06.03.2007
Отсутствие у компании товарно-транспортных накладных и складских помещений еще не говорит о том, что деятельность ведется только на бумаге. Следовательно, данные факты не являются бесспорным основанием для отказа в возмещении НДС. К такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 9 февраля 2007 г. № А56-21439/2006. Арбитры не стали верить ревизорам на слово и самостоятельно проанализировали работу организации. Как оказалось, по условиям договора поставки отгрузка импортированных обществом товаров осуществляется со склада временного хранения непосредственно покупателем. Именно поэтому фирма и не располагала товарно-транспортными накладными на отпуск продукции, складскими помещениями и транспортными средствами. Как отметили арбитры, поведение попавшей в немилость компании соответствует обычаям делового оборота, которые достаточно широко применяются во внешнеторговой деятельности. Таким образом, претензии налоговиков были признаны несостоятельными.
Государство продолжит совершенствовать теоретическую подготовку начинающих бизнесменов. В текущем году МЭРТ планирует реализовать в ряде регионов страны обучающие программы по разработке бизнес-планов для предпринимателей, которые приняли решение взять банковский кредит. Об этом в ходе прошедшего накануне заседания круглого стола «Формирование кредитно-финансового механизма развития малого и среднего предпринимательства» заявила начальник отдела регулирования предпринимательской деятельности, конкуренции и рекламы Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Наталья Ларионова.
Вице-президент Ассоциации российских банков Владимир Киевский уверен, что представители банковского сообщества поддержат эту идею госчиновников. Элементарная экономическая необразованность коммерсантов – одна из основных причин, по которой банки вынуждены отказывать малым фирмам в предоставлении займов, отметил он.
Вскоре фирмы получат возможность взыскивать убытки, связанные с нарушением их земельных прав, не только с госведомств, но и с муниципальных властей. Соответствующую финансовую ответственность органов местного самоуправления закрепляет Федеральный закон «О внесении изменений в часть 2 статьи 61 Земельного кодекса РФ», который на днях подписал президент. Документ вступит в силу через десять дней после официального опубликования.
Расширение возможностей малых фирм в получении права на выполнение госзаказа откладывается. Как сообщает пресс-служба верхней палаты парламента, Совет Федерации отклонил законопроект, принятый Госдумой 21 февраля. Напомним, что согласно предложенным поправкам госзаказчики обязаны выделять исключительно для субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов от годового объема поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд. Однако сенаторы усмотрели в законопроекте ряд недоработок. В частности, в нем не предусмотрено право заказчика запрашивать информацию о задолженности фирм-участников торгов по налогам, сборам и другим платежам. К тому же, отметили представители Совета Федерации, некоторые положения законопроекта противоречат Налоговому кодексу.
Новый закон о развитии малого и среднего бизнеса вряд ли изменит положение коммерсантов в лучшую сторону. Во всяком случае, если парламентарии примут его в «откорректированном» Минфином виде. Такого мнения придерживается зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина. По ее словам, из многострадального законопроекта, разработанного в недрах Минэкономразвития и до сих пор не внесенного в Госдуму, по настоянию Минфина исчез ряд ключевых позитивных положений. К примеру, «остались за бортом» нормы об ускоренной амортизации основных средств, обязательном участии малых и средних фирм в госзакупках и упрощении бухгалтерской отчетности. Сильно «размыт» в документе, по словам Паниной, и вопрос о сокращении количества проверок малых фирм. Планка перехода на упрощенную систему налогообложения также останется на прежнем уровне (ранее разработчики документа предполагали ее повысить, с тем, чтобы воспользоваться УСН могли и представители среднего бизнеса). Напомним, что правительство предполагает рассмотреть законопроект о развитии малого и среднего бизнеса в марте. Причем чиновники надеются, что уже в весеннюю сессию он будет окончательно принят Госдумой.
Взносы по договорам негосударственного пенсионного страхования в полной сумме увеличивают налоговую базу по ЕСН, причем даже в том случае, если часть взноса направлена на обеспечение уставной деятельности фонда. К такому выводу пришел Минфин в письме от 13 февраля 2007 г. № 03-04-06-02-/20. Представители главного финансового ведомства, сославшись на статью 238 Налогового кодекса, отметили, что выплаты в пользу физлиц по договорам негосударственного страхования не освобождаются от соцналога. Что интересно, финансисты не стали разграничивать часть взноса, предназначенную для формирования пенсии сотрудника, и ту часть, которая непосредственно связана с деятельностью фонда.
Кроме того, чиновники Минфина напомнили, что все расходы, связанные с негосударственным страхованием, уменьшают базу по налогу на прибыль, в том числе начисленный по ним ЕСН, но с учетом лимитов. Так, совокупная сумма платежей, выплачиваемых по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда (ст. 255 НК).
Информации, размещенной на официальном сайте ФНС о ликвидации фирмы-должника, недостаточно для того чтобы безболезненно списать ставший безнадежным долг. По мнению представителей Минфина, данные сведения не могут выступать в качестве единственного документального подтверждения правомерности проведенной операции (письмо от 15 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/98). Финансисты указывают, что в любом случае организации необходимо получить выписку из ЕГРЮЛ о ликвидации ее должника.
Фирма не вправе применять повышенный коэффициент амортизации по опасным производственным объектам. Дело в том, что такой возможности налоговое законодательство попросту не предусматривает. Об этом информирует Минфин в письме от 13 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/78. Вместе с тем финансисты отмечают, что работая круглосуточно, фирма все-таки может ускорить амортизацию, установив повышающий коэффициент, но не более 2. Связано это с тем, что сроки полезного использования по основным средствам утверждались постановлением правительства от 1 января 2002 г. № 1 исходя из эксплуатации оборудования в две смены.
05.03.2007
Компания приобретала у одних иностранных лиц по договорам поставки сырье, которое помещало под таможенный режим переработки. Это подтверждается выданными таможенным органом разрешениями на переработку товаров на таможенной территории. Продукт переработки фирма поставляла другим иностранным лицам, вывозив его в таможенном режиме переработки.
На основании этого фирма представила в инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за июль 2005 года, документы, подтверждающие обоснованность применения такой ставки и налоговых вычетов.
Налоговая инспекция отказала фирме в возмещении налога. Решение было мотивировано тем, что представленные обществом грузовые таможенные декларации имеют отметку таможенного органа «Условный выпуск» и тип декларации «ЭК 51», который соответствует таможенному режиму переработки на таможенной территории, компанией не представлен контракт на оказание услуг по переработке товаров на таможенной территории Российской Федерации.
Суд первой инстанции, удовлетворил требования фирмы. Арбитры исходили из следующего. Инспекцией не оспариваются факт покупки заявителем товаров (работ, услуг) и уплаты налога на добавленную стоимость поставщикам товаров (работ, услуг), факт экспорта товаров (работ, услуг) и получения оплаты по экспортным поставкам. Общество представило в суд недостающие документы, на отсутствие которых указала инспекция в оспариваемом решении. При этом суд отметил, что инспекция, установив несоответствие в представленных документах (ставка 0 процентов заявлена по вывозу товаров (работ, услуг) в режиме экспорта, а по грузовой таможенной декларации вывоз товаров осуществлен в таможенном режиме переработки), должна была согласно статье 88 Кодекса направить налогоплательщику сообщение с требованием внести соответствующие исправления в налоговую декларацию и истребовать недостающие документы.
Суд кассационной инстанции отменил решение суда первой инстанции, сославшись на представленные обществом документы, свидетельствующие о факте вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации не в режиме экспорта, а в таможенном режиме переработки, при котором налогоплательщик, по мнению суда, не освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость.
Однако суд кассационной инстанции не учел подпункт 4 пункта 1 статьи 151 НК, в соответствии с которым при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории налог не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок. То есть вывоз продуктов переработки называется в качестве одного из условий освобождения от уплаты налога.
В случае, если реальность осуществления хозяйственных операций налоговым органом не ставится под сомнение, факт реализации товаров иностранному лицу и факт получения оплаты за поставленный товар налоговым органом не оспариваются, то есть товары — продукты переработки — фактически были вывезены с таможенной территории Российской Федерации, налогоплательщику не может быть отказано в подтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость лишь на том основании, что вывоз осуществлялся не в таможенном режиме экспорта, а в таможенном режиме переработки на таможенной территории, в отсутствие сведений о нарушении им таможенного режима.
Как указали судьи, налогоплательщик имеет право на возмещение НДС. Однако суд первой инстанции не рассматривал вопроса о том, из чего сложилась сумма, заявленная обществом в налоговой декларации.
Кроме того, ряд доводов сторон не был предметом исследования и оценки при рассмотрении дела в судах обеих инстанций. Поэтому ВАС отправил дело на новое рассмотрение. (Постановление ВАС РФ от 30 января 2007 года № 11393/06).
Для исчисления налоговой базы по налогу на имущество за 2006 год кредитная организация должна учитывать стоимость имущества по состоянию на 1 января 2007 года. Причем стоимость имущества учитывается с результатами переоценки основных средств, которые отражены в бухгалтерском учете до 1 марта 2007 года. Об этом Минфин России сообщил в письме от 16.02.2007 № 03-05-06-01/07.
Финансовое ведомство также проинформировало, что Госдума приняла в первом чтении законопроект, который предусматривает поправки в главу 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса. Предлагается определять налоговую базу не по состоянию на 1 января календарного года, который следует за налоговым периодом, а по состоянию на 31 декабря налогового периода.
Согласно новому порядку учета расходов на покупку земли, при покупке земельного участка необходимо дополнить учетную политику положением о том, каким способом компания будет учитывать расходы на приобретение земли. Согласно ст. 264.1 Налогового кодекса, землевладельцы могут выбрать один из двух способов учета расходов. Один из них — самостоятельно определить срок, в течение которого списывать расходы (не менее пяти лет). Второй — не ограничивать себя сроком и ежегодно списывать расходы частями, каждая из которых не должна превышать 30% базы предыдущего налогового периода. По мнению чиновников, второй вариант выгоден компаниям, у которых в течение нескольких лет фиксируется стабильно высокая прибыль (письмо Минфина от 14.02.07 № 03-03-06/1/95).
Если при проведении камеральной налоговой проверки деклараций по форме 3-НДФЛ у налоговиков не будет первичных учетных документов, подтверждающих фактически произведенные расходы для получения прибыли от предпринимательской деятельности, то у налогового органа не имеется оснований для предоставления заявленных в декларации профессиональных налоговых вычетов. (Письмо ФНС РФ от 09.02.2007 г. № ГИ-6-04/100@).
С 2008 года у бухгалтеров может появиться новая обязанность. Им придется отслеживать все сделки компании, которые попадут в разряд контролируемых. В частности, к контролируемым планируется отнести бартерные операции и сделки с взаимозависимыми лицами. Если за год сумма доходов и расходов компании по таким операциям превысит 1 млн. руб., бухгалтеру придется заполнять специальное приложение к декларациям по налогу на прибыль, НДФЛ или к декларациям, которые применяются при спецрежимах. Кроме того, бухгалтерии вне зависимости от сумм придется готовить документы по каждой контролируемой сделке. Документы составляются в произвольной форме, однако в них обязательно нужно будет указать сведения о формировании цены — о методе ее определения и источниках информации, которые компания использовала, чтобы не нарушить правила ценообразования. Документы могут быть запрошены налоговиками в ходе выездной проверки. Такие новшества содержатся в законопроекте о трансфертном ценообразовании (более подробно о законопроекте читайте в новом номере «УНП»). Перечисленные новшества Минфин планирует ввести в действие с 1 января 2008 года. А с 2010 года согласно законопроекту у компаний появится возможность заключать с налоговиками соглашения о ценообразовании, штраф за нарушение которого, составит 1,5 млн. руб.
Минфин России готов к обсуждению вопроса о реформировании единого социального налога. Об этом сообщил замминистра финансов России С.Д. Шаталов на прошедшей пресс-конференции.
По его словам, реформировать ЕСН нужно в комплексе с изменением пенсионной системы и системы обязательного медицинского страхования. Однако пока соответствующих предложений ни от Пенсионного фонда, ни от Фонда социального страхования в Минфин России не поступало.
Минфин РФ считает, что введение единого налога на недвижимость, который должен заменить земельный налог и налог на имущество, не приведет к существенному изменению объемов поступлений в бюджет. Об этом заявил замминистра финансов РФ Сергей Шаталов на пресс — конференции. На федеральном уровне будет установлен максимальный возможный уровень налога, а муниципальные образования смогут принимать решения об установлении конкретных ставок.
Минфин дал разъяснения по вопросу учета расходов на проезд сотрудников организации, применяющей УСН.
По мнению Минфина, данные расходы признаются в целях налогообложения прибыли, если в трудовых или коллективных договорах предусмотрена оплата проезда сотрудников, связанная с разъездным характером труда.
При этом все произведенные расходы по оплате проезда к месту работы и обратно могут быть учтены в составе расходов при условии ведения в отношении каждого сотрудника учета первичных документов, подтверждающих факт проезда. (Письмо Минфина РФ от 02.02.2007 г. N 03-11-04/2/24).
ФНС России разъяснила крупнейшим налогоплательщикам порядок представления в налоговые органы уведомлений о наличии, открытии (закрытии) счетов в иностранных банках и отчетов о движении средств по ним. Они приведены в письме от 09.02.2007 № ЧД-6-09/97@.
Если такие плательщики имеют свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения, то данные уведомления и отчет необходимо представить по месту своего нахождения. Организации, которые имеют постановку на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, сдают документы в межрегиональную (межрайонную) инспекцию.
Налоговый орган после получения уведомления или отчета незамедлительно направляет в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам копию этого уведомления или отчета с сопроводительным письмом. Межрегиональная (межрайонная) инспекция действует аналогично.
Минфин России не будет предлагать в ближайшие три года снижать налог на добавленную стоимость. Об этом сообщил замминистра финансов России С.Д. Шаталов на прошедшей пресс-конференции.
По его словам, Минфин России сейчас прорабатывает снижение налога на прибыль организаций до 20%. «Это один из вариантов уменьшения налоговой нагрузки на предприятия», — пояснил С.Д. Шаталов.
Министр финансов Алексей Кудрин первым из чиновников такого ранга заявил о необходимости резкого повышения возраста выхода на пенсию. По его словам, реакцией правительства на кризис пенсионной системы должно стать повышение пенсионного возраста на 5 лет для мужчин и женщин. Это заявление было сделано им в среду вечером в ходе выступления в Высшей школе экономики (ВШЭ).
Правда, добиться повышения пенсионного возраста, по мнению Кудрина, следует не административными, а экономическими мерами.
Осознавая социальную непопулярность повышения срока выхода на пенсию сейчас, накануне президентских выборов 2008 года, власти не готовы делать резкие шаги в этих вопросах, несмотря на то что обсуждают эти меры с 2000 года. Фактически эта проблема остро встанет при преемнике Владимира Путина на посту президента, ему ее и предоставляют решать.
Стимулировать достигших пенсионного возраста россиян продолжать работать, по мнению Кудрина, можно, если пообещать им в случае отложенного выхода на заслуженный отдых более высокую пенсию. Министр отметил, что обещания увеличить будущую пенсию стало бы «мягким экономическим способом» для фактического увеличения пенсионного возраста с нынешних 55 и 60 лет соответственно для женщин и мужчин.
По оценке, которую привел глава Минфина, в самый опасный период российская пенсионная система вступит после 2015 года, когда соотношение численности работающего и неработающего населения практически сравняется. В это время даже для поддержания крайне низкого сегодняшнего соотношения пенсий и зарплат на уровне 27% государство должно будет ежегодно изыскивать где-то дополнительные доходы в размере 2% ВВП. При этом Кудрин подчеркнул, что покрыть эту потребность путем увеличения налогов вряд ли возможно и он пока не готов назвать источник покрытия столь крупного дефицита. Отметим, что если бы эта проблема максимально обострилась уже сейчас, то государству потребовалось бы ежегодно изыскивать дополнительно более 20 млрд. долл. – именно столько сегодня весят 2% ВВП.
По мнению экспертов, только повышением пенсионного возраста власти не смогут вывести пенсионную систему из кризиса, в который она постепенно скатывается. Для этого необходим комплекс мер.
«Многие мужчины после 50–60 лет не могут трудиться по состоянию здоровья, так что заставить их выходить на пенсию позже не удастся, в таких условиях увеличение пенсионного возраста фактически сделает главной экономической опорой семьи женщин-пенсионерок», – говорит старший научный сотрудник Института социологии РАН Надежда Давыдова.
«Дыру в пенсионной системе увеличение пенсионного возраста до 65 лет не закроет», – считает эксперт Рабочей группы РСПП по развитию пенсионных систем Юрий Люблин. По его словам, в России необходимо развивать негосударственные пенсионные схемы, которые предполагают софинансирование накоплений со стороны работодателей. Кроме того, по мнению экономиста, налогообложение пенсионных отчислений должно быть заметно сокращено.
В свою очередь, автор нынешней пенсионной системы, глава Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев, полагает, что российскую пенсионную систему могут спасти доходы от инвестирования пенсионных накоплений. В том числе и тех накоплений, которые пообещает государство продолжающим работать пенсионерам. Михаил Дмитриев также предлагает направлять на покрытие дефицита Пенсионного фонда средства Стабфонда и доходы от государственных активов, земли и предприятий.
Эксперты считают надежды на доходы от пенсионных накоплений напрасными. «В растущей экономике темп роста зарплат, как правило, превышает средние доходы от инвестиций, и поэтому практически мыслящие граждане вряд ли добровольно согласятся превращать свои доходы в дешевеющие накопления», – пояснил директор Независимого актуарного информационно-аналитического центра Валерий Баскаков.
Даже нынешний возраст выхода на пенсию лишь немногим выше средней продолжительности жизни у россиянок – 71 год. В то же время среднестатистический мужчина до пенсии не доживает, умирая в 59 лет. Причем улучшения по этому показателю не предвидится. По данным Росстата, родившиеся после 1999 года в России мужчины проживут в среднем всего только 58,8 года.
В ближайшее время Банк России выпустит указание, регламентирующее порядок взаимодействия банков с коммерческими организациями, принимающими платежи от населения. По мнению экспертов, новый документ позволит реализовать принятый летом закон, запрещающий системам мгновенной оплаты принимать платежи без договоров с банками. Участники рынка платежных терминалов опасаются за сохранность своего бизнеса.
Проект указания Банка России "О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физлиц без открытия ими банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями" разъясняет порядок работы банков с организациями, владеющими терминалами по приему платежей населения, обязывая последних "осуществлять прием наличных денежных средств от физлиц только в случае заключения коммерческой организацией договора с кредитной организацией, по условиям которого коммерческая организация осуществляет операции от своего имени, но за счет уполномочившей ее кредитной организации".
Как сообщили в ЦБ, указание будет выпущено в самое ближайшее время.
Новый документ ЦБ дает банкирам практически неограниченные полномочия, делая владельцев терминалов самообслуживания зависимыми от банка, с которым у них заключен договор.
"Принятие подобного регламента неминуемо повлечет вытеснение мелких участников рынка платежных терминалов более крупными, темпы развития данного вида бизнеса существенно сократятся, а потери прибыли владельцев терминалов могут достигать 50%",– считает начальник отдела маркетинга компании Newest Global Technology, занимающейся производством терминалов, Андрей Ромиков.
На сегодняшний день в России установлено порядка 50 тыс. терминалов по приему платежей, в среднем дневная выручка нормально функционирующего терминала равна 12 тыс. руб. По словам специалистов, годовой оборот рынка платежных терминалов оценивается в 200 млрд руб.
Банкиры остались довольны намерениями своего регулятора. "Теперь банки смогут взимать банковские комиссии с владельцев терминалов и увеличить тем самым свою прибыль до 10%",– радуется вице-президент МДМ-банка Анатолий Крайников.
Кроме того, указание ЦБ позволит банкам полноценно конкурировать с терминалами. "В сложившейся на данный момент ситуации банки и терминалы поставлены в неравные условия. По сути, любая организация может построить терминал для приема платежей, причем для этого ей не требуется лицензия",– считает вице-президент банка "Петрокоммерц" Виктор Жидков.