27.11.2002
Наконец-то, выяснилось, что у Минтруда и Минэкономразвития нет разногласий по поводу негосударственных пенсионных фондов. Поправки, которые внесло в законопроект о НПФ ведомство Германа Грефа, носят чисто редакционный характер, а не исправляют документ по существу. Об этом сообщил министр труда и социального развития Александр Починок.
Он также напомнил, что к пенсионерам будут «подпускать» только обеспеченные фонды, которые имеют капитал не менее 30 млн рублей. По словам министра, такая мера поможет защитить клиентов фонда. Однако у маленьких НПФ будет возможность присоединиться к реформе в 2009 году.
Еще законодатели хотят запретить НПФ рассчитываться с клиентом за счет денег другого. То есть пенсионные накопления станут личным владением гражданина.
По мнению Александра Починка, закон о НПФ должен быстро пройти через Думу. Поэтому граждане России скоро будут выбирать, кому доверить свои пенсионные накопления: государству или НПФ.
В ближайшие два года бизнесменам не стоит ждать «подарков» от чиновников. Вчера замминистра финансов Сергей Шаталов сообщил, что его ведомство считает, что действующую 20-процентную ставку НДС и льготы по этому налогу необходимо сохранить до 2005 года.
Если же говорить о ЕСН, то Минфин предлагает снизить ставку этого налога примерно на 5 процентов. Но это должно произойти тоже не раньше 2005 года. При этом регрессивную шкалу взимания ЕСН планируется сохранить.
Минфин и Минсельхоз поддержали предложение депутатов ввести разные ставки акциза на легкое и крепкое пиво. Таким образом, пиво крепостью более 6 градусов станет значительно дороже, а легкое – привлекательнее для покупателей. Возможно, нововведение произойдет весной одновременно с очередной индексацией налога.
Доля крепкого пива на рынке составляет всего 20 процентов. По мнению специалистов, сейчас все больше россиян отдает предпочтение слабоалкогольным напиткам. Поэтому дифференциация акцизов будет на руку не только производителям, но и потребителям пива.
Сейчас акциз на все виды хмельного напитка крепостью от 0,5 до 8,6 градусов одинаковый – 1,12 рубля. Кстати, Союз пивоваров выступил с предложением заморозить его на таком уровне до 2005 года, так как последняя индексация налога уже обогнала инфляцию.
Власти Кемеровской области отменили налог с продаж. Вместо него они ввели сбор на нужды образования в размере 1 процента от фонда заработной платы.
Однако, по подсчетам администрации, новый сбор принесет в казну сумму в два раза меньшую, чем отмененный налог. Поэтому кемеровским предпринимателям стоит ожидать еще одного малоприятного новшества – сбора на уборку территорий, за счет которого власти думают покрыть убытки местного бюджета. Его будут взимать в размере 1 процента с выручки от реализации.
Налоговики подозревают крупнейшую российскую алмазную компанию в неуплате поистине огромных сумм налогов. В середине ноября руководство якутской «АЛРОСА» получило акт налоговой проверки, утверждающий, что компания недоплатила государству около 30 млрд рублей, то есть почти 1 млрд долларов.
Проверка, в которой участвовало около 250 сотрудников УМНС по Республике Саха, началась в марте и длилась более полугода. Причем фискалов интересовал исключительно период с 1999 по 2001 год. После ревизии налоговики «инкриминировали» компании массу нарушений, связанных с арендными платежами, уплатой НДС, налога на прибыль и валютными операциями.
Сами же представители «АЛРОСА» связывают все «придирки» фискалов с политическими «играми» властьимущих. А чтобы разобраться в правомерности претензий налоговиков, они пригласили специалистов – с их помощью будет составлен так называемый протокол разногласий. В компании уверены, что около 90 процентов претензий удастся снять.
Скорее всего, в ближайшее время уголовная ответственность несознательным налогоплательщикам не «светит». В конце прошлой недели председатель Комитета по законодательству Госдумы Елена Мизулина заявила, что в этом году народные избранники не успеют принять поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие наказание за налоговые преступления.
Напомним, что полицейские подготовили документ, вносящий изменения в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса. За нарушение налоговых законов авторы предложили конфисковывать имущество. Также нельзя будет добиться закрытия дела, заплатив требуемую налоговиками сумму (сейчас это называется «деятельным раскаянием»). Правда это коснется только тех, кто обвиняется в уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах. Кроме того, уголовную ответственность введут и для налоговых агентов – организаций или предпринимателей, которые удерживают налоги с других лиц.
Правительство подарило фирмам еще одну возможность сократить налог на прибыль. Постановлением от 15.11.2002. № 828 министры установили компенсацию за использование для служебных поездок личного мотоцикла сотрудника. Она выдается ежемесячно и равна 600 рублей. Выплату можно отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Это позволяет сократить налоговую базу.
Пользователи упрощенной системы налогообложения смогут воспользоваться «подарком» только с 1 января 2003 года. С того же времени на производственные расходы они будут списывать полевое довольствие и суточные, выплаченные сотрудникам.
Транспортный налог с 1 января 2003 г должны будут платить все граждане, транспортные средства которых стоят на учете, независимо от того, как автовладелец ими распоряжается, сообщили ПРАЙМ-ТАСС в Управлении Министрества РФ по налогам и сборам по г.Москве.
Вне зависимости от того, продана ли машина по доверенности, находится в угоне или не эксплуатируется в связи с техническим состоянием, автовладелец получит уведомление на уплату транспортного налога. Уведомления будут направляться налоговыми органами ежегодно с января по конец мая.
В столичном УМНС напоминают, что с 1 января 2003 г вступает в силу новая система уплаты транспортного налога. Налог на пользователей автодорог и налог на владельцев транспортных средств, которые в настоящее время уплачивают автовладельцы, заменит единый транспортный налог. Основанием для начисления налога будет служить факт постановки на учет автомобиля в ГИБДД. Организации, регистрирующие транспортные средства, обязаны предоставить в налоговые органы базы данных о зарегистрированных транспортных средствах. Сейчас налоги на пользователей автодорог и владельцев транспортных средств уплачиваются при прохождении технического осмотра.
Автовладельцам, не использующим свои транспортные средства по причине их негодности, необходимо в установленном законом порядке провести процедуру ликвидации регистрации и снять автомобиль с учета. В противном случае придется платить транспортный налог за неиспользуемый автомобиль. Те автовладельцы, кто выдали доверенность до 24 июня нынешнего года, могут представить ее копию в ИМНС вместе с заявлением о том, что машиной они фактически не пользуются. Налоговые органы обратят требование налога на настоящего пользователя.
Платить транспортный налог будут не только владельцы машин, но и обладатели мотоциклов, мотороллеров, автобусов, самолетов, вертолетов, теплоходов, яхт, парусных судов, катеров, снегоходов, мотосаней, моторных лодок и гидроциклов. Не будут облагаться налогом лишь моторки с двигателем мощностью не выше 5 л.с., машины для инвалидов и сельхозтехника.
Ставка транспортного налога увеличивается в зависимости от мощности двигателя. Для владельцев автомобиля с мощностью двигателя менее 100 л.с. максимальная ставка налога составит 10 руб за 1 л.с. Если мощность двигателя 100-150 л.с., ставка составит 20 руб за 1 л.с., при мощности 150-200 л.с. - 30 руб за 1 л.с., за машину с двигателем мощностью 200-250 л.с. - 50 руб за 1 л.с., а владельцам машин с мощностью двигателя свыше 250 л.с. - 100 руб за 1 л.с.
Согласно законодательству региональные власти имеют право варьировать ставку налога. Так в Москве владельцы автомобилей мощностью менее 70 л.с. вообще освобождены от налога, однако для иностранных автомобилей бизнес-класса ставки налога выше, чем указано в федеральном законе. Условия, сроки уплаты и ставку налога принимает законодательное собрание каждого субъекта Федерации.
В настоящее время налоги на пользователей автодорог и владельцев транспортных средств уплачивается не меньше, чем за полгода. Согласно новой схеме налог будет рассчитываться по месяцам: отношение числа месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде определяет коэффициент для расчета налога. Пример: если машина куплена в ноябре 2002 года, транспортный налог придется платить всего за два месяца /ноябрь и декабрь/, а не за шесть, как раньше.
Юридические лица сами будут рассчитывать транспортный налог и предоставлять отчетность в налоговую инспекцию. Для каждого физического лица-автовладельца налоговые органы будут рассчитывать сумму налога и предъявлять к оплате в определенные сроки.
За просрочку платежа будет начисляться пени /1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки/. Одновременно налоговые органы будут напоминать о необходимости уплаты. Затем, в случае неуплаты, решение вопроса перейдет к судебным приставам.
Минэкономразвития выступает за установление минимального налога на операции с ценными бумагами. Об этом, выступая на конференции "Финансовый рынок: инструменты и инфраструктура", сообщил заместитель министра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович. По его словам, Минэкономразвития предлагает установить налог на операции с ценными бумагами любым сроком обращения в размере 0.2% от номинального объема выпуска с одновременным введением верхнего предела. Например, 0.2% от номинального объема, но не более 100 тыс. руб., сообщил А.Дворкович. Он также отметил, что Минфин предлагает ввести ограничение в размере 10 тыс. руб. "Мы считаем, что этого недостаточно, но возражать не будем, поскольку налог на операции с ценными бумагами должен быть минимальным и не должен приводить к тому, что эти заимствования становятся слишком дорогими для инвестора", - считает А.Дворкович.
Количество юридических лиц, не подавших заявления о регистрации до 1 января 2003 года, может составить около 2 млн. Такое мнение высказал сегодня на брифинге министр РФ по налогам и сборам Геннадий Букаев. По его словам, юрлица, своевременно не подавшие заявления о регистрации в налоговые органы и не включенные в единый государственный реестр юрлиц, будут ликвидированы.
Председатель Государственного таможенного комитета (ГТК) Михаил Ванин в свою очередь сообщил, что в течение первого полугодия 2003 года реестр будет разослан по всем таможням и пунктам пропусков. "Организации, которые не будут значиться в реестре, не будут получать грузы и будут лишены возможности осуществлять внешнеэкономическую деятельность", - подчеркнул М.Ванин.
Глава МНС отметил, что в настоящее время регистрация юрлиц "проходит нормально". "На данный момент мы не имеем ни одного судебного разбирательства по затягиванию сроков регистрации, что говорит о надлежащей работе налоговых органов", - констатировал он. Г.Букаев напомнил, что все действующие юрлица обязаны подать заявления о регистрации до 1 января 2003 года.
Налоговые органы планируют с 1 июля 2003 года начать регистрацию предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Об этом сегодня на брифинге сообщил министр РФ по налогам и сборам Геннадий Букаев. По его словам, соответствующий законопроект "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" был внесен в Госдуму вчера, 25 ноября 2002 года. Поправки были подготовлены МНС совместно с Минэкономразвития и председателем думского Комитета по законодательству Павлом Крашенинниковым.
Законопроект устанавливает единый порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей на основе единых принципов, форм, методов регистрации и ведения государственного реестра. Таким образом будет создана единая система госрегистрации субъектов предпринимательской деятельности, отметил министр.
Глава МНС выразил уверенность, что данные поправки будут приняты до конца текущего года, так как они улучшают положение налогоплательщиков.
Российские банки должны завершить переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) к 2005 году. Такое понимание вопроса изложил журналистам директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский.
Он напомнил, что в одобренной Правительством и Банком России стратегии развития банковского сектора запланирован "переход кредитных организаций на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности с 1 января 2004 года". А.Симановский подчеркнул, что речь не идет о переносе данного срока, и такой вопрос даже не поднимается. По словам директора департамента, необходимо уточнение термина "переход". В его понимании, речь идет о начале использования регулятивных норм и требований с 2004 года. В течение 2004 года банки должны будут наладить учет и соответствующим образом переоснастить имеющиеся программные комплексы.
По итогам 2004 года, то есть по состоянию на 1 января 2005 года, российские банки сдадут отчетность уже по новым правилам. "Думаю, что она уже не будет пробной", - сказал С.Симановский.
Часть необходимых инструкций Банк России выпустит еще в 2002 году, а оставшуюся часть - в 2003 году, уточнил А.Симановский. По его словам, аудит по международным стандартам в России проходит около 100 банков, однако полный учет по МСФО осуществляют не более 15, среди которых, в основном, дочерние организации иностранных банков.
Государственный таможенный комитет (ГТК) и Министерство РФ по налогам и сборам (МНС) выработают новый порядок передачи документов, связанных с подтверждением вывоза товаров. Об этом сегодня, 26 ноября 2002 года, на совместном брифинге сообщил председатель комитета Михаил Ванин. По его словам, до 1 февраля 2003 года ведомства завершат согласование проекта постановления Правительства "О создании единой государственной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации".
Глава ГТК отметил, что уже в I квартале следующего года будет организована передача электронных сообщений о фактах вывоза товаров с таможенной территории РФ на постоянной основе. "Мы постараемся максимально ускорить процесс обмена документами, что позволит оперативно заносить изменения в базу данных участников ВЭД и выявить нарушения", - сказал он.
По мнению министра РФ по налогам и сборам Геннадия Букаева, данный порядок позволит исключить применение налогоплательщиками мошеннических схем, связанных с экспортной льготой по НДС и ускорит сроки возмещения налога добросовестным налогоплательщикам. Говоря о предложении Минэкономразвития по сокращению количества документов при возмещении НДС, глава МНС отметил, что "число документов должно быть необходимым для выявления "лжеэкспортных" операций и необоснованного возврата НДС"
Министерство РФ по налогам и сборам (МНС) поручило своим управлениям по субъектам РФ организовать работу по предоставлению налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль в случае нарушений при зачислении этого налога в региональные бюджеты. Соответствующее письмо МНС о ставках по налогу на прибыль имеется в распоряжении AK&M.
Как отмечает МНС, необходимость этих мер вызвана тем, что исчисление сумм налога на прибыль в ряде субъектов РФ производится по ставкам, которые не соответствуют предусмотренным в Налоговом кодексе. Нормативные правовые акты законодательных органов субъектов РФ, нарушающие порядок зачисления налога на прибыль в региональные бюджеты, не могут быть признаны соответствующими НК и не должны приниматься к исполнению, подчеркивается в письме.
МНС напоминает, что зачисление налога на прибыль в бюджет субъекта РФ и в местные бюджеты должно производиться в суммах, исчисленных, соответственно, по ставкам не ниже 14.5% (не ниже 10.5% для отдельных категорий налогоплательщиков) и 2%, без разбивки ставок по видам бюджетов.
В настоящее время завершается обсуждение формулировки статей закона "О валютном регулировании", который будет рассмотрен на заседании правительства 28 ноября. И, как рассказал в интервью "Коммерсанту" вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, чрезвычайные ситуации, при которых начинает действовать закон, будут прописаны в нем в общем виде. Министр финансов затруднился назвать ту черту, за которой складывается какая-либо ситуация. По его словам, в "каждом случае требуется уникальное решение о введении особенных мер валютного регулирования. И такой подход уже согласован с Минэкономразвития".
Он также отметил, что осталось противоречие с ведомством Германа Грефа - сколько иметь органов валютного регулирования в правительстве. Сейчас валютный режим контролируют ГТК, МНС и Минфин. Обсуждается, объединить их функции валютного контроля в одном специально созданном органе или сохранить все как есть. Плюсы и минусы есть в каждом варианте, считает Алексей Кудрин. "Однако, по словам Кудрина, - если мы реально рассчитываем в 2007 году сократить объем валютного регулирования, то, соответственно, не следует сейчас создавать новую организацию, которая будет действовать только четыре года. В этом случае потребуется более глубокая реорганизация самих ГТК и МНС".
Глава Минфина также выразил надежду, что 28 ноября закон о валютном регулировании будет обсуждаться в последний раз.
Министерство экономического развития и торговли предложило реформировать пять поимущественных налогов: на имущество организаций, на имущество физлиц, на наследование или дарение, на недвижимость (введенные в двух регионах в плане эксперимента) и земельный налог. Налог предлагается взимать один раз в год, ставка для все налогов устанавливается на уровне 2 проц.
Сроки уплаты, форму отчетности и льготы будут устанавливать региональные или местные власти. Они же будут иметь право понижать ставки этих налогов, установленные Налоговым кодексом. МЭРТ представил такой план реформирования на вчера на парламентских слушаниях, сообщает газета "Время новостей".
Однако министерство пока не определилось с тем, как поступить с наследуемым движимым имуществом, как облагать налогами незарегистрированное имущество и дать ли льготы пенсионерам по налогу на недвижимость.
Верхняя палата российского парламента в среду одобрила поправки в закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", сообщает РИА "Новости". Согласно принятым поправкам, "из числа лицензируемых видов деятельности исключается деятельность по реализации газа, нефти и продуктов их переработки".
Закон, одобренный также нижней палатой парламента, в Совете Федерации представил глава профильного комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Оганес Оганян. Он пояснил сенаторам, что лицензирование является "исключительной мерой государственного регулирования", которая используется "только в тех случаях, когда регулирование не может осуществляться другими методами".
Что касается нефти, газа, а также продуктов их переработки, сказал Оганес Оганян, "в настоящее время, помимо лицензирующих органов, госконтроль за деятельностью по реализации нефти, газа и продуктов их переработки осуществляется, в частности, органами государственного энергетического надзора, органами Госторгинспеции Минэкономразвития, министерством по налогам и сборам, органами государственного пожарного надзора". Все это свидетельствует о том, подчеркнул Оганян, что система госконтроля за реализацией нефти, газа и продуктов их переработки нуждается в совершенствовании с целью устранения излишних административных барьеров.
26.11.2002
Как сообщает пресс-служба Гостаможкомитета РФ, 25 ноября 2002 года впервые в истории российской таможенной службы демонстрация системы электронного декларирования с использованием электронной цифровой подписи проведена на таможенном посту "Каширский" Московской южной таможни Центрального таможенного управления. Первым инспектором, который поставил свою личную цифровую подпись на грузовой таможенной декларации и выпустил товар в свободное обращение, стал председатель Государственного таможенного комитета Михаил Ванин.
Путь к комплексному освоению в таможенной службе информационных технологий открыл Закон об электронной цифровой подписи, который был принятия в начале 2002 года. Электронное декларирование является важным элементом федеральной целевой программы "Электронная Россия". Главное преимущество электронного декларирования – безбумажная технология, позволяющая упростить и ускорить таможенное оформление, минимизировать накладные расходы. Немаловажно и то, что с помощью электронного декларирования импортер непосредственно не общается с таможенным инспектором. Декларант, имея доступ к узлу обработки информации, заполняет таможенную декларацию, снабжает ее электронно-цифровой подписью, вводит другие необходимые сведения и направляет всю эту информацию в виде авторизованного сообщения в адрес регионального таможенного органа. Наличие цифровой подписи предполагает, что данные сведения имеют юридическую силу. Получив от участника внешнеэкономической деятельности /ВЭД/ электронную декларацию, таможенный инспектор проверяет заявленные сведения и принимает решение о выпуске товара в свободное обращение.
На первом этапе развития этой системы к электронному декларированию будут допущены лишь те участники ВЭД, которые обладают определенными программными и аппаратными средствами. Кроме того, они должны быть законопослушными импортерами с "чистой" таможенной "историей", строго соблюдать таможенное и налоговое законодательства.
Как отмечают в ГТК, мировая практика свидетельствует, что правильно построенное электронное декларирование, увязанное с системой управления рисками, приводит к повышению собираемости платежей и снижению количества нарушений, допускаемых как импортерами, так и сотрудниками таможенных органов.
Однако больше всего пользы это нововведение принесет коммерсантам и предпринимателям, занятым внешней торговлей. Реальное ускорение и упрощение таможенных процедур при использовании электронной цифровой подписи даст им возможность значительно повысить товарооборот и сократить накладные расходы.
Минфин намерен предложить Правительству РФ подтвердить решение об отмене налога с продаж с 2004 года. Об этом сообщил журналистам первый замминистра финансов Сергей Шаталов. По его словам, такое предложение будет сделано министерством на заседании Правительства 5 декабря, на котором будет рассматриваться ход налоговой реформы.
С.Шаталов сообщил, что отмена налога с продаж обернется потерями для консолидированного бюджета страны примерно в размере 70 млрд. руб., поэтому необходимо изыскать соответствующие компенсационные меры. По словам замминистра, потери региональных бюджетов от отмены налога с продаж будут компенсированы не полностью. Размер недокомпенсации составить примерно 17 млрд. руб. Частичная компенсация потерь региональных бюджетов должна произойти за счет некоторого увеличения поступлений налога на имущество организаций. Минфин намерен предложить отменить действующие льготы по этому налогу. По словам С.Шаталова, сегодня до 60% базы этого налога выводится из-под налогообложения из-за действующих льгот. Ликвидация льгот по налогу на имущество организаций будет осуществлено путем принятия глав налогового кодекса по имущественным налогам.
Минфин РФ предлагает с 2005 года снизить эффективную ставку ЕСН примерно на 5%. Об этом сообщил журналистам первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов. По его словам, такое предложение будет сделано министерством на заседании Правительства 5 декабря, где будет рассмотрен ход налоговой реформы. Действующая ставка ЕСН равна 35.6% от фонда оплаты труда.
По словам С.Шаталова, снижение эффективной ставки налога может быть произведено за счет снижения его базовой ставки. По другому варианту, добиться аналогичного эффекта позволит сужение диапазона применения максимальной ставки ЕСН. При этом будет сохранена регрессивная шкала взимания ЕСН, отметил С.Шаталов.