10.12.2003
Открывая сегодня заседание Совета по предпринимательству при Правительстве России, премьер-министр Михаил Касьянов заявил, что налоговая реформа почти завершена и осталось сделать самую малость – упростить возврат НДС экспортерам. Правда потом оказалось, что под этой малостью руководитель правительства понимает и введение спецсчетов по НДС. Но что делать с этим спецсчетами премьер, похоже, и сам не знает, поскольку он сказал, что правительство уже один раз анализировало этот проект, отметив все его плюсы и минусы, но не мешало бы проанализировать сию инициативу еще раз.
8 декабря президент Владимир Путин подписал закон, почти в три раза увеличивающий льготу по подоходному налогу физических лиц со взносов в негосударственные пенсионные фонды
Чиновники уверены, что новая норма серьезно увеличит поток взносов в пенсионные фонды. А по мнению участников рынка, она ничего не изменит: клиенты НПФ давно не платят этот налог, предпочитая судиться. 8 декабря президент подписал закон, вносящий поправки в статью 213 Налогового кодекса, увеличивающие до 5 тыс. рублей в год льготу по подоходному налогу со взносов в НПФ, уплачиваемых работодателями за сотрудников. Напомним, что сейчас предприятия-вкладчики НПФ обязаны платить 13-процентный налог, если сумма пенсионных взносов за сотрудника превышает 2 тыс. рублей в год. Это делает вложения в фонды невыгодными. "Налоги на взносы в НПФ блокируют их поступление на рынок,- отмечает председатель Профессиональной лиги НПФ Игорь Горюнов.- Сумма льготы по подоходному налогу крайне мала. На практике взносы на одного участника НПФ куда серьезнее". Подписанные президентом поправки увеличивают льготу по подоходному налогу в два с половиной раза, что, по мнению чиновников, увеличит поток взносов на пенсионный рынок. "Это существенная льгота",- заявил руководитель налогового департамента Минфина Александр Иванеев. "Новая норма в какой-то степени увеличит поток взносов в НПФ",- полагает и глава Инспекции НПФ Вячеслав Батаев.
В Москве могут появиться новые крупные объекты оптовой и розничной торговли, сообщил председатель Москомархитектуры Александр Кузьмин, выступая на заседании правительства Москвы по вопросу развития программы оптовой торговли продовольствием в столице на 2002-2004 годы.
Согласно проекту, в зоне МКАД построят как минимум 10 оптовых продовольственных комплексов. На сегодняшний день уже разработана исходно-разрешительная документация, идет подготовка к проведению инвестиционных конкурсов. Три таких комплекса предполагается разместить в Южном Бутово, еще три будут располагаться в Северном Бутово, три - в районе Кожухово и один - в районе Лазенки.
Возможно, в конце декабря в России появится дефицит крепких спиртных напитков. Дело в том, что сейчас производители алкоголя и акцизные склады делят акцизные сборы пополам, а с 1 января 2004 года заводы будут платить лишь 20 процентов сборов.
МНС, разработав новую систему, не предусмотрело в ней переходных положений. Поэтому алкогольным оптовикам придется заплатить «старые» 50 процентов сборов и еще 80 «новых».
ГТК постоянно совершенствует систему электронного таможенного оформления. Ведомство собирается эмитировать идентификационные карты для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и для самих таможенников. На картах фирм будет содержаться информация, необходимая для заполнения таможенных деклараций и расчета пошлин и сборов. А на пластике таможенника будет храниться его персональная электронно-цифровая подпись. Ею будут заверяться таможенные платежи, производимые с помощью карт.
Систему идентификационных карт в первую очередь планируется использовать на Балтийской таможне. Если эксперимент окажется удачным, она будет распространена по всей России.
В начале 2004 года Правительство собирается принять постановление, касающееся ликвидации отсутствующих должников (фирм, не обладающих активами). Сейчас ликвидацией таких предприятий занимаются арбитражные управляющие на добровольной основе и за свой счет. Согласно проекту постановления, управляющим будут частично компенсироваться затраты на проведение процедуры банкротства. Об этом сообщил первый заместитель руководителя Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) Наталья Коцюба. По ее словам, проект согласован с Минэкономразвития и Минфином.
Наталья Коцюба подчеркнула, что ФСФО против принудительной ликвидации отсутствующих должников в административном порядке.
На днях в Совете Федерации руководитель Департамента налоговой политики Минфина Александр Иванеев выразил позицию финансового ведомства по отношению к малому бизнесу. По его словам, Минфин выступает против повышения порога годового дохода, необходимого для перехода на «упрощенку», до 30 миллионов рублей и добровольной уплаты НДС малыми предприятиями. Александр Иванеев считает, что уже сейчас нагрузка на малый бизнес в 2 – 2,5 раза меньше, чем на весь остальной. Поэтому НДС должны платить или все, или не платить никто.
09.12.2003
В понедельник президент подписал закон о внесении изменений в законодательные акты о налогах и сборах. Он был принят Госдумой 18 ноября 2003 года и одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 года. Согласно закону, задолженность фирм и предпринимателей по взносам во внебюджетные фонды на 1 января 2001 года признается безнадежной и подлежит списанию. Также налоговые агенты теперь обязаны уплачивать НДС одновременно с перечислением денег иностранным фирмам, реализующим товары, работы и услуги в России.
У автогражданки есть положительные стороны для автомобилистов. Дело в том, что департамент страхнадзора Минфина провел ряд проверок среди страховщиков. Выяснилось, что многие компании не выполняют условий договоров. Например, они затягивают оформление необходимых документов и задерживают страховые выплаты.
Таким нарушителям Минфин собирается приостановить лицензию. Правда сделать это можно будет в том случае, если автовладельцы пойдут в суд.
Минэкономразвития подготовило поправки в законы об аудиторской и оценочной деятельности, касающиеся саморегулируемых организаций (СРО). Согласно законопроекту, лицензирование заменяется участием в СРО. Проект устанавливает права и обязанности участников и технические требования к СРО. Например, количество участников оценочных СРО не может быть меньше 500, причем они должны представлять не менее половины субъектов федерации.
В письме от 24.11.2003 № 16-00-14/354 Минфин России разъяснил, как правильно отражать начисление и погашение реструктурированной задолженности по уплате налогов. В частности, вся задолженность должна числиться по кредиту счета 68. Погашение задолженности нужно отражать дебету счета 68 и кредиту счета 99. Если организации списывают задолженность по пеням, ее тоже следует отразить по дебету счета 68 и кредиту счета 99.
Если же реструктуризирована задолженность по налогу на прибыль, то с 1 января 2003 года согласно ПБУ 18/02, она будет представлять отложенное налоговое обязательство. По состоянию на 1 января 2003 года такая задолженность должна быть перечислена с дебета счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" в кредит счета 77 "Отложенные налоговые обязательства". При погашении задолженностей осуществляется соответственно обратная проводка.
Опубликовано постановление ФАС Северо-Западного округа № А05-5483/03-265/20. В нем сказано, что если организация неправильно начислила налог на имущество за девять месяцев, то ее не могут оштрафовать. Ведь итоговая сумма налога определяется только когда закончится налоговый период (это следует из статьи 54 НК РФ). А по статье 7 Закона РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1, общая сумма налога на имущество рассчитывается за год. Следовательно, предприятие можно оштрафовать, только если будет занижен годовой налог.
Опубликовано определение КС РФ № 386-О, где сказано, что до 2004 года местные власти вправе вводить сбор за уборку территорий. То же, что законом об основах налоговой системы не определен ряд элементов налогообложения (например, налоговый период), которые должен определять федеральный законодатель (ст. 12 НК РФ), по мнению судей не проблема. Они решили, что закон, принятый до НК РФ, может и не соответствовать кодексу. На то, что эти законы не должны противоречить первой части НК РФ (ст. 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ), судьи почему-то закрыли глаза. Следует отметить, что вердикт КС РФ не имеет никакого значения для налогоплательщиков, работающих в тех регионах, где есть налог с продаж, ведь там сбор за уборку не может взиматься (ст. 3 Федерального закона от 27 ноября 2001 г. № 148-ФЗ).
В Минюсте России зарегистрирован приказ МНС России № БГ-3-02/614, которым утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль. В новой декларации сначала идут листы, где показывается сумма налога на прибыль, которую надо заплатить в бюджет (или вернуть) и ее распределение по бюджетам, а потом идет лист с расчетом самого налога. Из декларации исключено приложение № 3, где требовалось расшифровывать отдельные виды расходов и показывать суммы начисленной амортизации по каждой группе основных средств. Включены дополнительные листы, где отражается прибыль от выполнения соглашений от реализации продукции. В приказе сказано, что он начинает действовать с 1 января 2004 года, поэтому отчетность за 2003 год нужно сдавать по старой форме.
Чиновники изменили и инструкцию к заполнению декларации. Большая часть поправок носит технический либо справочный характер, но есть и те, на которые стоит обратить внимание. Например, сказано, что те, кто перешел на ЕНВД или единый налог по «упрощенке», но платят налог от переходной прибыли, обязаны сдавать в ИМНС титульный лист декларации, лист, где показывается переходный налог (подраздел 1.1 раздела 1) и лист 02. Также налоговики пояснили, как заполнять уточненную (измененную) декларацию. Указывая там «Вид документа», иначе говоря, вид отчетности, в соответствующем поле титульного листа надо написать код «3». А через дробь написать еще одну цифру – сколько раз вы меняли или уточняли эту декларацию. Например, код 3/2 на декларации за первый квартал 2004 года будет означать, что этот документ меняли два раза.
Очередные изменения в НК РФ, которые подписал президент, приняты с нарушением статьи 5 НК РФ. Так в соответствии с поправками, организации, применяющие региональные инвестиционные льготы по налогу на прибыль, с 1 января 2004 года (с этой даты вводятся большинство новых норм) не смогут их использовать. Но по статье 5 НК РФ налоговые изменения вносятся с начала нового налогового периода (по налогу на прибыль он составляет год), но не ранее чем через месяц со дня официальной публикации нововведений. И думаем, что в суде плательщики докажут, что инвестиционные льготы отменяются лишь с 2005 года. Поправки внесены также в статьи 174 и 213 НК РФ. По статье 174 НК РФ организациям, удержавшим НДС с иностранца, надо сразу перечислить налог в бюджет (пока он платится до 20-го числа следующего месяца). А по статье 213 НК РФ не будут облагаться НДФЛ взносы, перечисленные предприятиями, по договорам добровольного пенсионного страхования работников, если они не превышают 5000 рублей на сотрудника (сейчас – 2000 рублей).
Президент подписал им самим же выдвинутые поправки в Уголовный кодекс, затрагивающие в том числе и ряд так называемых «налоговых статей».
Список уголовно наказуемых налоговых преступлений расширился на 2 пункта. Статья 199.1 предусматривает наказание за уклонение от уплаты налогов налоговыми агентами. По статье 199.2 будут наказывать за сокрытие денег и имущества от взыскания налогов и сборов. Снижены сроки лишения свободы за налоговые преступления, зато существенно выросли размеры штрафов. Максимальный срок - 6 лет лишения свободы (за уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере). Максимальный штраф – 500 000 рублей (за это же преступление).
Как размеры штрафов, так и критерии отнесения налоговых преступлений к совершенным в крупном либо особо крупном размерах более не будут зависить от МРОТ. Это позволит избежать путаницы с определением степени нанесенного ущерба и размера штрафных санкций. Крупным размером для физлиц будет считаться неуплата налогов за три последних финансовых года подряд в размере более 300 000 рублей либо более 100 000, при условии, что доля неуплаченных налогов превысит 10 процентов подлежащих уплате. Особо крупным – сумма более полутора миллионов либо более 500 000, при условии, что доля неуплаты превысит 20 процентов от причитающегося. При уклонении от уплаты налогов с организации преступление будет считаться совершенным в крупном размере при условии, что сумма не уплаты превысит 500 000 рублей (и 10-процентной неуплате) либо будет более 1 500 000 рублей, в особо крупном размере – более 2 500 000 рублей при 20-процентной неуплате либо более 7 500 000 рублей.
Деятельное раскаяние будет возможно только в случае явки с повинной, а привлечь к уголовной ответственности не за умысел, а за случайную ошибку с 1 января 2004 года станет невозможно. Из УК РФ исчезло такое понятие как уклонение от уплаты налогов и сборов «иным способом». В целом поправки носят либеральный характер, хотя до единогласного одобрения общественностью им еще далеко.
С нового года государственные органы должны будут регистрировать нового предпринимателя не за десять, а за три дня, в соответствии с новым законом "Об основах государственной политики в регулировании предпринимательской деятельности".
Согласно закону, все приказы и документы по малому бизнесу будут согласовываться с Государственным комитетом по предпринимательству. По мнению экспертов, это является значительным достижением чиновников в регулировании бизнеса и в уменьшении уровня коррупции.
С 1 января 2004 года отменяются льготы по налогу на прибыль, которые регионы давали компаниям, осуществляющим инвестиционные проекты. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс подписал Президент России Владимир Путин.
По данным Минфина, потери от деятельности "российских оффшоров", которые предоставляли такие льготы, в 2002 году составили более 40 млрд рублей, больше 90% которых приходится на Мордовию, Калмыкию и Чукотку. По словам аналитиков, льготами Чукотке активно пользовалась "Сибнефть", крупнейший акционер которой Роман Абрамович является губернатором этого автономного округа. Нефтекомпания ЮКОС и ряд крупнейших акционеров пользовалась мордовскими льготами.
По оценке инвестиционной компании UFG, больше всех от отмены льгот среди нефтяных компаний пострадает ЮКОС, чистая прибыль которого, по расчетам аналитиков, снизится в 2004 году из-за изменений в Налоговом кодексе на 7% ($250 млн).
Президент России Владимир Путин подписал поправки в Налоговый кодекс, отменяющие с 1 января 2004 года льготы по налогу на прибыль, которые регионы давали компаниям, осуществляющим инвестиционные проекты, говорится в сообщении пресс-службы главы государства. По оценкам Минфина, потери от деятельности так называемых "российских офшоров", которые предоставляли такие льготы, в 2002 году составили более 40 миллиардов рублей. Больше 90 процентов этих статей приходится на три субъекта федерации: Мордовию, Калмыкию и Чукотку. По оценке аналитиков, льготами Чукотке для оптимизации налоговых выплат активно пользовалась Сибнефть , крупнейший акционер которой Роман Абрамович является губернатором этого автономного округа. Нефтекомпания ЮКОС , ряду крупнейших акционеров которой предъявлены обвинения в уклонении от уплаты налогов, активно пользовалась мордовскими льготами. Базовая ставка налога на прибыль в России составляет 24 процента и делится пополам между федеральным и региональным бюджетами. По оценке инвестиционной компании UFG, больше всех от отмены льгот среди нефтяных компаний пострадает ЮКОС, чистая прибыль которого, по расчетам аналитиков, снизится в 2004 года из-за изменений в Налоговом кодексе, на семь процентов ($250 миллионов). На прошлой неделе агентство Интерфакс сообщило, что министерство по налогам и сборам направило в Генпрокуратуру письмо, в котором приводятся факты ухода предприятий ЮКОСа от налогов на общую сумму с учетом пеней и штрафов 150 миллиардов рублей. В письме замминистра по налогам и сборам Игоря Голикова, направленном генпрокурору Владимиру Устинову и процитированном Интерфаксом, ЮКОС обвиняется в уклонении от уплаты налогов по инвестиционным соглашениям с государственными органами Мордовии. Представители Генпрокуратуры и МНС официально не подтверждали и не опровергали факт наличия такого письма. ЮКОС называет обвинения в неуплате налогов на 150 миллиардов рублей некорректными, указывая, что льготы, предоставляемые Мордовией, использовались в соответствии с законодательством. Минфин рассчитывает, что в 2004 году от отмены льгот бюджеты субъектов федерации дополнительно получат около 60 миллиардов рублей. Принятые поправки в Налоговый кодекс также ужесточают перевод средств за рубеж, который осуществляют российские фирмы-однодневки, занимающиеся фиктивным импортом услуг. Эти поправки обязывают российские компании-потребители услуг одновременно с перечислением денег иностранному поставщику уплачивать за них НДС в федеральный бюджет. При этом банкам запрещается принимать у российских компаний, приобретающих услуги у иностранной фирмы, поручение на перевод денежных средств, если компания одновременно не поручает банку заплатить НДС и не вносит достаточную для этого сумму. С 2004 года НДС снижается до 18 процентов с 20. В настоящее время российские компании имеют право уплачивать НДС уже после оплаты услуги. По расчетам Минфина, в 2002 году таким образом было переведено за рубеж в виде оплаты консультационных и маркетинговых услуг порядка $9 миллиардов.
Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в закон "О таможенном тарифе" и "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ", расширяющий полномочия правительства по регулированию экспортных пошлин на нефтепродукты. Об этом говорится в сообщении пресс-службы президента, распространенном в понедельник. Правительство с помощью президента в ноябре добилось от Госдумы отмены поправки в законы, ограничивающей размер ставки экспортной пошлины на нефтепродукты 90 процентами от ставки пошлины на экспорт нефти. Власти говорили, что отмена ограничений на размер пошлины позволит оградить внутренних потребителей от скачка цен в период пикового спроса на нефтепродукты - например, во время весенне-полевых работ и посевных, северного завоза, подготовки к зиме. Глава Минэкономразвития Герман Греф сказал ранее, что правительство надеется в начале следующего года определить новый механизм установления пошлин на экспорт нефтепродуктов. Пока в России действует прежний механизм: решением правительства с 1 декабря 2003 года пошлина на нефть по итогам двухмесячного мониторинга была снижена до $31,2 за тонну с действующих $33,8 за тонну, на нефтепродукты - до $28,1 за тонну с $30,4 за тонну. Правительство отказалось от механизма сезонного регулирования экспорта путем запретительных пошлин в начале 2001 года, признав его нерыночным. Нефтяные компании во главе с ЮКОСом , объясняя свои возражения, указывали на то, что за рубеж идут нефтепродукты, не нашедшие спроса на внутреннем рынке, поскольку экспорт сырой нефти эффективнее экспорта нефтепродуктов.