29.05.2006
Налоговые органы Москвы создали базу недобросовестных налогоплательщиков, сообщил в четверг источник в налоговых органах. По его словам, в базу попадают все сведения о налогоплательщиках, связанные с официально подтвержденной "незаконной или пограничной деятельностью".
"Она содержит микродосье на плательщика", — сказал собеседник. Он также отметил, что база используется, в частности, при проведении проверок. Налоговый инспектор может, например, проверить, являются ли контрагенты проверяемого участниками налоговых схем, не возбуждены ли уголовные дела на директора проверяемого предприятия. "То есть он может получить для себя ориентир — копать или не копать", — сказал источник.
Он не уточнил при этом, каков объем информации, которая содержится в базе. "Конечно, там не все контрагенты, не все схемы, а те, кто "засветился", — сказал сотрудник налоговых органов. "База очень хорошая", — добавил он.
В то же время он обратил внимание на то, что база не используется для формирования доказательств о налоговых правонарушениях. "Это не инструмент формирования доказательной базы, это инструмент аналитический", — подчеркнул собеседник.
Кроме того, он особо отметил, что вся собранная информация хорошо защищена. По его словам, к базе имеют доступ только сотрудники, получившие специальный код.
Экономия на уплате налогов в конечном счете не принесет ничего, кроме неприятностей, а в худшем случае может обернуться реальным тюремным сроком. Накануне внесен обвинительный приговор директору екатеринбургской коммерческой фирмы, который три года уклонялся от этой почетной обязанности. Не ушла от ответственности и главбух компании.
Как рассказали корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в прокуратуре Свердловской области, начиная с 2002 года директор в тесном сотрудничестве с бухгалтером регулярно предоставлял в налоговую инспекцию искаженные сведения о доходах предприятия. В результате госказна недополучила свыше 12 миллионов рублей. Эта цифра могла бы быть и больше, если бы в дело не вмешались сотрудники налоговой инспекции, а затем и прокуратура.
На суде коммерсант вины своей не признавал и все валил на бухгалтера: дескать, всеми финансовыми отчетами ведала только она, а он – ни сном ни духом. Пожилая женщина в свою очередь чистосердечно раскаивалась в содеянном, однако уверяла, что заниматься противоправной деятельностью ее заставлял директор под угрозой увольнения. Судьи, терпеливо выслушав и проанализировав аргументацию обеих сторон, сделали выводы: не в меру экономный директор в соответствии со статьей 198 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты налогов) приговорен к двум годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Главбух получила год условно.
Единственным лекарством от уплаты фиксированного платежа в Пенсионный фонд признали потерю статуса индивидуального предпринимателя. Обоснование такой позиции судьи привели в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 31 марта 2006 г. № А11-13602/2004-К1-5/380. Они решили, что приостановка деятельности никак не повлияет на необходимость платить взносы в ПФ. Ведь каких-либо льгот в данной ситуации Закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» не предусматривает.
Легче всего российскому интернетчику отказаться от радио, труднее всего, как это ни парадоксально, не от доступа к любимой глобальной сети, а от мобильного телефона. Таковы результаты последнего опроса, который провел исследовательский холдинг ROMIR Monitoring.
От каких средств связи, коммуникации и информации вы готовы отказаться? Такой вопрос задавали социологи россиянам, «подсевшим» на Интернет. Оказалось, что легче всего им пожертвовать радио. Лишь каждый десятый заявил, что ни при каких условиях не сможет обойтись без изобретения Попова. А для трети опрошенных его исчезновение из повседневной жизни не будет большой потерей.
Также каждый десятый не проживет без газет и журналов, но отказаться от них навсегда согласился лишь каждый четвертый. И чем моложе наш соотечественник, тем менее важна для него печатная пресса. Еще одно наблюдение социологов: вопреки расхожему мнению, газеты и журналы больше нужны не мужчинам, а женщинам.
Зависимость от телевизора у россиян, как и следовало ожидать, посильнее. 16% респондентов ни за что от него не откажутся, каждый четвертый мог бы погасить голубой экран на неделю, каждый пятый – на месяц и столько же – навсегда. Не удивительно, что люди старшего поколения привязаны к «ящику» более чем в три раза крепче, чем молодежь.
Далее идет стационарный телефон, без которого не мыслят себе жизни 27% российских Интернет-пользователей. Главным образом это женщины и те, кому за 45. Легче всего переживут такую потерю наши состоятельные сограждане, что закономерно – у каждого из них есть мобильник.
Глобальная сеть для российских Интернет-пользователей, как это ни странно, оказалась на втором по значимости месте. Ее ни за что и никогда не покинут 43% опрошенных. Для мужчин (45%) доступ к ней важнее, чем для женщин (40%). Любопытно, что в виртуальном пространстве сильнее увязли россияне со средним образованием, чем обладатели вузовских дипломов – 51% против 41 соответственно. Треть российских интернетчиков смогут прожить без него неделю, 15% – месяц, но отключиться навсегда готовы лишь 4%.
Самое же главное для наших людей, как оказалось, – мобильная связь. Отказаться от нее смогут 57% опрошенных. Потерпеть без сотового телефона неделю могли бы 26%, а вот страдать месяц найдут в себе силы лишь 8%. Причем зависимость от трубки у женщин (61%) намного больше, чем у мужчин (54%). Не удивляет, что, как правило, о невозможности отказаться от услуг сотовых операторов говорили обладатели высокого уровня доходов (67%).
Правительство Москвы приняло решение о создании Межведомственной комиссии по взаимодействию органов государственной власти города Москвы, федеральных органов государственной власти, предприятий и организаций города Москвы по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов.
Соответствующее распоряжение подписал 24 мая 2006 г. мэр Москвы Ю.Лужков, сообщила пресс-служба столичного правительства.
Комиссия создается в целях взаимодействия и координации деятельности московских и федеральных органов государственной власти, предприятий и организаций по обеспечению социальной защищенности работающего населения в части оплаты труда работников, а также для полноты собираемости налогов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации.
Председателем Межведомственной комиссии назначен первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы Ю.В.Росляк.
Префектам административных округов поручено оздать на территории округов рабочие группы (комиссии) или расширить круг полномочий уже существующих в округах рабочих групп и комиссий, включив в их обязанности рассмотрение вопросов, касающихся оплаты труда работников, полноты уплаты налогов и страховых взносов, предусмотренных в Положении о Межведомственной комиссии.
Они обязаны ежегодно до 15 января следующего за отчетным годом представлять председателю Межведомственной комиссии отчеты о состоянии оплаты труда работников, полноты уплаты налогов и страховых взносов в предприятиях и организациях, расположенных на территории административного округа.
Установлено также, что Межведомственная комиссия осуществляет рассмотрение вопросов по организации работы предприятий и организаций города Москвы, имеющих задолженность по выплате заработной платы 500 000 руб. и более, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или среднеотраслевого уровня.
Рабочие группы (комиссии) в округах осуществляют рассмотрение этих вопросов на территории своих округов.
Обязанности по организации деятельности Межведомственной комиссии возложены на Комитет города Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве). Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве, Государственная инспекция труда в г. Москве, Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по г.Москве и Московской области, Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Московский городской фонд обязательного медицинского страхования будут представлять в Межведомственную комиссию информацию о предприятиях и организациях, задерживающих оплату труда работникам, выплачивающих ее в размерах ниже уровня прожиточного минимума, а также не уплачивающих в установленные сроки налоги и страховые взносы в бюджетную систему.
Требования Центробанка РФ, предъявляемые к финансовым организациям при кредитовании предприятий малого бизнеса, будут смягчены. Об этом заявил накануне Андрей Шаров, директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России, отвечая на вопросы представителей малого бизнеса в рамках заключительного пленарного заседания VII Всероссийской конференции представителей малых предприятий.
«Недостаток кредитного обеспечения не дает возможность получить кредит даже довольно успешным малым компаниям. Предпринимателю приходится занимать средства на стороне, а поскольку все неофициально, он не может отнести это на издержки», — подчеркнул А.Шаров. По его словам, правительство поддержало два типа мер для облегчения ситуации. Во-первых, будут смягчены требования, которые Центробанк предъявляет к банкам. Как сказал представитель МЭРТ, «эти требования сразу загоняют малые предприятия в третью категорию сомнительных заемщиков, которые не интересны банкам». Во-вторых, на заседании правительства была поддержана программа по созданию региональных и муниципальных фондов гарантий. «Если предприятие финансово устойчиво, но у него нет ликвидного обеспечения – оно вправе обратится в подобный фонд и получить гарантию, которая принимается к ликвидному обеспечению», — пояснил Андрей Шаров.
Представитель МЭРТ выступил перед представителями малого бизнеса из нескольких регионов и рассказал об итогах заседания правительства по вопросам поддержки малого предпринимательства. В частности, об инициативе МЭРТ софинансировать лучшие региональные программы развития малого бизнеса. «Например, в некоторых регионах существуют программы предоставления безвозмездных грантов на начало предпринимательской деятельности. Несмотря на скромные цифры — всего несколько тысяч долларов — такие программы востребованы, и очередь желающих большая. Для региона есть шанс получить по этим программам на рубль региональных денег – рубль федеральных», — уточнил А.Шаров. Он продолжил, что в перспективе федеральные власти хотят перейти «только к софинансированию региональных программ». Такой инструмент финансовой поддержки заставит регионы принимать программы и изыскивать средства на поддержку малого бизнеса.
В ходе заседания была затронута и проблема использования контрольно-кассовой техники предприятиями малого бизнеса. Директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития рассказал, что правительство приняло решение разработать закон, который сделает применения ККТ для плательщиков ЕНВД добровольным. «Хочешь – применяй ККТ, причем даже без фискальной памяти, хочешь – выписывай чек по требованию покупателей. Это выбор предпринимателя, который позволит сэкономить большие деньги», — подчеркнул А.Шаров.
Он закончил свое выступление словами об инновационном малом бизнесе, отметив, что он являются резервом экономического роста. По его словам, для поддержки малых инновационных предприятий будет продолжено создание венчурных фондов. «Шесть фондов общей капитализацией 2 млрд 200 млн рублей уже создано, и к концу этого года планируется создать еще 9-10 фондов с такой же капитализацией», — отметил А.Шаров. При этом в планах на следующий год — создание еще 7 венчурных фондов, что, по мнению правительства, обеспечит доступность венчурного финансирования предпринимателям. «Мы вывесим список офисов, где вас будет принимать управляющая компания, управляющая федеральными, региональными и частными средствами. Идите и доказываете, не к чиновнику ходите, а к профессиональному капиталисту, что ваша разработка самая лучшая, что стоит вложить деньги в вашу компанию, что вы обеспечите большую доходность и т.д.», — сказал в заключение А.Шаров.
Недалек тот час, когда правоохранители, заподозрив фирму в контрабанде, смогут изъять у нее товар только по решению суда. Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, направленные на пресечение так называемого товарного рейдерства, в ближайшее время подготовят участники специальной рабочей группы. Об этом корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» сообщили в комитете Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму.
Так, силовикам запретят вывозить подозрительный товар со склада фирмы – они смогут лишь арестовывать продукцию, то есть опечатывать помещение. Для оценки задержанного товара станут назначать специальную экспертизу с привлечением участников рынка. Реализовывать конфискат будут только через открытые аукционы. Сейчас же нечистые на руку правоохранители частенько изымают партию товара без достаточных для этого оснований, а затем, не особенно афишируя, реализуют его за 10 – 20 процентов от реальной стоимости. Деньги делятся между участниками процесса, а в бюджет поступают сущие копейки.
Вполне возможно, что норма о конфискации имущества, которую законодатели собираются вернуть в Уголовно-процессуальный кодекс, не будет распространяться на экономические преступления. К тому же введена она будет не раньше января будущего года. Об этом рассказал корреспонденту «Федерального агентства финансовой безопасности» член Комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков. «Я хочу сказать спасибо своим коллегам по комитету, которые проявили политическую волю, не поддались эмоциям и приняли решение отложить рассмотрение этого законопроекта до тех пор, пока в документ не будут внесены изменения, исключающие возможность слишком широкого толкования института конфискации», – отметил он. По словам Гудкова, все идет к тому, что применять эту норму будут только в случае особо тяжких преступлений, связанных с контрабандой наркотиков, торговлей оружием и терроризмом.
Напомним, что ранее некоторые депутаты заявляли об «экономической направленности» конфискации как о почти свершившемся факте.
Вскоре всем компаниям, занимающимся оценкой, придется вступить в одну из саморегулируемых организаций и платить за членство в ней взносы. Депутаты Госдумы на днях приняли в решающем втором чтении законопроект о переходе к новой системе регулирования оценочной деятельности.
Напомним, что лицензии прекратят выдавать уже с 1 июля текущего года. С этого момента разрабатывать и утверждать стандарты и правила оценочной деятельности, условия приема новых членов, формировать компенсационный фонд, контролировать соблюдение требований законов и федеральных стандартов оценки, а также применять меры дисциплинарного воздействия будут саморегулируемые организации. Впрочем, фирмы, успевшие получить гослицензию до начала июля, смогут работать, не вступая в СРО, целый год.
В ближайшее время на смену ГОСТам придут три новых технических регламента: о колесно-транспортных средствах, масложировой продукции и аттракционах. Они получили одобрение Комиссии по техническому регулированию Госдумы и, возможно, будут приняты парламентом в первом чтении. Об этом сообщил заместитель председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Думы Владимир Мединский. Он добавил, что регламенты подготовлены при активном участии представителей бизнеса. В то же время Мединский с сожалением отметил, что правительство не уделяет им должного внимания. В результате принятие проектов техрегламентов тормозится. Между тем новые стандарты необходимы. Об этом, к примеру, свидетельствует увеличение травматизма на аттракционах, отметил депутат.
Даже если зарегистрированный в ГИБДД автомобиль будет простаивать в гараже или его вовсе разберут на запчасти, заплатить транспортный налог за него все же придется. К такому выводу пришел Минфин в письме от 5 мая 2006 г. № 03-06-04-04/15. Финансисты отметили, что этот налог обязаны перечислять те лица, на которых зарегистрированы транспортные средства (ст. 358 НК). То есть обязанность по уплате налога зависит от регистрации авто, а не от его использования.
Совет Федерации подготовил собственную законодательную инициативу, расширяющую перечень организаций, где запрещается курить.
Статья 6 закона "Об ограничении курения табака" определяет перечень организаций и помещений, в которых запрещается курение табака, пояснила, представляя сенаторам эту законодательную инициативу, член СФ Людмила Нарусова. По инициативе СФ, в этот перечень предлагается включить также залы ожидания железнодорожных, авто- и аэровокзалов, а также залы предприятий общественного питания. Кроме того, действующая редакция статьи 6 данного закона, устанавливая запрет на курение в помещениях органов государственной власти, не предусматривает такого запрета для иных государственных органов (Счетная палата, ЦИК и др.), а также для органов местного самоуправления. Поэтому предлагается дополнить перечень помещений, в которых запрещается курение "иными государственными и муниципальными органами".
К тому же, как подчеркнула Л.Нарусова, пассивные курильщики получают больший вред здоровью, чем люди, которые курят сами, и поэтому предложенные меры будут способствовать снижению заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых, онкологических, легочных и других заболеваний.
Кроме того, по словам Л.Нарусовой, зоны для некурящих — это широко распространенная международная практика. Так, например, на Западе существуют даже этажи в гостиницах для некурящих.
Правительство Москвы утвердило регламент подготовки, согласования и выдачи документов Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна". Соответствующее постановление от 23 мая 2006 г. N 326-ПП подписал мэр Москвы Ю.Лужков.
Как сообщает
пресс-служба московского правительства, регламент утвержден в целях упорядочения подготовки и выдачи документов Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна" предприятиям и организациям оптового продовольственного комплекса по итогам квалификационного отбора.
В режиме "одного окна" Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы выдаются следующие документы:
- генеральное соглашение о сотрудничестве;
- соглашение о сотрудничестве;
- выписка из решений Конкурсной финансовой комиссии правительства Москвы;
- свидетельство о внесении в Реестр складских помещений города Москвы по хранению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров.
Генеральные соглашения о сотрудничестве, соглашения о сотрудничестве готовятся Департаментом по итогам квалификационного отбора, проводимого в соответствии с утвержденными нормативными правовыми актами Российской Федерации и правительства Москвы.
Свидетельства о внесении в Реестр складских помещений города Москвы по хранению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров готовятся Департаментом в соответствии с Положением о Реестре складских помещений города Москвы по хранению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10.02.2004 N59-ПП "Об основных направлениях укрепления продовольственной безопасности города Москвы на 2004 год и дальнейшую перспективу".
Плата за подготовку и выдачу документов не взимается. Взаимодействие с территориальными и отраслевыми органами исполнительной власти города Москвы и федеральными органами исполнительной власти с целью получения согласований или заключений при подготовке указанных документов для заявителей не осуществляется.
Функции службы "одного окна" Департамента выполняет сектор специальной корреспонденции общего отдела административно-хозяйственного управления Департамента.
Прием заявок и выдача документов осуществляются в день обращения заявителя и/или по предварительной записи специалистами службы "одного окна" в специально оборудованном помещении Департамента по адресу: 101000, Москва, ул.Мясницкая, д. 8|2, стр.1: с понедельника по четверг с 10.00 до 12 00 и с 13.00 до 17.00; в пятницу с 10.00 до 12.00 и с 13.00 до 16.00.
Специалисты службы "одного окна":
- консультируют заявителей по вопросам, входящим в их компетенцию;
- выдают заявителям комплекты квалификационной документации;
- регистрируют заявителей, получивших комплекты квалификационной документации, в журнале регистрации;
- принимают от заявителей оформленные в соответствии с установленными требованиями комплекты квалификационной документации;
- проверяют наличие, состав (комплектность) представляемых заявителем документов, необходимых для исполнения заявки. При отсутствии необходимых документов либо их несоответствии установленным формам и бланкам заявка не принимается;
- регистрируют представленный заявителем комплект документов (заявку) в журнале регистрации;
- обрабатывают входящие документы, ведут учет обращений заявителей;
- в установленном порядке передают специалистам Департамента представленный заявителем комплект документов для проведения экспертизы и делают соответствующую отметку в журнале регистрации;
- выдают и получают для оформления проекты документов;
- осуществляют контроль за сроками подготовки документов;
- выдают заявителям конечный документ или мотивированный отказ.
Основаниями для отказа в приеме и выдаче документов в режиме "одного окна" являются: отсутствие у заявителя полного комплекта входящих документов, неправильное оформление представленных сведений, представление документов, утративших силу, а также обращение заявителя без предъявления соответствующей доверенности.
Срок хранения конечных документов в службе "одного окна" составляет не более 1 месяца со дня их фактической готовности, после чего они отправляются заявителю заказным письмом с уведомлением.
Документы выдаются заявителям или их доверенным лицам в сроки, определенные Единым реестром документов:
Генеральное соглашение о сотрудничестве — в течение 30 дней со дня уведомления заявителя об итогах квалификационного отбора;
Соглашение о сотрудничестве — в течение 30 дней со дня уведомления заявителя об итогах квалификационного отбора;
Выписка из решений Конкурсной финансовой комиссии правительства Москвы — в течение 5 дней со дня утверждения протокола Конкурсной финансовой комиссии правительства Москвы;
Свидетельство о внесении в Реестр складских помещений города Москвы по хранению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров — в течение 5 дней после получения комплекта входящих документов от заявителя.
В случае, если запрошенный заявителем документ готов раньше установленного срока, специалисты службы "одного окна" информируют заявителя и, при его согласии, выдают документ ранее установленного срока.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам в четверг рекомендовал принять в первом чтении поправки в Налоговый кодекс, устанавливающие нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для освоения новых нефтяных месторождений.
Для стимулирования активной разработки новых месторождений предусматривается установление нулевой ставки НДПИ при условиях достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн тонн на участках недр, расположенных полностью или частично в Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции (в границах Якутии, Иркутской области, Красноярского края).
При этом срок разработки месторождения должен быть равен 10 годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и 15 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения и добычи полезных ископаемых.
В среду Госдума РФ приняла в первом чтении поправки к закону "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Они предполагают полный перенос акциза с водки на спирт и создание единой компании, через которую будет контролироваться оборот всего спирта в России.
Участники рынка отмечают, что предлагаемые меры сократят возможности для нелегального оборота алкоголя. Однако при этом финансовое положение небольших производителей водки может заметно усложниться.
Принятые поправки устанавливают, что оборот спирта может осуществляться только через специальную уполномоченную правительством компанию (ее название и форма собственности еще не определены). "Мы предложили создать систему "узкого горлышка",– заявил по итогам заседания председатель комитета Госдумы по экономполитике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов,– все оптовые продажи спирта в России должны контролироваться через единый орган. Я бы не стал говорить о госмонополии, скорее о государственном регулировании".
Механизм действия новой схемы контроля за оборотом спирта по замыслу депутатов выглядит так: водочный завод обращается в уполномоченный орган с заявкой на покупку спирта. Одновременно он должен предоставить копию справки ФНС об отсутствии налоговых задолженностей, а также свидетельство о предоплате или банковскую гарантию на всю сумму акцизного сбора. Только после этого ликероводочный завод получает разрешение купить спирт. Кроме того, правительство устанавливает минимальные отпускные и розничные цены на спирт и спиртосодержащую продукцию.
И, наконец, в документе прописан контроль над производственными мощностями спиртзаводов и ликероводочных заводов – компании должны пройти аккредитацию и зарегистрировать свои максимально установленные производственные мощности. Последний пункт должен теоретически выявить несоответствие между формальным и фактическим производством.
В проекте поправок установлено, что они вступают в силу с 1 января 2007 года. Правда, при этом депутатам придется внести соответствующие поправки еще и в Налоговый кодекс.
Принципиальное отличие от ныне существующей схемы заключается в том, что до сих пор спиртзаводы платили меньшую часть акциза (около 15%), а большую – водочные заводы после отгрузки продукции. Поэтому производителям алкоголя выгодно занижать объемы производства или полученного спирта. В результате в России в прошлом году реализовано 228 млн дал водки, а произведено, согласно Росстату, только 132 млн дал.
Крупнейшие участники рынка приветствовали решение депутатов изменить схему. Однако эксперты уже заговорили о том, что в документ необходимо внести изменения. Прежде всего участников рынка не устраивают пункты, внесенные в законопроект по предложению Минсельхоза и устанавливающие максимальную производственную мощность предприятий по производству водки и спирта. По их мнению, это фактически возвращение отмененного с начала года квотирования спирта для производителей.
Еще большие опасения документ должен вызвать у небольших региональных производителей. Положение о банковской гарантии или предоплате за получаемый спирт вынудит производителей отвлекать большие оборотные средства. "Такое ощущение, что этот пункт пролоббирован банковским сообществом,– говорит владелец ТПГ "Кристалл" Сергей Зивенко,– минимум $5-7 млн мне потребуется на внесение предоплаты. Банковские гарантии потребуют также средств и процентов. Раньше же я мог спокойно продать водку, получить за нее деньги и только потом расплатиться с государством".
То, что в Послании президента Федеральному собранию не была затронута тема защиты бизнеса от произвола налоговиков – «тревожный звоночек». Такую точку зрения высказал в интервью газете «Московский Комсомолец» глава РСПП Александр Шохин.
В: В стране заявлен очередной этап борьбы с коррупцией. На ваш взгляд, с чего надо начинать — с милиции, с чиновников?
О: В свое время Сталина спросили: “Какой уклон от линии партии хуже: правый или левый?”. Так он попыхтел трубочкой и ответил: “Оба хуже”. Так и здесь. Коррупция настолько пронизала все государственные структуры, что нельзя сказать, будто рядом с “нечистыми” есть какие-то белые и пушистые.
И не надо скрывать, что и общество, и бизнес тоже затронуты этой язвой. Ведь те же взятки чиновникам кто-то заносит. По большей части бизнес и заносит. Понятно, что не по своей воле. Когда непрозрачность деятельности налоговой службы позволяет им чуть ли не прописываться в компании на неопределенный срок, когда им приходится выделять уже в этой компании служебные помещения, приписывать к корпоративной столовой и т.д., предпринимателям ничего не остается: либо стоять до конца, либо занести. А стоять до конца в наших условиях зачастую оказывается — до своего конца, то есть до уничтожения компании.
С чего начинать? Можно, конечно, уподобившись Горбачеву, произнести: с себя. То есть я должен был бы рекомендовать бизнесу не давать никому и ничего. Но есть большой шанс, что бизнес тогда остановится вообще. И всегда найдутся те, кто в таких условиях не выдержит, сдастся и понесет. А там, где один начнет, и остальные кинутся. Тем более что в нашей стране коррупционные издержки уже заложены в любой бизнес-проект. Пусть и в завуалированном виде. Причем не надо думать, что, занеся, грубо говоря, одному пожарному, все этим ограничится. Если эта система начинает работать, то в коррупционные отношения влезают все ветви власти. И исполнительная, и судебная, и законодательная. Каждый из “подмазанных” отвечает за работу бюрократической машины на своем участке.
Вместе с тем мне кажется, что есть один оазис, который является наиболее слабым звеном всей коррупционной системы. Это местные суды. Первый этап судебной реформы вроде бы прошел, но не дал качественного скачка, кроме высоких зарплат и приличных зданий судов. Можно сказать, что сейчас созданы лишь предпосылки для настоящей реформы.
Важно изменить меру ответственности судьи перед обществом. Как в США. Судья там — уважаемое лицо, очень высокооплачиваемая работа. Но в части своих гражданских прав и свобод он поражен. Он, например, ведя дело, должен дать согласие на прослушивание своих телефонных разговоров, не может общаться с фигурантами дела без свидетелей. Наведя порядок в судействе, мы обеспечим однозначное применение закона, а не реализацию чьих-то пожеланий через его толкование. А отсюда можно идти и дальше.
В: Сейчас все эксперты и политологи комментируют Послание президента Федеральному собранию. На какие аспекты вы в первую очередь обратили внимание и чего вы как глава РСПП не услышали в нем?
О: Руководители нашего государства зачитывают свои послания по аналогии с тем, как это делает президент США. Но если в Штатах для такого выступления определена конкретная дата, то у нас сроки размыты. Президент может огласить Послание с февраля чуть ли не по июнь. На мой взгляд, это неправильно. Послание президента — это не просто основной документ года, но и главный план работы всех ветвей власти на предстоящий период.
Наверное, для повышения эффективности Послания его надо озвучивать в пределах первого квартала, чтобы и министры, и депутаты, и все чиновники знали, что им предстоит делать.
Я присутствовал на большинстве Посланий и, пожалуй, в первый раз был свидетелем того, что президент очень подробно, детализируя нюансы, говорил о двух стратегических проектах — демографии и ОПК. Вкупе с программой национальных проектов эти две задачи рассчитаны не только на ныне действующую власть, но и на тех, кто придет на смену Путину. Преемник будет обязан выполнять те задачи, которые уже поставил ему Путин. А в силу глобальности задач ни один из проектов не будет завершен к тому моменту, когда Путин получит законную возможность вернуться на пост президента. Став им, если захочет, в 2012 году, Путин перехватит эстафету и тогда сам сможет, в течение двух следующих президентских сроков, завершить то, что он же и заложил.
Что касается того, что не услышал в Послании, то более года тому назад на встрече с президентом именно мы, бизнес, подняли тему произвола налоговиков. И эта тема получила очень жесткую оценку в прошлогоднем Послании — президент тогда даже ввел новый термин: налоговый терроризм. И призвал с ним покончить. В марте этого года на встрече с ним представители организаций бизнеса предложили оценить то, что сделано в этой сфере. К сожалению, в Послании ничего по данному вопросу мы не услышали. А это тревожный звоночек. Мало того что Послания президента слабо реализуются — получается, что у правительства есть реальная возможность “замылить” любое поручение, которое они получают от президента.
В: Что происходит с долларом и каковы будут последствия укрепления рубля?
О: Рубль укрепляется и будет укрепляться. Это объективный процесс. Причем если раньше правительство говорило о реальном эффективном укреплении рубля на 6—6,5%, то недавно этот показатель скорректировали до 10%. В любом случае и правительство, и ЦБ не выпустят этот процесс из-под своего контроля. Поэтому особо резких всплесков и перехода из одной крайности в другую здесь ждать не стоит.
Гораздо интереснее другой вопрос: благо или зло для России — крепкий рубль. Достаточно часто приходится слышать и про разорение малого бизнеса в этом случае, и про неконкурентоспособность отечественной экономики перед лицом дешевеющего импорта. Я бы сказал, что здесь бизнес надо делить не на малый и большой, а на тот, который способен адаптироваться к этим условиям, и тот, что такой способности лишен начисто.
И здесь многое зависит от менеджмента компаний. Ведь зачастую неконкурентоспособность происходит из-за низкой производительности труда. Ситуация “крепкий рубль — дешевый доллар” благоприятна для тех, кто не будет сидеть в ожидании манны небесной и протекционистских решений правительства, а в кратчайшие сроки произведет техническое перевооружение. Кто закупит новейшее оборудование, благо правительство сняло ввозные пошлины на гигантский перечень наименований, не имеющих отечественных аналогов. Как недавно рассказывал Герман Греф, он однажды посетил одно предприятие, где купленная техника повысила производительность чуть ли не в 160 раз. Для такой компании крепкий рубль не помеха. В любой ситуации есть и плюсы, и минусы. Вопрос — кто что видит. И кто чем пользуется.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал принять в первом чтении законопроект, предлагающий проиндексировать ставки акцизов на подакцизные товары на 8,5%.
Провести индексацию специфических ставок акцизов на подакцизные товары предлагается в связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом прогнозируемого на 2007 год уровня инфляции, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Ставки акцизов на нефтепродукты предлагается сохранить на действующем уровне.
Законопроект также изменяет порядок применения акцизов в отношении нефтепродуктов, за исключением прямогонного бензина. Из числа налогоплательщиков акцизов на нефтепродукты исключаются лица, совершающие операции по оптовой, оптово-розничной и розничной реализации нефтепродуктов. Налогоплательщиками признаются лица, осуществляющие производство и реализацию нефтепродуктов.
Предусматривается выдача свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, производителю прямогонного бензина (свидетельства на производство прямогонного бензина), а также лицам, осуществляющим производство продукции нефтехимии из приобретенного прямогонного бензина (свидетельства на переработку прямогонного бензина).
Устанавливаются переходные положения, касающиеся порядка уплаты акцизов после 1 января 2007 года на нефтепродукты, поступившие или отгруженные лицам, которые имеют свидетельство о регистрации в качестве лица, совершавшего операции с нефтепродуктами до этой даты (1 января 2007 года).
Помимо этого, комитет считает целесообразным при подготовке ко второму чтению уточнить порядок выдачи и аннулирования свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином.
В отношении сигарет предлагается индексация в размере 30%. Законопроект предусматривает изменение порядка исчисления акциза и формирования налоговой базы по сигаретам с фильтром, сигаретам без фильтра и папиросам.
Для этих видов подакцизных товаров налоговую базу, к которой применяется адвалорная ставка, предлагается определять исходя не из отпускных цен, а из максимальных розничных цен, устанавливаемых производителем. При этом адвалорная ставка с учетом расширения налоговой базы устанавливается в размере 5%. Кроме того, устанавливается минимальный порог комбинированной ставки в размере 115 рублей за 1 тыс. сигарет с фильтром и 65 рублей за 1 тыс. сигарет — для сигарет без фильтра и папирос.
Законопроект также устанавливает требование о нанесении на одну из наружных сторон каждой пачки сигарет и папирос информации о максимальной розничной цене, по которой сигареты и папиросы могут быть реализованы потребителю. Кроме того, должна быть нанесена на пачку информация о наименовании изготовителя либо импортера и дате изготовления сигарет и папирос.
Устанавливается запрет на розничную продажу сигарет и папирос по цене, превышающей максимальную розничную цену, указанную на пачке. Также комитет считает целесообразным сохранить на уровне 2006 года ставки акцизов на вина натуральные и вина шампанские, игристые и газированные в целях поддержки производства этих вин.
Столичный мэр Юрий Лужков не исключает объединения Москвы и Московской области в один субъект федерации. Об этом он заявил 26 мая в эфире Русской службы новостей. “Это, по сути, единая экономическая система, и вполне возможно говорить об объединении в единый субъект федерации Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области”, — отметил мэр Москвы, добавив, что “это вещь во многих отношениях полезная”.
По словам Юрия Лужкова, новый субъект федерации, если он будет создан, обеспечит треть всех доходов федерального бюджета. “В российском государстве может появиться такой субъект федерации, который составляет в экономическом потенциале страны треть, — сказал Лужков. — Я думаю, что если руководство страны такую мысль поддержало бы, то проработка этого вопроса имела бы смысл”.
Вместе с тем, Юрий Лужков дал понять, что окончательное решение об объединении Москвы и Московской области должна принять федеральная власть.
Общественным объединениям предпринимателей может быть предоставлено право "обезличенной защиты" малого бизнеса в суде. Об этом сообщил в четверг, 25 мая, Андрей Шаров, директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России, отвечая на вопросы представителей малого бизнеса в рамках заключительного пленарного заседания VII Всероссийской конференции представителей малых предприятий.
«Права предпринимателя в суде действительно тяжело защитить. На заседании правительства прозвучало предложение предоставить право общественным объединениям предпринимателей выступать в защиту интересов предпринимателей в суде в отношении неопределенного круга лиц. Мы будем готовить соответствующие нормативные акты», — пояснил А.Шаров. По его словам, речь идет о случаях, когда права малого бизнеса нарушают монополии – электросети, водоканал или сетевые компании, не пускающие товар на рынок. В таких случаях интересы компаний в суде обезличенно сможет отстаивать общественное объединение предпринимателей, что повысит эффективность такого инструмента защиты прав малого бизнеса.
Представителю МЭРТ было также задано много вопросов, касающихся нарушений чиновниками прав малых предпринимателей. В частности, речь зашла о многочисленных проверках: в регионах существует свыше 40 проверяющих органов и многие из них дублируют друг друга. "Сейчас пересматривается Кодекс об административных правонарушениях. Я думаю, к осени это решение будет принято в Госдуме", — сообщил А.Шаров. Он также добавил, что МЭРТ планирует разграничить полномочия между различными надзорными органами, чтобы они не проверяли одно и то же. "Принцип такой: одно требование должен проверять один контролер, неважно на каком уровне", — подчеркнул глава департамента.
Он рассказал о возможности закрепления и такой нормы, как недействительность проверки при несоблюдении закона. Перечень нарушений, как то — отсутствие понятых, акта проверки, постановления о проведении проверки, проведение проверки чаще чем раз в два года и т.д. — будет сформулирован в законе. «Проверяющий будет четко знать, что нарушение этих пунктов повлечет недействительность результатов проверки», — отметил представитель МЭРТ.
На заседании речь зашла об открытости органов власти и необходимости обязать их публиковать законодательные акты не только в печатном варианте, но и в электронном виде. Как сообщил А.Шаров, четыре года в российской Госдуме никак не пройдет закон об информационной открытости органов государственной власти, тогда как год назад «Гвинея-Бисау приняла такой закон и отчитывалась об этом в Шанхае на международной конференции по качеству государственного управления». «Мы рассчитываем, что еще весной этот закон пройдет в Госдуме и обяжет госорганы и муниципальную власть раскрывать в электронном виде на своих сайтах все нормативно-правовые акты», — заверил А.Шаров, и выразил надежду, что с января 2007 года закон уже вступит в силу.
Он также отметил, что, несмотря на принятие законов, облегчающих жизнь малого бизнеса, еще далеко не все предприниматели ощутили их действие. Например, в отношении административных барьеров, представитель МЭРТ рассказал о таких случаях: «В Москве, в Строгино мы строим бизнес-инкубатор, создаем сотни рабочих мест. Во время согласования проекта, который финансирует министерство, Мосводоканал дал такие технические условия: помимо подведения канализации – санация канализационной системы Строгино! Или, например, в Чувашии, когда строили бизнес-инкубатор, пошли согласовывать проект в МЧС. И там потребовали построить... бомбоубежище. Пока там не выпили по 100 грамм — не согласовали».
Участники заседания с пониманием посмеялись над этой шуткой, и как подытожил Сергей Катырин, вице-президент ТПП, не поверили, что дело в том случае обошлось 100 граммами.
На последнем заседании правительства глава Минэкономразвития Герман Греф предложил передать контроль на потребительском рынке, который сейчас осуществляет милиция, под ведомство Геннадия Онищенко. Эксперты и предприниматели сомневаются, что от этой рокировки что-то изменится. Мало того, бизнес опасается, что «новая метла» обернется для него новыми поборами.
Функции МВД по контролю за потребительским рынком планируется передать Роспотребнадзору. «Что можно требовать с милиционеров, если они получают зарплату в несколько тыс. руб., и им ничего не остается, как бежать в ларьки и вымогать у владельцев определенные суммы», – риторически вопрошал глава МЭРТ. Премьер заметил на это, что у министров тоже зарплаты небольшие, но значит ли сие, что с них тоже нечего требовать, не пояснил.
«За последнее время только ленивый не говорил о том, что человек с оружием не должен заниматься контролем за просроченными йогуртами, – прокомментировал министерское предложение вице-президент «ОПОРы России» Владислав Корочкин. – Сейчас сотрудники МВД составляют протоколы о нарушениях на потребительском рынке, но в подавляющем большинстве случаев они оказываются некомпетентны в этих вопросах, а значительное количество составленных ими протоколов по решению суда или того же Роспотребнадзора признаются неадекватными. К тому же наличие функций контроля у МВД создает вокруг потребительского рынка очень большую зону коррумпированности».
Г-н Корочкин надеется, что с приходом Роспотребнадзора на место милиции уровень взяточничества понизится. По его версии, сотрудники этого ведомства будут вызывать у предпринимателя меньший страх, а значит, бизнесмены смогут более решительно отстаивать свои права.
Президент Московской ассоциации предпринимателей Андрей Поденок видит перспективы иначе. Смысла в том, чтобы передать часть функций от МВД Роспотребнадзору, эксперт не обнаруживает. «Вместо одного кормящегося от бизнеса органа придет другой, и что изменится?» – недоумевает он.
Пессимистические настроения г-на Поденка разделяют и бизнесмены. «Я, если честно, не знаю, кто такой Онищенко, – говорит владелец потребительского кооператива Станислав В. – И не имею представления о том, чего ждать от его ведомства. С представителями правоохранительных органов у нас уже налажено «сотрудничество», мы знаем, чего они от нас хотят и в каком количестве. Чего от нас захочет Роспотребнадзор, насколько бедны его сотрудники и каковы их аппетиты, мне неизвестно, поэтому подобная замена вызывает у меня беспокойство».
А вот владелец компании по производству и продаже одежды для беременных Федор Л. о деятельности Роспотребнадзора осведомлен, но при этом также не испытает восторга от того, что теперь придется иметь дело с этим ведомством. «Теоретически я приветствую это решение, – говорит Федор. – Однако Роспотребнадзор на глазах превращается в карательный, зависимый орган, который можно будет использовать в любых целях – например, ограничить конкуренцию в каком-либо сегменте рынка, передать эксклюзивное право торговли определенным товаром приближенным к ведомству фирмам или инициировать полный запрет продажи какого-то товара на территории России».
Третью точку зрения высказал владелец продуктовой палатки Джемал Н. По его мнению, «страшнее нашего лейтенанта ничего быть просто не может», поэтому, надеется предприниматель, что хуже не будет.
МВД отказываться от кормушки не собирается. До сих пор выявлением нарушений на потребительском рынке занимался департамент охраны порядка МВД, и как заявил нам его глава Геннадий Царапкин, никто не собирается отбирать у них функцию контроля, речь идет лишь о разграничении полномочий. «Роспотребнадзор должен заниматься надзором, а МВД – выявлением правонарушений», – пояснил он.
Где проходит грань между этими функциями, понять сложно, но очевидно, что даже если МЭРТ преуспеет в своем начинании, ни милиция, ни «санитары» не лишатся возможности на законных основаниях проверять предпринимателей и «что-то с этого иметь».
В самом Роспотребнадзоре отвечают, что о реформе ничего не знают, но без нее уже давно занимаются контролем потребительского рынка.
«Для российского потребителя вряд ли что-то изменится в лучшую сторону, – уверен глава Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. – Число сотрудников Роспотребнадзора, реально занимающихся надзором, крайне мало. Ведомство проявляет большую эффективность в политических делах: ни в одном супермаркете вы не купите теперь молдавских вин, разве что под видом румынских или российских». В то же время 20% воды, которая течет из кранов в России, непригодна к употреблению, но «Роспотребнадзор почему-то это мало интересует».
Более оптимистично инициативу Германа Грефа оценивает Ирина Хакамада, возглавлявшая в свое время Госкомитет по поддержке и развитию малого предпринимательства. «Это, безусловно, прогресс, – заявила она. – МВД попросту занимается «крышеванием», и если действительно удастся передать полномочия Роспотребнадзору, снабдив его необходимым количеством сотрудников, то бизнесу станет легче. Главное чтобы опять не вышло по Черномырдину». Помните? Хотели, как лучше, а получилось…