23.05.2005
Список физических лиц, которые признаются налоговыми резидентами, возможно, будет расширен. Такие поправки в Налоговый кодекс подготовил Минфин. Статус налогового резидента будет распространен еще на семь категорий граждан независимо от времени их проживания в России. Речь идет о россиянах, которые по тем или иным причинам находятся за пределами страны, например, отправлены на учебу или лечение.
В настоящее время законодательно закреплена только одна категория налоговых резидентов: физические лица, которые находятся на территории России не менее 183 дней в календарном году.
Если со времени судебного разбирательства фирма переехала, исполнять решение арбитров должна именно та инспекция, которая фигурировала в деле. Дело в том, что согласно части 2 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса исполнение судебного акта производится на основании исполнительного листа. Причем осуществлять решение арбитров должен именно тот государственный орган – в данной ситуации налоговая инспекция, на который эта обязанность возложена. В противном случае ей грозит штраф (ч. 2 ст. 332 АПК). При этом переход фирмы на учет в другую инспекцию на порядок исполнения судебного акта не влияет (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 апреля 2005 г. № А56-32293/02).
Скорее всего, туристическим фирмам не придется получать лицензию для осуществления своей деятельности. Накануне депутаты Госдумы одобрили во втором чтении такие поправки в законы «О лицензировании» и «О защите прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля». Помимо туристических компаний под отмену лицензирования подпадает еще 48 из 150 видов предпринимательской деятельности. Так, повезло и компаниям, занимающимся ветеринарной, фармакологической, оценочной и аудиторской деятельностью, а также некоторым другим.
20.05.2005
Минфин решил ужесточить наказание для тех фирм, которые выплачивают своим сотрудникам зарплату в конвертах. Так, если это вскроется, компании придется заплатить штраф не 20 процентов, как сейчас, а все 40 – от суммы НДФЛ, подлежащей перечислению в бюджет. Такие поправки в статью 123 Налогового кодекса Минфин внес накануне в правительство. Однако касается это случаев, когда налоговый агент делает это умышленно. Если же это произошло случайно, штрафа фирме избежать не удастся, однако сумма его будет в два раза меньше.
При правильном обосновании почти любые затраты можно отнести на расходы по налогу на прибыль. Такой вывод следует из постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 апреля 2005 г. № А56-32904/04. Фирма уменьшила базу по налогу на прибыль не только за счет стоимости приобретенных флагов, кофемашины, кофеварки, СВЧ-печи, кухонной мебели и пылесосов, но и за счет их амортизации. Инспекторы при проверке признали такие расходы непроизводственными и доначислили налог. Однако организация обратилась в суд. Ее представитель объяснил арбитрам, что кухонные принадлежности нужны для обеспечения сотрудников питанием, а пылесос – для уборки офиса. Все вместе необходимо для создания нормальных условий труда, затраты на которые относятся к прочим расходам (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК). Флаги же фирме нужны в рекламных целях и для обозначения офиса. Следовательно, их стоимость также должна уменьшать налоговую базу (подп. 28 и 49 п. 1 ст. 264 НК). Арбитры сочли доводы компании обоснованными и отменили решение инспекторов о доначислении налогов.
При двояком толковании некоторых норм Налогового кодекса инспекторы довольно часто пытаются наказать фирму более строго, чем она того заслуживает. Однако остудить пыл налоговиков можно с помощью судей. Примером тому может служить постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2005 г. № А13-11102/04-15.
В ходе камеральной проверки организации, налоговики потребовали представить им первичку для подтверждения расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль. Не получив документы, инспекторы пришли к выводу, что налог занижен. Они начислили фирме штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса – в размере 20 процентов от якобы неуплаченных налогов. Однако судьи с позицией ревизоров не согласились.
Арбитры указали, что за отсутствие первичных документов фирму можно наказать по другой статье, штраф по которой в два раза меньше (п. 3 ст. 120 НК).
Не исключено, что уже в этом году предприниматели смогут обжаловать результаты налоговых проверок. Для этого при ФНС создадут специальные подразделения. Соответствующий приказ Минфин планирует подготовить в ближайшее время. По словам замминистра финансов Сергея Шаталова, для работы в таких специнспекциях выберут лучших представителей налоговых ведомств. Они, уверяет замминистра, будут выносить объективные оценки по результатам рассмотрения жалоб бизнесменов».
Специалисты Центра экспертизы проблем предпринимательства «ОПОРА России» считают: «Будет ли этот механизм работоспособным, зависит от того, насколько слаженно будет построена работа и взаимодействие налоговых ведомств». В беседе с корреспондентом «Федеральной бухгалтерской газеты» они отметили: «Самое главное – чтобы процедура рассмотрения возражений налогоплательщиков специальными подразделениями не стала формальной и налогоплательщик принимал бы в ней активное участие на всех стадиях».
Бухгалтеру, прежде чем использовать письмо финансового ведомства в своей работе, следует обратить внимание на то, кто его подписал. Штрафа за нарушение фирма сможет избежать только в том случае, если она следовала официальным разъяснениям компетентных лиц (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК). Список финансистов, которые имеют право давать налоговые консультации, уточнил Минфин в письме от 6 мая 2005 г. № 03-02-07/1-116. В перечень вошли министр финансов, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, а также их заместители.
Ошибки в протоколе об административном правонарушении помогут фирме избежать штрафа. Причем решить исход дела в пользу организации может даже одна подпись, вернее, ее отсутствие. Речь идет о подписи законного представителя фирмы о том, что он ознакомлен со своими правами и обязанностями.
Так, штраф за неприменение ККМ отменили судьи ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 19 апреля 2005 г. № А56-19957/04. Они отметили, что в протоколе не было ни «ознакомительной» подписи представителя фирмы, ни отметки инспекторов об отказе ее поставить. Это противоречит требованиям пункта 3 статьи 28.2 Кодекса об административных правонарушениях. Арбитры пришли к выводу, что протокол составлен с нарушением закона, а значит не может рассматриваться как доказательство (ст. 26.2 КоАП).
Фирмы, имеющие на балансе автомобили, могут столкнуться с новыми тратами. Накануне специалисты Министерства промышленности и энергетики предложили местным властям в обязательном порядке устанавливать размер транспортного налога в зависимости от возраста машины. По их мнению, максимальный размер этого платежа должен быть установлен для транспортных средств старше 10 лет. Напомним, что сейчас согласно п.3 ст. 361 Налогового кодекса регионы имеют право по своему усмотрению дифференцировать ставки этого налога.
«Такая практика уже есть», – сказал корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» начальника отдела имущественных и прочих налогов Минфина Алексей Сорокин. По его словам, «по такой схеме платят транспортный налог, например, в Приморском крае. Однако очевидным является то, что пока не все готовы отказаться от подержанных машин, поскольку позволить себе покупку новых автомобилей может не каждый. Предложение же об обязательном переходе на такой порядок может существенно ударить по карману предпринимателей».
Организации, составляющие отчетность по МСФО по требованию закона или в добровольном порядке получат право не составлять финансовую отчетность по национальным стандартам (ПБУ). Малым фирмам разрешат не составлять финотчетность, правда, если против этого не будут возражать все участники и акционеры организации. С такими предложениями выступила «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности».
Помимо этого, специалисты фонда НСФО предлагают создать негосударственную независимую профессиональную структуру, которая осуществляла бы регулирование в сфере бухучета и отчетности. Решения в ней будут принимать коллегиально, а право одобрить, придать им законную силу или наложить вето получит уполномоченное государственное ведомство. Разработчики законопроекта определили и сроки перехода разных категорий организаций на международные стандарты финансовой отчетности. Таким образом, они четко ограничили период, предоставленный фирмам и бухгалтерам для подготовки к работе в новых условиях. Об этом корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» сообщили в пресс-службе НСФО.
19.05.2005
Для возврата переплаченных в бюджет денег фирме нужно обращаться в инспекцию по месту текущей регистрации. Причем даже в том случае, если переплата возникла до смены юридического адреса и перехода в другую налоговую. Если же новые инспекторы отправят организацию по старому адресу, то им стоит показать постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2005 г. № А56-23872/04. Арбитры указывают, что возврат налога по месту регистрации прямо предусмотрен пунктом 2 статьи 78 Налогового кодекса. При этом абсолютно не важно, какой именно бюджет должен вернуть деньги.
Продлить срок использования касс, исключенных из госреестра, организация может с помощью реконструкции. Это касается аппаратов стоимостью менее 10 тысяч рублей. Дело в том, что такие ККМ не относятся к амортизируемому имуществу (п. 1 ст. 256 НК). А следовательно, исключение моделей из реестра автоматически делает их негодными к применению (п. 5 ст. 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Если же стоимость аппаратов увеличить хотя бы до 10 тысяч рублей с помощью реконструкции (п. 2 ст. 257 НК), их можно будет использовать еще в течение 5-7 лет. Ведь при этом они становятся амортизируемым имуществом 4-й группы с первоначальной стоимостью, равной затратам на реконструкцию. Об этом сообщил Минфин в письме от 14 апреля 2005 г. № 03-01-20/2-56.
Похоже, вскоре предприниматели смогут воспользоваться налоговой амнистией. Условия, которые должны сопровождать этот процесс, обсуждались накануне на встрече парламентариев с президентом Владимиром Путиным. Сенаторы считают, что для бизнесменов, которые решат воспользоваться поблажкой, необходимо снизить ставку подоходного налога с 13 до 3-4 процентов и обеспечить анонимность их банковских счетов. Выполнение этих условий, по их мнению, позволит достичь наилучшего результата. Теперь судьбу этих предложений решит специально созданная рабочая группа во главе с вице-премьером Александром Жуковым.
«Налоговая амнистия – это инструмент, которым захотят воспользоваться многие», — сказала корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства «ОПОРА России» Дина Крылова. Однако по ее словам, «первопроходцам» будет сложнее всего. Для того чтобы развеять сомнения таких предпринимателей необходима стопроцентная гарантия их неприкосновенности».
В скором времени небольшие фирмы смогут выполнять «поручения» более крупных собратьев по бизнесу и получать за это соответствующие льготы. Общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» выступила с инициативой создания объединений малых, средних и крупных предприятий, которые будут производить взаимодополняющую продукцию на определенной территории
Как пояснили корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» в пресс-службе «ОПОРЫ России», в большой бизнес малые фирмы допустят на конкурсной основе. По результатам конкурса малое предприятие получит заказ от крупного и будет обязано исполнить его в определенные сроки. Исполнителю будет предоставлено помещение, выделено необходимое оборудование, он сможет получить кредит. Глава правительства Михаил Фрадков в целом одобрил инициативу предпринимателей. Минпромэнерго, Минэкономразвития, Минрегион и Минобрнауки представят свои предложения по этому вопросу до 1 июля 2005 года.
Если фирма переплатила госпошлину, излишне внесенную сумму можно будет вернуть. Для этого нужно подать заявление в инспекцию по месту осуществления действий, за которые перечислена пошлина. К нему организация должна приложить решения, определения и справки судов, госслужб или чиновников, которые оказывали такие услуги. Об этом сообщил Минфин в письме от 24 марта 2005 г. № 02-05-03/539.
Ни для кого не секрет, что подготовленный Минфином законопроект по налоговому администрированию во многом расходится с пожеланиями, высказанными бизнес-сообществом. Накануне Союз промышленников и предпринимателей (РСПП) подготовил проект обращения, в котором обозначил моменты, явно ухудшающие положение предпринимателей. В частности, речь идет о камеральных и выездных проверках. В законопроекте они фактически ничем не отличаются друг от друга.
Члены бюро РСПП обращаются к другим организациям бизнеса – «ОПОРА» и «Деловая Россия» с предложением обсудить подготовленный ими проект и поддержать его. В разговоре с корреспондентом «Федеральной бухгалтерской газеты» заместитель руководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков высказал надежду, что «депутаты не проигнорируют мнение объединившихся бизнес-сообществ и в ходе рассмотрения законопроекта в Госдуме внесут в него необходимые бизнесу поправки».
Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) выявила около двадцати схем по отмыванию доходов, полученных преступным путем. Об этом сообщил журналистам руководитель службы Виктор Зубков. «Сегодня у нас, в отличие от предыдущих лет, уже идет разговор о тех конкретных схемах по отмыванию доходов, которые существуют в России. То есть от становления мы перешли к конкретной работе», – отметил Зубков. По словам чиновника, выявленные схемы позволяют отмывать даже не миллионы, а миллиарды рублей, все они достаточно хорошо изучены ФСФМ, и сегодня уже пора поговорить о том, как им противостоять.
Ни для кого не секрет, что подготовленный Минфином законопроект по налоговому администрированию во многом расходится с пожеланиями, высказанными бизнес-сообществом. Накануне Союз промышленников и предпринимателей (РСПП) подготовил проект обращения, в котором обозначил моменты, явно ухудшающие положение предпринимателей. В частности, речь идет о камеральных и выездных проверках. В законопроекте они фактически ничем не отличаются друг от друга.
Члены бюро РСПП обращаются к другим организациям бизнеса – «ОПОРА» и «Деловая Россия» с предложением обсудить подготовленный ими проект и поддержать его. В разговоре с корреспондентом «Федеральной бухгалтерской газеты» заместитель руководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков высказал надежду, что «депутаты не проигнорируют мнение объединившихся бизнес-сообществ и в ходе рассмотрения законопроекта в Госдуме внесут в него необходимые бизнесу поправки».
Федеральная антимонопольная служба внесла в Правительство доработанный законопроект «О защите конкуренции». Об этом в ходе работы круглого стола «Планируемые изменения в антимонопольном законодательстве», организованного Юридическим Комитетом Ассоциации Европейского Бизнеса в РФ, сообщил руководитель службы Игорь Артемьев. По его словам, из 13 министерств и ведомств, согласовывавших законопроект, 12 дали положительное заключение. Отрицательный отзыв поступил только от Федеральной служба по тарифам. Теперь в Правительстве ожидают заключения Главного правового Управления Администрации Президента, после чего документ будет вынесен на рассмотрение Госдумы.
Чиновник надеется, что закон будет принят в первом чтении еще в весеннюю сессию Госдумы. «После вступления в силу нового закона внимание антимонопольной службы будет сконцентрировано только на крупных сделках, которые могут оказать влияние на экономику, а малый и средний бизнес будет избавлен от ненужной мелочной опеки», – заверил Артемьев.