22.03.2006
Правительственная комиссия по административной реформе одобрила проект регламента предоставления Роснедвижимостью заинтересованным лицам информации Земельного кадастра и об объектах капитального строительства. Об этом сообщил журналистам руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин, возглавляющий комиссию.
По словам С.Нарышкина, проект регламента предполагает существенное сокращение сроков предоставления такой информации – с 30 до 15 дней. Кроме того, в соответствии с проектом регламента, время ожидания в очереди при получении указанной информации гражданами не должно превышать 30 мин.
Также новый регламент предусматривает возможность направления документов с информацией Земельного кадастра по почте и частичное размещение этой информации в сети Интернет.
С.Нарышкин добавил, что в текущем году акцент в работе комиссии будет сделан на разработке регламентов госуслуг. В первую очередь, будут разрабатываться регламенты, описывающие предоставление наиболее массовых и чувствительных для граждан и предприятий услуг. С.Нарышкин сообщил, что на последних заседаниях комиссии уже были одобрены регламенты, касающиеся выдачи и замены паспортов гражданам РФ, выдачи разрешения работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, а также выдачи разрешений иностранным гражданам на работу в РФ.
Малый и средний бизнес обзавелся лобби в федеральном правительстве. Защищать права предпринимателей и воплощать в жизнь их проекты всерьез намерены активисты Союза российских городов, получившие возможность работать над законопроектами вместе с кабинетом министров.
В прошлом году секция «Потребительский рынок» Союза российских городов выступила с рядом законодательных инициатив, часть которых получила одобрение Минэкономразвития, в частности, было принято решение рекомендовать власти региональной и муниципальной сохранить отраслевые подразделения. В этом году секция намерена продолжить свою работу.
Среди разрабатываемых сейчас проектов стоит отметить закон «О малом и среднем бизнесе», который разделяет бизнес на уровни по европейским критериям, закон «О конкуренции» предусматривает совершенствование правового регулирования отношений по защите конкуренции. Еще один проект — «О деятельности по организации и проведению азартных игр и пари и производству игрового оборудования».
В случае снижения ставки НДС до 13% дефицит федерального бюджета в 2007 году может составить 0,4% ВВП. Об этом сообщил журналистам высокопоставленный источник в Правительстве РФ.
Он отметил, что в случае снижения НДС и при цене нефти $27 за баррель, профицит федерального бюджета "превратится" в дефицит в 2006 году в размере 0,1% ВВП, в 2007-2008 годах – 2.2% ВВП. Доходы федерального бюджета при снижении ставки НДС сократятся на 16,1%.
"Радикальное снижение налоговой нагрузки за счет НДС не только нецелесообразно, но и вредно", — отметил источник, сообщив, что одним из плюсов такой меры являются дополнительные средства, которые останутся в экономике (523 млрд. руб.). Однако по его словам, это "немедленно ставит под вопрос устойчивость бюджетной политики и возможность финансирования процентных и непроцентных расходов".
При этом появляется еще большая зависимость российской экономики от мировых цен на нефть. "Устойчивый источник дохода мы заменяем на менее устойчивый и увеличиваем зависимость от мировых цен на нефть", — подчеркнул он.
Кроме того, снижение НДС приведет к его автоматическому снижению и на импортные товары, давая, таким образом, конкурентные преимущества для импортеров. В итоге сальдированный баланс внешнеэкономической торговли РФ ухудшится, считает источник.
Он также отметил, что снижение НДС до 13% не повлияет на возможность использования криминальных схем по уходу от налогообложения и незаконного возмещения сумм налога, поскольку снижении ставки не влияет на технику использования таких схем.
В среду, 23 марта, в ходе правительственного часа в Госдуме выступил статс-секретарь, заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов. Он рассказал о реализации в РФ налоговой политики, результатах ряда принятых в данной сфере мер, а также планах по дальнейшему совершенствованию налоговой системы страны.
Он сообщил, что с 2000 года в результате проводимой налоговой реформы налоговая система РФ кардинально изменилась. Так, за прошедшие пять лет общее количество налогов сокращено с 52 до 15, введены 4 специальных налоговых режима, в том числе для малого бизнеса, полностью ликвидированы оборотные налоги, радикально изменено налогообложение природопользования, прежде всего в сфере нефтедобычи. В эти годы последовательно снижалась налоговая нагрузка на экономику, с чем связано повышение ее конкурентоспособности. Хотя налоговая нагрузка все еще остается достаточно высокой (36,8% ВВП по итогам 2005 года), однако если сравнивать ее уровень в сопоставимых экономических условиях, то за прошедшие пять лет налоговая нагрузка в России снизилась с 33,6% до 27,4% ВВП, отметил С.Шаталов. «Это неплохой результат», — подчеркнул он.
Как сообщил замминистра, самая большая налоговая нагрузка приходится на нефтедобывающий комплекс, где она составляет около 51,6%. В остальных отраслях налоговая нагрузка значительно ниже: в сельском хозяйства она составляет 4,3%, в социальной сфере – 8,3%, в строительстве, торговле, транспорте, связи – 15-17%, в обрабатывающей промышленности – 19,1%.
В целом, отметил С.Шаталов, налоговая реформа в России близится к завершению, что позволяет рассчитывать на стабилизацию в ближайшее время российской налоговой системы, а это, в свою очередь, чрезвычайно важно для развития бизнеса, заявил он.
По словам С.Шаталова, в Налоговом кодексе РФ осталось принять только одну главу – по налогу на имущество физических лиц, которая была готова уже два года назад. Однако ее внесение в Госдуму сдерживается тем, что до сих пор не решен ряд технических вопросов, связанных с составлением кадастра имущества и отсутствием методики массовой оценки жилья и других объектов, находящихся в собственности физлиц. «Как только эта задача будет решена, мы сможем принять последнюю главу НК», — заявил статс-секретарь.
Он подчеркнул, что и в дальнейшем планируется совершенствовать налоговую систему страны, снижать налоговую нагрузку, и это будет способствовать повышению конкурентоспособности российской экономики. Часть решений по совершенствованию налоговой системы РФ уже принята Госдумой, еще в прошлом году оформлена в виде законов и вступает в силу с 1 января 2007 года, напомнил С.Шаталов. В частности, ряд таких решений связан с реформированием НДС и налога на прибыль.
Говоря о работе по реформированию налога на добавленную стоимость, замминистра сообщил, что с 2006 года введен ускоренный порядок возмещения НДС при капитальном строительстве, с 2007 года вводится упрощенный порядок возмещения НДС экспортерам. При этом происходит переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения этого налога.
Относительно налога на прибыль С.Шаталов отметил, что с 2007 года будут приниматься в полном объеме на уменьшение налоговой базы убытки прошлых лет. Также предполагается со следующего года сделать очередной шаг по либерализации учета при налогообложении расходов, которые несут предприятия в связи с научно-исследовательскими и опытно конструкторскими работами. Эти меры будут иметь, как и меры по НДС, «ярко выраженный инвестиционный эффект», подчеркнул С.Шаталов.
Кроме того, по его словам, в ближайшие годы важным инструментом развития российской экономики станет амортизационная политика: сейчас постановлением Правительства РФ утверждены составы различных амортизационных групп и сроки полезного использования того или иного оборудования, в связи с которыми и будут определяться амортизационные отчисления.
Говоря о реформировании системы акцизов, С.Шаталов напомнил, что они ежегодно индексируются в соответствии с прогнозируемым ростом инфляции. В 2007 году это также произойдет, однако если по алкоголю планируется стандартная индексация на 8,5%, то по нефтепродуктам и в 2007, и 2008 гг. индексация акцизов не планируется, что, по мнению замминистра, должно сдержать рост цен на топливо.
В сфере НДПИ планируются значительные изменения, касающиеся налогообложения нефтяной отрасли. Для освоения новых месторождений предполагается ввести налоговые каникулы на 10 лет по этому налогу, которые могут быть прекращены досрочно при высокой рентабельности нефтедобычи, сообщил С.Шаталов. Также планируется дифференцировать НДПИ исходя из степени выработки месторождения. Если оно выработано более чем на 80%, может быть введен поправочный коэффициент от 1 до 0,3, что создаст не только равные условия для всех, работающих в данной сфере, но и повысит нефтеотдачу и позволит расконсервировать некоторые скважины, считает замминистра.
В преддверии Первого московского форума молодых предпринимателей, который состоится в здании Центрального дома предпринимателя на Покровке 5-6 апреля текущего года, с 20 по 31 марта в столице проводится акция «Дни молодых предпринимателей в префектурах Москвы». Так, сегодняшний день был посвящен Северо-Западному округу города – собрание состоялось в Московском государственном университете управления столичного правительства. Предприниматели различных сфер деятельности рассказали студентам о том, как начать свой бизнес, какие у них будут обязанности и права, и на какие льготы они могут рассчитывать.
Так, управляющий директор департамента среднего и малого бизнеса Банка Москвы Максим Шиндяпкин рассказал о программах кредитования МБ, который предлагаются банком. По его словам, Банк Москвы предлагает клиентам наиболее оптимальные сроки рассмотрения кредитных заявок, а также предъявляет не самые жесткие требования к своим заемщикам. Эксперты банка подбирают необходимые программы кредитования как тем, чей бизнес стабилен и прозрачен (таким предпринимателям могут быть предложены и те же варианты, что и крупным участникам рынка), так и предпринимателям, у которых тот или иной показатель «отстает». По мнению М.Шиндяпкина, такая система помогает малому бизнесу активно развиваться.
Банк кредитует различные производственные цели предприятий на суммы до 12 млн рублей сроком до 3-х лет. Директор департамента МБ Банка Москвы уверен, что при хорошей рентабельности дела этого срока достаточно, чтобы полностью погасить задолженность.
Помимо этого, банк предлагает своим клиентам программу микрокредитования юридических лиц, рассмотрение заявок от заемщиков в ее рамках проходит всего за сутки. Клиентам предлагаются займы от 30 тыс. до 12 млн рублей.
М.Шиндяпкин добавил, что филиалы банка работают не только в столице, но и в регионах РФ.
Перед студентами также выступила директор муниципального фонда поддержки малого предпринимательства Восточного административного округа столицы, член правления Московской конфедерации промышленников и предпринимателей Анжела Раевская. Она рассказала, что Москва по поддержке малого бизнеса идет далеко впереди от других регионов страны. В настоящее время идет разработка уже четвертой по счету городской программы поддержки и развития МП на 2007-2009 гг. При этом впервые в ее рамках предусмотрен целый раздел, посвященный развитию предпринимательства в молодежной сфере.
А.Раевская напомнила, что по инициативе Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы начали свою работу Фонд содействия кредитованию МБ и Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере. Помимо этого, начинающие предприниматели имеют возможность получить от города субсидию в размере до 250 тыс. рублей для закупок оборудования или товара для своей организацию.
Московские власти ведут активную борьбу с произволом чиновников, который зачастую мешает бизнесменам развивать свое дело. В префектурах города работают комиссии по преодолению административных барьеров, где предприниматели могут получить квалифицированную помощь при нарушении их прав представителями контролирующих органов. Подспорьем можно считать ФЗ №101, согласно которому многие предприятия МБ получили право на упрощенную схему налогообложения.
Все выступающие констатировали тот факт, что малый бизнес в российской столице действительно имеет мощную поддержку со стороны государственных органов, благодаря чему начинать свое дело в Москве легче и выгоднее, чем во многих других регионах
Главная проблема малого предприятия и индивидуального предпринимателя — катастрофическая нехватка денег. За последние год-полтора о планах кредитовать малый бизнес заявили около 20 крупных банков. И хотя примеры успешной реализации программ кредитования малого бизнеса в общефедеральном масштабе пока можно пересчитать по пальцам, надежда у предпринимателей появилась.
В этом году доля кредитов малому бизнесу в кредитных портфелях банков будет расти. ИМПЭКСБАНК, например, в 2005 году в 2,5 раза увеличил портфель кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса, выдав им 7,6 млрд рублей. "Сейчас нашими заемщиками являются более трех тысяч малых и средних предприятий, — говорит Александр Машир, директор департамента малого и среднего бизнеса ИМПЭКСБАНКа. — В июле 2005 года банк начал кредитование по скорринговой модели, которая не требует обязательного наличия залога — достаточно поручительства собственника бизнеса".
Отсутствие ликвидного залога, по наблюдениям Екатерины Демыгиной, заместителя председателя правления банка "Союз", является одним из главных препятствий на пути получения кредита. В связи с этим в банке разработана специальная программа, позволяющая получать кредит в размере $10 тыс. без залогового обеспечения, говорит она. Но непрозрачность собственного бизнеса мешает малому бизнесу получить кредит.
Скоро малые предприятия смогут получить кредит без залога и в Московском кредитном банке (МКБ). Как сообщает Елена Щукина, начальник отдела кредитования малого бизнеса МКБ, сейчас внедряется новый кредитный продукт для малого бизнеса в рамках экспресс-кредитования, предусматривающий беззалоговое кредитование, кредитование с частичным и полным обеспечением, без условий страхования залога. Предполагается также значительное сокращение пакета документов, необходимых для оформления кредита.
Микрокредиты без залога предлагает малому бизнесу и Международный московский банк (ММБ). По словам начальника отдела кредитования малого и среднего бизнеса ММБ Андрея Матвеева, такие кредиты выдаются под 11,5-14,5% годовых, а гарантией возврата кредита служит поручительство генерального директора предприятия или собственника бизнеса. "Пока воспользоваться микрокредитованием могут только предприятия, зарегистрированные в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. В апреле 2006 года будет запущена программа микрокредитования в филиалах ММБ", — говорит Андрей Матвеев.
Банки не только расширяют географию кредитования малого бизнеса, но и входят в его положение, стараясь максимально упростить процедуру выдачи кредитов. Обычно для получения кредита малый предприниматель должен предоставить подробный бизнес-план, множество отчетной документации, справок и так далее, объясняет Сергей Сучков, директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса Внешторгбанка Розничные услуги. «Мы стараемся свести к минимуму бумажную работу. Проще и быстрее составить "бизнес-портрет" клиента можно, выехав на место и оценив реальное состояние его фирмы. На основе данных, полученных по месту ведения бизнеса, наши эксперты сами составляют аналитическую отчетность, необходимую для принятия решения по кредиту", — говорит Сергей Сучков.
Если кредитные эксперты поймут, что бизнес малого предприятия легален, прозрачен и понятен, на кредит рассчитывать можно. Однако, по данным директора департамента кредитных операций Инвестторгбанка Сергея Лягина, требованиям банка соответствует не более половины малых предприятий. "Самые распространенные причины отказа — низкая степень прозрачности бизнеса и низкий уровень менеджмента компании, — говорит Лягин. — Часто приходится за клиента делать работу по представлению проекта в банк — многие "малые" менеджеры не понимают, как это сделать самостоятельно".
Малому бизнесу действительно нужна помощь банкиров — уж слишком много времени и умственных усилий приходится тратить, чтобы собрать необходимый для получения кредита пакет документов. Для рассмотрения возможности предоставления кредита в Parex Banka, например, необходмо предоставить заявление от коммерсанта; регистрационное удостоверение предприятия; годовые отчеты за два предыдущих года либо с момента основания предприятия; финансовый отчет за текущий год; расшифровку основных статей баланса (в том числе — дебиторы, накопления, основные средства, кредиторы); бизнес-план, в том числе описание бизнес-проекта; оценку залога, проведенную утвержденным банком оценщиком; удостоверяющие собственность документы на залог; декларацию НДС за последние два года таксации или с момента регистрации, а также за каждый месяц текущего года. Понятно, что с этим справится не каждый "малыш".
Чем моложе малый бизнес, тем труднее ему получить кредит. Большинство банков даже не рассматривает предприятие в качестве возможного заемщика, если стаж его работы меньше 6 месяцев. Правда, новичок может занять от 3 тыс. до 100 тыс. руб. у банка "Союз" на срок до 12 месяцев. Однако если процентная ставка по кредиту для действующих более 6 мес. предприятий — 28% годовых в рублях, то для начинающих — 32%. А ведь "малышу" надо еще и налоги платить. Поэтому на этапе становления, по мнению банкиров, малому бизнесу необходима государственная помощь.
Государство может создать благоприятную среду для малого и среднего бизнеса. Речь идет об упрощении процедуры регистрации предприятий, снижении административных барьеров и налоговой нагрузки, говорит Игорь Корольченко, начальник отдела маркетинга услуг департамента по работе с малым бизнесом Росбанк. Также важна для предпринимателя государственная помощь, в том числе финансовая, в первоначальный период его деятельности. Кроме того, государство может принимать частично на себя кредитные риски либо субсидировать предпринимателю процентные ставки по банковским кредитам, как это уже делается отдельными муниципальными образованиями.
При полномочном представителе президента в СЗФО осенью прошлого года был создан Центр общественных экспертиз (ЦОЭ) по вопросам экономической безопасности предприятий.
Правда, вряд ли деятельность этой организации существенно повлияет на ситуацию и отпугнет агрессоров от чужой собственности или вернет неправедно изъятое законным владельцам. Если законы будут действовать, то решающее слово в борьбе с рейдерами должны сказать правоохранительные органы и суды.
Первые месяцы своего существования центр занимался в основном организационными вопросами. Сейчас сформированы руководящие органы — правление и экспертный совет. Туда вошли уважаемые люди — известные юристы, ученые-экономисты, руководители предприятий.
Предполагается, что в центр будут обращаться компании-жертвы либо фирмы, чьи руководители подозревают, что попали на мушку рейдеров. Члены экспертного совета знакомятся с ситуацией и дают советы, куда нужно обратиться. «Зачастую, столкнувшись с угрозой, директора предприятий не могут даже правильно написать заявление в органы МВД, поэтому им отказывают в возбуждении дела», — поясняет член правления ЦОЭ, генеральный директор одной из петербургских консалтинговых фирм Павел Петровский.
Немаловажно, что первичный прием и выдача рекомендаций для предприятий будет бесплатной. Средства на работу центра (аренда офиса, зарплата) дадут спонсоры. Они скорее всего внакладе не останутся, ведь последующие меры по защите от рейдерства будут разрабатываться на коммерческой основе.
Член экспертного совета ЦОЭ, преподаватель Академии экономической безопасности МВД РФ Павел Федотов отмечает: «Наша цель — сделать все выходящие за правовое поле процедуры поглощений либо вовсе нелегитимными, либо очень дорогими, а значит, невыгодными. Ради этого квалифицированные юристы готовы работать бесплатно, даже вкладывать свои деньги и время. В конечном счете, затраты им вернутся. Ведь рынок консультаций по сложным вопросам хозяйственного права далеко не насыщен».
Пока в ЦОЭ обращений было немного — всего семь. С другой стороны, как вспомнил Павел Федотов, пять лет назад, когда подобный совет действовал при службе по финансовой несостоятельности, в месяц поступало по 4 — 5 обращений.
Бурное развитие рейдерства в последние несколько лет имеет под собой экономическую основу. Дело в том, что процесс консолидации акций, ставший следствием российской модели приватизации в основном уже завершен, а волну лжебанкротств удалось погасить. Только рейдерство остается по-прежнему привлекательным для определенных структур: вложив 2 — 4 млн долларов в захват предприятия, можно получить в распоряжение имущество и землю, которые стоят десятки миллионов долларов. Рентабельность этого бизнеса порой доходит до 2000 процентов, хотя в среднем хищники довольствуются и «скромной» — 40 — 60% прибылью.
Заместитель начальника оперативно-разыскного бюро по налоговым и экономическим преступлениям ГУ МВД РФ по СЗФО Александр Юдин сообщил, что сейчас в разработке на разных стадиях по округу находится 30 дел. Причем львиная доля приходится на Петербург и Ленинградскую область (25 дел, в том числе 2 уже переданы в суды). В 10% случаев захваты приходятся на государственные унитарные предприятия. Остальное — примерно поровну на АО и ООО. По словам Юдина, в Петербурге и области работают 5 — 7 групп рейдеров, имеющих в составе грамотных юристов. Именно на их деятельность приходится две трети случаев захватов в регионе.
21.03.2006
Фирме не грозит штраф, если она по тем или иным причинам сдала отчетность по уже не действующим формам. Примером тому может послужить постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 февраля 2006 г. № А82-4544/2005-37. В рассматриваемом деле фирма отправила в инспекцию по почте декларацию по ЕСН, хоть и своевременно, но, как оказалось в дальнейшем, по устаревшей форме. Однако налоговики отчет не приняли и потребовали представить «обновленный». Фирма так и сделала, но вот уложиться в установленные Налоговым кодексом сроки она уже не смогла. Ревизоры, недолго мешкая, выписали ей за это штраф по п. 2 ст. 119 НК. К счастью, арбитры их не поддержали. Они отметили, что сведения, указанные в первоначальной и последующей декларациях по ЕСН, абсолютно идентичны. Следовательно, оснований для взыскания с фирмы штрафа нет.
Налоговики будут реже приезжать с проверкой в малые фирмы, которые применяют упрощенную систему налогообложения. «Инспекторы должны проводить выездные проверки в таких фирмах не чаще одного раза в год. В настоящее время налоговики могут приезжать с проверкой по каждому из уплачиваемых фирмой налогов», – заявила председатель налогового подкомитета Комитета по бюджету и налогам Наталья Бурыкина в ходе прошедшего накануне расширенного заседания Комиссии Общественной палаты по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства. «Пока этого предложения нет среди поправок, вносимых в законопроект о совершенствовании налогового администрирования, но у нас еще есть время сделать это», – сообщила Бурыкина.
По мнению заместителя председателя Комитета Андрея Макарова, эта инициатива должна быть вынесена на обсуждение в ближайшее время, поскольку малый бизнес остро нуждается в таких преференциях. Как сообщил Макаров корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации», есть все предпосылки к тому, что депутаты поддержат предложение о сокращении числа выездных проверок «упрощенцев».
Предприниматели, взбудораженные сообщениями о появлении нового вида налогового контроля, так называемой оперативной проверки, могут успокоиться – по всей видимости, этого не произойдет. Как сообщил в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Штогрин, депутаты пришли к единодушному мнению, что принимать такую поправку в Налоговый кодекс нецелесообразно.
Вполне возможно, что заниматься факторингом скоро смогут не только банки, но и любые компании, причем без всякой лицензии. Соответствующие поправки в Гражданский кодекс накануне одобрили члены банковского комитета Госдумы.
Поправки устраняют противоречие между ГК и законом о лицензировании отдельных видов деятельности. Дело в том, что кодекс разрешает заключать договоры факторинга банкам и другим организациям, имеющим соответствующую лицензию, а закон вообще не содержит норм по лицензированию факторинга.
Банкиров эта новация не пугает. «Конечно, будет определенное усиление конкуренции, перераспределение клиентуры, но оснований для беспокойства нет. На западном рынке факторинга работает множество небанковских компаний, и все происходит достаточно цивилизованно», – считает вице-президент по правовым вопросам Ассоциации российских банков (АРБ) Андрей Емелин. В то же время Емелин отметил, что было бы правильнее параллельно с отменой лицензирования принять некий специальный закон о факторинговой деятельности. «Банки находятся под очень жестким контролем ЦБ, а вот когда на рынок факторинга выпустят организации, никем специально не регулируемые, может возникнуть ряд достаточно болезненных вопросов, для которых небольшого раздела ГК явно не хватит», – пояснил Емелин в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации».
Получая кредит, предпринимателю вовсе не обязательно сразу передавать информацию об этой операции в бюро кредитных историй. Он сможет сделать это позднее. Как сообщил в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» председатель думского подкомитета по банкам и банковскому законодательству Павел Медведев, соответствующие поправки депутаты намерены рассмотреть в ближайшее время.
При этом собеседник «ФАФИ» пояснил, что норма, по которой заемщик может пополнить свою кредитную историю сведениями о ранее полученных и погашенных кредитах, есть и в действующем законе, но прописана она «крайне невразумительно». «В частности, не регламентирован срок предшествующего периода. Предлагаемые же поправки же ограничивают его пятью годами», – сообщил Медведев. Впрочем, сам депутат относится к новшеству достаточно настороженно. По его словам, не исключен, например, такой вариант: заемщик берет кредит, не разрешая сообщать информацию о себе в бюро кредитных историй (БКИ), и следит за развитием событий. Успев погасить заем в установленные сроки, он разрешает банку пополнить свою кредитную историю сведениями об этом кредите, если нет – предпочитает такую информацию не разглашать.
Скорее всего, налоговики смогут, как и прежде, аннулировать любую сделку, если она покажется им «безнравственной». Накануне участники налогового подкомитета Госдумы решили сохранить в законодательстве такую норму.
Проблема заключается в том, что, согласно ст. 169 Гражданского кодекса весь доход, полученный обеими сторонами от таких операций, можно взыскивать в пользу государства. Напомним, что в соответствии с п. 11 ст. 7. Закона «О налоговых органах», налоговики имеют право обращаться в суд с требованием признать сделку недействительной, если ее цель «заведомо противна основам правопорядка или нравственности». В конце минувшего года депутаты твердо вознамерились отменить эту сомнительную норму, однако потом пошли на попятную – соответствующую поправку было решено снять с обсуждения.
По мнению представителя юридической фирмы «Джон Тайнер и партнеры» Валерия Гущи, пока жива эта норма, у инспекторов будет соблазн трактовать практически любую сделку как «противоречащую основам нравственности». «Учитывая, что формулировка статьи крайне расплывчата, а фантазия налоговиков ничем не ограничена, выходов из ситуации только два: либо отменять статью, либо прописывать в ней четкие критерии этой самой «безнравственности», – отметил Гуща в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации».
Минфин решил порадовать компании, которые хотят получить банковский кредит под залог своих активов. По мнению представителей главного финансового ведомства, расходы по оценке и страхованию залогового имущества, а также по оплате услуг нотариуса фирма может учесть при расчете налога на прибыль. Об этом Минфин сообщил в письме от 2 марта 2006 г. № 03-03-04/4/42. Финансисты признали, что такие затраты экономически обоснованы. Ведь кредиты в банках организациям в основном приходится брать для пополнения оборотных средств. Банки же зачастую выдают деньги, лишь получив гарантии возврата, например, в виде залога.
Переплату в Пенсионный фонд фирмы вряд ли смогут в ближайшее время вернуть или зачесть в счет уплаты других налогов. Налоговики и сотрудники ПФР никак не разберутся, кто же из них должен заниматься этим вопросом. Так, Минфин и ФНС считают, что пенсионные взносы не соответствуют понятию «налог», указанному в статье 8 Налогового кодекса. Следовательно, на них не распространяется обязанность налоговиков по возврату и зачету, установленная статьей 78 НК (письмо Минфина от 6 марта 2006 г. № 03-11-02/50). В то же время сотрудники Пенсионного фонда уверены, что раз ФНС является администратором поступлений в Пенсионный фонд, следовательно, именно она и обязана заниматься соответствующими переплатами.
В общем, пока этот вопрос остается открытым. Определенность появится лишь с внесением необходимых поправок в законодательство.
20.03.2006
28 февраля 2006 года президент подписал закон № 28-ФЗ, вносящий изменения в главу 21 Налогового кодекса. Очередные поправки в массе своей носят чисто технический характер и касаются небольших уточнений по налогу. Но есть и интересные моменты.
В частности, освободили от НДС суммы, полученные банком от заемщиков в счет компенсации страховых взносов. Но не всех, а только тех, которые уплачены по договорам страхования на случай смерти или инвалидности этих самых заемщиков (подп. 3 п. 3 ст. 149 НК).
В очередной раз подверглась уточнениям статья 165 Налогового кодекса. В пункты 5 и 9 внесли поправки о продукции, которую вывозят из страны. Законодатели сделали различие между просто товарами и продуктами переработки.
Не забыли депутаты и про таможенные режимы. Тем, кто помещает товары под режим свободной таможенной зоны, необходимо собирать документы, подтверждающие экспорт. Чиновники прописали, что это следует сделать до истечения 181-го дня после их помещения под указанный режим. Плюс ко всему уточнили, что на перевозочных документах отметку о вывозе должны проставлять именно таможенники (п. 9 ст. 167 НК).
10 марта законопроект о налоговой амнистии, который уже несколько раз откладывали на доработку, наконец-то поступил на рассмотрение правительства.
Напомним, что из-за межведомственных согласований и бюрократических проволочек документ откладывали уже трижды. Сначала предполагалось, что амнистия начнется с 1 января, затем с 1 апреля и с 1 июля текущего года. Если проект примут в этот раз, то задекларировать свои неофициальные доходы люди смогут с 1 ноября этого года до 30 апреля следующего. Напомним, заплатив 13 процентов, они будут освобождены от налоговой и уголовной ответственности.
Каждый раз, когда документ был готов, чиновники находили в нем очередные ошибки. Например, в первом варианте проекта прибегнувшие к амнистии должны были ответить за нарушение валютного, таможенного и уголовного законодательств. Второй законопроект не определял сроки проведения амнистии от начала и до конца. Сейчас сотрудники Минфина надеются, что министры документ одобрят и он уйдет в Госдуму — на сей раз окончательно.
Скоро подготовка к зарубежной командировке для сотрудников фирм будет менее хлопотной. Во всяком случае, что касается оформления загранпаспортов. Депутаты Госдумы предлагают продлить срок их действия.
Напомним, сейчас россияне обязаны обменивать загранпаспорта каждые 5 лет. В результате паспортно-визовые отделения переполнены посетителями. Граждане вынуждены стоять в огромных очередях, чтобы сдать документы, а на оформление паспорта порой уходит по 3—4 месяца.
Недавно налоговики разъяснили, как правильно трактовать пункт 1 статьи 167 «Момент определения налоговой базы» Налогового кодекса
Для этого они выпустили письмо от 28 фев- раля 2006 г. № ММ-6-03/202@. В нем чиновники подробно расписали, как применять эту норму в редакции закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 этой статьи моментом определения налоговой ба- зы (если иное не предусмотрено п. 3, 7—11, 13—15) является наиболее ранняя из дат, когда прошла отгрузка или оплата.
Кстати, бухгалтер должен все хозяйственные операции фирмы оформлять оправдательными документами (п. 1 ст. 9 закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). В первичке нужно отразить все обязательные реквизиты, в том числе дату, когда были оформлены указанные документы, и содержание хозяйственной операции.
Таким образом, моментом отгрузки будет признан день первого по времени составленного первичного документа, оформленного на товар покупателя. Вместе с тем, если товар не отгружен и не транспортирован, но права собственности на него перешли к новому владельцу, это приравнивают к отгрузке (п. 3 ст. 167 НК). Датой в этом случае будет признан день передачи права собственности, указанный в документе.
Кроме этого налоговики подробно объяснили бухгалтерам, как определить дату оплаты. Согласно Гражданскому кодексу, обязательства возникают из договора, по которому сторона должна получить плату за испол- нение своих обязанностей (ст. 307 и п. 1 ст. 423). Расчеты между организациями или предпринимателями могут быть как безналичные, так и наличные (ст. 861 ГК). При оплате по безналу фирма имеет право использовать платежные поручения, аккредитивы, чеки, расчеты по инкассо, а также иные формы (п. 1 ст. 862 ГК). Компании и индивидуальные предприниматели могут самостоятельно определять любую форму расчетов, предусмотренную в договоре между продавцом и покупателем.
ФНС также напомнила, что покупатель обязан оплатить товар до или после передачи его продавцом (п. 1 ст. 486 ГК). При оплате в счет предстоящих поставок по договору комиссии комиссионер должен представить комитенту отчет и передать ему все полученное (ст. 999 ГК). Аналогичные правила у договора поручения и агентского договора.
Следовательно, в данном случае оплата — это платеж, полученный от покупателя комитентом либо его поверенным, как в денежной, так и в иной форме.
В Подмосковье увеличилось число категорий организаций, которые не платят некоторые налоги либо платят их по сниженной ставке. С 1 января 2006 года состав льготников пополнили фирмы, являющиеся резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны. Ставка налога на прибыль для них снижена на 4 процента относительно общепринятого размера платежа.
Кроме того, данные организации освободили от уплаты транспортного налога. Однако в число счастливчиков вошли далеко не все региональные компании. Обладатели легковых автомобилей, водных и воздушных транспортных судов по-прежнему должны будут платить за свои средства передвижения.
Соответствующее дополнение внесено в Закон Московской области «О льготном налогообложении в Московской области» подмосковным законом от 15 февраля 2006 г. № 21/2006-ОЗ.