Новости

19.10.2006
01:22
Заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов против введения дополнительных налоговых льгот. Он отметил, что на сегодняшний день льгот в стране и без того слишком много, хотя они и неявные. Замминистра отнес к числу налоговых льгот амортизационную премию, льготные ставки некоторых налогов, специальные режимы для малого бизнеса, для сельского хозяйства, для IT-сферы и проч. По словам чиновника, налоговые льготы не всегда приводят к тем целям, для которых вводятся, об этом свидетельствует мировой опыт.
01:10
Госдума сегодня на пленарном заседании приняла в третьем чтении закон "О внесении изменения в федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах". Документом предлагается с 1 января 2007 г до 1 января 2009 г освободить от НДС ввоз на таможенную территорию России племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец и коз, семени и эмбрионов этих племенных животных, племенных лошадей и племенного яйца сельскохозяйственными товаропроизводителями и индивидуальными предпринимателями, отвечающими критериям, предусмотренным пунктом 1 ст 346.2 части второй Налогового кодекса, а также российскими организациями, занимающимися исключительно лизинговой деятельностью. Закон должен вступить в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
18.10.2006
03:35
Отделение Пенсионного фонда по Москве и Московской области призывает страхователей в октябре-ноябре пройти сверку в подразделениях фонда и определиться, когда им удобнее сдать отчет по персонифицированным сведениям за 2006 год. «Избежать очередей во время отчетной кампании сложно, но они будут значительно меньше, если уже сейчас бухгалтеры придут на сверку платежей», – пояснила корреспонденту «УНП» начальник Управления взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами отделения ПФР по Москве и Московской области Тамара Дашина.
03:34
В пятницу Госдума приняла во втором чтении три законопроекта, которые вносят изменения в главу 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ. Первый законопроект освобождает от уплаты таможенной пошлины и обложения НДС стоимость товаров, перемещаемых в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства. Поправки в статью 149 Налогового кодекса освобождают от обложения НДС реализацию предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых религиозными организациями. Кроме того, от обложения НДС освобождаются операции по ввозу на таможенную территорию России сельскохозяйственными товаропроизводителями племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец и коз.
03:31
Хотя налоговое законодательство в любой стране, в том числе и в России, реформируется постоянно, тем не менее можно говорить, что в нашей стране налоговая реформа близка к завершению. Такое заявление сделал во вторник, 17 октября, в рамках 5-ой ежегодной налоговой конференции РСПП заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов. "Налоговая реформа подразумевает принципиальные изменения: меняется сама система налогов и их ставок. В этом плане налоговая реформа в России близка к завершению", — отметил он. В целом при реформировании налоговой системы, по словам С.Шаталова, надо ориентироваться на то, чтобы она стала стабильной и предсказуемой, а все изменения были заранее известны налогоплательщикам. При этом должен быть предусмотрен комплекс переходных положений, позволяющих налогоплательщикам максимально просто и комфортно адаптироваться к новым условиям. Характеризуя совершенствование российской налоговой системы за последние пять лет, заместитель министра финансов отметил, что она «изменилась кардинально». В частности, сама налоговая нагрузка ежегодно снижалась на 1% ВВП. При этом объем налоговых поступлений в бюджет не снизился благодаря высоким ценам на нефть. С.Шаталов сообщил, что в ближайшее время в российской налоговой системе также произойдет ряд серьезных изменений, которые "в значительной степени снизят существующее сегодня напряжение во взаимоотношениях бизнеса и государства". Прежде всего это касается совершенствования НДС: в 2007 году произойдет переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС по нулевой ставке, упрощение самой налоговой декларации по НДС, предполагается и переход на трехмесячный налоговый период по этому налогу, благодаря чему уменьшится объем информации, которую нужно будет предоставляться в налоговые органы. В части НДПИ с 1 января 2007 года вводятся налоговые каникулы для разработок месторождений в Восточной Сибири. Серьезные изменения в будущем году произойдут и в отношении налога на прибыль: например, убытки прошлых лет теперь будут учитываться в полном объеме. Изменится и акцизное законодательство: будет совершенствоваться налогообложение алкогольной, табачной продукции, нефтепродуктов и проч. Среди дальнейших перспектив совершенствования российской налоговой системы С.Шаталов назвал принятие закона о налогообложении дивидендов, который в настоящее время прошел первое чтение в Госдуме. Предполагается, что этот документ сделает Россию страной, привлекательной для создания холдингов, позволив освободить от налогообложения дивиденды холдинга, находящегося на территории РФ и получающего дивиденды от стратегического участия в капитале российских или зарубежных предприятий. Кроме того, сегодня принципиально одобрен правительством и подход к налоговому стимулированию развития инноваций, хотя самого законопроекта в данной сфере еще нет. Данный подход предусматривает, что предприятия, которые будут осуществлять расходы на взносы в специальные научные фонды, получать средства из таких фондов для НИОКР или приобретать новые технику и технологии для целей инновационной деятельности, получат определенные преимущества: ускоренную амортизацию, специальные режимы по НДС и налогу на прибыль в отношении операций с патентами и лицензиями и проч. Этот законопроект, отметил С.Шаталов, должен появиться в ближайшие две недели. Однако, по его словам, в данной сфере остается еще ряд проблем, связанных в том числе и с тем, что пока не удается четко определить, что такое инновационная деятельность. Кроме того, сообщил заместитель министра финансов, сейчас идет работа над вопросами трансфертного ценообразования с целью адаптировать к российским условиям лучшую мировую практику в данной сфере. Говоря о возможности введения в РФ новых налоговых льгот, С.Шаталов отметил, что на сегодняшний день их в стране и без того слишком много, хотя они и неявные. Среди них он назвал амортизационную премию, льготные ставки некоторых налогов, специальные режимы для малого бизнеса, для сельского хозяйства, для IT-сферы и проч. «Сегодня мы стоим перед угрозой, что число таких специальных режимов будет неконтролируемо размножаться», — подчеркнул заместитель министра финансов. В целом он призвал участников конференции к сдержанности в части введения новых налоговых льгот: как показывает мировой опыт, они не всегда достигают тех целей, для которых вводятся.
02:45
Конституционный суд принял решение, которое, по мнению налоговых юристов, может значительно усилить позицию налогоплательщиков при рассмотрении налоговых споров в арбитражных судах. Согласно определению КС от 12 июля 2006 года, которое было подписано его главой Валерием Зорькиным на минувшей неделе, налогоплательщик вправе предоставить, а арбитражные суды обязаны исследовать документы, которые являются основанием для получения налогового вычета. Причем независимо от того, были эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета или нет. Сейчас в арбитражных судах зачастую отказываются принимать к рассмотрению такие документы. У судей при этом есть свои аргументы. По словам председателя ФАС МО Людмилы Майковой, сегодня сложилась практика, когда налоговый орган реализует свои функции по возврату налогов в судебном порядке. Из-за этого судам приходится работать с очень большой нагрузкой. Налоговый орган может выполнить свою обязанность только тогда, когда налогоплательщик предоставит полную информацию, подтверждающую, что у него есть льгота по этому налогу. Когда, скажем, речь идет об экспортном налоге на добавленную стоимость, закон предусматривает, во-первых, сам обязательный перечень документов, во-вторых, требования, предъявляемые к этим документам, к их оформлению. И конечно, если есть нарушения, связанные с оформлением этих документов, то налоговый орган откажет налогоплательщику в получении возмещения налога на добавленную стоимость. Но суд не может восполнить это вместо налогоплательщика, отметила Людмила Майкова. "Когда налогоплательщик обращается вместо налогового органа в суд с требованием вернуть этот налог, то мы должны установить, во-первых, есть ли льгота. То есть проверить весь пакет документов. Фактически провести камеральную проверку. Во-вторых, выяснить, есть ли задолженность по другим видам налогов. То есть по существу работать вместо налогового органа, устанавливая эти обстоятельства. Конечно, я понимаю, что налогоплательщику легче прийти в суд, он тут разберется, расставит все точки над "i". Но мы не можем вмешиваться в деятельность органа исполнительной власти, в данном случае налогового органа", — сказала Людмила Майкова. Чтобы сократить нагрузку, суды зачастую стали отказывать в приеме документов, которые не были представлены в налоговую инспекцию. Это привело к тому, что компании лишились права добиться отмены решения налоговой инспекции. Конституционный суд счел сложившуюся практику неправомерной. Судебная защита прав и законных интересов налогоплательщиков не может быть обеспечена, если суды при принятии решения о правомерности отказа в предоставлении налоговых вычетов исходят из одного только отсутствия у налогового органа документов, подтверждающих правильность их применения, говорится в определении Конституционного суда. Налогоплательщик в рамках судопроизводства в Арбитражном суде не может быть лишен права представлять документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были эти документы истребованы и исследованы налоговым органом. КС также указал, что налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, обязан требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, и уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов проверки руководителем налогового органа. Это означает, что налоговики должны дать налогоплательщикам возможность изложить свою позицию и рассмотреть результаты налоговой проверки при его участии. Отметим, что сегодня компании зачастую узнают о доначислении налога лишь после получения решения об уплате налога. Новое определение КС поможет изменить эту ситуацию, считают юристы.
02:35
Суд не вправе взыскивать госпошлину с фирмы-ответчика, если она добровольно уплатила причитающиеся с нее суммы до вынесения судебного решения. Такой вывод сделал ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 20 сентября 2006 г. № Ф03-А04/06-2/3011. Как следует из материалов дела, налоговики подали в суд на организацию за неуплату налоговых санкций. Взвесив все аргументы, компания, не дожидаясь решения суда, уплатила штраф. Казалось бы, и делу конец, но не тут-то было. Суд потребовал с фирмы уплату госпошлины. Правда, в окружном суде коллег не поддержали. Арбитры обратили внимание на то, что пошлину уплачивает истец. Норм же, предусматривающих в такой ситуации взыскание пошлины с ответчика, в действующем законодательстве вовсе нет, указали судьи.
02:35
Импортер не может быть лишен своего законного права на вычет по НДС автоматически, если подтверждающие поставку документы не переведены на русский язык. Такой вывод следует из постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 сентября 2006 г. № А19-1650/06-50-Ф02-4782/06-С1. В рассматриваемом деле налоговики не потрудились запросить у фирмы перевод авианакладной, а сразу же объявили сделку несуществующей. А ведь именно инспекторы должны доказывать факт отсутствия транспортировки груза, что предусмотрено частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса. На этом основании судьи высказали мнение, что налицо халатность представителей налоговой службы и страдать по их вине импортер вовсе не должен.
02:34
Минэкономразвития предлагает дать максимум полномочий по согласованию проектов технических регламентов Минпромэнерго, а также Правительственной комиссии по техрегулированию. Об этом, как сообщает пресс-служба МЭРТ, на прошедшем на днях Консультативном совете по иностранным инвестициям (КСИИ) заявил глава министерства Герман Греф. В противном случае, отметил он, принятие регламентов, которые со временем должны полностью заменить собой советские ГОСТы, так и не удастся ускорить. По его словам, на сегодняшний день предприниматели подготовили уже семь технических регламентов. Все они, как сказал министр, были проработаны Минпромэнерго и одобрены экспертными комиссиями, однако ни один из них не получил положительного отзыва правительства. «Проблема – в конфликте интересов министерств и ведомств, которые сейчас должны эти регламенты согласовывать. Если не поменять процедуру, инициативная полезная работа бизнес-сообщества так и останется невостребованной», – подвел итог руководитель МЭРТ.
02:34
Не исключено, что в ближайшем будущем у предпринимателей появится возможность улаживать хозяйственные и корпоративные споры во внесудебном порядке с помощью профессионального посредника – медиатора. На скорейшем принятии соответствующего федерального закона настаивает советник президента Вениамин Яковлев. На прошедшем накануне в Совете Федерации заседании круглого стола он заявил, что в таком случае сбудется его мечта, и заваленные работой арбитражные суды будут, наконец, разгружены. По мнению же начальника Экспертного управления администрации президента Аркадия Дворковича, внесудебное разрешение конфликтов нужно, в первую очередь, самому бизнес-сообществу. Посредник поможет выработать соглашение, которое устроит обе стороны, в то время как суд неизбежно решит вопрос в пользу одной из них, подчеркнул он. Кроме того, новый способ удобен еще и тем, что дает предпринимателям возможность не выносить на всеобщее обозрение нюансы противоречий и подробности ведения дел.
02:33
Фирме, ликвидировавшей обособленное подразделение, вовсе не придется подавать «уточненку» по налогу на прибыль. Правда, такой порядок распространяется лишь на тех, кто использует централизованную систему перечисления платежей через один из филиалов. Об этом сообщает Минфин в письме от 10 августа 2006 г. № 03-03-04/1/624. Напомним, что если несколько обособленных подразделений компании расположены в одном и том же регионе, то сумма налога к уплате определяется исходя из доли прибыли, которая приходится на все эти филиалы (п. 2 ст. 288 НК).
02:32
У фирм может появиться неплохой стимул для обновления основных фондов и модернизации производства. Глава ТПП Евгений Примаков предлагает предоставлять компаниям при закупке оборудования на сумму более 30 миллионов рублей инвестиционную налоговую льготу сроком на пять лет. Заодно, по мнению Примакова, необходимо вернуться к 50-процентной льготе по налогу на прибыль, направляемую на инвестиции. Кроме того, Примаков предлагает продлить действие правительственного постановления от 24 мая 2006 года № 167, на девять месяцев освобождающего от таможенных пошлин отдельные виды технологического оборудования и запчастей, аналогов которых нет в России. Перечень освобожденного оборудования (сейчас в нем около 800 позиций), по его мнению, также должен быть расширен. «Одновременно нужно принимать меры по сокращению сроков амортизации основных средств. Эти шаги позволят активнее стимулировать обновление основных фондов промышленных предприятий, в первую очередь высокотехнологичных», – заключил президент Торгово-промышленной палаты.
02:32
Весь игорный бизнес может в одночасье стать «социально ответственным помимо своей воли». Глава ТПП Евгений Примаков предложил создать специальные фонды, которые будут аккумулировать доходы от игорного бизнеса. В качестве примера он привел опыт Финляндии, где всеми казино владеет государство совместно с профсоюзами, а доходы от игорного бизнеса идут исключительно на социальные нужды. По словам Примакова, если уж государство «взялось за игорный бизнес», то целесообразно было бы создать специальный фонд, в который будет поступать вся прибыль от «одноруких бандитов». Одновременно с этим глава ТПП предлагает снизить ЕСН в 1,5 раза. «За счет такой корректировки выпадающие доходы как раз и компенсируются. Я уверен, что это будет поддержано всеми здравомыслящими предпринимателями, которые не имеют отношения к игорной отрасли», – заключил президент ТПП, подчеркнув при этом, что представителей игорной отрасли таковыми не считает.
02:32
Cуммы пенсий, выплачиваемых с 1 января 2005 года негосударственными пенсионными фондами, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц. Такие доходы облагаются по ставке в размере 13 процентов. Указанный порядок распространяется и на пенсионеров — бывших работников организации. (Письмо Минфина РФ от 19 сентября 2006 года № 03-05-01-04/270).
02:31
Несмотря на протесты Минфина, НДС все же может быть заменен на налог с продаж (НСП). Соответствующий законопроект будет внесен в правительство в течение ближайших 4-х месяцев. Об этом на ежегодной налоговой конференции РСПП сообщил начальник Экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович. «Мы продолжаем придерживаться мнения, что НДС является дестимулирующим для развития экономики. Совершенствовать его можно бесконечно. Что касается налога с продаж, то с его введением бюджет, конечно, может понести определенные издержки, но они быстро компенсируются», – уверен Дворкович. Устранение НДС, считает представитель администрации президента, немало поспособствует и оптимизации межбюджетных отношений. По его мнению, НСП можно будет передать на региональные и местные уровни, а налог на прибыль в этом случае с мобильной базы налогообложения может быть переведен на федеральный. «И тогда, – отметил Дворкович, – можно будет всерьез думать о преференциях, льготах, различных формах стимулирования тех или иных видов предпринимательской деятельности, включая инновационную».
02:31
Ни у правительства, ни у экспертного управления администрации президента пока нет конкретных планов по снижению ЕСН. Такое заявление во вторник, 17 октября, в беседе с журналистами сделал начальник управления Аркадий Дворкович. Хотя, добавил он, «потенциал для такого снижения в пределах 3-5 лет есть». Проблемы, по его словам, связаны с тем, чтобы найти долгосрочные источники для выплаты накопительной части трудовой пенсии и в полной мере способствовать развитию страхования при формировании ее страховой части. При этом А.Дворкович подчеркнул, что изменение ЕСН – «это не просто налоговая реформа, это изменение всех социальных отношений в стране». Он заявил, что в данном случае речь идет просто не о том, что будет изменена ставка налога, но о том, кто будет отвечать за будущее каждого конкретного человека: он сам или же государство. «Если мы поймем, что общество готово самостоятельно принимать решения и думать об инвестициях в свое будущее без опеки государства, значит, нужно переходить на эту новую систему, если нет, то такие изменения преждевременны», — пояснил свою позицию А.Дворкович. Минфин не видит возможностей в ближайшие три года снизить ЕСН. Такое заявление сделал статс-секретарь – заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов. «Конечно, очень приятно снижать налоги, но надо выяснить, есть ли возможности для этого. Важно сохранить нейтральность налоговой системы и убирать те налоги, которые ее деформируют», — заметил он. Как «довольно низкие» оценивает А.Дворкович и шансы замены НДС налогом с продаж. Он напомнил, что предложение экспертного управления сводится к замене существующего НДС со ставкой в 18% и пониженной ставкой в 10% на налог с продаж с максимальной ставкой в 10%. Проблемы в данном случае будут связаны прежде всего с большими издержками на изменение системы налогового администрирование, пояснил А.Дворкович. «Нужно очень аккуратно подходить к этому вопросу», — заметил он, добавив, однако, что сам по себе налог с продаж для российской экономики намного более выгоден, чем НДС. Минфин же относится к идее замены НДС налогом с продаж «скептически». «Мы видим в этой идее больше минусов, чем плюсов. Речь идет о сотнях миллиардов рублей издержек, на такие решения мы не готовы», — пояснил С.Шаталов. Также журналистов волновал и вопрос введения в России специальных инвестиционных льгот. Однако А.Дворкович заявил, что для стимулирования инвестиций важно прежде всего не льготирование, а качественная работа государственного аппарата при различных процедурах согласования. Он уверен, что чем быстрее решаются проблемы инвесторов, находящиеся, например, в сфере земельного или таможенного законодательства, тем благоприятнее инвестиционный климат в стране. «Мы в этом проигрывали и продолжаем проигрывать многим нашим соседям», — отметил А.Дворкович, добавив, что тем не менее ситуация в данной сфере улучшается, о чем свидетельствует и рост объема поступающих в РФ иностранных инвестиций. Хотя в российском законодательстве не предусмотрено конкретных инвестиционных льгот, тем не менее совершенствуется налоговый режим, развиваются инструменты стимулирования инвестиций, в том числе и на законодательном уровне. «Мы рассчитываем на серьезный инвестиционный бум в ближайшие годы», — заявил А.Дворкович. При этом он отметил, что, вводя налоговые льготы для инвесторов, власти должны учитывать и возможные схемы уклонения от налогов, которые в связи с этим будут использоваться. «Вводя любые льготы, мы должны оценивать потенциальные потери и риски для бюджета всех уровней», — подчеркнул А.Дворкович. «Очень осторожно», по словам С.Шаталова, относится к возможности введения инвестиционной льготы и Минфин. «Мы настороженно относимся к идее вводить налоговые льготы для разных отраслей экономики, для отдельных категорий налогоплательщиков. Далеко не всегда государство способно оценить, что именно это направление нужно льготировать, не всегда такой вывод, который делают чиновники, оправдан», — пояснил он. «Если мы заинтересованы в том, чтобы российская экономка была динамичной, энергичной и конкурентоспособной, то ко льготам надо относиться очень осторожно», — резюмировал заместитель министра финансов.
01:43
Федеральная налоговая служба (ФНС) объявила о начале широкомасштабной кампании по разъяснению налогоплательщикам новых правил. С 1 января 2007 года все платежи можно будет осуществлять только в рублях. Об этом ФНС сообщила вчера на официальном сайте. Требования о платежах в рублях содержатся в первой части Налогового кодекса, которая была принята в июле этого года, а вступит в силу с 2007 года. Напомним, что раньше иностранные организации имели право платить налоги в инвалюте. Но скоро порядок изменится, и потому ФНС поручила налоговым органам проинформировать плательщиков о реквизитах счетов Федерального казначейства в субъектах РФ по месту учета и иных данных, необходимых для верного заполнения документов на перечисление налогов, пеней и штрафов. При этом мытари должны будут напомнить, что обязанность по уплате налогов не признается исполненной, если в платежном поручении номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя указаны неправильно. В то же время, если у налогоплательщика недостаточно средств на рублевом счете, налоги могут быть взысканы и с валютного. Но в рублевом эквиваленте по курсу Центробанка на момент оплаты. Расходы, связанные с продажей валюты, лягут на плечи налогоплательщика. В рублях же будут возвращаться и излишне взысканные налоги. Впрочем, приспосабливаться к новым правилам придется немногим: по данным Федерального казначейства, в сентябре доля поступлений налогов и доходов в иностранной валюте составила 5,6 процента от общего объема платежей, а объем валютных поступлений от ФНС и того меньше — всего 0,06 процента.
01:43
С 1 января будущего года при выполнении таможенных процедур будет использоваться единый административный документ (ЕАД). Это первый шаг к упрощению процедур международной торговли в России и также первый шаг в подготовке внедрения системы «единого окна». Об этом сообщил замглавы Главного управления организации таможенного контроля Федеральной таможенной службы РФ Петр Бакланов в ходе семинара-тренинга по вопросам упрощения процедур внешней торговли. Мероприятие состоялось во вторник, 17 октября, в конгресс-центре Торгово-промышленной палаты РФ. По его словам, нововведение предполагает, что ЕАД заменит ныне существующие разновидности таможенных документов – грузовую таможенную и транзитную декларации, будут использоваться классификаторы, максимально приближенные к международным стандартам, изменится порядок предоставления некоторых сведений в ЕАД. П.Бакланов добавил, что в настоящее время идет организационная и административная работа для того, чтобы бизнес оказался подготовленным к новому порядку. На следующей неделе состоится выставка «Таможня – 2006», в рамках которой пройдут круглые столы и семинары с докладами о новых перспективных направлениях работы ФТС РФ, в том числе и о ЕАД, планируется проведение семинаров для таможенных брокеров, куда П.Бакланов, пользуясь случаем, пригласил представителей ТПП РФ и бизнес-сообщества. «Сегодня главная функция ФТС – фискальная. Мы же готовим механизмы для перехода к другой функции, а именно: контролю над соблюдением законодательства», — сказал представитель ФТС. Он заверил участников семинара, что главная цель таможенной службы – быть прозрачной для бизнеса. «Мы будем организацией, которая станет максимально отстаивать интересы государства, не ущемляя при этом интересов бизнес-сообщества», — заявил П.Бакланов. Как рассказал в начале мероприятия вице-президент ТПП РФ Георгий Петров, необходимость пересмотра существующих процедур международной торговли вызвана в первую очередь тем, что участникам внешних торговых операций приходится ежедневно готовить и предоставлять различным надзорным органам большой объем информации. Причем каждый из таких органов зачастую имеет свои собственные автоматизированные системы и образцы бумажной документации. Столь обширные требования становятся серьезным препятствием для коммерческой деятельности и сдерживают развитие международной торговли. Рекомендация №33 СЕФАКТ ООН предложила правительствам и торговым предприятиям разрешать данную проблему при помощи создания механизмов «единого окна», благодаря которому торговая информация и документы, необходимые для формальностей, связанных с импортом, экспортом или транзитом товаров, вводятся в систему только один раз с использованием единого пропускного канала. По мнению экспертов, отдача для государства от внедрения «единого окна» заключается в устранении проблемы недополучения доходов, более строгом выполнении требований торговыми предприятиями, возможностях для использования передовых методов «управления рисками» для контрольных и правоприменительных целей, более эффективном и рациональном распределении ресурсов, большей транспарентности и добросовестности. Для бизнеса же польза — в снижении расходов благодаря уменьшению задержек, а также ускорении таможенной очистки и получении разрешения на отгрузку.
01:37
На ближайшем заседании правительства РФ министры должны обсудить новые меры по упорядочиванию миграции. Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов намерен предложить в качестве одной из главных мер переход на систему квотирования, то есть на некий экономический заказ на тех или иных приезжих. Между тем 15 января будущего года вступят в силу два закона, уравнивающие в трудовых правах коренное население и мигрантов из стран, не имеющих визового режима с Россией. Никаких разрешений на привлечение иностранной рабочей силы предприятия по новым нормам ни у кого просить не должны. Как новые строгости будут сочетаться с новыми же послаблениями? В общих чертах новая миграционная политика будет напоминать советскую систему лимитов в крупных городах СССР, когда предприятие «заказывало» себе определенное количество работников из глубинки. Переехавшим при этом предоставлялось жилье, которое было одним из ключевых стимулов для смены места работы. Теперь тот же принцип будет применяться по отношению к гастарбайтерам из ближнего и дальнего зарубежья. Сама по себе идея квотирования, как отмечают эксперты, могла бы быть здравой, не будь она столь труднореализуемой в наших современных условиях. Прежде всего оценить реальные потребности рынка труда в России сложно чрезвычайно. А по словам эксперта Международной организации по миграции Галины Витковской, для среднего и малого бизнеса такой подсчет провести вообще не удастся. К тому же регион региону рознь. Санкт-Петербург, например, как и Москва, не в состоянии сегодня обойтись без иностранной рабочей силы. Как сообщили в пресс-службе городского комитета по экономическому развитию, Северной столице требуется порядка 900 тыс. рабочих различных специальностей, и эта потребность ежегодно возрастает на 20–30 тыс. человек. Тем временем питерские ПТУ ежегодно выпускают всего 20 тыс. молодых рабочих. Во второй столице, как и в первой, «аборигены» неохотно идут работать водителями маршрутных такси, рабочими на промышленные предприятия и в сферу мелкорозничной торговли. 70% компаний, занимающихся ремонтом и строительством, используют труд нелегальных рабочих. Если всех их одномоментно уволить, городской строительный рынок будет парализован. Поэтому и квота на использование иностранной рабочей силы в Петербурге неуклонно растет. К регионам, испытывающим острый дефицит на рынке труда, относится и Красноярский край. Недавно губернатор Александр Хлопонин, в очередной раз подтвердив это, заявил: чтобы развивать проект «Приангарье», необходимо, по меньшей мере, 200 тыс. квалифицированных рабочих. Местные же ощутимо решить проблему трудодефицита не смогут. Понимая, что без мигрантов не прожить, регион уже пытается максимально упростить процедуру регистрации рабочих из ближнего зарубежья. С начала сентября здесь, не дожидаясь зимы, начали узаконивать гастарбайтеров прямо на рабочем месте. Ожидается, что благодаря этому каждый год количество иностранных рабочих в Красноярском крае будет удваиваться. Сбудутся ли эти ожидания, если правила вновь ужесточат, большой вопрос. Совсем иная ситуация на Дальнем Востоке. В Приморье, например, в этом году зарегистрировано рекордное за последние 10 лет число безработных – более 46 тыс. Официальный уровень безработицы в крае составляет 4,3%, однако в некоторых районах и городах он значительно выше и доходит до 22%. Поэтому квота трудовых мигрантов (в первую очередь – жителей соседних стран) сохраняется здесь уже несколько лет: 16,5 тыс. китайцев и 1,8 тыс. северокорейцев. Биржа труда предлагает более 9 тыс. вакансий, больше половины из них – на предприятиях Владивостока. Однако только 25% из них с зарплатой выше прожиточного минимума. Таких денег не хватит даже на аренду жилья, поэтому сельские жители не торопятся с переездом. Выручают китайцы, готовые жить в общежитиях или бараках, получая в 3–4 раза меньше россиян. Впрочем, с единой меркой нельзя подходить даже внутри одного федерального округа. На заработки, например, в Ульяновск мало кто едет. Ситуация здесь такова, что местные жители в поисках лучшей жизни сами стараются покинуть пределы региона. В трудовых ресурсах регион вряд ли нуждается по банальной причине – работы не хватает даже местным жителям. Зато Волгоградская область – один из регионов страны, где поток нелегальных мигрантов становится «полноводнее» с каждым годом. Быстро вырастают целые этнические поселения. Например, в Тракторозаводском районе областного центра проживают китайская и афганская диаспоры. Кировский район облюбовали вьетнамцы. А расположенное по соседству с Волгоградом Городище сейчас представляет целый интернациональный поселок – это центр таджикской и узбекской диаспор. Там же проживают значительное число выходцев из стран Юго-Восточной Азии. Однако мигранты заселяют не только областной центр. В регионе уже есть деревни, в которых число корейцев превышает количество русских жителей. «Мигранту и работодателю просто некуда пойти, чтобы найти друг друга, – комментирует наши сегодняшние порядки Галина Витковская. – Большая часть наших частных агентств занятости решает вопросы эмиграции, а не иммиграции. Последние остаются на откуп теневым индивидуальным посредникам-«работорговцам». При такой системе квотирование ровным счетом ничего не изменит». К тому же, по ее словам, до 40% наших предпринимателей приглашают именно нелегалов сознательно – им и зарплату дают меньшую, и на социальную защиту они не претендуют. Специалист убеждена, что новые лимиты и в этом смысле ничего не изменят. Что же касается проблемы региональных миграционных перекосов, то их следует лечить совсем другими средствами. «Перераспределение организуется манипулированием социальными пакетами. Их следует предлагать в тех регионах, которые в наибольшей степени нуждаются в рабочей силе», – предлагает г-жа Витковская.
01:36
Главной темой обсуждения на состоявшемся 17 октября в Совете Федерации круглом столе стал вопрос участия юридического сообщества в совершенствовании законодательства в области медиации – внесудебного решения споров. Термин «медиация» означает процесс урегулирования конфликта при участии нейтральной незаинтересованной стороны — специалиста по урегулированию споров (медиатора). Участники дискуссии попытались проанализировать роль власти и бизнеса в активизации процесса формирования в России полноценного рынка медиационных услуг. По словам председателя комитета СФ по конституционному законодательству Юрия Шарандина, в нашей стране процесс внедрения и распространения медиации уже идет – «постепенно формируется рынок медиационных услуг». Но при этом законодательное регулирование существенно отстает от жизни. Да и сам проект закона «О медиации» разрабатывается не в кабинетах правительства или депутатов, а непосредственно самим бизнесом. Так ТПП РФ предложила свой вариант законопроекта, но он до сих пор не внесен в ГД РФ на рассмотрение. По мнению советника Президента РФ, сопредседателя Ассоциации юристов России, председателя Объединенной комиссии по организации альтернативного разрешения споров и деловой этике Вениамина Яковлева, за отставание закона от жизни в вопросе регулирования медиационных услуг во многом в ответе российские депутаты. В свое время они не захотели узаконить процесс внесудебного разрешения споров, увидев в сем действии лазейки для коррупции. Между тем В. Яковлев рассматривает альтернативное разрешение споров, прежде всего, как один из способов разгрузить российские арбитражные суды. Но, по его мнению, «медиация – это еще и способ внедрения нравственных и правовых начал в сферу предпринимательства». В. Яковлев напомнил, что в основе предпринимательской деятельности лежит партнерство, которое, в свою очередь, зиждется на договорах. Он подчеркнул, что коренной смысл рыночной экономики — в эквивалентном товарно-денежном обороте по принципу «ты мне – я тебе. Я тебе — хорошую продукцию, ты мне — хорошие деньги». И базой для такой экономики является добросовестность партнеров по отношению друг к другу. По словам юриста, интерес к медиации в последнее время усилился во многих станах мира. Особенно широко посредничество используется в США, Великобритании и в странах Западной, Центральной и Восточной Европы. В. Яковлев пояснил, что переговоры для разрешения спора – это как бы продолжение предпринимательской деятельности, но с участием опытного консультанта, специалиста, способного сблизить позиции спорящих сторон. Именно поэтому для развития медиации необходима поддержка самих предпринимателей. «И то, что в России в этом вопросе есть такая поддержка со стороны ТПП РФ, РСПП, «Деловой России» и ОПОРы РОССИИ, – это залог успеха», — убежден В. Яковлев. Он также считает, что развитие нового института невозможно без появления специалистов – «высококлассных медиаторов, переговорщиков от Бога, способных погашать конфликты, хорошо знающих предпринимательскую сферу и досконально разбирающихся в законодательстве». Начальник Экспертного управления Президента РФ Аркадий Дворкович положительно высказался по поводу активного внедрения такого нового способа разрешения конфликтов как медиация. «Хорошо, что процесс пошел. Очевидно, что система разрешения споров и конфликтов является базовым элементом современной экономики. Субъекты экономики конкурируют, а, значит, споры и конфликты неизбежны», — отметил он в своем выступлении. По его словам, основополагающей системой является судебная, наделенная властными полномочиями, и потому система насилия со стороны государства. «Но хуже всего, если эта система не работает, и тогда она не разрешает, а умножает конфликты. Поэтому медиация — один из способов лишний раз не общаться с властью, поскольку такое общение не часто приводит к хорошим последствиям», — пояснил А. Дворкович. Он считает, что необходимо искать способы, стимулирующие применение добровольного разрешения конфликтов. По его мнению, медиация может использоваться между отдельными хозяйствующими субъектами или гражданами, но наиболее эффективно ее применение при разрешении спорных вопросов между государственными органами власти и субъектами экономики. «Там, где власть выступает в роли посредника между субъектами экономики, в сферах, которые потенциально могут быть вымещены в сферу саморегулирования, и в тех сферах, где власть берет на себя функции рынка по определению стоимости на товар или услугу». В качестве примера А. Дворкович привел оценочную деятельность, в том числе в целях налогообложения. Он напомнил, что пока еще не принят закон о налоге на недвижимость, однако в законопроекте предусматривается возможность апелляций по поводу оценки недвижимости, причем исключительно путем переговоров и нахождения решения, которое устраивает обе стороны. Также, по его мнению, медиация может успешно применяться при решении земельных споров, в антимонопольном законодательстве, в сфере тарифного регулирования, когда тарифы устанавливаются на основе административных решений, в области патентного права, трудового законодательства и законодательства в сфере защиты окружающей среды. А. Дворкович напомнил, что с вступлением в силу нового закона «О конкуренции» расширяются полномочия органов власти по антимонопольному регулированию и контролю и принятию решений по поводу функционирования той или иной компании в рыночных условиях. При этом большая роль отдается обсуждению принимаемых решений в рамках проведения публичных процедур. «В этой ситуации проведение публичных процедур между компанией и представителями органов власти на основе медиации могли бы быть чрезвычайно полезны и были бы способны снять те конфликты, которые неизбежно будут возникать в случае применения властных полномочий, в частности антимонопольными органами», — заключил А. Дворкович. По его мнению, путем медиации модно найти оптимальный набор поведенческих условий функционирования компании на рынке. По словам А. Дворковича, с развитием законодательства в сфере саморегулирования и по мере развития саморегулирования в принципе услуги медиации будут все более востребованы. В связи с этим, он считает, что необходимо «поставить на ноги» сам институт медиации. Для этого необходимо развитие законодательства «о самой медиации» и обеспечение правильного восприятия обществом института медиации. Кроме того, институт медиаторов дожжен быть укомплектован профессиональными кадрами. Причем решение этого вопроса должно стать предметом серьезного разговора с юридическим сообществом и с государственными органами власти, отвечающими за образовательный процесс в системе юстиции. Поскольку медиатора–экономиста придется обучать всем азам юриспруденции. По мнению начальника экспертного управления, профессиональный медиатор обязательно должен иметь юридическое образование, дающее такие навыки, как умение вести диалог и знание основ психологии. «Однако без экономического образования, без знаний экономических основ экономической деятельности такой медиатор не сможет разобраться в сути конфликта», — заключил А. Дворкович. Выступление президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина еще раз подтвердило тезис об отставании законотворческого процесса от жизни. Глава РССПП сообщил, что бизнес-сообщество давно и активно выстраивает альтернативную систему разрешения корпоративных споров. Так, три ведущих бизнес-союза – РСПП, Деловая Россия и ОПОРА создали объединенную комиссию по деловой этике при РСПП. Основная технология при разрешении этических конфликтов включает в себя медиационные принципы. Первый этап разрешения споров представляет собой именно медиационную процедуру, за которую отвечает специально созданная служба медиации при РСПП. И только в том случае, если переговоры заходят в тупик, «дело» передается в Третейский суд при РСПП. А. Шохин отметил, что пока есть технические проблемы в выстраивании технологической цепочки «комиссия по этике – служба медиации – Третейский суд» и при отработке действующего механизма необходима методическая поддержка объединенной комиссии по организации альтернативного разрешения споров и деловой этике. Глава РСПП также сообщил, что сейчас необходим диалог между третейскими судами, Высшим арбитражным судом с учетом принятия закона, ограничивающего действия третейских судов, в частности, в разрешении конфликтов, касающихся сделок по недвижимому имуществу и интеллектуальной собственности. «Не настолько у нас развит институт третейских судей, чтобы на этапе становления отнимать у них часть компетенции», — заключил А. Шохин. Он также считает необходимым законодательно закрепить статус мировых соглашений, заключенных по итогам проведения медиации. При этом сам процесс проведения медиаций проводить на принципах саморегулирования. Не менее важным он считает необходимость информационного обеспечения представителей бизнеса подробными сведениями о возможностях медиационных процедур, а также создание системы подготовки специалистов–медиаторов. «Для бизнеса очень важно, кто пополнит реестр медиаторов и по каким требованиям будет проводиться отбор специалистов для разрешения корпоративных конфликтов», — пояснил он. По итогам круглого стола было принято решение о создании рабочей группы по законодательному регулированию в области альтернативного разрешения внесудебных споров с участием представителей ГД и СФ, а также представителей федеральных органов власти и бизнес-сообщества.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.