01.06.2006
Фирмам, которые в этом году перешли на «упрощенку» с общего налогового режима, возможно, удастся уменьшить прошлогодний налог на прибыль. Способ подсказал Минфин в письме от 3 мая 2006 г. № 03-11-04/3/230. Финансисты отметили, что при переходе на спецрежим необходимо восстановить НДС по имуществу. Однако восстановленную сумму можно отнести к расходам по налогу на прибыль за прошлый год. Ведь к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся налоги и сборы, кроме тех, которые предъявляются покупателю (подп. 1 п. 1 ст. 264, п. 19 ст. 270 НК).
Оборот (за исключением ввоза на таможенную территорию Российской Федерации) алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 года включительно в установленном порядке, допускается только по 30 июня 2006 года включительно. Об этом сообщается в письме ФНС РФ "Об остатках алкогольной продукции", опубликованном на официальном сайте этого ведомства.
После указанной даты в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 22.11.95 №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" такая алкогольная продукция будет признана находящейся в незаконном обороте.
Росздравнадзор в ближайшее время планирует начать контролировать соответствие зарубежных фармацевтических производств российским требованиям, заявил советник руководителя службы Михаил Гетьман. В ближайшее время Росздравнадзор планирует начать "контролировать зарубежные производственные площадки на их соответствие требованиям России", сказал он на пресс-конференции в РИА “Новости”.
Гетьман признал, что в настоящее время существует диспропорция между надзорными требованиями к отечественным и зарубежным производителям лекарств: для последних созданы более льготные условия, и они зачастую игнорируют нарекания российских потребителей в свой адрес. По его словам, для устранения этой диспропорции в перспективе предполагается "осуществлять регистрацию лекарственного средства только на российское юридическое лицо".
В свою очередь, гендиректор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Лилия Титова сообщила, что ассоциация начала аудит качества предприятий — своих членов в соответствии с мировыми стандартами (GMP).
По данным АРФП, в 2005 году доля российских препаратов на фармацевтическом рынке снизилась до 28% с 70% в 1990 году. В ассоциации считают, что только следуя международным стандартам качества, можно добиться повышения конкурентоспособности российской продукции.
Титова сообщила, что АРФП, предприятия-участники которой производят более 50% отечественных лекарственных средств, приняла решение о подтверждении соответствия своих заводов международным требованиям к порядку организации производства и контроля качества лекарственных средств. Для проведения инспекций предприятий выбрано некоммерческое партнерство "Национальная фармацевтическая инспекция", уточнила она.
Между тем председатель совета директоров группы компаний Ремедиум Айдар Ишмухаметов полагает, что под понятием "отечественные производители" следует понимать не только производства, оставшиеся в наследство от Советского Союза, но и предприятия с частной или полной зарубежной формой собственности, находящиеся на территории России и вновь созданные на ее территории иностранные предприятия. "С учетом этой градации утверждение о том, что доля отечественных производителей на внутреннем фармацевтическом рынке снижается, не совсем верно", — заметил Ишмухаметов.
Первый сертификат (заключение о соответствии) был вручен в ходе пресс-конференции директору фармацевтического завода Полисан Александру Потапову. По словам Потапова, предприятие по итогам инспекции уже начало разрабатывать программу корректирующих действий, чтобы быть готовым и к международному аудиту.
В свою очередь, гендиректор компании Нижфарм Андрей Младенцев отметил, что необходимо не только провести национальный аудит, но и развернуть работу с другими странами по взаимному признанию сертификатов. "Это откроет границы международных рынков и для российских фармацевтических предприятий", — пояснил Младенцев.
Правительство РФ установило временные ставки ввозных таможенных пошлин на электроды для электролизных установок и прочие электроды в размере 5% от таможенной стоимости сроком на 9 месяцев. Как сообщила пресс-служба правительства, соответствующее распоряжение подписал 29 мая премьер-министр Михаил Фрадков.
В настоящее время в отношении электродов действуют ставки таможенных пошлин, утвержденные Правительством РФ 30 ноября 2001 года, в размере 15% от таможенной стоимости.
Постановление вступит в силу через месяц после официального опубликования.
Рассмотрение споров в третейском суде, безусловно, выгодно малому и среднему бизнесу и в меньшей степени крупным компаниям. Такое заявление сделал председатель Третейского суда по корпоративным спорам при РСПП, полномочный представитель Правительства РФ в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах РФ Михаил Барщевский на прошедшей 31 мая в РИА «РосБизнесКонсалтинг» интернет-пресс-конференции на тему: «Третейский суд как средство разрешения межкорпоративных конфликтов в бизнес-сообществе».
М. Барщевский считает, что в России сейчас настало то время, когда третейские суды в принципе как институт будут очень востребованы. Итоги пресс-конференции подтвердили актуальность проблемы. В течение часа выступление М. Барщевского в Интернете слушали 26 тыс. 211 человек.
«Третейский суд — это элемент гражданского общества, и чем более развито гражданское общество в государстве, тем более развита и система третейских судов корпоративного разрешения корпоративных споров», — пояснил он. Саму идею третейский судов профессиональный адвокат видит в том, что свои цеховые проблемы бизнесмены решают без участия государства. При этом такие дела, как «государство против бизнеса» или «бизнес против государства», остаются в ведении арбитражных судов.
По мнению адвоката, формально решения третейского суда никак не повлияют на судебную практику арбитражных судов. При этом он считает, что взаимодействие между арбитражными и третейскими судами необходимо. Арбитражные суды завалены делами и, конечно, некая разгрузка благодаря деятельности третейских судей будет им же во благо: ведь в панели арбитров присутствуют люди, которые понимают не только закон, но и материю бизнес-споров. А судьи арбитражных судов — это юристы и только юристы. Причем юристы, которые о бизнесе имеют «весьма смутное» представление. Поэтому М. Барщевский не исключает, что спустя какое-то время Высший арбитражный суд станет присматриваться к решениям третейского суда по корпоративным спорам при РСПП, и, таким образом, со временем между этими судами сложится кооперация на уровне выработки практики.
По его словам, важно учитывать, что в арбитражном суде практически существует четырехзвенка. По первой инстанции рассмотрение дела, в апелляции, в кассации и еще Высший арбитражный суд, который теоретически может вмешаться. А в любом третейском суде это однозвенная система. И в этом большое преимущество третейского суда перед арбитражными судами.
М. Барщевский считает целесообразным учреждение единого третейского суда на три организации: "ОПОРУ РОССИИ", "Деловую Россию" и РСПП. На сегодняшний день формально третейский суд носит название «при РСПП». Но фактически он создан при Центре по разрешению корпоративных споров, созданном РСПП, "Деловой Россией" и "ОПОРОЙ РОССИИ". Собственно, в составе центра три структуры — это третейский суд, комиссия по этике и центр медиации. (Медиация — это примиренческие процедуры, примирение). По словам М. Барщевского, фактически третейский суд при РСПП открыт для разрешения корпоративных споров любых организаций как членов РСПП, так и не членов РСПП, как членов "Деловой России", так и не членов "Деловой России".
По словам М. Барщевского «авторитет третейского суда и обращаемость в этот суд зависят не от того, при ком он и как он называется, а от того, как его решения будут восприниматься как справедливые и честные». Он пояснил, что занял пост председателя третейского суда, руководствуясь следующим соображением: к сожалению, на низовом уровне арбитражных судов многие предприниматели полагают, что рассмотрение спора — это лотерея, которая от правовой позиции не зависит. «Я не знаю реальный уровень коррупции, но слухи о коррупции в низовых звеньях арбитражных судов очень значительные. Я не утверждаю, что это так, но слухи такие есть. Коррупция в нашем, третейском суде исключена по определению», — подчеркнул известный адвокат.
Сейчас в состав третейского суда входят 33 судьи. Принцип работы суда простой: истец выбирает арбитра, ответчик выбирает арбитра. Далее, по словам М. Барщевского, два арбитра приглашают третьего. «Среди судей есть крупные бизнесмены, ученые, государственные служащие. Выбрать есть из кого», — заверил М. Барщевский. Если арбитры не договорятся по кандидатуре «третьего», то его роль выполнит сам председатель третейского суда.
«Получается, что в любом случае ни одна из сторон не могут никак повлиять на большинство голосов, но каждая из сторон может предложить того судью, который будет отвечать запросам участников конфликта. Это вопрос репутации, компетенции и идеологии судьи», — объяснил принцип работы третейского суда его председатель.
М.Барщевский заверил, что заседания третейского суда будут проходить в открытом режиме. При этом все решения третейского суда на уровне не просто результативной части, но и полного текста решения — мотивировочной части — будут открыты. Одним из многих достоинств третейского суда является то, что по желанию сторон может быть обеспечена конфиденциальность третейского разбирательства. И при раскрытии информации будет важно мнение сторон, готовы ли они освещать данное третейское разбирательство, что, кстати, в рамках арбитражного процесса невозможно. И по этой причине интерес предпринимателей к третейскому суду будет только возрастать.
При этом решение третейского суда может проверить Конституционный суд РФ. Он может вынести вердикт, что "с учетом определенной практики применения, которую проявил третейский суд, норма права является неконституционной или она является конституционной, но практика ее применения должна быть иной и фактически пересмотреть решение третейского суда и других судов".
По словам М. Барщевского, пока "новым" судом не было рассмотрено ни одного дела. Он объясняет это тем, что суд был создан не так давно (17 апреля с.г.), и пока широкая аудитория не знает о его существовании. При этом М. Барщевский прогнозирует, что далее последует «эффект снежного кома — после первых двух-трех прецедентов дальше дела пойдут просто валом».
Он сообщил, что суд готов рассматривать и вопрос недружественных поглощений предприятий, если речь идет о размывании пакета акций. Если это силовой захват, то это уже компетенция МВД и прокуратуры. При этом, в решении корпоративных споров, по его мнению, стадия медиации должна предшествовать в большинстве случаев третейскому разбирательству. В службе медиации уже имеется два обращения довольно крупных предпринимателей, и ведутся переговоры с тремя потенциально заинтересованными лицами. И М. Барщевский полагает, что, возможно, некоторые из этих споров перейдут в стадию третейского разбирательства, если не удастся достигнуть компромисса с участием посредников.
Впрочем, по его мнению, предпочтительнее решать споры именно путем медиации и не доводить конфликт до суда. «Я считаю, что самая надежная форма капитала, не зависящая от торгов на бирже, – это репутация, и знаю много примеров, когда бизнесмены предпочитают пойти на какие-то убытки, уступки двусторонние, чтобы не выносить сор из избы», — отметил М. Барщевский. Он объясняет подобные факты тем, что в России происходит постепенное нравственное выздоровление бизнеса.
Свое представление, насколько крупные компании готовы разрешать свои хозяйственные споры в третейском суде, М.Барщевский высказал лаконично — жизнь покажет. «Я думаю, что рассмотрение споров в третейском суде, конечно, выгодно малому и среднему бизнесу и в меньшей степени крупным компаниям», — подчеркнул юрист.
На вопрос ИА «Альянс Медиа» о том, какую роль могут сыграть третейские суды именно для малых фирм, особенно при разрешении споров с крупными предприятиями, и к кому из судей лучше обращаться представителям МБ, М.Барщевский ответил: «Обращаться всегда лучше к хорошему адвокату. Самая лучшая форма сэкономить деньги — это не экономить на адвокате или на юристе».
Относительно представителей РСПП он ответил, что в процентом соотношении в суде всего один или два человека члены этой организации, но есть и представители «ОПОРЫ РОССИИ» и "Деловой России". «Но есть и другие представители бизнеса, которые не входят ни в одну из перечисленных организаций. Просто это люди, которые в свое время решили, что репутация — это самая надежная форма капитала. И мы арбитров подбирали не по принципу, сколько он стоит, согласно журналу Forbes, а по тому, какой у него рейтинг в общественном сознании как порядочного и грамотного человека», — заверил председатель третейского суда при РСПП.
М. Барщевский порекомендовал обращаться малым предпринимателям не к членам суда, а к юристам, которые порекомендуют, кого назначить своим арбитром. Хотя возможна ситуация, когда обе стороны называют одного и того же судью. «Тогда дело слушается не на троих, а на одного. То есть один судья слушает дело. Они могут и меня выбрать, потому что я один из членов панели», — пояснил он и посоветовал представителям МСБ при обсуждении условий договора записывать в арбитражный договор пункт, устанавливающий, что в случае возникновения спора дело будет рассматриваться третейским судом при РСПП. «Потому что опять-таки, согласно слухам, у малого предпринимателя против крупного предпринимателя в арбитражном суде шансов не так много», — подчеркнул М. Барщевский.
Он пояснил, что шансов не так много прежде всего потому, что судебное дело в арбитражном суде – дорогое удовольствие. Услуги адвоката обходятся условно в $300 в час, и дело будет тянуться как минимум полгода. В то же время по регламенту в третейском суде на рассмотрение дела отводится не более 1 месяца с момента подачи искового заявления. В идеале – в течение 3-х недель. «При этом никто не ставит перед собой задачу суда скорого. Предстоит задача создания суда справедливого, но при этом максимально скорого», — заключил председатель Третейского суда по корпоративным спорам при РСПП.
Минэкономразвития РФ считает, что в отношении сокращения и отмены льгот по уплате таможенных платежей должна быть взвешенная позиция. Об этом заявила в интервью заместитель главы департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития РФ Татьяна Клочкова.
В: Какова позиция МЭРТ в отношении сокращения и отмены льгот по уплате таможенных платежей?
О: В части возможной отмены льгот должны быть плавные движения — эволюционные, а не революционные. Действующие льготы — это льготы, которые установлены на законодательном уровне, и в свое время они были достаточно обоснованы. В применении этих льгот есть много позитивного, и нельзя говорить, что все пользуются ими для того, чтобы избежать налогообложения. Наверно, можно начинать какое-то поступательное движение в отношении изменения механизма предоставления льгот — по какой-то отдельной номенклатуре начать их отменять или, может быть, сокращать абсолютный размер, например НДС.
В: Какие меры предполагается принять в ближайшей перспективе в части совершенствования таможенно-тарифной политики в РФ?
О: Прежде всего, это, конечно, таможенные пошлины и возможность их изменения. Кроме того, это тарифные квоты, применение которых было законодательно закреплено летом прошлого года.
Если мы возьмем импорт, то в последнее время в России наблюдается тенденция движения в сторону снижения налоговой нагрузки по достаточно широкой номенклатуре ввозимых товаров. Прежде всего, снижаются и отменяются импортные пошлины на технологическое оборудование, которое не производится в Российской Федерации. Весной текущего года принято решение правительства, в соответствии с которым был установлен беспошлинный режим ввоза по широкому перечню технологического оборудования. Предполагается, в ближайшее время в дополнение к уже принятому может быть согласован новый перечень технологического оборудования, по которому ставки ввозных пошлин будут снижаться. В него могут войти более 100 наименований конкретных видов оборудования.
Кроме того, на рабочем уровне уже приняты решения, которые будут вынесены на ближайшее заседание комиссии и связаны с беспошлинным режимом ввоза на территорию Российской Федерации натурального латекса, некоторых видов поливинилхлоридов, а также вольфрамового концентрата.
Снижение налоговой нагрузки на участников ВЭД приводит к улучшению внешнеторгового администрирования, так как повышается степень легальности импорта. В частности, после корректировки ввозных пошлин на телевизионную технику и обувь, отдельные виды спортивного инвентаря объемы декларирования этих товаров резко возросли.
В: Рассматривается ли вопрос о расширении перечня товаров, в отношении ввоза которых могут быть применены тарифные квоты?
О: В настоящее время тарифные квоты применяются в отношении импорта мяса птицы, свинины и говядины. На сегодняшний день прорабатывается в рабочем порядке возможность применения тарифных квот в отношении импорта риса. Зерновой союз обращался в Минэкономразвития с вопросом о возможном введении защитных мер в отношении поставок на территорию РФ риса. Но с точки зрения правового обеспечения ситуация с рисом не подпадает под установленные законодательством РФ правила применения защитных мер. Сейчас прорабатывается вопрос возможности введения тарифной квоты на поставки риса из различных стран, прежде всего из Юго-Восточной Азии.
В: планируется ли расширение практики применения в РФ сезонных импортных пошлин?
О: Сезонные повышенные пошлины применяются в России в отношении ввоза определенных видов овощей и фруктов. Весной текущего года в связи с высокими темпами инфляции в виде предложения был поставлен вопрос о возможном пересмотре ставок сезонных пошлин на основные овощи, прежде всего на картофель. Но никаких конкретных обсуждений по нему не проводилось.
Я думаю, что в условиях присоединения России к ВТО сезонные ставки станут одним из механизмов защиты отечественного производителя, особенно сельхозпроизводителей.
Кроме того, недавно обсуждалось предложение Федеральной антимонопольной службы о введении сезонных пошлин на нефтепродукты. Позиция ФАС базируется на том, что высокие ставки пошлин на нефтепродукты на период сева и сбора урожая ограничат вывоз топлива, больше этих товаров будет поставляться на внутренний рынок и, соответственно, предложение превысит спрос, что приведет к снижению цен на ГСМ.
Теоретически это так, но, годами занимаясь вопросами, связанными с таможенно-тарифным регулированием, можно сделать иные выводы. На российском рынке нет нехватки нефтепродуктов. При этом нефтяные компании держат цену, и хотя они между собой, возможно, конкуренты, но когда у них появляются какие-то общие проблемы или общий вопрос, они объединяются и выступают пулом. И не факт, что в условиях высоких экспортных пошлин на нефтепродукты в сезонный период компании начнут поставлять на внутренний рынок большие объемы топлива. Основные профильные ведомства — Минэкономразвития, Минпромэнерго и Минфин России — не поддержали предложение ФАС о введении сезонных пошлин на нефтепродукты.
В: Планируются ли изменения в системе установления экспортных пошлин на нефтепродукты?
О: Да, планируется. Законопроект, предусматривающий введение в действие ставок экспортных пошлин на нефтепродукты одновременно с изменением вывозных пошлин на нефть, уже внесен правительством в Госдуму. Такой механизм оправдан как для компаний, которые заранее знают, с какой даты произойдет изменение внешнеторговой нагрузки, так и с точки зрения налогового регулирования.
Как мы рассчитываем, этот законопроект может быть принят достаточно быстро, возможно сразу же в трех чтениях. Таким образом, одновременное установление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты может быть введено в ближайшей перспективе.
В: Будет ли расширен перечень автокомпонентов, импортируемых в Россию по льготным таможенным ставкам на условиях промсборки?
О: Ранее с Минпромэнерго обсуждался вопрос об обнулении ставок пошлин по широкой номенклатуре автокомпонентов для промсборки для создания тем самым определенных сценарных условий для развития различных производств. Но все-таки от этого пути мы отказались, из-за того, что такие решения требуют внесения серьезных изменений в тарифы и длительного времени согласования. Поэтому сейчас принято решение сосредоточится на номенклатуре автокомпонентов, снижение таможенных тарифов на которые необходимо для реализации уже существующих или находящихся в стадии проработки проектов с иностранными инвесторами. Под эти проекты и будут приниматься конкретные решения.
В: Предполагается ли введение защитных мер в отношении импорта в РФ сельхозтехники, в частности, комбайнов?
О: Проработка этого вопроса на разных уровнях не показала, что к этому есть правовые и экономические основания. Предварительное рассмотрение материалов, которые были представлены Союзагромашем, показывает, что импорт комбайнов в РФ в 2005 г упал, наблюдается рост внутреннего производства, основные показатели производства находятся в положительной динамике. Более того, у этого производства достаточно приличная рентабельность, и она растет. Значительное количество техники поставляется на экспорт. Таким образом, прямого правового обеспечения возможности начала расследования в отношении импорта комбайнов в РФ сейчас не просматривается.
В: Какие товары могут попасть под дифференциацию ставок таможенных пошлин в зависимости от уровня заявленной стоимости за единицу товара?
О: Дифференцированные ставки ввозных пошлин в зависимости от уровня заявленной стоимости, когда налогообложение тем меньше, чем выше цена единицы продукции, применяются в настоящее время в РФ в отношении ряда товаров, в том числе кожаной обуви и защитных очков. Сейчас по заявлению Российского пушно-мехового союза прорабатывается вопрос о возможности дифференциации ввозных пошлин на меховую продукцию.
В целом, рассматривая дифференциацию в зависимости от заявленной стоимости, легко установить такие ставки пошлин на товары, которые являются биржевым, хотя таких товаров мало. По таким товарам легко контролировать заявляемую стоимость, так как товар биржевой, порядок цифр определен, и не нужно ничего додумывать. По ширпотребу все сложнее, потому что нужно очень внимательно проанализировать импорт, убедиться, что действительно идет занижение таможенной стоимости, собрать ценовую информацию на этот товар на различных рынках, по поставкам аналогичного товара другими импортерами.
При этом нельзя не учитывать, что рынок от рынка отличается, и порядок цифр на мех из Юго-Восточной Азии или из северных стран будет разный. Но, возможно, в отношении меховой одежды мы выйдем на какие-то конкретные результаты.
Средства стабилизационного фонда должны быть разделены на резервную часть, цель которой смягчение последствий возможного падения цен на нефть, и Фонд будущих поколений, формировать который будут накопленные сверх резервной части ресурсы. Такова одна из главных идей вчерашнего президентского послания о бюджетной политике.
Пропорции, по которым следует делить стабфонд, глава государства не сообщил. Однако, по его словам, объем резервной части целесообразно установить в процентном отношении к ВВП. При этом Владимир Путин особо отметил, что в будущем году средства сверх базового объема национальной кубышки должны направляться исключительно на погашение внешнего долга и замещение внешних источников финансирования бюджетного дефицита.
Эксперты не сомневаются в том, что настало время делить стабфонд, однако по поводу того, в каких пропорциях это делать и как тратить деньги, обнаружились большие разногласия.
Председатель комитета Госдумы России по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов убежден, что «размещать средства надо более смело – в устойчивых крупных капиталоемких структурах». «К тому же надо конкретно указывать в бюджете, куда должны тратиться деньги стабфонда, – отмечает депутат. – За резервной частью стоит опасность инфляции, хотя – смотря как тратить. Фонд будущих поколений должен составлять примерно 70%, резервный – 30%».
Его коллега по нижней палате парламента Сергей Глазьев оценивает планы властей прямо противоположно. «Совершенно неправильное намерение. Бюджет все эти годы резервировался уже многократно. Сейчас в нем дополнительных доходов накопилось порядка 600 млрд. руб. сверх стабфонда. Какие-либо еще резервы просто не требуются. Есть валютные резервы ЦБ, стабфонд, излишки бюджета. Правительство просто не знает, как их использовать, поэтому, по сути, происходит замораживание денег». Что касается фонда будущих поколений, то г-н Глазьев полагает: «На фоне того, что у нас миллионы беспризорников, создавать такой фонд просто аморально. Учитывая наши выплаты по долгам другим странам, будущими поколениями будут не наши дети, а дети в Америке и Европе».
Научный руководитель института проблем глобализации Михаил Делягин разъясняет: «Резервный фонд – это как бы деньги на черный день. Фонд будущих поколений – это деньги, которые будут инвестироваться. С точки зрения здравого смысла можно отложить 20% на черный день, а остальное направлять на модернизацию страны. Тем более если экономика будет эффективна, то и черный день не наступит». Само по себе деление стабфонда на две части, по мнению эксперта, правильно, «только деньги инвестируются неправильно».
Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг предлагает совсем другую пропорцию: «Я бы поделил стабфонд на две части таким образом: фонд модернизации российской экономики и немножко для будущих поколений. Я бы назвал пропорцию 80 к 20. Поскольку, если недостаточно уделять внимания модернизации, то этих будущих поколений может и не быть». При этом ученый убежден, что если использовать резервную часть только для минимизации рисков от падения цен на нефть, то, когда этот момент наступит, деньги на перестройку экономики направить уже не удастся. Что же касается разговоров о том, что расходование средств стабфонда повышает инфляцию, то, убежден г-н Гринберг, «если тратить грамотно, то не повышает». «Можно ведь тратить на различные проекты, модернизацию. Тогда можно, наконец, прекратить тенденцию сползания страны в технологическое захолустье», – заключает он.
По соглашению с Департаментом поддержки и развития предпринимательства города Москвы ликвидацией правовой неграмотности столичных предпринимателей занимается коллегия адвокатов «Адвокат». В офисе коллегии ежедневно дежурят два адвоката, готовые ответить на любые вопросы уголовной, административной, арбитражной и гражданско-правовой практики. Консультации можно получить очно и по телефону.
Юридическая поддержка малого предпринимательства в рамках соглашения с московским правительством осуществляется за счет бюджетных средств. Консультации, участие в семинарах и круглых столах для предпринимателей бесплатны.
Помимо частных консультаций, два раза в месяц проводятся тематические семинары в Центральном доме предпринимателя. Круглые столы в офисе коллегии адвокатов – еще одна возможность встретиться и детально разобраться в тонкостях законодательства.
Созданная в коллегии адвокатов около месяца назад служба медиаторов занимается досудебным разрешением споров между предпринимателями. Главная задача – не довести затянувшийся конфликт до разбирательства в суде.
Подробная информация о мероприятиях Московской коллегии адвокатов «Адвокат» опубликована на сайте в Интернете www.ka-advocat.ru, дополнительные справки по телефонам 241-40-96, 241-42-83.
30 мая депутаты, предприниматели и чиновники целый день пытались согласовать правительственный законопроект о реформе налогового администрирования, который сейчас готовится ко второму чтению в Госдуме.
С утра налоговое совещание проводил министр финансов Алексей Кудрин, а во второй половине дня представители заинтересованных сторон — уже в более узком кругу — переместились на совещание к главе президентской администрации Сергею Собянину. На последнем, в частности, присутствовали помощник президента Игорь Шувалов, главы экспертного и государственно-правового управлений администрации Аркадий Дворкович и Лариса Брычева, вице-премьер Александр Жуков, министр финансов Алексей Кудрин со своим заместителем Сергеем Шаталовым, министр экономического развития и торговли Герман Греф, глава Федеральной налоговой службы Анатолий Сердюков, зампредседателя бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров, председатель думского налогового подкомитета Наталья Бурыкина, а интересы бизнеса представлял глава РСПП Александр Шохин.
Прошедшие совещания оказались результативными — часть спорных вопросов сторонам все-таки удалось согласовать. При этом некоторые из них — в пользу предпринимателей, другие — в пользу налоговиков. Большинство участников оценили переговоры как "позитивные".
Чего же в итоге добились депутаты и поддерживающие их предприниматели? Во-первых, презумпция добросовестности налогоплательщиков. Тот факт, что такая презумпция должна существовать, вчера подтвердили все. Однако термин "добросовестности" по-прежнему устраивает далеко не всех. В частности, Минфин. Термин еще предстоит согласовать после дополнительных консультаций с Высшим арбитражным, а также Конституционным судами. Последний, напомним, ввел термин "недобросовестность" в практику налоговых отношений, тем самым создав массу проблем налогоплательщикам.
Во-вторых, проблема принудительного взыскания авансовых платежей. Минфин ратовал за то, чтобы узаконить сложившуюся практику, когда налоговики взыскивают с предпринимателей не только авансовые платежи по налогам, но еще и штрафуют их за несвоевременную уплату. Договорились, что штрафов в таких ситуациях не будет. Зато сами авансы, а также пени за просрочку платежей налоговики взыскивать все-таки смогут.
Удалось договориться с Минфином и по срокам проведения выездных налоговых проверок: срок проверки два месяца (плюс 1 месяц на проверку обособленных подразделений). Но его можно приостановить на срок до 9 месяцев в случаях проведения экспертизы, встречной проверки и для перевода предоставленных документов на русский язык и запроса сведений у иностранного государства. В последнем случае срок приостановления проверки может быть продлен еще на 3 месяца. Напомним, первоначально Минфин предлагал в ряде случаев продлевать выездные проверки на срок до 15 месяцев. Решено также отказаться от специальных проверок по налогу на добавленную стоимость, которые также предполагалось ввести.
Кроме того, решено внести в Налоговый кодекс норму, в соответствии с которой нарушение существенных условий процедур проведения налоговых проверок (в частности, нарушение сроков проверки) является основанием для отмены соответствующих решений вышестоящим налоговым органом или судом.
В выигрыше и налоговики. Уголовную ответственность для них, даже если они сами заведомо привлекли к ответственности невиновного, решено не вводить. Не будут по-прежнему налоговые органы платить и госпошлину в судах в случае проигрыша дела.
"Странно, что за проигранные дела налоговые органы не будут платить госпошлину. Это был бы дисциплинирующий момент за их непрофессионализм", — недоумевает зампредседателя комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков. Разочарованы предприниматели и тем, что налоговики опять выпадают из поля уголовной ответственности.
"Если бы такую ответственность удалось ввести, это было бы достижение", — считает председатель экспертного совета "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. "Привлечение к ответственности заведомо невиновных — это преступление. И другие субъекты, например, прокурорские работники, ответственность за подобные действия несут", — согласен с ним Сергей Беляков.
В Государственную думу внесен законопроект, запрещающий курить в залах предприятий общественного питания. Поправки в ст.6 закона "Об ограничении курения табака", внесенные Советом Федерации, расширяют перечень мест, где запрещено курение. Сенаторы предлагают запретить курить в залах ожидания железнодорожных, авто- и аэровокзалов, а также залах предприятий общественного питания.
Кроме того, отмечается в пояснительной записке к документу, закон "Об ограничении курения табака", устанавливая запрет на курение в помещениях органов государственной власти, не предусматривает такого запрета для иных госорганов (Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия и др.), а также для органов местного самоуправления. Поэтому предлагается дополнить перечень помещений, в которых запрещается курение, "иными государственными и муниципальными органами".
По мнению авторов, эти поправки направлены на усиление борьбы с курением и предупреждение так называемого "пассивного курения". Их принятие будет способствовать снижению заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых, онкологических, легочных и других заболеваний, широко распространенных в России.
31.05.2006
Предприниматели, выдающие своим сотрудникам так называемую «черную» или «серую» заработную плату, должны нести строгую ответственность. В таком мнении сошлись мэр столицы Юрий Лужков и руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы Михаил Вышегородцев в ходе еженедельного заседания правительства города. И если министр начал разговор с того, что нарушителей нужно вызывать в ДПиРМП для основательной воспитательной беседы, то градоначальник оказался непримирим. «Нужно расширять судебную практику по делам, связанным с неуплатой и сокрытием налогов или авансовых платежей», — считает он.
Ю.Лужков пояснил, что основную часть доходов московского бюджета составляет налог с физических лиц и налог на прибыль, вследствие чего зарплата «в конверте» приводит к действительно существенным потерям для столичной казны. Соответствующий пункт будет внесен в постановление московского правительства «Об итогах исполнения бюджета города Москвы за 2005 г. и о перспективном финансовом плане на 2007-2009 гг.». Его проект и был сегодня представлен на заседании; документ было решено принять за основу.
С основным докладом по вопросу выступила руководитель Департамента экономической политики и развития города Марина Оглоблина. Она озвучила прогноз, согласно которому, к 2010 г. среднегодовой прирост ВРП составит 7,4%, рост инвестиций – 4,4%, оборота розничной торговли – 4,3%, промышленного производства – 12,4%. Помимо этого, к 2010 г. планируется снижение инфляции до 5%, а заработная плата должна вырасти более чем в 2 раза. В следующем году на 30 млрд может быть увеличен объем денежных средств, выделяемых на оплату труда бюджетников. К вопросу об инфляции: по словам М. Оглоблиной, по Москве в 2006 г. ее рост заложен в размере 10%, в 2007 г. – 8,5%.
В течение прошлого года на 10,2% снижен объем государственного долга столицы. По состоянию на 1 января 2006 г. он составил – 88,9 млрд рублей.
Говоря о работе, которая проводится в столице в части увеличения доходной части бюджета, М.Оглоблина особо отметила поддержку малого и среднего бизнеса. «Создание множества вспомогательных фондов, бизнес-инкубаторов, различных центров поддержки – все это эффективно стимулирует этот сектор экономики. Растет число малых предприятий, занятых в сфере строительства, промышленного производства, бытовых услуг», — сказала она.
Немаловажный вопрос – решение проблемы дефицита энергоснабжения в городе. Докладчица сообщила, что с 2006 по 2010 гг. на станциях «Мосэнерго» будут введены новые мощности на 3,9 тыс. МВт; реконструируют 34 электроподстанции. Кроме того, планируется ввести 2 тыс. МВт электромощностей по программе строительства больших газотурбинных установок. Произойдет это благодаря договоренности, достигнутой правительством Москвы с руководством РАО ЕЭС.
М.Оглоблина отметила также, что в ближайшие 3 года значительно возрастут затраты бюджета Москвы на строительство жилья. Так, его ввод по социальным программам к 2010 г. должен составить в среднем 2,1 млн кв.м в год(в прошлом году этот показатель равнялся 1,6 млн).
Отдельно власти займутся проблемами транспортной отрасли. Так, к 2010 г. может быть завершена реконструкция Ленинградского проспекта, а также строительство первых участков 4-го транспортного кольца и дороги-дублера Кутузовского проспекта. Тарифы на городской общественный транспорт будут повышать ежегодно на 2 рубля.
На заседании правительства также выступил глава Департамента финансов города Юрий Коростелев. Он сообщил, что фактически в бюджет Москвы за прошлый год поступили доходы в размере около 522,2 млрд рублей, что почти на 11% превышает запланированные показатели. В общем объеме доходов поступление налогов составило 82,6%. Наибольшую долю (75,1% от общего объема поступлений) обеспечили три основных федеральных налога: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и акцизы.
Рассмотрев предложенный проект постановления, Ю.Лужков оценил его положительно и предложил принять за основу. При этом глава города назвал ряд моментов, которые, на его взгляд, обязательно должны найти отражение в окончательном документе. В частности, он считает необходимым разработать комплекс дополнительных мер, направленных на приведение уровня инфляции в Москве в соответствие с общероссийским уровнем. Пока же заложенный в финансовом плане города на ближайшие годы показатель — выше того, что в целом по стране. Кроме того, мэр согласен с мнением большинства чиновников о том, что пора расширять традиционную структуру прогнозов и оценок бюджета – а именно, переходить от годового планирования к трехлетнему. Он охарактеризовал такой подход как «переход от количества к качеству».
Другая важнейшая цель, по мнению мэра столицы, – выравнивание размеров МРОТ и прожиточного минимума. «Если бы это удалось сделать в следующем году – это стало бы огромной вехой в улучшении качества жизни столичного населения», — сказал Ю.Лужков. Отдельно он упомянул о необходимости более быстрых темпах снижения размеров государственного долга.
Еще одно важное предложение, прозвучавшее из уст мэра на сегодняшнем заседании правительства – объявление 2007 г. в Москве «Годом ребенка». При этом дополнительно будет выделено из бюджета 10 млрд рублей. Эти средства, по словам градоначальника, должны пойти на реализацию специальной программы, в рамках которой: будут увеличены пособия молодым семьям при рождении наследников и матерям-одиночкам; построены новые детские сады; улучшено оснащение родильных домов; и улучшено питание школьников, которое приведут в соответствие с медицинскими нормативами. Все эти меры, по мнению Ю.Лужкова, помогут решить проблему демографии в городе.
Не исключено, что руководителям фирм вскоре не придется оплачивать первые два дня болезни своих сотрудников из собственного кармана: выплатe пособий по временной нетрудоспособности вновь в полном объеме будет осуществлять ФСС. На этом настаивает вице-президент ТПП Владимир Исаков. Во время проведения круглого стола «Реформа системы социального страхования: позиция бизнес-сообщества» Исаков отметил, что оплата первых двух дней больничного работодателем, а также ограничение размера пособия привело к тому, что теперь заболевшие работники предпочитают вовсе не оформлять больничные листки. «Тем самым ухудшается состояние здоровья работающего населения, а это – новые затраты в других областях, часть из которых так или иначе будет компенсироваться за счет бюджетных средств. Таким образом, можно констатировать, что эксперимент, ведущийся уже второй год, не удался», – отметил Исаков в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации». Он напомнил также, что принятие такой нормы в 2005 году принималась законодателями как краткосрочная мера.
Близость к казенным деньгам чревата для бухгалтера различными соблазнами. Так, на днях в Омске вынесен приговор главбуху организации, распорядившемуся чужими денежными средствами по своему усмотрению.
Как рассказали корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в областной прокуратуре, свою преступную деятельность бухгалтер начала еще в 2002 году. Тогда 51-летняя дама, оформив соответствующие документы, ухитрилась «принять на работу» двух своих сыновей, причем так, что ее руководство об этом даже не догадывалось. В течение почти трех лет великовозрастным отпрыскам, числящимся в штате в качестве дворника и сторожа, а на самом деле ни разу не появившимся на работе, начислялась заработная плата и даже выплачивались премиальные. Кроме того, подделав авансовые отчеты, бухгалтеру удалось прибрать к рукам немалую сумму, предназначенную на приобретение стройматералов для ремонтных работ. Руководство организации спохватилось лишь тогда, когда сумма ущерба от действий сотрудницы перевалила за 700 тысяч рублей. К делу подключились милиция и прокуратура. В итоге экс-главбух, в соответствии с ч. 3 ст. 160 Уголовного кодекса – присвоение денежных средств с использованием служебного положения – «заработала» 3 года лишения свободы в колонии общего режима.
Правительство РФ постановлением от 27 мая N318 внесла ряд изменений в положение о Федеральной налоговой службе (ФНС), ранее утвержденное постановлением от 30 сентября 2004 г N506. Как сообщила сегодня правительственная пресс-служба, согласно новому документу, ФНС наделяется функциями агента валютного контроля.
ФНС уполномочена осуществлять контроль и надзор за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами.
ФНС будет утверждать формы уведомлений об открытии и закрытии счетов /вкладов/ в рублях и иностранной валюте в банках за пределами территории РФ, а также форму уведомления о наличии счетов в банках за пределами территории РФ, открытых в соответствии с разрешениями, действие которых прекратилось.
Отсутствие в налоговом периоде облагаемых НДС операций еще не означает, что о вычете по налогу можно забыть. Такой вывод следует из постановления ФАС Северо-Западного округа от 6 мая 2006 г. № А56-5005/2005. Арбитры указали, что право на вычет не связано с наличием объекта налогообложения в конкретном месяце. В то же время основанием для возмещения является превышение суммы налоговых вычетов над общей суммой начисленного НДС (ст. 176 НК). Таким образом, при нулевой налоговой базе образуется НДС к возмещению, который налоговики обязаны вернуть из бюджета в полном объеме.
В целях решения проблем, поднятых предпринимательским сообществом столицы по организации регистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей в межрайонной инспекции ФНС РФ №46, властями был принят ряд необходимых мер.
Так, Федеральной налоговой службой внесены изменения в организацию работы данной инспекции. Она переведена на двухсменный режим работы; изменен график принятия и выдачи документов на государственную регистрацию, реорганизацию и ликвидацию; осуществляется предварительная запись на прием по телефону; проводятся мероприятия по изменению технологического процесса прохождения документов по госрегистрации; документы для госрегистрации принимаются от любого представителя юридического лица; в зале по приему посетителей установлены специальные контейнеры для документов; а также закончена подготовительная работа по переходу к непосредственному осуществлению принципа «одного окна», когда одновременно с государственной регистрацией юрлица и постановкой на налоговый учет будет осуществляться его постановка на учет во внебюджетных фондах и присвоение кодов государственной статистики.
Первым результатом таких изменений стало решение проблем с очередями.
Кроме того, были подведены итоги реализации комплекса других мер, направленных на улучшение работы инспекции. В частности, ФНС РФ рекомендовано представить обоснованный перечень требований к помещениям, которые необходимы для размещения служб МИ ФНС РФ №46; подготовить предложения по размещению центров приема и обработки первичных заявок на регистрацию на базе существующих налоговых инспекций в городе; дать предложения по организации автостоянки около инспекции и разработать систему электронного архива по регистрации и перерегистрации.
В свою очередь, ГУВД Москвы получило поручение провести мероприятия по выявлению и пресечению противоправных действий со стороны спекулянтов, превративших порядок предоставления очереди в вид незаконной предпринимательской деятельности.
Провести оценку проведенных мероприятий по повышению эффективности работы МИ ФНС России №46 поручено столичному Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства.
Фирме не придется платить ЕНВД при продаже сотрудникам части собственного имущества, ставшего ненужным. Об этом сообщил Минфин в письме от 5 мая 2006 г. № 03-11-04/3/244. Финансисты напомнили, что розничная торговля — это предпринимательская деятельность по реализации товаров в розницу (ст. 346.27 НК). Однако распродажи, устроенные для сотрудников, не могут считаться предпринимательской деятельностью, ведь они не направлены на систематическое получение дохода (ст. 2 ГК).
Фирма, которая занимается торговлей в специально не оборудованном для этого помещении, не может со спокойной совестью платить ЕНВД с торгового места. Чтобы правильно выбрать физический показатель, ей потребуется пригласить сотрудников БТИ для проведения плановой инвентаризации. Если они признают помещение торговым, то «вмененный» налог компании придется платить с его площади. Об этом сообщил Минфин в письме от 2 мая 2006 г. № 03-11-04/3/229. В то же время финансисты напомнили, что при расчете налога надо учитывать и площадь, на которой расположены демонстрационные стенды и кассовые узлы, а также место для прохода клиентов. Дело в том, что эта территория входит в установочную площадь магазина, а следовательно, и торгового зала.
Затраты фирмы на подарки сотрудникам не учитываются при исчислении базы по налогу на прибыль. Об этом сообщил Минфин в письме от 17 мая 2006 г. № 03-03-04/1/468. Финансисты напомнили, что в расходы на оплату труда входят лишь те выплаты и поощрения, которые предусмотрены трудовыми и коллективными договорами (ст. 255 НК). Подарки к таковым не относятся, следовательно, покупать их компания может лишь за счет чистой прибыли.