17.12.2004
Минфин собирается увеличить размеры штрафов за налоговые правонарушения. Об этом сообщил начальник отдела координации и контроля деятельности ФНС, анализа и общих вопросов Минфина Сергей Разгулин на семинаре «Налоговая стратегия бизнеса на 2005 год». Размеры наказания должны быть увеличены для того, чтобы налогоплательщику было невыгодно нарушать закон, пояснил Разгулин. Изменения коснутся всех статей 16-й и 18-й глав Налогового кодекса.
В настоящее время на уровне министерств происходит утверждение новых форм деклараций с 20-значными кодами бюджетной классификации. Как пояснил начальник отдела координации и контроля деятельности ФНС, анализа и общих вопросов Минфина Сергей Разгулин, если новые декларации не будут утверждены к началу следующего года, налогоплательщик будет дописывать КБК самостоятельно.
В письме ФНС от 3 декабря 2004 года № 10-4-03/5626 чиновники привели полную таблицу соответствия кодов бюджетной классификации, действовавших ранее, кодам на 2005 год. Таблица доработана с учетом поправок, внесенных в проект Закона № 86865-4 «О внесении изменений в Федеральный закон “О бюджетной классификации Российской Федерации”». В ней перечислены все КБК, включая не курируемые налоговиками. В перечень добавлены коды по недоимкам, штрафам и пеням в фонды: медицинский, пенсионный, а также в фонд социального страхования и фонд занятости. Дополнительно внесены редакционные правки по налогу на доходы физических лиц и земельному налогу.
Документ будет опубликован в журнале «Нормативные акты» (№ 1, 11 января 2005 года).
Возможно, в скором времени обосновывать цены товаров бухгалтерам станет сложнее. Минфин готовит поправки в статью 40 Налогового кодекса «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения». Об этом сообщил начальник отдела координации и контроля деятельности ФНС, анализа общих вопросов Минфина Сергей Разгулин. В законопроекте будет предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые инспекции документы, подтверждающие ценообразование. В них надо будет обосновать ценовую стратегию предприятия, его маркетинговую политику, особенности применения скидок. По словам Разгулина, налогоплательщик должен не только опровергать несоответствие своих цен рыночным, но и доказывать, что его цена является рыночной.
В новой поправке будет расширен перечень оснований для проведения проверки на соответствие цен. В законопроекте предполагается определить источники информации о рыночных ценах.
Еще один способ избежать штрафа за непробитый кассовый чек недавно появился у торговых фирм. Незаконным оказалось решение налоговой инспекции, попытавшейся оштрафовать фирму за неприменение кассового аппарата. Дело в том, что, рассмотрев материалы дела, суд сделал интересный вывод: пачка сигарет была не продана, а передана в долг. А поскольку денег за нее продавец не получил, то и чек пробивать не требовалось.
Отметим, что и арбитражный суд Новгородской области, и апелляционная инстанция постановление инспекции признали незаконным. Однако ревизоры на этом не успокоились и обратились в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа. Последний своим постановлением от 16 ноября 2004 года № А44-4008/04-С9-А оставил жалобу налоговиков без удовлетворения. Так, факт нарушения Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» торговой фирмой остался недоказанным. Ведь если вы отдаете товар в долг, чек не нужен.
Основной формой контроля за налогоплательщиками становится камеральная проверка. Число выездных проверок ежегодно сокращается на 50 — 100 тысяч. Об этом сообщил начальник отдела координации и контроля деятельности ФНС, анализа общих вопросов Минфина Сергей Разгулин. По его словам, в законодательстве предполагается прописать процедуру проведения камеральной проверки по аналогии с выездной. Она будет включать вынесение решения, приглашение налогоплательщика для обсуждения этого решения, представление ему замечаний и предъявление окончательного заключения. До составления акта о правонарушении налогоплательщик сможет высказать свои замечания налоговикам.
В законопроекте будет определен порядок предоставления документов при камеральной проверке. Сейчас налоговая инспекция вправе потребовать любые документы.
Бухгалтеры фирм не должны будут исчислять налог на доходы физлиц, получивших гуманитарную помощь. Законопроект «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» принят депутатами в первом чтении. Законодатели предложили исключить положение, предоставляющее правительству право утверждать перечни организаций, пособия от которых не облагаются налогом. По словам заместителя министра финансов Шаталова, составление списков привилегированных благотворительных организаций противоречит Закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
В настоящее время такой перечень не утвержден правительством. Таким образом, со всех получателей финансовой помощи следует удерживать налог.
Передача имущественных прав правопреемнику, возникающему при реорганизации юридического лица, не будет облагаться НДС. Таков основной смысл поправок к статье 162.1 Налогового кодекса, принятых депутатами в первом чтении. Изменения направлены на устранение необоснованного увеличения затрат правопреемников и получение возможности предъявлять к вычету соответствующие суммы НДС. Кроме этого, поправки, принятые к статье 167 НК позволяют возникшему при реорганизации и получившему право требования по дебиторской задолженности правопреемнику исчислять НДС в момент погашения данной дебиторской задолженности.
Порог для применения упрощенной системы налогообложения может увеличиться. Депутаты Госдумы разрабатывают законопроект о государственной поддержке малого предпринимательства. Об этом рассказала зампредседателя Комитета Думы по экономической политике и предпринимательству Елена Панина. В законопроекте предполагается прописать три категории малого предпринимательства: микробизнес, малый и средний бизнес. Экспертный совет Думы предлагает относить к микропредприятиям фирмы численностью до десяти человек и оборотом до 20 миллионов рублей в год, к малым – предприятия до 100 человек и годовым оборотом до 180 миллионов рублей, к средним – фирмы с численностью до 300 человек и годовым оборотом до 500 миллионов рублей. Депутаты ратуют за то, чтобы и микропредприятия, и малые, и средние фирмы могли применять упрощенную систему налогообложения.
Панина указала на необходимость предусмотреть в законе индексацию стоимостных показателей с учетом инфляции.
16.12.2004
Скандально известное определение Конституционного Суда № 169-О наконец нейтрализовано. Средство – другое не менее нашумевшее определение Конституционного Суда РФ от 4 ноября 2004 г. № 324-О. Здесь судья ясно дал понять: НДС по покупке, оплаченной заемными деньгами, фирма зачесть вправе. Правда, есть одно «но». Право фирмы на зачет «корреспондирует» с обязанностью поставщика заплатить НДС.
С 1 января 2005 года «урежут» Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства». Так, из него исчезнет норма, которая позволяла малым предприятиям в течение первых четырех лет работы платить налоги в том порядке, который действовал на момент их госрегистрации. Это положение позволяло многим фирмам не платить налог на добавленную стоимость на вполне законных основаниях. С нового года этой возможности не будет.
В Санкт-Петербурге зарегистрирована первая электронная декларация (ЭД). Заполнить ее значительно проще, чем бумажную. Документ можно быстро отправить по электронной почте. Благодаря этому исключена возможность внесения изменений в текст посторонними лицами. Точность сведений удостоверяется электронной цифровой подписью.
Государственный таможенный комитет провел несколько экспериментов по внедрению электронных деклараций в Поволжском и Центральном округах. До конца декабря чиновники планируют организовать электронное декларирование еще на двух постах Северо-Западного таможенного управления — Парнасском (Акцизная таможня) и на посту документального контроля Балтийской таможни. До конца 2005 года таможенники СЗТУ надеются начать принимать ЭД на 15 постах.
Возможно, в следующем году бухгалтеры фирм, которые переходят с упрощенки на общий режим налогообложения, смогут на законных основаниях возмещать НДС. Как сообщили в пресс-службе Минфина, в начале 2005 года должны появиться новые официальные разъяснения по этому поводу.
Сейчас распоряжения Минфина и ФНС противоречат друг другу. Согласно письму Минфина № 04-03-11/62 от 26 апреля 2004 года в случае перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения восстановленный НДС может приниматься к вычету. При этом сумма налога, подлежащая вычету по амортизируемому имуществу, исчисляется с учетом его остаточной стоимости.
В письме ФНС № 03-1-08/2367/45 от 24 ноября 2004 года, напротив, говорится о том, что при возврате упрощенца на общий режим суммы восстановленного НДС, приходящегося на остаточную стоимость основных средств, возмещению не подлежат.
Как пояснили в пресс-службе министерства, позиция Минфина в этом вопросе остается твердой. Налоговики на сегодняшний день игнорируют распоряжение министерства. Минфин готовит внутреннее письмо для Федеральной налоговой службы, которая затем издаст соответствующее распоряжение в отношении этой проблемы.
Как отметили в пресс-службе, к ним поступает множество запросов по этому поводу.
Возможно, организации должны будут платить транспортный налог авансом. Подмосковные депутаты собираются обратиться в Государственную Думу с предложением о внесении изменений в главу 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса. В качестве отчетного периода предполагается установить квартал и по истечении его обязать предприятия платить авансовые платежи по транспортному налогу. Такая мера обусловлена неравномерностью поступлений налога в бюджет.
Закон о государственном кадастровом учете объектов недвижимого имущества будет внесен на рассмотрение правительства в январе 2005 года. Такое заявление сделал на расширенной коллегии Федерального агентства кадастра объектов недвижимости глава агентства М.В. Мишустин. Напомним, что с 1 января 2006 года данные кадастрового учета земли будут использоваться для исчисления земельного налога.
М.В. Мишустин подчеркнул, что принятие данного законопроекта устранит ряд неопределенностей, связанных с деятельностью агентства. В частности, в законе будет определено, кто должен выступать заказчиком кадастровой оценки, а также описан механизм осуществления кадастровой оценки и учета земли. Кроме того, в законе определен порядок подачи апелляции в случае, если собственник земли не согласен с результатами оценки. М.В. Мишустин отметил, что данные о результатах кадастровой оценки будут передаваться налогоплательщикам через налоговые органы.
Бухгалтерам фирм, проводящих рекламные акции с раздачей бесплатных сувениров, придется начислить на них налог на добавленную стоимость. Минфин считает, что передачу сувенирной продукции следует рассматривать как безвозмездную передачу товаров (письмо Минфина от 25 ноября 2004 г. № 03-04-11/209). Следовательно, такие действия признаются реализацией и облагаются НДС (п. 1 ст. 39 и подп. 1 п. 1 ст. 146 НК). Кроме того, по мнению Минфина, это касается любых подарков. Видимо, бухгалтеры будут думать над тем, как «спрятать» расходы на подарки.
Правительство Подмосковья во вторник приняло постановление "О нормативной цене земли в Московской области в 2005 году". Согласно постановлению, в регионе с 1 января 2005 года на 10% повысится нормативная цена земли.
Как отметила министр экологии и природопользования региона Алла Качан, нормативная стоимость земли будет увеличена в связи с инфляцией.
Ради борьбы с терроризмом депутаты "Единой России" предлагают сделать понятие банковской тайны в России эфемерным. Инициативная группа предложила поправки в законодательство, которые позволят силовым ведомствам запрашивать у банкиров информацию о деньгах клиентов еще до возбуждения против него уголовного дела.
Сейчас по закону о банках и банковской деятельности информация по счетам и вкладам физических лиц может быть выдана судам, Федеральной службе по финансовому мониторингу, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. За разглашение банковской тайны банк, а также должностные лица и работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба.
Неделю назад трое депутатов "Единой России", служивших в силовых органах, во главе с зампредом думского комитета по безопасности Михаилом Гришанковым внесли в Госдуму поправки в законы о банковской деятельности и об оперативно-розыскной работе. "Единороссы" хотят разрешить работникам правоохранительных органов еще до возбуждения уголовного дела получать в банке информацию о движении денег клиента, если есть оперативная информация о правонарушении.
"Ведомости" со ссылкой на пояснительную записку к документу сообщают, что депутаты решили, что это поможет в борьбе с "финансовым обеспечением терроризма", "поскольку в подавляющем большинстве случаев вопрос о возбуждении уголовного дела может быть решен только после изучения финансовой деятельности" подозреваемого.
В Минэкономразвития законопроект еще не поступал, но анонимный чиновник министерства не исключил, что предложение будет одобрено. "Но хотелось бы, чтобы в итоге закон открывал доступ к банковской информации лишь при крайней необходимости, например при борьбе с терроризмом", — говорит чиновник.
Многие уверены, что и сейчас понятие банковской тайны в России есть только на бумаге. Три года назад на вопрос одного из банкиров, что будет с банковской тайной после создания Комитета по финансовому мониторингу, президент Владимир Путин ответил встречным вопросом: "А она у нас была?" "Все знают: банковской тайны практически не существует", — говорит заместитель председателя совета директоров Агрохимбанка Владимир Гамза. Банки полностью открыты перед налоговыми органами, которые охотно делятся информацией с силовыми структурами, поясняет банкир.
Засудить банк, не сохранивший в тайне информацию, удалось лишь однажды: летом 2003 года суд обязал петербургский Промстройбанк выплатить своей клиентке Марии Уемляниной 5000 рублей. Фотографии выписки с ее карточного счета были размещены на сайте Compromat.ru.
Да и получить разрешение суда совсем не сложно. "Безусловно, некая мотивировка нужна, но отказов практически не бывает", — заявляет сотрудник одной из российских спецслужб.
Эксперты опасаются, что лишняя возможность узнать о движении денег создаст еще один повод для злоупотреблений. "Депутатские поправки противоречат понятию банковской тайны", — убежден президент ассоциации банков "Россия" Александр Мурычев. Он напоминает, что суды и правоохранительные органы пока "несовершенны". Поэтому опасно, если каждый оперативный работник сможет получить доступ к банковской тайне без возбуждения уголовного дела. "Раскрытие банковской тайны по решению суда — это лучше, чем по решению прокурора, — считает зампред банковского комитета Думы Павел Медведев. — Хотелось бы, чтобы любое нарушение прав человека совершалось только с санкции суда".
Белоруссия намерена в 2005 году увеличить поставки своей продукции на потребительский рынок Москвы. Об этом заявил глава белорусского правительства Сергей Сидорский. По словам Сидорского, правительства Белоруссии и Москвы договорились о том, что российская столица предоставит белорусским товаропроизводителям, в том числе производителям продуктов питания, до 25% своего рынка. “Эта цифра не является контрольной, а говорит о том, что московские власти будут создавать преференции для белорусских производителей”, — сказал Сидорский.
Представитель Белоруссии также заверил, что со своей стороны правительство республики будет создавать такие же преференции для московских производителей на внутреннем белорусском рынке. Со своей стороны, мэр Москвы Юрий Лужков подтвердил, что стороны не устанавливают директивных показателей во взаимной торговле.
Сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную за товары, используемые при строительстве здания производственного назначения, можно принять к вычету с момента начисления амортизации на основное средство (письмо Минфина от 17 ноября 2004 г. № 07-05-14/299).
Налоговики напоминают, что при принятии основного средства к бухучету следует руководствоваться ПБУ 6/01, утвержденными приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н. Налог можно принять к вычету, если товары (работы) приобретены для строительно-монтажных работ (п.6 ст. 171 НК). При этом объекты завершенного капитального строительства должны быть введены в эксплуатацию. На эти объекты нужно начисление амортизации (п.5 ст. 172 НК).