По Плану законопроектной деятельности на 2003 год Министерство Российской Федерации по налогам и сборам являлось ответственным исполнителем по Федеральному закону "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" 22.05.2003 N54-ФЗ (о совершенствовании государственного контроля за применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением).
Как сообщает Департамент налоговой политики, в законе предусмотрен новый принцип формирования Государственного реестра контрольно-кассовых машин, в соответствии с которым на территории Российской Федерации допускаются к использованию только те модели, которые внесены в этот реестр. Ответственный за ведение реестра определяется Правительством Российской Федерации.
Ранее действовавшая Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам упраздняется.
Настоящий Федеральный закон вступил в силу 27 июня 2003 года.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам подготовило и направило в Правительство Российской Федерации письмом от 21.06.2003 NБГ-13-22/161 проект постановления Правительства Российской Федерации "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем ведение Государственного реестра контрольно-кассовой техники", письмом от 23.06.2003 NБГ-10-22/406 предложения по реализации положений вышеуказанного Федерального закона. В настоящее время работа продолжается.
В отчетном периоде Министерство, в качестве соисполнителя, принимало активное участие в работе над законопроектами, направленными на реформирование налоговой системы.
Федеральные законы, подписанные Президентом Российской Федерации:
"О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" 22.05.2003 N55-ФЗ (в части налогообложения процентных доходов физических лиц по вкладам в банках).
Федеральный закон принимает норму, в соответствии с которой налогообложение производится в отношении процентов по вкладам в части превышения сумм, исчисленных из полной ставки рефинансирования Банка России. При этом сохраняется действующая в настоящее время налоговая ставка: общая ставка в размере 35 процентов и ставка по срочным пенсионным вкладам, внесенным на срок не менее шести месяцев, в размере 13 процентов.
Закон вступил в силу с 26 июня 2003 года. Действие настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с первого января 2003 года.
"О внесении дополнения в статьи 214.1 и 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" 06.05.2003 N51-ФЗ.
Закон распространяет право на получение социальных налоговых вычетов налогоплательщикам-опекунам, а не только родителям.
Федеральный закон вступил в силу 8 июня 2003 года. Настоящий Федеральный закон распространяется на правоотношения возникшие с 1 января 2003 года.
;"О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" 06.06.2003 N65-ФЗ (глава "Система налогообложения при разделе продукции")
Закон дополняет Налоговый кодекс новой главой, предусматривающей специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции.
Установленный настоящей главой специальный налоговый режим предусматривает замену совокупности налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, разделом произведенной продукции.
При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции", инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:
налог на добавленную стоимость;
налог на прибыль организаций;
единый социальный налог;
налог на добычу полезных ископаемых;
платежи за пользование природными ресурсами;
плату за негативное воздействие на окружающую среду;
плату за пользование водными объектами;
государственную пошлину;
таможенные сборы;
земельный налог;
акциз, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье.
Суммы уплаченных инвестором налога на добавленную стоимость, единого социального налога, платежей за пользование природными ресурсами, платы за пользование водными объектами, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возмещению в соответствии с положениями настоящей главы.
В случае, если нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от уплаты региональных и местных налогов и сборов, затраты инвестора по уплате указанных налогов и сборов подлежат возмещению инвестору за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту Российской Федерации, на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных указанных налогов и сборов
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 10 июня 2003 года.
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" 23.06.2003 N76-ФЗ (в части установления порядка регистрации индивидуальных предпринимателей).
Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с первого января 2004 года, за исключением части второй настоящей статьи, которая вступила в силу 25 июня 2003 года.
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" 09.06.2003 N69-ФЗ (о решении некоторых проблем, возникших в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
"О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" 07.07.2003 N105-ФЗ (о возможности предоставления физическим лицам стандартного налогового вычета любым налоговым агентом).
Закон направлен на упрощение процедуры по предоставлению стандартных налоговых вычетов лицам, получающим материальную помощь от благотворительных и иных организаций.
Он предусматривает также порядок, в соответствии с которым стандартные налоговые вычеты предоставляются в течение налогового периода одним из налоговых агентов, осуществляющих выплату доходов, на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
Закон устанавливает, что стандартные налоговые вычеты предоставляются физическим лицам одному из налоговых агентов, а не только работодателями.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц. Действие Федерального закона распространяются на правоотношения, возникшие с первого января 2002 года.
"О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" от 07.07.2003 N117-ФЗ, (об отмене акциза на природный газ и увеличении ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа, а также об индексации ставок акцизов).
Закон предусматривает отмену акциза на природный газ с одновременным увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа.
Вводится единый подход к налогообложению газового конденсата - установлена налоговая ставка 17,5 процента при добыче газового конденсата из их всех видов месторождений углеводородного сырья (вместо действующих ставок -340 рублей за 1 тонну газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений и 16,5 процента при добыче газового конденсата из других видов месторождений).
Закон снижает размер ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18 процентов.
В связи с отменой акциза на природный газ вносятся изменения в отдельные статьи Налогового кодекса Российской Федерации: в части исключения норм, касающихся акцизов на минеральное сырье. А также предусматривается индексация специфических ставок акцизов по подакцизным товарам на 10%, за исключением сигарет (20%).Аналогично производится индексация ставок земельного налога, кроме сельскохозяйственных угодий.
Вносятся изменения в статьи 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", предусматривающие признание утратившими силу ряда региональных и местных налогов, которые обеспечивают минимальные суммы поступлений. В частности, отменяются сбор на нужды образовательных учреждений, целевые сборы на содержание милиции, сбор с владельцев собак, сбор за парковку автотранспорта и некоторые другие.
Внесены изменения в главу 25, "Налог на прибыль", освобождаются от налога на прибыль средства, которые направляются на научные исследования в российские и отраслевые фонды содействия развития науки. Изменены ставки налога на прибыль, его расщепление по уровням бюджетной системы.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с первого января 2004 года.
"О внесении изменения в статьи 219 и 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" от 07.07.2003 N110-ФЗ, внесен Правительством Российской Федерации.
Закон предусматривает увеличение размера имущественного налогового вычета до 1 млн. рублей.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с первого января 2004 года.
"О признании утратившими силу положений законодательных актов Российской Федерации в части налогового контроля за расходами физических лиц" от 07.07.2003 N104-ФЗ, внесен Правительством Российской Федерации.
Закон упраздняет налоговый контроль за расходами физического лица по всем сделкам, в связи с чем статьи 86.1, 86.2 и 86.3 Налогового кодекса Российской Федерации признать утратившими силу.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Кроме законопроектов, касающихся вопросов налогообложения, МНС России осуществляло сопровождение Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации", 06.05.2003 N 53-ФЗ.
Данный Закон подготовлен во исполнение статьи 12 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" и статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации и предполагает уточнение всех составляющих действующего закона в связи с произошедшими изменениями в налоговом законодательстве, структуре функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджета, а также содержит все необходимые изменения и дополнения для перехода бюджетов государственных внебюджетных фондов на единую бюджетную классификацию.
Внесение изменений в классификацию доходов осуществлено по трем основаниям:
- изменение налогового законодательства;
- переход бюджетов государственных внебюджетных фондов на единую бюджетную классификацию;
- дополнение отдельными статьями существующей классификации для обеспечения обособленного учета и автоматизированного распределения органами федерального казначейства поступающих на Единый счет органов федерального казначейства налоговых и неналоговых доходов бюджетов Российской Федерации.
Основные изменения, затрагивающие целевые статьи и виды расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации связаны, в первую очередь, с финансированием расходов по нормативным правовым актам, принятым органами государственной власти Российской Федерации, а также финансированием отдельных государственных
полномочий, переданных другим уровням власти.
Федеральный закон вступил в силу с 13 мая 2003 года. Действия настоящего Федерального закона распространяются на отношения возникающие при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с первого января 2003 года.
Также МНС России в период весенней сессии осуществляло сопровождение законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации:
Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 20.06.2003 принят Государственной Думой во втором чтении.
Изменения, внесенные вышеуказанными законами потребуют перераспределения доходных источников между федеральным, региональными и местными бюджетами с целью приведениях в соответствие с расходными обязательствами органов власти разных уровней, которые в свою очередь будут отражены в изменениях и дополнениях к Бюджетному кодексу Российской Федерации и Налоговому кодексу Российской Федерации. В настоящее время уже подготовлены проекты федеральных законов для внесения в Государственную Думу, в случае принятия законов, они вступят в действие с 1 января 2005 года.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, действующие на день вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления его в силу.
Законопроекты принятые Государственной Думой в первом чтении.
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами", внесенный Правительством Российской Федерации, принят в первом чтении 4 апреля. Законопроект предполагает снизить минимальные и максимальные ставки платы для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций, с 4-20 руб. до 1-8 руб. за 1 тыс. кВт. Одновременно предлагается предусмотреть норму, в соответствии с которой возмещение в 2003 г. выпадающих доходов региональных бюджетов в связи со снижением ставок платы за пользование водными объектами может быть осуществлено в пределах утвержденного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" размера дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов.
15 мая в первом чтении принят проект федерального закона "О внесении дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации (глава 29 "Водный налог"), изменений и дополнений в другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О плате за пользование водными объектами", внесенный Правительством Российской Федерации. Законопроект дополняет Налоговый кодекс новой главой, предусматривающей введение водного налога. Данный налог предусмотрен частью первой Налогового кодекса. Он должен заменить взимаемую сегодня плату за пользование водными объектами. В законопроекте определены плательщики налога, перечень которых несколько расширен.
Существенные изменения коснулись порядка установления налоговых ставок. Во-первых, предусмотрено установление на законодательном уровне конкретных ставок, а не минимальных и максимальных их размеров. Во-вторых, предлагается исключить право Правительства Российской Федерации устанавливать минимальные и максимальные размеры ставок для различных регионов. Ставки для каждого региона закрепляются законодательно. В-третьих, исключается право субъектов Российской Федерации устанавливать конкретные налоговые ставки для отдельных категорий налогоплательщиков. В законопроекте это предусмотрено осуществлять на федеральном уровне. Указанные изменения позволят уравнять в правах налогоплательщиков различных регионов России.
Для некоторых видов операций введена нулевая налоговая ставка. С одной стороны, налогоплательщики будут освобождены от уплаты налога, а с другой - данный подход позволит просчитать количество потребляемой воды.
Положительный эффект будет иметь установление налогового периода, равного для всех налогоплательщиков. Это упростит как обязанности налогоплательщиков, так и работу налоговых органов.
"О внесении изменений и дополнений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации", внесен Правительством Российской Федерации. 11 июня 2003 года принят Государственной Думой в первом чтении.
Законопроектом предусматривается изменить действующий порядок применения нулевой ставки по перевозкам экспортируемых и импортируемых товаров.
"О внесении дополнения в раздел VIII Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу законодательных актов Российской Федерации в части налогов и сборов" (глава 25(1) "Налог на наследование или дарение"), внесен Правительством Российской Федерации, 6 июня 2003 года принят Государственной Думой в первом чтении.
В качестве налогоплательщиков признаются физические лица, получающие от других физических лиц в собственность в порядке наследования или дарения определенное имущество.
Объектом налогообложения признается полученное в собственность в порядке наследования (по закону или по завещанию) либо по договору дарения недвижимое имущество и транспортные средства, имеющие местонахождение в России.
Налоговая база определяется как стоимость имущества, полученного в порядке наследования или дарения. Стоимостью недвижимого имущества (кроме земельного участка), полученного в собственность в порядке наследования или дарения, признается инвентаризационная стоимость данного имущества. Стоимостью земельного участка признается кадастровая стоимость, в порядке, устанавливаемом земельным законодательством Российской Федерации.
В законопроекте определено имущество, которое не облагается налогом на наследование или дарение.
Налогообложение стоимости имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, будет осуществляться не с первого рубля, а будет уменьшаться на необлагаемую налогом сумму, которая составляет при наследовании 200 тыс. руб., а при дарении - 20 тыс. руб.
По сравнению с действующим законодательством максимальные ставки налога на наследование или дарение снижены с 40% до 13%. Налоговые ставки дифференцированы только в зависимости от степени родства, без учета стоимости наследуемого или даримого имущества.
Законопроект вводит главу 25.1 "Налог на наследование или дарение", которая заменит Закон Российской Федерации "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения". Указанный налог являясь федеральным, будет зачисляться в местный бюджет.
Исчисление налога будет производиться налоговым органом при наследовании - по месту открытия наследства, при дарении недвижимого имущества - по месту его нахождения, движимого имущества - по месту заключения договора дарения движимого имущества;
"О внесении изменений в статью 241 Налогового кодекса Российской Федерации", внесен депутатами И.Ю.Артемьевым, А.Д.Жуковым, М.М.Задорновым, С.В.Иваненко, В.М.Резником, С.И.Штогриным,6 июня 2003 года принят Государственной Думой в первом чтении.
Законопроектом предусмотрен ряд мер по снижению налоговой нагрузки в части единого социального налога. Предлагается снизить размеры базовых налоговых ставок единого социального налога для различных категорий налогоплательщиков и изменить шкалу регрессии. В частности, для организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам, предлагается установить следующую шкалу налоговых ставок:
при величине выплат до 50 тыс. рублей в год - 30%;
при величине выплат от 50 001 до 600 000 рублей в год - 15%;
при величине выплат свыше 600 000 рублей в год -5%.
"О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", внесен депутатами В.А.Пехтиным, В.В.Володиным, О.В.Морозовым, Г.И.Райковым, Г.В.Куликом, В.А.Семеновым, И.Н.Руденским, А.М.Подгурским. 6 июня 2003 года принят Государственной Думой в первом чтении.
В соответствии с законопроектом налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбную продукцию и реализующие эту продукцию.
В качестве объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу определена величина, рассчитываемая как доход, уменьшенный на фактические расходы налогоплательщика в текущем налоговом периоде. Налоговая ставка по единому сельскохозяйственному налогу установлена в размере 6%. В качестве налогового периода определен календарный год, по итогам которого уплачивается единый сельскохозяйственный налог.
Законопроектом предусмотрен порядок распределения сумм единого сельскохозяйственного налога по уровням бюджетной системы путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Предлагается также упростить системы налогового и бухгалтерского учета для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога, внеся соответствующие поправки в Федеральный закон "О бухгалтерском учете".
Законопроектом установлена поэтапная дифференциация налоговых ставок по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не подпадающих под критерии, позволяющие перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство.
Уплата единого сельскохозяйственного налога должна заменить собой уплату налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц (за исключением имущества жилого назначения), налога с продаж (в случае его сохранения), транспортного налога и налога на добавленную стоимость.
Законопроектом предлагается изложить главу 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" части второй Налогового кодекса Российской Федерации в новой редакции, внеся в нее концептуальные изменения.
Принят Государственной Думой во втором чтении.
"О внесении дополнения в раздел IX Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" внесенный Правительством Российской Федерации, дополняет Налоговый кодекс новой главой - "Налог на имущество организаций", 20 июня 2003 года принят Государственной Думой во втором чтении.
Налог на имущество организаций устанавливается в качестве регионального налога и будет вводиться в действие законами субъектов Российской Федерации. При установлении данного налога законодательные (представительные) органы субъектов Федерации могут самостоятельно определять ряд элементов налогообложения, в частности, налоговые ставки в пределах установленных данной главой, а также порядок и сроки его уплаты. Правительство предлагает увеличить максимальную ставку налога на имущество организаций с 2% до 2,6% от налоговой базы.
Объектом налогообложения признаются объекты движимого и недвижимого имущества, относящиеся к основным средствам (включая объекты, переданные во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, а также внесенные в совместную деятельность с целью получения дохода в соответствии с заключенными гражданско-правовыми договорами).
Налоговой базой устанавливается среднегодовая стоимость имущества, определяемая, исходя из остаточной стоимости имущества. Во избежание неоднозначного толкования норм закона в случае передачи имущества в совместную деятельность или доверительное управление установлен отдельный порядок определения налоговой базы.
Для иностранных организаций, имеющих недвижимое имущество на территории России, но не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, в качестве налоговой базы определена инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Учитывая, что налог на имущество организаций является региональным, перечень исключений из объектов налогообложения и налоговых льгот является ограниченным и будет распространяться лишь на узкий круг имущества организаций. Право на установление дополнительных налоговых льгот отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Уплата налога должна производиться в бюджет того региона, на территории которого находится имущество организации.
Предусматривается определенное сужение объектов налогообложения по сравнению с действующим законодательством за счет таких статей баланса, как готовая продукция, сырье и материалы, товары и некоторые другие, с целью стимулирования развития производства и подготовки к введению налога на недвижимость.
Отклонен Советом Федерации Федеральный закон, с созданием согласительной комиссии:
"О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу законодательного акта РСФСР" (в части обеспечения реализации порядка регистрации индивидуальных предпринимателей).
Принятие указанных законопроектов, разрабатываемых в рамках реализации реформирования налоговой системы, позволит привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста, существенно повысить собираемость налогов.