22.09.2006
При оказании маркетинговых услуг ставку НДС следует определять в зависимости от местонахождения фирмы-заказчика. Такой вывод сделали представители ФНС в письме от 27 июля 2006 г. № 03-4-03/1379. Поскольку понятия «маркетинговые услуги» в налоговом законодательстве нет, но вместо него вполне можно использовать определение «исследования конъюнктуры рынка», которое содержится в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, отметили налоговики. В результате, делают вывод сотрудники налогового ведомства, если покупатель услуг – иностранная компания, то территория России не признается местом их реализации. Значит, такие операции будут облагаться НДС по нулевой ставке.
21.09.2006
Девяносто пять из ста опрошенных «УНП» компаний предпочитают вести бухгалтерский учет в рублях с копейками. Хотя пункт 25 Положения по ведению бухгалтерского учета (утверждено приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н) и разрешает отражать операции в целых рублях.
А вот практически вся налоговая отчетность составляется в полных рублях. Такая разница неизбежно приводит к тому, что на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» постоянно образуется сальдо. Эта разница по негласному правилу списывается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Однако правилами бухгалтерского учета такой порядок не предусмотрен.
Идею о пожизненном лишении права работать в банковской сфере недобросовестных участников рынка, которую две недели назад публично высказывал Андрей Козлов, решили развивать депутаты Госдумы. В среду Александр Лебедев объявил о срочной разработке соответствующих поправок и вынесении их на рассмотрение Госдумы.
Как рассказал Александр Лебедев, поправки будут касаться в первую очередь законов "О противодействии отмыванию..." и "О банках и банковской деятельности". "Полномочия на вынесение запрета занимать посты в банковских кругах должны находиться в руках сотрудников Центрального банка, который занимается и утверждением руководящих кандидатур, – считает депутат. – В настоящее время юристы работают над разработкой документов, которые до конца этой недели будут вынесены на обсуждение в Госдуму".
В настоящее время закон о Банке России признает право ЦБ "устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров, единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера", а также к руководителям филиала кредитной организации. При этом закон "О банках и банковской деятельности" в числе причин несоответствия кандидатов называет отсутствие у них высшего юридического или экономического образования, опыта руководства, а также наличие судимости за экономические преступления и административных правонарушений в области торговли и финансов.
Как пояснил представитель Банка России, "определенные возможности по тому, чтобы банкиры не мигрировали из банка в банк, у ЦБ есть, но это касается только руководителей, а не менеджеров среднего звена. Поэтому мы выступаем за введение более жестких ограничений на возможность заниматься профессиональной деятельностью однажды злоупотребивших сотрудников кредитной организации".
Коллеги по Думе тоже поддержали инициативу Александра Лебедева. Но, по словам первого заместителя председателя банковского комитета Госдумы Павла Медведева, "дело не в должности руководителя, а в действии. Следует определить, за какие действия сотрудник банка может быть наказан запретом на профессию, а это сделать сложнее всего. Проблема не в том, как наказать, а как понять, какая операция нехорошая".
Участники рынка также считают, что банковской системе необходима зачистка. В то же время они сомневаются в правильности выбранных методов и говорят о необходимости детализировать критерии, по которым будут определяться нарушители.
Во вторник Высший арбитражный суд фактически запретил оспаривать письма Минфина в арбитражных судах. Даже доказательства, свидетельствующие, что налоговики с удовольствием берут на вооружение любые, вплоть до противоречащих законодательству, разъяснения Минфина, не заставили ВАС принять решение в пользу бизнеса. Компаниям придется по-прежнему воевать с фискалами после каждой проверки.
Более двух лет компания «СЕБ Русский лизинг» из Санкт-Петербурга пытается доказать, что у лизингодателя кроме доходов могут быть еще и расходы и что разъяснения Минфина по этому поводу не соответствуют Налоговому кодексу. Следуя им, компания, передав в лизинг, например, оборудование, может учесть затраты на его приобретение только после того, как право собственности полностью перейдет к лизингополучателю. Если оборудование дорогостоящее, то на это могут уйти и год, и два. Причем платежи за такое оборудование лизингодатель начинает получать гораздо раньше и налог на прибыль должен платить сразу же.
Свои интересы компания давным-давно отстояла. Больше года назад ей удалось выиграть дело против УФНС по Санкт-Петербургу в ФАС Северо-Западного округа. Это избавляет фирму от риска возникновения каких бы то ни было претензий со стороны налоговиков. Кроме того, с 1 января текущего года НК поправлен и порядок уплаты налога урегулирован. Но те два года, которые действовало письмо Минфина, до сих пор остаются источником опасности для лизингодателей.
«Мы собрали доказательства того, что письма Минфина расцениваются налоговиками как нормативные документы», — рассказал первый заместитель генерального директора, начальник юридического отдела компании «СЕБ Русский лизинг» Александр Зимин. При желании любую лизинговую компанию можно наказать, если она не выполняла требования этого письма. Поэтому и была предпринята попытка оспорить его положения в Высшем арбитражном суде.
Проблема вышла совсем на другой уровень. «Минфин породил столько писем, которые берутся налоговой службой на вооружение, что прецедент просто необходим», — объясняет свою позицию Александр Зимин. Тогда предприятия смогут разбираться с любым разъяснением Минфина, не дожидаясь, пока оно обрастет практикой налогового контроля.
Минфин от такой перспективы не в восторге. Его представители наперебой доказывали суду, что письма министерства не являются нормативными правовыми актами, выражают только мнение структурного подразделения, но никак не Минфина в целом, а потому их нельзя оспаривать в арбитражных судах. Сотрудник правового департамента даже заявил на условиях анонимности, что компания может вообще не обращать внимания на письма министерства и исходить только из норм НК. В суд же, по его мнению, нужно идти не с разъяснениями, а с актом проверки, и обжаловать действия налоговиков.
После полуторачасового обсуждения суд оставил все как есть. Однако если бы судьи подтвердили, что письма Минфина можно оспаривать в арбитражных судах, то, по мнению эксперта по налогам юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадима Зарипова, могла бы получиться сбалансированная система. «С одной стороны компания, направив запрос и зная точку зрения Минфина, могла бы ориентироваться на него, — поясняет эксперт. — С другой стороны, если она с этой точкой зрения не согласна, то могла бы ее оспорить и получить официальную позицию государства из рук судей».
Таким нехитрым способом ВАС мог ввести в нашу налоговую систему аналог используемых за рубежом предварительных заключений, когда компания еще до совершения сделки и начала проверки может оценить все риски, которыми грозит то или иное принятое ею решение.
Такая возможность, по мнению Зарипова, чрезвычайно важна для компаний, и он надеется, что с 1 января 2007 года ситуация изменится. С этого момента разъяснения Минфина будут обязательны для налоговых органов и их нормативный характер будет очевиден. Поэтому письма Минфина, выпущенные после этой даты, компания сможет оспорить в ВАС.
Честная уплата всех недоимок еще не гарантирует фирме избавление от претензий налоговых органов. По крайней мере, в тех случаях, когда взыскивают их люди, не обремененные излишней порядочностью. Так, по вине двух свердловских судебных приставов, больше заботившихся о пополнении собственного кармана, а не госбюджета, множество местных коммерсантов были зачислены в злостные неплательщики.
Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в прокуратуре Уральского федерального округа, на протяжении нескольких лет приставы успешно «половинили» взыскиваемые по исполнительным листам денежные суммы. Часть денег «честно» перечислялась в бюджет, а вторая половина, после соответствующей «корректировки» финансовых документов, оседала на счетах родственников и знакомых оборотистых служителей Фемиды. Те, в свою очередь, снимали наличность в городских банкоматах и передавали злоумышленникам. До тех пор, пока махинации не вскрылись в ходе внутриведомственной проверки, криминальный дуэт сумел умыкнуть свыше 700 тысяч рублей. Обоим махинаторам предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 286 – «превышение должностных полномочий» и ч. 3 ст. 159 УК – «мошенничество в крупном размере». Если их вина будет доказана, приставы отправятся за решетку на срок до шести лет. Не исключено также, что перечень фигурантов дела может пополниться: в настоящее время следственная бригада Генпрокуратуры проверяет на причастность к данному преступлению и других должностных лиц.
Руководитель фирмы, уличенной в незаконном использовании чужого товарного знака или указавшей недостоверные сведения о происхождения своей продукции, может быть наказан лишением свободы на срок до шести лет. Штраф же за подобное нарушение повышается с 300 до 500 тысяч рублей. Соответствующие поправки в статьи 146 и 180 Уголовного кодекса приняли в первом чтении депутаты Госдумы. Собственно говоря, возможность отправиться за решетку у производителей контрафакта есть и сейчас, однако пока их преступление квалифицируется как «тривиальное» («средней тяжести») и потолок наказания по нему составляет пять лет. Добавка же в виде еще одного года переводит преступление в категорию «тяжких».
«Пятилетнее наказание не является адекватным для подобного рода преступлений и не останавливает преступников. В результате рынок контрафакта приобрел пугающий размах, сегодня только ленивый не пытается подделывать то, что пользуется спросом», – отметил в беседе с корреспондентом «ФАФИ» член Комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков.
Фирме не удастся вернуть или зачесть переплату по НДС, если налог был включен в цену товара. К такому выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении № Ф04-5228/2006(25523-А46-42). Судьи рассмотрели заявление предпринимателя, в котором тот требовал вернуть ему излишне уплаченный НДС. Бизнесмен утверждал, что спорный налог он уплачивал за счет собственной прибыли, правда, доказательств тому представить не смог. Исходя из обстоятельств дела, судьи справедливо отметили как то, что налог взимался с покупателей (фактическими плательщиками НДС были приобретатели товара), так и то, что бизнесмен в данном случае является посредником между покупателями и бюджетом. Следовательно, права собственности на эти деньги у него нет.
Госдума приняла в первом чтении неоднозначно воспринятый бизнес-сообществом проект части 4 Гражданского кодекса, посвященной противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности. В документе, фактически отменяющем все ранее принятые законы об авторском праве, определяется перечень видов интеллектуальной деятельности, подлежащих правовой охране, регламентируется порядок использования авторского права, устанавливается форма договоров, особенности их заключения и последствия нарушения и т. д.
Эксперты, однако, особой радости по поводу данного события не выказывают. Так, отвечая на вопрос корреспондента «ФАФИ», руководитель Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин отметил, что авторы законопроекта, явно пытаясь объять необъятное, «смешали в одном флаконе» имущественные и моральные права, что может привести к нежелательным последствиям.
«Этот проект ломает всю правовую систему в сфере интеллектуальной собственности и всю правовую систему в целом. Ведь по сути этот закон отраслевой, но зачем-то включен в общегражданский Кодекс. Боюсь, что он окончательно запутает судебную практику», – вторит ему заведующий кафедрой ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям интеллектуальной собственности Михаил Федотов.
«В документе мало нового, многие нормы просто списаны с нормативных актов СССР середины 60-х годов прошлого века. Боюсь, что в результате его принятия борьба с контрафактом, как и прежде, останется лишь на бумаге. Кроме того, одномоментная отмена ныне действующих законов может привести к правовому вакууму», – считает член экспертного совета по правовому регулированию и защите интеллектуальной собственности Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Анатолий Семенов.
Центробанк готов существенно снизить ставку рефинансирования. Об этом сообщил, выступая на комитете по кредитным организациям и финансовым рынкам в Госдуме, первый зампред главного банка страны Алексей Улюкаев. Правда, отметил зампред, ЦБ пойдет на такой шаг лишь в том случае, если инфляция в текущем году не превысит 9 процентов годовых. Надежды на это есть: на середину сентября инфляция составила 7,1 процента. Напомним, что сумма неустойки (пени, штрафа) начисляется в размере ставки рефинансирования от неоплаченной суммы за каждый день просрочки. На данный момент она составляет 11,5 процента.
Фирмы, которые имеют обособленные подразделения, могут значительно упростить порядок сдачи отчетности и уплату налога на имущество. Речь идет о ситуациях, когда организация и все ее подразделения находятся на территории одного региона и сумма налога полностью зачисляется в региональный бюджет. При таком стечении обстоятельств компания вправе представить одну декларацию и уплачивать этот налог по месту своего нахождения за все имущество, подлежащее налогообложению, в пределах территории данного региона. Об этом Минфин сообщает в письме от 9 августа 2006 г. № 03-06-01-04/155.
Фирмы, выпускающие товары с длительным производственным циклом (свыше шести месяцев), скоро наконец-то смогут с полным основанием не платить НДС с сумм полученной предоплаты. Напомним, что по закону, для того чтобы не платить НДС с авансов такие фирмы обязаны по итогам налогового периода представить в инспекцию, наряду с прочими документами, заключение Минпромэнерго, подтверждающее длительность производственного цикла. Однако с этим вышла загвоздка: мало того что правительство утвердило новый перечень товаров лишь в августе (а не в январе, как обещали чиновники), так вдобавок ко всему в Министерстве промышленности и энергетики «забыли» подготовить типовую форму бланка. Впрочем, в ближайшее время ситуация изменится к лучшему: как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в Департаменте бюджетной политики и финансов Минпромэнерго, форма заключения и документ о правилах ее заполнения, наконец, разработаны и в ближайшее время будут направлены на регистрацию в Минюст. Более того, в министерстве уже сейчас готовы пойти навстречу истомленным ожиданием фирмам и выдавать им, на свой страх и риск, заверенные справки с указанием длительности производственного цикла.
База данных фальшивых паспортов может появиться в России уже через полгода. Такое мнение в эфире радиостанции "Эхо Москвы" высказал вчера первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев.
Он сообщил, что локальные базы "плохих паспортов" уже существуют и их надо просто объединить, на что нужна "добрая воля Министерства внутренних дел". Депутат отметил, что "теперь мы добьемся того, чтобы база была, так как президент России дал на это свое указание".
П.Медведев пояснил, что создание подобной базы позволит на 90% решить проблему незаконного обналичивания денег. По его словам, обналичивание само по себе не является незаконной операцией, но компании часто пользуются этим для снижения суммы налогооблагаемой прибыли.
Ключевым звеном в "обналичке" являются фирмы-однодневки, которые регистрируются на фальшивые паспорта. Создание базы данных фальшивых паспортов приведет к тому, что "криминальная обналичка будет безумно дорогой", заверил П.Медведев.
Он отметил, что за последние 4 года в банковской сфере происходит заметное усиление контроля, во многом это связано с приходом на должность председателя Банка России Сергея Игнатьева. Усиление контроля уже привело к существенному увеличению стоимости обналичивания денег, "и это большая победа ЦБР", считает П.Медведев.
П.Медведев подчеркнул, что "в банковском секторе удовлетворительная ситуация будет через 2-3 года, если тот темп (по надзору за банками), который взял ЦБР сейчас, сохранится".
Банковский сектор с начала 90-х годов изменился до неузнаваемости, отметил П.Медведев, "если раньше маргиналами считались честные банки, то теперь маргиналы – это банки, совершающие незаконные операции, и их надо на этом ловить", заключил П.Медведев.
На заседании Московской городской думы 20 сентября принят в первом чтении проект закона «О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции». Об этом сообщил
пресс-центр Мосгордумы.
По словам заместителя руководителя Департамента потребительского рынка и услуг города Светланы Королевой, на долю алкогольной продукции приходится более 20 процентов в продовольственном товарообороте города. На сегодняшний день в Москве действуют 11111 магазинов, реализующих ежедневно в среднем миллион бутылок алкогольной продукции на 123,7 млрд рублей.
Существовавшая в течение нескольких лет система государственного контроля в Москве через механизм лицензирования доказала свою эффективность: смертность в столице от отравления некачественным алкоголем значительно ниже, чем в целом по стране.
Однако, как отметила Светлана Королева, после вступления в силу с января 2006 года изменений Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» были значительно сокращены полномочия субъектов федерации по контролю качества алкогольной продукции.
С учетом изменений федерального законодательства был разработан проект городского закона, который определяет порядок лицензирования и вводит декларирование розничной продажи алкогольной продукции на территории города.
В законопроекте установлен новый порядок рассмотрения документов и выдачи лицензий, переоформления и продления их срока действия, осуществления контроля соблюдения лицензионных требований и условий со стороны органов исполнительной власти города, а также приостановления, возобновления, прекращения действия и аннулирования лицензий, взимания лицензионного сбора. Предусматривается использование автоматизированной информационной системы учета розничной продажи алкогольной продукции.
Говоря о новациях законопроекта, Светлана Королева подчеркнула, что расширяется перечень оснований для приостановления действия лицензий. В частности, санкции могут последовать в случае сообщения недостоверных сведений в декларациях о розничной продаже алкогольной продукции или несвоевременное представление деклараций в лицензирующий орган, а также за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним.
Отмечая достоинства рассматриваемого документа, председатель комиссии по экономической политике и предпринимательству Александр Ковалев (фракция «Единая Россия») обратил внимание на то, что «четко прослеживается мысль о поддержке малого бизнеса». Так, предусмотренный за выдачу лицензии на продажу алкогольной продукции денежный сбор составит 60 тысяч рублей на один год за каждый объект лицензирования. А для коммерсантов, имеющих свидетельство о внесении в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, размер лицензионного сбора предлагается снизить на 50 процентов.
Депутаты положительно отнеслись в целом к документу, который должен способствовать эффективному развитию рынка и создавать условия, содействующие сохранению здоровья горожан. Вместе с тем, было отмечено, что некоторые положения, особенно касающиеся процедурных вопросов, требуют пояснения и конкретизации.
На внесение поправок к принятому в первом чтении документу депутаты взяли три недели, после чего гордума вернется к работе над ним.
Участники договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом могут применять «упрощенку» только по методу «доходы минус расходы». Если налогоплательщик применяет упрощенный режим с объектом налогообложения доходы и собирается в 2006 году стать участником договора простого товарищества, то он должен перейти на общий режим налогообложения. Право на УСН такой налогоплательщик утрачивает с начала квартала, в котором он стал участником договора. Об этом сообщается в письме Минфина России от 01.08.2006 № 03-11-02/169. Данные разъяснения ФНС России довела до сведения налогоплательщиков письмом от 15.08.2006 № ГВ-6-02/803@.
В письме также напоминается, что налогоплательщик может изменить объект налогообложения по истечении трех лет с начала применения "упрощенки".
20.09.2006
Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" установил, в частности, новые правила зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов (ст. 78, 79 НК РФ), которые вступят в силу с 1 января 2007 года, а частично — с 1 января 2008 года.
С нового года сумма излишне уплаченного налога будет подлежать зачету в счет:
- предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам,
- погашения недоимки по иным налогам,
- задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения.
Так же, как и в настоящее время, излишне уплаченный налог может быть возвращен налогоплательщику.
Однако зачет по всем видам налогов будет возможен только до конца 2007 года.
С 1 января 2008 года зачет излишне уплаченных сумм будет производиться по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по этим налогам и сборам.
С учетом внесенных поправок налогоплательщики получают право в случае обнаружения фактов излишней уплаты налога обратиться по своей инициативе в налоговый орган для проведения совместной сверки расчетов. Сверка, как и ранее, может быть произведена и по предложению налогового органа.
В статьях 78 и 79 Налогового кодекса РФ унифицированы сроки принятия решений налоговым органом. Этот срок составляет 10 дней. В результате такой "унификации" увеличен срок принятия решения налоговым органом о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей с пяти до десяти дней. Этот срок будет исчисляться со дня получения письменного заявления налогоплательщика или подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам налоговые органы должны будут производить самостоятельно, принимая соответствующее решение в течение 10 дней со дня обнаружения факта излишней уплаты налога или со дня подписания с налогоплательщиком акта совместной сверки или со дня вступления в силу решения суда. При этом налогоплательщик не лишен права также подать заявление о зачете.
В отношении возврата излишне уплаченных налогов установлено, что он будет осуществляться не только после погашения недоимок по налогам соответствующего вида и пеням по ним, как в настоящее время, но и после погашения также задолженности по штрафам.
Срок для подачи заявления о возврате не изменился, заявление по-прежнему можно будет подать в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Уточнена процедура осуществления возврата — налоговый орган должен принять решение в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки расчетов. При этом до истечения этого срока налоговый орган должен направить в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат соответствующей суммы.
С 2007 года вводится обязанность налоговых органов в письменной форме сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) в течение пяти дней со дня его принятия, передав сообщение руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим дату и факт получения (п. 9 ст. 78 НК РФ в новой редакции). Как известно, в настоящее время налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о принятом решении в течение двух недель. Однако форма информирования не установлена, в связи с чем эта обязанность часто не соблюдается налоговыми органами. С учетом внесенных Федеральным законом N 137-ФЗ изменений форма взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами в плане информирования о принятых решениях по заявлениям о зачете (возврате) налогов получила принципиально новое урегулирование.
При исчислении сроков в днях следует учесть, что с 1 января 2007 года в соответствии с новой редакцией статьи 6.1 НК РФ под днем в налоговых отношениях будет пониматься рабочий день, если в тексте соответствующей статьи не сделана оговорка "календарный день". Поскольку такой оговорки в новой редакции статей 78, 79 НК РФ нет, то реальные сроки принятия решений и извещения налогоплательщиков будут значительно больше, чем можно предположить при первом прочтении норм.
С нового года в законодательном порядке установлена обязанность органов Федерального казначейства уведомлять налоговые органы о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
В новой редакции ст. 78 НК РФ сохранено положение, согласно которому в случае нарушения установленного срока возврата излишне уплаченного налога налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Согласно новой редакции ст. 79 НК РФ возврат сумм излишне взысканных платежей (налогов, сборов, пеней, штрафов) должен будет осуществляться на основании решения налогового органа, принятого в течение 10 дней со дня получения соответствующего письменного заявления налогоплательщика.
Сокращен срок для информирования налоговым органом налогоплательщиков об обнаружении фактов излишнего взыскания налога налоговым органом самостоятельно. В настоящее время этот срок составляет месяц. С 1 января 2007 года он не может превышать 10 дней со дня установления этого факта налоговым органом.
Введена обязанность территориального органа Федерального казначейства, осуществившего возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, об уведомлении налогового органа о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
В случае если проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства и до истечения трехдневного срока отправляет поручение на возврат оставшейся суммы процентов в территориальный орган Федерального казначейства.
С 1 января 2008 года вводится положение, согласно которому возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со ст. 78 НК РФ.
С 1 января 2007 года должен был измениться порядок возмещения НДС в соответствии с отдельными поправками, внесенными Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ. Но этого не произошло. Федеральным законом N 137-ФЗ утверждена новая редакция ст. 176 НК РФ, устанавливающая единый алгоритм возмещения налога на добавленную стоимость как при совершении экспортных, так и иных операций.
В настоящее время действует правило, согласно которому налогоплательщик имеет право на возврат соответствующей суммы НДС по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. То есть эта норма напрямую не связана с проведением камеральной проверки. С 2007 года право на возврат НДС может быть реализовано после проведения налоговым органом камеральной проверки.
Если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, то по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм. В противном случае составляется акт налоговой проверки с последующим его рассмотрением и вынесением решений налогового органа.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу на добавленную стоимость, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
Налогоплательщик имеет право подать письменное заявление о том, чтобы суммы, подлежащие возврату, были направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по этому или иным федеральным налогам.
При нарушении сроков возврата суммы налога, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Банка России.
Поступление денег на счет фирмы еще не означает, что их необходимо включить в налоговую базу для исчисления НДС. На это указывают арбитры в постановлении ФАС Уральского округа от 16 августа 2006 г. № Ф09-2619/06-С2. В рассматриваемом деле спорная сумма была отражена в платежном поручении как оплата за материалы. Однако фирма не стала платить с нее НДС, ссылаясь на то, что, на самом — то деле деньги ею получены в качестве займа. В подтверждение своих слов она представила письмо компании-заимодателя. Учтя этот аргумент, судьи сделали вывод, что компания правомерно не заплатила налог с полученных средств. Налоговикам же было указано, что для исчисления НДС имеет значение не только поступление денег, но и реализация товаров (п. 2 ст. 153 НК), которая в данном случае, что очевидно, не осуществлялась.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" установил, в частности, новые правила зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов (ст. 78, 79 НК РФ), которые вступят в силу с 1 января 2007 года, а частично — с 1 января 2008 года.
С нового года сумма излишне уплаченного налога будет подлежать зачету в счет:
— предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам,
— погашения недоимки по иным налогам,
— задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения.
Так же как и в настоящее время, излишне уплаченный налог может быть возвращен налогоплательщику.
Однако зачет по всем видам налогов будет возможен только до конца 2007 года.
С 1 января 2008 года зачет излишне уплаченных сумм будет производиться по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по этим налогам и сборам.
С учетом внесенных поправок налогоплательщики получают право в случае обнаружения фактов излишней уплаты налога обратиться по своей инициативе в налоговый орган для проведения совместной сверки расчетов. Сверка, как и ранее, может быть произведена и по предложению налогового органа.
В статьях 78 и 79 Налогового кодекса РФ унифицированы сроки принятия решений налоговым органом. Этот срок составляет 10 дней. В результате такой "унификации" увеличен срок принятия решения налоговым органом о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей с пяти до десяти дней. Этот срок будет исчисляться со дня получения письменного заявления налогоплательщика или подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам налоговые органы должны будут производить самостоятельно, принимая соответствующее решение в течение 10 дней со дня обнаружения факта излишней уплаты налога или со дня подписания с налогоплательщиком акта совместной сверки или со дня вступления в силу решения суда. При этом налогоплательщик не лишен права также подать заявление о зачете.
В отношении возврата излишне уплаченных налогов установлено, что он будет осуществляться не только после погашения недоимок по налогам соответствующего вида и пеням по ним, как в настоящее время, но и после погашения также задолженности по штрафам.
Срок для подачи заявления о возврате не изменился, заявление по-прежнему можно будет подать в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Уточнена процедура осуществления возврата — налоговый орган должен принять решение в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки расчетов. При этом до истечения этого срока налоговый орган должен направить в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат соответствующей суммы.
С 2007 года вводится обязанность налоговых органов в письменной форме сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) в течение пяти дней со дня его принятия, передав сообщение руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим дату и факт получения (п. 9 ст. 78 НК РФ в новой редакции). Как известно, в настоящее время налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о принятом решении в течение двух недель. Однако форма информирования не установлена, в связи с чем эта обязанность часто не соблюдается налоговыми органами. С учетом внесенных Федеральным законом N 137-ФЗ изменений форма взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами в плане информирования о принятых решениях по заявлениям о зачете (возврате) налогов получила принципиально новое урегулирование.
При исчислении сроков в днях следует учесть, что с 1 января 2007 года в соответствии с новой редакцией статьи 6.1 НК РФ под днем в налоговых отношениях будет пониматься рабочий день, если в тексте соответствующей статьи не сделана оговорка "календарный день". Поскольку такой оговорки в новой редакции статей 78, 79 НК РФ нет, то реальные сроки принятия решений и извещения налогоплательщиков будут значительно больше, чем можно предположить при первом прочтении норм.
С нового года в законодательном порядке установлена обязанность органов Федерального казначейства уведомлять налоговые органы о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
В новой редакции ст. 78 НК РФ сохранено положение, согласно которому в случае нарушения установленного срока возврата излишне уплаченного налога налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Согласно новой редакции ст. 79 НК РФ возврат сумм излишне взысканных платежей (налогов, сборов, пеней, штрафов) должен будет осуществляться на основании решения налогового органа, принятого в течение 10 дней со дня получения соответствующего письменного заявления налогоплательщика.
Сокращен срок для информирования налоговым органом налогоплательщиков об обнаружении фактов излишнего взыскания налога налоговым органом самостоятельно. В настоящее время этот срок составляет месяц. С 1 января 2007 года он не может превышать 10 дней со дня установления этого факта налоговым органом.
Введена обязанность территориального органа Федерального казначейства, осуществившего возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, об уведомлении налогового органа о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
В случае если проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства и до истечения трехдневного срока отправляет поручение на возврат оставшейся суммы процентов в территориальный орган Федерального казначейства.
С 1 января 2008 года вводится положение, согласно которому возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со ст. 78 НК РФ.
С 1 января 2007 года должен был измениться порядок возмещения НДС в соответствии с отдельными поправками, внесенными Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ. Но этого не произошло. Федеральным законом N 137-ФЗ утверждена новая редакция ст. 176 НК РФ, устанавливающая единый алгоритм возмещения налога на добавленную стоимость как при совершении экспортных, так и иных операций.
В настоящее время действует правило, согласно которому налогоплательщик имеет право на возврат соответствующей суммы НДС по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. То есть эта норма напрямую не связана с проведением камеральной проверки. С 2007 года право на возврат НДС может быть реализовано после проведения налоговым органом камеральной проверки.
Если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, то по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм. В противном случае составляется акт налоговой проверки с последующим его рассмотрением и вынесением решений налогового органа.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу на добавленную стоимость, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
Налогоплательщик имеет право подать письменное заявление о том, чтобы суммы, подлежащие возврату, были направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по этому или иным федеральным налогам.
При нарушении сроков возврата суммы налога, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Банка России.
Фирмы, применяющие УСН при расчете единого налога вправе учесть затраты на оплату транспортных услуг, даже если они оказаны сторонними организациями. Такой вывод сделали судьи ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 1 сентября 2006 г. № А56-11307/2005.
В рассматриваемом деле налоговики, следуя странной логике, посчитали, что раз бизнесмен занимается торговлей, то расходы на транспортировку товаров у него в принципе не могут быть обоснованными. К счастью, судьи с ними не согласились, указав, что транспортировка напрямую связана с основной деятельностью фирмы и способствует получению дохода. Кроме того, спорные затраты документально подтверждены договором и актами приема выполненных работ. Собрав все факты воедино и оперируя статьями 252, 254 и 346.16 Налогового кодекса, арбитры сделали вывод, что стоимость услуг сторонней организации фирма правомерно включила в состав материальных расходов.
Индивидуальный предприниматель может получить вычет по НДС даже в том случае, если он не указал в счете-фактуре наименование налоговой, которая выдала ему свидетельство о госрегистрации. Такой вывод следует из постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 августа 2006 г. № А19-45799/05-52-Ф02-4198/06-С1. В рассматриваемом деле из-за отсутствия в документе названия ведомства налоговики признали представленный счет-фактуру попросту недействительным и поэтому, недолго думая, отказали в вычете по НДС. Арбитры сослались на то, что согласно статье 169 Налогового кодекса, в счете-фактуре, помимо всего прочего, действительно должны быть указаны реквизиты свидетельства о госрегистрации, но вот какие именно, в Кодексе не уточняется. В то же время в спорном документе содержится номер и дата выдачи свидетельства, а также указаны адрес, имя и ИНН предпринимателя. По мнению арбитров, этой информации вполне достаточно для того, чтобы безошибочно установить данного поставщика.
Игорный бизнес может получить некоторое время на то, чтобы решить хозяйственные и бюрократические вопросы при переезде из городов в «азартные резервации». Об этом на прошедшей накануне пресс-конференции заявил депутат Госдумы Александр Лебедев. По его словам, надо оговорить сроки, в течение которых населенные пункты должны быть полностью избавлены от казино и игровых автоматов. На «переселение» игровым фирмам, по мнению Лебедева, достаточно дать время до начала 2008 года. Депутат заметил, что внести соответствующие поправки необходимо перед вторым чтением законопроекта «О деятельности по организации и проведению азартных игр и пари и производству игрового оборудования», которое намечено на октябрь.