13.03.2003
Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике рекомендовала увеличить импортную таможенную пошлину на крахмальную патоку с 5% до 15%, но не менее 0.66 евро за кг. Об этом по итогам заседания комиссии 12 марта заявил ответственный секретарь комиссии Андрей Кушниренко.
Также комиссия рекомендовала увеличить специфическую составляющую ставки импортной таможенной пошлины на бутилированное растительное масло до 0.18 евро за кг.
Кроме того, комиссией было рекомендовано увеличить ставку импортной таможенной пошлины на стальные банки до 15%, но не менее 30 евро за 1 тыс. шт. по словам А.Кушниренко, такое увеличение пошлины, позволит уровнять цену ввозимых в РФ стальных и алюминиевых банок.
Кроме того, комиссией была начата работа по изменению действующего таможенного режима в отношении экспорта в РФ кофе. Как пояснил А.Кушниренко, в соответствии с решением комиссии, будут введены отдельные коды ТН ВЭД для растворимого кофе, фасованного им нефасованного. В дальнейшем комиссия намерена собрат статистику по объемам экспорта в Россию каждой из этих позиций и на основании этих данных определит для них еврокомпоненту ввозной таможенной пошлины. По словам А.Кушниренко, решение комиссии будет направлено на стимулирование переработки кофе в России.
Министерство финансов РФ предлагает с 2005 года снизить пороговое значение доступа к регрессивной шкале по ЕСН со 100 тыс. руб. до 50 тыс. руб. в год на одного работника. Такие предложения содержатся в проекте "Основных направлений налоговой реформы на 2003-2005 годы", который будет рассмотрен на заседании Правительства 13 марта 2003 года. Одновременно предлагается сократить число интервалов с четырех до трех, в пределах которых налогообложение осуществляется по разным ставкам: выплаты от 50 тыс. руб. до 1 млн. руб. предлагается облагать по ставке 15%, выплаты свыше 1 млн. руб. - в размере 2%.
По оценкам министерства, реализация этого положения должна привести к снижению в 2005 году эффективной ставки ЕСН на 5% к фонду оплаты труда (в настоящее время эффективная ставка составляет около 30%). Снижение поступлений по ЕСН в 2005 году по сравнению с предыдущим годом прогнозируется в 160-200 млрд. руб.
Выпадающие средства частично будут компенсированы за счет расширения налоговой базы в результате легализации зарплаты, предполагаемого увеличения доли зарплаты к ВВП, а также за счет осуществления мер по реформированию медицинского и социального страхования.
Минэкономразвития РФ сегодня, 12 марта, внесет в Госдуму законопроект, отменяющий действующий механизм установления экспортных пошлин на нефтепродукты. Об этом, отвечая на вопрос АК&М, сообщил журналистам глава департамента по тарифной политике и защите внутреннего рынка Минэкономразвития Андрей Кушниренко.
Подготовленный законопроект, по его словам, предусматривает полную отмены зависимости экспортных пошлин на нефтепродукты от экспортной пошлины на нефть. Напомним, что в мае 2002 года Госдума приняла поправку в закон "О таможенном тарифе", в соответствии с которой с 1 января 2003 года пошлины на нефтепродукты не должны превышать 90% пошлины на нефть.
А.Кушниренко отметил, что подготовленный законопроект вносится Минэкономразвития в Госдуму в соответствии с поручением, данным премьер-министром РФ Михаилом Касьяновым на заседании Правительства РФ 6 марта 2003 года.
В прошлом году Минфин и Минэкономразвития уже вносили в Госдуму аналогичный законопроект, однако он был отклонен депутатами.
Как сообщил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, принятие этой поправки лишило Правительство рычагов регулирования цен на внутреннем рынке. Вместе с тем, в связи с высокими ценами, российским предприятиям выгоднее экспортировать нефть за пределы РФ в ущерб внутреннему рынку. "В этих условиях сложилась ситуация, когда сельхозпроизводителям не хватает средств из-за роста цен на топливо", - отметил глава Минфина.
Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике может рассмотреть вопрос о выравнивании условий ввоза в РФ иномарок со сроком эксплуатации 3-7 лет для физических и юридических лиц уже на следующем своем заседании. Об этом, отвечая на вопрос AK&M, сообщил журналистам ответственный секретарь комиссии Андрей Кушниренко. По его словам, это заседание комиссии может состояться в начале апреля 2003 года.
Свои предложения относительно выравнивания ставок таможенных пошлин на иномарки 3-7 лет для юридических и физических лиц представили в Минэкономразвития Минпромнауки, Минфин и ГТК, сообщил А.Кушниренко. Все они сходятся на том, что условия ввоза иномарок для физлиц должны быть приравнены к условиям, действующих для юридических лиц. Однако представленные этими ведомствами предложения, по словам А.Кушниренко, несколько отличаются по ставкам таможенных пошлин. Сейчас представленные предложения прорабатываются и вопрос находится в достаточно высокой степени готовности, сообщил ответственный секретарь комиссии.
Напомним, что в настоящее время действует шкала ставок таможенных пошлин на ввоз в РФ иномарок в зависимости от объема двигателя. В соответствии с ней юрлица ввозя в РФ иномарки 3-7 лет, платят 25% от их таможенной стоимости, но не менее 1-2.35 евро за 1 куб. см в зависимости от объема двигателя, физлица платят 0.85 евро за 1 куб. см при объеме двигателя до 2.5 л и 1.4 евро за 1 куб. см при объеме двигателя более до 2.5 л.
Министерство финансов РФ считает возможным с 2006 года снизить общую ставку НДС с 20% до 15%. Такие предложения содержатся в проекте "Основных направлений налоговой реформы на 2003-2005 годы", который будет рассмотрен на заседании Правительства 13 марта 2003 года. Постановка и решение этого вопроса возможна "в случае благоприятной финансовой ситуации в течение 2005 года", отмечается в проекте документа.
Только за счет этой меры в 2006 году будет обеспечено снижение налоговой нагрузки примерно на 160 млрд. руб., или 0.9% ВВП.
Министерство финансов РФ предлагает в 2004 году увеличить базовую ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и газ. Такие предложения содержатся в проекте "Основных направлений налоговой реформы на 2003-2005 годы", который будет рассмотрен на заседании Правительства 13 марта 2003 года. Эти меры должны компенсировать снижение налоговой нагрузки на сырьевой сектор в результате изменения ЕСН и НДС. Действие специфической ставки НДПИ при добыче нефти предлагается сохранить до 2011 года.
Кроме того, предлагается отменить акциз на природный газ с компенсацией связанных с этим потерь федерального бюджета за счет увеличения ставки таможенной пошлины при экспорте природного газа с 5% до 20%, а также некоторого увеличения НДПИ при добыче газа. По мнению Минфина, сверхприбыль газоторгующих организаций, обусловленная существенным различием в уровне цен газа по внутренним и внешним поставкам, должна изыматься не с помощью акциза, а с помощью экспортной пошлины. Одновременно предлагается отказаться от существующей адвалорной ставки НДПИ при добыче природного газа в пользу специфической ставки.
Минфин предлагает также перераспределить в пользу федерального бюджета пропорции зачисления НДПИ при добыче углеводородов. При этом отмечается, что у регионов должны быть сохранены ранее получаемые ими доходы в абсолютном выражении.
Мэрия Ульяновска хочет сохранить нерентабельные предприятия города с помощью частных предпринимателей. Городская дума рассматривается положение о доверительном управлении. Его суть – передать управление убыточными предприятиями в сфере общественного питания, бытовых услуг и торговли в частные руки.
Чтобы избежать ухудшения ситуации, на фирмах с доверительным управлением планируется проводить ежеквартальные проверки. Если же новые владельцы не будут соблюдать условия договора, то контракт с ними расторгнут.
Аренда торговых мест на муниципальных рынках Омска выросла на 30–35 процентов. Основной причиной повышения расценок специалисты департамента недвижимости называют федеральный закон, на основании которого с 2003 года арендная плата за землю под торговые места увеличилась в 1,8 раза.
Еще одной причиной увеличения аренды являются возросшие отчисления в фонд оплаты труда и по единому социальному налогу.
В Нижегородской области резко возросло количество доносов населения, касающиеся укрывательства граждан от уплаты налогов. Сотрудники областного УМНС объясняют это увеличением количества разводов. Дело в том, что больше всего доносов поступает от обиженных жен и любовниц, а также от соседей или людей, которым не доплатили зарплату. По большей части фактических нарушений в этих жалобах нет.
Для дальнейшей проверки и вмешательства сообщения направляются в налоговую полицию.
Минфин и Минэкономразвития договорились со следующего года отменить контроль за крупными расходами граждан. Кроме того, ведомства решили упростить процедуру возмещения НДС для экспортеров и строителей.
С 2004 года у застройщиков появится право вычитать суммы НДС в момент осуществления инвестиций. А перечень документов, обосновывающих нулевую ставку НДС при экспорте, сократится до двух – контракта и таможенной декларации. При этом налоговый вычет, возвращаемый экспортеру, необходимо будет подтвердить счетом-фактурой и платежным поручением.
Верховный Суд решением от 12.02.2003 № ГКПИ 03-49 вновь признал незаконной плату за загрязнение окружающей среды, утвержденную постановлением Правительства от 28.08.1992 № 632.
Напомним, что Конституционный Суд в определении от 10.12.2002 № 284-О не нашел в постановлении никаких нарушений Конституции. Однако он не учел, что базовые нормативы платежей должны быть введены Правительством. В настоящее время таких нормативов нет, а ранее действующие были отменены приказом Минприроды от 12.04.2002 № 187.
Госдума приняла в третьем чтении изменения в Уголовный кодекс, которые касаются ответственности за нарушение авторских и смежных прав. По этому документу, приобретение, хранение и перевозка «пиратских» экземпляров произведений или фонограмм в крупных размерах наказывается штрафом от 20 тыс. до 40 тыс. рублей или в размере заработной платы за 2–4 месяца, либо обязательными работами на 180–240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Деяния считаются «крупными», если стоимость продукции или прав на использование авторства превышает 10 тыс. рублей.
12.03.2003
Правительство РФ утвердило правила добровольной уплаты в Фонд социального страхования (ФСС) РФ отдельными категориями страхователей взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Как сообщает Департамент правительственной информации, соответствующее постановление 5 марта 2003 года подписал премьер-министр Михаил Касьянов.
Правила устанавливают порядок уплаты взносов в ФСС следующими страхователями: организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход или единого сельхозналога; адвокатами, индивидуальными предпринимателями (в том числе членами крестьянских (фермерских) хозяйств), физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями (занимающимися частной практикой нотариусами, частными детективами, частными охранниками и др.), а также родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера.
Работодатели производят ежемесячно начисление страховых взносов исходя из тарифа страховых взносов в размере 3% выплат и иных вознаграждений работникам. Страховые взносы на обязательное социальное страхование адвокатов, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, членов родовых, семейных общин малочисленных народов Севера начисляются в размере 3.5% на полученные ими доходы.
Правительство имеет достаточно возможностей для ускорения процесса снижения ставки единого социального налога. Такое мнение, выступая сегодня на заседании коллегии Минфина, высказал глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Жуков. "У нас еще есть резервы по снижению ЕСН, а также некоторых других налогов. Расширение налогооблагаемой базы и ускорение темпов экономического роста позволит сохранить на необходимом уровне налоговые доходы бюджета", - сказал он.
Вместе с тем, А.Жуков предложил Правительству рассмотреть возможность отсрочки отмены налога с продаж, которая должна произойти с 2004 года. По его мнению, пока нет полной ясности, каким образом будут компенсироваться выпадающие доходы регионов РФ, связанные с отменой этого налога.
Коснувшись вопроса формирования стабилизационного фонда, А.Жуков отметил, что нет необходимости накапливать в фонде объем средств, предложенный Минфином (8.7% от ВВП).
Минэкономразвития предлагает оптимизировать систему подачи документов, необходимых для предоставления компаниям-экпортерам нулевой ставки налогогобложения и возмещения НДС при вывозе их продукции из РФ. Об этом на заседании Торгово-Экономического Совета заявил сегодня руководитель департамента налоговой политики Минэкономразвития Михаил Орлов. Он отметил, что количество документов, предоставляемых в налоговые органы компаниями, должно быть существенно сокращено. Помимо этого, по словам М.Орлова, Минэкономразвития считает необходимым исключить авансовые платежи из налоговой базы экспортирующих компаний.
М.Орлов отметил, что соответствующие предложения уже были направлены Минэкономразвития в заинтересованные министерства и ведомства. Наибольшее количество вопросов по предложениям Минэкономразвития естественно возникли у Министерства по налогам и сборам, отметил глава департамента налоговой политики.
Напомним, что в 2002 году удельный вес экспорта РФ в мировом объеме экспортируемой продукции составил около 1.7%, увеличившись с 1% в 2001 году. 15% российского экспорта приходится на долю СНГ, 85% на страны дальнего зарубежья. Причем, из этих 85% на долю стран Европейского Союза приходится 35%.
Министерство финансов РФ предлагает в 2004 году увеличить базовую ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и газ. Такие предложения содержатся в проекте "Основных направлений налоговой реформы на 2003-2005 годы", который будет рассмотрен на заседании Правительства 13 марта 2003 года. Эти меры должны компенсировать снижение налоговой нагрузки на сырьевой сектор в результате изменения ЕСН и НДС. Действие специфической ставки НДПИ при добыче нефти предлагается сохранить до 2011 года.
Кроме того, предлагается отменить акциз на природный газ с компенсацией связанных с этим потерь федерального бюджета за счет увеличения ставки таможенной пошлины при экспорте природного газа с 5% до 20%, а также некоторого увеличения НДПИ при добыче газа. По мнению Минфина, сверхприбыль газоторгующих организаций, обусловленная существенным различием в уровне цен газа по внутренним и внешним поставкам, должна изыматься не с помощью акциза, а с помощью экспортной пошлины. Одновременно предлагается отказаться от существующей адвалорной ставки НДПИ при добыче природного газа в пользу специфической ставки.
Минфин предлагает также перераспределить в пользу федерального бюджета пропорции зачисления НДПИ при добыче углеводородов. При этом отмечается, что у регионов должны быть сохранены ранее получаемые ими доходы в абсолютном выражении.
Министерство финансов РФ считает возможным с 2006 года снизить общую ставку НДС с 20% до 15%. Такие предложения содержатся в проекте "Основных направлений налоговой реформы на 2003-2005 годы", который будет рассмотрен на заседании Правительства 13 марта 2003 года. Постановка и решение этого вопроса возможна "в случае благоприятной финансовой ситуации в течение 2005 года", отмечается в проекте документа.
Только за счет этой меры в 2006 году будет обеспечено снижение налоговой нагрузки примерно на 160 млрд. руб., или 0.9% ВВП.
В России к маю 2003г. предполагается создание новой саморегулируемой организации - Национального совета по финансовой отчетности, в который будут входить как представители бизнес-сообщества, так и государственных органов. Как сообщил сегодня на пресс-конференции руководитель комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по налогам и бюджетной политике, гендиректор ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" Каха Бендукидзе, Национальный совет будет осуществлять методологическое регулирование бухучета предприятий в связи с переходом на международные стандарты финансовой отчетности.
"В ближайшие две недели юристы проведут анализ того, какую форму должен иметь Национальный совет. Скорее всего, его структура будет повторять структуру Международного совета по финансовой отчетности", - сообщил Каха Бендукидзе. В составе Национального совета будет попечительский совет и исполнительные структуры, включающие представителей профессионального сообщества (аудиторов, бухгалтеров и др.). К.Бендукидзе также выразил мнение, что в национальный совет должны войти представители Минфина РФ, МЭРТ РФ, ЦБ РФ, МАП РФ, Госстандарта РФ и ФКЦБ РФ. Возможно также привлечение к работе совета Министерства сельского хозяйства и Министерства юстиции.
Московская городская дума приняла закон, который устанавливает пониженную ставку налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов. Теперь они будут платить 14-процентный налог на прибыль.
Надо отметить, что льгота не распространяется на прибыль, которую фирмы получат от производства и реализации подакцизных товаров и полезных ископаемых. Кроме того, также полностью облагаются налогом доходы в виде имущества, работ, услуг, которые организация получила в качестве пожертвований или целевого финансирования, но использует не по назначению. По мнению депутатов, закон должен предотвратить «утекание» денег из городского бюджета.
Правительство Челябинской области приняло постановление о проведении в этом году переоценки стоимости строений, сооружение и помещений, которыми владеют граждане. При этом максимальные коэффициенты пересчета увеличены на 30 процентов.
Переоценка поможет приблизить налоговую стоимость недвижимости к ее реальной цене. То есть власти увеличат налогооблагаемую базу по налогу на имущество.