20.03.2006
10 марта законопроект о налоговой амнистии, который уже несколько раз откладывали на доработку, наконец-то поступил на рассмотрение правительства.
Напомним, что из-за межведомственных согласований и бюрократических проволочек документ откладывали уже трижды. Сначала предполагалось, что амнистия начнется с 1 января, затем с 1 апреля и с 1 июля текущего года. Если проект примут в этот раз, то задекларировать свои неофициальные доходы люди смогут с 1 ноября этого года до 30 апреля следующего. Напомним, заплатив 13 процентов, они будут освобождены от налоговой и уголовной ответственности.
Каждый раз, когда документ был готов, чиновники находили в нем очередные ошибки. Например, в первом варианте проекта прибегнувшие к амнистии должны были ответить за нарушение валютного, таможенного и уголовного законодательств. Второй законопроект не определял сроки проведения амнистии от начала и до конца. Сейчас сотрудники Минфина надеются, что министры документ одобрят и он уйдет в Госдуму — на сей раз окончательно.
Скоро подготовка к зарубежной командировке для сотрудников фирм будет менее хлопотной. Во всяком случае, что касается оформления загранпаспортов. Депутаты Госдумы предлагают продлить срок их действия.
Напомним, сейчас россияне обязаны обменивать загранпаспорта каждые 5 лет. В результате паспортно-визовые отделения переполнены посетителями. Граждане вынуждены стоять в огромных очередях, чтобы сдать документы, а на оформление паспорта порой уходит по 3—4 месяца.
Недавно налоговики разъяснили, как правильно трактовать пункт 1 статьи 167 «Момент определения налоговой базы» Налогового кодекса
Для этого они выпустили письмо от 28 фев- раля 2006 г. № ММ-6-03/202@. В нем чиновники подробно расписали, как применять эту норму в редакции закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 этой статьи моментом определения налоговой ба- зы (если иное не предусмотрено п. 3, 7—11, 13—15) является наиболее ранняя из дат, когда прошла отгрузка или оплата.
Кстати, бухгалтер должен все хозяйственные операции фирмы оформлять оправдательными документами (п. 1 ст. 9 закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). В первичке нужно отразить все обязательные реквизиты, в том числе дату, когда были оформлены указанные документы, и содержание хозяйственной операции.
Таким образом, моментом отгрузки будет признан день первого по времени составленного первичного документа, оформленного на товар покупателя. Вместе с тем, если товар не отгружен и не транспортирован, но права собственности на него перешли к новому владельцу, это приравнивают к отгрузке (п. 3 ст. 167 НК). Датой в этом случае будет признан день передачи права собственности, указанный в документе.
Кроме этого налоговики подробно объяснили бухгалтерам, как определить дату оплаты. Согласно Гражданскому кодексу, обязательства возникают из договора, по которому сторона должна получить плату за испол- нение своих обязанностей (ст. 307 и п. 1 ст. 423). Расчеты между организациями или предпринимателями могут быть как безналичные, так и наличные (ст. 861 ГК). При оплате по безналу фирма имеет право использовать платежные поручения, аккредитивы, чеки, расчеты по инкассо, а также иные формы (п. 1 ст. 862 ГК). Компании и индивидуальные предприниматели могут самостоятельно определять любую форму расчетов, предусмотренную в договоре между продавцом и покупателем.
ФНС также напомнила, что покупатель обязан оплатить товар до или после передачи его продавцом (п. 1 ст. 486 ГК). При оплате в счет предстоящих поставок по договору комиссии комиссионер должен представить комитенту отчет и передать ему все полученное (ст. 999 ГК). Аналогичные правила у договора поручения и агентского договора.
Следовательно, в данном случае оплата — это платеж, полученный от покупателя комитентом либо его поверенным, как в денежной, так и в иной форме.
В Подмосковье увеличилось число категорий организаций, которые не платят некоторые налоги либо платят их по сниженной ставке. С 1 января 2006 года состав льготников пополнили фирмы, являющиеся резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны. Ставка налога на прибыль для них снижена на 4 процента относительно общепринятого размера платежа.
Кроме того, данные организации освободили от уплаты транспортного налога. Однако в число счастливчиков вошли далеко не все региональные компании. Обладатели легковых автомобилей, водных и воздушных транспортных судов по-прежнему должны будут платить за свои средства передвижения.
Соответствующее дополнение внесено в Закон Московской области «О льготном налогообложении в Московской области» подмосковным законом от 15 февраля 2006 г. № 21/2006-ОЗ.
Для того чтобы бизнес мог развиваться, нужно полностью пересмотреть всю систему налогообложения. Об этом заявили лидеры Республиканской партии России на пресс-конференции 3 марта.
Сопредседатель Республиканской партии Валерий Зубов считает, что отечественным компаниям сейчас трудно нормально функционировать. Всему виной — монополисты и завышенные налоги. «Почему бизнес не идет, скажем, в сферу жилищно-коммунального хозяйства? Потому что предприниматели не знают, по какой цене они смогут продавать свои услуги».
Чтобы решить эту проблему, по словам лидеров РПР, нужно установить жесткий контроль над тарифами естественных монополий. «Следует забрать тарифную политику из рук правительства. Мы ему не доверяем, — заявил Зубов. — Например, первый вице-премьер Медведев — одновременно глава совета директоров Газпрома. Высшие чиновники государства контролируют и остальные естественные монополии».
По словам одного из лидеров РПР, Владимира Рыжкова, с начала года инфляция составила 4 процента, рост тарифов на электроэнергию превысил 16 процентов, на услуги ЖКХ — 15 процентов. В связи с этим республиканцы требуют ввести иное регулирование тарифов на услуги естественных монополий.
О том, как это сделать, сказано в законопроекте, недавно внесенном в Госдуму. Чиновники выступают за то, чтобы тарифы на услуги монополистов ежегодно утверждал парламент. По мнению депутатов, в этом случае ставки будут стабильны, поскольку их уже не изменишь без внесения поправок в бюджет. Также республиканцы хотят, чтобы парламентарии получили право проверять, из каких величин складывается себестоимость услуг естественных монополий. Помимо этого лидеры РПР считают, что тарифы на ЖКХ должны устанавливать власти регионов. «Мы за расширение прав муниципалитетов, — заявил Валерий Зубов. — Региональные власти ничуть не хуже московских».
О том, поддержат ли в Думе предложения республиканцев, пока говорить рано. К слову сказать, законопроект по формальным причинам возвращали авторам уже четыре раза. В связи с опасениями, что это может произойти снова, лидеры РПР провели масштабную акцию в поддержку документа.
В начале марта в 25 регионах страны россияне требовали снижения тарифов ЖКХ. Правда, результатов подобные мероприятия пока не принесли.
Организация-арендатор вправе учесть при расчете налога на прибыль коммунальные расходы. Причем даже в том случае, когда договоры с энергоснабжающими организациями и операторами связи заключены на имя арендодателя и на него же выставлены соответствующие счета. Для учета коммунальных затрат в налоговых расходах арендатора будет достаточно расчета платежей, составленного арендодателем на основании счетов тепло-, водо-, энергоснабжающих предприятий и ГТС, приложенного к арендному счету.
Соответствующие разъяснения УФНС по г. Москве от 25 января 2006 г. № 19-11/4436 вы найдете в журнале "Московский бухгалтер" № 6 (22) на стр. 38.
27 февраля Федеральная налоговая служба выпустила письмо № ГВ-6-21/197@, в котором рассказала, как правильно заполнять декларацию по налогу на имущество организаций.
Напомним, что закон от 22 июля 2005 г.
№ 117-ФЗ в статью 381 Налогового кодекса добавил пункт 17. Он установил льготу по этому налогу. Она начала действовать с 1 января 2006-го. В соответствии с ней фирмы–резиденты особых экономических зон, на чьем балансе в течение 5 лет числится имущество, данный налог платить не должны.
Теперь бухгалтерам из таких компаний следует иметь в виду, что, заполняя раздел 5 декларации, нужно обратить внимание на код налоговой льготы. В строке 020 он должен быть 2010252.
Крупные торговые точки и предприятия общественного питания Московской области должны разработать паспорта антитеррористической безопасности. Так решило подмосковное правительство.
28 февраля областные министры одобрили соответствующее постановление «О мерах по обеспечению антитеррористической защищенности крупных объектов розничной торговли, общественного питания и рынков, расположенных на территории Московской области».
В документе прописано, какие данные должны быть в паспорте. В нем будут указаны данные о количестве сотрудников организации, а также рассказаны всевозможные кризисные ситуации и выходы из них. Например, мероприятия для безопасной работы, силы и средства охраны предприятия, ситуационные планы. Обзавестись подобным документом должны будут все магазины и рынки площадью более тысячи квадратных метров, а также кафе и рестораны, имеющие более 100 посадочных мест.
Начальник Главного управления региональной безопасности Московской области Николай Бурков рассказал, что паспорт является информационно-справочным документом. Кроме перечисленного в нем будут отражены сведения о соответствии объекта требованиям по его защите от актов терроризма и других антиобщественных проявлений. Например, указан режим работы объекта, телефоны руководства и службы безопасности, средняя и максимальная посещаемость в будни и выходные, характеристика района, где расположен объект, а также информация об охранной системе.
Паспорт будут издавать в трех экземплярах. Один останется в организации, другой отдадут на хранение в местное отделение милиции, а последний попадет в Федеральную службу безопасности. Предполагается, что при захвате заложников милиционеры и спецслужбы будут заранее знать план здания, где расположены системы видеонаблюдения и служебные вы-ходы. Это сократит время при поимке преступников.
Для строительного бизнеса наступили трудные времена. Предприниматели уже почти год не могут зарегистрировать свои договоры долевого участия.
По закону № 214-ФЗ, принятому в апреле прошлого года, застройщик должен получить разрешение на строительство, а также документы, подтверждающие право собственности или аренды на землю. Только после этого он может участвовать в долевом строительстве. Кстати, соответствующие договоры обязательно нужно регистрировать в органах Федеральной регистрационной службы. Но все это пока в теории. На практике, как обычно, иначе.
По словам председателя комиссии «ОПОРЫ России» по строительству и девелопменту (развитию) Алексея Кожевникова, несмотря на то что закон принят в прошлом году, нормативные акты до сих пор не разработаны.
«После 1 апреля 2005 года компании стали строить дома, уже ориентируясь на новый закон, — говорит Алексей Владимирович, — а зарегистрировать договора долевого участия до сих пор не могут. В результате страдают и предприниматели, и потенциальные покупатели».
Чтобы разобраться в этом вопросе, комиссия «ОПОРЫ России» по строительству и девелопменту в начале марта направила письмо министру регионального развития Владимиру Яковлеву. В нем представители сообщили о жалобах пострадавших предпринимателей. Правда, никакого ответа пока нет.
Фирма или предприниматель, привлеченный к ответственности за неприменение ККМ, обычно пытается избежать необходимости платить штраф, ссылаясь на малозначительность проступка или какие-либо смягчающие обстоятельства. Однако, как показывает практика, это далеко не единственные аргументы, которые могут сыграть на руку нарушителю. И наглядный тому пример – постановление ФАС Уральского округа от 7 февраля 2006 г. № Ф09-113/06-С1.
Повод у данного разбирательства оказался классический: нерадивый продавец, принимая у покупателя 50 рублей за товар, не пробил чек. Инспекторы этот проступок незамеченным не оставили и попытались наказать с владельца магазина на 30 000 рублей.
Однако судьи не поддержали позицию контролеров. Они указали, что организация не было надлежащим образом уведомлена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Довод налоговиков, утверждающих, что они передали эту информацию через продавца, судьи отклонили. Дело в том, что рядовой сотрудник попросту не обладал полномочиями законного представителя фирмы. Стало быть, сами налоговики нарушили статью 28.2 КоАП. Данный факт, по мнению арбитров, является весомым основанием для того, чтобы освободить фирму от штрафа.
Конечно, обидно, если партнер по бизнесу, которому вы одолжили крупную денежную сумму, не спешит ее возвращать. Подобное поведение – повод для обращения в суд. Пытаясь же вернуть свои кровные «альтернативными» методами, кредитор рискует сам оказаться на скамье подсудимых. Именно такой случай и произошел в Калининграде.
Как рассказали корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в Калининградской облпрокуратуре, в 2004 году гендиректор коммерческой фирмы дала в долг знакомому частному предпринимателю, у которого срывалась выгодная сделка, 223 тысячи долларов. Первые месяцы должник «кормил» свою благодетельницу обещаниями, что вот-вот вернет все сполна, затем посетовал, что сделка сорвалась, а в конце концов заявил, что ни о каком таком долге не помнит. Взбешенная дама обратилась за помощью к представителям местного криминалитета. Те пообещали «решить проблему в сжатые сроки» и запросили за услуги 20 тысяч долларов.
В марте 2005 года трое крепких молодых людей запихнули предпринимателя в машину и отвезли в сауну на окраине города, где их поджидали еще двое. Для начала похитители отобрали у своей жертвы ключи от автомобиля «Мерседес-230Е», дорогие часы и бриллиантовое кольцо. Затем к «забывчивому» должнику были применены такие популярные методы «лечения склероза», как угрозы отрезать пальцы, удары электрошоковой дубинкой, подвешивание к турнику и т. п. Видя, что ни угрозы, ни избиения не дают желаемого результата, бандиты повезли свою жертву в «более тихое место» с только им одним ведомой целью. Спасла предпринимателя случайность – бандиты превысили скорость и были остановлены сотрудниками ГАИ.
Конец у этой истории такой: непосредственные исполнители, в соответствии с частью 2 ст. 126 Уголовного кодекса (похищение человека, совершенное группой лиц) приговорены к различным (от 5,5 до 8,5 лет) срокам лишения свободы в колонии строгого режима. Заказчица преступления отделалась трехлетним условным сроком по статье 330 (самоуправство).
Если фирма успела сдать сведения персонифицированного учета вовремя, то ей уже не стоит волноваться по поводу возможных ошибок. В случае обнаружения погрешностей сотрудники фонда вернут отчетность и дадут две недели на то, чтобы она совершенно безнаказанно могла внести необходимые исправления. Штраф за представление недостоверных сведений ожидает организацию, лишь если она не уложится в отведенный срок. Об этом сообщили сотрудники Отделения Пенсионного фонда по Москве и Московской области на своем сайте.
Искоренять коррупцию в России теперь будут по международным стандартам. Закон «О ратификации Конвенции ООН против коррупции» накануне подписал президент Владимир Путин. Об этом сообщила пресс-служба главы государства. Теперь депутаты смогут внести в Уголовный кодекс целый ряд поправок. Например, вернуть в него статью о конфискации имущества у должностных лиц, уличенных в получении взятки. Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в Комитете по безопасности Государственной думы, депутаты готовы сделать это уже в ближайшее время.
Далеко не каждому предпринимателю, имеющему магазин с оборотом более двадцати тысяч долларов в месяц, придется устанавливать платежные терминалы для пластиковых карт. Еще недавно депутаты Государственной думы намеревались обязать всех без исключения владельцев торговых точек сделать такое приобретение. Однако сейчас законодатели немного подкорректировали свою позицию. По их мнению, окончательное решение должны принимать все-таки региональные власти. Соответствующую поправку разработал банковский комитет Госдумы. Об этом накануне в ходе Всероссийской банковской конференции заявил заместитель председателя Комитета Анатолий Аксаков. Цель нововведений осталась прежней – сократить оборот наличных денег в стране.
Если не оказать малому бизнесу поддержку до вступления в ВТО, в дальнейшем это будет уже поздно. Такого мнения придерживается заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Алексей Лихачев. «Страшно сказать, но у нас малому бизнесу не уделяется никакого внимания со стороны государства», – отметил Лихачев, выступая накануне на конференции «Проблемы права международной торговли в свете предстоящего вступления России в ВТО». Причины этого депутат видит в том, что чиновники «среднего эшелона» просто не заинтересованы в развитии малого бизнеса – он, по их мнению, не дает ощутимого вклада в бюджет, на него не «повесишь» серьезные соцпроблемы.
Отвечая на вопрос корреспондента «Федерального агентства финансовой информации», Лихачев подчеркнул, что представители международных союзов, с которыми российская сторона проводит переговоры по ВТО, неоднократно указывали на недостаточность поддержки малого бизнеса, но их призывы пока не услышаны госчиновниками. «Нам необходимо как можно скорее создать взвешенную систему господдержки в части кредитования, лизинга, предоставления если не преференций, то по крайней мере равного доступа к госресурсам», – заключил депутат.
Чтобы списать безнадежную дебиторскую задолженность, фирме не обязательно подавать иск в суд о признании покупателя банкротом. Если сумма долга небольшая, о ней можно просто «забыть» на три года, а затем спокойно списать ее на расходы. Сделать это позволяет пункт 2 статьи 266 Налогового кодекса, согласно которому задолженность считается безнадежной, если должник объявлен банкротом либо если истек срок исковой давности, равный трем годам. Такую информацию сообщил Минфин в письме от 2 марта 2006 г. № 03-03-04/2/45.
При расчете ЕНВД торговые фирмы не должны учитывать количество сотрудников, обслуживающих покупателей. Об этом Минфин сообщил в письме от 2 марта 2006 г. № 03-11-04/3/108. Таким образом, финансисты исправили свою же собственную ошибку. Ранее представители финансового ведомства были убеждены, что налог определяется исходя из числа менеджеров, заключающих договоры с покупателями (письмо от 27 декабря 2005 г. № 03-11-05/130). Вот только подкрепить свой вывод нормами Налогового кодекса они не смогли.
17.03.2006
Выездная налоговая проверка практически неизбежно закончится для любого предприятия штрафом и доначислением налогов. Об этом свидетельствует отчет о работе налоговиков за прошлый год, опубликованный на сайте ФНС. Так, за год сотрудники налогового ведомства провели 155 тысяч выездных проверок, причем нарушения были обнаружены в 97 процентах случаев. В результате бюджеты всех уровней пополнились 233 миллиардами рублей. По данным ФНС, больше всего доначислено НДС – 95,2 миллиарда рублей. Еще 69,8 миллиарда взыскали с организаций по налогу на прибыль. По ЕСН сумма дополнительных перечислений в бюджет составила 8,2 миллиарда рублей.
Вполне возможно, что суммы пеней по недоимкам в бюджет или неустойки по хозяйственным договорам для «провинившейся» стороны станут меньше практически в два раза. Такой вывод можно сделать из слов министра экономического развития и торговли Германа Грефа, который на конференции в Каннах заявил о возможном снижении ставки рефинансирования с 12 до 6 процентов после 2008 года. Экономической предпосылкой для этого, по мнению Грефа, послужит уменьшение уровня инфляции к 2008 году до 4-5 процентов.
Снижение ставки рефинансирования к указанному министром сроку вполне реально, однако не до уровня в шесть процентов, считает экономист компании «Тройка Диалог» Антон Струченевский. «Обычно ставка рефинансирования устанавливается Центробанком на один-два процента выше уровня инфляции. Я допускаю, что инфляция к 2008 году будет меньше десяти процентов, но никак не пять», – заметил он в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации».
16 марта на заседании комиссии МГД по экономической политике и предпринимательству был рассмотрен проект городской целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2007-2009 годы.
Как отметил заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Анатолий Коротич, в результате реализации политики городского правительства, направленной на поддержку предпринимательства, малый бизнес представляет собой сегодня эффективно развивающийся сектор экономики. За период реализации предыдущих комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства разработаны соответствующие существующим реалиям механизмы финансовой поддержки и сформированы необходимые структуры, что позволило расширить возможности малых предприятий по привлечению финансовых ресурсов.
Как сообщили корреспонденту Regions.Ru в пресс-центре Мосгордумы, в прошлом году субъектам малого предпринимательства были предоставлены бюджетные кредиты на сумму 12,8 млн. рублей, 10 млн. рублей выделено на финансирование проектов, представляющих интерес для города, около 600 тысяч рублей направлено на компенсацию снижения процентной ставки по кредитам для субъектов малого предпринимательства, выданным кредитно-финансовыми организациями.
Совершенствовалась инфраструктура поддержки малого предпринимательства, обеспечивающая комплексный подход к удовлетворению потребностей малого бизнеса в финансовой, имущественной, консультационной, информационной и иных видах поддержки. В частности, работает научно-методический "Московский городской центр инноваций и высоких технологий", специализирующийся на молодежном инновационном предпринимательстве; введен в действие многофункциональный деловой центр малого предпринимательства "Марьино", развивается деятельность технопарков "Зеленоград" и "Загорье", производственно-технологической зоны малого предпринимательства "Метромаш", идет работа по созданию технико-внедренческой зоны для инновационных малых предприятий и размещения наукоемких производств в Зеленоградском административном округе столицы. В прошлом году при Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства создан пресс-центр, который проводит пресс-конференции, брифинги, круглые столы по проблемам малого и среднего бизнеса с участием представителей исполнительной и законодательной власти, широких деловых кругов.
Вместе с тем, как показывают данные социологического мониторинга, проведенного в 2005 году Московским центром развития предпринимательства, сохраняются еще многие проблемы, которые сдерживают дальнейшее движение. Это, прежде всего, нехватка нежилых помещений, наличие различного рода административных барьеров, недостаточность выделяемых финансовых средств.
Проект программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2007-2009 годы разработан с учетом достигнутого уровня развития малого бизнеса, его реального вклада в решение задач социального и экономического развития столицы. Очередная городская программа, по словам Анатолия Коротича, принципиально отличается от своих предшественниц концептуальным подходом, предполагающим создание условий для развития малого бизнеса через широкомасштабную поддержку предпринимательских инициатив, взамен оказания "локальной" помощи.
Помимо этого, в проекте программы определены основные плановые показатели результатов выполнения комплекса запланированных мероприятий: удвоение вклада малого бизнеса Москвы в валовый региональный продукт, рост количества субъектов малого предпринимательства — не менее 10 процентов, количество вновь созданных рабочих мест — не менее 60 тысяч, рост объема выручки субъектов малого предпринимательства — не менее 12 процентов.
Как рассказал Анатолий Коротич, в связи с прекращением практики бюджетного кредитования субъектов малого предпринимательства (большинству из них невозможно выполнить требование Бюджетного Кодекса РФ о наличии 100-процентного ликвидного обеспечения), предусмотрено внедрение новых форм финансовой поддержки, расширение доступа малых предприятий к внебюджетным источникам финансирования с использованием возможностей фонда содействия кредитованию субъектов малого предпринимательства.
Как отмечалось на заседании, функционирование малого бизнеса "в режиме льготирования" завершается, поэтому приоритетным направлением программы и стало формирование благоприятной внешней среды для функционирования в рынке. В частности, решить проблему нехватки помещений планируется за счет развития механизма соинвестирования, с последующей передачей помещений в собственность участникам совместного строительства.
По ходу обсуждения депутаты задавали вопросы, касающиеся как реализации конкретных мероприятий программы, так и состояния правового обеспечения предпринимательской деятельности. Как заметил член комиссии Игорь Протопопов, сегодня ни один предприниматель не может работать, совсем не нарушая налогового законодательства, поэтому задача депутатов городского парламента заключается в том, чтобы законодательно разрешить эту проблему.
На заседании комиссии подготовленный проект программы был в основном одобрен. Окончательная редакция проекта документ будет готова к концу апреля с последующим рассмотрением и утверждением на заседании правительства города.