18.05.2006
Резкого снижения ввозных таможенных пошлин в связи со вступлением России в ВТО не произойдет. Об этом на прошедшей накануне в Минэкономразвития интернет-конференции сообщил заместитель директора Департамента торговых переговоров МЭРТ Андрей Кушниренко. По его словам, в течение первого года после присоединения нашей страны к Всемирной торговой организации никаких изменений в ставках пошлин не будет. Кроме того, по договоренности с представителями ВТО, для всех групп товаров предусмотрен достаточно длительный переходный период – от одного года до семи лет в зависимости от того, насколько пострадают производители той или иной продукции от притока импортных аналогов. Кушниренко привел пример с корпусной мебелью, для которой переходный период составит шесть лет, причем в первые три года снижение ставок будет совсем незначительным.
Представитель Минэкономразвития также заявил, что по абсолютному большинству товаров снижение таможенных пошлин будет производиться равными долями в течение каждого года переходного периода.
Глава МВД России Рашид Нургалиев предложил законодательно ограничить продажу алкоголя в круглосуточных магазинах.
"На учете состоит около 75 тысяч подростков, которые имеют хроническое заболевание алкоголизмом. Полагаю, должен быть принят очень серьезный закон, который бы ограничивал продажу спиртных напитков", — сказал сегодня министр, выступая в Госдуме.
Он отметил, что во всем мире есть ограничения на продажу алкоголя в круглосуточных магазинах. "У нас это как бы не является нарушением. Полагаю, нужно ограничить торговлю круглосуточную, а также внести соответствующие изменения в законодательство", — сказал Нургалиев.
Банк России объявил о прекращении деятельности временной администрации в ОАО "Маркетингбанк", в Коммерческом банке "Банк развития предпринимательства и культуры " (ООО "Би-Си-Ди-Банк") и в Небанковской кредитной организации "Инкассация банков и организаций " (ЗАО НКО "ИНКАБОР" .
Как сообщает
Департамент внешних и общественных связей Банка России, деятельность временных администраций прекращена в связи с решениями Арбитражного суда г. Москвы о принудительной ликвидации этих кредитных организаций в соответствии c Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Правительство Российской Федерации утвердило изменения в Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (НДС). Соответствующее постановление, как сообщает пресс-служба правительства, подписал во вторник председатель правительства Михаил Фрадков.
Прежние Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС были утверждены постановлением Правительства РФ 2 декабря 2000 г. N 914 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 50, ст. 4896; 2001, N 13, ст. 1248; 2002, N 31, ст. 3121; 2004, N 8, ст. 669).
Изменения, которые вносятся в Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, можно посмотреть
здесь.
Высший арбитражный суд подготовил проект постановления своего пленума, уточняющего порядок взыскания налоговых долгов с компаний-банкротов. Проект расширяет возможности компаний по защите от возбуждения налоговиками дел о банкротстве, но в процессе банкротства позволяет взыскивать налоги во внесудебном порядке. Арбитражные управляющие считают, что это может обернуться произволом налоговиков.
В понедельник вечером президиум Высшего арбитражного суда закончил обсуждение проекта постановления пленума, касающегося требований налоговых органов в делах о банкротстве. Проект вынесен на пленум и скоро должен быть принят.
Закон о банкротстве позволяет налоговикам требовать возбуждения дел о банкротстве. По данным арбитражных управляющих, налоговики выступают инициаторами около 70% всех банкротных дел. Документ, подготовленный в Высшем арбитражном суде, уточняет, как они должны это делать и что обязан принять во внимание суд.
В этой части проект расширяет возможности компаний-должников по защите своих прав. Например, в проекте прямо указано, что суд должен проверить, насколько обоснованно решение налоговиков о взыскании недоимки и ее размере. А после принятия судом заявления о банкротстве компания-должник вправе погасить часть долга (до остатка менее чем 100 тыс. руб., необходимых для возбуждения дела) с тем, чтобы дело о банкротстве было прекращено. Кроме того, компания-должник может беспрепятственно оспаривать в суде решения налоговых органов даже после того, как требования налоговиков внесены в реестр.
Проект меняет нынешнюю практику взыскания НДС при продаже конкурсным управляющим имущества компании-должника, негативно оцениваемую арбитражными управляющими. Сейчас государство, требования которого должны удовлетворяться в третью очередь, получает суммы НДС в приоритетном порядке, в результате чего конкурсная масса уменьшается. Теперь же президиум Высшего арбитражного суда решил вернуться к ранее существовавшей практике, когда НДС начислялся, но учитывался за реестром требований кредиторов, что означало его уплату в последнюю очередь.
Вместе с тем конкурсные управляющие отмечают ряд весьма опасных положений проекта постановления. В нем уточняется, какие виды обязательных платежей должны включаться в реестр требований кредиторов (по закону о банкротстве – в третью очередь), а какие – взыскиваться вне очереди. При этом, согласно проекту, целый ряд налогов, требования по которым возникли до открытия конкурсного производства, может быть взыскан "вне рамок дела о банкротстве". Это будет делаться по решению налоговиков, которые смогут направлять в банк инкассовые поручения на перечисление налога.
По мнению экспертов, это противоречит закону о банкротстве, по которому все денежные требования должен рассматривать суд в рамках дела о банкротстве.
Проект допускает, что инкассовые поручения могут выставляться даже в процессе конкурсного производства. Сейчас в ходе конкурсного производства инкассовых поручений налоговых органов нет. Если их допустить, велика вероятность, что конкурсная масса уменьшится очень значительно, отмечают эксперты.
У налоговиков, безусловно, будет соблазн взыскивать без суда не только текущие платежи, погашаемые вне очереди, но и те долги, которые должны быть включены в реестр требований кредиторов и выплачиваться в третью очередь.
Высший арбитражный суд предлагает, чтобы налоговики, направляя инкассовое поручение в банк, указывали все данные, по которым они считают требование текущим. Банки, однако, будут проверять эти данные чисто формально и не будут отвечать за то, что налоговики укажут их неверно. Возвращать деньги в этом случае должны будут сами налоговики, однако этот вопрос в проекте постановления не затрагивается. Скорее всего, в случае ошибочного списания по инкассовому поручению деньги вернуть не удастся, убеждены эксперты.
Вчера на заседании Московской городской думы был принят Закон «О потребительской корзине в городе Москве».
Представлявший проект закона руководитель Департамента социальной защиты населения Игорь Сырников подчеркнул, что необходимость принятия нового закона «О потребительской корзине в городе Москве» обусловлена истечением 31 декабря 2005 года срока действия московской потребительской корзины, действовавшей в течение предыдущих пяти лет.
Кроме того, в марте нынешнего года был принят Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», в котором обновлена российская потребительская корзина.
В
пресс-службе Мосгордумы сообщили, что Департамент социальной защиты населения столицы вместе с Московской федерацией профсоюзов, Департаментом экономической политики и Мосгорстатом провел серьезную работу по подготовке нового состава наборов продуктов питания для основных социально-демографических групп: трудоспособного населения, пенсионеров и детей. Новая потребительская корзина учитывает специфику потребления продуктов питания и услуг жителями столицы, а также изменения в составе населения Москвы по результатам Всероссийской переписи населения 2002 года. Новый состав наборов продуктов питания был согласован с НИИ питания РАМН.
По сравнению с действовавшей в Москве до 31 декабря 2005 года корзиной, проект предусматривает некоторое сокращение норм потребления хлебопродуктов, картофеля и значительное увеличение норм потребления мясопродуктов, рыбопродуктов, молока и молочных продуктов, яиц, фруктов, сахара и кондитерских изделий.
Нормы потребления непродовольственных товаров, жилищно-коммунальных, бытовых и транспортных услуг в предлагаемом варианте потребительской корзины изменены незначительно.
Среди произошедших изменений — повышение процентной нормы расходов на предметы первой необходимости, санитарии и лекарства (по категории пенсионеров — с 10% до 15% и детей — с 10% до 12%), снижение показателя по холодному и горячему водоснабжению (до 285 литров в сутки по всем категориям потребителей; в прежней корзине — более 300).
Отдельной строкой в минимальный набор услуг теперь включены услуги культуры в объеме 5% от общей величины расходов в этой сфере.
Как известно, на основании стоимости потребительской корзины правительством Москвы ежеквартально устанавливается величина прожиточного минимума, на которой, в свою очередь, базируется вся социальная поддержка. Как сказал Игорь Сырников, с принятием новой потребительской корзины величина прожиточного минимума вырастет на 10,07%: для трудоспособного населения она составит в среднем 5.751 рубль в месяц, для пенсионеров — 3.496 рублей, для детей — 4.364 рубля.
Председатель комиссии МГД по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев (фракция «Единая Россия») подчеркнул, что показатели новой потребительской корзины — не произвольно увеличенные или уменьшенные цифры, а результат серьезнейшей работы различных структур городской власти и специалистов в области питания. По мнению депутата, принятие закона «О потребительской корзине в городе Москве» должно быть «подкреплено деньгами»: над этим депутатам придется поработать при подготовке городского бюджета на 2007 год.
В ходе обсуждения проекта закона был высказан ряд замечаний. По мнению депутата Сергея Митрохина (фракция «ЯБЛОКО — ОБЪЕДИНЕННЫЕ ДЕМОКРАТЫ»), энергетическая ценность минимального набора продуктов питания для трудоспособного населения, заложенная в новой корзине, уменьшена по сравнению с федеральными рекомендациями.
Депутат Владимир Лакеев (фракция «КПРФ») выразил сомнение в достаточности повышения закрепленной для пенсионеров нормы расходов на предметы первой необходимости, санитарии и лекарства. Депутат Николай Губенко (фракция «КПРФ») высказал мысль о том, что москвичи, живущие ниже прожиточного минимума, могут быть освобождены от оплаты билетов в учреждения культуры. По мнению депутата Владимира Уласа (фракция «КПРФ»), предложенная потребительская корзина вообще рассчитана на самый низкий уровень потребления товаров и услуг, практически — на выживание беднейших слоев населения, поэтому все ее параметры необходимо значительно повысить. Депутат Игорь Антонов (фракция «Единая Россия») возразил коллеге: формировать бюджет, полностью ориентированный на «проедание», нецелесообразно, поэтому предложенная потребительская корзина соответствует реалиям сегодняшнего дня. Кроме того, как сказал в заключительном слове Игорь Сырников, немалая часть населения Москвы получает социальную поддержку от города.
В результате обсуждения Закон «О потребительской корзине в городе Москве» был принят большинством голосов.
На этом же заседании МГД был принят закон «О внесении изменений в статью 6 Закона города Москвы от 15 мая 2002 года №23 «О прожиточном минимуме в городе Москве».
Руководитель Департамента социальной защиты населения столицы Игорь Сырников, представлявший проект закона, пояснил, что необходимость внесения изменений обусловлена принятием известного 122-ого закона, отменившего процедуру прохождения экспертизы проектов региональных потребительских корзин в федеральных органах.
По мнению Сырникова, упрощение порядка формирования потребительской корзины и предоставление больших возможностей регионам в связи с отменой необходимости прохождения федеральной экспертизы позволит разрабатывать региональные корзины, максимально учитывая сложившиеся особенности потребления населением продуктов питания, товаров и услуг в субъектах РФ.
Как сообщили в Пограничной службе ФСБ России, на пунктах пропуска через границу будет создаваться система "одного окна": показал один раз документы, и езжай, если все в порядке. Предлагается перейти к принципу "одного окна" и "одной остановки", если речь идет о машине. Этот принцип предполагает проведение совместного пограничного и таможенного контроля.
Как уверяют в ФСБ, теперь вводится жесткий норматив для досмотра машин: стоянка и контроль не больше 30 минут. Раньше допускалось несколько часов. Пешехода тоже не заставят томиться у окошка: на проверку одного человека отводится две минуты.
Пока много проблем возникает из-за того, что по ту сторону окошек на контроле тоже стоит очередь: инспектора сразу из шести ведомств, и каждый находил, что проверять. Теперь предлагается сократить число служб-контролеров до двух — пограничной и таможни. Да и они будут встречать гражданина вместе у одного окна.
Кроме того, толпу у пограничных ворот создавали и различные хозяйствующие субъекты: страховые агенты, брокеры и прочее, и прочее. Теперь всем посторонним, не связанным с контролем и досмотром, попросят подыскать другие апартаменты.
Все сведения о том, кто, где и когда пересек границу и что с собой вез, будут заноситься в единые базы данных. В идеале задумывалось облегчение процедуры по полной программе: чтобы и загранпаспорт без очереди, и визу без взятки, и на границе без давки. Но, как обычно, есть нюансы. Оформлением документов на выезд ФСБ не занимается, и что-то менять в работе ОВИРов или посольств оно не может. Поэтому получать загранпаспорт пока придется по старинке и в очередях.
Как пояснили в Пограничной службе ФСБ, сейчас уже ведется работа по созданию государственной автоматизированной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения. То есть паспортов с электронными чипами. В рамках этой программы пограничные переходы планируется оборудовать системами, которые будут считывать информацию с "умного" паспорта.
В перспективе же пограничники получат новейшие информационно-телекоммуникационные системы с линиями высокоскоростной передачи цифровой информации. То есть нажал кнопку на Камчатке, и через секунду запрос уже в Москве. Через две инспектор уже видит все досье на пассажира, лежащее на Лубянке.
Кроме того, на наиболее загруженных пунктах пропуска будут стоять новейшие инспекционно-досмотровые комплексы с видеокамерами, различными датчиками, позволяющими буквально просветить и прощупать груз. Специальный сканер, похожий на большие ворота, двигаясь вдоль вагона или фургона, видит содержимое контейнера насквозь. Если кто-то задекларировал зеленый горошек, а внутри окажется водка, то человеку придется долго объясняться с таможенниками.
МЭРТ недавно предложило оснастить абсолютно все пункты пропуска через границу инспекционно-досмотровыми комплексами. Цена вопроса — 6 миллиардов рублей. По расчетам чиновников, эти деньги могут окупиться за четыре месяца.
Первый такой комплекс вскоре будет введен в эксплуатацию на украинской границе на пункте пропуска "Троебортное". Еще три комплекса на финской и латвийской границе появятся в самое ближайшее время в рамках проекта Всемирного банка. Еще 19 комплексов запланированы к установке до 2010 года. Но этого, как полагают в таможне, недостаточно.
Кроме того, правительство России наметило еще одну реформу: дать пограничным воротам настоящего хозяина, создать специальное агентство. Все дело в том, что пограничники не являются истинными владельцами своих окошек. За них отвечают другие. Сейчас в России работают примерно 440 пунктов пропуска через границу, и большая их часть — около 350 — находится не в госсобственности. Больше 330 пограничных переходов принадлежат компаниям с госучастием, например, российским железным дорогам или аэропортам. Здесь, по мнению сотрудников таможенного ведомства, достаточно будет заключить "прозрачные гражданско-правовые договоры" по эксплуатации пунктов пропуска. Однако 13 пограничных переходов являются самыми настоящими частными. В основном они расположены на Дальнем Востоке и были созданы или приватизированы в начале девяностых годов.
Теперь на выкуп частных пунктов государство готово потратить примерно миллиард рублей — примерно по 80 миллионов на каждый. Выбора у собственников практически не будет. Если кто заартачится, государство просто закроет ворота и откроет поблизости новые.
17.05.2006
Теперь бухгалтерам не придется просить у своих сотрудников заявления на предоставление вычетов по НДФЛ в начале каждого года. Представители главного финансового ведомства решили, что вполне достаточно одного, написанного при приеме на работу. Об этом сообщил Минфин в письме от 27 апреля 2006 г. № 03-05-01-04/105. Представители главного финансового ведомства наконец заметили, что Налоговый кодекс не требует ежегодного обновления документов, связанных с получением вычета.
Для малых фирм уплата НДС может превратиться из нудной обязаловки в почетное право – начиная с 2008 года компания сможет сама выбирать, платить ей этот налог или нет. Как пояснила в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Наталья Комова, речь идет не о принципиально новой системе исчисления и уплаты, а скорее о более правильном режиме администрирования НДС. Фирмам, свыкшимся с этим налогом и не желающим с ним расставаться, придется пройти регистрацию в налоговой инспекции и получить свидетельство участника НДС-оборота. Можно и отказаться, но… «При приобретении любых материальных ресурсов, независимо от того, будет ли там НДС или нет, неплательщики этого налога не имеют права на вычет и налог по ним включается у таких хозяйствующих субъектов в затраты. И не всегда экономия от неперечисления налога компенсируется такого рода затратами. Так что для многих компаний отказ от НДС – прямой убыток» – подчеркнула Комова.
Фирма не может уменьшать физический показатель «площадь торгового зала» пропорционально выручке от облагаемой и не облагаемой ЕНВД деятельности. Об этом напомнил ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 13 апреля 2006 г. № А38-5844-17/508-2005. Дело в том, что согласно главе 26.3 Налогового кодекса данный физический показатель определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Определение площади для целей исчисления единого налога пропорционально выручке, полученной от разных видов деятельности, кодексом не предусмотрено.
Выявление в бухучете ошибок прошлых лет, связанных с начислением амортизации, обернется для бухгалтера пересчетом налога на имущество и сдачей уточненной отчетности за соответствующие периоды. Об этом сообщил Минфин в письме от 11 апреля 2006 г. № 03-06-01-04/83. Финансисты объяснили свою позицию тем, что налог на имущество определяется исходя из данных бухгалтерского учета. Следовательно, погрешности, допущенные в учете основных средств, могут привести к занижению суммы налога.
Президиум Федерального арбитражного суда утвердил методические рекомендации по рассмотрению споров, связанных с возмещением НДС. Появление этого документа обеспокоило предпринимателей: сегодня, по их словам, до 90 процентов налога возмещается через суд. При этом большая часть решений принималась в пользу предпринимателей. Теперь эта ситуация может измениться, считают налоговые юристы.
Напомним, что экспортеры освобождены от уплаты НДС, иначе налог будет взиматься дважды: в России и в стране назначения. Большинство налогоплательщиков по-прежнему могут получать возмещение НДС только через судебное решение, на что уходит от 9 месяцев до 2 лет, говорят эксперты.
Более жесткая позиция суда может привести к тому, что получить возмещение по НДС станет еще сложней. Так, согласно этим методическим рекомендациям, суд может только установить, что права налогоплательщика нарушены, а обязать инспекцию возместить НДС он уже не должен. Более того, судьям рекомендуется отказывать в возмещении НДС, если экспортер не представил в инспекцию хотя бы один документ, даже если суду он будет предъявлен.
В ФАС МО обращают внимание на то, что эти рекомендации не обязательны для исполнения, но налоговые юристы говорят о том, что они уже применяются на практике.
Получать возмещение НДС стало сложнее, отмечают налоговые юристы. Это связано с тем, что и налоговики поднаторели в боях за НДС, разработали несколько схем, позволяющих отказывать в возврате, а судебные органы теперь не ограничиваются формальным установлением факта, был ли экспорт, а анализируют различные аспекты таких сделок, в том числе экономические.
Налоговые органы, отказывая налогоплательщику в возврате экспортного НДС, используют в том числе такой прием. Отказывая налогоплательщику по тому или иному основанию в возврате налога, вынуждают налогоплательщика обращаться в суд с соответствующим иском. В соответствии с требованиями законодательства возврат налога осуществляется при отсутствии у налогоплательщика недоимки, доказать отсутствие недоимки необходимо налогоплательщику. Основным доказательством наличия или отсутствия недоимки являются данные лицевого счета налогоплательщика, однако тем, кто получал у налоговиков данные по лицевому счету, хорошо известно, что данные по лицевому счету вносятся налоговиками крайне несвоевременно, при этом они отдают предпочтение внесению данных о начислении налогов, а не об их уплате. Таким образом, налогоплательщику придется столкнуться со сложностью доказать отсутствие недоимки.
Однако это еще не все, поскольку спор в суде первой инстанции может рассматриваться несколько месяцев, то в процессе рассмотрения спора у налогоплательщика периодически, например по факту подачи налоговых деклараций, будет появляться недоимка, что будет являться формальным основанием для отказа в возврате налога. Таким образом, не только недобросовестные, но и вполне добросовестные налогоплательщики лишены возможности в разумные сроки, не прилагая титанических усилий, получать возмещение того, что им причитается по закону.
Радикальный способ исправить ситуацию предложил на прошлой неделе аудитор Счетной палаты Владимир Пансков. Он считает необходимым ввести ответственность за несвоевременное возмещение сумм экспортного налога на добавленную стоимость. Соответствующее предложение содержится в аналитической записке, направленной Счетной палатой в правительство, Госдуму и Совет Федерации.
Сейчас при нарушении срока возврата налогов на невозвращенную сумму начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. По данным, приведенным в аналитической записке, сумма процентов, уплаченная, в частности, экспортерам за несвоевременный возврат НДС в 2004 году, составила почти 430 миллионов рублей, в январе-сентябре 2005 года — 701 миллион рублей.
По мнению руководителя департамента налогов и права "Бейкер Тилли Русаудит" Эдуарда Кучерова, предложение об ответственности тех, кто нарушает сроки возмещения НДС, правильное и злободневное. Разумеется, при этом риск привлечения к ответственности не должен толкать налогового инспектора на принятие необоснованного решения о возмещении налога, подчеркивает эксперт.
Гендиректор компании "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов считает иначе. Поскольку штрафы в случае их введения будут удерживаться из скромных официальных зарплат руководителей налоговых органов, взыскать с них существенные суммы не удастся. Если же штрафы будут взиматься персонально не с налоговика, а с инспекции, это вообще не имеет смысла. Из одного кармана государство будет перекладывать деньги в другой.
То, что «упрощенец» по тем или иным причинам временно приостановил свою деятельность, еще не означает, что он автоматически освобождается от визитов в налоговую. В письме от 31 марта 2006 г. № 03-11-04/2/74 Минфин настоятельно требует в таких ситуациях сдавать «нулевые» декларации. По мнению представителей главного финансового ведомства, приостановление деятельности без намерения прекратить ее не может рассматриваться как ликвидация организации. Таким образом, согласно положениям части первой Налогового кодекса фирма остается налогоплательщиком и соответственно несет все предусмотренные налоговым законодательством обязанности.
В последнее время сотрудники ФНС все чаще становятся фигурантами уголовных дел, причем проходят по ним именно в качестве обвиняемых. Так, на днях суд вынес очередной приговор налоговому инспектору из Ульяновска, уличенному в вымогательстве взятки у местного предпринимателя.
Как рассказали корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в прокуратуре Ульяновска, в декабре минувшего года один из руководителей ИФНС по Железнодорожному району решил проверить небольшое частное предприятие на предмет соблюдения налогового законодательства. К процессу проверки инспектор подошел творчески – еще не выявив никаких нарушений, он запросил с директора фирмы 60 тысяч рублей. Дескать, было бы за что – взял бы больше… «Акт «правильный» составлю, штрафов будет – на копейки, так, для профилактики», – увещевал он, обещая и в дальнейшем относиться к бизнесмену «снисходительно». В случае же отказа инспектор угрожал начислением налоговых платежей и штрафов размером в несколько сотен тысяч рублей. Несколько ошеломленный таким напором должностного лица предприниматель впал было в раздумье: может все же заплатить, да и дело с концом? Однако в день, назначенный для передачи денег, ноги как будто сами привели его к порогу местного УФСБ. Чекисты вошли в положение обратившегося и через пару часов взяли вымогателя с поличным. Суд, в соответствии со статьей 290 Уголовного кодекса – «вымогательство взятки должностным лицом», приговорил экс-инспектора к четырем годам лишения свободы условно. Кроме того, он на два с половиной года лишен права занимать ключевые посты в исполнительных органах госвласти.
Бухгалтеры вскоре смогут подробно узнать о том, в каких финансово-экономических условиях будут работать их фирмы после вступления России во Всемирную торговую организацию. Минэкономразвития обещает поддержать уже действующие и вновь создаваемые в регионах центры по подготовке специалистов в вопросах ВТО. Об этом на прошедшей накануне Всероссийской интернет-конференции сообщил директор Департамента торговых переговоров МЭРТ Михаил Медведков. «У нас есть все необходимые для подготовки квалифицированных специалистов программы и пособия. Помимо этого, эксперты нашего министерства, если получат приглашение, готовы проводить занятия в регионах страны», – заявил Медведков.
Магазины, лавки, киоски, салоны – предприятий розничной торговли на городских улицах огромное количество. В российском законодательстве торговле в розницу посвящено множество документов.
Издательство «Бератор»
выпускает специальную серию для отечественных предпринимателей. Не удивительно, что новое издание посвящено именно розничной торговле.
На страницах энциклопедии секреты ведения торгового бизнеса с момента создания. В какой форме лучше всего зарегистрировать предприятие, как это сделать, какие заявления и куда надо отправить, как встать на учет в налоговой инспекции и в пенсионном фонде?
10 разделов бератора рассказывают о всех необходимых слагаемых торгового бизнеса: лицензирование, сертификация, подбор персонала, купля-продажа. По каждой теме – статьи законодательства, образцы заполнения документов и примеры из практики предприятий. Специальный раздел посвящен проверкам, ведь российские предприятия контролирует не меньше 30 инстанций.
Бератор «Розничная торговля от А до Я» предназначен не только для бухгалтеров, а в первую очередь для директоров предприятий и топ-менеджеров высшего звена.
Не исключено, что автомобилисты смогут воспользоваться понижающим коэффициентом ОСАГО за безаварийность даже при смене транспортного средства. Такую поправку в закон «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» депутаты Госдумы рассмотрят на одном из ближайших заседаний. Ее автор депутат Алексей Сигуткин считает, что сейчас налицо явная несправедливость, которую просто необходимо исправить. Так, водители, которые попадали в ДТП, при смене машины оплачивают автогражданку с учетом повышенных коэффициентов, а вот «незапятнанная» авариями репутация никаких льгот при расчете ОСАГО не дает.
Однако против принятия законопроекта, скорее всего, будут активно возражать страховщики. «Очевидно, что они потеряют значительные средства, заключая договоры автострахования на льготных условиях», – заявил в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» депутат Госдумы Виктор Похмелкин.
Федеральная служба по финансовому мониторингу на постоянной основе проводит анализ исполнения кредитными организациями требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Большое внимание уделяется вопросам качественного и полного представления кредитными организациями сведений об операциях, подлежащих контролю.
За 1 квартал 2006 г. Росфинмониторингом принято от кредитных организаций 42% сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и 58% сообщений об операциях, по которым на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
По результатам входного логического контроля в I квартале 2006 года количество отвергнутых сообщений об операциях составило 1,9% от общего количества направленных в Росфинмониторинг сообщений об операциях (в 2005 году данный показатель составлял 5,17%).
На фоне позитивных изменений качества и полноты поступающих сообщений об операциях, подлежащих контролю, вызывает серьезную обеспокоенность исполнение кредитными организациями и филиалами кредитных организаций требований федерального законодательства в части соблюдения срока представления сведений.
Об этом сообщает
официальный сайт Росфинмониторинга.
В России с каждым годом увеличивается количество пожаров на коммерческих предприятиях. Горит все, начиная с крупных заводов и торговых складов и заканчивая продовольственными палатками.
Многие из бизнесменов-погорельцев так и не смогли восстановить свое предприятие. А клиент ушел к конкуренту, а вместе с ним и солидные деньги. Участники рынка утверждают, что в моду вернулись так называемые «коммерческие поджоги», популярные в середине 90-х.
В минувшие выходные в Москве произошло сразу два крупных пожара. Сначала утром в Северо-Восточном округе столицы загорелся склад лекарственных препаратов, один из крупнейших в Европе. А уже вечером заполыхал рынок ковров. Как рассказал начальник отдела государственной статистики пожаров Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС РФ по Москве Виктор Ершов, «за первые четыре месяца этого года количество пожаров на промышленных предприятиях в сравнении с таким же периодом 2005 года возросло с 51 случая до 59».
По словам специалистов, практически в каждом случае среди основных версий произошедшего рассматривается поджог. По данным Госпожнадзора, в 2005-м по сравнению с 2004 годом количество поджогов увеличилось на 13%. А в 2004-м по сравнению с 2003-м их число возросло на 6,4%.
Российские бизнесмены и предприниматели уже заговорили о том, что способы «конкурентной борьбы» вернулись из 90-х годов, когда соперников обходили не маркетинговыми решениями, а прибегали к физическому устранению.
«В последние годы серьезно ужесточились условия конкуренции, – рассказала исполнительный директор объединения предпринимательских организаций «Опора» Дина Крылова. – Предпринимателям приходится вести жесткую борьбу за покупателей, рынки сбыта, землю. В этих условиях, видимо, некоторые бизнесмены не гнушаются и поджогом».
Наиболее эффективны поджоги в сфере малого и среднего бизнеса, где убытки от пожара могут фактически привести фирму к банкротству. Нет палатки – нет конкурента.
«У нас в Строгино в этом году один за другим сгорели несколько продовольственных павильонов, магазин хозтоваров, два кафе и несколько палаток, — рассказал частный предприниматель. — В частности, мою палатку поджигали два раза. Если после первого поджога удалось восстановиться, то после второго уже нет. И в том и в другом случаях я находил остатки бутылки с зажигательной смесью. На спонтанном собрании пострадавших предпринимателей мы пришли к выводу, что с нами расправляются более крупные продавцы. Но прямых доказательств у нас нет».
«В нашем сегменте подобные прецеденты случаются и нередко, – поделился с руководитель комитета по малому предпринимательству Московской ассоциации предпринимателей Сергей Перешивкин. – Крупный бизнес в борьбе за покупателя систематически атакует мелкие предприятия. Средства используются самые разнообразные, в том числе и поджоги».
Да и сами мелкие предприниматели готовы перегрызть друг другу глотку. «Возьмем, например, те же торговые палатки. Зачастую у их хозяев нет договора аренды, – рассказывает г-жа Крылова. – Они устанавливают свои павильоны на основании договоренности с администрацией района, которая определяет дислокацию палаток и их состав. И если, например, у предпринимателя есть неплохие связи в чиновничьих кругах, а все лакомые места в данном районе заняты, то он вполне может «подвинуть» своих конкурентов с помощью поджога».
Вообще в столице, где место расположения предприятия чуть ли не 50% определяет его прибыль, предприниматели стремятся всеми силами заполучить приглянувшийся земельный участок. «Порой поджогами промышляют и рейдеры, – сообщил старший консультант Центра корпоративной защиты Роман Паршин. – Предположим, в данной точке города стоит здание, у его хозяев есть договоры аренды на землю, расторгнуть его нельзя, но кому-то этого очень хочется. Если дом исчезнет, актуальность потеряет и договор. Почему бы его не поджечь. К этому приему также прибегают для того, чтобы ускорить признание здания, предназначенного под снос и, тем самым, добиться более быстро освобождения лакомого кусочка земли».
Впрочем, в качестве поджигателей вполне могут выступать и сами хозяева склада, торгового павильона или завода. По мнению Дины Крыловой, в последнее время контроль за бизнесом со стороны государственных структур серьезно усилился. Поэтому предприниматели предпочитают собственноручно уничтожить «серый» товар вместе с документацией, чем потом годами разбираться с налоговой и таможенной службами.
Прибегают к поджогам не только в Москве. Так, «коммерческие поджоги» в Казани становятся распространенным методом борьбы с конкурентами.
Местные бизнесмены вспоминают в первую очередь апрельский пожар на вьетнамском рынке, который в одночасье разорил многих «челноков». От рынка практически ничего не осталось. Люди, работавшие на рынке, утверждают, что во всем повинны китайцы, которые уже давно облюбовали эту торговую площадку.
В другом поволжском городе – в Самаре поджоги тоже вошли в привычку. Там спалили три павильона игровых автоматов «Лас-Вегас» – с промежутком в 10 минут внутри залов были брошены бутылки с зажигательной смесью. Представители бизнеса убеждены, что произошедшая диверсия была направлена на устрашение конкурентов.
Доказать умышленный поджог практически невозможно. Как показывает практика, большинство «криминальных» пожаров случаются ночью и поэтому практически всегда в таких делах отсутствует свидетельская база. А как расследовать дело без свидетелей? Кроме того, в большинстве подобных случаев необходимо поднимать и выяснять всю подноготную ситуацию вокруг сгоревшего объекта, а для этого у местных оперов просто не хватает сил. Даже если предполагаемый заказчик или исполнитель поджога будет вычислен, необходимо доказать, что он действовал умышленно, а это также весьма непросто.
Мелкие торговцы Санкт-Петербурга опасаются, что программа мини-магазинов «шаговой»
доступности пройдет мимо них.
Программу разрабатывает Комитет экономического развития, промышленной
политики и торговли СПб по поручению губернатора Петербурга Валентины
Матвиенко.
"Мы хотим вызвать интерес общественности к разработке и реализации
программы мини-магазинов, чтобы не получилось так, что эту нишу займут
сетевики, а небольшие предприятия не смогут в ней участвовать", — говорит
Елена Церетели, председатель Купеческого клуба СПб. Изначально
идея мини-магазинов возникла, когда нужно было создать альтернативу
предпринимателям, пострадавшим от ликвидации торговли на остановках и в
метро. Ликвидация ларьков идет полным ходом, но нет ни одного района
города, в котором не было бы проблем с предоставлением альтернативных
мест.
В конце мая должно состояться заседание Общественного совета по малому
предпринимательству при губернаторе, на котором будет обсуждаться ситуация
на потребительском рынке. Руководители предпринимательских объединений
советуют каждому предпринимателю, желающему участвовать в программе
развития магазинов «шаговой» доступности, не ждать, когда к нему придут со
списком помещений для торговли на выбор, а активно заявлять о себе. К
примеру, предложить конкретные места, где есть нехватка торговых площадей.
Программу активно обсуждают Купеческий клуб СПб, Союз предпринимателей
СПб, Общественный совет по малому предпринимательству при губернаторе и
другие.