28.04.2006
Чтобы привлечь малый бизнес в особую экономическую зону "Зеленоград", Департамент экономической политики и развития г. Москвы предложил освободить предпринимателей от налога на транспорт. Столичные депутаты на заседании в среду поддержали эту идею, приняв в первом чтении соответствующие изменения в закон "О транспортном налоге". Эту льготу они решили дать всем организациям, которые будут зарегистрированы в качестве резидентов этой зоны.
Целью создания данной зоны в Зеленограде является развитие инновационной деятельности в сфере высоких технологий и создание наукоемких производств новых видов конкурентоспособной продукции. Сколько конкретно бизнесменов воспользуется предоставленной преференцией, пока не ясно, так как регистрация резидентов, готовых работать там, начинается лишь с 1 мая. Однако уже сейчас депутаты Мосгордумы озабочены решением проблемы, к которой может привести это благое намерение: не станет ли Зеленоград офшорной зоной, где фирмы будут регистрировать транспорт с единственной целью избавиться от налога. Дело в том, что принятый документ даст право не облагать налогом любые автомобили независимо от мощности.
Куратор этого проекта Александр Крутов (фракция "Единая Россия") пояснил, что разработчики документа предусмотрели такой поворот. Поэтому в законопроекте прописано, что воспользоваться льготой смогут лишь организации, которые при регистрации подписывают обязательство на выполнение работы исключительно в рамках деятельности, соответствующей концепции развития особой экономической зоны. Александр Крутов обратил внимание коллег на то, что это первый опыт создания в столице подобных экономических зон, и призвал парламент согласиться с федеральными властями и ослабить налоговый режим для резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Зеленоград" не только относительно транспорта. В итоге на заседании приняли также решение понизить ставку налога на прибыль с 17,5 до 13,5%.
Российские компании станут еще более прозрачными для зарубежных партнеров, сообщил Владимир Путин.
Выступая в четверг на российско-германском экономическом форуме, президент сказал, что в стадии принятия — закон "О консолидированной финансовой отчетности". Его положения введут обязательное применение международных стандартов финансовой отчетности, а значит сделают российские компании еще более прозрачными для иностранных инвесторов.
Президент подчеркнул, что Россия последовательно совершенствует законодательство в сфере предпринимательства: "Более либеральным стало валютное регулирование, реформирована правовая база землепользования".
По словам Путина, вступившие в силу законы об особых экономических зонах и о концессионных соглашениях "представили инвесторам серьезные налоговые и таможенные преференции, особые условия административного режима и землепользования".
Россия стремится оптимально интегрировать свою экономику в мировую и учесть современные глобальные тенденции, заявил глава государства. "При этом особый акцент делается на диверсификацию экспорта энергоресурсов и наращивании транзитного потенциала", — подчеркнул он.
Путин отметил и повышение кредитных рейтингов России. Президент отметил, что Россия стала абсолютным лидером в мире по индексу фондового рынка в 2005 году, который увеличился почти на 84%.
По его словам, на протяжении пяти лет российская экономика демонстрирует высокие темпы — в 2005 году они составили 6,4%, а объем ВВП на душу населения увеличился по сравнению с 1999 годом более чем втрое.
Президент заявил, что рассчитывает на то, что германские партнеры оценят эти достижения и сделают выбор в пользу расширения своего присутствия на российском рынке.
Путин назвал расширение долгосрочного и равноправного сотрудничества с Германией и другими международными партнерами одним из приоритетов внешнеэкономической политики России. "И отрадно, что стабильное, поступательное улучшение экономической ситуации в нашей стране открывает для этого новые возможности", — сказал он.
27.04.2006
Столичные налоговики первыми приступили к реализации идеи федералов по проверке компаний, официальные зарплаты в которых ниже прожиточного минимума. На прошлой неделе сразу несколько столичных налоговых инспекций провели с руководителями ряда подотчетных им компаний «разъяснительные беседы» на тему официального размера зарплаты в их фирмах. В «черный список» попали организации, средний уровень оплаты труда в которых был ниже прожиточного минимума по столице. Налоговики подробно рассказали директорам об инициативе Федеральной налоговой службы по созданию межведомственной комиссии (куда помимо представителей ФНС войдут сотрудники Пенсионного фонда, МВД и прокуратуры) по контролю над уровнем зарплат и предложили во избежание дальнейших неприятностей решить вопрос «по-хорошему». То есть добровольно поднять оклады своих работников до прожиточного минимума.
Еще один стимулирующий аргумент, которым воспользовались налоговики в процессе воспитательной беседы, звучал так: «Вы же не хотите, чтобы мы слишком часто приходили к вам с внеочередными проверками?» Разумеется, бизнесмены этого не хотят, поэтому величина официального дохода в столице стабильно растет.
Борьба с «конвертными» зарплатными схемами – один из главных приоритетов ФНС в этом году. Понять фискалов несложно: на фоне общей благостной картины по сбору налогов в прошлом году, поступления от ЕСН упали на 40% по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Таким образом, надежды ФНС на то, что снижение его ставки приведет к выходу зарплат "из тени", не оправдались. Перед ФНС теперь стоит новая задача: составить из ранее применявшихся разрозненных приемов по «обелению» зарплатных фондов новую цельную и эффективную систему. Так, к примеру, если раньше контролеры в ходе выездных проверок просто озвучивали руководителям компаний те минимальные размеры зарплат, которые они были готовы принимать за правду, то теперь такая схема будет поставлена на поток. Как заявил недавно руководитель ФНС Анатолий Сердюков, в службе начата работа по созданию межведомственной комиссии, которая на официальных основаниях займется компаниями, где уровень оплаты труда ниже прожиточного минимума.
В столице не раз пытались принять документ, который бы обязывал работодателей устанавливать зарплату не ниже данного показателя. «Закон даже был принят в 2004 г., однако достаточно быстро его признали неконституционным, и он утратил силу», – поясняет управляющий директор «PRADO структурный и налоговый консалтинг» Александр Лемчик. Однако, как отмечают эксперты, несмотря на отмену этого документа, негласная договоренность между компаниями и налоговиками о соблюдении установленных минимумов осталась. «Исходя из негласного соглашения между предпринимателями и чиновниками, зарплаты на предприятиях поднимаются до среднепрожиточного уровня в данном регионе, – говорит менеджер компании AGA Management Николай Фрейтак. – В таком случае налоговые органы воздерживаются от проверок на наличие «серых» зарплат».
Похожая ситуация существует и в регионах. Причина, по мнению г-на Фрейтака, – необходимость предоставлять вышестоящему начальству «красивые» отчеты об уровне жизни населения вверенных им территорий. «Ведь если, к примеру, в какой-то области большая часть официальных зарплат будет низкой, то губернатору придется признать перед федеральным центром, что значительная часть трудоспособных граждан управляемого им региона получает зарплату меньше прожиточного минимума, – поясняет эксперт. – В худшем варианте это повлечет за собой публичный выговор от президента с одновременной трансляцией по всей стране. В лучшем – неприятную беседу с глазу на глаз с полпредом президента в федеральном округе. Понятно, что губернаторы любыми путями пытаются избежать подобных ситуаций».
Правда, по словам финансового директора одной из компаний, недавно побывавшего на «разъяснительной беседе» в ФНС, практика вызова менеджеров в налоговую по этому поводу – новое явление. «Нам было прямо сказано, что пока разговаривают только представители ФНС, но если наша компания «засветится» в сомнительных списках еще раз, к беседе подключатся и силовики, и представители прокуратуры», – пояснил он. По мнению Александра Лемчика, такой способ воздействия со стороны налоговиков действительно очень эффективен. «В случае если к делу подключатся другие ведомства, компаниям будет куда сложнее решить вопрос мирно, – считает он. – К примеру, если сейчас достаточно ясно, какими полномочиями обладает каждый из контролирующих органов, то чего ожидать от МВД, когда оно объединится с налоговиками и представителями Пенсионного фонда, сказать очень сложно».
Характерный пример: ранее при отделениях ПФР существовали так называемые «будки гласности», куда могли обратиться любые граждане и в анонимной форме сообщить представителям фонда о нарушениях, которые они наблюдали на своем прежнем месте работы. Однако такие данные не могли служить официальным доказательством в суде и становились реальным оружием лишь в случае, если ПФР передавал эти «зацепки» в налоговую службу, которая затем могла провести дополнительную проверку организации на предмет наличия «конвертных схем».
У ФНС есть и другой хитрый способ отбивать у компаний охоту занижать официальные зарплаты работников, особенно популярный в регионах. Налоговики «отлавливают» недобросовестных работодателей по объявлениям в газетах или Интернете, которые те размещают при поиске новых сотрудников. Достаточно лишь сопоставить официальный уровень оклада в этой фирме с теми обещаниями, которые она дает своему потенциальному сотруднику. Впрочем, в разрозненном виде все эти мероприятия имели очень ограниченный эффект. «Зато если все ведомства объединят усилия, их возможности будут поистине безграничны», – полагает г-н Лемчик. Впрочем, пока, считают эксперты, действия столичных налоговиков приведут лишь к тому, что вырастет спрос на регистрационные услуги компаний в Подмосковье.
Право собственности российских предпринимателей скоро будет надежно защищено. Концепция развития корпоративного законодательства и первый пакет законопроектов, которые должны уберечь фирмы от рейдерских вылазок, миноритарных акционеров – от посягательств на их права, а также предусматривают реорганизацию ОАО и ЗАО, будут внесены в Госдуму уже в мае. Об этом, выступая на заседании комитета консультативного совета по иностранным инвестициям при правительстве России, заявил министр экономического развития и торговли Герман Греф.
Напомним, что над Концепцией и сопровождающими ее законопроектами работать в Минэкономразвития начали около года назад. Проекты были направлены на рассмотрение в правительство, однако их обсуждение явно затянулось и завершилось только сейчас.
Такая щедрость, как выдача сотрудникам ценных подарков, например в связи с юбилеем компании, никак не может обойтись без начисления и уплаты НДС. Об этом сообщил Минфин в письме от 10 апреля 2005 г. № 03-04-11/64. Финансисты сослались на то, что безвозмездная передача товаров считается реализацией. Следовательно, возникает объект обложения налогом на добавленную стоимость (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК). Впрочем, представители финансового ведомства несколько смягчили неприятное для компаний известие. Они отметили, что НДС, уплаченный при приобретении подарков, можно принять к вычету согласно статье 171 Налогового кодекса.
О том, что фирма–плательщик ЕНВД должна вести раздельный учет «вмененных» и «общережимных» операций, напомнили работники Минфина в письме от 27 марта 2006 г. № 03-11-04/3/158. В документе они рассмотрели ситуацию, в которой организация, помимо подпадающей под «вмененку» торговли солнцезащитными очками, линзами и оправами, занимается еще и приемом заказов на их изготовление. Поскольку делает она это в интересах фирмы-производителя, то данный вид деятельности относится к оказанию посреднических услуг. Следовательно, делают вывод финансисты, с доходов, полученных таким путем, следует платить не ЕНВД, а «общие» налоги.
Минэкономразвития России может в мае текущего года представить свои предложения по борьбе с фирмами-однодневками, сообщила директор Департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела министерства Галина Баландина.
"Мы будем предлагать меры, затрудняющие выход из бизнеса, чтобы было трудно бросить фирму и чтобы лицо, бросившее фирму, понимало степень своего риска с точки зрения своей имущественной и уголовной ответственности", — сказала Баландина.
"В мае, если министр согласится, сможем назвать весь веер (мер)", — уточнила она.
По словам Баландиной, разработкой мер по борьбе с фирмами-однодневками в Минэкономразвития занимается несколько подразделений. Она отметила, что эта работа во многом пересекается с работой по противодействию захватам фирм (рейдерству). Одни и те же механизмы эффективны для решения и тех, и других проблем, пояснила Баландина.
Директор департамента также подчеркнула, что в Минэкономразвития не согласны с предложениями других ведомств ужесточисть процедуру регистрации юридических лиц. Она сообщила, что для исключения возможности регистрации фирм по украденным или потерянным паспортам будет создана база данных таких паспортов, использовать которую сможет не только представитель регистрирующего органа, но и любой предприниматель, желающий проверить своего потенциального контрагента.
В 2005 году на одно предприятие малого бизнеса в России пришлось 340 долларов страховой премии. Даже если предположить, что это премия только по имущественным видам страхования, окажется, что малый бизнес охвачен страхованием не более чем на 7%. Почему же предприятия не страхуют свои риски?
Сегодня в России работают около 10 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса. В ходе исследования, проведенного в 2005 году компанией Росгосстрах, обнаружилось, что лишь 20% из них страхуют свое имущество. Даже полисы автокаско есть только у четверти всех предприятий. А 22% руководителей бизнеса, участвовавших в опросе, заявили, что они не используют ни один вид страхования.
Причины такого пренебрежения малого бизнеса к страхованию называют разные. Основная проблема — низкая страховая культура, говорит Евгений Ильченко, начальник отдела аквизиции ОСАО "Ингосстрах". Если в крупном и среднем бизнесе стереотипы о низкой эффективности страхования уже изменились, в малом бизнесе этот процесс идет значительно медленнее. В основном страхование воспринимается здесь как некий инструмент дополнительного отъема денег, так как зачастую является обязательным. Например, при кредитовании банк обязательно будет требовать страхования предмета залога, арендодатель — страхования гражданской ответственности.
Помимо низкой страховой культуры, существует целый спектр объективных проблем, которые мешают малому бизнесу и страховщику договориться между собой. Основная проблема — это "полулегальный" образ жизни многих небольших компаний в России, утверждает Максим Элик, руководитель департамента корпоративных продаж Росгосстраха. Кроме того, малый бизнес для страховщика представляет собой более рискованный объект для страхования, чем крупные компании. У них чаще возникают проблемы с оформлением имущественных прав на различные объекты, движимые и недвижимые, с документацией в части требований к санитарному и противопожарному состоянию помещений и т.п. Поэтому страховщики всегда сравнительно холодно относились к этому бизнесу.
В качестве еще одной проблемы Евгений Ильченко выделяет особенность ведения учета предприятием при использовании упрощенной системы налогообложения. Если предприятие ведет бухгалтерию на "общих основаниях", будь то небольшой магазин или крупный завод, процесс рассмотрения убытков прост, прозрачен и универсален, говорит страховщик. При упрощенной системе имеющаяся в наличии документация не позволяет определить ни страховой интерес, ни стоимость имущества.
В результате процедура заключения страхового договора представляет собой долгий процесс, а стоимость полиса для небольшой фирмы может оказаться несоразмерна велика. Максим Элик отмечает: "Если для привлечения крупного клиента страховщики зачастую используют систему льгот, то тарифы для малого и среднего бизнеса несколько выше, чем для крупных компаний, на 10-15%. Поэтому клиент может отказаться от взноса уже практически на конечной стадии составления договора".
Несмотря на все проблемы, страховщики считают, что дело не безнадежно. Да и круг их "малых" клиентов растет. "Наибольший интерес к страхованию проявляют предприятия торговли, сферы услуг, туризма, автосервисы, автосалоны, перевозочные предприятия по всей территории России, перечисляет Аркадий Харлампиев, руководитель отдела страхования имущества и ответственности страховой компании "Стандарт-Резерв".
Предприятия малого бизнеса прежде всего заботятся о сохранении имущества: недвижимости, офисного имущества, производственного, торгового оборудования, товаров в обороте, т.е. тех материальных ценностей, потерю которых невозможно будет компенсировать за счет текущей деятельности.
В свою очередь, страховщики начали разработку типового страхового продукта для малых предприятий. В рамках программы "Бизнес" Росгосстрах счел возможным отказаться от представления отдельных документов, обязательных ранее, рассказывает Максим Элик. Сокращены сроки выплат страхового возмещения, т.к. разработчики продукта тщательно проработали перечень необходимых документов и порядок их представления при урегулировании убытков. Есть удобный и понятный для "малышей" продукт у РОСНО, "Ренессанс-Страхование" предлагает комплексную программу "Стабильный бизнес", линейку полисов "Офис", "Магазин", "Ресторан" разработала для малых предприятий компания "РЕСО-Гарантия".
Подобные продукты специалисты называют "коробочными", и страховая розница во всем мире работает именно с ними. Но мировая практика предполагает, что эту "коробочку" доставит предпринимателю агент, профессиональный и хорошо обученный. С такими агентами в России беда, поэтому многие страховые компании считают, что время продаж унифицированных продуктов для малого бизнеса еще не настало.
Транспортный налог за приобретенный автомобиль фирма должна платить только после того, как он будет зарегистрирован в ГИБДД. К такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 6 марта 2006 г. по делу № А05-13823/2005-31. Арбитры указали практически на прописные истины: до момента регистрации автомобиль не допускается к участию в дорожном движении, а стало быть, он вовсе не воздействует на состояние дорог. Таким образом, судьи не нашли экономического обоснования для обложения нового авто налогом.
Не исключено, что лазеек в законах, которыми могут воспользоваться корыстолюбивые чиновники, станет меньше. Руководитель проекта «Административная реформа» Центра стратегических разработок Владимир Южаков считает, что авторов законопроектов, которые впоследствии были признаны «коррупционноемкими», нужно привлекать к ответственности. При этом он отметил, что такая норма уже прописана в «Рабочей программе развития антикоррупционной экспертизы законодательных и иных правовых актов». Правда, как именно можно было бы наказывать нерадивых законотворцев, Южаков не уточнил. «Механизмы реализации этого пункта пока не продуманы», – признался он.
В свою очередь зампредседателя Комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков высказал определенные опасения по поводу этой инициативы. «Коррупционные» нормы, то есть нормы, вызывающие двойное или тройное толкование ,могут закладываться в законопроект как сознательно, так и невольно. Депутаты прорабатывают очень много самых разных идей, и внесение сомнительных поправок может идти вовсе не по злому умыслу. В связи с этим обвинять авторов законопроекта в том, что они хотят увеличить уровень коррупции в России, неправильно», – отметил Гришанков, отвечая на вопрос корреспондента «Федерального агентства финансовой информации».
Международные стандарты финансовой отчетности для малых фирм должны быть простыми, а их внедрение – не слишком затратным. Бизнесменам необходима уверенность в том, что выгоды применения МСФО однозначно превышают расходы по их внедрению. Такую позицию Совета Международной федерации бухгалтеров (МФБ) озвучил его президент Грэм Уорд.
Комментируя заявление МФБ корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации», заместитель председателя правления Национальной организации по стандартам финансового учета и отчетности (НСФО) Михаил Киселев заявил, что в России эти рекомендации непременно учтут. Он пояснил, что для небольших компаний специалисты организации разработают специальный комплект правил внедрения упрощенного варианта МСФО.
Разрабатывать законы, противодействующие распространению «пиратской» продукции, депутаты, чиновники и предприниматели будут совместно. Решением этой задачи они займутся в рамках рабочей группы при Экспертном совете по правовому регулированию и защите интеллектуальной собственности Госдумы. Необходимость такого сотрудничества председатель Совета Алексей Лихачев объяснил тем, что государство пока не готово к самостоятельному правовому регулированию в области интеллектуальной собственности. Правоприменительная практика по защите авторских прав, отметил он, имеет единичные примеры. По словам Лихачева, участие самих предпринимателей (правообладателей) в создании авторского законодательства поможет добиться усовершенствования методов защиты интеллектуальной собственности. Первые проекты законодательных инициатив, как сообщил ответственный секретарь экспертного совета Юрий Михайличенко, рабочая группа предложит уже к июлю этого года.
Фирме, у которой на балансе «висит» значительная кредиторская задолженность, может причинить немало хлопот создание резерва по сомнительным долгам. Дело в том, что максимальный размер резерва составляет 10 процентов от выручки за отчетный (налоговый) период. Вот и получается, что на конец года его сумма может достигать десятой части годовой выручки, а в первом квартале его придется уменьшить до 10 процентов от выручки всего лишь за 3 месяца. Об этом сообщил Минфин в письме от 4 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/319.
В столице начинают работать два специальных фонда для поддержки и становления малых предприятий. Будет решена и основная проблема — отсутствие площадей. Город начинает строительство 50 бизнес-центров, в которых будет жить и работать малый бизнес. Также московские власти собираются открыть микрофинансовые агентства в каждом муниципальном округе, где предприниматели смогут получить на раскрутку бизнеса до $10 тыс.
Москва и раньше поддерживала малый бизнес: чиновники на местном и городском уровне решали, выдавать безвозвратную субсидию этому проекту или нет. Сейчас власти хотят отсечь чиновников от принятия решений, отдав профессионалам — управляющей компании и банкам — право решать, какой бизнес достоин финансирования и поддержки.
Созданы два фонда. Один — венчурный фонд — будет поддерживать стартовый бизнес. Ему выделяется 800 млн рублей, распоряжаться которыми будет одна из ведущих управляющих компаний. Ее специалисты будут проводить экспертную оценку инновационных проектов и решать вопросы выделения средств. Второй фонд создан для содействия кредитованию малого бизнеса.
Город собирается по конкурсу отобрать ряд уполномоченных банков. Они будут кредитовать малые предприятия в рамках своих программ, но в случаях, когда малое предприятие не будет отвечать критериям отбора банковской программы, на помощь придут деньги города. Если банковские специалисты посчитают кредитование того или иного проекта слишком рискованным, то повышенный процент банковского кредита компенсируют за счет средств города. Фонд будет предоставлять банкирам свою гарантию при недостаточности залога у МП (в рамках квоты, выделенной каждому уполномоченному банку). При отсутствии залога возможна субсидия города. При этом поддерживаться будет малый бизнес, работающий в сфере производства, бытового и коммунального обслуживания, а также проекты в социальной сфере (частные школы, клиники и т.п.) и инновационная деятельность.
Город собирается решить и основную проблему малого бизнеса — отсутствие места для работы. По словам Михаила Вышегородцева, руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы, на территории города сейчас выделено 50 площадок, где будут построены бизнес-центры. В них малый бизнес получит офисные и производственные площади (одно МП — не более 500 кв. метров). Но получит не просто так. Каждое предприятие, желающее обосноваться в бизнес-центре, должно предварительно свои площади оплатить. Также город собирается помочь малому бизнесу, работающему в этих центрах со сбытом продукции, причем не только в Москве, но и по России. Соответствующие соглашения уже заключены с Ярославской, Калужской, Нижегородской и Ивановской областями.
Несмотря на очевидную важность развития малого бизнеса в России, отечественные банки лишь с прошлого года стали активно кредитовать этот сектор экономики. По мнению члена правления Внешторгбанка 24 Сергея Сучкова, впереди настоящий бум кредитования малого бизнеса. В ближайшие два года банки будут выдавать займов небольшим предприятиям больше, чем населению.
В.: В последний год многие российские банки стали активно анонсировать свои программы по развитию малого бизнеса. И тем не менее сами предприниматели жалуются на недостаток внимания со стороны кредитных организаций. Какой должен быть объем финансирования, чтобы полностью удовлетворить спрос на заемные ресурсы со стороны малых предприятий?
О.: По разным оценкам, потребность малого бизнеса сейчас оставляет 25-30 млрд долл., в то время как банки выдали кредитов на сумму 6-7 млрд долл. Так что проблема финансирования малого бизнеса действительно очень актуальна. С недавнего времени многие банки действительно стали развивать проекты по финансированию небольших компаний. Однако еще год назад ситуация на рынке была совсем другой. Большинство банков не понимали перспективы этого бизнеса, у них отсутствовали технологии финансового анализа подобных заемщиков. Кроме того, были еще и завышенные требования к оценке рисков. Это миф, что кредитование малого бизнеса является более рискованным, чем обслуживание средних и крупных корпоративных клиентов.
Сейчас ситуация меняется: банки постепенно осознают, насколько им выгодно заниматься малым бизнесом. Поэтому и появляется реклама таких программ. Но пока предложения по кредитованию распространены в Москве, Санкт-Петербурге, а также в других крупных городах-миллионниках. А вот в небольших региональных городах получить кредит малым предприятиям довольно сложно.
В.: Как, по-Вашему мнению, будет расти объем кредитования малого бизнеса?
О.: По оценкам экспертов рынка, по темпам получения займов малые предприятия в ближайшие два года обгонят население. Хотя, как известно, сейчас потребительское кредитование переживает настоящий бум. При этом финансирование малых предприятий значительно менее рискованное, чем кредитование физических лиц. Прежде всего это связано с тем, что при оценке платежеспособности предприятий мы используем индивидуальный финансовый анализ заемщика, в то время как основной способ оценки кредитоспособности частника — это скорринговая система, базирующаяся на статистических моделях анализа риска. А это подразумевает готовность принимать повышенные риски, хотя тут есть свои преимущества — скорость и простота принятия решения. В результате среднерыночный объем «плохих долгов» по малому бизнесу — 1-3%, по потребительскому кредитованию — 5-7%.
В.: Вы говорите, что в целом рынок привлек банковских кредитов на сумму 6-7 млрд долл., а какова доля ВТБ-24?
О.: Сейчас наш кредитный портфель составляет 6 млрд руб., то есть около 220 млн долл. Получается, что на ВТБ-24 приходится около 4% рынка. Этого результата мы достигли меньше чем за два года работы Программы кредитования малого бизнеса, которая стартовала во Внешторгбанке в июле 2004 года и продолжила свое развитие с конца 2005 года во Внешторгбанке 24. На текущий момент мы прокредитовали более 3 тыс. предприятий. И до конца года наш портфель увеличится до 12-13 млрд руб. Стратегической задачей ВТБ-24 является завоевание не менее 10% в каждом сегменте розничного банковского рынка. Я думаю, что в отношении малого бизнеса мы можем даже превысить этот показатель.
В.: Изменился ли принцип кредитования малого бизнеса после того, как программа была переведена в ВТБ-24?
О.: Для группы ВТБ малый бизнес изначально был важным направлением деятельности, тем сегментом рынка, где мы хотим стать лидером. После того как мы стали продвигать наш проект в ВТБ-24, более чем в два раза — с 20 до 43 — увеличилось число отделов кредитования малого бизнеса, расположенных в региональных филиалах и дополнительных офисах ВТБ-24 Мы очень интенсивно расширяем присутствие по стране, открываем специализированные отделения в филиалах. Мы уже представлены во всех федеральных округах. До конца нынешнего года у нас будет уже 60 точек продаж.
Если говорить о наших конкретных продуктах, то условия кредитования остались прежними. Требуем от клиента лишь самые необходимые данные, например, о регистрации предприятия. Далее наши сотрудники сами выезжают к потенциальному заемщику и собирают всю информацию, которая затем понадобится кредитному комитету для принятия решения.
Наша программа предусматривает выдачу кредитов двух типов: микрокредитов на сумму до 900 тыс. руб. сроком на два года и кредитов на развитие бизнеса на сумму до 30 млн руб. Тут срок был увеличен с трех до пяти лет. Еще одно нововведение — мы сейчас запускаем пилотную программу по кредитованию стартового проекта в Ленинградской области. В этом сегменте риски, конечно, очень высокие, поскольку еще неизвестно, будет ли успешным бизнес или нет. Здесь мы сотрудничаем вместе с государственным фондом, который выдает поручительства для предприятий малого бизнеса. Посмотрим, что из этого получится. Надеюсь, что сможем запустить финансирование подобных проектов. Объем кредита составит до 600 тыс. рублей.
В.: А какова будет процентная ставка по таким кредитам?
О.: У нас по всем программам рыночные конкурентные ставки. Если говорить непосредственно об этом проекте, то доходность составляет 15-18%. Кроме того, не забывайте, что существует федеральная программа по компенсации процентных ставок. Так что кредит для заемщиков может оказаться дешевле. Исходя из личного опыта общения с предпринимателями могу сказать, что обычно процентная ставка не является единственно важным условием для заемщиков. Малый бизнес, как правило, весьма рентабельный, его доходы достаточно высоки. В первую очередь компании интересуются оперативностью, качеством обслуживания, грамотными консультациями менеджеров.
В.: А на каких основаниях Вы отказываете предприятиям в кредите?
О.: Прежде всего это неудовлетворительное финансовое состояние. Таких отказов немного — около 10%. Часть заявок мы отсекаем еще на этапе рассмотрения заявок, например, когда предприятие работает на рынке менее полугода.
В.: Принято считать, что большая часть предприятий малого бизнеса работает «в тени». Как Вы решаете эту проблему?
Действительно, нынешние реалии таковы, что многие предприниматели работают в так называемой «серой зоне». Подавляющее большинство наших клиентов — это компании, которые прежде не пользовались банковскими кредитами. Мы способствуем повышению прозрачности наших заемщиков, т.к. кредит, полученный в банке повышает «белую» составляющую деятельности фирмы.
Интернет-пиратство – это один из самых развивающихся видов нелегального распространения интеллектуальной собственности в России. Такое мнение прозвучало на заседании Экспертного совета Госдумы по правовому урегулированию и защите интеллектуальной собственности на тему «Противодействие незаконному распространению интеллектуальной собственности в среде Интернет», прошедшего во вторник. Как отметили участники круглого стола, развитию пиратства способствуют пробелы в законодательстве и недостаточное внимание к этой проблеме со стороны правоохранительных органов.
Например, Аслан Юсуфов, старший прокурор Управления правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ, отметил: «Никто не складывал с нас обязанности защищать права правообладателей и обеспечивать свободу творчества всеми имеющимися средствами. Но есть факторы, подстегивающие высокий уровень пиратства. Такие, как отсутствие нормального законодательства, которое регулировало бы правоотношения в сети Интернет».
В ходе обсуждения был затронут вопрос о трудности подсчета материального ущерба, нанесенного интернет-пиратами правообладателям или владельцам товарных знаков. Однако Марина Карелина, начальник лаборатории судебной защиты интеллектуальной собственности Российской академии правосудия, заметила, что определению ущерба может помочь статистика обращения пользователей к сайту и размещенным там файлам.
Среди других причин, по которым возникают проблемы борьбы с интернет-пиратством, была названа анонимность, предоставляемая преступникам техническими средствами сети. «Очень тяжело выйти на конкретных исполнителей», — посетовал А. Юсуфов. С ним согласился и Виталий Калятин, преподаватель Российской школы частного права: «Идентифицировать нарушителя в Интернете гораздо труднее, чем в реальном мире. Иногда единственным возможным методом борьбы является перенесение ответственности с конкретного лица, которое разместило объект в Интернете, на провайдера, который этот объект поддерживает». В то же время участники подчеркнули, что законодательство должно предусматривать многочисленные условия, когда и в каких формах эта вина должна возлагаться.
Так, Марина Карелина, начальник лаборатории судебной защиты интеллектуальной собственности Российской академии правосудия, заметила: «Провайдер в принципе не может отвечать за контент. Но если у него есть информация о том, что кто-то, с кем он находится в договорных отношениях и предоставляет ему дисковое пространство, занимается контрафактом, то у провайдера должна возникать ответственность. Если он об этом проинформирован, то обязан предпринять действия, что и должен установить закон».
Среди других проблем борьбы с контрафактом в Интернете Дмитрий Соколов, директор Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов назвал отсутствие достаточного количества специалистов этой сферы в правоохранительных органах. «На сегодняшний момент в МВД за подобного типа вопросы отвечает специальное управление «К», но, на наш взгляд, штата этого подразделения недостаточно. А объем работ таков, что чисто физически справиться с ней сложно. Если в МВД удастся в рамках штатных мероприятий перераспределять численность сотрудников, думаю, что сдвиги будут существенные».
Условия лизинговой сделки для предприятий разного масштаба деятельности и разного размера зависят от специализации лизинговой компании. Специализирующаяся на крупных сделках компания считает лизинг для малых предприятий рисковым и повышает ставки, ориентирующаяся на малый и средний бизнес — не рискует играть по-крупному, а предпочитает зарабатывать количеством сделок.
Компании, работающие в "недорогом" (до $200 тыс.) сегменте лизингового рынка, привлекают малые и средние предприятия упрощенными схемами, в то время как более крупных клиентов пропускают через стандартную процедуру проведения сделки. "Основу нашего портфеля составляет огромное количество малых и средних компаний", — говорит Сергей Иванов, кредитный эксперт ЗАО "Европлан". Лизинг для средних и малых предприятий — более перспективная ниша, так как позволяет минимизировать риски. Кроме того, небольших компаний, нуждающихся в финансировании, на рынке больше. Разница между сделками с предприятиями крупного, среднего и малого бизнеса заключается в простоте принятия решения и схеме проведения сделки. Однако имеет значение предмет лизинга. Если в лизинг предполагается взять какое-то эксклюзивное оборудование, то сроки лизинга могут быть сокращены, а размер аванса увеличен.
Многие лизинговые компании, незаинтересованные в заключении "недорогих" сделок, повышают процентные ставки за риск. Как правило, малые предприятия не столь прозрачны, как средний и крупный бизнес, официальная финансовая отчетность часто оказывается инвестиционно непривлекательной, приходится рассматривать управленческую. Повышение рисков приводит к увеличению ставок. Если лизингополучателем становится вновь созданная компания, то компания просит в качестве обеспечения по лизингу поручительство другой, работающей, поясняет Алексей Кукушкин, генеральный директор ООО "Лизинговая компания "Скандинавия".
В компаниях, которые ориентируются на крупного клиента и устанавливают высокий порог вхождения в лизинговую программу, говорят, что сделка с известной на рынке фирмой с хорошей кредитной историей, с высоким клиентским рейтингом гораздо менее рисковая. "С малыми предприятиями мы не работаем, так как минимально возможная сумма сделки в нашей компании составляет $300 тыс., — говорит Татьяна Шленова, директор представительства в СПб ООО "Райффайзен-Лизинг". — Такой порог вхождения связан с целью минимизировать риски. Крупные сделки мы тщательно прорабатываем по многим параметрам, что практически исключает возможность потерь".
26.04.2006
В обозримой перспективе налоговики смогут осуществлять только два типа проверок: камеральную и выездную. Ни о каких «встречных» проверках, по крайней мере в привычном для инспекторов понимании, и речи быть не может. Об этом в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» сообщила председатель налогового подкомитета Госдумы Наталья Бурыкина.
Она напомнила, что термин «встречная проверка» присутствует в ст. 87 Налогового кодекса. Согласно енорме закона налоговики могут потребовать у контрагентов организации, которую они проверяют, документы, напрямую относящиеся к ее деятельности. «Кто-то поставил товар проверяемому лицу, я могу запросить, правда ли это, на какую сумму, словом, узнать о деталях этой сделки. То есть это даже не проверка, а всего лишь подтверждение качества информации, полученной от налогоплательщика», – пояснила Бурыкина. В то же время налоговики трактуют этот термин весьма своеобразно – требуют от компании представить какие угодно документы о своей хозяйственной деятельности, после чего неожиданно штрафуют и доначисляют налоги. По словам депутата, работая над законопроектом о налоговом администрировании, законодатели намерены «упорядочить эту двусмысленную ситуацию с точки зрения логики». «В предлагаемом нами варианте никто не отнимает у налоговиков права запросить информацию о проверяемом лице у его контрагентов, но только ту, которая касается лишь сомнительной операции. Встречной проверки как самостоятельного вида не будет», — заключила председатель налогового подкомитета Думы.
Компания, которая в течение целого квартала не вела «вмененную» деятельность, может не сдавать декларацию за этот период. Обосновать же такие действия поможет постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20 марта 2006 г. № А82-8252/2005-14. Судьи указали на основу основ: отчитывается фирма лишь по тем налогам, которые обязана уплачивать (п. 1 ст. 80 НК). В то же время компания не платит ЕНВД за те периоды, в которых не занималась «вмененной» деятельностью.
Сегодня малый бизнес ютится в помещениях НИИ, лабораторных корпусах и на первых этажах жилых домов. Столичные власти обещают построить для небольших компаний деловые центры в разных районах Москвы. Но вероятность, что они смогут в них "поселиться", невелика, а с первых этажей "малышей" грозит вытеснить более крупный бизнес.
В Москве спрос на нежилые помещения для малого бизнеса в разы превышает предложение. Причина — дефицит свободных площадей и дороговизна аренды. "Главное требование малого бизнеса — низкая арендная ставка ($250-300 за кв.м в год) и транспортная доступность", — говорит Виктор Козлов, коммерческий директор компании "Авгур Эстейт". Чтобы решить эту проблему, столичные власти до 2010 года обещают построить в Москве 50 деловых центров для малого бизнеса.
"Если все, что обещают московские власти, будет исполнено в точности, ситуация с нехваткой помещений для малого бизнеса во многом изменится к лучшему. Однако у нас есть большие опасения, что до предприятий малого бизнеса строящиеся в рамках программы объекты могут и не дойти», — говорит Владимир Кечин, директор по продажам United Realty Group. Во-первых, есть вероятность, что из-за административных барьеров преимущества при выкупе площадей получат компании, имеющие налаженные связи с чиновниками. Во-вторых, пока непонятно, в каких объемах компании смогут выкупать помещения и каковы гарантии того, что эти помещения не будут перепрофилированы или перепроданы. В-третьих, уже сейчас понятно, что выкупить помещения в деловых центрах класса "В" будет под силу более развитым компаниям. Кроме того, помещения могут попасть в руки к спекулянтам, которые специализируются на перепродаже недвижимости.
А Сергей Блохин, ведущий консультант отдела брокериджа управления коммерческой недвижимости и девелопмента компании "МИЭЛЬ-Недвижимость" напоминает, что у строителей бизнес-центров свои интересы. "И если учитывать их затраты при возведении здания, средняя стоимость аренды окажется не ниже $400-450 за кв. м. При этом здание может оказаться незаполненным предприятиями малого бизнеса, так как площади снимут средние или крупные компании", — говорит он.
Программа правительства Москвы по строительству офисов для малого бизнеса вызывает много вопросов и у Виктора Козлова. "В частности, остается неясным, что станет критерием в определении границ между малым и средним бизнесом, а также каким образом власти будут ограничивать размещение малого бизнеса в офисах этого класса, — говорит он.
С первых этажей жилых зданий малый бизнес тоже могут "попросить". Дело в том, что владельцам помещений намного выгоднее иметь дело с более крупными и надежными арендаторами. Малый бизнес входит в группу риска — финансовый "запас прочности" небольшой, и многие мелкие компании, как показывает практика, прекращают свое существование на первом году жизни, говорит Александр Скобкин, ведущий аналитик департамента маркетинга агентства недвижимости DOKI. Так что если малая фирма создалась недавно, то риск досрочного прекращения арендных отношений достаточно велик.
Но и у малого предприятия, которое не развалилось в первый год, могут возникнуть финансовые проблемы, а они арендодателю ни к чему. У предприятий малого бизнеса незначительные финансовые средства, они сильно зависят от своего коммерческого оборота и заказчиков, так что даже небольшие задержки платежей по бизнесу могут привести к задержкам платежей по аренде, возникновению штрафных санкций, объясняет Сергей Блохин.- Такая ситуация существенно влияет на недополучение арендодателем запланированного рентного дохода. Другая проблема собственника — необходимость содержать большой штат собственных сотрудников, чтобы отслеживать полностью весь процесс взаимоотношений с большим количеством мелких арендаторов, обрабатывать колоссальный объем договоров с ними.
Понятно, что собственникам выгоднее и удобнее иметь дело с более крупными и стабильными компаниями, которые по мере развития начинают интересоваться помещениями на первых этажах жилых домов. "Небольшие помещения представляют интерес для филиалов средних компаний, — говорит Александр Скобкин. — Особенно это касается помещений на первых этажах с отдельным входом. Среди потенциальных арендаторов — банки, агентства недвижимости, турфирмы и все компании, ориентированные на потребителя".