23.03.2006
Филиал организации обязан самостоятельно перечислять в бюджет НДФЛ за своих сотрудников, а также отчитываться по выплаченным им доходам. На такой позиции настаивает ФНС в письме от 10 марта 2006 г. № ГИ-6-04/249. Налоговики считают, что если «обособленец» сам рассчитывает и выплачивает вознаграждение работникам, то именно он выступает налоговым агентом. Следовательно, согласно статье 230 Налогового кодекса он должен сдавать формы 2-НДФЛ по месту своего нахождения.
«Упрощенцы», которые работают на основе патента, не должны сдавать в инспекцию декларацию по единому налогу. Об этом Минфин сообщил в письме от 9 февраля 2006 г. № 03-11-02/34. Вывод финансистов достаточно логичен. Ведь стоимость патента не зависит от доходов и расходов предпринимателя. Однако обольщаться особо не стоит. Представители главного финансового ведомства особо отметили, что «упрощенцы», получившие патент, все равно не могут превышать установленный лимит по доходам, равный 20 миллионам рублей (ст. 346.13 НК). Поэтому чтобы следить за соблюдением ограничений, они обязаны вести Книгу доходов и расходов.
В проекте сценарных условий социально-экономического развития России на 2007 год и на период до 2009 года налог на добавленную стоимость рассчитан на существующей отметке — 18%, заявил журналистам источник в правительстве России.
Этот документ сегодня рассматривается на заседании кабинета министров.
Источник отметил, что проект сценарных условий не предполагает в существующей перспективе снижения ставки НДС.
Вместе с тем, подчеркнул собеседник журналистов, "вопрос о ставке НДС пока остается важным".
По его словам, в данный момент ведутся дополнительные расчеты. Собеседник журналистов отметил, что при исполнении условий программы социально-экономического развития России этот вопрос будет в дальнейшем рассматриваться.
В 2005 году для поддержки малого предпринимательства в Новосибирской области было выделено 26 млн рублей: 8 млн рублей непосредственно из областного бюджета и 18 млн — из областного Фонда поддержки малого предпринимательства. Еще 18 млн рублей было затрачено на создание бизнес-инкубатора в наукограде Кольцово. Об этом, как сообщили в пресс-службе Новосибирского областного совета, заявил руководитель департамента развития промышленности и предпринимательства областной администрации Сергей Семка на заседании комитета по экономической политике и собственности облсовета.
На заседании рассматривался вопрос о ходе реализации областной целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства на 2004-2008 годы". По словам Сергея Семки, этой категории соответствуют 88% предприятий, действующих на территории области, на которых занято 126 тысяч человек — 22% трудоспособного населения. По его мнению, помощь малому бизнесу со стороны областных властей исчисляется не только в рублях. Весомую часть занимает организационная поддержка. В частности, оргтехника, связывающая в единую сеть администрации городов и районов области, позволяет увязать воедино сведения о регистрации субъектов малого предпринимательства. Проводятся также их презентации на областных и зональных ярмарках, бизнес-форумах, семинары для руководителей соответствующих служб городов и районов, бесплатные консультации.
Немаловажной формой поддержки стали целевые займы. В 2005 году на эти цели было выделено 16 млн рублей. "Объемы кредитования растут, а налоговая эффективность подобной помощи все меньше", — отметил, подытоживая обсуждение вопроса, председатель комитета Николай Мочалин. Он предложил в апреле нынешнего года провести круглый стол, посвященный проблемам поддержки малого предпринимательства и, возможно, внести в целевую программу необходимые изменения.
Информация о ходе выполнения постановления правительства Москвы от 13 декабря 2005 года "О поддержке и развитии малого предпринимательства в ЮВАО города Москвы" была заслушана и обсуждена в префектуре Юго-Восточного округа столицы.
В округе разработан специальный план, в который включены разнообразные мероприятия, нацеленные на поддержку малого предпринимательства. Это, например, подготовка к намеченному на 30 марта конкурсу по подбору инвестора для строительства многофункционального делового комплекса малого предпринимательства по Рязанскому проспекту, дом 20, корпуса 1, 2, 3, с выставочно-ярмарочным центром и территориальным центром развития предпринимательства ЮВАО.
Также в рамках плана пройдут обучение по внедрению научных разработок в производство и продвижению наукоемкой продукции на рынок не менее 200 специалистов субъектов малого предпринимательства. В апреле запланирована научно-практическая конференция "Диалог бизнеса и власти: роль общественных объединений предпринимателей в развитии малого бизнеса", а в июне — практический семинар для заинтересованных организаций, субъектов малого предпринимательства и управ районов столицы по проблемам использования научно-технического потенциала округа в целях развития малого предпринимательства.
До 1 июня будут определены специализированные территории в пределах производственных зон ЮВАО для размещения технопарков, производственных объектов малого предпринимательства с привлечением средств субъектов малого предпринимательства по принципу долевого участия. Ведутся подготовительные работы для проектирования и строительства производственного технопарка "Печатники" для размещения предприятий малого предпринимательства, занятых в сфере внедрения научных разработок в производство.
Также в округе запланировано создание сервисного центра по обслуживанию малых предприятий, работающих в сфере ЖКХ; создание координационного центра для научно-методического и информационного обслуживания малых предприятий, работающих в области ветеринарной медицины и биотехнологий; проработка вопроса (совместно с Департаментом науки и промышленной политики города Москвы и Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы) по созданию технологического кластера на базе ООО "Научный парк МЭИ". В течение года будет оказано содействие АХК "ВНИИМЕТМАШ" по созданию технопарка в области металлургического машиностроения и технологий обработки материалов. В первом полугодии текущего года планируется проработать вопрос по созданию молодежного бизнес-инкубатора в округе.
В конце прошлого года на заседании правительства Москвы была дана хорошая оценка той работе, которая проводится в округе по поддержке инновационных проектов малых предприятий путем создания условий для их взаимодействия с крупными промышленными предприятиями и научными организациями, содействия в развитии кластеров, сказал префект ЮВАО Владимир Зотов. Однако малое предпринимательство — это не только инновационные проекты, но и торговля, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство и т. д. Какую бы отрасль ни предпочел предприниматель, он должен иметь возможность, честно работая, развиваться. Успешный малый бизнес — это большое подспорье экономике города, которая посредством развития малого предпринимательства решает многие вопросы — трудовой занятости москвичей, пополнения городского бюджета и т. д.
Высокий уровень звука, частые и длительные рекламные паузы, прерывающие любимую передачу. Все это вызывает раздражение у телезрителей. Большое количество жалоб дало повод задуматься и пересмотреть закон о рекламе. С июля он вступает в силу в новой редакции. Этот вопрос стал одним из главных на ежегодном Всероссийском форуме «Телереклама 2006». В обсуждении приняли участие представители ведущих рекламных компаний, госучреждений, Национальной ассоциации телерадиовещателей и региональных СМИ.
По новому закону, ужесточатся требования и к содержанию рекламы, и к условиям ее трансляции. Прерывание телепрограммы рекламой должно предваряться сообщением. Уровень звука — не превышать громкость общего вещания. Бегущую строку – один из доступных способов рекламы — теперь причисляют к полноценной рекламе. Резко сократится и рекламное время. Оно не будет превышать 9 минут в час. Правда этот пункт закона вступит в силу только с 1 января 2008 года.
Неоднозначность трактовок нового закона, введение его в середине года застало рекламщиков врасплох. Договоры в рекламном бизнесе обычно заключаются на год вперед. С 1 июля рекламные агентства будут вынуждены перезаключать контракты, а значит, нести убытки. По мнению специалистов, к 2008-ому году телереклама может подорожать почти вдвое. Часть рекламодателей увеличат рекламные бюджеты и закупят тот же объем вещания. Другие — купят столько эфира, сколько позволит старый бюджет. Третьи – его сократят. Четвертые – вовсе откажутся от телерекламы. И уйдут в наружную рекламу, прессу, на радио, и в Интернет. И первыми это сделают небольшие компании.
Правительство РФ на заседании в четверг в целом одобрило сценарные условия социально-экономического развития РФ до 2009 года. За основу принят инновационный вариант развития, сообщил премьер-министр Михаил Фрадков.
На обсуждение правительству Минэкономразвития представило два варианта развития экономики – инерционный и «умеренно оптимистичный» (инновационный).
Инерционный вариант отражал сложившуюся тенденцию замедления темпов роста экономики в результате стабилизации объемов экспорта, ухудшения ценовой конкурентоспособности отечественной продукции и замещения ее импортной. Предполалось сохранение достаточно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры: цена на нефть "Urals" в 2006 году ожидается в среднем на уровне 54 долларов США за баррель, в 2007 снижается до 49 долларов, и далее в 2008-2009 годах стабилизируется на уровне 46 долларов за баррель. Темпы роста ВВП в условиях данного варианта снижаются с 6,4% в 2005 году до 6% в 2006 году с дальнейшим замедлением до 5,0-5,1% в 2008-2009 годах.
Принятый правительством оптимистичный вариант ориентируется на ускорение экономического роста за счет реализации правительственного пакета мер по повышению темпов и качества экономического роста, при условии более успешной, чем в первом варианте адаптации российского бизнеса к иностранной конкуренции. При такой же, как и в первом варианте, конъюнктуре на мировых рынках энергоносителей, темпы роста ВВП повышаются до 5,8-6,0% в год.
Дополнительно проработаны варианты, учитывающие различные сценарии развития ситуации на мировом рынке нефти. Один из них разработан, исходя из основных предпосылок и условий инерционного варианта развития, но с более низкими ценами на нефть марки Urals: со снижением цены в 2007 г. до 42 долларов США за баррель и дальнейшим падением до 35 долларов в 2008 г. и до 34 долларов США за баррель в 2009 году.
Второй вариант разработан на случай увеличения уровня мировых цен на нефть — в 2007 году в размере 55 долларов за баррель, с ростом до 60 долларов за баррель к 2009 году. Повышенные цены на нефть добавляют к динамике второго варианта развития около 0,4-0,3 проц. пункта в год, что позволяет выйти на темп роста в 6,2-6,3% в год.
Кроме того, справочно проработан третий, кризисный вариант. Он оценивает перспективы развития российской экономики в условиях наступления кризисной ситуации на мировом рынке нефти с двукратным падением нефтяных цен до уровня 27 долларов США за баррель (соответствующего цене отсечения для формирования cтабилизационного фонда).
Целевые параметры инфляции для всех вариантов развития на 2007-2009 гг. определены в следующих границах: 2007 г. — 6-7,5%, 2008 г. — 4-5,5%, 2009 г. — 4-5%. Снижение темпов инфляции будет обеспечиваться комплексом антиинфляционных мер.
Во всех вариантах cценарных условий предусмотрено сохранение до 2009 года действующей ставки НДС. В случае принятия Правительством Российской Федерации решения об изменении ставки НДС и установления с 2009 года единой ставки в размере 13-15% параметры принятого инновационного варианта будут уточняться, сообщают в МЭРТ.
Предприниматели Волгоградской области готовы исполнять природоохранное законодательство, но просят у властей дифференцированного подхода и снижения экологических платежей.
Об этом шла речь на заседании консультативно-экспертных советов по малому предпринимательству при администрации Волгоградской области и Волгоградской облдуме.
Согласно действующему законодательству любое предприятие независимо от масштабов производства и степени опасности отходов обязано платить за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, каждое предприятие должно подготовить проект нормативов отходов, зарегистрироваться там, где и оказывает это негативное воздействие и осуществляет платежи, а также получить лицензию на работу с опасными отходами (а таковыми являются практически все).
По первым пунктам частным предприятиям и незанятым в производственной сфере разрешена упрощенная схема, а в остальном государство уравняло малые и крупные предприятия. Экологический ущерб наносится разный, а пакет документации для получения обязательной лицензии на работу с опасными отходами требуется одинаковый. Обходится это недешево, а экологический паспорт стоит десятки тысяч рублей, что непосильно для малого бизнеса.
В итоге предприниматели не становятся на учет и не платят за природопользование, а из 143 тысяч субъектов предпринимательства экологические платежи осуществляют только 30 тысяч. В прошлом году план поступлений в бюджет за «негативное воздействие» выполнен в 20 районах на 80%, в 7 — менее 50%. И поступившие 144 млн рублей, по мнению экологов, «негативное воздействие» не компенсируют.
Кроме того, на заседании были приведены факты занижения нормативов производства твердых бытовых отходов (ТБО) в 14 раз. Во столько раз больше отдельные предприятия производят мусора, чем заявлено. Из-за отсутствия культуры работы с отходами предприниматели всё сваливают в кучу, что затрудняет использование ТБО как вторсырья. Лучше всех в этом плане, как ни странно, работают рынки и сетевики.
Эксперты рекомендовали Госдуме изменить федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности и упростить малому бизнесу жизнь. А от областного закона об экологической безопасности ждут налоговых льгот предпринимателям, которые внедряют экологически чистые технологии и в срок вносят платёж за экологический ущерб. Кстати, с нового года штрафы за задержку оплаты возросли в разы: должностные лица (и частники) могут быть оштрафованы на 30-60 МРОТ, а юридические лица от 500 до 1000 МРОТ. И следить за этим областной природохранный комитет, а не Ростехнадзор. Впрочем, в итоге бизнесмены, законодатели и чиновники всё-таки сошлись на том, что преследуют общие интересы — сделать регион чище и дать возможность малому бизнесу развиваться.
22.03.2006
Для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС по товарам, экспортированным в Белоруссию, фирма вполне может представить в инспекцию копию третьего экземпляра заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Отсутствие оригинала этого документа не является основанием для отказа в возмещении НДС. Об этом ФНС напомнила в письме от 16 февраля 2006 г. № ММ-6-03/171. Главное, отмечают налоговики, чтобы копия была заверена руководителем и главным бухгалтером организации.
Так называемая «алкогольная» взятка – явление привычное. Более того, подношение от лица фирмы очередному проверяющему бутылки-другой хорошего коньяка и взяткой-то назвать язык не поворачивается. Однако недавний случай в Перми, где ревизоры в погонах вымогали у хозяйки коммерческого объединения несколько сотен бутылок дорогого вина, заставляет взглянуть на вещи по-другому.
Как рассказал корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» источник в облпрокуратуре, в начале марта двое сотрудников группы по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка (лейтенант и прапорщик) проводили плановую проверку торговой фирмы, в ходе которой были выявлены определенные нарушения. Вместо того чтобы составить протокол об административном нарушении, инспекторы предложили хозяйке разойтись полюбовно, намекнув при этом, что «спасибо в стакан не нальешь». Прекрасно зная обычаи местных проверяющих, директор фирмы препроводила милиционеров на винный склад и предоставила им право выбрать напиток по своему усмотрению (разумеется, в пределах разумного). Удалившись минут на двадцать по неотложным делам, а затем вернувшись, женщина обнаружила, что «пределы разумного» стражи порядка понимают весьма своеобразно – стоявший во дворе милицейский «уазик» был битком набит вынесенными со склада коробками с дорогим коньяком и винами. Не тратя времени на объяснения, милиционеры захлопнули перед ее носом дверцы и укатили. Подсчитав стоимость изъятого, предпринимательница пришла к выводу, что «угощение» ревизоров обошлось ей более чем в 1 миллион рублей, и поспешила написать заявление.
В итоге алчные проверяющие были задержаны сотрудниками Управления собственной безопасности. Возбуждено уголовное дело. В соответствии со статьями 285 (злоупотребление полномочиями) и 290 (получение взятки) Уголовного кодекса, милиционеры могут отправиться за решетку на срок до семи лет.
Налоговики не вправе начислять пени за неуплату ежемесячных авансовых платежей по ЕСН. Такой вывод следует из постановления ФАС Волго-Вятского округа от 2 марта 2006 г. № А29-6610/2005а. По мнению судей, пени могут быть взысканы лишь за задержку авансового платежа, исчисленного по итогам отчетного периода. Для ЕСН это I квартал, полугодие и 9 месяцев (ст. 240 НК). Позицию арбитров подтверждает еще и постановление Пленума ВАС от 28 февраля 2001 г. № 5.
Фирме, которая покупает какие-либо услуги, не нужно дожидаться получения счета-фактуры для признания расходов по налогу на прибыль. Для обоснования затрат нужны лишь первичные бухгалтерские документы. Так, компании, применяющей кассовый метод, понадобится акт приемки-передачи и «платежка» либо кассовый чек. Об этом сообщил Минфин в письме от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/4/35. Одновременно финансисты напомнили, что принять НДС к вычету без счета-фактуры не получится, так как этого не допускает статья 172 НК.
Фирмы, которые работают со множеством поставщиков и покупателей, могут столкнуться с выездной проверкой длиною практически в жизнь. Налоговики вполне могут ее приостановить, например, для того, чтобы провести встречную проверку контрагентов компании. Об этом Минфин сообщил в письме от 20 февраля 2006 г. № 03-02-07/1-35. Финансисты отметили, что в Налоговом кодексе нет запрета на такие действия инспекторов. Кроме того, в НК не определен срок, на который может быть приостановлена выездная проверка. Стало быть, налоговики вправе определить его на свое усмотрение.
В скором времени предприниматели будут защищены от произвола налоговиков и судей «презумпцией добросовестности налогоплательщика». Такой термин предложил ввести в текст законопроекта о совершенствовании налогового администрирования заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров. По его словам, лишь наполнив новым содержанием понятие «добросовестный налогоплательщик», можно решить проблемы, созданные фактической отменой презумпции невиновности налогоплательщика. «Добросовестным должен называться тот предприниматель, который выполняет обязанности, возложенные на него Налоговым кодексом, – заявил Макаров. – Отказ выполнить то или иное требование, которое не предусмотрено Кодексом, не может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика». Кроме того, депутат считает, что нельзя вешать клеймо «недобросовестность», если предприниматель лишь раз нарушил налоговое законодательство.
Инициативу Андрея Макарова поддержал управляющий партнер юридической фирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев. В беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» он также добавил, что сейчас настал момент, когда надо конкретизировать и ввести в налоговое законодательство термин «недобросовестность». «Надеюсь, в этом случае нам удастся связать руки инспекторам и судьям, которые позволяют себе трактовать это понятие слишком широко», – заявил Пепеляев.
Недобросовестные налоговые инспекторы должны сидеть в тюрьме. Об этом накануне в ходе расширенного заседания Комиссии Общественной палаты по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства заявил председатель экспертного совета по налоговому законодательству при налоговом комитете Госдумы Михаил Орлов. По его мнению, в Уголовный кодекс необходимо включить статью об ответственности налоговиков за вынесение заведомо незаконных решений. «Даже если эта норма поначалу не будет работать, ее появление в Уголовном кодексе обозначит позицию государства, – отметил Орлов. – Таким образом власть убедит предпринимателей, что обеспечение доходной части бюджета любыми способами, в том числе и незаконными, ее не устраивает. А руководитель налоговой инспекции, в свою очередь, десять раз подумает, прежде чем подписывать заведомо противозаконное решение».
Это предложение поддержал управляющий партнер юридической фирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев. В беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» он отметил, что появление специальной нормы в условиях тотального злоупотребления правами со стороны налоговых органов было бы оправданно. «Моя практика показывает, что далеко не все решения налоговиков, которые затем отменяет суд, являются следствием их непрофессионализма. Статья в Уголовном кодексе может стать отличным профилактическим средством против предвзятости инспекторов», – заявил он.
Схема оптимизации налогов через простое товарищество фирм на «упрощенке» приказала долго жить. При реализации товаров и услуг в рамках совместной деятельности придется платить НДС, даже если все товарищи применяют упрощенную систему налогообложения. Такой вывод сделал Минфин в письме от 21 февраля 2006 г. № 03-11-04/2/49. Представители главного финансового ведомства указали, что от НДС освобождаются лишь предприниматели и организации, перешедшие на УСН. Однако простое товарищество не является юридическим лицом, а значит, на него такая льгота не распространяется. При этом, по мнению финансистов, начислять и уплачивать НДС в бюджет должен товарищ, ведущий общие дела
Правительственная комиссия по административной реформе одобрила проект регламента предоставления Роснедвижимостью заинтересованным лицам информации Земельного кадастра и об объектах капитального строительства. Об этом сообщил журналистам руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин, возглавляющий комиссию.
По словам С.Нарышкина, проект регламента предполагает существенное сокращение сроков предоставления такой информации – с 30 до 15 дней. Кроме того, в соответствии с проектом регламента, время ожидания в очереди при получении указанной информации гражданами не должно превышать 30 мин.
Также новый регламент предусматривает возможность направления документов с информацией Земельного кадастра по почте и частичное размещение этой информации в сети Интернет.
С.Нарышкин добавил, что в текущем году акцент в работе комиссии будет сделан на разработке регламентов госуслуг. В первую очередь, будут разрабатываться регламенты, описывающие предоставление наиболее массовых и чувствительных для граждан и предприятий услуг. С.Нарышкин сообщил, что на последних заседаниях комиссии уже были одобрены регламенты, касающиеся выдачи и замены паспортов гражданам РФ, выдачи разрешения работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, а также выдачи разрешений иностранным гражданам на работу в РФ.
Малый и средний бизнес обзавелся лобби в федеральном правительстве. Защищать права предпринимателей и воплощать в жизнь их проекты всерьез намерены активисты Союза российских городов, получившие возможность работать над законопроектами вместе с кабинетом министров.
В прошлом году секция «Потребительский рынок» Союза российских городов выступила с рядом законодательных инициатив, часть которых получила одобрение Минэкономразвития, в частности, было принято решение рекомендовать власти региональной и муниципальной сохранить отраслевые подразделения. В этом году секция намерена продолжить свою работу.
Среди разрабатываемых сейчас проектов стоит отметить закон «О малом и среднем бизнесе», который разделяет бизнес на уровни по европейским критериям, закон «О конкуренции» предусматривает совершенствование правового регулирования отношений по защите конкуренции. Еще один проект — «О деятельности по организации и проведению азартных игр и пари и производству игрового оборудования».
В случае снижения ставки НДС до 13% дефицит федерального бюджета в 2007 году может составить 0,4% ВВП. Об этом сообщил журналистам высокопоставленный источник в Правительстве РФ.
Он отметил, что в случае снижения НДС и при цене нефти $27 за баррель, профицит федерального бюджета "превратится" в дефицит в 2006 году в размере 0,1% ВВП, в 2007-2008 годах – 2.2% ВВП. Доходы федерального бюджета при снижении ставки НДС сократятся на 16,1%.
"Радикальное снижение налоговой нагрузки за счет НДС не только нецелесообразно, но и вредно", — отметил источник, сообщив, что одним из плюсов такой меры являются дополнительные средства, которые останутся в экономике (523 млрд. руб.). Однако по его словам, это "немедленно ставит под вопрос устойчивость бюджетной политики и возможность финансирования процентных и непроцентных расходов".
При этом появляется еще большая зависимость российской экономики от мировых цен на нефть. "Устойчивый источник дохода мы заменяем на менее устойчивый и увеличиваем зависимость от мировых цен на нефть", — подчеркнул он.
Кроме того, снижение НДС приведет к его автоматическому снижению и на импортные товары, давая, таким образом, конкурентные преимущества для импортеров. В итоге сальдированный баланс внешнеэкономической торговли РФ ухудшится, считает источник.
Он также отметил, что снижение НДС до 13% не повлияет на возможность использования криминальных схем по уходу от налогообложения и незаконного возмещения сумм налога, поскольку снижении ставки не влияет на технику использования таких схем.
В среду, 23 марта, в ходе правительственного часа в Госдуме выступил статс-секретарь, заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов. Он рассказал о реализации в РФ налоговой политики, результатах ряда принятых в данной сфере мер, а также планах по дальнейшему совершенствованию налоговой системы страны.
Он сообщил, что с 2000 года в результате проводимой налоговой реформы налоговая система РФ кардинально изменилась. Так, за прошедшие пять лет общее количество налогов сокращено с 52 до 15, введены 4 специальных налоговых режима, в том числе для малого бизнеса, полностью ликвидированы оборотные налоги, радикально изменено налогообложение природопользования, прежде всего в сфере нефтедобычи. В эти годы последовательно снижалась налоговая нагрузка на экономику, с чем связано повышение ее конкурентоспособности. Хотя налоговая нагрузка все еще остается достаточно высокой (36,8% ВВП по итогам 2005 года), однако если сравнивать ее уровень в сопоставимых экономических условиях, то за прошедшие пять лет налоговая нагрузка в России снизилась с 33,6% до 27,4% ВВП, отметил С.Шаталов. «Это неплохой результат», — подчеркнул он.
Как сообщил замминистра, самая большая налоговая нагрузка приходится на нефтедобывающий комплекс, где она составляет около 51,6%. В остальных отраслях налоговая нагрузка значительно ниже: в сельском хозяйства она составляет 4,3%, в социальной сфере – 8,3%, в строительстве, торговле, транспорте, связи – 15-17%, в обрабатывающей промышленности – 19,1%.
В целом, отметил С.Шаталов, налоговая реформа в России близится к завершению, что позволяет рассчитывать на стабилизацию в ближайшее время российской налоговой системы, а это, в свою очередь, чрезвычайно важно для развития бизнеса, заявил он.
По словам С.Шаталова, в Налоговом кодексе РФ осталось принять только одну главу – по налогу на имущество физических лиц, которая была готова уже два года назад. Однако ее внесение в Госдуму сдерживается тем, что до сих пор не решен ряд технических вопросов, связанных с составлением кадастра имущества и отсутствием методики массовой оценки жилья и других объектов, находящихся в собственности физлиц. «Как только эта задача будет решена, мы сможем принять последнюю главу НК», — заявил статс-секретарь.
Он подчеркнул, что и в дальнейшем планируется совершенствовать налоговую систему страны, снижать налоговую нагрузку, и это будет способствовать повышению конкурентоспособности российской экономики. Часть решений по совершенствованию налоговой системы РФ уже принята Госдумой, еще в прошлом году оформлена в виде законов и вступает в силу с 1 января 2007 года, напомнил С.Шаталов. В частности, ряд таких решений связан с реформированием НДС и налога на прибыль.
Говоря о работе по реформированию налога на добавленную стоимость, замминистра сообщил, что с 2006 года введен ускоренный порядок возмещения НДС при капитальном строительстве, с 2007 года вводится упрощенный порядок возмещения НДС экспортерам. При этом происходит переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения этого налога.
Относительно налога на прибыль С.Шаталов отметил, что с 2007 года будут приниматься в полном объеме на уменьшение налоговой базы убытки прошлых лет. Также предполагается со следующего года сделать очередной шаг по либерализации учета при налогообложении расходов, которые несут предприятия в связи с научно-исследовательскими и опытно конструкторскими работами. Эти меры будут иметь, как и меры по НДС, «ярко выраженный инвестиционный эффект», подчеркнул С.Шаталов.
Кроме того, по его словам, в ближайшие годы важным инструментом развития российской экономики станет амортизационная политика: сейчас постановлением Правительства РФ утверждены составы различных амортизационных групп и сроки полезного использования того или иного оборудования, в связи с которыми и будут определяться амортизационные отчисления.
Говоря о реформировании системы акцизов, С.Шаталов напомнил, что они ежегодно индексируются в соответствии с прогнозируемым ростом инфляции. В 2007 году это также произойдет, однако если по алкоголю планируется стандартная индексация на 8,5%, то по нефтепродуктам и в 2007, и 2008 гг. индексация акцизов не планируется, что, по мнению замминистра, должно сдержать рост цен на топливо.
В сфере НДПИ планируются значительные изменения, касающиеся налогообложения нефтяной отрасли. Для освоения новых месторождений предполагается ввести налоговые каникулы на 10 лет по этому налогу, которые могут быть прекращены досрочно при высокой рентабельности нефтедобычи, сообщил С.Шаталов. Также планируется дифференцировать НДПИ исходя из степени выработки месторождения. Если оно выработано более чем на 80%, может быть введен поправочный коэффициент от 1 до 0,3, что создаст не только равные условия для всех, работающих в данной сфере, но и повысит нефтеотдачу и позволит расконсервировать некоторые скважины, считает замминистра.