от 31 июня 1998 г.). Однако сотрудники главного финансового ведомства, уточняют, что в указанные сроки входит исключительно время фактического нахождения контролеров на территории фирмы.
01.02.2007
Одобренный Правительством РФ порядок участия иностранных инвесторов в стратегических отраслях российской экономики препятствует формированию благоприятного инвестиционного климата. Такое мнение высказал сегодня глава Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ Герман Греф на заседании правительства, комментируя законопроект "О порядке осуществления в РФ иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности РФ".
Данный документ в его сегодняшних формулировках не способствует притоку инвестиций в экономику РФ, считает глава МЭРТ. С точки зрения Г.Грефа, "нельзя скатываться до ограничения инвестиций в инфраструктурные объекты", поскольку в России вообще отсутствует опыт проектного инвестирования в инфраструктуру. "Опасны рассуждения, что самим нужно управлять всем", — подчеркнул он.
По убеждению Г.Грефа, в России в настоящее время не сложился класс квалифицированных менеджеров-управленцев.
В свою очередь, премьер-министр РФ Михаил Фрадков подчеркнул: "Опыту в управлении нужно быстро учиться, поскольку за нас никто не подумает". "Так тупить, как говорят, и лопушить — это не наш девиз сегодня, и лузеров из нас делать не надо", — заключил премьер.
Премьер-министр считает, что следует более осторожно отнестись к передаче значительных пакетов акций российских предприятий иностранцам. Он напомнил, что в последнее время стало широко распространенной практикой привлечение иностранных менеджеров в совет директоров российских госкомпаний. При этом такой иностранец может воспользоваться преференциальным правом приобретения акций, подчеркнул он.
"Правительство сможет отказать господину "икс", являющемуся членом совета директоров госкомпании и гражданином, например, Великобритании, только когда выяснит, что он уже приобрел 49%, — сказал глава правительства. — Жалко отдавать 50% нашей компании человеку, который пришел сюда и рассказывает, что он лучший менеджер в этой сфере. Зачем отдавать? Что мы лопухи-то такие?".
М.Фрадков подчеркнул, что дело не только в риске разглашения государственной тайны. Необходимо предвидеть все возможные риски подобного приобретения акций. "Просто так как-то обидно немножко", — заключил он.
Минфин не считает целесообразным снижение ставок налогов, в том числе и НДС. Об этом сообщил журналистам источник в министерстве, комментируя основные направления налоговой политики РФ на 2008-2010 гг., подготовленные Минфином.
"Мы предлагаем не ставить во главу угла сокращение налогового бремени. Нам кажется, что политика снижения налоговой нагрузки себя исчерпала", — отметил источник. При этом он пояснил, что в последние годы правительство берет на себя много бюджетных обязательств, источником финансирования которых являются налоги, "поэтому снижать далее налоги без серьезного обоснования представляется нецелесообразным".
Также источник отметил, что в своем документе Минфин не затрагивает и вопроса о понижении ставки НДС. Данный налог занимает по уровню поступлений в бюджет первое место среди ненефтегазовых налогов. "Необходимо обосновать понижение ставки НДС, и Минфин такого обоснования не видит", — сказал источник. Как отметил источник, в разработанном документе предлагается сосредоточиться на повышении эффективности налоговой системы, а не на механическом снижении ставок налогов.
Общество защиты прав потребителей Московской области, содействуя соблюдению интересов всех сторон потребительского процесса, сообщает, что на территории Подмосковья в течение прошлого года заметно активизировались лжеобщественные организации.
Объявляя основной своей задачей защиту интересов граждан, подобные организации пекутся только о получении денег от предпринимателей.
Злоупотребления лжеобщественных организаций проявляются главным образом в проведении проверок. «Ревизоры» присваивают себе функции и полномочия органов государственного контроля и надзора и после «выявления нарушений» под предлогом оплаты штрафов предлагают предпринимателям заплатить некую денежную сумму. Подобные действия имеют признаки мошенничества, дискредитируют движение по защите прав потребителей, мешают работе всех участников потребительского рынка.
Наиболее активную деятельность по проведению нелегитимных проверок осуществляют следующие организации: Межрегиональное общественное движение «Общественный контроль», «Центр защиты прав потребителей и предпринимателей «Ваше право», «Общество защиты прав потребителей «Фемида», «Комитет по защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и защиты прав потребителей».
Подобная практика осуждается рядом крупных общественных объединений – Союзом потребителей России, ОПОРОЙ России, Союзом участников потребительского рынка.
Если вы стали жертвой подобных лжеорганизаций, можно обращаться по адресу: 129085, г. Москва, проспект Мира, д.10, оф.115, тел. (495) 510-50-32, e-mail:
[email protected]. Здесь пострадавшей стороне будут даны консультация и разъяснения по вопросам практического применения потребительского законодательства. Сообщает газета "Наше слово".
Если на земельном участке, кроме промышленных объектов имеются жилые здания, то земельный налог исчисляется с применением двух налоговых ставок. При этом к площади земельного участка, занятой объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, применяется налоговая ставка в размере не более 0,3 процента кадастровой стоимости участка, к остальной площади – не более 1,5 процента. Исходным материалом, для определения площади под соответствующими объектами должна быть карта (план) земельного участка, выданная территориальным органом Роснедвижимости. Если на земельном участке, кроме жилых зданий расположены иные объекты, (например, магазин), то должна применяться ставка не выше 0,3 процента кадастровой стоимости. Об этом напоминает управление ФНС по Свердловской области со ссылкой на письмо Минфина от 16.11.06 № 03-06-02-02/138.
Тамбовские налоговики в декабре проверили ряд торговых компаний на предмет соблюдения ими законодательства о ККТ. Было выявлено, что в 30 процентах организаций продавцы нарушают кассовую дисциплину и не выбивают покупателям чеки. УФНС по Тамбовской области предупреждает, что в соответствие с КоАП РФ такое нарушение карается штрафом для предпринимателей от четырех до пяти тысяч рублей, для юридических лиц — от тридцати до сорока тысяч, для самих продавцов — от полутора до двух тысяч рублей.
Федеральная налоговая служба намерена нанести удар по популярной схеме ухода от налогов, которая до последнего времени считалась практически легальной — ее создатели попросту использовали бреши в законодательстве. ФНС предлагает запретить способ минимизации, при котором организация переводит большинство работников в штат другой фирмы, применяющей упрощенную схему налогообложения (УСН), и затем по договору аутсорсинга "арендует" их у компании-"упрощенца".
Соответствующие поправки в Налоговый кодекс уже подготовлены и находятся на рассмотрении в Минфине, после чего они будут переданы в правительство и парламент.
"Вывод персонала с целью перехода на УСН весьма распространен в среднем бизнесе, например, в строительстве. Уход от налогов таким способом действительно проблема", — говорит Вадим Зарипов, эксперт по налогам юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры".
"Схема с использованием УСН популярна в силу ее легитимности, — вторит коллеге Оксана Алексеева, консультант фирмы "Бейкер-Тилли-русаудит". — Налоговики пытались бороться с ней, но вынуждены были каждый раз доказывать недобросовестность компаний через суд. Естественно, решения судов оказывались непредсказуемыми, ведь отличить правомерное разделение бизнес-функций от налоговых махинаций нелегко. Поэтому и потребовались изменения в НК".
По словам самих представителей ФНС, использование вышеупомянутой схемы приводит к искажению экономической статистики, которая фиксирует рост малого бизнеса, в то время как речь идет лишь о делении крупных фирм. Так что отреагировать на ситуацию следовало уже давно.
ФНС работает и над поправками, которые сделают невозможным дробление фирм с целью использования УСН. Переход на "упрощенку" хотят запретить и организациям, созданным на базе ликвидированных или реорганизованных путем разделения или выделения фирм.
В отношении крупного бизнеса эксперты практически едины: никакой угрозы законодательные новации ФНС для него не представляют. Причина проста: манипуляции с "упрощенкой" в больших компаниях практически не встречаются, ведь разделение — это и потеря репутации, и проблемы с администрированием.
В отношении малого и среднего бизнеса мнения разделились. Борис П., вице-президент мебельной фирмы, уверен: "Нововведения означают не только ликвидацию непонравившейся налоговикам схемы, но и рост издержек для предприятий, не все из которых играют с законом. Многие из них фактически выталкиваются "в тень".
Оксана Алексеева смотрит на ситуацию намного более оптимистично. По ее мнению, "поскольку изменения инициируют сами налоговики, вряд ли от них пострадает настоящий, а не «липовый» малый бизнес".
Эксперты обращают внимание и на другие аспекты проблемы.
«Пока в российском правовом поле нет понятия "аутсорсинг", — говорит юрист Галина Василенко. — Дадут ли в ФНС его корректное определение? Это крайне важный момент. Сейчас инспекции борются с такими схемами через суд.
Это правильный путь, потому что надо разбираться в каждом конкретном случае. Не стоит устанавливать законодательный барьер для всех налогоплательщиков. Если компания, например, сможет доказать, что имела преимущественно коммерческую деловую цель — совершенствование управления персоналом, затратами, а выгода от снижения налогов этому только сопутствовала, ей нельзя отказывать в применении УСН».
Кроме того, по мнению Вадима Зарипова, "всегда можно будет обойти формальные требования закона, например, оформив договор предоставления услуг. И тогда налоговым органам вновь придется обращаться в суд, чтобы переквалифицировать договор. С другой стороны, принятие закона будет означать признание того, что до его вступления в силу такие действия не запрещались, то есть были законными, и поэтому всяческие преследования за прошедшие периоды должны быть прекращены".
Упрощенная система налогообложения (УСН) была введена в 2003 году как стимул для развития малого бизнеса. При УСН несколько налогов заменяются единым налогом с дохода со ставкой 6 процентов или налогом с прибыли — 15 процентов. Вместо ЕСН (его максимальная ставка — 26 процентов фонда зарплаты) "упрощенцы" платят взносы на обязательное пенсионное страхование — 14 процентов.
Воспользоваться "упрощенкой" крупные и средние предприятия могут, разделившись на несколько малых с численностью не более 100 человек со стоимостью основных фондов не более 100 миллионов рублей и с доходами не выше 24,82 миллиона рублей. После раздела несколько формально независимых друг от друга фирм, попавших под статус малого бизнеса, могут "сдавать" друг другу персонал «в аренду».
Ранее индивидуальный предприниматель не имел права заполнять трудовую книжку работника. Отношения строились на основе трудового договора. Его нужно было регистрировать в муниципалитете. Недавно ситуация изменилась.
Согласно новой редакции Трудового кодекса РФ, вступившего в силу 6 октября 2006 года, индивидуальный предприниматель обязан вести трудовые книжки всех работников, для которых работа является основной. Основанием для издания приказа о приеме на работу служит составленный в письменной форме трудовой договор. Запись о приеме на работу должна быть внесена в трудовую книжку в течение пяти дней.
Однако в законодательстве есть очевидная нестыковка. Если работник был принят на работу до 6 октября 2006 года, в его трудовой книжке нет записи о приеме на работу. Нужно ли в таком случае ставить запись об увольнении? К сожалению, глава 38 Трудового кодекса РФ не содержит переходных положений.
В Курганской области зарегистрировано 17,5 тысячи предпринимателей. У многих возник тот же самый вопрос. Заместитель главного государственного инспектора труда в Курганской области Дмитрий Осипов разъясняет. Прежде всего нужно внести запись о приеме на работу в соответствии с п. 3.1 раздела 3 Инструкции о порядке заполнения трудовых книжек и письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 августа 2006 года. В графе 2 нужно указать не фактическую дату внесения записи, а дату приема на работу, в графе 3 после указания сведений о работодателе следует внести запись о приеме на определенную должность, а в графе 4 — дату и номер приказа (распоряжения) или иного решения, в соответствии с которым гражданин был принят на работу.
Государственная инспекция труда в четвертом квартале минувшего года проверила 25 предприятий малого и среднего бизнеса. Было установлено, что в ООО "Нива" г. Кургана, ООО ЧОП "Беркут", у предпринимателя Кирилловой в Шумихе и в ряде других предприятий малого бизнеса трудовые договоры не составлены, записи в трудовые книжки не произведены.
Некоторые предприниматели практикуют так называемую стажировку, которая продолжается, в зависимости от их вкуса, от двух недель до трех месяцев. Они принимают на работу новичка, не выплачивая ему зарплату или выплачивая "минималку". При этом никаких записей в официальных документах не производится. Такая стажировка не предусмотрена Трудовым кодексом Российской Федерации, а следовательно, является неправомерной. В законе говорится об испытательном сроке, который устанавливается на основании заключенного трудового договора, при этом на работника распространяются все социальные гарантии, говорит Дмитрий Осипов.
Нет никакого резона предпринимателю и задерживать выдачу трудовой книжки после увольнения работника. Тем самым он лишает гражданина России одного из конституционных прав — права на труд. По Кодексу за каждый день задержки он обязан заплатить работнику. Если же уволенный работник почему-либо медлит и не забирает книжку, работодатель может выслать ему на дом официальное уведомление о необходимости забрать свои документы. Только в этом случае он освобождается от ответственности за задержку трудовой книжки.
Государственная инспекция труда добилась того, что в течение последних трех месяцев года заключены письменные трудовые договоры работодателей с 710 работниками. Таким образом, права граждан были восстановлены.
Палата налоговых консультантов подготовила проект закона о налоговом консультировании. Палата надеется закрепить право налогового консультирования только за специалистами с аттестатом.
Ныне консультации "неаттестованно" дают, как правило, юристы, специализирующиеся на налоговом законодательстве. Проще говоря, налоговые юристы (хотя то же самое неплохо получается и у бухгалтеров, поднаторевших в чтении Налогового кодекса и писем налоговых органов). Стало быть, налоговых юристов и планируется охватить аттестацией.
С точки зрения президента палаты Д. Черника, отличие "обычного" налогового юриста от налогового консультанта в том, что последнего знакомят с бухгалтерским учетом. Без знания бухучета налоговую консультацию дать никак не получится.
С другой стороны, как полагает Д. Черник, в перспективе услуги налоговых консультантов будут необходимы физическим лицам. Но физическим лицам бухучет попросту без надобности. Что касается юридических лиц, то, возможно, знание бухучета налоговому юристу и не повредит. Однако юрист при необходимости может выбрать бухгалтерские курсы самостоятельно. Многие же обходятся и без специальных познаний в бухгалтерии, консультируясь с бухгалтерами по мере надобности (не говоря о случаях, когда в качестве консультантов выступают сами бухгалтеры).
Речь идет о том, что аттестат явится "подтверждением права заниматься предпринимательской деятельностью в сфере налогового консультирования". По сути же, подразумевается не "подтверждение права", а "предоставление права". Потому что если право заниматься деятельностью имеется, то оно имеется безусловно — подтверждать его не надо. Если же право заняться данной деятельностью будет поставлено в зависимость от соблюдения каких-либо условий (в частности, получения аттестата), аттестат станет разновидностью лицензии. Тогда логичен следующий вопрос: кому эта "квазилицензия" нужна?
Вариантов может быть три: самому консультанту, налогоплательщику, государству.
Консультант был бы заинтересован в получении аттестата в случае, если бы клиент при обращении за помощью в первую очередь интересовался аттестатом. Налоговые юристы, не желая терять клиентов, выстроились бы в очередь за аттестатами. Поскольку же клиент наличием аттестата у юриста не озабочен, постольку аттестат не нужен налоговому юристу.
Интерес налогоплательщика, очевидно, должен заключаться в установлении ответственности для консультанта. Д. Черник предлагает установить ответственность трех видов: уголовную, моральную финансовую.
Правда, с уголовной ответственностью ситуация неясна: уголовная ответственность за неправильное понимание законодательства — нечто несообразное здравому смыслу. Если же консультант по просьбе клиента предлагает заведомо противоправную схему для неуплаты налога, то уголовная ответственность за подобное "консультирование" предусмотрена и сейчас. Консультант здесь является пособником при совершении преступления, выражающегося в уклонении от уплаты налогов.
Тезис о "моральной ответственности" комментировать сложно. Вероятно, планируется заставить провинившегося налогового консультанта принести извинения.. Устроят ли налогоплательщика, которому налоговая инспекция выставила счет на многие тысячи, извинения консультанта, предложившего не соответствующий закону способ действий?
Единственный вариант, подходящий для пострадавшего от "неправильных" консультаций налогоплательщика, — финансовая ответственность. Но такого рода ответственность имеется и ныне, она может быть прописана в договоре на оказание консультационных услуг без принятия какого-либо дополнительного закона.
Проблему представляет определение вины налогового консультанта: какую консультацию считать "неправильной"? Ту, с которой не согласился налоговый орган, или ту, с которой не согласился арбитражный суд? А какой именно суд? Бывает, что суды трех инстанций соглашаются с доводами налогового органа. А затем Президиум Высшего арбитражного суда РФ признает правоту налогоплательщика. Бывает наоборот: суды трех инстанций принимают решения не в пользу налогоплательщика, а Президиум ВАС РФ не усматривает оснований для пересмотра дела, соглашаясь с точкой зрения кассационной инстанции. Но Конституционный суд РФ обнаруживает, что трактовка законодательства высшими судебными инстанциями не соответствует Конституции страны. И предписывает исходить из позиции, на которой с самого начала настаивал налогоплательщик. На каком этапе тут следует фиксировать правоту консультанта (ведь после решения КС РФ искомая правота становится очевидной)?
Есть и еще один интересный нюанс в налоговом консультировании. Часто при оценке правомерности тех или иных действий налогоплательщика налоговые юристы опираются на судебную практику. Но пользуются при этом практикой других регионов — по причине отсутствия такого рода дел в своих краях. Когда же дело доходит до рассмотрения в "родном" округе, суд принимает решение, совершенно не согласующееся с позицией судов других округов. Что тут может поделать специалист, дававший консультацию?
Поэтому налоговые юристы, даже пытаясь максимально пойти навстречу клиенту, не в состоянии охарактеризовать момент возникновения финансовой ответственности таким образом, чтобы это было справедливо для обеих сторон. По сути непредсказуемость судебных решений юристами давно уже воспринимается в качестве "обстоятельства непреодолимой силы". А при наступлении подобных обстоятельств (форс-мажора) ответственность исключается. И само по себе принятие какого-либо закона ситуацию не изменит.
Возможно, хотя бы государство заинтересовано в аттестации налоговых специалистов?
Нет, государству это мероприятие вообще безразлично. Налоговый орган будет проверять налогоплательщика невзирая на наличие у консультанта какого-либо аттестата вообще и количество аттестатов в частности. И при обнаружении факта неправильного исчисления налога "стандартный набор" будет взыскан с налогоплательщика, а не с налогового консультанта, с каким бы аттестатом тот консультант ни был.