27.11.2006
Федеральная налоговая служба от 13 октября 2006 г. № САЭ-3-04/ 706 утвердила новую форму справки о доходах физических лиц 2-НДФЛ, а также форматы для представления соответствующих сведений в электронном виде. Теперь справка состоит из пяти разделов. Раздел 6 «Сведения о перечислении налога в бюджет» исключен. Зато в первом разделе документа введен новый показатель – код ОКАТО, который обязателен для заполнения, и при его отсутствии налоговики вправе не принять справку. Как пояснили корреспонденту «ФАФИ» в пресс-службе ФНС, в том случае, если в качестве налогового агента выступает физлицо, то в справке о доходах им должен указываться код ОКАТО, соответствующий его месту жительства. Если же налоговый агент является юридическим лицом, то по коду ОКАТО отражается код муниципального образования, на территории которого находится организация или ее обособленное подразделение. Причем стоит обратить внимание на то, что, указав код ОКАТО в соответствии с местом нахождения «обособленца», саму справку необходимо представить по месту учета головной организации.
Справки о доходах физических лиц, полученных в 2006 году, нужно представить в инспекцию по месту постановки на учет налоговых агентов не позднее 1 апреля 2007 года. Сделать это можно на магнитных носителях либо по телекоммуникационным каналам связи, обеспеченным средствами защиты.
Не исключено, что фирмы смогут списать на расходы до 25 процентов затрат на переоснащение производства. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в аппарате Комитета Госдумы по бюджету и налогам, соответствующие поправки в Налоговый кодекс депутаты могут рассмотреть в осеннюю сессию. Из этого можно сделать вывод, что глас бизнес-сообщества, в частности ТПП, о необходимости скорейшего усовершенствования амортизационной политики, наконец-то услышан. Напомним, что в настоящее время размер так называемой амортизационной премии, с помощью которой фирма может уменьшить базу по налогу на прибыль, составляет 10 процентов.
Выкупная цена земли под приватизированными предприятиями для Москвы и Санкт-Петербурга в скором времени будет составлять не более 20 процентов от кадастровой стоимости соответствующих участков. Власти остальных субъектов Федерации не смогут установить размер ставки свыше 2,5 процента. Накануне Госдума приняла в первом чтении законопроект, устанавливающий именно такие пределы для выкупной цены земельных участков. Авторы документа обращают внимание на то, что согласно закону от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса», цена земли в настоящее время устанавливается по ставке земельного налога и она достаточно велика. Именно поэтому компании не спешат выкупать свои участки. В то же время до 1 января 2008 года владельцы предприятий обязаны либо переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды, либо приобрести их в собственность.
При решении вопроса состоящего в том, утратила фирма право на освобождение от НДС или нет, в выручке не нужно учитывать cуммы предоплаты. Об этом сообщили корреспонденту «ФАФИ» в Минфине России. Дело в том, что организация, которая пользуется освобождением от исполнения обязанностей плательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, должна соблюдать ограничение по сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг). Этот показатель за каждые три последовательных календарных месяца не должен превышать двух миллионов рублей (п. 5 ст. 145 НК). Однако главный налоговый документ страны не раскрывает, как определить сумму выручки. Раньше этот вопрос пояснялся в пункте 2.2 методички по исчислению НДС, которая утратила силу. Как поясняют сотрудники Минфина, в данном случае можно воспользоваться правилами, указанными в пункте 1 Порядка по заполнению декларации по НДС, который утвержден приказом Минфина России от 28 декабря 2005 г. № 163н. В нем говорится, что в выручку от реализации товаров (работ, услуг) не включаются средства, полученные в виде оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
С января 2007 года начнет действовать обновленная версия Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Существенные изменения в этот документ внесло правительство постановлением от 18 ноября 2006 г. № 697. Примечательно, что чиновники не ограничились лишь добавлением новых позиций в Классификацию. Они посчитали необходимым переместить ряд основных средств из одной амортизационной группы в другую. В частности, категория «Электронно-вычислительная техника», в которую входят компьютеры и принтеры, с нового года будет относиться ко второй группе. В результате срок полезного использования вычислительной техники, очевидно, будет изменен. Правда, не очень понятно, придется ли в связи с этим пересчитывать амортизацию для оборудования, которое уже эксплуатируется. Скорее всего, на сей счет последуют дополнительные разъяснения.
В следующем году компании смогут уточнить все свои ошибочные платежи в бюджет. При этом инспекции должны будут самостоятельно пересчитать пени. Все это благодаря поправкам в первую часть Налогового кодекса. Кроме того, эти нововведения можно будет использовать и для исправления платежек на перечисление налогов, пеней и штрафов, датированных 2006 годом и ранее. Такие выводы следуют из разъяснений Минфина России, которые он дал в письме от 03.11.06 № 03-02-07/1-307.
Вполне вероятно, что идея спецрегистрации плательщиков НДС все-таки будет воплощена в жизнь. Во всяком случае, в Минфине пришли к выводу, что другим способом просто невозможно решить проблему с администрированием НДС. Спецрегистрация позволит налоговикам сосредоточиться на проверке меньшего числа компаний и исключить однодневки из схем возмещения НДС. Таковы аргументы главного финансового ведомства, которые на прошедшем накануне заседании правительства привел замминистра финансов Сергей Шаталов. По его мнению, НДС-реестр должен представлять собой некий клуб солидных, добропорядочных плательщиков. Правда, с критериями, по которым планируется определять, достойна компания или нет, стать его членом, вышла небольшая заминка. Замминистра считает, что это могут быть объем выручки и стаж компании как плательщика НДС, но никаких расчетов он не представил. Именно поэтому предложение Минфина было отправлено на доработку.
Если в результате модернизации существенно увеличилась первоначальная стоимость имущества, то период начисления амортизации по нему может быть продлен. Связано это в первую очередь с тем, что срок полезного использования (СПИ), установленный при вводе оборудования в эксплуатацию, не предполагает проведения модернизации, реконструкции, дооборудования и т. п. Такой информацией поделился Минфин в письме от 10 ноября 2006 г. № 03-03-04/2/235. Представители главного финансового ведомства пояснили, что СПИ может быть увеличен только в пределах, установленных для той амортизационной группы, к которой основное средство относилось до модернизации.
Например, на балансе компании находится автомобиль, который относится к четвертой амортизационной группе (СПИ – от 5 лет и до 7 лет); при вводе в эксплуатацию для него был установлен минимальный срок – 5 лет. В этом случае, после проведения модернизации транспортного средства СПИ можно увеличить на 2 года. Если же срок полезного использования по данному имуществу изначально был установлен 7 лет, то, несмотря на модернизацию, фирма не вправе его СПИ.
Услуги по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию средств охраны (домофонов) могут быть отнесены к группе "Прочие услуги населению" по коду ОКУН 808000 "Услуги по установке охранной сигнализации". К бытовым же они не относятся.
Поэтому предпринимательская деятельность по оказанию указанных услуг должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения. (Письмо Минфина РФ от 26 октября 2006 года N 03-11-05/240).
Похоже, в нашей стране скоро придется создавать комитеты по защите предпринимателей от… защитников прав потребителей. Как настоящих, так и мнимых. Недавно в Калуге осуждены мошенники, изрядно облегчившие закрома многих местных фирм. В состав преступной группы входили бывшие глава общества защиты прав потребителей, его семидеcятилетний заместитель, экс-участковый инспектор рыночного отделения ОВД и двое безработных.
Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в пресс-службе Генпрокуратуры, действовали преступники по достаточно простой схеме: под видом проверяющих заявлялись в любую приглянувшуюся фирму, показывали красные «корочки» и заявляли о необходимости проведения срочной независимой экспертизы освещенности и микроклимата в торговых залах. Дескать, положено по закону, да и жалобы на вас имеются. Побродив по залам и офисам, держа в руках замысловатые приборы, псевдо-ревизоры, конечно же, находили кучу нарушений, после чего составляли подобие протокола. Затем коммерсантам предлагалось в добровольном порядке возместить расходы на экспертизу (от двух до пяти тысяч рублей). В противном случае проходимцы обещали обратиться в суд, а материалы липовой проверки отправить куда следует. Доверчивые продавцы предпочитали расплатиться на месте. Дела у аферистов шли как по маслу, пока один из предпринимателей не усомнился в законности действий «проверяющих» и не обратился в милицию. Задержать мошенников не составило особого труда. Идейный вдохновитель группировки, в соответствии со статьей 159 Уголовного кодекса (мошенничество), приговорен к пяти годам лишения свободы, его подельщики получили по четыре года. Самому старшему участнику группировки, ввиду наличия инвалидности, наказание назначено в «условном режиме» с испытательным сроком в два года.
24.11.2006
Вполне возможно, что получить право на госзаказ и выполнить его малым фирмам вскоре станет проще. На днях депутаты Госдумы приняли соответствующие поправки в закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в первом чтении. Документ предусматривает отмену перечня, по которому государство обязано отдавать предприятиям малого бизнеса заказы. Причина, как пояснили авторы законопроекта, в том, что составить полный список всех видов товаров, работ и услуг, которые выполняют фирмы, просто нереально. Вместо этого депутаты предлагают попросту обязать госзаказчиков размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг. При этом вводится понятие предельной цены контракта при размещении заказа на поставку товаров и выполнение работ для государственных нужд. Она, согласно документу, не будет превышать трех миллионов рублей, а в случае с заказом на оказание услуг для госпредприятий – двух миллионов рублей. Такая мера, по мнению разработчиков законопроекта, позволит учесть реальные финансовые возможности малых фирм.
Новый закон о бухучете, похоже, еще не скоро увидит свет. Предложенный Минфином проект накануне получил очередную порцию критики, но уже не от НСФО, а от замглавы ФНС Владимира Гусева. В первую очередь его не устраивает отказ от унифицированных форм первичных документов (новая редакция разрешает фирмам разрабатывать формы «первички» самостоятельно). Гусев уверен, что это ограничит возможности налоговых органов по части выявления случаев необоснованного получения налогоплательщиком экономической выгоды. В связи с этим он настаивает, чтобы в законе были закреплены требования к организациям вносить в разрабатываемые ими формы «хотя бы тот же объем информации, который содержали унифицированные бланки первичных документов».
Озадачен представитель ФНС и тем, что в проекте разрешается не указывать в первичном документе денежное измерение факта хозяйственной деятельности. «Да, на практике встречаются факты хоздеятельности, не имеющие стоимостного или натурального измерителя, но таких операций немного и мы считаем, что было бы целесообразнее выявить их круг, чем предоставить право не указывать денежную и натуральную оценку большинства хозопераций», – подчеркнул он. И, наконец, ФНС не может смириться с тем, что в проекте не предусмотрен порядок представления бухотчетности контролирующим госорганам, за исключением Госстата.
Выписывая счет-фактуру, фирма должна учесть, что в нем необходимо указывать не момент списания средств с расчетного счета покупателя, а дату фактического получения денег за товары или услуги. Во всяком случае, так считает руководитель отдела НДС Управления администрирования косвенных налогов ФНС Ирина Муравьева. Она заверила корреспондента «ФАФИ», что в ближайшее время налоговое ведомство порадует налогоплательщиков соответствующими официальными разъяснениями, касающимися заполнения счетов-фактур.
Минфину России необходимо принять дополнительные меры по обеспечению координации работы ФНС России, Росфинмониторинга и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений и реализации мер по совершенствованию налогового администрирования. Такое решение принято кабинетом министров РФ по итогам вчерашнего заседания правительства.
На заседании был отмечен низкий уровень подготовки материалов Минфина, сообщает
пресс-служба правительства.
Председатель правительства Михаил Фрадков поручил Минфину, Минэкономразвития, Мининформсвязи, ФТС с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Банка России, с учетом состоявшегося обсуждения и ранее данных поручений правительства подготовить план мероприятий по совершенствованию администрирования налога на добавленную стоимость (НДС).
При этом ведомствам необходимо обратить особое внимание на проработку вопросов:
- специальной регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, а также четкого определения критериев и порядка осуществления регистрации;
- возможности введения информационной системы о движении сумм налога на добавленную стоимость по счетам налогоплательщиков;
- формирования системы контроля за вывозом товаров и возмещением налога на добавленную стоимость;
- возможности внедрения электронных счетов-фактур;
- уточнения порядка возмещения налога, взимаемого по ставке 0 процентов.
План мероприятий с указанием проектов нормативных правовых актов, сроками их подготовки, пояснительной запиской с расчетами и обоснованиями необходимо внести в правительство до 20 декабря 2006 г.
Минфин также должен дополнительно проработать вопрос о подготовке законопроектов, необходимых для совершенствования администрирования НДС и представить соответствующие предложения в правительство.
Минфину, Минэкономразвития и ФТС с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти необходимо дополнительно проработать вопрос о регламентации действий налоговых органов при рассмотрении документов налогоплательщиков, подтверждающих право на налоговые вычеты при экспортных операциях, имея в виду сокращение времени рассмотрения документов и направления мотивированного ответа.
Соответствующие предложения должны быть представлены в правительство до 15 декабря 2006г.
Также правительство поручило Минфину с участием ФНС, Росфинмониторинга и Банка России подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации.
Изменения должны быть направлены на исключение возможности уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость российскими налогоплательщиками с использованием банковских счетов организаций-нерезидентов, которые не являются налогоплательщиками в соответствии с российским законодательством.
Соответствующие предложения необходимо внести в правительство до 15 февраля 2007г.
Минфину, ФТС, ФНС с участием Банка России поручено провести анализ за 2006 год объемов начисления налога на добавленную стоимость и сумм его поступления в федеральный бюджет, с учетом объемов его возмещения. Также необходимо подготовить прогнозную оценку соответствующих показателей на 2007 — 2009 годы и факторов их определяющих, обратив внимание, в том числе, на:
- размеры неуплаты налога на добавленную стоимость;
- объемы возмещения налога на добавленную стоимость при совершении экспортных операций с учетом перехода на заявительный порядок возмещения при экспорте;
- занижение таможенной стоимости импортируемых товаров.
Соответствующие материалы с расчетами и обоснованиями должны быть представлены в правительство до 1 февраля 2007 г.
Идея создания отдельного совета по налоговому законодательству при президенте страны, по всей видимости, скоро будет воплощена в жизнь. Как сообщил на заседании правительства первый вице-премьер Дмитрий Медведев, глава государства Владимир Путин это предложение поддержал. По мнению первого вице-премьера, в состав совета можно было бы ввести не только ученых, но и финансовых экспертов различных учреждений.
Представители бизнес-сообщества, уставшие разбираться в хитросплетениях постоянно обновляемого Налогового кодекса, где одно положение противоречит другому, также поддерживают эту инициативу. «В целом создание такого совета содействовало бы стабильности налогового законодательства, поскольку сейчас о ней говорить не приходится. Но подчеркну, что под стабильностью мы понимаем не отсутствие изменений в законы, а их детальную проработку», – подчеркнул в беседе с корреспондентом «ФАФИ» зампред налогового комитета РСПП Сергей Беляков.
Основной пакет федеральных правил-стандартов для аудиторов будет окончательно сформирован уже в 2007 году. Об этом на встрече с представителями отрасли сообщил замдиректора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухгалтерского контроля Минфина Андрей Крикунов. Он напомнил, что в настоящее время правительство уже утвердило более трех десятков необходимых документов. На подходе, по словам Крикунова, еще четыре: «Использование аудитором работы эксперта», «Задания по обзорной проверке финансовой информации», «Аудит и оценка по справедливой стоимости», «Контроль качества в аудиторских организациях, осуществляющих аудиторские и обзорные проверки финансовой информации, а также выполняющих иные задания».
Не исключено, что в скором времени Госкомстат будет получать информацию обо всех налогоплательщиках, будь то крупные холдинги или ПБОЮЛы, непосредственно от представителей ФНС. Такое предложение озвучил заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики Игорь Ульянов, выступая на традиционном Всероссийском собрании бухгалтеров и аудиторов в Кремле. Он напомнил, что согласно действующему законодательству, ежегодную бухотчетность в статуправления обязаны представлять банки, страховые организации, биржи и инвестфонды. Между тем фирмы–«упрощенцы», ПБОЮЛ и прочие участники рынка остаются неохваченными. В связи с этим статистикам приходится проводить «трудоемкие и дорогостоящие мероприятия по переписи предприятий», чтобы отследить, какие из них реально действуют, а какие числятся лишь на бумаге. Выход, по мнению Ульянова, только один. «В законодательстве многих стран присутствует норма, по которой налоговые службы обязаны представлять статистикам определенный ограниченный набор данных из налоговой отчетности всех без исключения предприятий. Если бы такая норма появилась у нас, самые маленькие предприятия можно было бы не обременять статотчетностью и переписными работами», – уверен Ульянов.
Малым фирмам, работающим в сфере распространения рекламы, законодатели намерены помочь в борьбе с более крупными конкурентами. Не допустить монополизации рынка установки рекламных конструкций должны поправки в закон «О рекламе», подготовленные группой депутатов Госдумы. Об этом на прошедшем накануне заседании круглого стола заявил один из авторов законопроекта, зампредседателя думского комитета по информационной политике Владимир Мединский. Суть депутатских поправок сводится к тому, чтобы запретить распространителям рекламы иметь более 25 процентов разрешений от числа всех выданных на территории города, области или всей страны аналогичных документов. Помимо того, предприниматели, претендующие на получение разрешений, должны будут выиграть специально организованный конкурс, что, по мнению инициаторов поправок, позволит развить конкуренцию на рекламном рынке.
Присутствовавшие на заседании круглого стола чиновники Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в целом оценили законопроект положительно. Однако замруководителя антимонопольного ведомства Андрей Кашеваров отметил, что 25-процентное ограничение числа разрешений на установку рекламных конструкций вряд ли приемлемо. Он подчеркнул, что закрепленная в антимонопольном законодательстве доля доминирования начинается с 35 процентов. «К этому показателю надо привести и рынок рекламораспространения», – убежден он.
Налоговое ведомство призывает не торопиться с переводом всех российских фирм без исключения на международные стандарты финансовой отчетности. Выступая на бухгалтерском форуме в Кремле, замруководителя ФНС Владимир Гусев выразил недоумение по поводу того, что в статье 18 проекта федерального закона «Об официальном бухгалтерском учете» закреплено положение о применении принципов МСФО. По его словам, ориентация на международные стандарты правильная, но переход на них путем простого принятия «такого единовременного силового решения» невозможен. «Потребность в отчетности по МСФО надо сформировать снизу, а мы ее пытаемся насаждать в законодательном порядке, что недопустимо», – в сердцах подытожил замруководителя ФНС.
Не исключено, что вскоре возможность решать вопросы путем подкупа госслужащих сведут на нет – российские законы не дадут чиновнику ни единого шанса на получение взятки. Каждый законопроект будет проходить тщательную криминологическую экспертизу, в том числе на предмет коррупциогенности. Такую задачу в ходе Всероссийского координационного совещания руководителей правоохранительных органов поставил на днях перед силовиками президент страны Владимир Путин. Он подчеркнул, что проведение подобных экспертиз предусмотрено Конвенцией ООН против коррупции, к которой присоединилась и Россия. Глава государства особо отметил, что со взяточничеством необходимо бороться с помощью превентивных мер. Поэтому, уверен он, на сегодня создание законодательства, препятствующего вступлению должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в коррупционные сделки – одна из главных целей.
Кроме того, в скором времени появятся нормы, которые позволят контролировать доходы и имущество сотрудников правоохранительных ведомств и их родственников, а также судей и членов их семей. Однако президент отметил, что столь же важно оградить блюстителей правопорядка и служителей Фемиды от неправомерного вмешательства в их работу «заинтересованных» граждан, а также различных начальников самых разных уровней.