Новости - самые свежие новости бухгалтерского и налогового учета , страница 3107

Новости

06.06.2006
02:43
Не исключено, что фирмы не смогут в середине финансового года «перебегать» работать в другой субъект федерации. Сделать это можно будет лишь раз в год и то, только до того, как в покидаемом регионе закончится работа над бюджетом. О намерении правительства внести соответствующие поправки в законодательство заявил на днях сенаторам министр финансов Алексей Кудрин. По мнению заместителя председателя налогового комитета РСПП Сергея Белякова, вводя эти ограничения, Минфин в первую очередь заботится о региональных бюджетах. «Местным властям очень трудно пересматривать их доходную часть в течение года, когда тот или иной предприниматель объявляет о своем уходе из области», – отметил он в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации».
02:42
Продавая скоропортящиеся товары, фирма должна быть готова к расходам, которые нельзя будет учесть при расчете налога на прибыль. Речь идет о достаточно распространенных ситуациях, когда покупатель возвращает нереализованную продукцию, у которой истек срок годности. В письме от 24 мая 2006 г. 03-03-04/1/475 Минфин довольно категорично заявил, что стоимость испорченного товара, возвращенного организации, не уменьшает налогооблагаемую прибыль. Представители главного финансового ведомства считают, что расходы на выкуп товара у покупателя в таком случае не соответствуют критериям экономической обоснованности.
02:41
С сумм, полученных учредителями при уменьшении уставного капитала ООО, придется уплатить НДФЛ. Об этом говорится в письме Минфина от 3 мая 2006 года № 03-05-01-04/109. Финансисты считают, что при возврате участникам общества ранее внесенных сумм, у них возникает доход. Чиновники особо подчеркнули, что исключений, позволяющих освободить возвращенные доли уставного капитала от НДФЛ, нет.
02:40
Креатив сотрудников не только может повысить эффективность работы компании, но и позволит сэкономить на налоге на прибыль. Дело в том, что премии за рационализаторские предложения относятся к расходам на оплату труда (п. 2 ст. 255 НК). Ведь такие вознаграждения, очевидно, носят стимулирующий характер. Однако, как обычно, возможность их выплаты следует прописать в трудовых договорах. Об этом сообщил Минфин в письме от 16 мая 2006 г. N 03-03-04/1/461.
02:16
Ставка НДС после 2009 года может не снизиться, если государство решит нарастить расходы федерального бюджета, сообщил министр финансов РФ Алексей Кудрин на лекции в Высшей школе экономики в пятницу. Он напомнил, что ранее планировалось, что НДС может быть снижен с 2009 года с 18% до 15-16%. "Я не исключаю, что мы не используем потенциал снижения этого налога, и государство сочтет необходимым нарастить обязательства", — сказал А.Кудрин. По словам министра, в последнее время наблюдается тенденция наращивания расходов федерального бюджета — реальный рост расходов федерального бюджета в 2004 году составил 1,1% по сравнению с 2003 годом, а в 2005 году реальный рост расходов составил уже 29,7% по сравнению с 2004 годом. Этот рост закрепился и в бюджетах 2006 и 2007 годов. Он также сказал, что не видит возможности в ближайшие годы начать расходование средств из фонда будущих поколений, который планируется создать в рамках cтабилизационного фонда. "Я уверен, что, по крайней мере, в 2009 г этого не придется делать", — сказал А.Кудрин. Средства фонда будущих поколений, возможно, будут потрачены на пенсию нынешних студентов. Касаясь инвестирования средств cтабфонда, А.Кудрин отметил, что сейчас доходность вложений этих средств составляет от 2,5% в еврозоне до 5% в долларовой зоне. "Пока доллары обеспечивают более высокую доходность", — сказал А.Кудрин. Ранее он отмечал, что 45% средств cтабилизационного фонда планируется вложить в долларовые активы, 45% – в активы, номинированные в евро и 10% – в активы в фунтах стерлингов.
01:36
Депутаты волгоградской областной думы приняли в окончательном чтении закон "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Волгоградской области". Законопроект был разработан председателем комитета по предпринимательству, туризму, потребительскому рынку Павлом Башелутсковым. В итоге бурных споров в окончательном варианте документа отсутствует норма об ограничении продажи алкоголя в ночное время. На этом настояли чиновники муниципалитетов и предприниматели. Размер уставного фонда предприятий, торгующих алкоголем, устанавливается дифференцированно, в зависимости от уровня поселений. По подсчетам специалистов, он будет колебаться от 50 тысяч рублей — для торгующих в населенных пунктах в сельских поселениях — до 250 тысяч рублей — для продавцов, реализующих алкоголь в городах. Уставный капитал в 50 тысяч рублей должно иметь предприятие, занимающееся торговлей алкоголем с содержанием этилового спирта не более 15%, вне зависимости от расположения торговой точки. Установлена, наконец, и окончательная стоимость лицензии — 1 тысяча рублей за каждый обособленный объект за каждый год ее действия. Закон вводит декларирование — учет объема продаж алкоголя. Оно обязательно для каждого предприятия, занимающееся розничной торговлей алкоголя. Декларирование предусмотрено для контроля и учета за оборотом алкогольной продукции на территории области. Осуществлять лицензирование по новому закону будет субъект Федерации, в лице областной структуры, которую на то уполномочит губернатор. Сборы за выдачу, продление и переоформление лицензий будут зачисляться в областной бюджет. После подписания губернатором и публикации в официальном печатном издании областной закон "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Волгоградской области" вступит в силу. А все организации, подпадающие под его действие, обязаны будут до 1 января 2007 года оформить новые лицензии.
01:35
Депутаты Cвердловской областной думы предложили поднять налог на игорный бизнес до максимального, как кажется бизнесменам, предела. Представители индустрии азарта не считают такую инициативу экономически обоснованной. По их мнению, повышение ставок может привести к еще более резкому сокращению числа игорных заведений. Депутаты Госдумы, которые тоже интересуются игорным рынком, только этого и хотят. По данным администрации Екатеринбурга, в городе зарегистрировано порядка 370 объектов игорного бизнеса. Большая из них часть — игровые клубы. В Екатеринбурге действует примерно 20 казино. В Свердловской области количество игровых столов и автоматов тоже ежегодно растет. С 2003 г. количество игровых столов увеличилось со 117 до 200, а автоматов — с 3103 до 14904. Особенно активно игровой бизнес развивался с начала 2005 г. Тем не менее, в России до сих пор отсутствует грамотная правовая база индустрии развлечений. Вопрос увеличения размера налоговой ставки на объекты «индустрии азарта» рассматривался на днях рабочей группой Cвердловской областной думы. Членам рабочей группы было предложено рассмотреть три варианта изменения ставок, которые будут действовать в 2007 г. Это их повышение на 20% по всем объектам игорного бизнеса, введение ставки из расчета средних по субъектам РФ (с учетом 10%-го коэффициента инфляции) или повышение налога до максимального уровня, по аналогии с тем, как это принято в Москве и Санкт-Петербурге. Само собой, представители игорного бизнеса, которые тоже присутствовали на совещании, отдали предпочтение минимальному увеличению налога. Однако большинство членов рабочей группы поддержали третий вариант, предусматривающий максимальное повышение ставок, — до 7 тыс. 500 руб. за игровой автомат и до 125 тыс. руб. за игровые столы, кассы тотализатора и для букмекерских контор. В ближайшее время соответствующий законопроект будет внесен на рассмотрение в областную думу.
01:32
Президент РФ В.Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Закон принят Государственной думой 19 мая 2006 года и одобрен Советом Федерации 26 мая 2006 года. Как пояснили в пресс-службе президента, Федеральным законом в целях приведения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствие с Федеральным законом «О судебных приставах» статья 17.8 указанного Кодекса («Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя») дополнена нормой, устанавливающей административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, находящегося при исполнении служебных обязанностей. Часть 1 статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена пунктом 9, в соответствии с которым данная категория судебных приставов наделяется правом применения административного задержания в соответствии с положениями части 1 статьи 11 Федерального закона «О судебных приставах».
01:32
Президент РФ Владимир Путин подписал Водный кодекс Российской Федерации. Кодекс принят Государственной думой 12 апреля 2006 года и одобрен Советом Федерации 26 мая 2006 года. Как пояснили в пресс-службе президента, Водным кодексом Российской Федерации устанавливаются правовые основы использования и охраны водных объектов. Предусматривается сохранение в федеральной собственности всех естественных водных объектов (рек, озер и так далее), а также таких искусственных водных объектов, как водохранилища и каналы. Водным кодексом Российской Федерации определяются полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области использования и охраны водных объектов. Регулируется вопрос о передаче осуществления части полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета. Кроме того, Водным кодексом Российской Федерации устанавливается порядок предоставления водных объектов или их частей в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование. По договорам водные объекты должны предоставляться в пользование за плату, а по решениям – бесплатно. Значительная часть Водного кодекса Российской Федерации посвящена вопросам управления в области использования и охраны водных объектов. Такое управление предписывается осуществлять на основе бассейнового принципа. С этой целью выделяются 20 бассейновых округов, а также определяются речные бассейны, подбассейны и водохозяйственные участки. Особое внимание уделено планированию использования и охраны водных объектов, которое должно осуществляться в каждом бассейновом округе в соответствии со схемами комплексного использования и охраны водных объектов. В Водном кодексе Российской Федерации содержатся нормы, касающиеся рационального использования и охраны водных ресурсов, дна и берегов водных объектов. В частности, определяются размеры и правовой режим водоохранных зон.
01:31
Россияне смогут свободно обменивать рубли за рубежом через 2-4 года, считает заместитель председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы РФ Анатолий Аксаков. "Я думаю, это произойдет довольно быстро, вполне возможно, в течение двух лет, к 2010 г. — точно", — сказал Аксаков. Ускорить работу по достижению конвертируемости рубля, завершив отмену ограничений по валютным операциям до 1 июля текущего года, предложил Президент РФ Владимир Путин в послании к Федеральному Собранию. Ранее планировалось, что конвертируемость рубля будет достигнута с 1 января 2007 г., когда в соответствии с законом о валютном регулировании и валютном контроле должны быть отменены последние ограничения по валютным операциям капитального характера (резервирование части средств на специальных банковских счетах при осуществлении валютных операций, связанных с оттоком и притоком капитала). Аксаков вместе с тем пояснил, что принятое недавно ЦБ решение об отмене с 1 июля резервирования части средств при проведении валютных операций капитального характера не означает немедленного расширения возможностей по обмену населением рублей за рубежом. "Пока для населения вряд ли что изменится, хотя это шаг к упрощению обмена валюты", — сказал депутат, добавив, что достижению полной конвертируемости будет способствовать рост российской экономики и расширение использования рубля в мировых расчетах. Оптимизм депутата в оценке сроков достижения полной конвертируемости рубля для населения основывается на том, что "некоторые страны уже начали формировать резервы в рублях". "Скажем, Китай начал диверсифицировать структуру своих золотовалютных резервов, увеличив долю рубля, потому что понимает, что эта валюта будет укрепляться. Это связано и с торговлей, которую Китай осуществляет с Россией", — сказал Аксаков. В свою очередь, аналитики ожидают от снятия последних ограничений по валютным операциям роста интереса инвесторов к российскому рынку и укрепления рубля. "Можно ожидать увеличения интереса к российскому рынку. Иностранным и российским инвесторам будет проще работать с российским денежным рынком и с российским рынком облигаций. Это главное преимущество", — сообщил аналитик ИК Тройка-Диалог Антон Струченевский. По его словам, эта мера снизит издержки при инвестировании средств в российский рынок, что вызовет интерес, прежде всего, "консервативных инвесторов". Вместе с тем, главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова считает, что отмена резервирования по валютным операциям — это "сигнал для валютного рынка, что стоит ожидать продолжения укрепления рубля". В этой связи ЦБ, по ее мнению, "продолжит присутствовать на валютном рынке, потому что допускать дополнительное укрепление рубля — это достаточно дорогое удовольствие для российских производителей".
01:31
Принципы административной реформы забыты окончательно. Михаил Фрадков вводит должности статс-секретарей в нескольких службах и задумался о воссоздании Министерства торговли. Премьер реализовывает свою давнюю мечту: если и не уволить Германа Грефа, то хотя бы урезать его полномочия. Премьер-министр и глава Минэкономразвития уже давно находятся «в состоянии дискуссии». Со стороны это выглядит так: премьер заставляет Грефа и министра финансов Алексея Кудрина во что бы то ни стало удваивать ВВП, а министры, как могут, отнекиваются... Заседание правительства в четверг, на котором должны были обсуждаться итоги деятельности Минпромэнерго в 2005 году, завершилось неожиданно. Антиподом ведомству Германа Грефа невольно выступил Виктор Христенко. «Христенко справляется со своей работой достаточно хорошо», – заявил Михаил Фрадков, охарактеризовав при этом Минпромэнерго как «суперведомство» и «министерство действия». Заметим, что Министерство экономического развития и торговли в новой концепции административной реформы тоже считалось суперведомством, но такой похвалы от премьера едва ли когда-либо удостаивались. Для продвижения неконкурентоспособной машиностроительной российской продукции на зарубежных рынках премьер предложил эффективное решение: отделить от МЭРТ его последнюю составляющую (торговлю) и преобразовать ее в отдельное ведомство. Трогательная любовь премьера к Министерству торговли понятна: ведь Фрадков был последним его руководителем до расформирования в 2000 году. «Но я свою точку зрения при этом тоже не высказываю», – заметил Фрадков, обращаясь к Христенко с просьбой прокомментировать идею. «Я тоже не выскажу», – уклончиво ответил Христенко, сославшись на некорректность обсуждения вопроса о новом министерстве и урезании полномочий МЭРТ в открытом для СМИ формате. Мнение о нововведении главы МЭРТа Германа Грефа, у которого могут отобрать один из важнейших инструментов регулирования экономики, также осталось неизвестным. Мнение ведомства озвучил замглавы Минэкономразвития Андрей Шаронов, по словам которого, создание отдельного министерства «нецелесообразно». «Идея объединения министерства экономики и министерства внешней торговли в свое время заключалась в том, что внешняя экономическая политика является продолжением внутренней экономической политики, – заметил Шаронов. – Поэтому лишь после образования одного министерства «во внешнеэкономической политике появилась осмысленность». «C тех пор как торговля была разгосударствлена и либерализована, иметь отдельные министерства – это слишком», – заявил замминистра. Гораздо эффективнее было бы усилить те департаменты в Минэкономразвития, которые отвечают за внешнеэкономическую политику. «Раньше по каждой стране работал чуть ли ни целый отдел, а теперь на одного сотрудника приходится несколько стран», – пожаловался Шаронов. Административные преобразования правительства на этом не закончились. Постановление Фрадкова от 1 июня 2006 года увеличивало число статс-секретарей (по сути, заместителей министра) в ведомствах. Статс-секретари, вслед за федеральными министерствами, теперь появятся и в федеральных службах (Федеральной антимонопольной службе (ФАС), Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору) и в Федеральном агентстве по атомной энергии. Таким образом, в ФАС и ФСФР количество заместителей руководителя увеличивается с четырех до пяти, а в Ростехнадзоре и Росатоме разрешено иметь «до шести заместителей руководителя, в том числе одного статс-секретаря – заместителя руководителя», – говорится в постановлении. «То, что мы видим в последние полтора-два года, – это абсолютный отказ от административной реформы, – замечает член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров. – И отказ этот – постепенный. Я совершенно не склонен оценивать, это хорошо или плохо. Беда в том, что такого рода реформа ведет к временному параличу. И возвращение к первоначальному состоянию – это совсем не то же, что отсутствие реформ. Сначала заплатили за реформу в одну сторону, потом платим за реформу в другую сторону». Эксперт особенно подчеркивает, что в свете последних предложений Фрадкова МЭРТ становится гораздо более второстепенной структурой, чем это задумывалось изначально. «Целый ряд событий последнего времени позволяет говорить о том, что МЭРТ ослабляет позиции. Выведение из-под Грефа таможенной службы тому пример», – замечает Петров.
01:30
Президент РФ В.Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Об этом сообщила пресс-служба президента. Закон принят Государственной думой 19 мая 2006 года и одобрен Советом Федерации 26 мая 2006 года. Федеральный закон направлен на реализацию положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», которым предлагается ввести новый вид особых экономических зон – туристско-рекреационные особые экономические зоны. Федеральным законом для организаций – резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон устанавливаются льготы по уплате налогов. Кроме того, на эти зоны распространяется порядок применения законодательства об иностранных инвестициях, предусмотренный для других видов особых экономических зон.
01:30
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Игорь Михайлов разработал проект Закона "О внесении изменений в Закон "О введении на территории Санкт-Петербурга системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", сообщили в пресс-службе городского парламента. Законопроект предусматривает понижение значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 с 1,0 до 0,1 для такого вида предпринимательской деятельности, как оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках. По мнению автора проекта, это позволит расширить сеть парковок, а также снизить цены за услуги по хранению автотранспорта.
01:27
Борьба с коррупцией, начало которой положили майские отставки в силовых структурах, затронет и Счетную палату. Сергей Степашин собирается наводить порядок в подконтрольном ему ведомстве и предупреждает, что в ближайшее время первые результаты этой работы могут быть преданы гласности. В интервью «независимой газете» он рассказал о своих рецептах борьбы с коррупцией. В: Одной из ключевых тем послания президента была борьба с коррупцией. Сразу после обращения президента к политэлите произошли громкие отставки в силовых структурах, в том числе и в Министерстве внутренних дел. Хочу спросить вас как бывшего руководителя МВД – как победить коррупцию в милиции? О: Эти отставки нельзя назвать громкими. У меня люди тоже в отставку уходили, просто мы меньше об этом говорили. Санацию правоохранительных органов нужно проводить жестко, но говорить об этом лучше мало. Это бьет по престижу правоохранительных органов. Что касается изменения работы МВД, то сейчас, конечно, ситуация изменилась – люди стали получать более-менее нормальную зарплату. Следователь и участковый – это основа основ, с них все начинается. Если государство в состоянии содержать в человеческих условиях не 1,5 миллиона сотрудников МВД, а 300 тысяч, давайте содержать 300 тысяч. И при этом давать деньги, чтобы он мог работать на земле, как говорят в таких случаях. Это первое, что нужно сделать. Второе – координация деятельности всех силовых структур. И еще: я абсолютно убежден, что не надо вмешиваться туда, где сотрудникам МВД профессионально работать сложно. Не надо болтаться у ларьков, не надо лезть в кассовый аппарат, не надо лезть в те сферы, где работают налоговики или Счетная палата. Здесь надо вводить жесткие ограничения. И последнее: без современной техники проводить оперативные мероприятия сегодня невозможно, потому что те, против кого работает МВД, зачастую оснащены в сотни раз лучше. Учитывая экономическое положение страны, то, что глава государства сам из силовых структур, у страны есть шанс исправить ситуацию. В: В России значительное количество контролирующих и проверяющих органов, что только способствует росту коррупции ... О: Президент Путин не раз говорил, что чиновники не должны излишне вмешиваться в деятельность частных структур. В проверках не должно быть конкуренции, а должны быть единые правила и единая организация работы. Мы часто ходим друг за другом, работаем порой одновременно на одном и том же объекте. А многие организации просто стонут – одни ушли, другие зашли. Некоторые компании создали специальные структуры, выделили помещения и деньги для «работы» с контролерами. Я много раз предлагал создать единую систему финансового контроля в стране. Но Минфин сказал, что им этого не надо, и так все в порядке. Когда есть разные правила и подходы, всегда можно найти лазейку. Мы будем наводить порядок и в самой Счетной палате, чтобы было понятно, как выбирается для проверки тот или иной объект. А то иногда одни и те же объекты проверяются по десять раз, какая-нибудь больница или частный банк. Мы вообще по частным предприятиям и банкам не должны работать. Но говорят – там когда-то бюджетная копейка прошла. Мы каленым железом будем выжигать нечисть в своих рядах. И о первых результатах вы скоро узнаете. В: Как повлияла административная реформа на коррупцию в высших эшелонах власти? О: Сама идея была замечательной. Но в результате количество чиновников увеличилось, количество переписки увеличилось, время прохождения документов резко увеличилось. В этом году мы хотим проанализировать, какие финансовые последствия имело для страны то, что мы называем административной реформой. Вы обратили внимание, что по многим вопросам приходится отыгрывать назад? Это, кстати, касается и закона о местном самоуправлении. Мы провели анализ: только 2 процента органов местного самоуправления оказались готовы самостоятельно решать все вопросы. На них сейчас возлагаются обязательства, которые пока не ясно, как обеспечить финансово. Вопрос получения дохода от земли не решен, потому что не решено, какие налоги остаются у муниципалитетов. Получается, что большая часть органов местного самоуправления живет на дотациях регионов и федерального центра. Тогда какое это местное самоуправление? Не отрегулированы и границы муниципальных образований. Кроме того, нам нужно готовить дополнительно 35 тысяч чиновников. Кто будет их контролировать? В ближайшее время я планирую доложить президенту и парламенту по итогам полугодия о том, как работает реформа местного самоуправления. Хочу назвать еще один коррупционный фактор: многие законы, а особенно подзаконные акты позволяют чиновникам вести себя так, как они считают нужным. Поэтому Счетная палата взяла на себя обязанность разработать методику оценки законодательства на предмет его коррупционности. Мы направили предложения в Госдуму. Пока, правда, все наши действия носят факультативный характер. Я предложил Совету Федерации и Госдуме узаконить практику, когда на принимаемый законопроект необходимо не только заключение правительства, но и заключение Счетной палаты. В: Известно уже немало случаев, когда дети крупных госчиновников занимают высокие должности в государственных и коммерческих структурах. Нужно ли законодательно ограничить возможность продвижения по службе родственников чиновников категории «А»? О: Я думаю, в госструктурах – да. Во многих странах есть и другие ограничения. Если кто-то из аудиторов или контролеров проверял ту или иную структуру, он не имеет права после увольнения идти туда работать. Я уже наблюдал, как один из бывших аудиторов Счетной палаты долго проверял одну частную компанию, называл себя борцом с коррупцией, потом уволился и уже там сидит. Согласен, что нужен определенный регулятор. Тем более сегодня, чего греха таить, члены правительства получают неплохо – более 3 тысяч долларов, да еще с разными надбавками. А какая у нас средняя зарплата? У нас 40 процентов населения балансируют у черты бедности. Ограничения для госчиновников, конечно, нужно вводить. А после ратификации Международной конвенции о борьбе с коррупцией мы вынуждены будем внести и другие законодательные изменения, в том числе и о движении счетов крупных чиновников. В: Счетная палата обладает информацией о зарубежных счетах крупных чиновников? О: По закону этим занимается Комитет по финансовому мониторингу. Но получение такой информации возможно только в странах, где приняты соответствующие законы. Давайте откровенно говорить: чиновник у нас сегодня опытен и хитер. Только совершенно наивный человек будет класть деньги на свою фамилию. В: На ваш взгляд, какие компании прозрачнее – частные или государственные? О: Государственные компании намного прозрачнее, чем частные, – их мы можем смотреть совершенно спокойно. Частную компанию проверяет аудиторская фирма. Не хочу подставить под сомнение деятельность ни одной из частных аудиторских фирм, хотя руководитель одной из них сейчас отбывает пожизненное заключение. Но если я работаю с одним и тем же человеком несколько лет, если за хорошую аудиторскую проверку я плачу ему 1,5–2 миллиона долларов, я всегда сумею что-то где-то подправить. В: Президент не раз говорил о том, что государство должно уходить из тех сфер экономики, где оно присутствует необоснованно. Между тем за последнее время госкомпании, прежде всего в нефтегазовом секторе, приобрели частные компании... О: Давайте начнем с того, насколько это выгодно и целесообразно экономически. Абсолютно уверен, что наличие в нефтегазодобывающем комплексе у государства серьезной альтернативы в лице госкомпаний при сохранении крупных частных нефтяных компаний – это нормально. Не буду возвращаться к нашему труду об итогах приватизации в России за 10 лет, напоминать, как умыкнули этот комплекс. Государство восстанавливает справедливость. Не зря президент Путин приводил слова Рузвельта. Сейчас по этому пути идут многие страны. В: А как вы относитесь к выделению госкомпаниями средств на приобретение СМИ, финансированию культурных и спортивных проектов? О: Я за поддержку спорта и культуры, если это делает меценат и частные компании. Другое дело, когда государственная компания, как из своего личного кармана, дает деньги на поддержку проектов, не относящихся к ее профильной деятельности, какими бы симпатичными и замечательными они ни были. У меня всегда возникает вопрос: а целевые ли это расходы? В: Только в прошлом году Счетная палата выявила нарушений на сумму 122,7 миллиарда рублей. Виновные несут заслуженное наказание или материалы Счетной палаты кладутся под сукно? О: Счетная палата свои материалы передает в органы прокуратуры. Ежегодно по результатам наших проверок заводится около 300 уголовных дел. Мы работаем с Генпрокуратурой по ряду вопросов. Кроме того, результаты проверок, в ходе которых выявляется нецелевое использование бюджетных средств, направляются в Минфин. Тогда счета организаций немедленно блокируются. В прошлом году было блокировано около одного миллиарда рублей. Но скажу откровенно: на мой взгляд, это не очень правильно. Сейчас разрабатывается новый Бюджетный кодекс, который может быть принят до конца года. Планируется, что впредь наказываться будет не организация, нецелевым образом израсходовавшая средства, а конкретный чиновник, который поставил свою подпись под документом. Он может быть оштрафован, уволен с работы. Не исключена и мера уголовной ответственности. В: Сенаторы предлагали наделить Счетную палату правом штрафовать нарушителей за нецелевое использование средств... О: На мой взгляд, инструмент нормальный. Если мы не правы, наше решение всегда можно оспорить. Это нормальный принцип демократического государства. Но правительство посчитало, что имеющихся полномочий нам достаточно. Госдума в этом вопросе поддержала Белый дом, хотя мы представляем интересы парламента и им же формируемся. В: Счетная палата контролирует расходование средств в рамках реализации нацпроектов. Вы уже фиксируете нарушения? О: Сегодня проблем следить за тем, куда и как идут бюджетные средства, нет. Вопрос в другом – правильно ли расставлены приоритеты и дадут ли строительство медицинских центров или повышение зарплаты участковым врачам ожидаемый эффект. В конце года мы приняли решение о том, что будем не просто смотреть, куда и как пошли бюджетные деньги, но и что конкретно это дало населению. Больше всего вопросов вызывает пока ситуация с жильем. Первое – нам непонятна сумма, отведенная на реализацию проекта. Стоимость квадратного метра явно занижена. Где вы найдете приличное жилье, квадратный метр которого стоит 250–300 долларов? Это курятник. Я только что приехал из Новгорода. В этом городе стоимость квадратного метра 800 долларов. Естественно, у меня возникает вопрос, как мы сможем эту программу реализовать. Второе: это высокие ставки кредитования – 13–14 процентов. Разговор об ипотеке с такими процентами вести очень и очень сложно. И пока нацпроект по жилью существует только на бумаге – могу вам это сказать откровенно. Что касается медицины, то мы получили несколько обращений, в частности от руководителя Торгово-промышленной палаты Евгения Примакова. Есть информация, что при закупках приоритет зачастую отдается импортному оборудованию, хотя существуют прекрасные отечественные аналоги. Что касается села, нас должно волновать две проблемы. Первая – это повышение тарифов на электроэнергию, бензин и дизтопливо. Те суммы, которые закладывают сейчас РАО «ЕЭС России» и другие ведомства на следующий год, могут не только подорвать реализацию нацпроектов, но и вообще резко понизить уровень жизни населения. Вторая – газификация села. Опять беру Великий Новгород. В области, как известно, находится самое большое в мире хранилище газа. Но в самом регионе газифицировано только 46 процентов населенных городских пунктов и 5 процентов сельских. А знаете, что на письмо губернатора ответили газовики? Мы вам отдаем 25 миллионов рублей, как хотите, так и газифицируйтесь, но в наши планы вы не попадаете. Что это? Страна – один из мировых лидеров по добыче углеводородов, доллары не знаем куда девать. И такая степень газификации. Это хорошо, что у «Газпрома» высокая капитализация, что он платит налоги, что помогает футболу, баскетболу, балету, театру. Но надо больше и простым людям помогать. В: В 1999 году вы изнутри наблюдали процесс передачи власти. Сложным ли, на ваш взгляд, будет рубеж 2007–2008 годов? О: Что касается 2008 года, то абсолютно ясно, что национальным лидером останется Владимир Путин. И не потому, что он сегодня президент, не потому, что я знаю этого человека и за него голосовал, а потому, что это факт. Нравится он кому-то или нет, но Путин попал в резонанс с настроением и мыслями большинства людей. Исходя из этого вопрос о кандидатуре будущего президента, на мой взгляд, не столь актуален. Поэтому думаю, что проблемы 2008 года по большому счету не существует. Меня больше волнует другое. Первое – чтобы парламент нашей страны, моей страны, парламент, которому я подотчетен, который меня назначает, был парламентом, а не филиалом исполнительной власти. Второе – глава государства должен иметь такое правительство, которое могло бы работать более самостоятельно. Сейчас главе государства зачастую приходится брать на себя многие функции правительства. Конечно, делается это не от хорошей жизни. Мне бы хотелось, и сегодня такая возможность есть, чтобы у нас было действительно эффективно работающее правительство. Не клуб спорщиков, а серьезная исполнительная власть. Вот эти две вещи, на мой взгляд, можно было бы решать до и после или даже в процессе подготовки к выборам 2008 года. Мне кажется, что эти проблемы важнее, чем персоналии, которые возглавят государство. Президент Путин с политической арены в ближайшие несколько лет не уйдет, он остается и будет оставаться национальным лидером. Это, замечу, не получилось ни у Михаила Сергеевича, ни у Бориса Николаевича.
01:18
Информационный голод в среде потребителей банковских рэнкингов становится с каждым днем сильнее. С января нынешнего года Центробанк перестал предоставлять агентствам, публиковавшим рэнкинги кредитных организаций, банковскую отчетность по всем игрокам рынка. В результате агентства почти полностью прекратили составлять рэнкинги. От информационного голода сильнее всего страдают финансовые аналитики и обычные клиенты банков, которые потеряли возможность оперативно оценивать финансовые показатели кредитных организаций. Участники рынка опасаются, что отсутствие рэнкингов может негативно отразиться на целом ряде сегментов. В частности, на рынке слияний и поглощений и межбанковских кредитов. Сейчас крупнейшими компаниями, предоставляющими рейтинги и рэнкинги финансовых организаций, являются «РБК.Рейтинг», «Рус-Рейтинг», «Эксперт РА», НАУФОР, Moody´s Interfax Rating Agency, порталы Banks-Rate, Банкир.ру, Банки.ру, а также журналы «Эксперт», «Профиль», «Финанс», «Банковское обозрение», «Деньги». Кроме того, на рынке действуют представительства трех крупнейших агентств Standard & Poor´s, Moody´s и Fitch, специализирующихся на присвоении кредитных рейтингов организациям. Ранее информация попадала в агентства, занимавшиеся рэнкингами, через так называемых информационных посредников из ЦБ. Руководство регулятора закрывало на это глаза. Однако недавно ЦБ прикрыл этот канал информации. В результате с Нового года большинство информационных и рейтинговых агентств и СМИ, потеряв источники информации, прекратили публикацию банковских рэнкингов либо стали давать их в «усеченном» формате. Все «каналы», которыми пользовались агентства, проводящие мониторинг банковского рынка, оказались перекрыты. В большинстве появляющихся рэнкингов банков теперь отсутствует список кредитных организаций, входящих в первую и вторую сотню крупнейших. Остальные агентства и СМИ публикуют сокращенные варианты или «топы». В результате финансовые аналитики потеряли возможность оперативно оценивать показатели ряда банков. Аналогичная ситуация сложилась в целом ряде агентств и СМИ. Из оценочных таблиц исчезло свыше 300 кредитных организаций, в том числе около двух десятков крупнейших, в числе которых банки «Русский стандарт», «Глобэкс», «Санкт-Петербург», «Российский банк развития», «Банк Сосьете Женераль Восток» и ряд других. При этом, как заявил гендиректор одного из рейтинговых агентств, 154 банка, не раскрывающих свои показатели, не входят в систему страхования вкладов. Пассивная информационная политика Банка России сослужила плохую службу не только аналитическим агентствам и СМИ, но и всем потребителям банковских услуг. Ведь официальных статистических данных обо всех участниках рынка как не было, так и нет. Отчетность многих банков отсутствует даже на сайте Банка России. Из 1253 зарегистрированных на 1 января 2006 г. банков только 778 сейчас согласились периодически размещать данные оборотных ведомостей по счетам бухгалтерского учета (форма № 101) и информацию о прибылях и убытках (форма № 102). Таким образом, потребители – а это те же потенциальные вкладчики, равно как и вся многочисленная армия аналитиков компаний, ведущих мониторинг банковского сектора (например, инвестиционные, брокерские, страховые компании, фонды) фактически лишились информации о трети рынка банковских услуг. У самих банков также появились проблемы. «Сейчас только крупный банк может получить доступ к полной базе данных по рынку – у мелких же, особенно региональных, нет ни средств, ни необходимых связей в ЦБ, чтобы получить информацию», – рассказал руководитель отдела банковских рейтингов агентства «Эксперт РА» Павел Самиев. По мнению главного редактора «РБК.Рейтинг» Марии Фомичевой, отсутствие информации о числе игроков на рынке может достаточно негативно отразиться на целом ряде его сегментов. В частности, в области слияний и поглощений и межбанковских кредитов. Однако представители нескольких столичных банков практически в один голос заявили, что не испытывают проблем, поскольку по условиям заключаемых для работы на межбанковском и денежном рынках соглашений банки ежемесячно обмениваются стандартным набором финансовых отчетов со своими контрагентами. «Риски и лимиты устанавливаются именно исходя из этой информации», – пояснил заместитель начальника отдела активных и пассивных операций банка «Московский капитал» Игорь Пичугин. В любом случае, считают банкиры, полноценный анализ финансового положения банка по публикуемым показателям сделать невозможно. Кроме того, потенциальный вкладчик всегда может обратиться непосредственно в интересующий его банк, который обязан предоставить ему всю информацию.
01:18
Тематика государственной поддержки малого предпринимательства — почти вечная. С самого начала посткоммунистических реформ можно слышать сетования на то, что у нас недостаточно развивается малый бизнес, что его доля в валовом продукте и в занятости радикально ниже, чем в других рыночных экономиках. Проблемой развития МБ на сегодняшний день озадачены лучшие умы во всех эшелонах власти. Не менее интересно мнение по этому поводу представителей науки. Журнал «Профиль» публикует на своих страницах взгляд на проблему ректора Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Владимира Мау. Он отмечает, что число малых предприятий у нас неуклонно растет, начиная с 2002 года, и достигло в 2005 году 682,5 единиц на 100 тыс. граждан. Однако эти цифры несопоставимы с западноевропейскими, где данный показатель составляет порядка 3 тыс. единиц — и лишь в Москве и Петербурге этот показатель превышает 2 тыс. предприятий на 100 тыс. жителей. Аналогично обстоят дела и с точки зрения занятости — в России в малом бизнесе трудится порядка 16% трудоспособного населения, тогда как в Западной Европе и США порядка 50%, а в Японии — все 80%. По мнению ученого, политическая и финансовая стабилизация рубежа веков стала естественным основанием для активизации предпринимательской активности граждан. Способствовали этому и некоторые шаги, предпринятые правительством в первое президентство В. Путина: упрощение процедуры регистрации юридических лиц, трехлетний мораторий на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении малых предприятий, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, введение специального налогового режима для малого бизнеса и упрощенной статистической отчетности. Впрочем, по мнению В. Мау, низкие показатели развития малого предпринимательства отражают остающиеся проблемы. Прежде всего, это неэффективность всей системы исполнения законодательства, слабость судебно-правовой защиты бизнеса, уязвимость мелких предпринимателей перед властями. Кроме того, значительная часть населения, занятого в малом бизнесе, официально к таковому себя не относит. Во-первых, потому что не зарегистрирована и не платит налогов. Во-вторых, есть опасения неустойчивости и непредсказуемости (или, точнее, очень даже хорошей предсказуемости) правоприменительной практики. В-третьих, оставшиеся сложности административных процедур, среди которых особые проблемы связаны с закрытием фирмы. «Процедуру открытия фирмы максимально упростили, но исключительно сложной остается процедура выхода из бизнеса, а это важно именно для малого предпринимательства, которое отличается повышенной адаптивностью к меняющимся требованиям рынка», — убежден В. Мау. Наконец, в-четвертых, для нашей страны до сих пор характерно несколько высокомерное отношение к малому бизнесу, а потому многие граждане, занимаясь малым бизнесом, формально числятся сотрудниками разного рода учреждений и организаций ("держат там трудовые книжки"). В результате упомянутая выше цифра в 16% занятых может быть повышена — примерно до 25%. Ссылаясь на утверждение мэра Москвы, В. Мау констатирует, что в столице с малым бизнесом связана жизнь примерно половины ее жителей. Главной проблемой развития малого бизнеса, по его мнению, является сейчас совершенствование административных процедур, стимулирование легализации занятости в этом секторе. Меры финансовые (налоговые льготы) серьезного влияния на этот процесс не окажут: льготы не аргумент для тех, кто налогов и так не платит. Причем не платит не по причине уклонения, но лишь потому, что занимаясь, скажем, репетиторством или работая частным редактором, человек подчас просто не задумывается о налоговых последствиях своего труда. Для решения проблем легализации и развития этого сектора необходимы в первую очередь институциональные решения, то есть система правил игры. При этом, сам ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ предлагает весьма нестандартные решения этого вопроса. Он считает, что если развитие малого предпринимательства, активное вовлечение в него широких слоев населения действительно является сейчас одной из важнейших социально-экономических задач, то допустимо освобождать активно вовлеченных в это дело молодых людей от службы в армии. Разумеется, дело не должно сводиться к профанации: отсрочка должна предоставляться при условии ведения бизнеса, от которого в бюджет поступает налогов не меньше определенной суммы, установленной законом. Если человек реальным вкладом в бюджет подтверждает свою пользу для общества, то польза от его деятельности будет никак не меньшей, чем принудительный труд солдата, — считает ученый. По его мнению, положительные последствия от реализации данного предложения более чем очевидны. Во-первых, произойдет легализация значительной части малого бизнеса — у людей появится для этого мощный стимул. Во-вторых, многие молодые люди, отнюдь не склонные к интеллектуальному труду, вместо бессмысленного просиживания многих лет в вузе, а затем еще более бессмысленного пребывания в аспирантуре, сразу займутся практической деятельностью, приумножая реальное, а не виртуальное богатство страны. "Какая-то часть этой активности будет фиктивной, хотя не стоит преувеличивать масштабы такого явления: в конце концов, зачем имитировать деятельность, когда можно реально делать бизнес и получать с этого материальные дивиденды", — убежден ученый.
01:17
Исполнение таможенного законодательства в Шереметьевской, Домодедовской и Внуковской таможнях не всегда осуществляется на должном уровне. Как сообщила пресс-служба Счетной палаты России, об этом говорится в материалах, представленных к заседанию коллегии контрольного ведомства. Коллегия рассмотрела в пятницу результаты проверки организации и обеспечения полноты начисления и перечисления в бюджет таможенных платежей и других налогов от участников внешнеэкономической деятельности РФ при ввозе и вывозе товаров за 2005 г и истекший период 2006 г в трех таможнях. Проверка проведена в январе-апреле текущего года. В представленных материалах отмечается, что применяемая система контроля над заявленной таможенной стоимостью товаров при их таможенном оформлении не в полной мере обеспечивает полноту поступления доходов в бюджет. Так, например, выборочная проверка в Шереметьевской таможне показала, что в 2005 г в результате предоставления недостоверных сведений о товаре и занижения их таможенной стоимости расчетная сумма недопоступления таможенных платежей в федеральный бюджет составила более 83 млн руб. Как следует из материалов, действующий в таможнях порядок учета и хранения товаров и ценностей, задержанных в ходе производства по уголовному или административному процессу, не обеспечивает их надлежащей сохранности, вследствие чего имели место хищения материальных ценностей. В частности, в ходе проверки был установлен факт пропажи денежных средств на сумму 122,8 тыс. долл. США и 721,7 тыс. руб со склада временного хранения Домодедовской таможни. Проверка также показала, что отсутствие единого порядка учета, хранения и межведомственной передачи материальных ценностей, изъятых по делам о нарушении таможенных правил и уголовным делам, приводит к неоправданно длительным срокам хранения вещественных доказательств в таможенных органах. Так, в трех таможнях с 1994 года хранятся денежные средства на сумму 318 млн рублей, ювелирные изделия на сумму более 36 млн рублей, а также иное имущество на сумму 23,2 млн рублей, в том числе более 10 т сильнодействующих и психотропных веществ, решения по которым судебными органами не приняты до сих пор. Коллегия приняла решение направить информационные письма в правительство, Минфин, Федеральную таможенную службу и Департамент экономической безопасности МВД России, а также обращение в Генпрокуратуру.
05.06.2006
03:59
Налоговиков очередной раз призвали сконцентрировать все свое внимание на проверках компаний, которым гарантированно можно доначислить огромные суммы. На совещании работников ФНС по итогам первого квартала 2006 года глава службы Анатолий Сердюков упрекнул своих коллег в том, что качество их работы по-прежнему остается низким. Он считает, что проверки «должны проводиться точечно и только в том случае, если оправданы экономически». Пока же, по мнению главы ФНС, сотрудники налоговых инспекций плохо готовятся к контрольным мероприятиям, действуют наугад и, как результат, эффективность их работы невысока, а количество проверок не снижается.
03:40
Срок нахождения сотрудника в загранкомандировке совсем не обязательно определять по отметкам в командировочном удостоверении. Для этого вполне сгодятся штампы таможенников, которые они проставляют в загранпаспорт сотрудника при пересечении им границы. К такому выводу пришел Минфин в письме от 17 мая 2006 г. № 03-03-04/1/469. Дело в том, что в настоящее время порядок определения фактического нахождения работника в командировке предусмотрен лишь для организаций, финансируемых за счет федерального бюджета (постановление правительства от 26.12.2005 № 812). Вот финансисты и решили, что пока нет других нормативных актов, остальные компании также могут ему следовать.
02:42
Не исключено, что скоро фирмы, имеющие задолженность перед коммунальными службами, операторами сотовой связи или элетросетями, не смогут получить банковский кредит, либо получат его на невыгодных условиях. В настоящее время депутаты Госдумы работают над поправками, обязывающими эти организации передавать в БКИ информацию о злостных неплательщиках. Об этом в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» рассказал помощник председателя думского подкомитета по банкам и банковскому законодательству Олег Каюнов. Что касается «телефонистов», отметил Каюнов, то они и сейчас делятся информацией с БКИ – по сути компании мобильной связи являются кредитными организациями, поскольку у них есть тарифные планы, которые включают в себя кредитование. К тому же в большинстве контрактов на услуги сотовой связи есть строка о том, что клиент согласен на передачу его данных в кредитное бюро. С коммунальщиками сложнее: уж они-то точно не являются кредиторами, поскольку не заключают договор займа. Тем не менее, у депутатов есть ряд предложений, согласно которым коммунальные службы смогут передавать в БКИ информацию о злостных должниках без их согласия. По словам Каюнова, пока идея о том, что «злостность» влечет за собой «принудительность» носит очень неконкретный характер, но к осенней сессии ее, скорее всего, оформят в виде поправки и вынесут на обсуждение.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.