25.04.2006
Еще пару лет назад многие банки не желали иметь дело с малыми предприятиями и ПБОЮЛами. Сегодня банкиры постепенно приходят к выводу, что много «маленьких» клиентов не так уж и плохо в ситуации, когда все «большие» уже распределены, сообщает журнал "Компания".
По данным Мосгоркомстата, число малых предприятий Москвы в середине прошлого года составило 2 016 500 (в 2003 году их было на 10 000 меньше). По оценкам экспертов, оборот малых предприятий Москвы в 2005 году мог составить от 4 трлн руб. до 7,7 трлн руб., увеличившись за год примерно на 10%. При этом статистика свидетельствует, что малый и средний бизнес – один из самых надежных заемщиков: возвратность кредитов в этом секторе составляет 99%. Кроме того, предприниматель порой готов брать деньги на развитие на очень невыгодных условиях. В прошлом году специалисты исчисляли спрос на кредиты до $10 000 в размере $5 – 7 млрд. А это значит, что люди были согласны выплачивать минимум 15% годовых в валюте (средняя ставка при займе подобной суммы), лишь бы получить возможность заниматься своим делом.
Подобное рвение привлекло внимание банкиров, которые раньше пренебрегали ПБОЮЛами. На самом деле работа с малыми и средними фирмами – дело хоть и хлопотное, но выгодное. Во-первых, это уменьшает зависимость банка от прихотей двух-трех крупных клиентов. Во-вторых, крупный бизнес в большинстве своем уже распределен по банковской системе. Кредитование малого бизнеса сегодня является относительно свободной нишей для дальнейшего развития.
«Тщательно изучив ситуацию, мы поняли, что данный сегмент рынка нуждается в совершенно новом подходе со стороны кредитных организаций, – рассказывает Жан-Франсуа Миар, директор по работе с корпоративными клиентами Банка Сосьете Женераль Восток (BSGV), заместитель председателя правления, заместитель генерального директора. – Малый бизнес заслуживает особого к себе отношения».
Одна из особенностей малого бизнеса заключалась в том, что он оперирует слишком малыми займами. Очень немногие банки готовы обслуживать мизерные суммы.
В настоящее время большинство программ кредитования банками представителей малого и среднего бизнеса предусматривают выдачу как небольших кредитов – от $1000, так и относительно крупных – от $500 000 до $1 млн. На срок от нескольких месяцев до 3 – 5 лет, говорит Игорь Корольченко из Росбанка.
Ключевой вопрос для заемщика – процентная ставка. В целом (и это признают многие) она довольно велика для малого предпринимателя. Но резкого снижения не предвидится – банки пока предпочитают заманивать клиентов разнообразием своих программ. В Росбанке, например, процентная ставка по кредиту зависит от его размера и срока: в рублях она колеблется от 15% до 19%. В валюте – от 13% до 17%.
В Промсвязьбанке действует совместная с ЕБРР программа кредитования малого и среднего бизнеса. Главным преимуществом подобной схемы считается пониженная процентная ставка за кредит. В Промсвязьбанке она плавающая, фиксируется два раза в год на протяжении действия кредитного договора и зависит от уровня LIBOR. В Банке Сосьете Женераль Восток минимальная ставка по кредитам составляет 10%.
Любого заемщика в банке ждет бюрократическая гонка по сбору различных документов, доказывающих, что бизнес стоит того, чтобы давать ему в долг. Как правило, банк требует обеспечения в форме залога либо поручительства. Стандартный перечень залогов и обеспечения выглядит следующим образом: это недвижимость, автотранспорт, оборудование, основные средства, товары на складе, товары в обороте, аудио-, видео-, бытовая техника, гарантии третьих лиц (партнеры по бизнесу, близкие родственники), ценные бумаги.
Решение о выдаче кредита принимается банком на основании данных финансовой и управленческой отчетности, которую предоставляет клиент. При рассмотрении заявки кредитный специалист по работе с малым и средним бизнесом выезжает к клиенту на место, где собирает информацию и документы о его хозяйственной деятельности. На основе полученного досье банк сам составляет баланс предприятия, отчет о прибылях и убытках, а также отчет о движении денежных потоков. Структурированная таким образом информация заносится в формуляр, на основе анализа которого принимается решение о предоставлении кредита.
В банках, кредитующих малый и средний бизнес, сроки рассмотрения заявок на ссуду могут составлять от нескольких дней до нескольких недель. Многое зависит от налаженной системы отчетности компании-заемщика. Зачастую на малых предприятиях нет финансовых директоров или других сотрудников, занимающихся исключительно финансовой деятельностью, говорит Жан-Франсуа Миар. Поэтому возникают сложности с подготовкой отчетности. Менеджеры банка помогают клиенту собрать необходимые документы, консультируют на всех этапах их подготовки. Благодаря подобным консультациям у клиента появляется возможность перейти из категории не кредитуемого в категорию кредитуемого, финансово благополучного предприятия. Этот процесс называется – «вырастить клиента».
Когда клиент «созрел», в большинстве банков предложат следующие виды кредита: срочный кредит, кредитную линию и овердрафт. Срочный кредит предоставляется на пополнение оборотных средств для финансирования текущей деятельности. «Срочный» в переводе с банковского значит — «на определенный срок».
Кредитная линия – вид банковского кредита, когда банк обязуется предоставлять клиенту в течение определенного времени и в пределах выделенного лимита кредиты для финансирования дефицита оборотных средств. В период действия кредитной линии клиент может погасить кредит и вновь взять его в пределах установленного лимита.
Овердрафт предоставляется клиенту для покрытия временного дефицита оборотных средств путем оплаты его расчетных документов с текущего счета сверх фактического остатка на счете. Например, банк «УралСиб» предоставляет клиентам овердрафт на сумму от 100 000 руб. до 14 млн руб. на срок от 3 до 6 месяцев.
Немногие банки предлагают программы кредитования микро-бизнеса, гораздо больше тех, которые предоставляют потребительские нецелевые кредиты частным лицам. При этом в ряде банков для получения нецелевого кредита требуется, чтобы клиент обязательно был наемным работником. Лишь единичные банки готовы предоставлять нецелевые потребительские кредиты предпринимателям. Например, в Промсвязьбанке потребительский кредит может получить частный предприниматель, который теоретически волен затем расходовать эти деньги по своему усмотрению. Законом это ненаказуемо. Однако банкиры подобное поведение не одобряют и зачисляют таких клиентов в разряд не совсем благонадежных. В следующий раз у заемщика в банке могут быть проблемы.
Можно вообще не связываться с процедурой образования юридического лица, а просто взять потребительский кредит и на эти деньги развивать свой бизнес. Многие «индивидуалы» уже успели получить в таких банках, как, например, BSGV, кредиты «на ремонт», в то время как реальным назначением этих траншей — стартовый капитал для начала своего собственного дела.
«На сегодня потребкредиты как способ получения заемных средств для малого бизнеса, имеют право на жизнь, – комментирует начальник Управления розничного кредитования Русского банка развития Анатолий Дронов. – Более того, он все чаще практикуется на банковском рынке. Однако нужно учитывать, что максимальная сумма такого кредита намного меньше, чем может быть предоставлена юридическому лицу».
Это разные сегменты рынка, и сравнивать между собой условия получения кредитов было бы некорректно, считает Игорь Корольченко. В каждом сегменте есть свои плюсы и минусы. В настоящее время кредитные продукты для физических лиц представлены на рынке более разнообразно: кредит на неотложные нужды, экспресс-кредиты, автокредиты, ипотека, и пр. Ассортимент кредитных продуктов для малого и среднего бизнеса менее разнообразен.
Так или иначе, но сектор ПБОЮЛ как таковой банковским кредитованием пока не охвачен. В отличие от своих коллег, зарегистрировавшихся в качестве юридических лиц, ПБОЮЛ вынуждены притворяться «обыкновенными» физлицами, а значит, цивилизованное взаимодействие с банками в этом секторе экономики еще не началось.
В минувшую пятницу российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений обсуждала основные направления налоговой политики на 2007–2009 гг. Вице-премьера Александра Жукова не устроил лишь подход к единому социальному налогу, в остальном же доклад Минфина был одобрен. Между тем эксперты отмечают, что финансовое ведомство делает упор на фискальной, а не на стимулирующей функции налогов. У Минфина же в этом вопросе своя правда: по его расчетам, налоговая нагрузка в России и так достаточно низка, а значит, ожидать дальнейших послаблений бизнесу не стоит.
В 2005 г. самая высокая налоговая нагрузка среди отраслей была в сфере добычи полезных ископаемых (51,6% от произведенного в отрасли ВВП), самая низкая (4,3%) – в сельском хозяйстве. Обрабатывающие предприятия отдали казне 19,1% от произведенного ими валового продукта. В целом же уровень налоговой нагрузки на экономику составил 27,4%. Еще в 2001 г. эта цифра была на уровне 33,6% от ВВП, что дает Минфину основания относить Россию к странам с наиболее низким уровнем налогообложения. Видимо поэтому основные направления налоговой политики на три года вперед, которые на заседании трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений озвучил замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Александр Иванеев, не предполагают особых новаций.
Планируется, что с 2007 г. акцизы на нефтепродукты будут уплачиваться предприятиями-производителями (кстати, их ставки индексироваться не будут, чтобы хоть в какой-то степени воспрепятствовать росту розничных цен на бензин и дизельное топливо). Акцизы на сигареты также усовершенствуют: адвалорную составляющую их ставок предлагается исчислять не от отпускной цены производителя, а от розничной цены сигарет. Такая мера позволит пресечь искусственное занижение отпускных цен производителями. За счет введения нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых для новых месторождений на срок до 10 лет с момента госрегистрации лицензии предлагается стимулировать активную разработку новых нефтяных месторождений.
Однако эти меры коснутся относительно небольшой части компаний. Что касается такого «общеупотребительного» налога, как НДС, то Министерство финансов не отступило от своей точки зрения. Александр Иванеев в очередной раз отметил, что Минфин не отказывается от идеи снижения НДС в принципе. Однако, по его мнению, снижать ставку НДС возможно только по итогам анализа уже принятых мер в рамках налоговой политики. В частности, речь идет об ускоренном возмещении НДС при капитальном строительстве и налогообложении НИОКР. Таким образом, сказал г-н Иванеев, «рассматривать вопрос о снижении ставки целесообразно не ранее 2008 г.». А вот дополнительные способы борьбы с уклонением от уплаты НДС могут появиться уже в 2007 г. Например, выделение в платежных поручениях отдельной строки «НДС – Платеж» и передача банками информации о суммах расчетов налоговым органам.
Аналогичный подход – не вносить серьезных изменений – прослеживается и в отношении налогообложения малого бизнеса. Спецрежимы в докладе фактически обошли стороной, а на предложения Торгово-промышленной палаты РФ об увеличении объема дохода предприятий, дающего право на упрощенную систему налогообложения – с 20 хотя бы до 60 млн руб. (а для венчурных предприятий – до 100 млн) и о добровольном переходе на ЕНВД, – Минфин предпочел не реагировать вовсе.
Эксперты оценивают планы Минфина как весьма консервативные и не предполагающие серьезных налоговых перемен к лучшему для бизнеса. «[В докладе] в большей степени представлен анализ достигнутых результатов, а не направления на перспективу», – констатирует руководитель аппарата экспертного совета ТПП РФ по налоговому законодательству Дмитрий Фадеев. «А в той части, где речь идет о перспективах, акцент все же делается на фискальных целях, а не на налоговом стимулировании инновационного развития и привлечения инвестиций», – поддерживает его вице-президент компании «Объединенные консультанты «ФДП» Михаил Герасимов.
Тем не менее Александру Иванееву удалось настолько убедительно представить позицию Минфина, что доклад об основных направлениях налоговой политики был принят комиссией практически безоговорочно. Председатель комиссии вице-премьер РФ Александр Жуков лишь поручил Минфину рассмотреть предложение профсоюзов об освобождении от налогов физлиц с доходами ниже прожиточного минимума. Кроме того, несмотря на утверждение г-на Иванеева о том, что «сейчас трогать ЕСН и вносить серьезные изменения преждевременно», финансовому ведомству поручено рассмотреть возможность дальнейшего реформирования единого социального налога. Хорошо, если такое внимание исключительно к зарплатным налогам вызвано тем, что направления налоговой политики все-таки рассматривались комиссией по социально-трудовым вопросам. В противном случае можно говорить, что в ближайшем будущем правительство не планирует готовить законы, которые могут ослабить налоговую нагрузку на бизнес, и что подобные законодательные инициативы вряд ли найдут понимание в Минфине.
Министр финансов России Алексей Кудрин рассчитывает, что законопроект об амнистии ранее незадекларированных доходов будет внесен в Госдуму до 1 мая.
В ходе выступления в Фонде Карнеги в Вашингтоне, министр финансов отметил, что он думает, что до 1 мая, наверное, успеют внести в Госдуму закон об амнистии доходов, полученных ранее и незадекларированных. Это существенно снизит проблемы с возможными будущими нарушениями и существенно снизит такое количество конфликтов, которые могут быть в будущем по неуплаченным налогам.
По его словам, налоговая реформа в России продолжается, в том числе, и в части администрирования, относительно которой "сейчас подготовлен новый закон".
Кудрин подчеркнул, что идет очень жесткий диалог государства с бизнесом, но он уверен, они найдут компромисс. Конечно, над всеми витает синдром ЮКОСа, но они его преодолеют, установив более четкие правила для налоговых органов.
Правительство Санкт-Петербурга планирует законодательно закрепить за крупными промышленными инвесторами льготы по налогу на прибыль и имущество. Такое заявление сделал председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимир Бланк, передает АБН.
Проект городского закона, предусматривающего значительные изменения ныне действующего городского законодательства о налоговых льготах, в скором времени будет рассмотрен на заседании правительства. Как рассказал В.Бланк, законопроект должен на 5 лет полностью освободить от налога на имущество и на 4% понизить налог на прибыль инвесторов с объемом инвестиций в промышленное производство не менее 3 млрд рублей.
Также будет расширен список наукоемких отраслей, по которым возможны льготы: в частности, в него будут включены предприятия, выпускающие компоненты электронной техники. «Эти налоговые льготы вместе с возможностью получения крупными промышленными инвесторами инженерно подготовленной территории, а также ряд других преимуществ нашего города сделают Санкт-Петербург чрезвычайно привлекательным для вложения капитала», — считает председатель Комитета городского правительства.
Инвестиции в основной капитал организаций экономики Санкт-Петербурга в 2005г. составили 154 128 млн рублей (109,7% к 2004г.), а годовой объем иностранных инвестиций в петербургскую экономику составил $1,417 млрд. По сравнению с прошлым годом приток иностранных инвестиций в 2005г. увеличился на 43,9%. Прямые иностранные инвестиции в 2,2 раза превысили аналогичный уровень прошлого года. При этом существенно растет доля прямых инвестиций в основные фонды производственных компаний.
24.04.2006
Похоже, в споре вокруг налогообложения расходов организации на оплату обучения своих сотрудников наконец поставлена точка. Президиум ВАС пришел к выводу, что если повышение квалификации происходит по инициативе и за счет работодателя, то выплаченные суммы не образуют личного дохода работника и не подлежат обложению ЕСН на основании абз. 7 подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса. Причем, по мнению высших судей, это право никак не зависит от выбранной формы обучения. Главное, чтобы оно было направлено на более эффективное выполнение сотрудником своих обязанностей (информационное письмо Президиума ВАС от 14 марта 2006 г. № 106).
Статистика показывает, что доля женщин в топ-менеджменте крупных российских компаний в России очень незначительна — всего 5-10%. В западных — положение лучше, но ненамного. Там только 15-20% высших позиций заняты женщинами. Почему так происходит и от чего в западной компании женская карьера делается проще?
Теоретически сегодня и женщины, и мужчины обладают равными возможностями для достижения карьерных высот. Но эксперты напоминают о существовании ряда подводных камней. "Важно понимать, что в западной фирме босс-мужчина априори подсознательно боится обвинений в сексизме, если вступит в конфронтацию с женщиной-коллегой, которая настойчиво взбирается вверх по карьерной лестнице и объективно достойна руководящих постов", — отмечает директор по рекламе и PR группы "АльфаСтрахование" Анастасия Бондарева.
Российский же бизнес в силу своей молодости менее терпим к начальникам женского пола. Бытуют стереотипы, что женщина менее собранна, подвержена чужому влиянию, больше отвлекается на семейные и бытовые проблемы, не обладает жесткой хваткой и т.д.
Поэтому женщины либо пытаются извлечь максимальные выгоды из того, чтобы "оставаться женщиной" (помимо декольте и высоких каблуков это предполагает и "поддерживающий" стиль поведения), либо стараются доказать, что могут работать как мужчины. Адаптироваться к сообществу топ-менеджеров мужчин, "оставаясь собой", очень сложно, и удается это немногим.
Специалисты по менеджменту выделяют два основных типа поведения женщин-руководителей: подчеркнуто-жесткий и "поддерживающий".
Подчеркнуто-жесткий тип: женщины на руководящих позициях часто демонстрируют "мужские" черты поведения, причем нередко — в утрированной форме. Пытаясь подстроиться под традиционно мужской стиль лидерства, они ведут себя более агрессивно и жестко, чем их коллеги-мужчины. Мужская среда воспринимает "вторжение" женщин на ключевые позиции с предубеждением, и поэтому любые недочеты женщин-руководителей замечаются и обсуждаются активнее и чаще. Такая ситуация закрепляет жесткий агрессивный стиль лидерства женщины-руководителя (постоянная готовность к бою).
Здесь еще раз стоит оговориться, что такая ситуация встречается далеко не на всех уровнях управления, а преимущественно на высших должностях крупных российских компаний. Если женщина-руководитель отвечает за работу вспомогательных функциональных служб (финансы, управление персоналом), пусть даже в очень крупных компаниях, то ситуация будет несколько другой.
На данных направлениях работает множество женщин, и к ним в российской бизнес-среде вполне позитивное отношение, так что излишняя агрессивность и жесткость линии поведения может только навредить развитию карьеры.
"Поддерживающий" тип: представители этого типа чаще всего делают акцент на мягкости, способности выслушать и оказать поддержку, помочь найти выход из конфликтной ситуации. Такие женщины, как правило, обладают развитым эмоциональным интеллектом, большой пластичностью, что нередко обеспечивает им существенное влияние на владельца и акционеров бизнеса. Здесь тоже можно говорить об утрировании, но уже не мужского, а материнско-женского стереотипа поведения.
Минфин считает нецелесообразным в ближайшие год-два снижать единый социальный налог (ЕСН) или изменять схему его взимания.
"Минфин считает, что тема ЕСН была подробно, исчерпывающе обсуждена год назад, когда была снижена ставка этого налога. Сейчас опять трогать ЕСН и вносить в него какие-то серьезные изменения нецелесообразно", — заявил в пятницу заместитель директора департамента налоговой и таможенной политики Минфина Александр Иванеев на заседании трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
По его словам, сейчас есть определенные проблемы с администрированием этого налога, но они могут быть преодолены.
Иванеев также подчеркнул, что снижение ЕСН с 1 января 2005 года, как ожидается, может дать эффект через год-два. "Может быть, расширится налогооблагаемая база, сигналы к этому есть", — отметил он.
"Поэтому мы предлагаем, чтобы в ближайшие год-два та схема ЕСН, которая действует сейчас, была сохранена", — сказал он.
Ставка ЕСН в России с начала прошлого года была снижена с 35,6% до 26%.
Минфин РФ также предлагает в ближайшие два года не увеличивать ставки акцизов на нефтепродукты.
"В 2007-2008 годах мы предлагаем не индексировать и не увеличивать ставки акцизов на нефтепродукты", — сказал Александр Иванеев.
Ко второму чтению депутаты Госдумы намерены еще более ужесточить некоторые положения нового закона об игорном бизнесе. Так, одна из поправок вводит норму, согласно которой стоимость разрешения на открытие игорного заведения не может быть ниже трех миллионов рублей. Кроме того, чистые активы организатора игорного заведения должны составлять не менее одного миллиарда рублей (в законопроекте минимальный размер активов определен в 600 млн. рублей). Как сообщил в ходе «круглого стола», посвященного обсуждению данной проблемы один из главных «корректировщиков» документа – зампред Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский, предлагается также запретить размещать игорные заведения не только в жилых домах, но и в пристроенных к ним помещениях. Плюс ко всему будут повышены и требования к минимальным размерам площади казино (1000 кв. метров, а не 800, как предлагалось ранее) и залов игровых автоматов (200 кв. метров вместо первоначальных 100).
Напомним: законопроект «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари» был принят Госдумой в первом чтении 24 марта.
Число фирм, которые смогут работать в комфортных условиях технопарков, вскоре заметно увеличится. Для строительства новых парков и развития уже имеющихся будут выделены дополнительные земельные участки, находящиеся ныне в собственности государства, а также регионов и муниципалитетов. Это предусмотрено Федеральной программой поддержки и развития технопарков, подготовленной Министерством экономического развития и торговли. Об этом накануне заявил начальник отдела программ социально-экономического развития Департамента стратегии социально-экономических реформ МЭРТ Артем Шадрин на организованной Ассоциацией менеджеров конференции «Российская инновационная система». По словам чиновника, в документе сказано о том, что под технопарки могут быть отданы недостроенные объекты и неиспользуемое государством имущество. Предложения Минэкономразвития, отметил Шадрин, будут в скором времени отправлены на рассмотрение правительства.
Предпринимателю, привлеченному к налоговой ответственности за незначительное правонарушение, стоит как можно тщательнее изучить текст вынесенного по этому поводу решения. По мнению представителя юридической фирмы «Джон Тайнер и партнеры» Валерия Гущи, оно вполне может быть отменено.
Беседуя с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации», Гуща напомнил, что согласно статье 101 Налогового кодекса, инспектор, налагая штрафные санкции, должен прописать в решении множество разных «мелочей», ставших обязательными с 1 января 2006 года. В частности, в решении надлежит указывать срок, в течение которого его можно обжаловать, наименование и местонахождение арбитражного суда или вышестоящего налогового органа. Кроме того, инспектор обязан ознакомить налогоплательщика с порядком обжалования. «Несоблюдение данных требований может являться основанием для отмены решения», – указывается в статье. По словам Гущи, до сих пор на руках у инспекторов находятся бланки решений старого образца, в которых не предусмотрены специальные графы, поэтому они довольно часто забывают указать что либо из вышеперечисленного. «Вообще решение налоговиков не является истиной в последней инстанции, а уж документ, составленный невнимательным инспектором – тем более», – отметил он.
Согласно данным консалтинговой компании "Begin Group" при проведении в ноябре 2005 года опроса в 136 компаниях Москвы, выяснилось, что одной из наиболее затратных статей расходов компании является корпоративное обучение. Вот какие данные были получены в ходе исследования: 79% компаний организуют обучение топ-менеджеров и молодых сотрудников. 17% компания проводят обучение обслуживающих подразделений. 20-40% всего HR-бюджета уходит в каждой второй компании на обучение менеджеров среднего звена и специалистов. 20% HR-бюджета уходит в 47% компаний на обучение топ-менеджеров, и 42% компаний тратят на эти цели от 20 до 40%. 75% фирм затрачивают на эти цели менее 20% от HR-бюджета, столько же тратится и на обучение сотрудников обслуживающих подразделений.
Обучение молодых сотрудников для компаний несколько менее затратно. До 80% основной части средств на обучение идет на оплату внешних тренинговых услуг. До 11% затрачивается на организацию внутреннего обучения. До 27% всех средств на обучение занимают — прочие образовательные услуги: обучение по программе МВА и курсы по усовершенствованию английского языка. 42% компаний указали, что имеют систему оценки эффективности внешних тренинговых услуг. 29% компаний имеют такую систему и для оценки внутреннего обучения.
Во сколько же обходится компании обучение одного сотрудника на разных уровнях. Обучение топ-менеджера: в бизнес-школах Москвы обучение в течение двух лет по программе МВА обойдется от $6 до 25 тысяч. Средняя стоимость программ — $10 тысяч. Сами выпускники МВА считают, что обучение в бизнес-школе очень много им дало и с точки зрения приобретения определенных навыков и относительно открытия нового взгляда на бизнес. Еще немаловажный аспект — приобретенные связи, которые позже используются выпускником МВА в течение долгих лет. К тому же специальности, которым обучают в бизнес-школах, самые перспективные для бизнеса: искусство быть лидером, стратегическое моделирование, менеджмент и маркетинг всех уровней, психология, корпоративное управление и т.д.
Например, Николай Николаев, генеральный директор "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть", считает, что если бизнес образование высокого качества и может принести реальную пользу компании, тогда оно для бизнесмена необходимо, и что все ведущие менеджеры его компании, кроме профессионального образования имеют бизнес-образование.
Обучение менеджера среднего звена: где и как можно учить менеджеров компании, и во сколько это обойдется? Учить лучше всего на краткосрочных тренингах и семинарах. Оторвать сотрудника на месяц-два от работы согласятся лишь в немногих компаниях, а вот послать сотрудника на тренинг, который продолжается день-два, вполне реально. Семинары, как правило, продолжаются один день. Тренинг заказывается следующим образом: приглашается тренер из компании, оказывающей такого рода услуги, который изучает ту проблему, которая сложилась в компании, и уже потом рекомендует тот или иной тренинг. На сегодняшний день в Москве существует множество консалтинговых и тренинговых компаний, оказывающих образовательные услуги.
При выборе тренинга надо руководствоваться потребностями компании. Тренинги существуют самые разнообразные: это и тренинги по продажам, и умение разговаривать с клиентом по телефону, и различные маркетинговые технологии и т.д. Семинар на один день, для группы из 6-10 человек, обойдется около 5 тысяч рублей. Трениг на один-три дня, для группы из 10 человек, ориентировочно будет стоить от 20 до 60 тысяч рублей. Цена варьируется в зависимости от количества человек в группе, от продолжительности тренинга, от темы тренинга.
Окупается ли обучение сотрудников? Часто можно слышать мнения, что "зачем учить сотрудников, если они потом уйдут в другую компанию"? Если люди заинтересованы в работе, если они чувствуют заботу о себе руководства компании, если они видят, что компания заинтересована в повышении их образовательного уровня, то это будет только служить аргументом за то, чтобы сотрудник, наоборот, не только остался, но и был заинтересован в работе. Дезо Хорват, декан "Schulich School of Business", говорит, что если сотрудники компании не заинтересованы в своей работе и не любят ее, то какую бы зарплату они не получали, они все равно уходят из компании. И наоборот — если руководитель хочет, чтобы его компания отвечала всем требованиям сегодняшнего времени, то его сотрудники должны быть не подчиненными, а его партнерами. А ведь партнерами могут стать только хорошо образованные и подготовленные люди.
Покончить с фирмами-однодневками, с помощью которых уклоняются от уплаты налогов, или «отмывают» преступные деньги и финансируют терроризм, налоговики пообещали уже в этом году.
Начало войны было объявлено в феврале — налоговики разработали специальную инструкцию по выявлению однодневок. Около 600 тысяч организаций, зарегистрированных в Москве, не отчитываются перед налоговыми органами, заявила тогда Галина Суворова, замруководителя управления Федеральной налоговой службы (УФНС) по Москве. Многие из них не находятся по адресам, указанным при регистрации.
Как раз адрес фирмы и стал козырем налоговиков в борьбе с однодневками. Ибо «секретная» инструкция предписывала создать базы данных «адресов массовой регистрации». То есть если фирма арендует помещение в большом здании по соседству еще с девятью другими фирмами, то попадание в «черный список» ей обеспечено. Между тем юридический адрес — одна из самых больных проблем для малых предприятий.
Большинство из них помещения арендуют и время от времени вынуждены их менять, говорит Юлия Духнина, замруководителя Центра экспертизы проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ. А постановка на учет в инспекции по новому адресу не обходится без материальных и временных затрат. К тому же перевод в другую инспекцию нередко сопровождается проверкой предприятия.
Неудивительно, что в «черных списках» налоговиков, недавно появившихся сразу на нескольких сайтах в Интернете, оказались 8447 столичных адресов — практически вся деловая Москва. В базу данных угодили даже офисные центры, которые и строят для того, чтобы сдавать помещения в аренду коммерческим фирмам. А также территориальные агентства развития предпринимательства. Они создавались правительством Москвы для поддержки предприятий малого бизнеса, сейчас их услугами активно пользуется почти треть столичных предпринимателей.
Во втором списке — люди, на чье имя зарегистрировано более десятка предприятий: 3161 человек. Сюда угодил даже бывший министр по налогам и сборам, а ныне губернатор Калининградской области Георгий Боос.
Теперь, прежде чем принять документы на регистрацию предприятия, инспекторы сличают адреса и фамилии директоров с «черными списками». И если они там находятся, инструкция велит отказывать в регистрации. «Если предприниматель предоставил недостоверные сведения, его могут привлечь к ответственности, — комментирует Юлия Духнина. — Но отказывать в регистрации не имеют права. Решение налоговиков можно обжаловать в суде».
Тем временем «черные списки» фискалов уже разосланы и по столичным банкам. «ЦБ запретил нам открывать счета фигурирующим в них фирмам, — рассказали в одном из кредитных учреждений на условиях анонимности. — В противном случае у нас будут проблемы с финразведкой. Но дело в том, что письмо носит рекомендательный характер, и ссылаться на него, отказывая предпринимателю, мы не можем. Да и потом, как быть с фирмами из «черного списка», у которых уже открыты счета?».
Комментировать что-либо в московском УФНС отказываются. С однодневками бороться нужно, но зачистки должны быть точечными, а не зачесывающими всех под одну гребенку. Как показывает практика, те, кто действительно занимаются темными делами, лазейку найдут всегда.
Фирмы, которые вскоре начнут работать в особых экономических зонах, получат дополнительные налоговые льготы. Власти регионов, в которых разместятся ОЭЗ, уже объявили о решении снизить ставки региональных налогов для резидентов зон, включая и свою часть налога на прибыль. Об этом на прошедшей накануне конференции «Российская инновационная система: от абстрактных планов к реальным проектам», организованной Ассоциацией менеджеров, заявил начальник отдела программ социально-экономического развития Департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития Артем Шадрин. Эта инициатива региональных властей, по его словам, вызывает одобрение и служит одним из ярких положительных примеров частно-государственного партнерства.
Высший арбитражный суд (ВАС) опубликовал на своем сайте официальный проект информационного письма, определяющего признаки недобросовестного налогоплательщика. Проект будет обсуждаться на заседании президиума ВАС 24 апреля. Окончательный текст оказался мягче первоначального варианта. Теперь суду предлагается не выявлять "факты недобросовестного поведения" налогоплательщика, а только "сомневаться" в его добросовестности.
Основная идея проекта не изменилась: он по-прежнему предлагает судам, выявившим "факты недобросовестного поведения налогоплательщиков", отказывать в удовлетворении их требований и привлекать недобросовестных налогоплательщиков к ответственности.
Вместе с тем опубликованный документ оказался заметно мягче предыдущего варианта, что видно уже из заголовка. Письмо ВАС теперь называется "Об оценке обстоятельств, порождающих сомнения в добросовестности налогоплательщика, при разрешении налоговых споров в арбитражных судах". От заголовка "О фактах недобросовестного поведения при рассмотрении дел в арбитражных судах" решили отказаться.
Информационное письмо, призванное "обеспечить единообразие судебной практики при установлении фактов недобросовестности", в первую очередь подчеркивает презумпцию добросовестности налогоплательщиков. Теперь вместо признаков недобросовестного поведения в тексте перечислены обстоятельства, которые должны вызывать у суда сомнения в добросовестности налогоплательщика. Если сомнения возникнут, налогоплательщик обязан будет доказать, что такие обстоятельства имеют разумные экономические причины, перечень которых также приводится в письме.
Юристы, впрочем, считают, что и новый проект создает значительные проблемы налогоплательщикам. По мнению партнера юридической фирмы ЮСТ Алексея Попова, в нем достаточно много оценочных категорий, дающих простор для усмотрения судов и налоговых органов. "Конституционный суд ввел термин "добросовестный налогоплательщик", но не раскрыл его содержание, породив неопределенность в судебной практике,– пояснил господин Попов. – Теперь ВАС хочет поставить судей в четкие рамки, указав конкретные признаки недобросовестности, однако перечень их получился открытым, что не позволяет достичь поставленной цели".
Не исключено, что фирмы не должны будут включать в состав доходов не только сумму списанной задолженности, но также штрафы и набежавшие по ним пени. Как сообщила в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» начальник отдела налогообложения прибыли организаций Минфина Валентина Буланцева, в настоящее время соответствующие поправки в редакцию статьи 251 Налогового кодекса обсуждаются в правительстве. При этом Буланцева не исключила, что вступить в силу эта норма может с 1 января 2005 года, то есть задним числом. В первую очередь это касается фирм, которые в нынешнем году имеют право реструктурирововать кредиторскую задолженность по состоянию на 1 января 2001 года. Согласно действующему в настоящее время положению Налогового кодекса, сейчас сумма списанной задолженности по штрафам и пеням, в отличие от задолженности по самому налогу, учитывается в составе доходов. В случае если поправки вступят в силу задним числом, у таких фирм возникнет переплата по налогу на прибыль. О том, как в этом случае придется поступать налогоплательщикам, Буланцева предпочитает пока не говорить. «Не стоит опережать события… Вот поступит законопроект в Госдуму, тогда милости просим за разъяснениями», – заключила она
Организация, предоставляющая квартиры своим сотрудникам, может уменьшить базу по налогу на прибыль на размер арендной платы за жилье. Минфин в письме от 22 марта 2006 г. № 03-03-04/1/272 напомнил, что такое право фирмам дает статья 255 Налогового кодекса. Однако учесть в расходах на оплату труда можно лишь сумму, не превышающую 20 процентов от зарплаты работника (ст. 131 Трудового кодекса). Кроме того, работодателю следует выполнить еще одно условие – закрепить предоставление съемной квартиры сотрудникам в трудовом или коллективном договоре.
Особенностям налогообложения рекламы на транспорте посвящено письмо Минфина от 27 марта 2006 г. № 03-11-04/3/156. В нем финансисты особо отметили, что если организация всего лишь сдала в аренду рекламной фирме борта собственных транспортных средств, она не обязана уплачивать ЕНВД. Такую деятельность, по мнению финансистов, нельзя считать размещением или распространением рекламы. Следовательно, в этом случае фирма обязана платить «общие» налоги. В то же время организация, которая, заключив с заказчиком договор на размещение рекламы, сама наносит на кузова рекламные изображения, «вмененный» налог платить должна (ст. 346.26 НК).
21.04.2006
В центре Москвы с территории налоговой инспекции при помощи автокрана похищен контейнер с архивными делами налогоплательщиков. Как рассказали корреспонденту
"Федерального агентства финансовой информации" в Управлении информации и общественных связей столичного ГУВД, 19 апреля около двух часов дня в ОВД Красносельский поступило заявление от начальника службы безопасности ИФН С № 8, которая расположена на Большой Спасской улице. Он сообщил, что около пяти часов утра неизвестные при помощи автокрана похитили с территории инспекции железнодорожный контейнер, в котором находились архивные регистрационные дела налогоплательщиков.
Более того, охранники представили милиционерам видеодоказательства преступления: камера наружного наблюдения зафиксировала, как злоумышленники ставят контейнер на грузовик и увозят в неизвестном направлении. Куда смотрела охрана и почему потерпевшие обратились в милицию спустя восемь часов, остается только догадываться. Учитывая тот факт, что объем среднего контейнера составляет 5,6 кубических метра, а грузоподъемность — 3 тонны, можно предположить, сколько конфиденциальной информации попало в руки преступников.
По факту кражи документов возбуждено уголовное дело по ст. 158 Уголовного кодекса (кража). Расследует этот, мягко говоря, неординарный случай УВД Центрального административного округа столицы, представители которого пока не дают никаких комментариев.
По прогнозам эксперта журнала
«Расчет», руководству этой инспекции придется сейчас не сладко. Ведь в похищенных сведениях может содержаться информация, относящаяся к разряду конфиденциальной. И если в результате ее разглашения кто-нибудь из налогоплательщиков понесет убытки, взыщут именно с налоговиков (статья 35 Налогового кодекса). Кроме того, повторно запрашивать утерянную информацию для восстановления архива инспекторы права не имеют. Исключение составляют случаи, когда она необходимо для очередной налоговой проверки.
Росстрахнадзор приказами N359, 374, 375 и 376 приостановил действие лицензии 3-м страховым компаниям, возобновил – 4-м организациям, отозвал у 2-х страховщиков.
В связи с устранением нарушений действующего законодательства, послуживших основанием для приостановления действия лицензий, возобновлено действие лицензий страховых организаций: "Инвестиционно-страховой центр "Гранд-Паритет", Москва, лицензия N4204Д; "Национальное страховое общество", Москва, лицензия N4173Д; "Независимость", Москва, лицензия N4171Д; "Региональное общество современного агрострахования "Росагрострах", Балашиха, лицензия N4476Д.
В связи с неустранением в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для приостановления действия лицензии, отозвана лицензия NА390061 у "Страховой фирмы "АНТА-Мед" (Астрахань).
В связи с отказом от осуществления предусмотренной лицензией деятельности отозвана лицензия N561М у "Страховой медицинской организации "Тульская областная больничная касса" (Тула).
За невыполнение предписаний приостановлено до устранения выявленных нарушений действие лицензий страховых организаций: "Медицинская страховая компания "Альфа", Челябинск, лицензия NС 1989 74; "Санкт-Петербургское общество медицинского страхования "Гарант", Санкт-Петербург, лицензия NС 2931 78; "Страховое общество "Росальянс", Екатеринбург, лицензия N4418Д.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам одобрил законопроект о введении особого налогового режима для IT-компаний. На сегодняшнем заседании члены комитета поддержали соответствующие поправки в ч.2 Налогового кодекса РФ.
Документ подразумевает введение в НК РФ новой главы, регулирующей налогообложение в IT-отрасли. Законопроект коснется российских предприятий, доля доходов которых, полученных от экспорта программного обеспечения для ЭВМ и баз данных, а также от разработки и адаптации программных продуктов по заказу иностранцев, составляет не менее 70% от общей прибыли. При этом средняя численность работников компании должна быть не менее 100 человек. Для предприятий, отвечающих этим требованиям, предлагается ввести единую ставку налога на прибыль в размере 6%.
Как пояснили в комитете, правительство намерено поддержать данный законопроект при условии его доработки. В частности, по мнению кабинета министров, действие особого налогового режима следует распространить и на менее крупные предприятия, так как средняя численность персонала российской IT-компании не превышает 50 человек.