22.03.2007
Законодатели намерены приучить бизнесменов решать большую часть корпоративных споров в альтернативном порядке, то есть попросту говоря, не доводить их до суда. На днях Совет Госдумы рекомендовал к первому чтению проект закона о медиации (примирительной процедуре с участием посредника). Цель процедуры состоит в том, чтобы привести стороны к мировому соглашению, а не найти виноватого. Обратиться к посреднику компания сможет самостоятельно или по рекомендации суда (в том случае, если иск все же подан). Выбрать потенциального «примирителя» можно будет из списка медиаторов, зарегистрированных арбитражным или районным судом. По мнению главы Комитета Госдумы по законодательству Павла Крашенинникова, закрепление института медиации выгодно как служителям Фемиды, так и самим компаниям. Для первых, уверен депутат, принятие законопроекта обернется значительным (до 20 процентов) снижением «производственной нагрузки», вторым – позволит сэкономить средства, которые идут на судебный процесс. Однако, как пояснил в разговоре с корреспондентом «ФАФИ» вице-президент ТПП Владимир Исаков, главная прелесть предлагаемой процедуры заключается не столько в ее экономичности, сколько в конфиденциальности, и выгодна фирмам, пуще глаза дорожащим своей деловой репутацией и предпочитающим по возможности не выносить сор из избы.
Большая часть технических регламентов (требований к продукции, которые призваны заменить прежние ГОСТы и СНИПы), по всей видимости, будет все же приниматься постановлениями правительства. Напомним, что ранее предполагалось утверждать их федеральными законами. Несмотря на активный протест значительной части представителей бизнес-сообщества и представителей профильных комитетов Совета Федерации, соответствующие поправки в закон «О техническом регулировании» на днях были одобрены депутатами во втором чтении. Предприниматели опасаются, что документ откроет широкие возможности для бесконтрольного ведомственного нормотворчества, что еще больше затормозит реформу техрегулирования. «От решения передать полномочия по составлению техрегламентов правительству пострадает практически весь российский бизнес. Это лишит подавляющее большинство предпринимателей возможности обсуждать требования к продукции и влиять на процесс составления регламентов», – считает президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий, член Общественной палаты Григорий Томчин.
Однако пока бизнес протестует, депутаты продолжают «гнуть свою линию». Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в Комитете Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму, есть все основания полагать, что в окончательной редакции законопроект может быть принят уже на этой неделе.
Вполне возможно, что малые фирмы все-таки смогут поучаствовать в выполнении госзаказов. Накануне депутаты Госдумы учли пожелания их коллег из Совета Федерации и приняли в редакции согласительной комиссии поправки в закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно законопроекту, госзаказчики обязаны будут размещать у субъектов малого предпринимательства не менее десяти, но и не более двадцати процентов от общего годового объема поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг в соответствии с установленным правительством перечнем. Кроме того, вводится понятие предельной цены контракта при размещении заказа на поставку товаров и выполнение работ для государственных нужд. Она не будет превышать трех миллионов рублей, а в случае с заказом на оказание услуг для госпредприятий – двух миллионов рублей. Такая мера, по мнению разработчиков поправок, позволит учесть реальные финансовые возможности малых фирм.
Вскоре предприниматели лишатся возможности указывать цены на рекламируемые товары и услуги в иностранной валюте. Законопроект, запрещающий делать это, депутаты Госдумы приняли накануне сразу во втором и третьем чтениях. Согласно одобренным поправкам, стоимостные показатели в рекламе товаров необходимо указывать исключительно в рублях. Информацию о стоимости продукции в долларах или других иностранных денежных единицах позволительно размещать лишь в качестве дополнительной рядом с рублевой ценой – да и то лишь в случае необходимости. Фирма, пренебрегшая требованиями закона в первый раз, будет предупреждена, а в случае повторного нарушения ее оштрафуют на сумму от десяти до двадцати тысяч рублей. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 июля текущего года.
21.03.2007
В формат представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде внесены изменения. Приказ ФНС России от 21.02.2007 № ММ-3-13/76@ поменял состав и структуру показателей декларации по налогу на прибыль организаций.
Данный приказ вступает в силу начиная с представления налоговой отчетности за первый отчетный период 2007 года.
Налоговый кодекс не ограничивает налогоплательщиков в возможности расчета векселями и не ставит право на возмещение НДС в зависимость от формы расчетов между участниками экспортной сделки. К такому выводу пришли судьи ФАС ЗСО в постановлении от 21 января 2007 г. N Ф04-9181/2006(30346-А03-14).
Согласно гражданскому законодательству в зависимости от цели передачи вексель может использоваться в качестве способа оформления договора займа (статья 815 Гражданского кодекса Российской Федерации), в качестве предмета договора купли-продажи, а также как средство расчетов с контрагентами.
Таким образом, расчеты с помощью векселя предоставляют налогоплательщику право получить возмещение налога на добавленную стоимость при условии поступления денежных средств в счет оплаты экспортной сделки на банковский счет налогоплательщика.
Заметим, что в жалобе налоговой инспекции по данному делу содержится яркий пример логики налоговиков — "Что прямо не поименовано в Налоговом кодексе, то запрещено". Как сказано в документе, основанием для отказа в возмещении налога явился вывод налогового органа о нарушении налогоплательщиком статьи 165 НК РФ, в соответствии с которой не предусмотрена такая форма оплаты иностранным покупателем товаров, как вексельная.
Минфин России выпустил письмо от 14.02.2007 № 03-03-06/1/85, где разъяснил порядок расчета отрицательных суммовых разниц для целей налогообложения прибыли.
Как известно, суммовые разницы возникают у организаций, которые заключают договора на реализации товаров (работ, услуг) в условных единицах. Если при отгрузке товара покупателю курс валют по данным ЦБ РФ составлял 26 руб. за доллар, а покупатель оплатил товар уже по курсу 25,5 руб., у продавца появляется отрицательная суммовая разница. Согласно Налоговому кодексу суммы такой разницы организация может учесть для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов (доходов) (пп. 5,1 п. 1 ст. 265).
Как отмечает Минфин России, поскольку суммы налога, предъявленные покупателю, не учитываются в составе расходов (п. 19 ст. 270 НК РФ), то при расчете суммовой разницы налогоплательщик не должен учитывать суммы НДС. Речь идет о суммах налога, которые продавец выставляет покупателю при отгрузке.
Допустим, стоимость товара на день отгрузки составляет 30680 руб. (1180 у. е. х 26 руб.) в том числе НДС – 4680 руб. Покупатель оплатил товар через десять дней в размере 30090 (1180 у. е. х 25,5 руб.). Поскольку при расчете суммой разницы не учитываются суммы НДС, отрицательная разница, которую продавец может учесть во внереализационных расходах составит 590 руб. ((30090руб. – 4680 руб.) — (30680 руб. – 4680 руб.)).
Минфин в ближайшее время должен определить пути реформирования единого социального налога (ЕСН), сообщил вице-премьер РФ Александр Жуков в среду на расширенной коллегии министерства.
"В ближайшее время Минфину предстоит окончательно определиться с реформированием ЕСН", — сказал он.
Жуков отметил, что реформирование этого налога связано с реформой пенсионной системы, здравоохранения, медицинского и социального страхования.
Для эффективной работы в этом направлении Минфину необходимо усилить координацию с Минэкономразвития, отметил вице-премьер.
Кроме того, как сказал Жуков, в этом году необходимо принять решения по улучшению администрирования налога на добавленную стоимость. Именно администрирование этого налога вызывает наибольшее количество нареканий со стороны бизнеса, констатировал вице-премьер.
"Минфину и ФНС необходимо существенно улучшить действия по администрированию НДС", — заявил он.
По словам Жукова, необходимо ускорить внесение в правительство законодательных предложений по администрированию этого налога. Сейчас с внесением этих предложением "есть определенная задержка", отметил он.
Кроме того, по словам Жукова, "еще предстоит окончательно определиться по возможному снижению ставки НДС", которая сейчас составляет 18%.
При этом все основные решения по дальнейшему реформированию налоговой системы должны быть приняты уже в текущем году, заявил вице-премьер.
Президент России Владимир Путин своим указом внес изменения в общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные 12 августа 2002 г.
Как сообщает пресс-служба президента, эти принципы дополнены положением о том, что госслужащие должны "воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами (соглашениями), обычаями делового оборота".
Перспектива очередного повышения цен на телерекламу беспокоит крупнейших рекламодателей. Вчера организация «Русбренд» представила итоги исследования о том, как отразятся ограничения рекламного времени на телевидении на стратегии ведущих рекламодателей категории FMCG. По данным исследования, если с 2008 года начнет действовать вторая волна ограничений на телерекламу, инфляция составит 1,1%. Рекламодатели выступают против дополнительного сокращения рекламного времени и предлагают отсрочить его до 2009 года.
Вступивший в силу 1 июля 2006 года закон «О рекламе» существенно ограничил объем телерекламы. С июля 2006 года реклама на ТВ должна занимать не более 20% эфирного времени в час и не более 15% объема вещания в сутки, то есть в сутки телеканалы могут размещать до 12 минут рекламы в час вместо 15. С 2008 года допустимый объем рекламы в течение часа будет уменьшен до 15% (девять минут), при этом максимальная продолжительность блока ограничивается четырьмя минутами.
После вступления закона в силу цены на телерекламу выросли в среднем на 20%, а в 2007 году — на 31%. Колебания цен на размещение для разных компаний оцениваются в диапазоне от 10 до 60% в год.
По прогнозам «Видео Интернешнл», рост цен в 2008 году, когда начнет действовать вторая серия ограничений, составит 50—55%. В 2006 году суммарное количество GRP (пунктов рейтинга) сократилось на 12%, а на прайм-тайм — на 20%. В 2008 году ожидается дополнительное сокращение на 15%.
Напомним, в октябре 2006 года крупнейшие рекламодатели уже обращались к главе Минэкономразвития Герману Грефу с предложением отсрочить ограничение рекламного времени, вступающее в силу с 2008 года, из-за того что рост цен на телерекламу окажется слишком значительным. В случае если ограничения вступят в силу, говорили они, инфляция в 2008 году вырастет на 1,1%.
Замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Кашеваров говорил, что ФАС подождет данных от организации «Русбренд», прежде чем даст ответ ведомству г-на Грефа. Вчера в ФАС были не готовы сформулировать официальную позицию по этому вопросу, хотя «Русбренд» представил результаты исследования, которые провел по его заказу Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ — ВШЭ).
Эксперты ГУ — ВШЭ уверены, что с повышением цен на рекламу большинство игроков будут наращивать рекламные бюджеты, но отставая от темпов медиаинфляции. В результате ведущие компании вынуждены будут компенсировать дополнительные расходы и возможное снижение темпов роста продаж постепенным повышением цен — на 2—3% в год по массовым и на 5—7% по премиальным категориям.
Кроме того, введение ограничений будет способствовать потребительской инфляции. Воздействие на инфляцию оценивалось в ходе исследования по изменению основных компонентов индекса потребительских цен с использованием экспертных оценок. По данным исследования, в 2007 году индекс потребительских цен может возрасти на 0,7%, а в 2008 году, при сохранении тенденций, — на 1,1%, притом что правительство России прогнозирует инфляцию в 2008 году на уровне 4,5—6,5%.
Рекламодатели считают, чтобы избежать инфляцию, надо отложить вступление второй волны ограничений до 2009 года или отменить их. «Заложенная цена рекламы в каждом продукте повседневного спроса колеблется от 0,8 до 25%. В парфюмерии это 25%, а наш молочный рынок — 16—18%. Для новых продуктов, выдвигающихся на рынок, заложенная цена на рекламу может достигать 50%. Если она растет в два-три раза, это напрямую отражается на цене продукта и повседневном потребителе. Компании могут сократить прибыль, но в минус никто не будет работать», — объясняет председатель совета директоров «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» Давид Якобашвили.
По словам сотрудника ФАС, попросившего не называть его, антимонопольное ведомство не согласно с прогнозом медиаинфляции, представленной «Русбрендом»: «Система расчетов неправильна. Такие категории, как мобильные операторы, автомобильные компании, финансовые услуги очень конкурентны, а в конкуренции, как известно, цены снижаются».
Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) будет проводить камеральные и выездные проверки организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимости.
Эти компании были включены в сферу действия федерального закона о противодействии легализации преступных доходов в середине 2004 года, но контрольные полномочия ФСФМ, установленные специальным приказом, на них не распространялись.
Новый порядок контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, предусматривает, что финразведка может проверять не только лизинговые компании, ломбарды и организации, которые проводят основанные на риске игры, но и риелторов. Документ утвержден приказом Минфина от 26 декабря 2006 года и зарегистрирован в Минюсте 14 марта 2007 года. Прежний порядок утрачивает силу.
В новом документе также уточняется, какие вопросы могут быть рассмотрены ФСФМ во время проверки подконтрольных организаций. В частности, порядок предусматривает возможность проверять соблюдение требований к идентификации не только клиентов, но и выгодоприобретателей. Финразведка сможет проверять не просто наличие правил внутреннего контроля, но и их соответствие требованиям закона. Кроме того, сотрудники ФСФМ будут проверять, как организации соблюдают требования к подготовке и обучению кадров в сфере борьбы с отмыванием денег.
Выездная проверка в отношении одной организации по-прежнему может быть проведена не более чем один раз в полгода. Однако теперь срок проверки ограничен и не может превышать 30 календарных дней. В то же время установлено, что проверка может быть продлена главой ФСФМ или руководителем территориального органа ФСФМ по мотивированному обращению проверяющих.
С 1 января 2008 года вводится аукцион как единственный способ размещения государственных и муниципальных заказов на строительство, реконструкцию, а также в социальной сфере. Об этом сегодня заявил председатель Комитета Государственной думы РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум на пленарном заседании Госдумы.
Сегодня депутаты приняли в новой редакции согласительной комиссии Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Напомним, что 21 февраля текущего года Госдума приняла этот закон в 3-м чтении, однако 2 марта закон был отклонен Советом Федерации, после чего была созвана согласительная комиссия. Сегодня за принятие новой редакции закона проголосовало 375 депутатов. Как пояснил М.Шаккум, в ходе работы согласительной комиссии были сняты все возражения, и в целом концепция закона осталась прежней.
Главными постулатами закона М.Шаккум назвал введение аукциона как единственной формы размещения заказа, а также неизменность цены контракта в ходе исполнения заказа. «Цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может меняться в ходе его исполнения, а оплата поставок товаров, исполнения работ и оказания услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом», говорится в законе.
Однако, если это предусмотрено условиями контракта, заказчик по согласованию с поставщиком в ходе исполнения контракта вправе изменить предусмотренное контрактом количество товаров, объем работ и услуг при изменении потребности в них, но не более чем на 10% от оговоренного в контракте.
Кроме того, при поставке дополнительного количества товара заказчик может изменить первоначальную цену контракта пропорционально количеству товара, но не более чем на 10%.
Нормы законопроекта, касающиеся размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, в новой редакции остались без изменений. Так, новым законом предусматривается, что любой государственный или муниципальный заказчик обязан осуществлять размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% от общего годового объема заказа товаров, работ или услуг.
При этом начальная максимальная цена контракта при размещении заказа у субъектов малого предпринимательства не должна превышать 3 млн рублей (товары и работы), а максимальная цена на оказание услуг – не более 2 млн рублей.
Госдума приняла в третьем, итоговом чтении, закон, предписывающий указывать в рекламе цены на товары и услуги исключительно в рублях. В случае необходимости цены дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.
Первоначальный вариант документа был более радикальным, чем одобренный парламентариями в среду. Он также предусматривал запрет на использование иностранных валют и условных единиц при упоминании в публичных выступлениях цен, сумм сделок и показателей бюджетов. Его действие распространялось также на депутатов Госдумы, членов Совета Федерации, должностных лиц и журналистов.
В СМИ депутаты планировали все же разрешить дополнять суммы в рублях упоминанием эквивалентных сумм в иностранной валюте. Нарушителей планировали сначала предупреждать, а затем штрафовать — в объеме до 200 МРОТ. В итоге, после длительных консультаций, парламентарии решили смягчить документ, который был принят во втором чтении еще в июле прошлого года. Он был возвращен во второе чтение и пополнился десятью поправками, при этом все строгие нормы из текста исчезли.
Теперь закон предлагает употребление иностранных валют и условных единиц в речи федеральных парламентариев и членов кабинета министров регулировать внутренними регламентами парламента и президентскими указами. Никаких новых штрафов или дисциплинарных взысканий принятый закон не предусматривает.
Закон предусматривает, что стоимостные показатели указываются членом Совета Федерации, депутатом Госдумы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми законодательством РФ, регламентами палат Федерального собрания РФ.
Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента РФ.
Закон должен вступить в силу с 1 июля 2007 г.
Большинство россиян признают, что планирование семейного бюджета – дело полезное и необходимое для того, чтобы правильно рассчитать все траты. Вместе с тем ровно половина наших соотечественников вообще не ведут учета расходов в своих кошельках.
Таковы результаты последнего исследования, которое провел фонд «Общественное мнение». Между тем строгий учет становится жизненно необходимым: расходы выросли у 73% опрошенных, а доходы – только у каждого четвертого.
Покупку холодильников, стиральных машин, телевизоров и прочей «серьезной» техники в большинстве российских семей планируют заранее, по крайней мере так утверждают 69% опрошенных ФОМ. О том, что в их семье крупные приобретения обычно совершаются спонтанно, сообщили 14% респондентов. Цифра, в общем-то, небольшая, но социологов тревожит, что в каждой седьмой российской семье не принято заранее рассчитывать даже серьезные траты.
Кстати, этот показатель не связан с уровнем дохода – к тому, чтобы выложить немалые деньги «по велению сердца» в равной мере склонны и высокодоходные, и низкодоходные россияне. Разница лишь в том, что у первых больше возможностей.
Копить деньги, чтобы потом «купить вещь», предпочитают треть россиян. Однако совсем не намного меньше тех, кто готов сделать это «в кредит» – 26% семей приобретают товары именно таким путем. Речь, заметим, идет об оформлении потребительского кредита прямо в магазине. По такому пути идут и те, кто крупные траты планирует, и те, кто делает их спонтанно. Остальные стратегии – взять кредит в банке, одолжить у знакомых – по данным опроса, встречаются довольно редко. И лишь каждый седьмой респондент готов тратить только те деньги, которые имеются на момент покупки в его бюджете.
Крупные покупки, пробивая серьезные бреши в семейном бюджете, на процесс его планирования, разумеется, влияют. Однако все равно совершаются они не каждый день, поэтому, считают специалисты, более показательными являются данные по повседневным расходам.
Социологи выяснили: у трети россиян в их семьях на еду, транспорт, коммунальные платежи уходит от 50 до 75% заработанных денег. Еще столько же говорят, что эти расходы составляют более 75% месячного общесемейного бюджета. 25–50% доходов на повседневные нужды тратят 23% участников опроса, меньше 25% – только 3%.
Впрочем, достоверность этих цифр можно при желании поставить под сомнение. Дело в том, что в повседневной жизни подсчитывать свои расходы у половины населения вообще не принято. Регулярно заняты этим скучным делом 43% опрошенных, хотя 54% придерживаются мнения, что скрупулезный учет расходов помогает существенно экономить деньги. Но одно дело – думать, другое – делать.
Впрочем, даже традиция вести учет семейных трат на практике позволяет сэкономить вовсе не так, как многие к тому стремятся. Результаты исследования показывают: только 25% россиян отметили, что за последний год доходы их семей выросли, 56% сказали, что ничего не изменилось. При этом 73% жалуются, что расходы неуклонно растут.
«Расходы россиян за последний год действительно выросли, поскольку многие товары и услуги подорожали, а вот зарплата у многих осталась на прежнем уровне», – пояснил ведущий аналитик консалтинговой компании Леонид Гудман. По его словам, особенно пострадали те, кто получает заработанное в долларах или в рублях, привязанных к курсу американской валюты.
Что же до снижения доходов, то, по мнению аналитика, в большинстве своем граждане лукавят. «Скорее всего, участники опроса просто прибедняются, – предполагает г-н Гудман. – В пользу этого предположения свидетельствует статистика, которая показывает, что больше наших соотечественников стали делать более дорогие покупки».
"В принципе, страхование — штука хорошая и нужная. Еще несколько лет назад я страховал полностью свой бизнес, но сейчас стараюсь снижать издержки в том числе и за счет отказа от покупки полиса. Трат и так хватает, аренда и коммунальные платы растут постоянно... Тут не до страховой защиты", — сказал в разговоре один пока вполне успешный бизнесмен.
Впрочем, как показал дальнейший опрос малых предпринимателей, "не до того" из них многим. Страховщики же предпочитают не бить тревогу. По их мнению, в бизнес-среде просто произошел "перекос". Нынешние предприниматели больше боятся рыночных рисков, чем порчи собственного имущества.
Как выяснилось, если говорить о страховании, то точно отнести себя к малому бизнесу в нашей стране может только ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица). Есть, правда, федеральный закон, в котором черным по белому написано, что "под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в которых численность работников не превышает: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек, в научно-технической сфере и сельском хозяйстве — 60 человек, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек", но в "страховом" деле все не так просто.
Страховщикам все равно, сколько народу у вас в подчинении. Им подавай стоимость имущества компании или прибыль. К примеру, для одной страховой компании "малыш" тот, у кого добро тянет не больше чем на 500 тысяч долларов. У другой — малые и средние и вовсе занесены в один реестр, лишь бы их годовая выручка не превышала 10 млн. “зеленых”.
"Бизнесменов-малюток", желающих по доброте душевной купить сотрудникам полис добровольного медицинского страхования (ДМС) или охватить страховой защитой свой рабочий автопарк, тоже ждут некоторые ограничения. Так, поддержать здоровье с помощью ДМС смогут только 10 их трудяг, а КАСКО и ОСАГО "накроют" лишь 5 автомобилей.
В России господдержка страхования малого бизнеса хоть и предполагается, но конкретные ее механизмы практически не прописаны. Однако некоторые подвижки все же есть, к примеру, правительство Москвы уже с этого года “грозилось” начать компенсировать предпринимателям до 75% страховой премии (по-русски: взноса), но не более 250 тысяч рублей.
Чтобы получить компенсацию на страхование, бизнесмен должен документально подтвердить обоснованными расчетами нехватку собственных средств для страховки. А размер премии должен соответствовать среднерыночному в этом виде страхования на территории Москвы.
В общем, как уверяют страховщики, подобные программы можно обнаружить в разных регионах нашей страны, но "малышей" пугают кипы бумаг, подтверждающих их несостоятельность. Вот и получается, что крупные компании страхуют все подряд, а "мини" по-прежнему с опаской глядят в сторону страховых компаний.
Страхование имущества на сегодняшний день — удел крупного бизнеса. Чаще таким полисом обзаводятся предприятия топливно-энергетического комплекса, добывающей промышленности, перерабатывающих отраслей, где особенно высок риск аварий. Доля малых и средних предпринимателей в общем сборе премий пока невелика, но все же имеется.
"Если вы думаете, что малый бизнес приходит страховаться добровольно, то сильно ошибаетесь. Им как нож у горла — требование полиса от банка или лизинговой компании. Так что страховочка вынужденная получается", — говорит знакомый агент. Он еще забыл про ЧОПы, где для получения лицензии надо обязательно застраховатьсотрудников от несчастного случая; про строителей: полис гражданской ответственности на случай падения башенного крана и т.д.
Впрочем, так или иначе, но имущество все же страхуют. Страховщики уверены — как раз этот вид страхования просто-таки жизненно необходим именно "малышам". Ведь никто же не будет спорить, что выбитые витрины в единственном магазине могут вывести мелкое предприятие из строя на неопределенный срок.
При этом "хулиганка" отнюдь не единственный риск, входящий в стандартный страховой набор. В него входят также пожар, залив, взрыв газа, удар молнии, аварии, наезды (как машин, так и людей) и даже падение пилотируемых объектов и их фрагментов.
С недавних пор риск хищения денег из кассы тоже перестал удивлять кого-либо. Некоторые страховые компании и вовсе предлагают зашить в "коробочный страховой продукт" и товарные запасы, и мебель с отделкой, и оборудование.
Надо сказать, что в последнее время наблюдается некое снижение ставок на страхование имущества предприятий малого и среднего бизнеса, но в среднем по рынку она составляет от 0,15 до 0,23%.
Есть и еще один актуальный для "малышей" вид полиса (правда, от этого не более востребованный) — страхование от перерыва в производстве. Ведь у небольших предприятий вся производственная цепочка часто базируется в одном месте. Случись что, застопорится весь процесс.
Особенно этому подвержены "конвейерные" бизнесмены. К примеру, колбасные цеха или пекарни. Шутка ли, ведь убытки от простоя в работе — это не только недополученная прибыль, дополнительные затраты на ремонт, лицензионные и лизинговые платежи, кредитные выплаты, налоги и, естественно, жалованье сотрудникам.
Но надо понимать, что полис не заработает просто потому, что вы решили сыграть в "Емелю" на недельку-другую. У "перерыва в производстве" есть такие же причины, как и у имущественного страхования: пожар, залив и другие похожие риски, включая поломку машин и механизмов. Если фактически понесенные расходы подтвердить труда не составляет, то подсчитать недополученную прибыль малого бизнесмена зачастую просто невозможно.
В общем, этим и обуславливается то, что стоимость услуг для малых предприятий выше. Тарифы опять же разнятся, среднее их значение по рынку варьируется от 0,1 до 0,9%.
"На днях выхожу из магазина, а у них настоящий каток у двери! Поскользнулась. Результат: огромный синяк и три разбитые бутылки минералки! Больше не пойду туда", — обиженно всхлипывает подруга. Вот он — типичный случай "недострахования". Нет, не падающих, а владельцев магазина на предмет своей гражданской ответственности.
Очень часты случаи порчи арендуемых помещений (заливы, возгорания, короткие замыкания и т.д.), убытки по которым должен оплачивать съемщик из своего кармана, если нет соответствующего полиса. Кстати, полис страхования гражданской ответственности можно оформить и с занесением туда совсем уж третьих лиц. А именно: владельцев соседних помещений.
Остается добавить, что разброс в ставках тарифа на рынке настоящего ответственного гражданского общества от 0,6 до 1%.
В Западной Европе страхование бизнеса (и не только грузов) развивается семимильными шагами, там застрахованы почти все виды деятельности предприятий. Более того, ни одна фирма не начнет работу, не застраховав имущество и ответственность перед третьими лицами. В России ситуация ровно противоположная: по оценкам специалистов, пока страхование ответственности составляет не более 5% от общего объема поступлений большинства компаний.
При этом, по данным Росстата, количество занятых в сегменте малого бизнеса оценивается примерно в 35 млн. человек, или 48% от числа работающего населения России.
Но, несмотря на все "выкрутасы" страховых компаний, "малыши" страхуются неохотно. Кто-то не верит в выплаты, кому-то жалко или банально не хватает денег, да и собственное имущество в залог как-то не хочется отдавать... Однако отношение к страхованию медленно, но верно меняется. Согласно социологическим исследованиям, все больше предпринимателей поняли, что страхование на сегодня представляет экономически эффективный инструмент борьбы с различными опасностями (уже немногим менее половины бизнесменов). Но 17% по-прежнему считают его пустой тратой денег.
Что понадобится, чтобы доказать страховщику убыток.
При начавшейся "катавасии" урегулирования убытков для гарантированного получения страховой выплаты необходимо быстро посчитать, сколько стоило поврежденное (или вовсе утраченное) имущество на момент наступления страхового случая. А также подтвердить затраты на его восстановление. Для этого понадобятся:
• последние к страховому случаю инвентаризационные описи;
• составленные акты по факту повреждения (уничтожения) имущества;
• документы учета товарных запасов, готовой продукции: наличие, поступление, отгрузки (расходные и приходные накладные, кассовые чеки);
• сметы и калькуляции на проведение ремонтных и восстановительных работ, составленные экспертом страховой компании или независимых оценщиков (правда, последних страховщики не очень-то жалуют).
В любом случае даже при страховании риска прерывания производственного процесса по какой-либо причине ваши “реабилитационные” телодвижения должны неизменно начинаться со звонка своему страховщику! Исключение, как вы понимаете, одно — пожар.
При страховании каких рисков можно ждать компенсации от властей?
• нарушение обязательств контрагентами предпринимателя;
• перерыв в коммерческой или производственной деятельности;
• ответственность производителя или продавца по законодательству о защите прав потребителя.
Застраховаться от упущенной выгоды можно всегда, но чиновников она мало волнует. По этому виду риска компенсация не предоставляется!
Самоуправство отечественных чиновников давно уже стало притчей во языцех и никого особенно не удивляет. Однако случаются у слуг народа и «сезонные обострения», которые явно выходят за рамки здравого смысла. На днях прокуратура Нижнего Новгорода возбудила уголовное дело в отношении главы районной администрации, «наехавшего» на фирму в прямом, а не переносном смысле этого слова. Памятный всем горожанам инцидент произошел в конце января. Чиновника довел до белого каления тот факт, что некая компания открыла игорный салон, по его сведениям, без согласования с администрацией. Тогда чиновник заявил, что будет бороться с «однорукими бандитами» всеми способами, и, не тратя время на судебные разбирательства, приступил к делу. Он собственноручно пригнал к игорному салону (находящемуся, кстати, в здании жилого дома) гусеничный бульдозер и в присутствии журналистов устроил показательную акцию устрашения: снес козырек над входом в заведение и выдавил оконную раму. Свой неординарный поступок районный руководитель аргументировал тем, что на деле воплощал в жизнь «позицию президента страны». Предприниматели немедля подали в суд. Теперь чиновнику-радикалу придется нести ответственность по статье 286 Уголовного кодекса – «превышение должностных полномочий», предусматривающей наказание в виде крупного штрафа или лишения свободы на срок до семи лет.
В недалекой перспективе из российского законодательства могут исчезнуть формулировки, позволяющие чиновникам вытягивать из предпринимателей деньги. В частности, речь идет о таких провоцирующих взяточничество фразах, как, например, «необходимый перечень документов и сведений» без расшифровки, какие именно требуются бумаги. Избавляться от подобных определений министерства и ведомства должны будут с помощью специальной антикоррупционной экспертизы. Как стало известно корреспонденту «ФАФИ», методику ее проведения правительство намерено утвердить в ближайшее время. В соответствии с ней именно «размытые», субъективно-оценочные формулировки в законах занимают первое место по частоте применения чиновниками для требования «поощрения».
В недалеком будущем коммерсантам, которым требуется, к примеру, оформить лицензию или получить определенную справку, не придется обивать пороги различных госучреждений. Полный пакет необходимых документов им предоставят в так называемых многофункциональных государственных офисах, причем в предельно сжатые сроки. Как сообщил директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров, первые такие центры, в которых под одной крышей будут сосредоточены представительства различных госучреждений, причем как федеральных, так и муниципальных, могут заработать в регионах уже в этом году. По словам Шарова, проекты по их созданию станут приоритетными, а поэтому в рамках административной реформы их профинансируют из федерального бюджета. В качестве «пробного шара» предполагается «объединить» Роснедвижимость и Росрегистрацию. Чуть позже, надеется представитель МЭРТ, к ним подключатся и другие ведомства.
21 марта 2007 года в Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) состоится очередное заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при ФАС России.
Как сообщила пресс-служба ФАС, на заседании планируется рассмотреть следующие вопросы.
1. Об оценке требования Федерального закона «О рекламе» указывать в рекламе основанных на риске игр источник определённой информации.
2. О рекламе ЗАО «ДжиИ Мани Банк».
3. Реклама с использованием выражения «если ты не п…ас, покупай себе Trespass».
4. Реклама сотового оператора «Теле 2».
Экспертный совет является консультативно-совещательным органом при ФАС России, решения которого носят рекомендательный характер. Совет образован 7 сентября 2004 года в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о рекламе.
С новым планом налоговой реформы выступила на днях Общероссийская общественная организация «Деловая Россия». Основное предложение представителей этого бизнес-объединения заключается в замене НДС 12-процентным налогом с продаж. «Это упростит жизнь как налоговикам, так и предпринимателям. В настоящее время администрирование налога на добавленную стоимость отнимает массу времени и сил у тех и у других», – заявил в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» эксперт «Деловой России» Андрей Неведеев. Он добавил, что НДС имеет право на жизнь лишь в том случае, если госаппарат и бизнес не будут испытывать недостатка в квалифицированных кадрах, способных вести и анализировать сложнейшую финансово-хозяйственную документацию. Однако сейчас таких специалистов явно не хватает.
Есть у «делороссов» предложения и по единому социальному налогу. Так, по словам Неведеева, в обозримой перспективе необходимо снизить его до 12 процентов при одновременной отмене всех льгот по уплате данного налога. «Сегодня предприятия газо- и нефтедобывающей отрасли, используя установленные законом преференции, фактически платят 10-процентный ЕСН, в то время как для малых и средних фирм действует обычная 26-процентная ставка», – подчеркнул эксперт.