26.06.2006
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России внесла Росбизнесбанк (ЗАО, регистрационный N1405), ООО "Камский коммерческий банк" (регистрационный N438) и ЗАО "Вологдабанк" (регистрационный N992) в список кредитных организаций, применяющих рекомендации по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов.
Как сообщила в четверг пресс-служба ФАС, включение в список произведено на основании уведомлений, поступивших от самих кредитных организаций.
Рекомендации по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов изданы совместно ФАС России и Банком России в мае 2005 г. Основной принцип заключается в предоставлении потенциальным заемщикам до заключения кредитного договора достоверной и полной информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита в стандартизированной форме, позволяющей потребителю сопоставить условия потребительских кредитов разных банков и сделать осознанный выбор.
В настоящее время 58 кредитных организаций добровольно продекларировали сведения о применении рекомендаций.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России сегодня внесла Акционерный Российский коммерческий банк регионального развития (ЗАО, регистрационный N539) и Инвестиционный кредитный банк "ИжЛадабанк" (регистрационный N1745) в список кредитных организаций, применяющих рекомендации по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов.
Как сообщила пресс-служба ФАС, включение в список произведено на основании уведомлений, поступивших от самих кредитных организаций.
Рекомендации изданы совместно ФАС России и Банком России в мае 2005 г. Основной принцип заключается в предоставлении потенциальным заемщикам до заключения кредитного договора достоверной и полной информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита в стандартизированной форме, позволяющей потребителю сопоставить условия потребительских кредитов разных банков и сделать осознанный выбор.
В настоящее время 60 кредитных организаций добровольно продекларировали в ФАС применение ими рекомендаций.
Сроки перемаркировки алкогольной продукции в связи с введением ЕГАИС (единой государственной автоматизированной информационной системы) отодвигаются до 29 декабря 2006г. Об этом сообщил сегодня начальник отдела департамента госрегулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) Дмитрий Шаблинский в ходе совещания, посвященного проблемам алкогольной промышленности в связи со вступлением РФ в ВТО.
По его словам, производители алкогольной продукции смогут перемаркировать произведенную продукцию до 29 декабря. В то же время, в соответствии с законом о введении ЕГАИС, продукцию со старой маркировкой нельзя будет реализовывать, начиная с 1 июля 2006г. Соответствующее постановление правительства выйдет до 1 июля.
Напомним, что, в соответствии с новой редакцией закона о госрегулировании производства и оборота спирта и алкоголя, предполагается введение новой маркировки алкогольной продукции. В частности, с 1 января 2006г. начался первый этап введения ЕГАИС, предполагающий нанесение на спецмарки штрихкода с информацией о производителе, виде и наименовании продукции, содержании этилового спирта и объеме алкоголя в таре.
Второй этап введения системы предполагает, что с 1 июля 2006г. на предприятиях должны быть введены автоматизированные средства фиксации в ЕГАИС концентрации спирта в готовой продукции.
В соответствии с законом, оборот продукции со старой маркировкой с 1 июля запрещен. В то же время, как отметил Д.Шаблинский, Минэконоразвития подготовило разъяснительные письма в Минфин и налоговые органы, в соответствии с которыми понятие "оборот" в данном случае подразумевает только реализацию продукции, но не хранение ее на складах. Как пояснил представитель МЭРТ, к 1 июля продукцию со старой маркировкой следует сконцентрировать на складах для последующей перемаркировки.
Кроме того, в МЭРТ сегодня заявили, что после вступления РФ в ВТО импортные пошлины на ввозимую алкогольную продукцию планируется снизить с 20 до 12,5%. Об этом сообщил заместитель директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Андрей Кушниренко. Он признал, что текущий уровень пошлин на ввозимый алкоголь (20%) является "достаточно высоким". "В свое время такие пошлины были введены для защиты отечественного рынка, однако теперь мы пришли к выводу, что защищать особенно нечего. Учитывая эти соображения, мы вышли на уровень 12,5%", — сказал он.
Представитель МЭРТ пояснил, что снизить пошлины до указанного уровня планируется через 3 года после присоединения России к ВТО. При этом, по его словам, в течение этого периода каждый год пошлина будет снижаться равными долями.
Глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов предлагает внести в Налоговый кодекс поправки, согласно которым налоговые новации будут вступать в силу лишь спустя год после их принятия. Подобная модель действует в Англии, где участники законодательного процесса обсуждают изменения за 7-8 месяцев до их вступления в действие.
«У нас же вносятся изменения в Налоговый кодекс 30 или 31 декабря», — сказала он на заседании РСПП, подчеркнув, что общественность «не успевает толком оценить вносимые изменения».
Минфин разъяснил, какие юридические последствия у пролонгации договора банковского счета. Если юридически пролонгация договора срочного банковского вклада не является новым договором и условия о размерах процентных ставках в течение всего срока действия договора не изменены, то согласно указанным положениям статьи 269 НК величина процентов определяется исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату привлечения денежных средств. (Письмо Минфина РФ от 6 июня 2006 года № 03-03-04/2/154).
Налоговым кодексом предусмотрено, что налогоплательщики могут создавать резервы на ремонт основных средств для равномерного списания расходов на ремонт в течение двух и более налоговых периодов. Минфин России в письме от 30.05.2006 № 03-03-04/1/488 разъяснил, как нужно рассчитывать отчисления в такие резервы.
При определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений исходя из периодичности проведения ремонта, частоты замены элементов (узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости ремонта. Предельная сумма резерва не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года. Чтобы определить ее, нужно сложить фактические расходы за три года и разделить на три.
Далее налогоплательщик должен составить смету на предстоящий ремонт исходя из периодичности проведения ремонта, приходящегося на текущий налоговый период. Полученная сумма сравнивается со средним показателем за три года. Меньшая сумма и будет являться основной для отчислений в резерв.
23.06.2006
Денежная компенсация за неиспользованный отпуск в части, превышающей 28 календарных дней, облагается ЕСН в общем порядке. Из этого правила есть всего лишь два исключения: когда выплата связана с увольнением работника (ст. 238 НК) или если ее сумма не включена в состав расходов на оплату труда при определении налога на прибыль (ст. 236 НК). Об этом Минфин сообщил в письме от 1 июня 2006 г. № 03-03-04/3/10.
Стоит отметить, что арбитражные суды не разделяют точку зрения представителей главного финансового ведомства. Они указывают на то, что согласно статье 238 Налогового кодекса от ЕСН освобождаются все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Правда, размер выплат не должен превышать пределов, установленных законодательством (постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 февраля 2005 г. № А26-8327/04-21).
Скорее всего, предложение представителей регионов взимать НДФЛ по месту жительства работников не получит поддержки законодателей. Причины, по которым порядок уплаты подоходного налога необходимо оставить прежним, высказал накануне министр финансов Алексей Кудрин. Выступая в ГУ-Высшая школа экономики, он отметил, что переход на уплату НДФЛ по месту жительства приведет к ухудшению его администрирования, а также увеличит затраты на контроль за его уплатой.
Не устраивает новая система сбора НДФЛ и предпринимателей. «Уплата подоходного налога по новым правилам значительно усложнит работу налогоплательщиков», – отметила в разговоре с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» эксперт «ОПОРы Росии» Юлия Духнина. К тому же механизм сбора НДФЛ по месту жительства, по ее словам, до конца неясен. Неизвестно, обяжут ли работников самостоятельно уплачивать налог по месту регистрации или нагрузят дополнительной работой бухгалтерии фирм.
Компромисс между депутатами и Минфином практически достигнут: компаниям светят выездные проверки по полгода, их приостановление на 9 месяцев и повторные проверки при заявлении меньшей суммы налога. Фискалы же смогут запрашивать документы по сделке не только у ее сторон, но и у «иных лиц». Такие поправки к законопроекту о совершенствовании налогового администрирования одобрил вчера налоговый подкомитет бюджетного комитета Госдумы.
Бизнесу остается только посочувствовать – в законопроекте он в лучшем случае получит презумпцию добросовестности.
«Этические понятия, к каковым относится добросовестность, не являются предметом регулирования НК», – заявил заместитель министра финансов Сергей Шаталов. По его словам, судебная практика должна быть уточнена, для чего вполне достаточно разъяснений Пленума Высшего арбитражного суда РФ. Однако заместитель председателя бюджетного комитета Андрей Макаров убежден, что этого совершенно недостаточно. «Термин в свое время был введен Конституционным судом, а его решение не может изменить никто – в том числе и сам суд. Так что выход один – прописать в законе, что добросовестность тождественна законопослушности», – считает г-н Макаров. Под его натиском поправка была одобрена.
В остальном же депутаты, и представители Минфина пришли к компромиссу. Уже с нового года налоговики официально смогут растянуть срок выездной проверки до полугода. Поправки предусматривают, что базовый двухмесячный срок «может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев». А право устанавливать основания и порядок продления срока предоставлено ФНС.
«Как они будут устанавливать основания сами себе?!», – возмущается директор юридического агентства «Ирсан» Александр Бутурлин. По его словам, исключительность случаев должна быть прописана в законе, иначе у компаний неминуемо возникнут проблемы. Но в законопроекте пока указаны только случаи, в которых проверка может приостанавливаться. Этой возможностью налоговики могут воспользоваться при проведении встречных проверок и экспертиз, для перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке, а также для получения информации от госорганов других государств. Общий срок приостановления проверки не может превышать полгода, но в последнем из перечисленных случаев к нему добавляется еще 3 месяца. Итого получается 9 месяцев.
Но и на этом история не заканчивается. Если компания подаст уточненную декларацию, в которой сумма налога будет меньше, чем в ранее поданной, фискалы могут прийти с повторной проверкой. По мнению г-на Бутурлина, ставить обязанности налогоплательщика в зависимость от уплачиваемой суммы налога в корне неправильно. «Теперь налогоплательщик десять раз подумает, даже если найдет простую ошибку в своих расчетах», – убежден эксперт. Зато бюджет в безопасности: лучше заплатить больше, чем навлечь на себя лишнюю проверку. Тем более что права фискалов при проведении проверок с каждым днем расширяются.
Еще одна одобренная членами налогового подкомитета поправка предусматривает, что при необходимости получения информации по конкретной сделке налоговики могут запрашивать документы по ней не только у контрагентов, но и у «иных лиц». Но что подразумевается под «обоснованной необходимостью», в поправках опять же умалчивается.
Даже беглое знакомство с текстом не оставляет места для сомнений: вряд ли эти поправки сделают жизнь бизнеса лучше, скорее, наоборот. «На самом деле мы ожидали чего-то подобного, – говорит заместитель председателя комитета по налоговой политике РСПП Сергей Беляков. – Непонятна только попытка представить этот текст как поправки, согласованные с бизнесом». Конечно, впереди еще заседание бюджетного комитета Госдумы и собственно принятие закона. Но, наверное, не стоит ожидать, что избушка повернется лицом к бизнесу.
Лето в самом разгаре, продолжается пора отпусков и солнечных дней. В самом разгаре и литературный конкурс "Золотые слова", который проводит компания "СВ-Аудит".
Свои работы уже прислали более ста бухгалтеров крупных и небольших компаний из самых различных регионов России. Организаторы конкурса благодарят всех, кто прислал свои творения, и ждут рассказов новых участников конкурса. Литературный конкурс для бухгалтеров продолжается, а, значит, у каждого есть шанс выиграть и получить приз!
Конкурсные рассказы принимаются с 1 июня по 1 июля 2006 г. Победителей ждут призы и слава.
Подробно о конкурсе
Пять лет лишения свободы вместо ожидаемого «экономического эффекта» грозит четырем предпринимателям из Находки. Как сообщает ФТС на своем официальном сайте, еще в сентябре 2004 года в находкинский порт поступила крупная партия подержанных грузовиков из Японии. Представив фальшивые доверенности от владельцев земельных участков, якобы купивших автомобили в личное пользование, предприниматели заплатили льготные таможенные пошлины. Без проблем покинув территорию порта, они решили, что дело сделано. Однако сотрудники таможенной службы оказались более бдительными, чем рассчитывали злоумышленники. Они не поленились проверить документы на подлинность и обнаружили, что предъявленные справки и другие бумаги поддельные, а с указанными в них собственниками земельных участков ловкие дельцы даже незнакомы. Так что сэкономить кругленькую сумму в 13 миллионов рублей горе-предпринимателям не удалось.
Пени надо начислять со 181-го дня таможенного оформления выпуска товаров, а не с момента истечения срока на уплату НДС за период, в котором состоялась отгрузка. На это указал Президиум ВАС своим постановлением от 16 мая 2006 г. № 15326/05. Арбитры напомнили, что если экспортер не сможет в отведенный срок представить в инспекцию документы, подтверждающие право на применение нулевой ставки НДС, то согласно статье 165 Налогового кодекса операции по реализации товаров подлежат налогообложению по ставке 10 или 18 процентов. Таким образом, обязанность по уплате налога возникает по прошествии 180 дней после выпуска товара региональными таможенными органами, а значит и пени должны начисляться начиная именно с этого момента.
У предпринимателей вскоре появится реальная возможность получать компенсации за вред, причиненный им государством. Высший Арбитражный Суд разработал и утвердил накануне упрощенную процедуру возмещения таких потерь. Так, согласно постановлению Пленума ВАС, теперь отсутствие денег у государственного ведомства не помешает возместить урон, нанесенный фирме или гражданину. Нет средств? Арестуют и пустят с молотка государственное или муниципальное имущество. Кроме того, арбитры решили освободить коммерсантов от мучительного поиска истинного виновного в их бедах. Отныне определять обидчика поручено судам. На исполнение судебного решения госчиновникам, чья вина будет доказана, отводится три месяца. Однако допускается отсрочка (или рассрочка) выплаты компенсации. Если же госведомство замешкается с уплатой, пострадавший сможет кроме основной причитающейся ему суммы рассчитывать и на проценты.
Платежи за пользование банковским кредитом при расчете налога на прибыль можно учесть в расходах. Как указал Минфин в письме от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/486, такое право предоставлено фирмам на основании подпункта 25 пункта 1 статьи 264 и подпункта 2 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса. В частности, отмечают финансисты, к прочим, либо внереализационным, расходам можно отнести сумму комиссии, взимаемой банком за совершение операций по открытию и обслуживанию кредитной линии. Однако надо учитывать, что в случае если комиссия за проведение операций по ссудному счету установлена в процентах от суммы непогашенного кредита, то при налогообложении прибыли следует руководствоваться статьей 269 НК, отметили чиновники.
Если место расположения фирмы находится вне доступа общественного транспорта, то расходы фирмы по перевозке сотрудников к месту работы и обратно не облагаются НДФЛ. Об этом Минфин сообщил в письме от 1 июня 2006 г. № 03-05-01-04/142. Финансисты признали, что в таких ситуациях выплаченные суммы не являются выгодой работника, а значит объект налогообложения НДФЛ попросту отсутствует.
До тех пор пока новый собственник помещения не перезаключит договоры с обслуживающими организациями на свое имя, он лишен права учитывать при расчете налога на прибыль коммунальные платежи. Об этом Минфин сообщает в письме от 25 мая 2006 г. № 03-03-04/1/477. Представители главного финансового ведомства считают, что в таких ситуациях расходы не могут быть признаны экономически обоснованными. Ведь даже если оплачивать «коммуналку» по договору поручительства, организация исполняет обязательства прежнего собственника помещения, а не свои.
Пленум Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ вчера проголосовал за внесение в Госдуму законопроекта, обязывающего судей, а также кандидатов в судьи раскрывать информацию о своих доходах и имуществе.
На заседании пленума председатель ВАС Антон Иванов отметил, что этот законопроект разработан на основании постановления шестого съезда судей.
В соответствии с законопроектом, в закон "О статусе судей в Российской Федерации" предполагается внести поправки, обязывающие судью ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять в суд, где он работает, декларацию о доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах и об обязательствах имущественного характера.
В настоящее время судьи обязаны ежегодно представлять декларацию о доходах в налоговые органы. В суд они представляют справку из налоговой инспекции о подаче декларации и копию самой декларации.
Ранее в пресс-службе ВАС пояснили, что после принятия законопроекта раскрытие информации о доходах и имуществе будет более подробным.
Кроме того, судьям придется предоставлять сведения обо всех банковских счетах и ценных бумагах. При раскрытии информации о ценных бумагах необходимо будет указывать не только долю участия в капитале организации, но и основание такого участия.
Аналогичные сведения должны будут предоставлять кандидаты в судьи при подаче документов в квалификационную коллегию судей.
Законопроект также предусматривает возможность опубликования сведений, указываемых в декларации судьи, в общероссийских СМИ по мотивированному запросу в Высший арбитражный суд, Конституционный суд или в Верховный суд РФ. Отказ в предоставлении таких данных также должен быть мотивированным, отметил А.Иванов.
В связи с выпуском новых акцизных марок на импортную алкогольную продукцию в магазинах Москвы стали исчезать из продажи импортные алкогольные напитки, а 1 июля они пропадут совсем. Такие прогнозы делают участники алкогольного рынка.
Как рассказал менеджер сети одного из крупнейших магазинов города (Седьмой континент), "в продаже осталось совсем небольшое количество вин, и в ближайшее время новых поставок не предвидится".
"Это связано с тем, что до конца этого месяца мы должны реализовать всю продукцию со старыми акцизными марками, так как с 1 июля продажа вина со старыми марками будет запрещена", — пояснил он.
В другой крупной сети столичных супермаркетов (“Перекресток”) также сообщили, что в ассортименте осталось очень мало вин как отечественных, так и зарубежных. "Сейчас мы оставили в продаже по 1-2 бутылки каждого вида вина, а оставшуюся партию будем возвращать поставщикам, так как из-за замены акцизных марок мы не успеем реализовать всю продукцию до 1 июля", — отметил источник. По его словам, никаких скидок на вина в сети супермаркетов нет. "Новые поставки винной продукции ожидаются только в середине июля", — добавил источник в “Перекрестке”.
Небольшие партии вина остались пока только в специализированных магазинах по продаже алкогольной продукции. Как отметили маркетинговом отделе сети "Ароматный мир", до конца июня эти вина должны быть реализованы. "В противном случае мы их изымем из продажи. Новые партии вина поступят в магазины только ближе к середине июля", — сообщили в отделе.
Такая ситуация сложилась из-за целого ряда проблем, в основе которых — запоздание с формированием законодательной базы в связи с введением с 1 января новых марок, объяснил директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз.
"Из-за этого импортеры до сих пор не наладили ввоз алкоголя", — подчеркнул он. По его словам, на рынке сейчас не более 5% приходится на алкоголь с новыми марками.
Дробиз отметил, что компании-импортеры ожидают возврата из розничной сети непроданной продукции со старыми акцизными марками. "Остановка импорта в начале года из-за отсутствия новых марок и ожидание колоссальных убытков не позволяют импортерам привозить спиртное или делать большие закупки даже теперь, когда марки есть", — объяснил он.
Между тем, продолжил он, импортные производители не спешат предоставлять компаниям рассрочки в оплате поставок продукции из-за нестабильности российского законодательства. "Если размышлять логически, то вслед за запретом молдавских и грузинских вин должна последовать и другие запреты, поскольку некачественной продукции во всех странах хватает", — пояснил Дробиз.
В Федеральной таможенной службе подчеркнули, что "новые марки с конца марта выдаются всем желающим". Как пояснили в ФТС, причина пустых полок в магазинах — нерасторопность операторов, которые до сих пор не закупили оборудование, необходимое для маркирования по новым правилам и обеспечивающее поступление данных об алкогольной продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС).
"Многие не успели закупить такое оборудование", — признает Вадим Дробиз. По данным Союза участников алкогольного рынка, к системе в данный момент подключены не более 10% операторов рынка из существующих 2,5 тысяч операторов.
"Насытить импортным алкоголем рынок импортеры смогут не раньше Нового года", — считает Дробиз.
В рамках заседания Законодательного собрания Ленинградской области депутаты одобрили поправку, предложенную постоянной комиссией по бюджету и налогам в законопроект "О внесении изменений в областной закон "О налоге на имущество организаций", принятый в первом чтении 26 апреля 2006 года.
Поправка предусматривает, что льгота в размере 2,2% по-прежнему будет предоставляться инвесторам на период фактической окупаемости проекта, плюс дополнительно на два года. Однако распространяться данная льгота будет лишь на имущество, создаваемое или приобретаемое для реализации инвестиционного проекта (в соответствии с бизнес-планом), и не входившее в состав налогооблагаемого имущества на территории Ленинградской области до начала реализации проекта.
По мнению специалистов областного правительства, сообщил пресс-секретарь комитета экономического развития Ленинградской области Александр Бутенин, льгота должна касаться лишь нового, закупаемого инвестором имущества, не распространяясь на имущество, которое изначально, будучи зарегистрированным в регионе, подлежало обложению налогом. Данная поправка, по мысли законодателей, должна поспособствовать расширению налогооблагаемой базы в Ленобласти.
21 июня Московская областная дума приняла Закон Московской области «О внесении изменений в Закон Московской области «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Московской области».
Как сообщила
пресс-служба Мособлдумы, при его разработке ставилось несколько задач. Во-первых, — приведение областного закона в соответствие с требованиями изменившегося федерального законодательства. При этом, в частности, из текста закона исключено лицензионное требование по предварительной оплате лицензиатом алкогольной продукции, полученной от поставщика.
Во-вторых, в законе отражены специфические особенности розничной торговли в малонаселенной сельской местности, составляющей немалую часть территории Московской области. Для предпринимателей, занимающихся розничной торговлей алкогольной продукции, исключительно в сельских поселениях, требования к размеру минимального оплаченного уставного капитала снижены с 500 до 300 тысяч рублей.
Для всех лицензиатов исключено требование по уплате сбора за рассмотрение заявления на получение лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Теперь лицензиаты будут уплачивать исключительно лицензионный сбор, размер которого остался неизменным.
В то же время законом предусмотрены механизмы осуществления государственного контроля за деятельностью лицензиатов и меры по пресечению деятельности недобросовестных предпринимателей.
Введены и временные ограничения на торговлю спиртным. С 1 июля, после вступления закона в силу, продажа алкоголя будет ограничена в ночное время суток с 23 до 8 часов утра. В городах круглосуточно будут торговать крепкими напитками всего несколько магазинов. А в сельских поселениях в это время можно будет продавать спиртное не крепче 15 градусов.