В 2010 году федеральный бюджет сможет получить дополнительно 46,5 миллиарда рублей Совет Федерации одобрил поправки в Бюджетный кодекс, касающиеся стопроцентного зачисления в федеральный бюджет доходов от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, за исключением природного горючего газа. Сейчас, напомним, 5 процентов таких доходов остается в распоряжении регионов. Однако новая норма начнет действовать только с 2010 года, уточнил "РГ" источник в минфине. По информации другого собеседника "РГ", в ближайшее время к закону будут приняты поправки, уточняющие срок его вступления в силу. Это позволит регионам, где добываются углеводороды, сохранить налоговые поступления в нынешнем году, а федеральному центру получить их в следующем. Новый порядок зачисления НДПИ, напомним, был предложен для спасения федеральной казны. Такая централизация даст бюджету в 2010 году не менее 46,5 миллиарда рублей, в 2011 году - 50,9 миллиарда рублей, в 2012-м - 55 миллиардов рублей. Для того чтобы снизить негативный эффект для региональных бюджетов, предлагается частично компенсировать выпадающие доходы с помощью дотаций. Всего своих доходов не досчитаются 32 региона, в прошлом году общий объем поступлений НДПИ в региональные бюджеты составил 79 миллиардов рублей. Но в среднем по стране это составляет 2 процента налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов. При этом доходы из этого источника поступают в региональные бюджеты крайне неравномерно и в большинстве субъектов не оправдывают расходов по их администрированию, цитирует ИТАР-ТАСС председателя бюджетного комитета Совета Федерации Евгения Бушмина.
Указанием Банка России от 5 августа 2009 года N 2267-У (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 сентября 2009 года N 14760) внесены изменения в Указание Банка России от 30 апреля 2008 года N 2005-У " Об оценке экономического положения банков", определяющие характеристики классификационных групп и порядок расчета показателя прибыльности активов. Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России" .
Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2009 года N 726 внесены изменения в ряд актов Правительства Российской Федерации. В частности, установлено, что расчетным периодом регулирования является календарный год, а тарифы и предельные уровни тарифов могут устанавливаться с календарной разбивкой, а также с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. Предельные уровни регулируемых тарифов устанавливаются Федеральной службой по тарифам не позднее 2 недель с даты внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу.
Итоговая версия поправок в закон о банкротстве, подготовленная Минэкономразвития, существенно расширяет права должников. Об этом пишет газета «Ведомости», в распоряжении которой оказался текст документа. Из-за относительно либерального характера законопроекта изменилось название: его предложено именовать «О финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве)». Ныне действующий закон называется «О несостоятельности (банкротстве)». Согласно законопроекту, компания сможет немедленно и самостоятельно начать процедуру финансового оздоровления. Для этого достаточно просто обратиться в суд с заявлением, а сейчас перед этим нужно пройти процедуру наблюдения, которая длится 7 месяцев. Кроме этого документ устанавливает мораторий на взыскание долгов заявителя во время банкротства, и ему не потребуется предоставлять суду банковскую гарантию. В настоящее время гарантия нужна в любом случае, причем на 20% больше реестровой задолженности, отмечает газета. Кроме того, документ увеличивает максимальный срок финансового оздоровления с 2 до 5 лет, однако после 3 лет продление процедуры будет необходимо утвердить в суде. Законопроект также упрощает согласование плана оздоровления с кредиторами: их можно разбивать на категории-классы. Должник получит право предлагать каждому свои условия, рассказывает в интервью изданию замдиректора департамента Минэкономразвития Дмитрий Скрипичников.
Налоговые органы могут проводить контрольные закупки и по их результатам штрафовать продавцов за неприменение кассовых аппаратов и невыдачу кассовых чеков. Это следует из постановления Верховного суда от 24.07.2009 № 46−ад09−1. Суд напомнил, что согласно статье 14.5 КоАП РФ административным правонарушением, в частности, признается продажа товаров организациями или индивидуальными предпринимателями без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин. Кроме того, статья 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54−ФЗ о применении ККТ обязывает организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих ККТ, выдавать покупателям (клиентам) в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки. Суд не принял доводы заявителя о том, что в силу Федерального закона от 12.08.95 № 144−ФЗ об оперативно-розыскной деятельности проверочная закупка, выявившая факт продажи товаров без применения контрольно-кассовой машины, относится к числу оперативно-розыскных мероприятий, которые сотрудники налоговых органов проводить не вправе. Как указал суд, оперативно-розыскные мероприятия проводятся только в целях выявления, предупреждения и пресечения уголовных, но не административных правонарушений. Следовательно, налоговые органы вправе в случае невыдачи кассовых чеков применять штрафные санкции, предусмотренные статьей 14.5 КоАП РФ. Налоговые органы, осуществившие контрольную закупку, действуют в пределах полномочий, определенных Законом № 54−ФЗ. Этот Закон не содержит каких-либо запретов или ограничений действий налоговых органов по осуществлению предусмотренной законом обязанности контроля за его соблюдением, в том числе запрета на проведение контрольной закупки.
Миноритарные акционеры ВТБ и Сбербанка обратились с открытым письмом к Президенту РФ Д.А. Медведеву, где выразили свое несогласие с заменой ЕСН на страховые взносы. Об этом пишет сегодня «РБК daily». В своем письме глава комитета по взаимодействию с миноритарными акционерами Сбербанка А. Данилов-Данильян и председатель консультационного совета акционеров ВТБ В. Тарачев заявили, что руководство страны поддержало налоговую реформу без учета резко отрицательного отношения к ней инвесторов и предпринимателей. Резкий рост налогов, не компенсированый сокращением налога на прибыль, вынудит предприятия или сокращать персонал, или вспомнить о «серых» схемах по уводу бизнеса и зарплат в тень, считают авторы письма. При этом они обращают внимание на то, что снижение доли «белых» зарплат отразится на кредитовании граждан, а это лишь закрутит «спираль сжатия спроса на товары длительного пользования». Авторы письма предупреждают, что произойдет существенный рост расходов предприятий на работников с зарплатой 280−415 тыс. руб. в год.
Глава Высшего арбитражного суда А.А. Иванов, выступая в Совете Федерации в понедельник в рамках «правительственного часа» сообщил, что ВАС РФ предлагает создать ряд специализированных судов, в частности, банковских и налоговых. По его словам, ВАС РФ уже подготовил концепцию совершенствования механизма разрешения налоговых споров, передает «РИА Новости». «Создание специализированных судов в РФ позволило бы добиться серьезного прорыва в деятельности судебной инстанции», — отметил глава ВАС РФ. А.А. Иванов также проинформировал, что ВАС РФ разработал проект федерального конституционного закона, который предусматривает создание в России специализированного патентного суда. Этот суд должен рассматривать споры в сфере интеллектуальной собственности. «Создание такого суда повысит качество правосудия в сфере защиты интеллектуальной собственности, а также защитит интересы участников правоотношений», — сказал А.А. Иванов. Законопроект предусматривает новые подходы в рассмотрении соответствующих дел, в частности, сокращение количества инстанций, где будут рассматриваться жалобы на действия патентного суда.
В структуре расходов всех без исключения организаций, эксплуатирующих транспортные средства, присутствуют затраты на ГСМ. Согласно положениям налогового законодательства их величина уменьшает налогооблагаемую прибыль. Однако чтобы такое уменьшение не обернулось «горючими» слезами, бухгалтеру следует заблаговременно подумать об их документальном подтверждении. Тот факт, что компании наделены правом учитывать расходы на приобретение горюче-смазочных материалов в составе прибыльных затрат, отражен в подпункте 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Положения указанной нормы разрешают включить рассматриваемые траты в прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Правда, решив таким правом воспользоваться, организация или индивидуальный предприниматель сразу же столкнутся с вопросом: а в каком объеме можно отразить «топливные» затраты при расчете налога на прибыль? Дело в том, что само по себе налоговое законодательство не устанавливает для данного вида трат каких-либо норм или ограничений. То есть, по сути, в Кодексе разрешено учитывать расходы на ГСМ в величине их фактического осуществления. В то же время существуют Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные распоряжением Минтранса от 14 марта 2008 года № АМ-23-р. В них приведены нормативы расходования «горючего», которые, как указано в самом документе, предназначены, в том числе, и «для расчетов по налогообложению предприятий». При этом вполне понятна обеспокоенность налогоплательщиков, не знающих, в каком размере – по факту или по нормам – им следует отражать затраты на ГСМ при налогообложении прибыли. Вполне естественно, что помощи компании и предприниматели в разъяснении ситуации ждут, прежде всего, от минфиновцев и судей. Однако и здесь не все так однозначно. По норме или по факту? Представители Минфина в оговоренном случае рекомендуют опираться на нормы, установленные Минтрансом (письмо от 14 января 2009 г. № 03-03-06/1/6). Однако в своих рассуждениях финансисты употребили довольно «тонкую» формулировку. Они отметили лишь тот факт, что данные нормы необходимо учитывать «при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива». Прямого же указания на обязанность уменьшать налогооблагаемую прибыль на «горючие» расходы лишь в определенных Минтрансом пределах в письмах главного финансового ведомства не содержится. Между тем налоговики, руководствуясь вышеупомянутыми разъяснениями Минфина, зачастую лишают компании возможности учета при расчете «прибыльной» базы «сверхлимитных», по их мнению, расходов. Следует отметить, что позиция инспекторов по данному вопросу весьма спорна. Во-первых, Минтранс не вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения (п. 1 ст. 4 НК). Это означает, что положения утвержденных данным ведомством документов использовать в целях налогообложения вовсе не обязательно (постановление ФАС Центрального округа от 4 апреля 2008 г. по делу № А09-3658/07-29). Во-вторых, существует арбитражная практика, которая по данному вопросу складывается отнюдь не в пользу налоговиков. Наиболее весомым в данном случае считается мнение представителей ВАС: по их мнению, нормирование расходов на приобретение ГСМ Налоговым кодексом не предусмотрено (определение ВАС от 14 августа 2008 г. № 9586/08 по делу № А09-3658/07-29). Нужно сказать, что на тот момент, когда имели место обстоятельства дела, по которому высшие судьи вынесли указанное определение, действовали «старые» нормы расхода ГСМ, утвержденные Минтрансом 29 апреля 2003 года и приведенные в руководящем документе Р 3112194-0366-03. Однако положения прежнего документа не так уж отличались от действующих ныне норм, и ситуация, по сути, с момента утверждения «новых» ограничений существенно не изменилась. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что у компании существует возможность самостоятельно выбирать, какой из представленных позиций ей следует руководствоваться. Однако вполне вероятно, что, решив учитывать расходы на приобретение ГСМ в полном объеме, она столкнется с «возражениями» со стороны налоговых органов. Отстаивать свои интересы в подобной ситуации, скорее всего, придется в суде. Правда, с учетом приведенного выше мнения ВАС поддержка со стороны судей налогоплательщикам практически обеспечена. В то же время следует напомнить фирмам, что выиграть в суде удастся лишь при наличии надлежащего документального подтверждения «горючих» расходов. Казалось бы, собрать необходимые бумажки довольно просто, но и здесь существуют свои «подводные камни». Без бумажки ты… Прежде всего, в качестве документального подтверждения у налогоплательщика должны быть бумаги, доказывающие факт приобретения топлива. В качестве таковых могут выступать кассовые чеки (в том случае, если расчет за купленные ГСМ производился наличными деньгами) или договоры, счета-фактуры и платежные поручения (при условии, что расчеты производились безналичным путем). Однако наличия одних только платежных документов для включения расходов на приобретение «горючего» в состав «прибыльных» затрат недостаточно. Необходимо еще и наличие бумаг, подтверждающих фактический расход бензина и использование транспортного средства в производственных целях. Такое мнение выразили судьи в недавнем постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 22 апреля 2009 года № Ф04-2285/2009(4825-А27-26). В рассматриваемом деле они указали на необходимость для учета указанных расходов наряду с кассовым чеком, подтверждающим наличную оплату топлива, иметь еще и путевой лист. Для автотранспортных компаний форма путевого листа утверждена постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 г. № 78. Остальным же фирмам и предпринимателям придется самостоятельно разрабатывать бланк указанного документа. Правда в полной мере проявить свои творческие способности при создании этой «бумажки» компаниям не удастся. Дело в том, что существует перечень сведений, которые в обязательном порядке должен содержать путевой лист. Данный список закреплен приказом Минтранса от 18 сентября 2008 года № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». В качестве обязательной информации в нем значатся: – наименование и номер путевого листа; – сведения о сроке действия путевого листа – дата (то есть число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован. Если «путевка» оформляется более чем на один день – проставляются даты начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован; – сведения о собственнике транспортного средства. Для юридического лица – наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер телефона; для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона; – сведения о транспортном средстве: тип (легковой, грузовой, автобус), модель, государственный регистрационный знак автомобиля, показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства из гаража и его заезде в гараж, а также дата и время выезда транспортного средства с места постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку; – сведения о водителе – фамилия, имя, отчество водителя; дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Еще одним реквизитом, который непременно должен содержаться на бланке путевого листа, является, по мнению сотрудников Минфина, маршрут транспортного средства. Без указания этих данных, считают финансисты, невозможно судить о факте использования автомобиля в предпринимательских целях (письмо Минфина от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129). Перечисленные выше сведения являются обязательными к указанию в путевом листе, однако их перечень отнюдь не является исчерпывающим. По своему усмотрению фирмы могут размещать на бланках данного документа еще и другую информацию.
Согласно отчету Федеральной налоговой службы, за январь–август налоговые поступления в бюджет сократились более чем на треть. Главная причина – рост убыточных предприятий. Осенью налоговые сборы могут вырасти благодаря дорожающей нефти и изменениям в налоговом законодательстве, считают эксперты. Рост продемонстрировали лишь сборы единого социального налога (ЕСН), которые достигли 337,6 млрд рублей (+2,5%). Более того, несмотря на то, что сборы налогов на доходы россиян (НДФЛ) упали на 0,6% и составили 1,52 трлн рублей, темпы падения по сравнению с предыдущими месяцами этого года замедляются. Основная причина состоит в том, что налогом облагается не только зарплата по основному месту работы, объясняют эксперты. В период экономического спада люди ищут любую возможность дополнительного заработка, что позволяет им не только сохранить прежний уровень оплаты труда, но и в некоторых случаях его превысить. Как альтернатива этому – подработка по договорам подряда, с которой тоже платится налог. Кроме того, налог взимается при продаже имущества физических лиц. Возможно, нуждаясь в дополнительных средствах к существованию, граждане стали больше продавать – машины, недвижимость, ценные бумаги, предполагают эксперты. Пока снижение поступлений нельзя назвать критичным: уже осенью собираемость налогов может вырасти, успокаивают эксперты. Если цены на нефть останутся на текущем уровне, к концу года отставание ФНС от плана по сборам сократится. Сейчас цена на российскую нефть на мировом рынке составляет порядка $70 за баррель против $54 за баррель, заложенных в бюджете России на второе полугодие. Выпадающие доходы вполне могут быть покрыты за счет роста нефтяных доходов бюджета. «Общий объем собранных налогов по результатам 2009 года составит порядка 10-11 трлн рублей», – считает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. Помочь налоговикам могут и правительственные инициативы. Так, в середине августа Минфин предложил резко увеличить штрафы за несоблюдение налогового законодательства. К примеру, в десять раз вырастет штраф за несвоевременную подачу декларации, а за повторное нарушение законодательства компаниям придется заплатить 20 тыс. рублей вместо 5 тыс. Кроме повышения штрафов Минфин правит и другие статьи налогового кодекса. В частности, срок, в течение которого органы ФНС могут обратиться в суд с иском о взыскании налога, увеличивается с шести месяцев до одного года от момента истечения срока соответствующего требования.
Премьер-министр России Владимир Путин в пятницу на форуме в Сочи заявил, что правительство ставит цель добиться в течение ближайших нескольких лет снижения ставки по кредитам, выдаваемым российскими банками, до 6% годовых. «Правительство ставит перед собой такую задачу, чтобы в ближайшие несколько лет в нашей банковской системе ставка по кредитам составляла где-то процентов шесть», — сказал Путин, оговорившись сперва, что это задача на несколько лет. — Пойдет? — спросил после этих слов премьер Германа Грефа. Тот кивнул головой, после чего премьер продолжил. Он отметил, что такая цена кредита станет возможна, если российским властям удастся воплотить в жизнь планы по снижению инфляции.
Компании-работодатели, в которых зарегистрировано свыше 100 сотрудников, с 2010 года будут отчитываться с помощью электронных документов, заверенных цифровой подписью, перед Пенсионным фондом РФ (ПФР) за начисление страховых взносов в счет будущей пенсии своих сотрудников, говорится в сообщении пресс-службы ПФР. Россия с 2010 года решила отказаться от единого социального налога (ЕСН), который сейчас собирает налоговая служба, в пользу страховых взносов в фонды пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования. Администрировать взносы на пенсии и медстрахование будет ПФР. Взносы в рамках соцстраха будет собирать Фонд социального страхования (ФСС) самостоятельно. "Если среднесписочная численность работников организации за предшествующий год превысила 100 человек, то страхователь будет представлять расчеты в ПФР в электронном виде по установленному формату с электронно-цифровой подписью. С 2011 года аналогичная обязанность будет у страхователей со среднесписочной численностью 50 и более работников", - сообщает ПФР. Подготовка промышленной версии программно-технологического комплекса администрирования страховых взносов, по данным фонда, завершается, система будет введена в действие в конце ноября 2009 года. "Уже подготовлена и повсеместно внедрена технология приема отчетов страхователей в электронной форме с электронной цифровой подписью. В 2009 году по этой технологии приняты отчеты по персонифицированному учету от более чем 300 тысяч организаций", - говорится в сообщении ПФР. Как отмечается в пресс-релизе, ПФР уже разработал все необходимые формы документов и правила их заполнения страхователями и согласовал их с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС) и ФСС. В ПФР заверяют, что успеют подготовиться к администрированию страховых взносов до 1 января 2010 года, когда вступит в силу закон "О социальных взносах".
Правилами скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.06.2001 N 444, установлено, что при согласии сдатчика с оценкой принимаемых ценностей скупщик выдает сдатчику для выплаты причитающейся ему суммы квитанцию в 2 экземплярах, подписанную скупщиком и сдатчиком. После выплаты сдатчику причитающейся суммы ему передается 1 экземпляр квитанции со штампом «оплачено». При этом возможность осуществления наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности предусмотрена Федеральным законом N 54-ФЗ только для случаев оказания услуг населению. Что касается продажи ювелирных изделий, то пунктом 2.1 статьи 2 закона N 54-ФЗ установлено, что организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ. Такие разъяснения представлены Минфином РФ в письме № 03-01-15/9-431 от 28.08.2009.
Дотации федерального бюджета на выплату пенсий, их перерасчет, а также пособия, назначаемые Пенсионным фондом России, в 2010 году составят более 2,5 трлн руб.; в текущем году поддержка фонда со стороны бюджета составила 700 млрд руб., сообщил сегодня вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин в Совете Федерации. Кудрин отметил, что решение о продолжении пенсионной реформы в условиях экономического кризиса было сложным для властей РФ, но, тем не менее, было принято. «Будет трудно первые два-три года, затем мы должны войти в определенный баланс», — сказал Кудрин. Он подчеркнул, что цель изменений — повышение благосостояния российских пенсионеров. Так, средняя пенсия в России должна вырасти с 4,2 тысячи рублей на начало текущего года до почти 8 тысяч рублей на начало 2010 года. В будущем году ни один пенсионер не должен иметь пенсию ниже прожиточного минимума в своем регионе, подчеркнул Кудрин. Он назвал решение государства «рывком по снижению бедности в стране».
Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 года N 720 утвержден технический регламент о безопасности колесных транспортных средств . Регламент устанавливает требования к безопасности для целей выпуска транспортных средств в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств. К объектам технического регулирования, на которые распространяется действие регламента, относятся колесные транспортные средства категорий L, M, N и О, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, а также шасси и компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств. Действие регламента не распространяется на транспортные средства, имеющие максимальную скорость не более 25 км/ч, ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более 6 месяцев, предназначенные исключительно для участия в спортивных соревнованиях, категорий L и M, с даты выпуска которых прошло более 30 лет, а также принадлежащие дипломатическим и консульским представительствам, международным организациям. Технический регламент содержит порядок и формы проведения оценки соответствия для единичных транспортных средств, для типов транспортных средств, шасси и компонентов перед выпуском в обращение, а также для транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в том числе в случае внесения конструктивных изменений. Технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования.
Минфин РФ в своем письме 03-03-06/1/560 от 02.09.2009 поясняет порядок учета в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с командировками сотрудников в дочерние и зависимые общества.Ведомство отмечает, что служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.Поездка работника, направляемого в командировку по распоряжению работодателя или уполномоченного им лица в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой.Учитывая изложенное, расходы на командировки работников в дочерние и зависимые общества для решения производственных вопросов могут быть учтены в составе налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в соответствии с положениями статьи 264 НК РФ.