06.07.2006
Закон о российских депозитарных расписках (РДР) вступит в силу в первом квартале 2007 года. Такой прогноз дал глава ФСФР Олег Вьюгин на пресс-конференции во вторник.
Он рассчитывает, что до конца года закон будет принят в трех чтениях и подписан президентом, после чего будет направлен в Минюст для регистрации (процедура занимает, как правило, месяц). О.Вьюгин подчеркнул, что вступление в силу закона об РДР позволит вернуть на российский рынок акции тех компаний, основные активы которых находятся в России, однако в силу ряда обстоятельств эти компании вынуждены размещаться за рубежом.
В качестве примера он привел компанию "СТС-Медиа". О.Вьюгин подчеркнул, что ФСФР всегда внимательно отслеживает информацию, относящуюся к размещению акций компании с российскими активами за рубежом. В тех случаях, когда в силу определенной специфики конечными бенефициарами компании являются иностранные граждане, а головная зарубежная компания, в собственности которой и находятся российские активы, была создана более трех лет назад, ФСФР с пониманием относится к размещению акций этой компании за рубежом, отметил он.
"В этом случае мы можем отнестись к размещению только за рубежом лояльно", — сказал О.Вьюгин.
В то же время он подчеркнул, что у ФСФР и "СТС-Медиа" существует неформальная договоренность, согласно которой как только российское законодательство позволит выпускать российские депозитарные расписки на акции компании, обращающиеся за рубежом, это будет сделано. О.Вьюгин отметил, что для компаний с основным бизнесом в России очень важно и выгодно быть представленными на российском фондовом рынке.
В то же время он подчеркнул, что ФСФР по-прежнему негативно относится к компаниям, которые специально создаются за рубежом для вывода российских активов только на зарубежные площадки.
Через 2-3 месяца рынок алкогольной продукции полностью восстановится. Такое мнение высказал в интервью «ПРАЙМ-ТАСС» статс-секретарь, заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов.
В: С 1 июля 2006 г запрещена реализация алкогольной продукции со старыми акцизными марками, выпущенными до 1 января 2006 г. С точки зрения Министерства финансов, в какие сроки можно будет ликвидировать дефицит алкогольной продукции на рынке?
О: Эта проблема возникла из-за того, что закон был принят 31 декабря 2005 г и вступил в силу с 1 января 2006 г. При этом закон нес в себе очень важные и существенные условия в частности в отношении того, какой должна быть акцизная или специальная марка, какая информация на нее должна наноситься. Понятно, что с 1 января реализовать эти меры без дополнительной проработки было абсолютно невозможно, и правительство находилось в жесточайшем цейтноте, готовя необходимые нормативные документы для того, что бы этот закон мог заработать.
Сейчас большинство проблем снято. Остались проблемы функционирования Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), потому что она еще не отработана до конца и, по-видимому, будет адаптироваться какое-то довольно значительное время.
Что делать со старой продукцией, которая осталась на складах розничной сети. По отечественной алкогольной продукции проблемы в значительной степени решены. Они сейчас больше касаются небольшого ассортимента дорогого коньяка. Думаю, что эти проблемы будут сняты, так как налоговые органы при обнаружении продукции, оклеенной старыми марками, будут давать предписание собственникам в течение короткого времени устранить выявленные недостатки. Это позволит достаточно оперативно закрыть эту проблему полностью.
Сложнее с импортной продукцией. Думаю, что потребуется 2-3 месяца, чтобы этот рынок полностью восстановился.
В: Может быть, имело смысл продлить сроки реализации продукции со старыми акцизными марками?
О: Как только пошли слухи о том, что будет продлено действие переходного периода, мы сразу получили информацию о том, что якобы уничтоженные старые марки вдруг "всплывают" и широко используются. Поэтому вряд ли такие сроки будут продлеваться.
Расходы по содержанию квартиры, предназначенной для проживания в ней командированных работников, на основании документов, косвенно подтверждающих факт пребывания в ней данных работников во время командировки (командировочного удостоверения, проездных документов до места командировки, пр.), могут быть отнесены к признаваемым при налогообложении прибыли расходам. При этом, отмечают чиновники, такие расходы принимаются к налоговому учету в той доле, в которой квартира использовалась для проживания в ней командированных работников. Расходы по содержанию квартиры за то время, что квартира пустовала, не могут быть признаны в целях налогообложения прибыли. (Письмо Минфина РФ от 20 июня 2006 года № 03-03-04/1/533).
Организация подключается к каналам связи. При этом оператор связи выполняет работы по прокладке кабеля и установке дополнительного оборудования. Причем и кабель, и оборудование остаются в собственности оператора, а организация получает только услуги связи. Минфин России в письме от 01.06.2006 № 03-03-04/2/162 сообщил, что в этом случае расходы по прокладке кабеля и установке оборудования организация не может учесть в целях налогообложения прибыли, так как эти расходы относятся к капитальным и могут быть списаны только посредством механизма амортизации. Но поскольку оборудование не переходит в собственность организации, у нее не появляется и объекта амортизации.
05.07.2006
Плату за открытие кредитной линии нельзя учесть в расходах для целей налогообложения прибыли. Так считают в Управлении ФНС России по Московской области. В письме от 20.06.06 № 22-22-и/0248@ налоговики объясняют, что расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования кредитом. Заметим, что Минфин России придерживается иной позиции. В письме ведомства от 30.05.06 № 03-03-04/1/486 сказано, что платежи за открытие кредитной линии учитываются либо как прочие расходы (как расходы на оплату услуг банка в полном объеме), либо как внереализационные расходы (как расходы в виде процентов, то есть с учетом ограничений). Заметим, что еще ранее МНС России в письме от 13.09.04 № 02-5-11/158@ разъясняло: плата за открытие кредитной линии списывается как внереализационный расход, если она установлена в процентах от суммы непогашенных кредитов.
Стремясь во что бы то ни стало нажиться на невзгодах предпринимателей, корыстолюбивые чиновники не брезгуют ничем. Так, кировский слуга народа в ультимативной форме потребовал у местного коммерсанта оплатить ему сотовую связь, за что, собственно говоря, и поплатился.
Как рассказали корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в пресс-службе регионального УВД, в начале лета к правоохранителям обратился индивидуальный предприниматель. Он сообщил, что ведущий специалист одного из отделов территориального управления Ленинского района Кирова требует у него полторы тысячи рублей. Взамен чиновник обещал коммерсанту закрыть глаза на якобы имеющиеся нарушения в его хозяйственной деятельности, а в дальнейшем – обеспечить общее покровительство. В роли надежного, хотя и невольного посредника в сделке должен был выступить один из операторов сотовой связи: означенную сумму надлежало перевести на телефонный счет абонента. Вскоре специалист-взяточник был задержан сотрудниками ОБЭП. Согласно статье 290 Уголовного кодекса (получение взятки), склонность к дармовщине может обернуться для него лишением свободы на срок до пяти лет. Сейчас обвиняемый проверяется следователями на причастность к совершению других аналогичных преступлений.
При смене директора заявление о регистрации в ЕГРЮЛ изменений должен подписывать новый руководитель компании. Решением от 29 мая 2006 г. № 28/17 ВАС признал недействительным положение письма ФНС, согласно которому для регистрации в таких случаях требуется исключительно подпись прежнего директора (письмо ФНС от 26 октября 2004 г. № 09-0-10/4223). Высшие арбитры напомнили, что изменения, связанные со сменой «генерального», вносятся в госреестр на основании представленного заявления (п. 2 ст. 17 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Причем оно в обязательном порядке должно быть удостоверено подписью уполномоченного лица организации (п. 1 ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). В то же время новый менеджер с момента своего избрания собранием учредителей как раз и является лицом, без доверенности действующим от имени фирмы. Таким образом, он имеет полное право подписывать заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, чего не скажешь о бывшем руководителе. Ведь раз его полномочия прекращены, то и действовать от имени организации он может только по доверенности.
Вскоре предпринимателям не придется тратить деньги на установку информационно-правовых систем. Все нормативные акты, выходящие из-под пера чиновников и депутатов, станут размещать на специализированном Портале раскрытия государственной информации. По крайней мере, на его создании настаивает заместитель Департамента корпоративного управления Минэкономразвития Церен Церенов. Необходимость такого правового ресурса он обосновал в докладе «О совершенствовании государственного управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий», который направил недавно в правительство. По словам Церенова, этот ресурс должен быть электронным аналогом «Российской газеты», где, как известно, публикуются все вступающие в силу нормативные акты. Документы, размещенные на портале, также получат статус официальных. На них можно будет ссылаться, принимая бизнес-решения и отстаивая свои права в суде.
Не исключено, что скоро к уголовной ответственности за дачу взятки можно будет привлечь не только частное лицо, но и целую фирму. Как пояснил в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» глава Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов, такая норма заложена в тексте Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, которую отечественные законодатели собираются ратифицировать в ближайшее время. Конечно, пояснил Кабанов, никто не собирается отправлять весь штат провинившейся компании за решетку, однако туда запросто может отправиться ее руководитель. Сама же фирма может быть оштрафована или даже ликвидирована, а ее имущество – конфисковано. Есть, правда, одно существенное «но»: пока такая норма противоречит концепции российского уголовного права, поэтому законодателям придется внести соответствующие поправки в Уголовный кодекс. В противном случае, отметил глава НАК, толку от ратификации будет немного.
Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в Комитете Госдумы по безопасности, пока вопрос об уголовной ответственности для организаций всерьез не обсуждался.
Штрафы за налоговые правонарушения скоро могут ощутимо возрасти: уже осенью депутаты намерены переписать весь раздел Налогового кодекса, посвященный штрафным санкциям. Об этом корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» сообщили в Комитете Госдумы по бюджету и налогам. Нетрудно догадаться, что к такому шагу законодателей подталкивает финансовое ведомство. «Статьи о штрафных санкциях готовились в 1998 году, еще до дефолта. Поэтому штрафы в 50 рублей тогда и сегодня серьезно отличаются», – отмечает замглавы Минфина Сергей Шаталов.
У представителей бизнес-сообщества подобное заявление восторга не вызвало. «Что касается 50 рублей, взыскиваемых с фирмы согласно статье 126 за непредставление деклараций, то не надо забывать, что это – сумма за каждый отсутствующий документ. Таким образом, для серьезных предприятий штрафы достигают десятков, а то и сотен тысяч рублей, и я бы не назвал такую ставку заниженной, скорее наоборот», – отметил в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» эксперт «ОПОРЫ России» Михаил Орлов. В то же время он отметил, что действующая глава о налоговых правонарушениях писалась законодателями в спешке, плохо соответствует сегодняшним реалиям и действительно нуждается в комплексной доработке.
Смягчая правила регистрации гастарбайтеров, чиновники решили в то же время ужесточить ответственность работодателей за невыполнение законодательства о миграционном учете. На днях правительство внесло соответствующие поправки в Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству Госдумы. Тем фирмам, которые «забыли» уведомить миграционные службы о прибытии сотрудника-иностранца, грозит штраф от 10 до 30 тысяч рублей. Если подобное правонарушение совершено должностным лицом, ему придется раскошелиться на сумму от 3 до 5 тысяч рублей. Если же организация или должностное лицо, регистрируя гастарбайтера, предоставили о нем заведомо ложные сведения, штраф составит от 20 до 70 тысяч для организаций и от 4 до 7 тысяч рублей для должностных лиц.
По решению Совета Думы законопроект направлен на согласование в министерства, ведомства и общественные организации.
Федеральная таможенная служба готова выдавать новые акцизные марки на спиртосодержащую продукцию в режиме on-line. Пресс-служба таможенного ведомства сообщила накануне, что на решение проблем, возникших после вступления в силу закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», мобилизованы все силы Центральной акцизной таможни. ФТС располагает достаточным количеством спецмарок и может обеспечить все потребности импортеров алкоголя, в том числе и для перемаркировки продукции, которая уже поступила на российский рынок, уверяют таможенники.
Вознаграждения членам совета директоров, выплачиваемые за счет чистой прибыли, не облагаются ЕСН. Об этом сообщил Минфин в письме от 22 июня 2006 г. № 03-05-02-04/85. Финансисты отметили, что такие выплаты предусмотрены уставом организации, а не трудовым или коллективным договором, поэтому не включаются в фонд оплаты труда, следовательно, и в базу по соцналогу. По этой же причине вознаграждения совету директоров нельзя учесть в расходах при расчете налога на прибыль.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не обязаны вести учет доходов и расходов, которые не влияют на исчисление налоговой базы по единому налогу. Такой вывод содержится в решении ВС РФ от 26.05.2006 № ГКПИ06-499.
Суд признал недействующими графы 4 «Доходы – всего» и 6 «Расходы – всего» раздела 1 «Доходы и расходы» Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, и порядок их заполнения. По мнению суда, отражение в книге расходов и доходов, не учитывающихся при определении объекта налогообложения, противоречит налоговому законодательству. Напомним, что эта книга, утверждена приказом Минфина России от 30.12.2005 № 167н.
Стоит отметить, что Высший арбитражный суд РФ ранее уже признавал недействующими указанные нормы Книги расходов и доходов. Так, решением ВАС РФ от 22.01.2004 № 14770/03 был признан недействующим приказ МНС России от 26.03.2003 № БГ-3-22/135. Этим приказом в ранее действующую книгу учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций были внесены изменения. В частности, налогоплательщиков, применяющих УСН, обязали отражать не только показатели деятельности, необходимые для исчисления налоговой базы и суммы единого налога, но и вести учет данных, не влияющих на расчет налога. Однако при утверждении новой книги Минфин России эти замечания не учел.
У фирмы в связи с перерасчетом налоговой базы иностранных работников, ставших по истечении 183 дней налоговыми резидентами Российской Федерации, образовалась переплата налога на доходы физических лиц по КБК 182 1 01 02030 01 1000 110 (налог на доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации).
Как объясняет Минфин, эту переплату, образовавшаяся по коду бюджетной классификации, соответствующему ставке 30%, в результате уточнения налогового статуса физического лица, должна быть направлена налоговым агентом на погашение недоимки или в счет предстоящих платежей по налогу на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке 13%. (Письмо Минфина РФ от 21 июня 2006 года № 03-05-01-04/173).
04.07.2006
Многочисленные поправки в трудовое законодательство, над которыми на протяжении нескольких лет совместно трудились депутаты, работодатели и профсоюзы, скоро вступят в силу. На днях долгожданный законопроект подписал президент Владимир Путин. Напомним, что изменения будут внесены в большинство статей Трудового кодекса, начавшего действовать в 2002 году. Как отметили специалисты Государственно-правового управления президента, поправки коснутся проблем социального партнерства, рабочего времени и времени отдыха, оплаты и нормирования труда, гарантий и компенсаций, обеспечения прав работников на охрану труда. Помимо этого, часть поправок носит уточняющий характер и приводит статьи Кодекса в соответствие с требованиями других нормативных актов.
После сдачи налоговой декларации инспекция затребовала у компании те или иные документы — скорее всего, для камеральной проверки. Мало кто знает, что безоговорочно представлять все бумаги компания обязана далеко не всегда.
Право истребовать документы при камеральной проверке налоговикам дает статья 93 Налогового кодекса. Если компания не удовлетворит запрос инспекторов, ее оштрафуют. Налоговики могут взыскать по 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 2 ст. 93 и п. 1 ст. 126 НК РФ). Однако, как показывает судебная практика, иногда документы можно и не отправлять в инспекцию — штрафа не последует. Например, на устные предложения налоговиков представить дополнительные документы отвечать вы не обязаны. Если же послание изложено в письменной форме, советуем вам внимательно его изучить.
Во-первых, требование должно быть направлено в трехмесячный срок со дня сдачи декларации – именно столько отводит налоговикам статья 88 НК РФ на камеральную проверку.
Во-вторых, в запросе должен быть указан перечень конкретных документов, находящихся у компании. Если налоговики сошлются только на виды документов без указания их реквизитов (точного наименования, даты составления, номера) и количества, то как выполнить столь нечеткие требования? В такой ситуации организация рискует нарваться на недовольство налоговиков, даже если переправила в инспекцию гору бумаг – их все равно может оказаться недостаточно. Но суды встают на сторону компаний: их нельзя оштрафовать по статье 126 НК РФ, если налоговики не указали в требовании перечень конкретных документов (постановления Федеральных арбитражных судов Московского округа от 12.02.04 № КА-А40/453-04 и Западно-Сибирского округа от 05.01.04 № Ф04/44-1336/А70-2003).
Не грех позаимствовать, если собираешься когда-нибудь отдать… Руководствуясь этой нехитрой житейской мудростью, главбух тульской компании периодически «заимствовала» внушительные суммы у своих работодателей, да так, что они об этом и не подозревали. Расплатиться за содеянное все-таки пришлось.
Как рассказали корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в пресс-службе облпрокуратуры, в 2003 году главный бухгалтер одного из местных ООО испробовала не оригинальный, но полезный для собственного кармана способ оприходования выручки: в казну предприятия поступала ровно половина сумм, полученных с клиентов. Вторая половина оседала на личном счету главбуха. Таким образом, прежде, чем руководство заподозрило что-то неладное, главбуху удалось присвоить около 500 тысяч рублей. На днях суд в соответствии с частью 3 статьи 160 Уголовного кодекса (присвоение и растрата вверенного имущества в крупном размере) приговорил бухгалтера к трем годам лишения свободы условно с испытательным сроком на два года. Кроме этого она обязана возместить своим бывшим работодателям материальный ущерб.
Налоговая инспекция не имеет права штрафовать фирму за то, что та не представила вовремя декларацию по страховым взносам. Такой вывод сделал ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 25 мая 2006 г. № Ф03-А51/06-2/1216. В рассмотренном случае ИФНС потребовала с фирмы 50 рублей штрафа за несвоевременное представление отчетного документа. Но компания не торопилась выполнить требование, и налоговики подали в суд. Арбитры же признали, что и таким способом наказать нерасторопную фирму нельзя. Пункт 6 статьи 24 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязывает организации представлять декларацию по страховым взносам не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом. Однако, указали судьи, законодательство не предусматривает наказание за просрочку подачи такого документа налоговикам. Они подчеркнули, что декларация по взносам в ПФР не является налоговой, ведь страховые сборы не отвечают понятию налога. Следовательно, применить пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса, предусматривающий штраф за непредставление налоговой отчетности, в данной ситуации нельзя.
Похоже, взяточникам объявлена настоящая война. Накануне президент Владимир Путин внес в Госдуму на ратификацию Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию. Об этом сообщает пресс-служба президента. Конвенция предполагает существенные изменения действующего российского законодательства, в первую очередь Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. При их разработке будет использован международный опыт решения проблемы. Для того чтобы взаимодействие отечественных и зарубежных «компетентных органов» стало более эффективным, в России предполагается создать специальное ведомство.