11.09.2009
Скидки (премии), предоставленные по договорам на оказание услуг (выполнение работ), можно включить в налоговую базу в составе внереализационных расходов, но при условии, что их предоставление экономически обоснованно, документально подтверждено и направлено на получение дохода (подп. 20 п. 1 ст. 265, п. 1 ст. 252 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 02.09.2009 г. № 03-03-06/1/566. Следует отметить, что ранее такое право предоставлялось только в отношении скидок по договору купли-продажи товаров
Чиновники Минфина подготовили проект положительного заключения правительства России на законопроект о введении заявительного порядка возмещения НДС. Об этом сообщил заместитель главы департамента налоговой политики министерства Сергей Разгулин, пишет «Прайм-Тасс».
Напомним, планируется, что компании смогут вернуть налог сразу после того, как подадут налоговую декларацию. Правда, для того, чтобы воспользоваться этой возможностью, маленькие и средние компании должны будут предоставить банковские гарантии.
До окончания сроков по перерегистрации обществ с ограниченной ответственностью (ООО) осталось 4 месяца. По утверждениям участников рынка и депутатов Госдумы, на рынке возникла паника, пока легкая. Организации, пытающиеся пройти перерегистрацию, отмечают, что в налоговых органах творится полная неразбериха. Документы часто не принимают, так как новые формы заявлений, которые были разработаны налоговиками взамен старых, до сих пор не утверждены. Учитывая, что ООО сегодня, по оценкам экспертов, наиболее распространенная организационно-правовая форма ведения бизнеса в России, она составляет до 90 процентов коммерческих организаций, внесенных в ЕГРЮЛ, все фирмы не успеют в установленный срок пройти перерегистрацию. В результате чего начиная с января 2010 года органы ФНС, прокуратуры и ЦБ вправе в любой момент обратиться в суд за принудительной ликвидацией такого общества.
Некоторые небольшие организации, поддавшись паническим настроениям, начали обращаться в специальные компании, которые сегодня активно создаются. Как утверждают депутаты Госдумы, основной их деятельностью является помощь организациям в приведении своих учредительных документов. По данным парламентариев, в июле 2009 года стоимость таких услуг достигала 7000 рублей.
Депутаты уверены, что срок переоформления документов следует продлить до 1 января 2011 года. Эксперты и организации, прошедшие перерегистрацию, считают, что поддаваться панике не надо.
"Проблемы на рынке, конечно, возникают в первую очередь из-за того, что до конца не была разработана процедура и своевременно рекомендации в первую очередь для налоговых органов - что и как им делать, - рассказала "РБГ" Наталья Хлудеева, старший юрисконсульт управления корпоративной работы департамента налогов и права УК "Независимые директора".
- Мы сталкивались со случаями, когда в одной областной налоговой нам сначала сказали подавать документы по новым формам - мы принесли, но документы у нас не приняли, т.к. новые формы заявлений не утверждены, сказали подавать по старым. Мы приехали со старыми через несколько дней, нам сказали - подавайте по новым формам... В итоге приняли по новым. Но результат - потраченное время и дополнительные деньги. Если принять во внимание то, что количество ООО в нашей стране бесчисленное множество и каждый будет вот так ходить по нескольку раз в налоговую, то нетрудно представить, что оставшиеся 4 месяца - срок крайне недостаточный.
Противоположной точки зрения придерживается Ольга Горячева, партнер, исполнительный директор ООО "Нексия Пачоли". "На наш взгляд, срок для приведения уставов в соответствие с законом является вполне разумным и достаточным, - заявила эксперт. - Изменения в закон были приняты еще в декабре. За это время наши юристы изучили закон, разработали новую редакцию устава. Нотариальное удостоверение регистрационной формы и подача документов на регистрацию - также привычная процедура. Регистрирующий орган по-прежнему осуществляет регистрацию в течение 7 рабочих дней. Эти мероприятия не требуют сверхъестественных усилий и временных затрат; процедура по существу не изменилась. Известно, что до вступления в силу закона многие ООО вносили изменения в свои учредительные документы едва ли не каждый месяц.
Кроме того, следует отметить, что и у регистрирующего органа, и у юридических лиц уже есть подобный опыт. После принятия Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" все юридические лица и индивидуальные предприниматели были обязаны внести сведения о себе в Единый государственный реестр в течение шести месяцев. Следует отметить, что никаких продлений указанного срока не производилось".
Что же касается ответственности и рисков, связанных с неприведением уставов ООО в соответствие с законом, то правовые эксперты отмечают, что все не так уж страшно.
"Конечно, ООО может существовать и после 1 января 2010-го, даже если его учредительные документы не приведены в соответствие с новым законом, - рассказал "РБГ" Дмитрий Терентьев, партнер правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры". - Но при этом многие положения из учредительных документов этого ООО не будут действительны, потому что будут противоречить законодательству.
Невнимательное отношение к новеллам закона об ООО чревато негативными последствиями. Во-первых, органы ФНС, прокуратуры и ЦБ вправе в любой момент, начиная с января 2010 года, обратиться в суд за принудительной ликвидацией такого общества. Во-вторых, у действующего ООО достаточно часто возникает необходимость внести изменения в ЕГРЮЛ, и для этого нужно обратиться к нотариусу, чтобы заверить соответствующее заявление. Каждый раз это будет большой проблемой, потому что далеко не каждый нотариус возьмется выискивать истину в противоречиях между учредительными документами и законом. В-третьих, за невыполнение требования закона о приведении учредительных документов в соответствие с новыми положениями будет взиматься административный штраф".
"Непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 рублей, - пояснил "РБГ" Виталий Бородкин, старший консультант юридического департамента АКГ "Интерком-Аудит". - Кроме того, предполагает наложение на ООО штрафов за нарушение порядка хранения документов. А здесь суммы гораздо более значительные: на должностных лиц в размере от 2500 до 5000 рублей; на юридических лиц - от 200 000 до 300 000 рублей. Под данную статью можно подвести и отсутствие в обществе документов, предусмотренных законодательством об ООО. Это касается не только уставов, но также и новых документов, которые с 1 июня 2009 года обязано оформлять ООО, например списки участников.
Однако вряд ли можно ожидать, что такие "притеснения" ООО будут иметь массовый характер. Если посмотреть на опыт приведения в соответствие с изменившимся законодательством документов АОЗТ, то регистрирующие органы были максимально лояльны к предпринимателям и санкций не применяли. И все же упускать из виду вероятность санкций со стороны компетентных органов не стоит".
Всю прошедшую неделю российский лесной сектор обсуждал критику, прозвучавшую из уст президента в адрес Лесного кодекса. Комментируя заявление президента, СМИ ссылаются на ущемление интересов бизнеса, причем не только лесного. Так, в начале 2009 года все договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с новым Лесным кодексом, однако многие арендаторы не укладывались в этот срок. И не только лесозаготовители, но и нефтяные, газовые, энергетические, добывающие компании и т.д., ведь на лесных землях расположено большинство объектов инфраструктуры нефтяной промышленности, включая линии электропередачи, внутрипромысловые и магистральные трубопроводы.
Но это далеко не все проблемы. Налицо вольная трактовка лесного законодательства, несоблюдение заведомо невыполнимых сроков приведения в соответствие с новым лесным законодательством плановой документации и договоров аренды, сокращение объемов производства, резкое обострение социальных проблем, рост безработицы, упадок лесного сектора в целом.
Основной целью нового лесного законодательства ставилось повышение дохода от использования лесных ресурсов, стимулирование развития лесной промышленности. И считалось, что Лесной кодекс написан в пользу тех, кому больше всего нужен лесной ресурс, - лесопромышленников, - и они, используя его возможности, получают беспрецедентные преференции. Одним из основных нововведений лесного законодательства была передача полномочий по ведению лесного хозяйства с федерального на региональный уровень, а также возложение в виде обременений (в обмен на мифические преференции) всего комплекса лесохозяйственных работ на арендатора - лесной бизнес. Т.е. бизнес на своих арендованных территориях оказался ответственным практически за все: за планирование и управление лесами, за ведение рубок, за лесовосстановление, за уход за лесом, за защиту леса от вредителей и болезней и охрану леса от пожаров, за сохранение экосистемных функций леса и т.д. При этом отсутствовали и отсутствуют сейчас какие-либо рекомендации и наставления по осуществлению этих работ. Понятно, что с подобного рода задачами могут справиться далеко не все компании, а только крупный, устойчивый, хорошо структурированный бизнес. Новое лесное законодательство поставило под угрозу само существование среднего и малого бизнеса, а ведь именно от него в большинстве случаев зависит экономическое и социальное благополучие лесных деревень и поселков.
И эти при том, что в стране разрушена система государственной охраны лесов и отсутствует система контроля за планированием и осуществлением лесопользования. Все это создает дополнительные трудности компаниям, ориентированным на экспорт своей продукции. Рынки сопредельных стран становятся все более чувствительными к вопросам подтверждения легальности древесины и продукции из нее. В США с этого года вступили в силу поправки к т.н. закону Лейси, требующие подтверждения легального происхождения всей продукции из древесины, поступающей в страну, а европарламент близок к утверждению нового законодательства по предотвращению торговли продукцией из незаконной древесины. Вместе с тем Лесной кодекс не содержит даже определения "незаконные рубки" и не предусматривает никаких механизмов их предотвращения.
Лесные специалисты, представители регионов, лесного бизнеса, науки, природоохранных организаций утверждают: Лесной кодекс нужно кардинально пересматривать или даже писать заново. Но такой пересмотр потребует времени, может быть, нескольких лет. А пока нужны поправки в действующее лесное законодательство, касающиеся устранения противоречий и несостыковок, обеспечения правовой основы для осуществления охраны лесов от незаконных рубок и для деятельности государственной лесной охраны, создания реальных стимулов к ведению интенсивного лесного хозяйства, механизмов участия заинтересованных сторон в управлении лесами, снятия ограничений для развития среднего и малого бизнеса и использования лесных ресурсов местным населением.
10.09.2009
Если компания обжаловала решение инспекции в суд, а суд отменил это решение лишь в части, расходы по госпошлине целиком, тем не менее, целиком ложатся на инспекцию. Суды апелляционной и кассационной инстанций посчитали, что раз требование компании удовлетворено частично, то и пошлину она должна уплатить в соответствующей части (п. 1 ст. 110 АПК РФ). Инспекция, конечно, с такими выводами судов согласилась. А вот компания – нет, и обратилась в Высший арбитражный суд РФ. А тот встал на сторону компании.
ВАС РФ решил, что положения о пропорциональной уплате пошлины в случае частичного удовлетворения требований заявителя распространяются только на исковое производство. А решение налоговой обжалуется в порядке главы 24 АПК. Специальных требований к порядку уплаты госпошлины при частичной отмене решения эта глава не предусматривает. Поэтому, даже если жалоба на решение налоговиков признана обоснованной лишь в части, пошлину должна заплатить инспекция (постановление Президиума ВАС РФ от 13 ноября 2008 г. № 7959/08).
На сайте ФНС России размещены Сведения о работе по государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств по состоянию на 1 сентября 2009 года (Форма 1−ИП отчетности ФНС России) (скачать отчетность — XLS-версия, 763Кб).
Количество индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, сведения о которых содержатся в ЕГРИП — 3 882 155. Из них индивидуальных предпринимателей — 3 765 827, крестьянских (фермерских) хозяйств — 116 328.
Налоговым кодексом не предусмотрены особенности ведения раздельного учета для налогоплательщиков, у которых доходы и расходы по деятельности, не облагаемой НДС, составляют более 95% общих доходов и расходов. Об этом Минфин России сообщил в письме от 03.08.2009 № 03−07−07/60.
Налогоплательщики обязаны вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) операций (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса).
Напомним, при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам) вычету не подлежат и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, не принимаются. Онование — абзац 8 пункта 4 статьи 170 НК РФ.
Сегодня президент России Дмитрий Медведев провел совещание по экономическим вопросам. В нем приняли участие премьер-министр РФ Владимир Путин, глава администрации Кремля Сергей Нарышкин, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, помощник президента РФ Аркадий Дворкович, вице-премьер Сергей Собянин, глава Центробанка Сергей Игнатьев, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, руководитель Экспертного управления президента РФ Илья Ломакин-Румянцев, глава Сбербанка Герман Греф.
Совещание открылось большим докладом председателя Центрального банка России Сергея Игнатьева, который, во-первых, подвел предварительные итоги антикризисных мер правительства и, во-вторых, очертил ближайшие шаги на этом поприще.
К достижениям Сергей Игнатьев отнес «стабильный курс рубля» и «снижение инфляции». «Я думаю, что инфляция годовая будет существенно ниже, чем официальные прогнозы, которые, по-моему, составляют 11,6-12,0 процента», — сказал он. «В целом за восемь месяцев накопленная инфляция составила 8,1%, и я не вижу никаких причин, которые могли бы привести к сколько-нибудь значимому повышению инфляции в оставшиеся месяцы этого года». Глава ЦБ также напомнил, что в августе этого года инфляция была нулевой, тогда как в прошлом году в августе она составила 0,4%.
Ситуация с курсом рубля в РФ дает основание двигаться к режиму свободного плавания и инфляционного таргетирования, заявил далее председатель Центробанка. «Курс рубля остается стабильным, без четкого тренда к повышению или снижению. Но он стал гораздо более гибким, чем был год или два тому назад», — пояснил он. Это позволило значительно снизить масштабы и частоту валютных интервенций Центробанка на валютном рынке.
«Мы постепенно движемся к режиму свободного плавания курса рубля и инфляционного таргетирования, который нам позволит гораздо более жестко контролировать инфляционные процессы», — пообещал он и перешел к краткосрочным планам по борьбе с кризисом.
Прежде всего, в ближайшее время ЦБ продолжит снижать процентные ставки, сказал Сергей Игнатьев. «Ставка рефинансирования, скорее всего, в ближайшее время продолжит снижаться», — заявил он. (Банк России уже пять раз снижал ставки в этом году. Сейчас ставка рефинансирования ЦБ составляет 10,75% годовых.) Опрошенные Рейтер экономисты и аналитики ожидают, что ЦБР снизит ставки в очередной раз в сентябре на 0,25 процентного пункта.
Далее глава Банка России заявил, что считает необходимым для властей более оперативно предоставлять госгарантии и ускорить выдачу субординированных кредитов банкам по схеме один к трем. Он отметил, что ситуация в банковской сфере позволяет говорить о начале постепенного размыкания порочного круга, заключающегося в том, что банки не кредитуют реальный сектор из-за плохого финансового положения, а реальный сектор имеет плохое финансовое положение, потому что его не кредитуют банки.
И хотя кредитный портфель банков РФ вырос в августе на 0,8% («это в основном благодаря Сберегательному банку, который увеличил свой портфель на 1,9%»), устойчивого роста пока нет. «Банковские кредиты реальному сектору, то есть компаниям, и населению практически не растут», — однозначно резюмировал Сергей Игнатьев. По его словам, банки по-прежнему опасаются кредитовать реальный сектор, поскольку они считают кредитные риски очень большими.
Поправки в законодательство, освободившие российских предпринимателей - плательщиков единого налога на вмененный доход (ЕНВД) от необходимости использовать кассовые аппараты, могут обернуться для предпринимателей новыми штрафами.
C 21 июля вступили в силу поправки в закон "О применении контрольно-кассовой техники", в которых сказано, что предприниматель может рассчитываться с покупателями без применения кассовых аппаратов "при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за товар".
По мнению экспертов, такая формулировка означает, что если клиент не потребовал такого документа, то он должен получить кассовый чек. При контрольной закупке налоговики или представителя правоохранительных органов могут не попросить товарный чек, а потом оштрафовать предпринимателя за отсутствие кассового чека. Компаниям в таком случае грозит штраф в 30-40 тысяч рублей, а индивидуальным предпринимателям - в 1,5-2 тысячи.
Между тем в Федеральной налоговой службе пояснили, что налоговики не проводят сейчас проверок использования кассовой техники у организаций и предпринимателей, выплачивающих ЕНВД. Плательщиками такого налога являются предприятия по оказанию бытовых услуг, перевозчики, небольшие рестораны и отели, а также торговцы за исключением продавцов алкоголя.
О том, что малый бизнес необходимо освободить от использования кассовых аппаратов, в конце апреля заявил премьер-министр России Владимир Путин, выступая на Всероссийском форуме по малому и среднему бизнесу. Тогда он отметил, что иногда в России кассовый аппарат стоит дороже, чем продаваемый товар.
Поправки в законодательство, вступившие в силу в конце июля, должны, по данным налоговой службы, сделать необязательным применение около 1,8 миллиона кассовых аппаратов.
Снижение налога на прибыль, рассрочка по уплате НДС и другие налоговые антикризисные меры выгодны, но в основном крупному бизнесу, считают эксперты. Представители малого бизнеса прежде всего просят отсрочить замену ЕСН на страховые выплаты.
Снижение налога на прибыль бизнес считает самым выгодным изменением в налогообложении. Так считают представители 71% компаний, опрошенных юридической компанией «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» (PG&P) в рамках исследования «Оценка бизнесом эффективности новых правил налогообложения, вступивших в силу в 2009 году».
Две трети компаний (66%) также считают выгодной для себя возможность выплаты налога на добавленную стоимость (НДС) с рассрочкой в течение трех месяцев. Еще 39% находят полезными для себя введение вычета по НДС по уплаченным авансам, а также увеличение предельной величины процентов по долговым обязательствам.
Бизнесмены давно просили государство о снижении налога на прибыль, но только финансовый кризис заставил власть пойти им навстречу. Осенью 2008 года премьер-министр Владимир Путин пообещал снизить ставку налога на прибыль, оптимизировать порядок начисления НДС по авансовым платежам, увеличить с 10% до 30% амортизационную премию. Эти налоговые изменения гарантировали предприятиям порядка 500 млрд рублей.
Но не всеми изменениями компании поспешили воспользоваться. Ту же амортизационную премию не использует 43% опрошенных PG&P.
Наименее выгодными предприятия признали отмену НДС на ввоз оборудования, не имеющего аналогов, и замену пообъектного начисления амортизации групповым.
Эксперты отмечают, что в исследовании больше внимания уделено крупному бизнесу: из более чем 100 опрошенных компаний на долю крупных и крупнейших приходится 72%. «Преобладание крупных и очень крупных компаний дало крен в оценках, поскольку для среднего и малого бизнеса более актуален вопрос с ЕСН и менее актуален вопрос с прибылью», – отмечает председатель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
«Нам приятно любое снижение налогов. Но в условиях того, что в 2008 году прибыли особо не было, а по итогам 2009 года не будет вообще никакой, для малого и среднего бизнеса непринципиально, сколько вычтут из нуля», – соглашается вице-президент «Опоры России» Александр Паперно.
Почти половина компаний (45%) считают важным отказ от замены ЕСН страховыми взносами «Замена ЕСН страховыми взносами – суровый удар по мелкому и среднему бизнесу, где средние зарплаты», – говорит Данилов-Данильян. «Переход на эти взносы повышает затраты предприятий и способствует росту серых зарплат», – добавляет Паперно.
Впрочем, пока нет технических возможностей для перехода на страховые взносы, успокаивают эксперты. «Говорили о том, что необходимо перевести 10 тысяч сотрудников из ФНС в ПФР, то есть из госучреждения в негосударственный орган управления. Однако, во-первых, в ФНС нет свободных сотрудников, поскольку те, кто занимались ЕСН, также проверяли подоходный налог, а во-вторых, сами налоговики не заинтересованы переходить в ПФР, где зарплаты ниже.Первого января закон просто некому будет исполнять», – заключает управляющий партнер компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев.
Но главное, что просит бизнес, – усиление ответственности налоговых органов за свои действия.
Бизнесмены опасаются, что необходимость обеспечить налоговые поступления для покрытия бюджетного дефицита может привести к «налоговому терроризму» при отсутствии наказаний.
«Налоговики находятся в своеобразной ситуации. С одной стороны, над ними висит пресс региональных и федерального бюджетов, но с другой – при нынешний экономической ситуации собрать плановые цифры почти нереально. При этом сейчас их стимулируют исключительно на сбор налогов, что может привести к банкротству предприятий, сокращению рабочих мест», – подчеркивает Паперно.
09.09.2009
Согласно Налоговому кодексу, база по земельному налогу в отношении земельных участков, находящихся в собственности инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика.
Если налогоплательщику принадлежат два и более земельных участка, расположенных на территории одного муниципального образования, то данная льгота может быть применена только в отношении одного земельного участка.
Если налогоплательщику принадлежат два и более земельных участка, которые находятся на территории разных муниципальных образований, то льгота должна применяться в отношении двух земельных участков.
Если инвалидность II группы со второй степенью ограничения способности к трудовой деятельности установлена до 1 января 2004 года без указания срока переосвидетельствования, то данную льготу использовать правомерно. А если справка об установлении II группы инвалидности со второй степенью ограничения способности к трудовой деятельности получена при очередном освидетельствовании после 1 января 2004 года, то на этот случай данная льгота не распространяется (письмо Минфина России от 3 апреля 2009 г. № 03-05-06-02/72).
Если организация-заказчик заключает договор подряда с фабрикой-производителем на пошив постельного белья из материалов, закупленных у третьих лиц, для дальнейшей его реализации в розницу через арендуемые помещения, то такая реализация не является розничной торговлей в целях применения ЕНВД. При дальнейшей реализации такой продукции заказчик выступает в качестве производителя данной продукции. Поэтому реализация этой продукции является одним из способов извлечения доходов от осуществления предпринимательской деятельности в сфере производства готовой продукции и, соответственно, не может быть переведена на систему ЕНВД (письмо Минфина России от 5 августа 2009 г. № 03-11-06/3/205).
Плательщики единого «упрощенного» налога, оказывающие услуги аренды, могут уменьшать полученные доходы на затраты по оплате услуг водо-, тепло- и электроснабжения, а также связи и Интернета, если договором аренды указанные расходы возложены на арендодателя (письмо Минфина России от 7 августа 2009 г. № 03-11-06/2/148).
Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко выступил с новым заявлением, касающимся проверок малого и среднего бизнеса: ведомство намерено освободить от них треть объектов, сообщает служба новостей Bfm.ru
Из-под надзора могут вывести 30% объектов «низкой санитарной значимости», сообщил вчера глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко на заседании президиума общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России». Большая часть таких предприятий относятся к сфере малого и среднего бизнеса. В частности, речь идет о небольших прачечных и магазинах бытовой техники.
Речь идет об отмене плановых проверок, которые по закону проводятся один раз в три года.
-С мая по август их стало на 21% меньше в связи с введением закона о сокращении госнадзора за малым и средним бизнесом, — заявил вчера Онищенко. Сегодня инспекторы ведомства контролируют около 2,5 млн. объектов по всей стране.
Как объясняют эксперты, под предприятиями низкой санитарной значимости подразумеваются в первую очередь те, где контролирующие организации, как правило, следили за соблюдением правил охраны труда: уровнем освещения, организацией рабочего места в соответствии с утвержденными нормами и так далее.
Однако вряд ли малый и средний бизнес после сокращения числа проверок вздохнет спокойно, уверен эксперт по рынкам «ОПОРА России» Владлен Максимов.
-Понятно, почему Роспотребнадзор решил отказаться от проверок мелких непродовольственных предприятий — там меньше поводов для проверки и, соответственно, для штрафных санкций. Однако отмена плановых проверок вовсе не означает их отмены вообще. Дело в том, что инспекторы смогут проверять объекты по жалобам клиентов или по требованию прокуратуры. Хочу сказать, что за последние годы контроль со стороны Роспотребнадзора усилился. Фактически от этого ведомства сейчас у бизнеса столько же проблем, сколько и от милиции.
По словам Максимова, в результате усиления контроля ведомство, к примеру, фактически перекрыло доступ к торговле мелким сельхозпроизводителям, которые теперь вынуждены за бесценок сдавать свой товар перекупщикам. Что же касается предприятий, не связанных напрямую с торговлей продуктами, то и там повод для штрафных санкций найдется. Причем если не на основе законов, то за несоответствие внутренним документам ведомства.
Средний размер штрафа Роспотребнадзора за выявленные нарушения определить сложно. По словам экспертов, он может составлять от нескольких сотен рублей до сотен тысяч, в зависимости от вида нарушения и организационной формы предприятия.
Может ли организация зачесть переплату по налогу на прибыль в федеральный и региональный бюджеты, образовавшуюся в 2007 году, в счет предстоящих платежей по НДС в 2009 году?
Служба новостей TaxHelp.RU сообщает, что письмом от 18 августа 2009 года № 03-02-07/1-401 Минфин разъяснил, что с 1 января 2008 года зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Следовательно, сумма излишне уплаченного в 2007 года одного федерального налога (например, налога на прибыль организаций) может быть зачтена в 2009 году по другому федеральному налогу (например, налогу на добавленную стоимость).
Мосгордума на сегодняшнем заседании приняла в первом чтении законопроект, увеличивающий дефицит бюджета столицы на 2009 год почти на 47 млрд рублей — до 230 млрд рублей, взяв три дня на внесение поправок в документ, передает РИА «Новости».
Власти Москвы из-за кризиса в текущем году сокращали бюджет несколько раз. В последний раз это произошло в июне, когда доходы уменьшились на 417,3 млрд рублей — до 969,837 млрд рублей, расходы — на 294,5 млрд рублей — до 1,152 трлн рублей.
Значительная сумма сокращения пришлась на налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. «В целом, предлагается увеличить расходы бюджета Москвы на 2009 год на 46,9 млрд рублей и утвердить их в сумме 1 трлн 199,4 млрд рублей. Объем дефицита бюджета Москвы увеличится до 229,6 млрд рублей и составит 24,2% к доходам бюджета без учета поступлений из федерального бюджета», — говорится в пояснительной записке к документу.
Одновременно депутаты одобрили перераспределение расходов между различными статьями главного финансового документа города, отмечает Прайм-ТАСС. Руководитель департамента финансов Москвы Юрий Коростелев отметил, что дополнительные 47 млрд позволят выполнить строительство объектов городского заказа.
08.09.2009
Патент на аренду от ФНС стоит 43,2 тыс. рублей
Управление ФНС по Москве распространило сообщение, в котором настоятельно рекомендовало всем москвичам, которые получают доход от сдачи недвижимости в аренду, приобрести патент индивидуального предпринимателя, сообщает служба новостей BFM.ru.
ФНС напомнила, что с 2009 года Налоговым кодексом РФ и законом г. Москвы «Об упрощенной системе налогообложения на основе патента» предусмотрено, что уплата налога с доходов, полученных от сдачи в аренду квартир, гаражей и другого имущества, может осуществляться путем приобретения патента.
Московская налоговая служба сообщает, что за патент на год придется заплатить 43200 рублей. В случае получения патента на более короткий срок его стоимость будет меньше, например, на 3 месяца — 10800 рублей.
В официальном сообщении УФНС по Москве подчеркиваются преимущества патента: налоговая декларация о доходах, полученных от сдачи в аренду, в налоговые органы не представляется; стоимость патента не зависит от количества сдаваемых в аренду объектов и т. д. При этом лишь вскользь говорится о том, что сперва надо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, а также вести бухгалтерский учет — пусть и по упрощенной форме.
Специалисты указывают, что другие способы легально сдавать квартиры в аренду обходятся дешевле. Светлана, хозяйка нескольких квартир в Москве и ближайшем Подмосковье, рассказала BFM.ru, что со всеми квартирантами она заключает официальные договора аренды и, поскольку уже давно зарегистрирована как частный предприниматель, платит единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
- Сумма получается гораздо меньше, — заверила она. — Сама регистрация ЧП или ИП стоит не так дорого, там речь идет о тысяче или двух. Единственное неудобство — приходится долго возиться с документами, а если фирме заплатить, получается очень дорого, — прокомментировала она.
Юрист компании Sameta Михаил Успенский соглашается с такими доводами:
-Есть несколько альтернативных способов платить налоги с доходов от аренды. Существуют упрощенные методы налогообложения (помимо патента), тот же ЕНВД, есть и подача прямой декларации о доходах. Смысл призыва покупать патент — в том, что московские власти таким образом рассчитывают вывести из «подполья» хозяев жилья, получающих деньги от аренды. Странно, конечно, что и за пентхаус на Кутузовском, и за квартиру в Северном Бутово предлагают заплатить одинаковую сумму. Этим призывом власти хотят показать, как выгодно платить небольшой налог. То есть, по сути, давят на психику — вы заплатите хоть меньше, но честно.
Михаил Успенский считает идею властей понятной, но оговаривается — она вряд ли подтолкнет «серых» арендодателей к полной легализации, тем более что не удалась этого добиться и прежде, когда было объявлено, что на арендодателей должны «стучать» соседи.
Доля проблемных и невозвратных ссуд в российских банках к 1 августа выросла до 8,1%, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на директора департамента банковского регулирования и надзора ЦБ РФ Алексея Симановского. По состоянию на 1 января этот показатель находился на уровне 3,8%.
Напомним, Минфин прогнозировал, что к концу этого года доля невозврата банковских кредитов по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) немного превысит 10%.
Симановский отметил, что, начиная с апреля, динамика роста «плохих» долгов снижается. Также постепенно замедляются темпы увеличения просроченной задолженности в кредитных портфелях банков РФ. Если в среднем за I квартал этот показатель составлял 15%, то за II квартал — 9%. Симановский уточнил, что в июле увеличение просроченной задолженности зафиксировано на уровне 9,4%.
Банк России намерен в 2010 г. начать работу по введению обязательного бизнес-планирования для банков, сообщает ПРАЙМ-ТАСС. Об этом сообщил на Международном банковском форуме в Сочи директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов.
- Сейчас мы имеем право требовать бизнес-планы только при создании новых банков или при расширении деятельности этих организаций, а нужно ввести обязанность предоставлять бизнес-планы постоянно. Думаю, в следующем году мы начнем работу по введению этого требования в закон «О банках и банковской деятельности», - сказал Сухов.
По его мнению, периодичность составления бизнес-планов должна быть не реже чем один раз в 2-3 года. В случае непредоставления бизнес плана или его неэффективности ЦБ РФ сможет применять к банкам меры надзорного реагирования за несоблюдение требований. Сухов не исключил, что такими мерами может стать ограничение на некоторые операции, или смена руководителя.
- Если, например, он совсем невменяем - заменим руководителя, - сказал Михаил Сухов.
Ранее Сухов отмечал, что бизнес-планирование в ближайшей перспективе может и должно стать обязательным моментом в работе Банка России и коммерческих банков.
За последние годы Банк России отказал в расширении 11 банкам, из которых двум — по причине плохого бизнес-плана. Кроме того, Банк России отказал в создании 5-ти банков, и во всех случаях — по причине плохого бизнес-планирования.
- То есть банки уже на ранней стадии не имели перспектив для серьезной коммерческой деятельности, - пояснил Сухов.
Индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве (письмо Минфина России от 30 июля 2009 г. № 03-11-09/267).