24.09.2001
Комитет Госдумы России по бюджету и налогам на заседании 31 сентября рекомендовал нижней палате парламента одобрить во втором чтении проект главы Налогового кодекса "Налог с продаж". Причем ставка этого налога устанавливается в размере 4 процента.
Комитет предложил взимать налог не только при реализации товаров за наличный расчет, но и при расчетах с помощью пластиковых карт и банковских чеков. Напомним, что ранее налоговый подкомитет Госдумы рекомендовал взимать налог с продаж по ставке 5 процентов только при реализации товаров за наличный расчет.
Срок действия этого налога по предложению Правительства РФ рекомендуется продлить до 31 декабря 2003, а не до 31 декабря 2002 года, как предлагал налоговый подкомитет.
Глава Банка России Виктор Геращенко предложил провести налоговую амнистию для российских капиталов, вывезенных за рубеж с нарушением налогового законодательства.
По его словам, россияне активно вывозили капитал в начале 90-х, и теперь, «когда налоговая политика государства стала более справедливой, некоторые из них хотели бы вернуть его обратно».
В. Геращенко также сделал прогноз инфляции на ближайшие 3 года. По его словам, она составит 12-14 процентов в год. Причинами этого станут реформы, проводимые в основных отраслях экономики – жилищно-коммунальном хозяйстве, энергетике и транспорте.
МНС России предлагает включить в перечень подакцизных товаров все виды бензина, включая технический и прямогонный. Об этом на парламентских слушаниях «Практика применения части второй Налогового кодекса РФ», прошедших 21 сентября, сообщил заместитель министра РФ по налогам и сборам Владимир Гусев.
В настоящее время акцизом облагается только автомобильный бензин. По мнению В. Гусева, если взимать акциз с технического и прямогонного бензина, то это позволит сократить производство некачественного автомобильного бензина.
В последнее время нефтеперерабатывающие заводы увеличили выпуск технического и прямогонного бензинов. По мнению налоговиков это свидетельствует о том, что многие предприниматели используют эти виды бензина для производства автомобильного бензина, который не соответствует ГОСТу.
Депутаты Госдумы России и Правительство РФ 21 сентября в ходе парламентских слушаний, посвященных практике применения второй части НК РФ, единодушно признали, что нужно снижать ставку НДС с одновременным существенным сокращением или даже полной отменой всех льгот по этому налогу.
Также участники слушаний договорились совместно разработать изменения порядка возврата НДС по экспортным операциям. При этом решать эту проблему так, чтобы учитывались интересы и государства, и добросовестных экспортеров.
21 сентября в Госдуме состоялись парламентские слушания на тему «Практика применения части второй Налогового кодекса РФ», в которых приняли участие депутаты, представители МНС и Минфина России.
Участники сошлись во мнении, что нужно снижать предельную ставку единого социального налога, поскольку установленная на сегодняшний день ставка в 35 процентов очень высока и не позволяет решить вопрос о легализации заработной платы.
По мнению участников слушаний, необходимо также «облегчить доступ налогоплательщиков к пониженным налоговым ставкам». Депутаты решили, что нужно снижать порог средней зарплаты на одного сотрудника, при котором предприятие получает право использовать регрессивную шкалу. В частности МНС России предлагает снизить этот порог с 50 до 30 тыс. рублей.
Участники парламентских слушаний решили, что определенной корректировки требуют также нормы главы НК РФ, регламентирующие порядок налогообложения доходов физических лиц. Депутаты предложили рассмотреть вопрос о смягчении налогового режима в отношении ипотечных кредитов, получаемых гражданами на строительство и приобретение жилья.
Министерство по налогам и сборам РФ в скором времени обещает подписать письмо, регламентирующее реализацию алкоголя, маркированного старыми акцизными марками. Об этом на пресс-конференции в четверг заявил руководитель Департамента налогообложения алкогольной и табачной продукции Валерий Губанов.
В письме будет прописан механизм реализации остатков алкоголя, срок реализации которого истек 1 сентября нынешнего года. По данным министерства, объем таких остатков на начало осени составил около 13 млн декалитров.
МНС России предлагает производителям для продажи алкоголя со старыми акцизными марками, промаркировать эту продукцию региональными акцизными марками, заплатив только за саму марку (стоимость одной марки порядка 50-60 копеек). Марки будут выдаваться строго на основании акта инвентаризации. Напомним, что инвентаризацию остатков на складах производителей и оптовиков налоговики провели в начале осени. По мнению министерства, это предотвратит поступление на рынок нелегальной продукции.
В конце сентября вступит в силу инструкция Банка России от 29.08.2001 № 100-И, в соответствии с которой физические лица получат возможность переводить на свои счета за границу до 75 тыс. долларов. Использовать их можно будет только для покупки ценных бумаг на местных рынках.
Право перевода на зарубежные счета до 75 тыс. долларов было закреплено поправками в закон «О валютном регулировании» еще в апреле этого года. Инструкцией же Банк России определил порядок перевода этих денежных средств.
Чтобы перевести деньги в иностранный банк, гражданину России необходимо подать в уполномоченный российский банк заявление на перевод денежных средств в валюте; документ, удостоверяющий личность; экземпляр уведомления об открытии счета в иностранном банке, направляемый российским гражданином в налоговую инспекцию по месту жительства, с отметкой налогового органа об уведомлении.
Если гражданин России переводит за границу деньги без открытия счета в уполномоченном российском банке, он должен предоставить в такой банк документ, подтверждающий перевод, ввоз иностранной валюты в России, покупку валюты в России или снятие денежных средств со своего валютного счета, открытого в уполномоченном банке.
Согласно документу, россияне имеют право открыть счет только в банках, расположенных на территории государств, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития или специальную финансовую комиссию по борьбе с отмыванием преступных доходов (FATF). Всего таких стран 34. Их перечень приведен в инструкции.
МНС России подготовило поправки в Налоговый кодекс, которые направлены на изменения порядка контроля за расходами граждан.
В настоящее время согласно статье 86 первой части НК РФ, налоговые органы контролируют приобретение недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, культурных ценностей и золота в слитках. По мнению представителей МНС России, основным недостатком при этом является то, что не указаны суммы операций, с которых должен начинаться налоговый контроль. В связи с этим, они предлагают установить эти суммы: на недвижимость – 1 млн рублей, на остальное имущество, приобретение которого подлежит налоговому контролю – 100 тыс. рублей. Вместе с этим налоговики хотят добиться права проверять доходы граждан, которые попали под налоговый контроль, за последние четыре налоговых периода.
Госдума на заседании 19 августа отклонила во втором чтении законопроект «О предоставлении отсрочки по уплате таможенных платежей по ввезенным на территорию РФ товарам».
Этим документом предполагалось предоставить отсрочку по уплате таможенных платежей на срок до двух лет при ввозе технологического и медицинского оборудования, сельскохозяйственной техники, специальных транспортных средств для нужд скорой помощи, пожарной охраны и органов внутренних дел, при условии, что эти товары были ввезены в Россию до 1 января 2001 года.
Против принятия этого законопроекта выступило и Правительство РФ. Как заявил заместитель председателя министра финансов Михаил Моторин, в случае принятия этого проекта будут предоставлены ничем не обоснованные льготы.
Правительство РФ пересмотрело прогноз роста ВВП с 4 до 5,5 процента, а промышленного производства – с 5 до 5,8 процента. Об этом 20 сентября сообщил премьер-министр Михаил Касьянов.
По его словам, более благоприятный прогноз объясняется тем, что итоги восьми месяцев текущего года превысили плановые показатели. За этот период рост промышленного производства составил 8 процентов, инвестиций – более 6 процентов.
Еще одной причиной пересмотра прогнозов стал рост производства в аграрном секторе. Так в августе рост сельскохозяйственного производства составил 17 процентов, а по итогам года прогнозируется на уровне 7 процентов.
На заседании налогового подкомитета Госдумы России 19 сентября было принято решение не снижать ставку налога с продаж с 5 до 3 процентов, как это предлагалось днем ранее.
Депутаты приняли во внимание то, что при снижении ставки налога значительно сократятся поступления в региональные бюджеты. Депутаты решили рекомендовать Госдуме не снижать налоговую ставку, но вместо этого не взимать налог с продаж при расчетах, произведенных с помощью банковских карт и банковских чеков. По мнению депутатов, в этом случае владелец любой банковской карты автоматически получит пятипроцентную скидку при покупке товара, что поможет привлечь наличные деньги, хранящиеся у населения, в банки.
Также парламентарии приняли решение продлить срок действия налога на один год, а не на два, как предполагалось ранее. Теперь обсуждением налога с продаж займется бюджетный комитет. Заседание на эту тему назначено на пятницу, 21 сентября.
По данным МНС России за восемь месяцев этого года в консолидированный бюджет поступило 1235 млрд рублей. Это сумма почти в полтора раза больше, чем сумма поступлений за аналогичный период прошлого года.
Четыре пятых от общей суммы поступлений обеспечили пять основных видов налогов. В общей доле консолидированного бюджета поступления от налога на прибыль составили 27,8 процента, от НДС – 22,6 процента, от акцизов – 11,8 процента, налога на доходы физических лиц – 12,5 процента и от платежей за пользование природными ресурсами – 7,5 процента.
Госдума на первом заседании, которое состоялось 19 сентября, утвердила примерную программу рассмотрения законопроектов в период осенней сессии 2001 года.
В программу включено 127 законопроектов. В их число вошел 31 законопроект, внесенный Президентом РФ, и 38 проектов, внесенных Правительством РФ.
В ходе осенней сессии предполагается принять во втором чтении проекты глав НК РФ «Государственная пошлина», «Налог с продаж», а в первом – «Налог на игорный бизнес» и «Налог на лотерейную деятельность». Также во втором чтении будут рассмотрены проекты законов «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и «О внесении дополнений в статьи 5 и 7 закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Кроме того, во втором чтении планируется рассмотреть законопроекты «Об электронной цифровой подписи» и «Об электронной торговле».
20 сентября Госдума России приняла в третьем чтении Земельный кодекс и закон, вводящий его в действие.
В соответствии с принятым Земельным кодексом физические и юридические лица имеют равные права на приватизацию земли. Граждане, имеющие земельные участки в постоянном бессрочном пользовании, могут бесплатно приобрести их в собственность. Причем право бесплатного приобретения предоставляется один раз.
Принятый Земельный кодекс не затрагивает сельскохозяйственные земли, для которых готовится отдельный законопроект.
21.09.2001
В Управлении Министерства по налогам и сборам РФ по КБР прошло совещание, но которое были приглашены руководители предприятий – неплательщиков налогов.
Всего предприятия республики должны по платежам в бюджет более 5 млрд. рублей, во внебюджетные фонды – около 2 млрд. Главная тема встречи – реструктуризация этих долгов. Выступивший на ней руководитель УМНС РФ по КБР Олег Шандиров заявил, что в следующем году понятие "недоимка" должно исчезнуть из жизни, и предупредил, что нынешняя реструктуризация – последняя.
Только 35% владельцев всех форм собственности в Южно-Сахалинске прошли на сегодняшний день перерегистрацию контрольно-кассовых машин. Довольно низок процент прошедших перерегистрацию в районах области, а также в других регионах России. В связи с этим запланированный государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам срок окончания данной операции перенесен с 1 октября 2001 года на 1 января 2002 года.
Как сообщают ТИА "Острова", единая паспортизация контрольно-кассовых машин для владельцев всех форм собственности, ведущих расчет за оказание услуг или торговлю товарами, началась в Сахалинской области в августе 2001 года. Конечной целью для владельца ККМ является получение паспорта версии, после чего работа предприятия считается легальной. А до получения паспорта версии необходимо не только снять фискальный отчет в налоговых органах по месту постановки на учет, но и пройти освидетельствование в центре технического обслуживания.
Министерство РФ по налогам и сборам предлагает включить в перечень подакцизных товаров все виды бензина, в том числе технического и прямогонного. Об этом сегодня заявил заместитель министра РФ по налогам и сборам Владимир Гусев, выступая на парламентских слушаниях на тему: "Практика применения части второй Налогового кодекса РФ", прошедших в Госдуме.
Подобные меры, по его словам, необходимо ввести для того, чтобы пресечь возможность уклонения от налогообложения предпринимателей, производящих автомобильный бензин, полученный с использованием технических и прямогонных бензинов и усилить контроль за производством и оборотом этих товаров.
Включение всех видов бензина в перечень подакцизных товаров позволит в значительной степени "снизить экономическую заинтересованность недобросовестных производителей в нелегальном производстве автомобильного бензина с использованием некачественного сырья", - полагает В.Гусев.
Участники парламентских слушаний, прошедших сегодня в Госдуме на тему "Практика применения части второй Налогового кодекса РФ" выработали рекомендации, в которых, в частности, предлагается в дальнейшем рассмотреть вопрос о снижении ставки НДС с одновременным существенным сокращением, либо полной отменой действующих налоговых преференций.
Определенной корректировки требуют нормы главы НК, описывающие порядок налогообложения доходов физлиц. Здесь необходимо рассмотреть вопрос о смягчении налогового режима в отношении ссуд (ипотечных кредитов), получаемых гражданами для улучшения своих жилищных условий на строительство и приобретение жилья, поскольку к категории налогоплательщиков, имеющих право на получение льготного кредита, относятся социально незащищенные слои населения, не имеющие возможности выплачивать проценты по заемным средствам, считают участники парламентских слушаний. Кроме того, по их мнению, "требует решения проблема налогообложения выигрышей по лотереям, поскольку введение 35-процентной налоговой ставки по данному виду доходов вызвало резко негативную реакцию населения".
Участники слушаний предлагают снизить предельную ставку социального налога, поскольку установленный в настоящее время уровень является высоким и не позволяет кардинально решить вопрос о легализации заработной платы. Необходимо также "облегчить доступ налогоплательщиков к пониженным налоговым ставкам". Следует снизить, по мнению участников слушаний, пороговую величину налоговой базы в среднем на одного работника, являющуюся условием применения регрессивной шкалы и составляющую в настоящее время 50 тыс. руб. Соответствующие законодательные нормы должны быть приняты уже в этом году.
Внесенный правительством законопроект "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ в части усиления уголовной ответственности за преступления на рынке ценных бумаг" касается текста статьи 185 Уголовного кодекса. В новой редакции статьи, пишет "Коммерсант", предусматривается ответственность не только за внесение в проспект эмиссии заведомо недостоверной информации, но и за утверждение отчета об итогах выпуска ценных бумаг, содержащего ложную информацию. Одновременно ответственность будет предусмотрена за размещение ценных бумаг без регистрации их выпуска, если это причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Крупным признается ущерб, превышающий 2 тыс. МРОТ (40 млн рублей).
Одновременно в Уголовный кодекс будет внесена новая статья, устанавливающая уголовную ответственность за уклонение от раскрытия информации, либо предоставление инвестору недостоверной информации. Наказание грозит эмитенту, не предоставившему контролирующим органам информацию о своей финансово-хозяйственной деятельности, выпущенных ценных бумагах, а также информацию о сделках, если они причинили ущерб.
За все эти нарушения статья 185 УК, согласно законопроекту, будет предусматривать наложение штрафа от 500 до 700 МРОТ (10 тыс. и 14 тыс. рублей соответственно) или в размере заработной платы за период от 5 до 7 месяцев. За серьезные нарушения предусматриваются обязательные работы на срок от 180 до 240 часов либо исправительные работы на срок от одного года до двух лет.
20.09.2001
Российские аудиторские компании освобождены от необходимости обеспечивать 51-процентое участие в своих уставный капиталах аттестованных или лицензированных аудиторов. Верховный суд Российской Федерации признал незаконным соответствующее требование, введенное кабинетом министров Евгения Примакова. Решением Верховного суда РФ признан недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания подпункт "в" пункта 9 положения о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в РФ, согласно которому "в уставном капитале (уставном фонде) аудиторской организации доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским организациям, должна составлять не менее 51%.
Оспоренная норма была установлена постановлением Правительства РФ N 472 от 27 апреля 1999 года. Верховный суд РФ вынес свой вердикт 22 мая 2001 года.