Госдума приняла в третьем чтении поправки в статью 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» Налогового кодекса. Эту статью предлагается дополнить пунктом 48, на основании которого не облагаются НДФЛ суммы пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, выплачиваемые правопреемникам умершего застрахованного лица.
На 1 сентября по сведениям организаций (не относящимся к субъектам малого предпринимательства) суммарная задолженность по зарплате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности составила 5557 млн. руб. и снизилась по сравнению с 1 августа на 921 млн. руб. (14,2%). Об этом информирует Росстат на своем сайте. Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств на 1 сентября 2009 года составила 5376 млн. руб., или 96,8% общей суммы просроченной задолженности. По сравнению с 1 августа 2009 года она снизилась на 942 млн. руб. (на 14,9%). Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней составила 181 млн. руб. и увеличилась по сравнению с 1 августа 2009 года на 21 млн. руб. (на 12,8,%). В обрабатывающих, добывающих производствах, транспорте, строительстве, сельском хозяйстве 95−100% просроченной задолженности по заработной плате образовано из-за нехватки у организаций собственных средств. В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 51% приходится на обрабатывающие производства, 14% — на транспорт, 12% — на строительство и 8% — на сельское хозяйство. Объем просроченной задолженности по заработной плате на 1 сентября 2009 года составил менее 2% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности. Задолженность по заработной плате на 1 сентября 2009 года имели 0,3 млн. человек (менее 2% работников по обследуемым видам экономической деятельности).
Итоговая версия поправок в закон о банкротстве, подготовленная Минэкономразвития, существенно расширяет права должников. Об этом пишет газета «Ведомости», в распоряжении которой оказался текст документа. Из-за относительно либерального характера законопроекта изменилось название: его предложено именовать «О финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве)». Ныне действующий закон называется «О несостоятельности (банкротстве)». Согласно законопроекту, компания сможет немедленно и самостоятельно начать процедуру финансового оздоровления. Для этого достаточно просто обратиться в суд с заявлением, а сейчас перед этим нужно пройти процедуру наблюдения, которая длится 7 месяцев. Кроме этого документ устанавливает мораторий на взыскание долгов заявителя во время банкротства, и ему не потребуется предоставлять суду банковскую гарантию. В настоящее время гарантия нужна в любом случае, причем на 20% больше реестровой задолженности, отмечает газета. Кроме того, документ увеличивает максимальный срок финансового оздоровления с 2 до 5 лет, однако после 3 лет продление процедуры будет необходимо утвердить в суде. Законопроект также упрощает согласование плана оздоровления с кредиторами: их можно разбивать на категории-классы. Должник получит право предлагать каждому свои условия, рассказывает в интервью изданию замдиректора департамента Минэкономразвития Дмитрий Скрипичников.
Федеральная налоговая служба высказала свои замечания по проекту закона, предусматривающего заявительный порядок возврата НДС. Они изложены в письме Минфину России от 20.08.09 № 3-1-06/656. По мнению налоговиков, предлагаемый депутатами Госдумы РФ вариант поправок в Налоговый кодекс нанесет ущерб эффективности налогового контроля, и не достигнет цели, то есть не сделает быстрее процесс возмещения налога, пишет журнал «Документы и комментарии». Прежде всего, специалисты налоговой службы недовольны тем, что в проекте нечетко сформулировано, какие налогоплательщики имеют право на ускоренную процедуру возврата без представления банковской гарантии. Согласно проекту, это крупнейшие плательщики, а также компании с определенной стоимостью имущества и доходом за год. Однако в Налоговом кодексе не дается четкого определения крупнейшего плательщика. Кроме того, непонятно, как компании должны подтверждать стоимость своего имущества и размер дохода. А также неясно, как инспекторы смогут проверять эти данные, учитывая, что решение о возмещении нужно вынести в течение пяти дней. Вызывает нарекание со стороны налоговиков и отсутствие требований к банковским гарантиям. Тем более, что согласно проекту, контролеры не смогут отказать в ускоренном возмещении налога, если заподозрят недостоверность банковской гарантии.
Управление ФНС по городу Москве сообщает, что в столичных инспекциях внедряется новая технология по обработке бухгалтерской и налоговой отчетности: машиноориентированные бланки с двухмерным штрих-кодом. В настоящий момент, как пишет московский московский «Спутник Главбуха», необходимые для новой печати модули содержат программы «Налогоплательщик ЮЛ» и «Бухгалтерия 1С». Специалисты управления призывают бухгалтеров, не отчитывающихся по каналам связи, воспользоваться новой технологией. Бланки с двухмерными штрихкодами позволяют исключить возможность ошибки оператора, занимающегося вводом отчетности. А это приводит к корректному распределению данных по лицевому счету. Напомним, что в качестве эксперимента новый способ сдачи декларации, с применением двухмерного штрихкода, начали использовать в прошлом году в Подмосковных инспекциях.
Специалисты финансового ведомства в письме от 27.08.2009 № 03-11-06/1/41 разъяснили, как плательщику ЕСХН учесть сумму прощеного долга, пишет журнал «Документы и комментарии». Если поставщик не требует погасить задолженность за поставленные сырье и материалы, то на ее сумму покупатель увеличивает свой доход. Это связано с тем, что сырье и материалы будут рассматриваться как безвозмездно полученные. А такое имущество признается облагаемым доходом (п. 8 ст. 250, п. 1 ст. 346.5 НК РФ). При этом сельскохозяйственный товаропроизводитель в момент прощения долга может учесть в составе расходов стоимость приобретенной продукции (подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ). По мнению экспертов журнала, позицией Минфина могут воспользоваться и компании, применяющие УСН. Ведь принципы признания доходов и расходов для этих спецрежимов аналогичны.
Скоро компании вместо ЕСН начнут платить страховые взносы в фонды. И хотя ФНС и ПФР уверяют, что все пройдет без сучка и задоринки, у депутатов, видимо, есть поводы для сомнений. При Комитете Госдумы по труду и социальной политике решено создать рабочую группу для мониторинга процесса подготовки к реформе соцналога. В ее состав также войдут представители бюджетного и других заинтересованных комитетов, Совета Федерации и т.д. Между тем, страсти вокруг отмены ЕСН накаляются – на прошлой неделе заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров назвал реформу «безумием»: «собираемость взносов будет намного хуже». А все потому, что «Налоговым кодексом пытаются решить вопросы, которые им объективно решены быть не могут».
Поскольку расходы на матпомощь сотрудникам к отпуску не учитывается при исчислении налога на прибыль, то и платить ЕСН с этих сумм не нужно. Об этом чиновники Минфина России в очередной раз напомнили в письме от 27.08.09 № 03-03-06/1/549.
С 2010 года больше компаний смогут работать на «упрощенной системе налогообложения. Заявление о переходе на УСН надо успеть подать в период с 1 октября по 30 ноября. Причем указать в нем объект налогообложения, выбранный компанией. Выбор объекта зависит от ряда факторов. Во-первых, от размера планируемых расходов – объект «доходы минус расходы» выгоднее, когда затрат более 60 процентов. А, во-вторых, от ставок «упрощенного» налога. Если при объекте налогообложения «доходы» налоговая ставка составляет 6 процентов, то при объекте «доходы минус расходы» стандартная ставка равна 15 процентам, но субъекты РФ могут уменьшать ее до 5 процентов.
Управлением Генпрокуратуры РФ в Дальневосточном ФО значительное внимание уделяется защите интересов и охраняемых законом прав граждан. За истекший период 2009 г. прокурорами Управления по различным вопросам принято 150 граждан. Большинство жалоб касалось вопросов соблюдения трудового законодательства, в том числе выплат заработной платы, пособий при увольнении и др. По результатам приема по указанию Ю. Гулягина органы прокуратуры провели проверки по всем обращениям и жалобам, в ходе которых большинство из доводов заявителей признаны обоснованными. Всего для устранения выявленных на приеме граждан нарушений внесено 6 представлений, в суд направлено 42 заявления о выдаче приказов о взыскании задолженности по заработной плате на сумму свыше 800 тыс. руб., опротестован один незаконный нормативный правовой акт. Рассмотрение актов прокурорского реагирования находится на личном контроле заместителя Генерального прокурора РФ Ю. Гулягина. (По материалам официального сервера Генеральной прокуратуры РФ)
С 1 июля 2009 года вступит в силу «антипроверочный» закон – «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Новый закон о проверках не касается основных контролеров – налоговиков, таможенников, милиционеров, инспекторов миграционной и трудовой инспекций и т.д. Он распространяется на контроль со стороны «пожарников», санэпидемстанций, муниципалитетов, префектур и др. Позитивные изменения таковы. Ревизоры будут, по общему правилу, наносить визит в компании только раз в три года, за исключение организаций здравоохранения, образования и социальной сферы. К ним смогут наведаться даже чаще двух раз в три года. План проверок контролеры будут обнародовать, а также заранее (минимум за три дня до ревизии) присылать компаниям уведомления о проверке. Кроме того, в законе четко прописан порядок назначения и проведения проверок – при его нарушении можно будет оспорить результат.
Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 689 утверждены правила аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю. Эти правила устанавливают порядок аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля в качестве экспертов, экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю при осуществлении указанными органами проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Суммы денежных средств, полученных налогоплательщиком от покупателей товаров (работ, услуг) на основании решения арбитражного суда за нарушение договорных обязательств в виде процентов за пользование чужими денежными средствами, следует относить к суммам, связанным с оплатой этих товаров (работ, услуг). Поэтому указанные суммы подлежат включению в налоговую базу по НДС. В письме от 11.09.2009 № 03−07−11/222 Минфин России напоминает, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса налогообложению НДС подлежат полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Тот факт, что сотрудник добирался до места командировки на такси, вовсе не означает, что данные затраты компании придется «повесить» на свою чистую прибыль. В письме от 22 мая 2009 г. № 03-03-06/1/339 специалисты Минфина отметили, что согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса, к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся затраты организации на командировки. Таковые, в частности, включают в себя и расходы на проезд работника к месту командировки и обратно. Именно поэтому, по мнению финансистов, если данные затраты документально подтверждены и экономически обоснованны, то им самое место в налоговых расходах. Кстати говоря, представители финансового ведомства заодно указали, что обязанность проверки экономической обоснованности произведенных расходов возложена на налоговиков. Однако, как показывает практика, для того чтобы у инспекторов не было ни единого шанса доначислить налог, компаниям все-таки лучше самостоятельно подготовить «оправдательный» пакет документов.
Поправки, позволяющие работодателям выдавать молоко, положенное сотрудникам, которые заняты на вредных работах, в денежном эквиваленте, были внесены в Трудовой кодекс еще осенью 2007 года. Однако порядок выплаты такой компенсации до недавних пор так и не был регламентирован. Наконец данный пробел устранен. Согласно статье 222 Трудового кодекса, если условия, в которых трудятся работники, отнесены законодательством в разряд вредных, то труженикам бесплатно выдаются молоко или другие равноценные пищевые продукты. А в том случае, когда условия труда персонала признаны особо вредными, бесплатно предоставляется лечебно-профилактическое питание. Приказами Минздравсоцразвития от 16 февраля 2009 года № 45н (далее – приказ № 45н) и 46н (далее – приказ № 46н) утверждены новые нормы и правила выдачи «компенсационной» пищи. Оба документа начинают действовать со 2 июня 2009 года. Рассмотрим основные изменения, внесенные в действующее законодательство. Процедурные тонкости Для начала чиновники решили пересмотреть условия выдачи «вредных» продуктов. Напомним, что ранее дополнительная порция пектина в составе обогащенных им продуктов полагалась лишь работникам, контактирующим с неорганическими соединениями свинца. Начиная же со 2 июня 2009 года на «добавку» могут рассчитывать все, кто соприкасается с любыми цветными металлами (медью, алюминием, вольфрамом и др.). Кроме того, теперь не допускается выдача молока или других равноценных продуктов за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены. Проще говоря, работники вредного производства должны употреблять в столовой 0,5 литра молока ежедневно. Не забыли государственные мужи и про сами нормы бесплатной выдачи равноценных продуктов. Отныне заменой молоку не являются: творожная масса, сырки и десерты; «сгущенка» без сахара; сырая говядина II категории и рыба нежирных сортов; куриные яйца. Оставшийся в списке творог должен быть не более 9 процентов жирности, а сыр – не более 24. Об этом говорится в приложении № 1 к приказу № 45н. Что касается лечебно-профилактического питания, то теперь им обеспечиваются и трудящиеся вахтовым методом (подп. б п. 6 приложения № 4 к приказу № 46н). Вахтовые рационы должны соответствовать по химическому составу и калорийности продуктов требованиям приложений № 2 и 3 к приказу № 46н, а также содержать дополнительно выдаваемые витамины. Со 2 июня 2009 года допускается также выдача третьих блюд в виде продуктов обогащенного состава (для диетического питания при вредных условиях труда), соответствующих рационам. Делать это разрешено лишь с «благословения» Роспотребнадзора. С начала лета текущего года организации общепита при выдаче витаминных препаратов должны руководствоваться не только утвержденными нормами, но и питьевым режимом работников, подвергающихся воздействию высокой температуры окружающей среды и интенсивному теплооблучению. Впрочем, наиболее важным изменением по праву считается процедура выплаты денежной компенсации взамен молока. Как известно, соответствующая норма появилась в статье 222 Трудового кодекса осенью 2007 года. «Обменные операции» допускаются по письменным заявлениям работников только в том случае, когда это предусмотрено коллективным или трудовым договором. Однако механизм реализации данного положения до недавних пор нигде не был прописан. Поэтому на практике многие работодатели все же предпочитали действовать «по старинке» и продолжали выдавать молоко. Ситуацию призван переломить приказ № 45н, в приложении № 2 к которому изложен порядок осуществления «вредной» компенсационной выплаты. Так, ее размер принимается эквивалентным стоимости молока жирностью не менее 2,5 процента. При этом в расчет берется цена в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта Российской Федерации. Работникам же, получающим вместо молока равноценные пищевые продукты, размер «денежного субститута» устанавливается исходя из стоимости таких продуктов. Компенсация должна выплачиваться не реже одного раза в месяц. Это прямо предусмотрено пунктом 3 приложения № 2 к приказу № 45н. Вполне логично, что размер «вредного пособия» должен регулярно индексироваться пропорционально росту розничных цен. При этом за основу берутся данные Росстата. Конкретный размер компенсационной выплаты и порядок ее индексации устанавливаются работодателем с учетом мнения профсоюза (при его наличии) и включаются в коллективный договор. Если же представительный орган работников у работодателя отсутствует, то указанные положения включаются в заключаемые с работниками трудовые договоры. В то же время выдача денежной компенсации взамен лечебно-профилактического питания по-прежнему не допускается. Исключением является ситуация, когда «паек» недодали по вине работодателя. Для таких случаев (с учетом мнения профсоюза) разрабатывается порядок возмещения работникам не полученного своевременно питания. Согласованная процедура фиксируется в коллективном или трудовом договоре (п. 11 приложения № 4 к приказу № 46н). «Натуральные» налоги В целях налогообложения прибыли затраты по бесплатной выдаче молока работникам учитываются в составе расходов на оплату труда (п. 4 ст. 255 НК). Такого мнения придерживается Минфин в письме от 18 июня 2007 года № 03-04-06-01/192. Поддерживают финансистов и судьи ФАС Уральского округа в постановлении от 16 октября 2008 года № Ф09-7442/08-С3 по делу № А07-890/08. Уменьшить за счет подобных затрат сумму налога на прибыль позволяет также подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса, посвященный расходам на обеспечение нормальных условий труда. Правомерность данного подхода подтверждают ФАС Московского округа (постановление от 3 июля 2008 г. № КА-А40/5780-08 по делу № А40-51440/07-87-313), ФАС Поволжского округа (постановление от 28 апреля 2008 г. по делу № А65-13346/06-СА2-41) и ФАС Северо-Западного округа (постановление от 3 апреля 2009 г. по делу № А42-6526/2007). Одним из указанных способов может быть списано и бесплатно выдаваемое лечебно-профилактическое питание. С точки зрения НДФЛ и ЕСН данные выплаты признаются компенсационными. Следовательно, выдача молока и лечебно-профилактического питания не облагается «зарплатными» налогами (п. 3 ст. 217, подп. 2 п. 1 ст. 238 НК). Именно такой вывод содержится в письме Минфина от 1 августа 2007 года № 03-03-06/4/104. Вполне логично, что наличие вредных условий труда должно подтверждаться результатами аттестации рабочих мест. В противном случае списать в целях налогообложения прибыли бесплатно выдаваемое питание не удастся. Кроме того, придется удерживать «подоходный» налог со стоимости молока, которое автоматически станет признаваться доходом работников, полученным в натуральной форме. Необходимость же уплачивать ЕСН отсутствует, так как источником финансирования «вредного питания» станет чистая прибыль (п. 3 ст. 236 НК). Добавим пару слов о налоге на добавленную стоимость. При выдаче продуктов объекта обложения НДС не возникает. Ведь данная «операция» производится в соответствии со статьей 222 Трудового кодекса и носит производственный характер. Правомерность данной точки зрения подтвердила сама ФНС в письме от 12 сентября 2005 года № 04-1-03/644а. Несмотря на это, контролеры «на местах» зачастую считают выдаваемое «молоко за вредность» безвозмездной передачей продукции и доначисляют НДС. Однако претензии подобного рода не находят поддержки у судей. Свидетельство тому – постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 4 марта 2009 года № Ф04-1315/2009(1768-А75-34) и ФАС Уральского округа от 26 мая 2008 года № Ф09-3597/08-С3 по делу № А60-20741/07. Так как продукты питания закупаются для использования в операциях, не облагаемых НДС, то сумма «входного» налога должна учитываться в стоимости таких товаров. Это прямо предусмотрено пунктом 2 статьи 170 Кодекса. Если же по итогам аттестации рабочих мест условия труда будут признаны не вредными, то бесплатная выдача молока «волшебным образом» превратится в безвозмездную передачу права собственности на товары. Следовательно, появится и объект обложения НДС (письмо Минфина от 1 августа 2007 г. № 03-03-06/4/104). «Денежное» налогообложение Выплачиваемая денежная компенсация взамен натуральных продуктов учитывается согласно пункту 3 статьи 255 Кодекса. Как нетрудно догадаться, она также не облагается «зарплатными» налогами. Отметим, что выдавать деньги вместо молока запрещалось вплоть до октября 2007 года. Следовательно, выдача денег не признавалась компенсационной выплатой и облагалась ЕСН с учетом пункта 3 статьи 236 Кодекса (письмо Минфина от 21 февраля 2007 г. № 03-04-06-02/30). Внесенные же в Трудовой кодекс поправки разрешили заменять «вредную натуру» денежной компенсацией. Однако конкретный размер и порядок проведения данной операции не был установлен, что вызывало трудности с обоснованием суммы выплат.
С сегодняшнего дня Центробанк намерен снизить ставку рефинансирования на 0,25 процента - до 10,5 процента. Это шестое в этом году уменьшение ставки, призванное в итоге уменьшить цену кредитов для экономики. Вчера же минфин заявил, что воздержится от внешних заимствований в этом году. Банк России планирует продолжать снижать ставку рефинансирования в 2010 году. Вчера совет директоров Банка России принял решение об очередном, шестом в этом году, снижении ставки. Ставка рефинансирования в размере 13 процентов годовых действовала с 1 декабря 2008 года по 23 апреля 2009 года. Потом началось ее постепенное снижение. Совет директоров Банка России также рассмотрел проект Основных направлений денежно-кредитной политики Банка России на 2010-2012 годы. Проект будет направлен в правительство 16-17 сентября, передает Прайм-ТАСС. Но принимать окончательное решение в Банке России будут, основываясь на совокупности макроэкономических показателей, которые включают в себя состояние платежного баланса, глобальную инфляцию, прогноз по внутренней инфляции, уточнил первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев. Однако инфляция - все же основополагающая причина снижения ставок. Прогноз инфляции Банка России в 2010 году составляет 9-10 процентов, но цифра может быть и меньше. В целом, сообщил Улюкаев, главной задачей в 2010 году будет восстановление экономического роста. Для этого главными предпосылками станет восстановление кредитования и оценка рисков. Проблема плохих долгов не является острой и актуальной, здесь вполне нормальная динамика. Мы считаем, что в 2010 году будут положительные темпы роста кредитования - и в конце этого, и в следующем году, заключил он. И в августе Банк России уже зафиксировал позитивные сдвиги в кредитной активности банковского сектора. Однако уровень процентных ставок по кредитам для большинства конечных заемщиков продолжает оказывать сдерживающее воздействие на экономический рост, говорится в пресс-релизе, распространенном ЦБ. Вчера же вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин пояснил, что сейчас готовится инфраструктура для выхода на рынок внешних займов, и когда она будет готова, технически можно сделать это в течение месяца. Одна из причин, по которой минфин не торопится получать внешние кредиты, - это нестабильность рынка в целом, отметил Алексей Кудрин. "Пока рынок не стал стабильным, лучше корпорациям не мешать", - сказал Кудрин, уточнив, что Россия, обращаясь к внешним заимствованиям, автоматически становится конкурентом крупным корпорациям, которые обращаются на тот же рынок с целью рефинансировать свои внешние долги. Однако планы минфина привлечь в 2010 году на внешнем рынке через выпуск ценных бумаг почти 18 миллиардов долларов пока не изменились.
Инфляция, в первой половине года уверенно набиравшая проценты, в августе встала по стойке смирно, и, по прогнозам ЦБ, даже до новых прогнозных цифр от Минэкономразвития не дотянется. И вот уже на горизонте замаячило новое снижение ставки рефинансирования - ждать осталось недолго, заверяет глава Центробанка Сергей Игнатьев. Россиянам, опасающимся резкого роста цен, впору вздохнуть с облегчением: инфляция замерла и разгоняться, кажется, не спешит. Как сообщил в среду Росстат, с 1 по 7 сентября рост потребительских цен равнялся нулю. Таким образом, накопленная с начала года инфляция осталась на уровне 8,1%. Между тем, заявил глава ЦБ Сергей Игнатьев на совещании у президента по экономическим вопросам, причин, которые могли бы привести к "сколько-нибудь значимому повышению инфляции в оставшиеся месяцы этого года", нет. "Думаю, что инфляция будет существенно меньше официального прогноза, который сейчас составляет на год 11,6% или 12%, если я не ошибаюсь", - отметил он. Глава Центробанка не ошибается: уточненный прогноз Минэкономразвития по росту потребительских цен в 2009 году действительно равняется 11,6-12%. О том, что новый прогноз является достаточно консервативным, ранее заявлял и первый зампредседателя ЦБ РФ Алексей Улюкаев. Однако, рассказал он в начале месяца в интервью агентству "Интерфакс", существует и ряд рисков. Так, негативное влияние на инфляцию могут оказать бюджетные расходы, большинство из которых придется на конец года. Присмиревшие потребительские цены позволяют ЦБ последовательно снижать ставку рефинансирования. Так, напомнил в среду Сергей Игнатьев, с апреля она была понижена пять раз - с 13% годовых до 10,75%. И уже скоро может снова ужаться. "Скорее всего, что в ближайшее время она продолжит свое снижение", - отметил он Кроме того, сообщил в среду глава ЦБ, золотовалютные резервы России на 5 сентября составили $405 млрд. По его словам, стабильный курс рубля позволил значительно снизить масштабы и частоту валютных интервенций Центробанка на валютном рынке. Стабилизировавшийся рубль дает и основание двигаться к режиму свободного плавания и инфляционного таргетирования, заявил в среду Сергей Игнатьев."Курс рубля остается стабильным, без четкого тренда к повышению или снижению. Но он стал гораздо более гибким, чем был год или два тому назад", - отметил он. Есть и еще одна хорошая новость - рост "плохих долгов" в российской банковской системе замедлился, констатировал глава ЦБ. "Я получил только что информацию за август, прирост просроченной задолженности по кредитам корпоративных заемщиков увеличился только на 5% за август. Это минимальный месячный прирост, начиная с начала года", - сказал Сергей Игнатьев Глава Центробанка отметил также, что российские банки создают достаточно резервов под возможные потери. "Несмотря на вот такой рост просрочки, достаточность капитала остается на высоком уровне", - заявил он. Так, этот показатель по банковской системе составляет около 19%, а это значительно выше норматива ЦБ (10%). Между тем, темпами роста кредитования реального сектора банками Игнатьев не доволен. "Банковское кредиты реальному сектору, то есть компаниям и населению, практически не растут", - заявил он, отметив, что, по предварительной информации, в прошлом месяце кредитный портфель российских банков увеличился на 0,8%. Правда, произошло это лишь благодаря Сбербанку, нарастившему портфель на 1,9%. "Это не очень надежный тренд, и его нужно каким-то образом подстегнуть", - отмечает Игнатьев. Ну а пока банки рисковать не хотят и реальный сектор кредитовать по-прежнему опасаются, говорит он.