04.11.2002
На этой неделе руководитель Департамента организации налогового контроля МНС Виктор Сашичев сообщил, что министерство планирует внести в Госдуму новую редакцию закона о контрольно-кассовых машинах. По мнению налоговиков, действующий закон 1993 года уже морально устарел.
В частности, министерство хочет контролировать применение ККМ вместе с полицией и сотрудниками МВД. Но г-н Сашичев пообещал, что МНС проследит, чтобы порядок проверок был четко разграничен.
Также из закона исчезнут санкции за неприменение ККМ – они «переедут» в Кодекс об административных правонарушениях. Кроме того, опять изменится перечень организаций, которым разрешат не применять кассовые машины. Однако владельцы такси и маленьких ларьков вряд ли окажутся в этом списке.
01.11.2002
Пермские законодатели считают, что принятый летом закон о едином налоге на вмененный доход – полная ерунда, и он только внесет путаницу в жизнь бизнесменов региона. Поэтому они предлагают пока не вводить «вмененку», а ограничиться лишь упрощенной системой налогообложения.
Напомним, что уже с 1 января начнут действовать две новые главы Налогового кодекса – об упрощенной системе налогообложения и едином налоге на вмененный доход. При этом на «вмененку» могут перейти организации и предприниматели, которые занимаются ремонтом и техобслуживанием машин, общепитом, розничной торговлей, а также оказывают бытовые, ветеринарные и автотранспортные услуги. Ставка налога составит 15 процентов от дохода. А право решать, вводить этот налог или нет, российские власти предоставили регионам.
Законодатели считают, что информация о заплаченных бизнесменами налогах, а также задолженности, которая числится за отдельным налогоплательщиком, не должна относиться к налоговой тайне. Инициатором таких поправок в Налоговый кодекс стал бюджетный комитет Госдумы.
По мнению депутатов, эти сведения просто необходимы властям регионов, так как данные о динамике платежей помогут вовремя вносить изменения в законы. Кроме того, власти смогут поддержать фирму, которая столкнулась с финансовыми трудностями – в случае необходимости ей дадут кредит. Это предотвратит банкротство организации, а государство не лишится налогоплательщика.
Налоговики недовольны тем, что предприниматели не хотят показывать всю выручку от торговли. Их возмущает, что нечестные бизнесмены договариваются с хакерами, и те корректируют в нужную сторону фискальную память контрольно-кассовых машин. Поэтому МНС собирается в законе прописать статус информации в ККМ, и отправлять «умельцев», которые их взламывают, в места не столь отдаленные.
По подсчетам МНС, из-за «находчивости» торговцев российский бюджет теряет как минимум 100 млрд рублей в год. Этим и объясняется стремление налоговиков подправить законы.
Налоговикам все же придется отменить свое злополучное письмо, содержащее «черный список» банков, чьи клиенты подозреваются в незаконном возмещении НДС, то есть лжеэкспорте. МАП постановил, что ведомство Геннадия Букаева нарушает антимонопольное законодательство и ограничивает конкуренцию на рынке финансовых услуг.
Напомним, что еще в сентябре прошлого года фискалы разделили всех экспортеров на «традиционных» и «нетрадиционных». К последним они причислили тех, кто пытался неправомерно возместить НДС. Но если банк имел хотя бы одного такого «неблагополучного» клиента, в «черный список» автоматически попадали все остальные работающие с ним экспортеры. МАП посчитал, что своими действиями МНС фактически ограничило экспортерам выбор финансовых организаций – вряд ли кто-то из них захочет числиться в списках «нетрадиционных».
Теперь же справедливость будет восстановлена – по решению антимонопольного ведомства, налоговики должны отменить свое письмо до 10 ноября.
Скоро фирмы и предприниматели будут банкротиться в соответствии с новым законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ. В документе установлены основания, по которым должник признается банкротом, а также порядок и условия процедуры банкротства.
Если фирма или предприниматель просрочили свои платежи больше чем на три месяца, то они становятся кандидатами на звание «банкрот». Кредиторы могут подать на них жалобу в арбитражный суд. Суд заведет дело о банкротстве, если организация задолжала не меньше ста тысяч, а гражданин – от десяти тысяч рублей. При этом судебная процедура не спасет от расплаты: по новому закону с должника можно требовать деньги на любой стадии банкротства.
31.10.2002
С 1 октября 2003 года в России планируется переход в оплате труда бюджетников от единой тарифной сетки к отраслевым системам оплаты труда. В Министерстве труда РФ напомнили, что в настоящее время работа бюджетников оплачивается на основе единой тарифной сетки (ЕТС), которая была введена указом президента в августе 1992 г.
В Минтруда подчеркивают, что действующая система оплаты труда бюджетников в недостаточной степени отражает дифференциацию производимого труда и ее оплату. Отмечается также, что ряд нормативных актов по оплате труда бюджетников был принят еще в 1940-50-х годах и сильно устарели.
В результате реформы системы оплаты труда бюджетников планируется в каждой отрасли ввести свою систему оплаты труда. Она должна в большей степени учитывать отраслевую и региональную специфику производимых бюджетниками работ.
Вместе с тем, сообщает ИАА "УралБизнесКонсалтинг", в Министерстве финансов РФ имеются серьезные сомнения относительно возможностей изыскать средства и источники для повышения оплаты труда бюджетников, которое должно произойти в результате изменения системы. По оценке Минфина, на повышение зарплат бюджетников в связи с реформой потребуется около 10,5 млрд. рублей.
По предварительной оценке, в результате реформы зарплата работников здравоохранения повысится в 1,15-1,8 раза. Оклады работников культуры увеличатся в 1,2-1,5 раза.
Специальный закон, который будет регулировать деятельность объединений работодателей (ОР), может появиться уже в этом году. Сегодня его приняла Госдума, теперь слово за Советом Федерации и Президентом.
В законе дается определение этой организации, порядок ее создания и ликвидации, а также ее права и обязанности. В частности, объединения вправе отстаивать интересы своих представителей перед другими организациями и государственными структурами. У работодателей, которые входят в состав ОР, будет возможность вносить свои предложения по улучшению наших законов.
У бизнесменов появилась возможность принять непосредственное участие во всех преобразованиях, которые проводят в жизнь российские власти. Буквально на днях на сайте www.reformline.ru был запущен проект «Линия реформ», который поможет чиновникам наладить диалог с представителями деловых кругов.
Все желающие могут пойти по этой ссылке и прямо на сайте прокомментировать действия властей и проблемы, с которыми сталкиваются новые и уже давно действующие фирмы. Замечания, предложения и случаи из жизни будут обобщаться и анализироваться. Это поможет правителям понять, что же мешает нашему бизнесу успешно развиваться.
Более того, на сайте и в СМИ регулярно будут появляться ответы представителей власти на самые распространенные вопросы и замечания участников.
Задачи правительства РФ в области социально-экономического развития на ближайшую перспективу определяются, прежде всего, планом действий правительства России по реализации программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы). Об этом сообщается в материалах Минэкономразвития, подготовленных к заседанию прави
В рамках реформы социальной сферы предусматривается подготовка к реформированию оплаты труда работников бюджетной сферы и переходу от организации оплаты труда на основе ETC к отраслевым системам оплаты труда; обеспечение снижения задолженности по выплате заработной платы; подготовка нормативных правовых актов, необходимых для реализации закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".
К концу года предстоит рассмотреть проект главы части второй Налогового кодекса РФ, регулирующей порядок исчисления и уплаты налога на недвижимость. Он заменит налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог.
В рамках дебюрократизации экономики после принятия закона об основах технического регулирования предстоит начать активное приведение законодательных актов в соответствие с ним.
В ближайшее время необходимо рассмотреть закон, закладывающий основу для создания системы гарантирования банковских вкладов граждан. Предстоит завершить в основном комплекс подготовительных мероприятий по внедрению международных стандартов в практику бухгалтерского учета и отчетности в кредитных организациях. Базовой предпосылкой введения МСФО должно стать принятие нового федерального закона "О бухгалтерском учете". Соответствующие коррективы должны быть внесены также в налоговое законодательство. Ряд важных проектов федеральных законов предстоит разработать в рамках задачи развития фондового рынка и инвестиционных институтов.
Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", принятый Госдумой 11 октября 2002 года и одобренный Советом Федерации 16 октября 2002 года. Об этом сообщает пресс-служба президента.
Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект "О внесении дополнений в закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Законопроект устанавливает единую норму беспрепятственного вывоза из РФ наличной иностранной валюты в размере, не превышающем сумму, эквивалентную 1,5 тыс. долл., как для резидентов, так и для нерезидентов.
Согласно документу, принятие порядка, уравнивающего права резидентов и нерезидентов, будет способствовать развитию туризма, снятию напряженности в отношениях с иностранным партнерами, а также благотворно скажется на деловой активности иностранцев в РФ. Кроме того, отмечается, что введение такой нормы соответствует международной практике стран участниц ВТО.
За принятие законопроекта проголосовали 273 депутата, 72 - против, воздержавшихся нет.
Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"", принятый Госдумой 27 сентября 2002г. и одобренный Советом Федерации 16 октября 2002г., сообщает пресс-служба главы государства.
Согласно поправкам, операции денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается операция, превышает 600 тыс. руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тыс. руб. Согласно закону, к таким операциям относятся операции с денежными средствами в наличной форме, зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита, операции с ценными бумагами, операции по банковским счетам (вкладам), также сделки с движимым имуществом. Операции с денежными средствами или иным имуществом, согласно законопроекту, подлежат обязательному контролю, в случае если хотя бы одной стороной является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.
МНС совместно с Минфином и Госзнаком решили в следующем году заменить действующие федеральные акцизные марки на алкогольную продукцию. Об этом вчера сообщил замминистра по налогам и сборам Борис Король.
По словам г-на Короля, на это есть несколько причин. Во-первых, российские «умельцы» научились довольно качественно подделывать действующие марки. Для их производства они используют хорошее типографское оборудование. Кроме того, МНС хочет зафиксировать на новых марках конкретные объемы тары, в которой продается спиртной напиток. Налоговики считают, что при существующем маркировании у предприятия есть возможность скрыть почти треть выпускаемой продукции.
МНС полагает, что новые марки введут уже во втором квартале 2002 года.
Налоговики хотят изменить действующее «алкогольное» законодательство и обложить акцизами производство всей спиртосодержащей продукции. По мнению МНС, сейчас в законах есть много недостатков, которые позволяют бизнесменам уклоняться от налогов.
Во-первых, это отсутствие квот и маленькая ставка акциза на денатурированный спирт, что позволяет делать из него фальшивый алкоголь. Кроме того, законодательство не обязывает декларировать объем производства и оборота спиртосодержащей непищевой продукции. Поэтому трудно проконтролировать, сколько спирта использовали фирма или предприниматель.
Еще налоговики недовольны, что так называемая «косметическая» продукция, содержащая спирт, не отнесена к подакцизным товарам, тогда как некоторые граждане употребляют ее как горячительные напитки.
А еще фискалы хотят увеличить пошлину на импорт спирта, чтобы не пропустить на российский рынок более дешевое сырье для производства алкоголя.
Все свои предложения МНС уже направило в Минэкономразвития.
Столичные власти придумали, как можно бороться с так называемыми «мертвыми» фирмами, которые создаются по поддельным документам и таким образом скрываются от налогов. Они хотят ввести городской реестр печатей всех действующих фирм и предпринимателей. А тех, кто не подаст в него информацию о своих штампах, градоначальники предлагают штрафовать.
Дело в том, что сейчас российское законодательство устанавливает лишь обязанность иметь официальную печать, а обязанность ее регистрировать – нет. Московские власти считают, что этого недостаточно, так как отсутствие контроля за изготовленными и уничтоженными штампами фирм ведет к увеличению числа поддельных документов и созданию фирм «на бумаге».
Проект закона об административной ответственности за применение незарегистрированных печатей поручили продумать специально созданной рабочей группе. Власти рассчитывают, что новый документ начнет действовать уже в первой половине 2003 года.
Для торговых фирм и предпринимателей Госкомстат приготовил сюрприз в виде новой отчетности за 2002 год. Постановлением от 02.10.2002 № 192 он утвердил форму, в которой до 17 февраля 2003 года фирмы, торгующие оптом и в розницу, должны сообщать сведения о продаже и запасах своих товаров. А для работающих в рознице предпринимателей предусмотрена специальная анкета. Ее нужно сдать в территориальное отделение Госкомстата не позднее 25 сентября будущего года.
30.10.2002
Минфин и Минэкономразвития до конца года разработают критерии отбора предприятий, переход которых на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) с 2004 года будет обязательным. Об этом в беседе с журналистами сообщил заместитель министра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович. "Работа ведется активно, в следующем году уже будут приниматься соответствующие поправки в законодательство", - отметил он.
А.Дворкович сказал, что "практически наверняка" переход на МСФО с 2004 года будет обязательным для всех публичных компаний. Однако этот критерий, возможно, будет не единственным, подчеркнул он.
Напомним, что российские банки переходят на МСФО с 1 января 2004 года.
Министерство экономического развития и торговли РФ не поддержит инициативы по переносу сроков отмены налога с продаж. Об этом в беседе с журналистами заявил заместитель министра Аркадий Дворкович.
Как отметил А.Дворкович, ресурсы по замещению доходов, выпадающих в связи с отменой НСП, "можно найти прежде всего в сфере природных платежей и имущественных налогов". Кроме того, по его словам, значительную часть потерь от отмены НСП должно покрыть введение аукционов по продаже лицензий на недропользование. Соответствующие предложения содержатся в подготовленном Минэкономравзвития законопроекте "О недрах", отметил он. Напомним, что налог с продаж (в настоящее время его ставка составляет 5%) должен быть отменен с 1 января 2004 года. Вместе с тем, в последнее время активно обсуждается возможность переноса сроков его отмены. В частности, такой вариант событий не исключает и министр финансов Алексей Кудрин.
А.Дворкович также сообщил, что в декабре текущего года состоится заседание Правительства РФ, на котором будут рассмотрены вопросы налоговой политики государства.
Мосгордума приняла сегодня на заседании закон "О признании утратившими силу законов г.Москвы о льготах по подоходному налогу с физических лиц". Это сделано в целях приведения в соответствие с Налоговым кодексом РФ законодательства г.Москвы. Закон, устанавливающий эти льготы, был принят в 1997г. Он устанавливал, что в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются суммы выплат социально незащищенным категориям граждан в рамках реализации Комплексной программы мер социальной защиты жителей столицы, а также суммы выплат на лечение граждан, включая оплату проезда к месту лечения.
Кроме того, не подлежали налогообложению доходы, полученные физлицами от операций с ценными бумагами, совершаемые по договорам с организациями - профессиональными участниками рынка ценных бумаг, и от продажи паев Паевых инвестиционных фондов (ПИФов), инвестирующих денежные средства в эмиссионные ценные бумаги.
В соответствии с Налоговым кодексом, органы законодательной власти регионов утратили право устанавливать льготы по подоходному налогу с физических лиц. В то же время льготы, период действия которых не был прописан в законе 1997г., могли продолжать действовать.
По мнению депутатов МГД, отмена законов, устанавливающих льготы, не ухудшит положение московских налогоплательщиков. Новый закон вступит в силу с 1 января 2003г.