06.03.2007
Малый бизнес – основа стабильного государства. Однако сегодня в России малый бизнес занимает недостаточное место в экономике. Его доля в валовом внутреннем продукте не превышает 12%. В малом бизнесе работает четверть населения России. А объем привлеченных банковских кредитов составляет только 2% от ВВП.
Чтобы изменить ситуацию, нужно идти по пути упрощения процедур и предоставления возможности банкам кредитовать малый бизнес, заявил президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян на заседании круглого стола «Формирование кредитно-финансового механизма развития малого и среднего предпринимательства».
В России вот уже полтора года действует федеральная программа финансовой поддержки малого предпринимательства. Об итогах ее реализации на встрече рассказала начальник отдела регулирования предпринимательской деятельности, конкуренции и рекламы Департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ Наталья Ларионова.
Подробности в материале нашего корреспондента.
14 марта журнал «Московский бухгалтер» проводит круглый стол-конференцию на тему: «НДС: сложные вопросы исчисления и уплаты».
ПОСЕТИТЬ КРУГЛЫЙ СТОЛ ВЫ МОЖЕТЕ БЕСПЛАТНО.
Для того чтобы зарегистрироваться, позвоните по тел. (495) 363 95 42 или заполните
анкету
Количество мест ограничено.
Для участия в мероприятии приглашены:
Ирина Муравьева – Управление администрирования косвенных налогов ФНС России.
Тема выступления включает вопросы:
- новый порядок возмещения НДС;
- новый порядок применения вычетов;
- заполнение нового бланка декларации.
Эксперты специализированных компаний ответят на вопросы слушателей конференции.
Мероприятие пройдет при поддержке Торгово-промышленной палаты и Московской ассоциации предпринимателей.
Круглый стол посвящен одной из самых злободневных проблем – налогу на добавленную стоимость. Налогоплательщики смогут получить разъяснения по данной теме, задать вопросы чиновникам и экспертам.
Время и место проведения: Москва, ул. Ильинка, д. 6; 14 марта, с 15 до 17.30; ауд. 324
Минфин России привел пример, как при расчете налога на прибыль начислять амортизацию после модернизации основного средства, если срок полезного использования не увеличился. Разъяснения даны в письме финансового ведомства от 06.02.2007 № 03-03-06/4/10.
В примере организацией был модернизирован компьютер посредством увеличения оперативной памяти. Срок полезного использования увеличен не был и составляет 37 месяцев. Первоначальная стоимость компьютера — 37 000 руб., срок фактического использования — 27 месяцев, стоимость модернизации — 10 000 руб.
Минфин России пояснил, что амортизация продолжает начисляться исходя из оставшегося срока использования компьютера.
Сумма амортизации по компьютеру за время его фактической эксплуатации до модернизации равна 27 000 руб. (37 000 руб. : 37 мес. х 27 мес.). После установки платы оперативной памяти ежемесячная сумма амортизации по объекту составит 1270,3 руб. в месяц ((37 000 руб. + 10 000 руб.) : 37 мес.). При исчислении налоговой базы по налогу на прибыль эту сумму нужно учитывать в расходах ежемесячно.
Остаточная стоимость компьютера после реконструкции равна 20 000 руб. (37 000 руб. — 27 000 руб. + 10 000 руб.). Поэтому для полного списания ЭВМ амортизация будет начисляться еще 16 месяцев (по 1270,3 руб.). Причем в последний месяц необходимо учесть 945,5 руб. (20 000 руб. – 1270,3 руб. х 15 мес.).
Главной проблемой при перевозке пассажиров частным автотранспортом является отсутствие нормативно-правовой базы. Об этом рассказал председатель Комитета по транспорту и связи Вологодской области Владимир Кравчук.
"Отсутствие нормативно-правового обеспечения перевозки пассажиров частным транспортом сейчас является в Вологодской области одной из главных проблем, — отметил он. — Мы работаем по законам 1970-80-х годов. До сих пор не принято ни одного федерального закона в этой сфере. Поэтому некоторые проблемы, возникающие в работе частных перевозчиков, мы зачастую не можем решить». Во-вторых, не до конца разработаны полномочия органов местного самоуправления. В большинстве районов Вологодской области даже нет служб, которые бы занимались организацией работы транспортных предприятий. «А все, что касается перевозки пассажиров частным транспортом, вообще организовано плохо и неправильно. Мы очень много прилагаем усилий для решения этого вопроса, и будем убеждать власти областной столицы в необходимости принятия срочных мер. А при такой организации как сейчас, контроль за "маршрутками" на линии у нас практически отсутствует», — сказал В.Кравчук.
Доля пассажирских перевозок микроавтобусами "ГАЗель" в Вологодской области составляет около 30% от общего объема. Частные маршрутки работают только в Вологде и на некоторых межрайонных рейсах.
Правительство Киргизии приостановило действие постановления, запрещающего иностранным гражданам работать на местных рынках, до 1 января 2008 года.
Такое решение было принято на заседании правительства. Главным мотивом этого решения стало мнение ряда министров, что при введении жестких мер в отношении иностранных торговцев могут быть приняты адекватные меры и для киргизов, занимающихся торговлей за рубежом, а также принятие подобных мер может негативно отразиться на торговых отношениях с Китаем.
Члены правительства отметили, что нужно тщательнее разработать механизм и согласовать порядок со всеми министерствами и ведомствами. Также было предложено заменить запрет на осуществление торговли иностранцами на рынках мерами экономического характера, такими как повышение для иностранцев оплаты на право ведения предпринимательской деятельности.
Из пяти тысяч квот, одобренных правительством Киргизии для иностранных предпринимателей, использованы только три тысячи. Остальные иностранцы на рынках работают нелегально, сообщила глава Государственного агентства по миграции и занятости населения Айгуль Рыскулова на заседании правительства Киргизии, в ходе которого было принято решение приостановить действие постановления, запрещающего иностранным гражданам работать на местных рынках, до 1 января 2008 года.
Утверждены форма заявления и порядок его подачи для будущих пенсионеров, которые доверили формировать накопительную часть своей пенсии Негосударственному пенсионному фонду и хотели бы его поменять. Важно, что финансовых расходов при этом не потребуется.
На сегодняшний день количество застрахованных работников, передавших свои пенсионные накопления в управление частным управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам, достигло 1,2 млн человек. При этом ежегодно будущий пенсионер может скорректировать свое распоряжение: поменять одну частную УК на другую (если прежний управляющий по каким-то соображениям перестал устраивать) или, допустим, отказаться от услуг управляющей компании и передать средства в НПФ. Для этого необходимо написать соответствующее заявление в Пенсионный фонд России.
Теперь урегулирован и порядок перехода из одного Негосударственного пенсионного фонда в другой — это также будет делаться через государственный Пенсионный фонд. Таким образом, государство обеспечивает дополнительный контроль за движением и формированием накоплений будущих пенсионеров.
В приказе, подписанном министром здравоохранения и социального развития Михаилом Зурабовым, говорится, что получить бланк заявления можно не только в территориальных органах ПФР, но также в организациях, с которыми фонд заключил соглашения о взаимном удостоверении подписей. Можно распечатать бланк и с официального сайта ПФР, и сайтов его территориальных подразделений.
Причем в приказе оговорено, что "территориальные органы ПФР и органы (организации), с которыми ПФР заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, не вправе взимать плату за доведение до сведения застрахованных лиц форм заявлений и инструкций по их заполнению".
Отсутствие у компании товарно-транспортных накладных и складских помещений еще не говорит о том, что деятельность ведется только на бумаге. Следовательно, данные факты не являются бесспорным основанием для отказа в возмещении НДС. К такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 9 февраля 2007 г. № А56-21439/2006. Арбитры не стали верить ревизорам на слово и самостоятельно проанализировали работу организации. Как оказалось, по условиям договора поставки отгрузка импортированных обществом товаров осуществляется со склада временного хранения непосредственно покупателем. Именно поэтому фирма и не располагала товарно-транспортными накладными на отпуск продукции, складскими помещениями и транспортными средствами. Как отметили арбитры, поведение попавшей в немилость компании соответствует обычаям делового оборота, которые достаточно широко применяются во внешнеторговой деятельности. Таким образом, претензии налоговиков были признаны несостоятельными.
Государство продолжит совершенствовать теоретическую подготовку начинающих бизнесменов. В текущем году МЭРТ планирует реализовать в ряде регионов страны обучающие программы по разработке бизнес-планов для предпринимателей, которые приняли решение взять банковский кредит. Об этом в ходе прошедшего накануне заседания круглого стола «Формирование кредитно-финансового механизма развития малого и среднего предпринимательства» заявила начальник отдела регулирования предпринимательской деятельности, конкуренции и рекламы Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Наталья Ларионова.
Вице-президент Ассоциации российских банков Владимир Киевский уверен, что представители банковского сообщества поддержат эту идею госчиновников. Элементарная экономическая необразованность коммерсантов – одна из основных причин, по которой банки вынуждены отказывать малым фирмам в предоставлении займов, отметил он.
Вскоре фирмы получат возможность взыскивать убытки, связанные с нарушением их земельных прав, не только с госведомств, но и с муниципальных властей. Соответствующую финансовую ответственность органов местного самоуправления закрепляет Федеральный закон «О внесении изменений в часть 2 статьи 61 Земельного кодекса РФ», который на днях подписал президент. Документ вступит в силу через десять дней после официального опубликования.
Расширение возможностей малых фирм в получении права на выполнение госзаказа откладывается. Как сообщает пресс-служба верхней палаты парламента, Совет Федерации отклонил законопроект, принятый Госдумой 21 февраля. Напомним, что согласно предложенным поправкам госзаказчики обязаны выделять исключительно для субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов от годового объема поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд. Однако сенаторы усмотрели в законопроекте ряд недоработок. В частности, в нем не предусмотрено право заказчика запрашивать информацию о задолженности фирм-участников торгов по налогам, сборам и другим платежам. К тому же, отметили представители Совета Федерации, некоторые положения законопроекта противоречат Налоговому кодексу.
Новый закон о развитии малого и среднего бизнеса вряд ли изменит положение коммерсантов в лучшую сторону. Во всяком случае, если парламентарии примут его в «откорректированном» Минфином виде. Такого мнения придерживается зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина. По ее словам, из многострадального законопроекта, разработанного в недрах Минэкономразвития и до сих пор не внесенного в Госдуму, по настоянию Минфина исчез ряд ключевых позитивных положений. К примеру, «остались за бортом» нормы об ускоренной амортизации основных средств, обязательном участии малых и средних фирм в госзакупках и упрощении бухгалтерской отчетности. Сильно «размыт» в документе, по словам Паниной, и вопрос о сокращении количества проверок малых фирм. Планка перехода на упрощенную систему налогообложения также останется на прежнем уровне (ранее разработчики документа предполагали ее повысить, с тем, чтобы воспользоваться УСН могли и представители среднего бизнеса). Напомним, что правительство предполагает рассмотреть законопроект о развитии малого и среднего бизнеса в марте. Причем чиновники надеются, что уже в весеннюю сессию он будет окончательно принят Госдумой.
Взносы по договорам негосударственного пенсионного страхования в полной сумме увеличивают налоговую базу по ЕСН, причем даже в том случае, если часть взноса направлена на обеспечение уставной деятельности фонда. К такому выводу пришел Минфин в письме от 13 февраля 2007 г. № 03-04-06-02-/20. Представители главного финансового ведомства, сославшись на статью 238 Налогового кодекса, отметили, что выплаты в пользу физлиц по договорам негосударственного страхования не освобождаются от соцналога. Что интересно, финансисты не стали разграничивать часть взноса, предназначенную для формирования пенсии сотрудника, и ту часть, которая непосредственно связана с деятельностью фонда.
Кроме того, чиновники Минфина напомнили, что все расходы, связанные с негосударственным страхованием, уменьшают базу по налогу на прибыль, в том числе начисленный по ним ЕСН, но с учетом лимитов. Так, совокупная сумма платежей, выплачиваемых по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда (ст. 255 НК).
Информации, размещенной на официальном сайте ФНС о ликвидации фирмы-должника, недостаточно для того чтобы безболезненно списать ставший безнадежным долг. По мнению представителей Минфина, данные сведения не могут выступать в качестве единственного документального подтверждения правомерности проведенной операции (письмо от 15 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/98). Финансисты указывают, что в любом случае организации необходимо получить выписку из ЕГРЮЛ о ликвидации ее должника.
Фирма не вправе применять повышенный коэффициент амортизации по опасным производственным объектам. Дело в том, что такой возможности налоговое законодательство попросту не предусматривает. Об этом информирует Минфин в письме от 13 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/78. Вместе с тем финансисты отмечают, что работая круглосуточно, фирма все-таки может ускорить амортизацию, установив повышающий коэффициент, но не более 2. Связано это с тем, что сроки полезного использования по основным средствам утверждались постановлением правительства от 1 января 2002 г. № 1 исходя из эксплуатации оборудования в две смены.
05.03.2007
Компания приобретала у одних иностранных лиц по договорам поставки сырье, которое помещало под таможенный режим переработки. Это подтверждается выданными таможенным органом разрешениями на переработку товаров на таможенной территории. Продукт переработки фирма поставляла другим иностранным лицам, вывозив его в таможенном режиме переработки.
На основании этого фирма представила в инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за июль 2005 года, документы, подтверждающие обоснованность применения такой ставки и налоговых вычетов.
Налоговая инспекция отказала фирме в возмещении налога. Решение было мотивировано тем, что представленные обществом грузовые таможенные декларации имеют отметку таможенного органа «Условный выпуск» и тип декларации «ЭК 51», который соответствует таможенному режиму переработки на таможенной территории, компанией не представлен контракт на оказание услуг по переработке товаров на таможенной территории Российской Федерации.
Суд первой инстанции, удовлетворил требования фирмы. Арбитры исходили из следующего. Инспекцией не оспариваются факт покупки заявителем товаров (работ, услуг) и уплаты налога на добавленную стоимость поставщикам товаров (работ, услуг), факт экспорта товаров (работ, услуг) и получения оплаты по экспортным поставкам. Общество представило в суд недостающие документы, на отсутствие которых указала инспекция в оспариваемом решении. При этом суд отметил, что инспекция, установив несоответствие в представленных документах (ставка 0 процентов заявлена по вывозу товаров (работ, услуг) в режиме экспорта, а по грузовой таможенной декларации вывоз товаров осуществлен в таможенном режиме переработки), должна была согласно статье 88 Кодекса направить налогоплательщику сообщение с требованием внести соответствующие исправления в налоговую декларацию и истребовать недостающие документы.
Суд кассационной инстанции отменил решение суда первой инстанции, сославшись на представленные обществом документы, свидетельствующие о факте вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации не в режиме экспорта, а в таможенном режиме переработки, при котором налогоплательщик, по мнению суда, не освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость.
Однако суд кассационной инстанции не учел подпункт 4 пункта 1 статьи 151 НК, в соответствии с которым при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории налог не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок. То есть вывоз продуктов переработки называется в качестве одного из условий освобождения от уплаты налога.
В случае, если реальность осуществления хозяйственных операций налоговым органом не ставится под сомнение, факт реализации товаров иностранному лицу и факт получения оплаты за поставленный товар налоговым органом не оспариваются, то есть товары — продукты переработки — фактически были вывезены с таможенной территории Российской Федерации, налогоплательщику не может быть отказано в подтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость лишь на том основании, что вывоз осуществлялся не в таможенном режиме экспорта, а в таможенном режиме переработки на таможенной территории, в отсутствие сведений о нарушении им таможенного режима.
Как указали судьи, налогоплательщик имеет право на возмещение НДС. Однако суд первой инстанции не рассматривал вопроса о том, из чего сложилась сумма, заявленная обществом в налоговой декларации.
Кроме того, ряд доводов сторон не был предметом исследования и оценки при рассмотрении дела в судах обеих инстанций. Поэтому ВАС отправил дело на новое рассмотрение. (Постановление ВАС РФ от 30 января 2007 года № 11393/06).
Для исчисления налоговой базы по налогу на имущество за 2006 год кредитная организация должна учитывать стоимость имущества по состоянию на 1 января 2007 года. Причем стоимость имущества учитывается с результатами переоценки основных средств, которые отражены в бухгалтерском учете до 1 марта 2007 года. Об этом Минфин России сообщил в письме от 16.02.2007 № 03-05-06-01/07.
Финансовое ведомство также проинформировало, что Госдума приняла в первом чтении законопроект, который предусматривает поправки в главу 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса. Предлагается определять налоговую базу не по состоянию на 1 января календарного года, который следует за налоговым периодом, а по состоянию на 31 декабря налогового периода.
Согласно новому порядку учета расходов на покупку земли, при покупке земельного участка необходимо дополнить учетную политику положением о том, каким способом компания будет учитывать расходы на приобретение земли. Согласно ст. 264.1 Налогового кодекса, землевладельцы могут выбрать один из двух способов учета расходов. Один из них — самостоятельно определить срок, в течение которого списывать расходы (не менее пяти лет). Второй — не ограничивать себя сроком и ежегодно списывать расходы частями, каждая из которых не должна превышать 30% базы предыдущего налогового периода. По мнению чиновников, второй вариант выгоден компаниям, у которых в течение нескольких лет фиксируется стабильно высокая прибыль (письмо Минфина от 14.02.07 № 03-03-06/1/95).
Если при проведении камеральной налоговой проверки деклараций по форме 3-НДФЛ у налоговиков не будет первичных учетных документов, подтверждающих фактически произведенные расходы для получения прибыли от предпринимательской деятельности, то у налогового органа не имеется оснований для предоставления заявленных в декларации профессиональных налоговых вычетов. (Письмо ФНС РФ от 09.02.2007 г. № ГИ-6-04/100@).
С 2008 года у бухгалтеров может появиться новая обязанность. Им придется отслеживать все сделки компании, которые попадут в разряд контролируемых. В частности, к контролируемым планируется отнести бартерные операции и сделки с взаимозависимыми лицами. Если за год сумма доходов и расходов компании по таким операциям превысит 1 млн. руб., бухгалтеру придется заполнять специальное приложение к декларациям по налогу на прибыль, НДФЛ или к декларациям, которые применяются при спецрежимах. Кроме того, бухгалтерии вне зависимости от сумм придется готовить документы по каждой контролируемой сделке. Документы составляются в произвольной форме, однако в них обязательно нужно будет указать сведения о формировании цены — о методе ее определения и источниках информации, которые компания использовала, чтобы не нарушить правила ценообразования. Документы могут быть запрошены налоговиками в ходе выездной проверки. Такие новшества содержатся в законопроекте о трансфертном ценообразовании (более подробно о законопроекте читайте в новом номере «УНП»). Перечисленные новшества Минфин планирует ввести в действие с 1 января 2008 года. А с 2010 года согласно законопроекту у компаний появится возможность заключать с налоговиками соглашения о ценообразовании, штраф за нарушение которого, составит 1,5 млн. руб.
Минфин России готов к обсуждению вопроса о реформировании единого социального налога. Об этом сообщил замминистра финансов России С.Д. Шаталов на прошедшей пресс-конференции.
По его словам, реформировать ЕСН нужно в комплексе с изменением пенсионной системы и системы обязательного медицинского страхования. Однако пока соответствующих предложений ни от Пенсионного фонда, ни от Фонда социального страхования в Минфин России не поступало.