20.08.2003
Госкомстат постановлением от 27.06.2003 № 62 утвердил целый ряд форм статистического наблюдения за ценами и финансами на 2004 год. Представлять их нужно юридическим лицам и их обособленным подразделениям, кроме субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций.
Но представлять формы будут не все фирмы, а только те, которых определят территориальные органы статистики. Именно там нужно узнать, придется ли вашей организации заполнять эти формы в следующем году.
До 1 января 2005 года иностранные фирмы должны получить новые ИНН. Об этом говорится в приказе МНС России от 28.07.2003 № БГ-3-09/426. На днях он был зарегистрирован в Минюсте России.
Документ не касается только тех иностранных компаний, которые зарегистрируются после 1 октября 2003 года. Именно с этой даты начнут действовать новые правила постановки на учет таких предприятий. Суть нового порядка в том, что налоговые органы создают справочник «Коды иностранных организаций» (КИО) и с октября будут применять его при постановке на учет. Коды иностранных организаций, полученные до этого времени, как и ИНН, будут признаны недействительными с 2005 года.
Информацию о недействительных документах налоговые органы будут размещать на своих сайтах. Там же налогоплательщики смогут найти сведения о старых ИНН и КИО, которые утратили силу в связи с заменой на новые.
Министерство по налогам и сборам вчера подсчитало количество организаций-налогоплательщиков. Несмотря на опасения, что после передачи функций регистрации юрлиц МНС число их резко сократится (налоговики предрекали выход из игры фирм-однодневок и фирм, не сдающих отчетность), количество предприятий, состоящих на учете в налоговых инспекциях, незначительно, но выросло.
Как сообщает Интерфакс, в первом полугодии 2003 года их количество выросло на 148 тыс. и составило 3 млн. 464 тыс. На первом месте среди субъектов РФ по числу налогоплательщиков по-прежнему остается Москва, в которой сосредоточено 774 тыс. 898 предприятий, или 22.36% от общего количества по стране.
Минфин и МНС воспротивились предложению Минэкономразвития заставить бензоколонки платить налог на вмененный доход со следующего года.
Они предлагают оставить существующую систему взимания акциза до 2005 года. Только поступления от сбора акциза целиком направить в федеральный бюджет, а уже оттуда распределять по регионам пропорционально протяженности автодорог и числу зарегистрированных автомобилей. Единственное, на чем сошлись все три ведомства, это то, что ставка акциза для всех видов бензина должна быть единой.
19.08.2003
Прокуратура Уральского федерального округа решила проверить, как уральские чиновники исполняют нормы федерального законодательства о налогах и сборах. Оказалось, что те не слишком стараются.
Так, прокуроры установили, что недостаточно эффективно и иногда не совсем законно действуют налоговики. И это несмотря на увеличение налоговых поступлений в этом году.
По результатам проверок уральские прокуроры опротестовали свыше 400 региональных документов, противоречащих федеральному законодательству. За разные нарушения удалось наказать более 700 человек.
Государственная межведомственная экспертная комиссия по ККМ продлила срок действия некоторых документов строгой отчетности, которые были утверждены еще в 2000 году. Об этом сообщило МНС в письме от 04 июля 2003 г. № ШС-6-22/738. Кроме того, ГМЭК объявила согласованными с Минфином отдельные формы - бланки, связанные с оплатой ветеринарных услуг, проездных билетов и др.
В связи с этим МНС предупредило своих сотрудников в регионах, чтобы они не штрафовали фирмы, использующие в работе перечисленные в решении комиссии бланки.
Минэкономразвития вновь подготовило изменения в налоговое законодательство по акцизам на бензин. Речь идет о порядке их взимания.
По его поправкам с начала 2004 года автозаправочные станции должны платить не акциз, а налог на вмененный доход – от 75 тыс. до 150 тыс. рублей. И вся эта сумма пойдет в региональный бюджет. А сам акциз заплатят в федеральный бюджет нефтеперерабатывающие заводы.
Напомним, что с начала нынешнего года акциз взимался с конечного продавца, то есть с АЗС. При этом 60 процентов поступивших средств идет в региональный, а 40 процентов в федеральный бюджет. В итоге, большая часть поступлений ушла в 8 регионов, где «расположились» нефтеперерабатывающие компании, которым и принадлежит большинство автозаправочных комплексов.
Около 30 компаний подадут документы в Министерство финансов для участия в конкурсе на выбор управляющих компаний для управления пенсионными накоплениями граждан, считает заместитель министра финансов Белла Златкис.
По ее словам, к 1 августа многие компании увеличили свои уставные капитала очевидно для участия в конкурсе Минфина. Она отметила, что помимо капитала есть еще требования по квалификации сотрудников. Однако на настоящий момент она может судить о возможных претендентах только по величине капитала.
В то же время Златкис сообщила, что в настоящий момент ни одна управляющая компания не подала документы в Минфин для участия в конкурсе. «Нас не волнует, что нет ни одной заявки», - сказала она.
При этом Златкис отметила, что управляющие компании по всей видимости не подают документы, опасаясь формальных претензий Минфина. В то же время, если капитал управляющих компаний и все требования соответствуют требованиям конкурсу, то, по ее словам, управляющие компании должны подавать документы.
Мосгорсуд в понедельник приступил к рассмотрению по существу уголовного дела в отношении генерал-майора Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) Сергея Платонова и главного специалиста одного из отделов ФСНП Михаила Петровского, обвиняемых в получении взятки.
Адвокат Платонова Карина Гарибян сообщила, что прокурор огласил обвинительное заключение, после чего суд приступил к рассмотрению представленных следствием доказательств. В частности, был допрошен главный свидетель обвинения - замначальника одного из отделов ФСНП Алексей Филатов. По словам Гарибян, он дал "путаные показания, во многом противоречащие материалам дела и тем показаниям, которые он давал в ходе предварительного следствия".
Адвокат выразила надежду, что в ходе судебного разбирательства показаниям Филатова будет дана надлежащая оценка.
Генпрокуратура обвиняет бывших чиновников ФСНП в покушении на дачу взятки и получении взятки в крупном размере. По версии следствия, в феврале 2003 года Платонов, занимавший должность замначальника Главного организационно-инспекторского управления ФСНП, получил взятку в крупном размере через посредника - Петровского - за прекращение налоговой проверки в отношении телекомпании "ТАТА".
Как считает Генпрокуратура, с этой целью С.Платонов попытался дать взятку должностному лицу - замначальника одного из отделов оперативного управления ФСНП Алексею Филатову. По данным Генпрокуратуры в целом размер взятки на всех участников составил $30 тыс.
По данным следствия, М.Петровский, получив от неустановленных лиц $30 тыс., $5 тыс. оставил себе, а $25 тыс. передал С.Платонову, который, в свою очередь, передал $20 тыс. А.Филатову, также оставив себе $5 тыс.
Спустя полгода после введения транспортного налога, МНС подвело итоги и пришло к выводу, что дела по его внедрению идут не столь успешно, как хотелось бы. Налоговики испытывают затруднения при расчете налога для каждого третьего стоящего на учете автомобиля. По прогнозам заместителя министра МНС Сергея Аминева, общая сумма уплаченного налога к концу года составит порядка 10 млрд. рублей.
По предварительным расчетам Правительства, эта цифра должна была быть в 2 раза больше – 21,7 млрд. рублей. Виноваты в этом, по мнению г-на Аминева, ГИБДД, которая предоставляет неполные сведения о владельцах транспортных средств, и отдельные умельцы, ловко пользующиеся льготами по транспортному налогу в целях его минимизации. Так, льготы предоставлены Героям Советского Союза, Героям России, участникам Великой Отечественной войны и инвалидам всех категорий, имеющим мотоколяски и автомобили.
Некоторые льготники активно регистрируют на свое имя по нескольку десятков пригнанных из-за рубежа дорогостоящих машин. Замминистра считает, что для льготников необходимо ввести ограничения на количество автомобилей, на которые будут распространяться льготы по транспортному налогу. В ГИБДД же просто не вели учет данных по умершим владельцам транспортных средств, угнанным и переданным по доверенности автомобилям. По мнению замминистра, на расчистку баз данных уйдет не меньше года-двух.
МНС уже направило Минфину свои предложения по выходу из сложившейся ситуации. В дальнейшем их планируют оформить в виде поправок в НК РФ.
18.08.2003
В городе Электросталь Московской области сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями выявили фирму, которая вела «черную» бухгалтерию на турецком языке. Как сообщили «Росбалту» в областном УВД, учредителями фирмы «Бета гида» являются двое граждан Турции, братья Бешир и Экрем Угур. Именно по их указанию в фирме велась двойная бухгалтерия: для налоговой инспекции — на русском языке, а для себя — на турецком. Естественно, последняя была более достоверной. Несмотря на это оперативникам удалось разобраться в финансовой документации фирмы. В результате, было установлено, что за прошлый год руководство фирмы сокрыло от уплаты единого социального налога более 900 тысяч рублей. В настоящее время завершается финансовый анализ деятельности организации. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов).
В минувшую пятницу Министерство по антимонопольной политике РФ внесло в правительство законопроект, благоприятный для мелкого и среднего бизнеса. Проект предусматривает увеличение в 100 раз - с 200 тыс. до 20 млн. МРОТ - порогового значения стоимости активов предприятий, сделка между которыми подлежит предварительному контролю министерства. Об этом сообщил сегодня на пресс-конференции замминистра по антимонопольной политике РФ Сергей Дудкин.
Согласно законопроекту список сделок, которые надо согласовывать с МАП России, сократится. По мнению замминистра, «МАП России должен сосредоточиться на крупных сделках». Он также сообщил, что законопроект предусматривает и отмену реестра компаний, доминирующих на рынке.
Новые правила осуществления наличных расчетов действуют чуть больше месяца, а в суды уже поступают различные жалобы. В связи с этим Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 31.07.2003 № 16 разъяснил ряд вопросов, связанных с применением контрольно-кассовой техники.
В частности, предприниматели, считавшие, что поскольку новые подзаконные акты, регулирующие применение ККТ, не приняты, то и использовать ККТ не нужно, оказались не правы. По мнению суда, в настоящее время действует Положение по применению ККМ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.07.93 № 745. И тех, кто не использовал ККТ, скорее всего привлекут к ответственности. Напомним, что гражданину придется заплатить от 15 до 20 МРОТ, должностным лицам – от 30 до 40 МРОТ, а юрлицам – от 300 до 400 МРОТ.
Суд также обратил внимание, что индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица. То есть на них должен налагаться штраф от 30 до 40 МРОТ.
Кроме того, суд разъяснил, что налогоплательщики, использующие не ККМ, а другие виды контрольно-кассовой техники (например, компьютеры), к ответственности не привлекаются. Штрафы не грозят и тем, кто использует бланки строгой отчетности. Однако, их можно применять только при расчетах с гражданами (в том числе и с индивидуальными предпринимателями). Кстати, с 27 июня перечень предприятий, которые могут использовать бланки строгой отчетности, не действует. Теперь такие предприятия указаны напрямую в законе о ККТ.
В постановлении суда также напоминается, что привлекать к ответственности за неприменение ККМ нельзя, если со дня нарушения прошло два месяца.
Приказом Минфина от 22 июля 2003 г. № 67н утверждены новые формы бухгалтерской отчетности. Все их следует применять, начиная с отчета за 2003 год. Формы, утвержденные приказом министерства от 13 января 2000 г. № 4, отменяются.
В частности, изменились отчеты о прибылях и убытках, изменениях капитала, об учете денежных средств, о целевом использовании полученных средств, а также новое приложение к бухгалтерскому балансу. Сам бухгалтерский баланс стал значительно меньше.
МАП РФ собралось упростить контроль над сделками компаний, касающихся их слияния.
По новой системе компаниям не обязательно дожидаться подтверждения из МАПа о том, что сделка, по которой были отправлены документы, принята к сведению. Если спустя месяц после подачи документов из МАПа не придет ответа, это означает, что ведомство ее одобрило.
Уведомительный порядок коснется сделок по увеличению пакета акций с 50 процентов плюс одна акция до 65 процентов, с 65 до 75 и с 75 процентов плюс одна акция до 100 процентов.
Однако за приобретением 25 процентов плюс одна акция крупных предприятий будут по-прежнему следить. Такие сделки буду подлежать предварительному согласованию по старым правилам.
В письме от 22.07.2003 № 05-1-11/1143 МНС разъяснило, как нужно рассчитывать ЕСН с выплат иностранным гражданам. Налоговики напомнили, что с этого года в Налоговом кодексе для иностранцев нет особых условий, поэтому при перечислении налога следует руководствоваться общими правилами.
МНС также указало, что иностранная фирма, которая ведет бизнес в России, обязана платить ЕСН независимо от того, кому и в каком государстве она начисляет выплаты сотрудникам. При этом налог нужно рассчитывать в рублях. Если же работник получает зарплату в валюте, для определения ЕСН нужно пересчитать ее по курсу на день начисления заработка.
Власти Москвы решили уменьшить количество рекламы на улицах города на 20 процентов.
Расположение наружной рекламы решено упорядочить. Так, каждый округ располагает своими нормативами, регулирующими количество рекламных площадей. Ближе к периферии ее количество будет больше. В центре же запрет коснется не только «разрастания» рекламных щитов, растяжек и билбордов. Власти обещают запретить размещать крупногабаритную рекламу на стенах зданий. Единственным исключением станут строительные объекты: там к рекламе будут прибегать из эстетических соображений.
Согласно данным Госкомстата РФ, по итогам 2-го квартала 2003 года в России более 33 млн. человек имеют доход ниже прожиточного минимума. В процентном соотношении это составляет 23.3% россиян. Для сравнения во 2-м квартале 2002 года за чертой бедности находилось 39.1 млн. человек или 27.3% населения.
Напомним, что прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, а также обязательные платежи и сборы. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется ежеквартально и устанавливается Правительством РФ.
Со следующего года МНС планирует ввести льготы по транспортному налогу для самых малообеспеченных категорий граждан. К ним министерство относит жителей сельской местности, правда, не всех, а только пенсионеров, и только тех, кто занимается сельхозпроизводством – то есть фермерством, ну и, конечно, имеет автомобиль. Иначе просто нечего будет льготировать. Много ли вы видели пенсионеров – фермеров? Думается, бюджет от этих льгот сильно не похудеет.
Верховный суд признал, что при определении коэффициентов для расчета ЕНВД региональные власти не обязаны учитывать все особенности ведения бизнеса, перечисленные в Налоговом кодексе.
Решение суд вынес по заявлению двух предпринимателей Калининградской области. Там размеры коэффициента К2 не учитывают сезонность работы вмененщиков. Заявители сочли, что из-за этого им приходится платить завышенный налог, и подали в суд на региональных законодателей. Однако судьи постановили, что Налоговый кодекс не обязывает власти учитывать все тонкости, в нем описанные. Получается, что коэффициент может быть единым для всех.