12.10.2006
Проект добровольной сертификации алкоголя, разработанный московскими властями, «добровольным» является только на словах. Во-первых, как заявляют в оптовых компаниях, оформление всех документов обойдется им в круглую сумму. Во-вторых, по информации РБК daily, районные префектуры требуют от предприятий розничной торговли выкладывать на полки только ту продукцию, которая пройдет аккредитацию в системе сертификации.
Система добровольной сертификации была разработана столичными властями с благой целью: в условиях, когда ЕГАИС для оптового звена пока не работает, в Москве и по всей стране увеличилось количество случаев отравления алкоголем, качество которого на цепочке от оптового продавца до розничной точки фактически не контролируется. По последним данным, в Москве заявленным потребительским свойствам не соответствует до 60% проверяемой винной продукции и до 20% водочной и ликероводочной продукции.
В конце прошлой недели руководство ГУП «Москачество» встретилось с поставщиками алкогольной продукции. На встрече присутствовали представители более 40 оптовых и дистрибьюторских компаний Москвы. Участникам встречи было показано письмо за подписью руководителя департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимира Малышкова, адресованное префектам. В нем содержится поручение «организовать работу по привлечению предприятий розничной торговли к участию в системе добровольной аккредитации».
Каким именно образом будет организована эта работа, в документе не разъяснялось, но, как сказал один из участников встречи, на словах было сказано, что всем московским розничным точкам будет предписано брать продукцию только у тех, кто аккредитован в системе. Таким образом, отмечают участники рынка, на деле московская система выглядит добровольно-принудительной: можно не аккредитоваться, но при этом потерять место на полках города.
Розничные торговцы пока ничего про требования префектур не знают. «До нас таких уведомлений пока не доходило», — сказал, например, один из акционеров сети «Копейка» Сергей Ломакин, отвечающий за развитие московского дивизиона. Саму систему сертификации г-н Ломакин считает правильной. «Думаю, что с ней качество поставляемой продукции будет лучше», — заявил он.
Между тем добровольность не единственный миф московской системы сертификации алкоголя. То, что аккредитация будет бесплатной, о чем говорили московские власти, на поверку тоже оказывается липой, утверждают оптовики. «Только за получение одного сертификата лаборатория берет 3,5 тыс. руб., а у некоторых оптовиков могут содержаться около тысячи наименований алкогольной продукции», — отмечает один из участников рынка. Другой источник говорит, что аккредитация с учетом всех процедур выльется в итоге в 10 тыс. долл. собеседник РБК daily
По самым приблизительным подсчетам участников рынка, в год разработчики системы будут получать от каждого оптовика по 300 тыс. долл.
27% работающих граждан России в настоящее время получают «серые» и «черные» зарплатные схемы, утверждает ВЦИОМ в исследовании, проведенном по заказу Пенсионного фонда. При этом 9% из них зарплата выплачивается «вчерную», а 18% — по «серым» схемам.
Данные ВЦИОМ слишком оптимистичны — даже госчиновники, не говоря уж о независимых экспертах, приводят большие цифры.
Подавляющее большинство россиян (83%) знают, что зарплата «в конвертах» скажется на размере будущей пенсии, и лишь 12% опрошенных не представляют такой опасности. Среди последних высока доля молодежи: 19% респондентов в возрасте 18-24 лет не задумываются о своей будущей пенсии, говорится в исследовании ВЦИОМ. При этом подавляющая часть опрошенных (59%) не боится пойти на конфликт с начальством, если их интересы в части выплаты зарплаты будут ущемлены. 34% заявили, что обязательно обратятся в Пенсионный фонд с жалобой на работодателя, еще 25% не исключили такой возможности. Мириться с «черной» и «серой» зарплатой готовы лишь 27%.
Данные ВЦИОМ чуть более оптимистичны, чем у государственных чиновников и организаций. Так, ранее тот же Пенсионный фонд оценивал долю зарплат «в конвертах» в треть от фонда оплаты труда.
Примерно на те же цифры ориентируются и в Минфине.
Доля «серых» зарплат, которые выдаются «в конвертах», составляет в России около 30% от фонда оплаты труда, заявил, выступая на конференции «Взгляд на бизнес России до 2010 года», статс-секретарь, заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов. По разным экспертным оценкам, доля таких зарплат составляет от 20% до 40%.
Еще более высокие цифры приводят независимые источники. Так, по данным Всемирного банка, около 46% ВВП в России производит «серая» экономика. Исходя из этой оценки данные ВЦИОМ совершенно очевидно занижены. К тому же эксперты сомневаются в корректности приводимого ВЦИОМ соотношения «серых» и «черных» зарплат.
Основным неплательщиком единого социального налога остаются небольшие компании. «Серые» и «черные» зарплатные схемы используются в основном на предприятиях малого бизнеса. Сейчас осталось очень немного фирм со штатом, к примеру, 500 человек, которые платят зарплату «в конвертах». Однако на предприятиях малого бизнеса работает не так уж мало людей, поэтому, мне кажется, эти цифры отражают истинную картину», — говорит руководитель департамента налогов и права «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуард Кучеров.
«Если на предприятии работает больше 300 человек, то зарплату там, как правило, платят только «по-белому»,— соглашается с коллегой руководитель юридической практики «Консалтинговых услуг» Александр Костин. — Практически все промышленные предприятия, все нефтяные компании выплачивают официально зарплату в полном объеме. А вот малый бизнес до сих пор работает преимущественно по «серым» и «черным» схемам».
Для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС фирма, которая занимается переработкой товаров, помещенных под таможенный режим, должна кроме прочих документов представить налоговикам и копии грузовых таможенных деклараций. Об этом Минфин сообщает в письме от 26 сентября 2006 г. № 03-04-15/170. Представители финансового ведомства объяснили свою позицию тем, что документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 165 Налогового кодекса, в таких ситуациях недостаточно. Ведь они не позволяют инспекторам установить факт нахождения товаров под таможенным режимом при их переработке.
Не исключено, что уже с 1 января 2007 года фирмы смогут относить на расходы затраты на покупку земельных участков. При этом суммы выкупных платежей нужно будет включать в состав расходов равными частями на протяжении пяти лет. Такие поправки в статьи 250 и 264 Налогового кодекса депутаты Госдумы планируют рассмотреть во втором чтении не далее как 20 октября. Как пояснили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в бюджетном комитете Госдумы, законопроект направлен на создание равных условий налогообложения компаний, которые выкупают землю и заключают договор аренды. Дело в том, что когда организация принимает решение арендовать землю, она имеет право на вычет при расчете налога на прибыль. Если же фирма приобретает ее в собственность, то претендовать на уменьшение базы по налогу на прибыль согласно действующей редакции Налогового кодекса она не может.
Напомним, что принятый в 2001 году Земельный кодекс и закон о его введении в действие обязывают приватизированные предприятия до 1 января 2008 года выкупить или взять в срочную аренду землю, на которой они стоят.
Амортизационная премия в полном объеме подлежит учету в составе расходов отчетного периода, даже если сама амортизация согласно учетной политике должна распределяться в зависимости от «незавершенки». Об этом сообщает Минфин в письме от 28 сентября 2006 г. № 03-03-02/230. Представители финансового ведомства напомнили, что фирмы самостоятельно устанавливают в учетной политике перечень прямых расходов, связанных с производством. Таким образом, если компания к ним отнесет амортизацию, то при наличии «незавершенки» ее надо списывать частями, руководствуясь объемом готовой продукции. Однако, по мнению финансистов, этот порядок никоим образом не относится к амортизационной премии. Ведь пункт 1.1 статьи 259 Налогового кодекса позволяет в любом случае отнести ее к косвенным расходам.
Не исключено, что торговые фирмы, чей среднемесячный оборот превысит допустимую норму, будут обязаны принимать к оплате банковские карты. Пределы доходов, при которых фирмы вынуждены будут приобретать терминалы для приема пластиковых платежей, разрешат устанавливать региональным властям. Соответствующий законопроект сейчас активно обсуждается депутатами. При этом законодатели решили подсластить пилюлю, пообещав таким компаниям дополнительную льготу по налогу на прибыль. Напомним, что сейчас региональные власти имеют право самостоятельно снижать ставку этого налога на четыре процента. Если законопроект будет одобрен, у них появится возможность понизить ее еще на один процент. Кстати, налоговые послабления будут распространяться и на добровольцев, которые введут в своих фирмах безналичные расчеты, не дожидаясь указания сверху.
Некоторые парламентарии восприняли инициативу в штыки. Так, зампред Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев не исключает, что в случае введения новшества небольшие магазины начнут искусственно занижать обороты, чтобы не попасть под такую «добровольно-принудительную милость». «Может быть, они и не противились бы, если б речь шла о большом «прянике». Но послабления невелики, и себе дороже потом объясняться с налоговыми органами на тему, действительно ли фирма выполнила условия, по которым ей предоставлена льгота», – отметил Медведев в беседе с корреспондентом «ФАФИ». Кроме того, по мнению депутата, небезупречно предложение и с морально-этической точки зрения: большой магазин, обслуживающий клиентов, приезжающих на «мерседесах», принимает карточки и освобождается от части налога, а крохотный, обслуживающий покупателей победнее, платит по полной программе.
Министр финансов Алексей Кудрин предлагает не торопиться с отменой НДС на ввозимую иностранную авиатехнику. Об этом он сообщил вчера на расширенном заседании Министерства транспорта РФ (Минтранс). По его словам, к этому вопросу нужно подходить взвешенно. Как отметил А.Кудрин, за отмену НДС выступают авиакомпании и, в некоторой степени, Минтранс.
Напомним, что в начале октября 2006 г. председатель Совета Федерации Сергей Миронов предложил вернуться к практике отмены пошлин и НДС на ввозимую в страну авиационную технику, а также увеличить суммы страховых выплат в случае авиакатастроф. По его словам, для улучшения ситуации с безопасностью авиаперевозок, возможно, стоит рассмотреть практику, которая впервые была применена в 1999 г. Она предусматривала отмену пошлин и НДС для компании "Аэрофлот" на ввоз импортной авиатехники. Взамен компания должна была закупить отечественные самолеты.
Кроме того, по его словам, еще одной мерой, способной улучшить ситуацию с авиаперевозками в стране, может послужить увеличение страховых выплат в случае авиакатастроф. Совет Федерации 6 октября 2006 г. рассмотрел вопрос о внесении изменений в статью 133 Воздушного кодекса РФ, которая предусматривает страховые выплаты на каждого погибшего в размере 1 тыс. МРОТ, что равно 100 тыс. руб., отметил С.Миронов. Для сравнения он привел США, где сумма аналогичных выплат равна 3 млн долл. "В этой связи мы предлагаем увеличить сумму выплат до 10 млн руб., что позволит авиакомпаниям более тщательно отслеживать вопросы безопасности авиаперевозок", — добавил он.
Компания "ВнешЭкономАудит" при поддержке Министерства экономического развития Челябинской области и НП "Уральская федерация содействия бизнесу" предлагает предпринимателям бесплатно получить профессиональную юридическую помощь.
В рамках программы поддержки малого бизнеса по апрель 2007 года компания оказывает следующие услуги:
- подготовка пакета документов для процедуры регистрации субъекта малого предпринимательства;
- правовая экспертиза действий контролирующих органов (налоговые органы, СЭС, УВД и т.п.) при проведении ими проверок субъектов малого предпринимательства;
- правовая оценка гражданско-правовых договоров, заключаемых субъектами малого предпринимательства;
- проведение консультационных семинаров по юридическим вопросам (организация бизнеса, трудовое законодательство, проверки контролирующих органов);
- консультации по вопросам регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по вопросам применения налогового, гражданского и трудового законодательства.
Госдума вчера приняла закон "Об автономных учреждениях". Он предполагает создание нового типа государственного или муниципального учреждения — автономного, работающего в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и занятости населения, физической культуры и спорта. Присвоить учреждению статус автономного вправе правительство России, субъект федерации или муниципалитет, но только с согласия руководства и коллектива самого учреждения.
Документ определяет порядок создания, правовое положение и преобразование существующего типа государственных или муниципальных учреждений в автономные учреждения. Согласно закону, автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, занятости населения, физической культуры и спорта. Преобразование в автономные учреждения существующих институтов осуществляется при согласии всех его работников.
Как говорится в законе об автономных учреждениях, решение о преобразовании необходимо будет ратифицировать и прописать в уставе учреждения. Имущество автономного учреждения предлагается закрепить за ним на праве оперативного управления. Финансовое обеспечение деятельности учреждений будет осуществляться за счет субвенций, субсидий и соответствующей бюджетной системы России и других не запрещенных законом источников.
Законопроект об автономных учреждениях был одобрен во втором чтении 22 сентября. Как отмечалось в пояснительной записке к документу, основная его цель — предоставить государственным и муниципальным учреждениям больше самостоятельности и свободы в распоряжении имуществом и в осуществлении поставленных перед ними задач. В ходе второго чтения к первоначальному варианту законопроекта было принято более 100 поправок.
После принятия в третьем чтении этого закона депутаты также одобрили федеральный закон, который вносит соответствующие изменения в действующие законы "Об образовании", "О некоммерческих организациях", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "Об исполнительном производстве", в Бюджетный кодекс России, в Налоговый кодекс России.
Вместе с тем, как сообщила ранее председатель комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева, принятый закон не будет распространен на медицинские учреждения. По ее словам, комитет настаивал на сохранении действующего статуса учреждений здравоохранения и в ходе второго чтения законопроекта направлял соответствующие поправки. В связи с этим учреждения здравоохранения пока будут работать в существующем правовом поле.
Банк России считает "проблемными" примерно 5% московских банков. Как сообщил начальник Московского ГТУ ЦБ РФ Константин Шор на заседании банковского комитета Госдумы РФ во вторник, к подобным кредитным организациям, по мнению ЦБ РФ, относится 35 из 615 банков московского региона.
Названий банков Шор не уточнил, отметив лишь, что "есть такая категория банков, которые называются "проблемные".
Он также сообщил, что в 2006 году банки подали 100 исков с целью оспорить действия ЦБ РФ, и только шесть заявлений были удовлетворены.
Издательство, применяющее «упрощенку», выкупает у фирм, продающих печатную продукцию, нереализованные журналы. Может ли она в случае дальнейшей продажи этих журналов уменьшить полученные доходы на величину расходов в виде потерь, понесенных в связи с выкупом нереализованных журналов? На этот вопрос Минфин России ответил в письме от 06.09.2006 № 03-11-04/2/187.
Указанные расходы издательства не учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Минфин России в письме от 05.09.2006 № 03-11-04/2/184 разъяснил, что, поскольку с 1 января 2006 года отменено требование при определении предельного дохода, после которого организация теряет право использовать УСН, учитывать доходы от всех видов деятельности (в том числе от тех, которые облагаются ЕНВД), то теперь при определении предела нужно учитывать только доходы, полученные от деятельности, облагаемой в рамках УСН.
11.10.2006
В Налоговый кодекс, возможно, будет введено новое понятие – «деловая цель». Оно позволит фирмам заниматься налоговой оптимизацией, не опасаясь претензий ревизоров. Как сообщил накануне руководитель комитета по бюджетной и налоговой политике РСПП Александр Лившиц, доктрина «деловой цели», предложенная Российским союзом промышленников и предпринимателей, нашла поддержку в Минфине. Теперь чиновники и предприниматели намерены совместно «пробивать» идею через правительство и Госдуму. Лившиц убежден, что «деловая цель» должна вычеркнуть из обихода отсутствующее в кодексе, но любимое налоговиками понятие «недобросовестный налогоплательщик». Представитель РСПП согласен, что если «есть доказательства того, что предприниматель уходит от налогов только чтобы минимизировать платежи государству, ему должны доначислить налоги и, безусловно, оштрафовать». В противном случае, по мнению Лившица, он может спать спокойно.
Организация оказывает брокерские услуги по покупке и продаже ценных бумаг физическим лицам. И одновременно выступает их налоговым агентом в отношении доходов, полученных от сделок с ценными бумагами. Физические лица для покупки ценных бумаг привлекают заемные средства и несут расходы по процентам за пользование кредитами. Кто в этом случае должен учитывать эти расходы при уплате НДФЛ — организация-брокер как налоговый агент или сами налогоплательщики при подаче декларации по НДФЛ?
На этот вопрос Минфин России ответил в письме от 12.09.2006 № 03-05-01-04/265. По мнению финансового ведомства, организация, выступая в качестве налогового агента физических лиц, может учесть только те документально подтвержденные расходы, которые сама провела для налогоплательщика как его агент.
Таким образом, если налогоплательщик сам привлекает заемные средства для купли-продажи ценных бумаг, то расходы, связанные с выплатой процентов по займам, он должен самостоятельно учитывать при составлении декларации по НДФЛ.
Порядок перечисления НДФЛ в ближайшее время вряд ли изменится. Накануне бюджетный Комитет Госдумы рекомендовал отклонить законопроект, согласно которому уплата налога должна производиться исключительно по месту жительства работников. Депутаты считают, что идея со сменой «прописки» НДФЛ не лишена здравого смысла. Ведь этот налог социально ориентирован и вполне логично, чтобы он поступал в бюджет того субъекта Федерации или муниципального образования, благами которого пользуется сотрудник. Однако, как отмечают законодатели, предложенная поправка в статью 226 Налогового кодекса значительно усложнит саму процедуру уплаты НДФЛ. Мало того, что работодатели будут вынуждены подавать декларации по каждому физическому лицу, которое у них трудится. Есть большой риск, что и сами налоговые инспекторы запутаются в администрировании НДФЛ и налог вообще перестанет попадать в какой-либо бюджет.
Инспекции настаивают, чтобы компании при бесплатной раздаче рекламных сувениров начисляли НДС. По их мнению, компания в таком случае безвозмездно передает получателям призов право собственности на товары, а значит, у нее есть объект обложения этим налогом (подп.1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Такой подход изложен, например, в письме МНС России 05.07.04 № 03-1-08/1484/18@.
Однако судьи Федерального арбитражного суда Московского округа с точкой зрения налоговиков не согласились. Они указали, что рекламные материалы (брошюры, каталоги товаров), не обладают потребительской ценностью для покупателя, не имеют рыночной стоимости и не могут быть реализованы на рынке. Поэтому их нельзя считать товаром и объектом обложения НДС. К тому же стоимость рекламной продукции относится на издержки производства и обращения и включается в стоимость реализуемой продукции, по которой компания платит НДС. На этом основании судьи отменили решение инспекторов о штрафе.
Фирмы имеют полное право при расчете налога на прибыль учесть затраты как на перевод иностранных документов, представленных в суд, так и на их нотариальное заверение. Об этом Минфин сообщает в письме от 4 сентября 2006 г. № 03-03-04/1/644. Финансисты напомнили, что согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса компании могут включать в состав внереализационных расходов обоснованные затраты, которые напрямую не связаны с производством или реализацией. К ним, в частности, относятся и судебные издержки, перечень которых является открытым (ст. 106 АПК). Вместе с тем, указывают представители финансового ведомства, арбитражное судопроизводство ведется исключительно на русском языке (п. 1 ст. 12 АПК) и все письменные доказательства, исполненные полностью или частично на иностранном языке, обязательно должны сопровождаться переводом, заверенным нотариально (п. 5 ст. 75 АПК). На этом основании финансисты сделали вывод, что затраты компании на переводчика и нотариуса в данном случае вполне обоснованны.
Не исключено, что скоро «вмененщики» смогут сами решать, использовать им контрольно-кассовую технику или нет. Как сообщил после окончания конференции «Об основных направлениях административной реформы» директор Департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров, законопроект, предусматривающий добровольное использование ККТ фирмами – плательщиками ЕНВД, будет внесен в правительство в декабре. Пикантность ситуации придает тот факт, что документ уже получил одобрение Минюста, но еще не согласован с Минфином.
Основной аргумент противников законопроекта состоит в том, что отмена ККТ ущемит права потребителя. Однако представители бизнес-сообщества с этим категорически не согласны. «Мы считаем такие аргументы неубедительными. Ведь в том же законе «О защите прав потребителей», на который ссылается Минфин, сказано, что невыдача кассового чека не является основанием для отказа покупателю в удовлетворении его требований. Да, в случае возникшего между покупателем и продавцом инцидента в суде необходимо будет представить подтверждение факта потребительской сделки. Но в качестве такого подтверждения может выступить не только кассовый, но и товарный чек», – отметила в беседе с корреспондентом «ФАФИ» эксперт «ОПОРЫ России» Юлия Голенкова.
Законопроект о малом бизнесе будет внесен в Госдуму до конца осенней сессии. Об этом сообщил директор Департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров. По его словам, концепция закона была одобрена на заседании правительственной комиссии по законотворческой деятельности, и после согласования со всеми заинтересованными ведомствами, ориентировочно в ноябре, документ будет внесен в правительство, а затем и в Госдуму. Представитель МЭРТ напомнил, что в законопроекте предлагается коренным образом изменить механизм господдержки фирм. Однако на какую именно помощь смогут рассчитывать малые компании, в Минэкономразвития до поры, до времени не афишируют.
Соответственно, и депутаты пока говорят о степени вероятности принятия или отклонения документа достаточно осторожно. «Обеспечивать поддержку малых предприятий через организационно-правовые формы, путем применения различных «обходных» методов типа доплат фирмам из госбюджета было бы неправильно. Основной инструмент должен быть основан на льготном налогообложении», – отметил, отвечая на вопрос корреспондента «ФАФИ», председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников.
Фирмы, имеющие обособленные подразделения, могут централизованно уплачивать налог на прибыль, даже если они не успели об этом уведомить свою инспекцию до 31 декабря 2005 года. В Минфине признали, что новый порядок вступил в силу лишь с 1 января 2006 года и многие компании, просто не успели уложиться в отведенный им срок. Однако соблазн воспользоваться преимуществами был настолько велик, что некоторые из них все же начали применять новый порядок, но уже на свой страх и риск. Письмом от 6 сентября 2006 г. № 03-03-02/214 финансисты решили амнистировать те организации, которые подали соответствующее уведомление с небольшим опозданием, а именно до первого авансового платежа по налогу на прибыль.
Стоит отметить, что на фирмы, решившие упростить процедуру уплаты налога в 2007 году, послабление Минфина уже не распространяется. Уведомить налоговую о переходе на новый порядок они должны не позднее 31 декабря 2006 года (письмо Минфина от 21 апреля 2006 г. № 03-03-02/88).