03.11.2006
Незаконное ущемление прав малого бизнеса на рынке дорого обойдется монополистам. Накануне Госдума приняла в первом чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), усиливающие ответственность компаний за нарушение антимонопольного законодательства. Речь пойдет о действительно серьезных суммах. Дело в том, что согласно законопроекту, штрафы будут исчисляться не только в МРОТ, но и в зависимости от размера годовой выручки компании-монополиста. Так, за злоупотребление доминирующим положением на рынке фирма-нарушитель заплатит от 0,5 до 2 процентов выручки от реализации продукции. Если же несколько компаний будут уличены в картельном сговоре, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выпишет каждой из них штраф в размере от 1 до 4 процентов дохода.
К слову сказать, заметно возрастут и штрафы за несоблюдение принципов добросовестной конкуренции. Монополисты, чье поведение ФАС сочтет некорректным по отношению к другим участникам рынка, заплатят в госказну от 100 тысяч до полумиллиона рублей.
Срок рассрочки, которую обещают предоставлять малым фирмам при выкупе арендуемых помещений, не является конечным вариантом. Об этом накануне заявил глава Департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ Андрей Шаров. На встрече с журналистами он привел данные, согласно которым порядка 70 процентов предпринимателей не могут приобрести бизнес-недвижимость, которую арендуют по нескольку лет, и в обустройство которой вложили немалые деньги. Шаров напомнил, что в новой редакции закона о приватизации для таких фирм предусмотрен ряд послаблений. Во-первых, для них предполагается в два раза снизить размер вносимого перед аукционом или конкурсом задатка – с 20 до 10 процентов от стартовой стоимости объекта. Во-вторых, предоставить рассрочку платежа при выкупе помещения на три года. Эти меры уже согласованы в различных ведомствах, однако представитель МЭРТ считает, что останавливаться на этом не стоит. «Я надеюсь, что если депутаты Госдумы и общественные организации хорошенько поработают, то срок рассрочки можно еще увеличить. Тогда это будет очень серьезное подспорье для тех, кто вложил много труда и финресурсов в арендуемое помещение и не желает с ним расставаться», – подчеркнул Шаров.
В ближайшее время производителям и продавцам спиртсодержащей продукции следует ожидать новых, очень жестких и дотошных проверок. Накануне Генеральная прокуратура в опубликованном на официальном сайте ведомства заявлении потребовала от региональных прокуроров, милиции и сотрудников Роспотребнадзора усилить контроль за оборотом алкоголя. По мнению представителей генпрокуратуры, в условиях роста объемов реализуемого внутри страны «левого» алкоголя меры, которые принимают правоохранительные и надзорные структуры для исправления ситуации, явно недостаточны.
Добавим, что особенно несладко придется тем предпринимателям, чья водка или вино приведут к отравлению покупателей. Они почти наверняка будут привлечены к уголовной ответственности, а местным прокурорам вменили в обязанность уделять подобным случаям особо пристальное внимание.
Размер коэффициента ускоренной амортизации нельзя изменять в течение всего срока полезного использования имущества, которое передается в лизинг. Такую информацию сообщил Минфин в письме от 6 октября 2006 г. № 03-03-04/1/682. Представители финансового ведомства объяснили это тем, что норма амортизации для основного средства устанавливается на дату ввода его в эксплуатацию и действительно в течение всего срока амортизации.
При расчете налога на прибыль поставщик не может учесть свои затраты на оплату магазину услуг по приоритетной выкладке товаров. К такому выводу пришел Минфин в письме от 3 октября 2006 г. № 03-03-04/1/677. Самое обидное так это то, что в последнее время «плата за вход» в сетевые супермаркеты прочно вошла в деловой оборот, и фирмы, решившие на ней сэкономить, попросту лишаются выгодного договора поставки. В главном финансовом ведомстве, видимо, пока этого не осознают, утверждая, что данные затраты экономически не обоснованы, а значит налогооблагаемую прибыль они не уменьшают.
02.11.2006
Предприниматели, видимо, еще нескоро увидят новый федеральный закон о бухучете. Резкое неприятие разработанного Минфином и вынесенного еще летом на публичное обсуждение законопроекта «Об официальном бухгалтерском учете» выразили в опубликованном накануне отзыве эксперты Фонда НСФО. В частности, они указывают на то, что нельзя предоставлять право на принятие нормативных документов, в том числе отраслевых стандартов бухучета, разным государственным ведомствам. «Это приведет к коллизиям между разрабатываемыми и утверждаемыми нормативными правовыми актами, а также к отсутствию ответственных за разработку полного пакета стандартов», – говорится в письме Фонда. Возмущает экспертов и упоминание в законопроекте о минимальных квалификационных требованиях к главным бухгалтерам. По мнению авторов письма, установление подобных требований – сугубо внутреннее дело каждой фирмы, ведь ответственность за правильность отчетности несет в итоге руководитель компании.
В результате, эксперты Фонда НСФО заявили, что законопроект Минфина ни в коей мере не устраивает профессиональное сообщество и вносить его на рассмотрение в правительство без существенной доработки не следует.
Алкогольный рынок ожидают преобразования, по сравнению с которыми введение ЕГАИС может показаться мелкой неприятностью. Накануне спикер Госдумы Борис Грызлов высказался за введение в России госмонополии не только на производство этилового спирта, но и на продажу алкогольной продукции. Причем речь идет не только о крепких напитках, но и об алкогольной продукции в целом. Если инициатива будет поддержана «в верхах», то воплотить идею в жизнь депутатам, по всей вероятности, не составит особого труда. Дело в том, что с июля текущего года в Госдуме находится законопроект, внесенный членом Совфеда Владимиром Гусевым. В документе предлагается отдать оптовую торговлю алкоголем специально уполномоченным властями компаниям. В розницу спиртное можно будет купить лишь в специализированных государственных магазинах. Введение госмонополии, по мнению автора проекта, сократит теневой оборот алкоголя и позволит эффективно регулировать цены.
Мнения экспертов в этой части разделились. Так, аудитор Счетной палаты РФ Сергей Абрамов считает, что идея «заслуживает внимания и изучения органами федеральной исполнительной власти на основе опыта, который имеют СССР и Россия». Кроме того, он предлагает ужесточить ответственность за нелегальное производство продукции путем введения «огромных штрафов» и режимов банковских обязательств.
В свою очередь президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин считает, что проблему нововведение не решит. «Вопрос введения госмонополии требует длительной подготвки: изменений в законодательстве и межбюджетных отношениях, выделения дополнительнеых средств на создание госкомпании, осуществляющей розничную продажу. На все это уйдет полтора-два года. Между тем, учитывая количество отравлений, нужно принимать оперативные меры», – отметил Шапкин в беседе с корреспондентом «ФАФИ». К таковым он относит немедленный вывод из перечня лекарственных средств тех антисептиков, которые содержат этиловый спирт и могут использоваться населением в качестве суррогатов.
На рынке медтехники и лекарственных средств может случиться масштабный кризис почище пресловутого «алкогольного». Это произойдет, если в срочном порядке не вывести данную сферу из-под действия закона о техническом регулировании. Такой вывод напрашивается из выступлений участников круглого стола, состоявшегося накануне в Совете Федерации. Так, глава Росздравнадзора Рамил Хабриев посетовал на то, что техрегламенты не охватывают всех нюансов здравоохранения. «В пылу реализации закона чиновники незаслуженно забыли о приоритетных законопроектах, находящихся на завершающей стадии разработки. Положен на полку законопроект о медицинских изделиях, не подготовлены поправки в закон о лекарственных средствах, ужесточающие ответственность за производство и оборот фальсификатов», – подчеркнул он. В заключение Хабриев остановился на проблемах перехода от сертификации лекарственных средств к процедуре обязательного декларирования, который запланирован на начало 2007 года. По его мнению, в связи с несовершенством практических положений закона «О техническом регулировании» рынок может просто встать. С руководителем Росздравнадзора был солидарен и зампред Комитета Совфеда по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Борис Шпигель, предложивший вывести из сферы техрегулирования всю сферу здравоохранения.
В свою очередь директору Департамента технического регулирования и метрологии Минпромэнерго Марине Глазатовой такая аргументация показалась не слишком убедительной. «Что ж, давайте отменим принятое несколько лет назад и до сих пор не введенное в обиход постановление об обязательном декларировании лекарственных средств, и будем, как и раньше, довольствоваться сертификацией, не спасающей от фальсификата. Давайте отменим регламенты, разрабатывать которые, кстати, предложили не мы, а именно Минздрав… Забудем требования о безопасности пищевых продуктов. И к чему вернемся-то?», – недоумевающе спросила Глазатова. Отвечая на вопрос корреспондента «ФАФИ», представитель Минпромэнерго отметила, что ей непонятно, почему при разработке регламентов нужно, например, бросать работу над законом о медизделиях. «Все наше правовое поле состоит из различных сфер: бюджетной, трудовой, налоговой. Они пересекаются, но не перемешиваются. И если есть техрегламент о лекарственных средствах, то это не означает, что не может быть и федерального закона», – заключила она.
Инновационные предприятия и фирмы-экспортеры скоро смогут получать кредиты на более выгодных, чем сейчас, условиях. Такой вывод можно сделать из заявления, сделанного главой Минэкономразвития Германом Грефом в ходе прошедшего накануне третьего ежегодного инвестиционного форума «Московский бизнес-диалог». Как сообщил министр, до конца недели должен быть согласован со всеми заинтересованными ведомствами и внесен в правительство законопроект о создании государственного Банка развития. Именно он, по словам Грефа, призван помочь банкам при кредитовании инвестиционных проектов с длительными сроками окупаемости, страховать и поддерживать экспорт, реализовывать крупные национальные проекты.
Не исключено, что скоро фирмы, производящие и реализующие натуральное виноградное вино без красителей и спиртовых добавок, все же смогут рекламировать свою продукцию на телевидении и радио. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в пресс-службе Минсельхоза, в ближайшее время в Госдуму будет внесен разработанный в министерстве проект федерального закона «О винограде и вине», приравнивающий этот продукт к пиву. Со всеми, как говорится, вытекающими последствиями... Дело в том, что сейчас реклама вина регулируется теми же юридическими нормами, что и реклама крепких алкогольных напитков. Согласно статье 21 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», виноделы, как и производители водки, могут рекламировать свою продукцию только в печатных изданиях, интернете и в местах продаж. Если же законопроект получит поддержку депутатов, ситуация изменится в пользу виноделов: их продукция переместится в статью 22 «Реклама пива и напитков, изготовленных на его основе» и ее можно будет рекламировать на ТВ (с 22 до 7 часов) и на радио (с 24 до 9 часов).
Автомобилисты довольно скоро смогут использовать понижающий коэффициент ОСАГО за безаварийную езду, даже если приобретут новое транспортное средство. Накануне депутаты Госдумы одобрили во втором решающем чтении соответствующую поправку в закон «Об обязательном страховании автогражданской ответственности». Напомним, что сейчас водители, которые ранее попадали в дорожно-транспортные происшествия, при смене машины оплачивают автогражданку с учетом повышенных коэффициентов, а вот безаварийное вождение никаких льгот при расчете тарифа ОСАГО не дает. Эту несправедливость и решили наконец исправить парламентарии.
Фирмы, использующие метод начисления, вправе самостоятельно распределять доходы, относящиеся к работам, на выполнение которых уходит более одного отчетного периода. Как сообщает Минфин в письме от 13 октября 2006 г. № 03-03-04/4/160, в таких ситуациях, разумеется, если договором не предусмотрена поэтапная сдача работ, налог на прибыль следует рассчитывать по правилам, установленным для длительного производственного цикла. Это означает, что компании придется соблюдать принцип равномерности признания доходов (ст. 316 НК). Таким образом, «цена» договора может быть распределена между отчетными периодами пропорционально доле фактических расходов, приходящихся на каждый из них, либо равномерно.
Потеряв право на применение «упрощенки», компании с объектом налогообложения «доходы» могут столкнуться с проблемой определения остаточной стоимости ОС, приобретенных еще до перехода на спецрежим. Именно поэтому как никогда кстати им придутся разъяснения Минфина, изложенные в письме от 10 октября 2006 г. № 03-11-02/217. По мнению представителей финансового ведомства, остаточная стоимость объектов в день перехода на традиционную систему расчета налогов будет попросту равна остаточной стоимости, установленной на дату перехода на УСН.
Таким образом, фирмы с объектом «доходы» оказались в более выгодном положении, нежели компании, которые рассчитывали единый налог по системе «доходы минус расходы». Ведь последним придется руководствоваться правилами, установленными пунктом 3 статьи 346.25 Налогового кодекса. Иными словами, из остаточной стоимости объектов на дату перехода на спецрежим им придется вычесть сумму расходов на их приобретение, которые списаны при строгом соблюдении требований подпункта 3 пункта 3 статьи 346.16 НК. Полученная разница и будет являться остаточной стоимостью ОС для целей расчета налога на прибыль.
Поправки в КоАП, устанавливающие новые штрафы за привлечение нелегальных рабочих одобрил Совет Федерации. За трудоустройство граждан, нарушающих правила пребывания в РФ, организациям грозит штраф от 4000 до 5000 МРОТ (400 -500 тыс. рублей). Важно, что штраф для юридических лиц будет устанавливаться за каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности. В настоящее время на сумму наказания влияет сам факт привлечения нелегальных иностранцев, а количество работников значения не имеет.
Минфин России в письме от 12.10.2006 № 03-04-11/193 напоминает, что по оборудованию, требующему монтажа, вычет по НДС можно применить после принятия оборудования к бухгалтерскому учету на счете 07 "Оборудование к установке".
Организация, владеющая нежилыми помещениями в многоквартирном доме, но не имеющая документов, подтверждающих ее права на участок земли, на котором расположены эти помещения, является плательщиком земельного налога. Об этом сказано в письме Минфина России от 04.10.2006 03-06-02-04/142. Основанием для уплаты налога служит свидетельство о госрегистрации права собственности на недвижимость в многоквартирном доме. Ведь согласно Жилищному кодексу земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, автоматически бесплатно переходит в общую долевую собственность собственников помещений в данном доме.
А для определения доли этого участка, с которой организация должна уплатить земельный налог следует запросить БТИ или организацию, управляющую многоквартирным домом.
01.11.2006
По всей вероятности, фирмам все же дадут возможность получать кредиты под залог денежных средств на банковском счете. Как сообщил накануне заместитель руководителя ФСФР Владимир Гусаков, соответствующий закон может быть принят летом будущего года. Если у заемщика возникнут проблемы с погашением кредита, банк сможет списать средства с залогового счета в безакцептном порядке, если договором о залоге не предусматривался иной порядок.
По мнению сторонников законопроекта, возможность брать займы под залог вкладов будет удобна как для частных лиц, так и для фирм. «Случается, что вкладчику, имеющему на счету солидную сумму, понадобились еще деньги, но ему не хочется тратить эти средства на срочные нужды. Снимать их со вклада ему просто невыгодно: как правило, по условиям депозита при досрочном закрытии счета банк выплачивает минимальные проценты. Так что мне кажется, что идея обращать в залог денежные средства на банковских счетах вполне здравая», – отметил в беседе с корреспондентом «ФАФИ» заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев.
Счета-фактуры, неверно зарегистрированные в книге покупок, не могут стать поводом для отказа в вычете по НДС, поскольку на расчетах с бюджетом такая ошибка никак не отражается. На это указал ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 9 октября 2006 г. по делу № Ф04-4086/2006(27302-А27-42). Судьи напомнили, что для применения налоговых вычетов необходимо одновременное соблюдение только двух условий: наличие счета-фактуры и принятие на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав. В некоторых установленных Налоговым кодексом случаях к ним прибавляется еще и обязательная уплата НДС.
Не исключено, что скоро фирмам могут запретить иметь дело с партнером из «нежелательной» страны. Накануне в Госдуму внесен законопроект, позволяющий президенту вводить экономические санкции в условиях «международной чрезвычайной ситуации». Такими мерами, помимо прочих, может быть запрещение финансовых операций или изменение экспортных и импортных таможенных пошлин. Срок действия специальных экономических мер не должен превышать четыре года.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, реализация предложенных норм позволит создать «дополнительный инструмент защиты российской экономики от негативного воздействия политических, внешнеэкономических и иных факторов». В то же время, трактуя «чрезвычайную ситуацию» как «совокупность обстоятельств, представляющих угрозу здоровью, правам и свободам человека и гражданина и безопасности государства», сами авторы законопроекта признают, что дать исчерпывающее определение этому понятию в экономическом аспекте вряд ли возможно. Такая невнятность, в свою очередь, уже породила опасения экспертов, что санкции могут применяться направо и налево. «Чрезвычайная ситуация» будет трактоваться крайне расплывчато, и это позволит России играться санкциями по малозначительным поводам», – считает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Малые фирмы, занимающиеся продажей духов и косметических средств, возможно, не потеряют солидные предновогодние доходы из-за создания дополнительных административных барьеров. Поправки, предусматривающие выведение большей части парфюмерии и косметики из-под действия закона о госрегулировании производства и оборота алкогольной и спиртсодержащей продукции, могут быть приняты к середине декабря. Во всяком случае на прошедшей накануне пресс-конференции в этом заверил присутствующих президент Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии Виктор Крамаренко. Он рассказал, как на состоявшемся недавно заседании Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму представители отрасли недвусмысленно намекнули законодателям, что если до нового года поправки не будут приняты, население останется без привычных подарков. Депутаты, по словам Крамаренко, приняли это заявление к сведению и решили вынести законопроект на первое чтение, которое состоится уже 8 ноября.