Вскоре свидетельства о госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей будут оформляться исключительно на бланках с защитой от подделок уровня «В». Проект изменений в приказ ФНС от 23 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/123@ «Об утверждении образца бланка свидетельства» налоговики обнародовали накануне на своем официальном сайте.
Поскольку степень защиты указанной полиграфической продукции повышена в соответствии с поручением правительства от 22 декабря 2008 г. № КА-П13-7502, можно не сомневаться, что документ в ближайшее время будет утвержден и зарегистрирован в Минюсте.
Вслед за изменениями, внесенными в бланк декларации по НДФЛ, обновлению подвергся и соответствующий «Tester». Как сообщают специалисты ГНИВЦ ФНС, в версии 2.14 программы проверки файлов на соответствие форматам представления в электронном виде налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности появилось ПО для проверки формы 3-НДФЛ. Кроме того, актуализирован КЛАДР (сведения даны по состоянию на 29 апреля 2009 года). Программа и пакет для ее установки размещены на официальном сайте налогового ведомства.
Ставке рефинансирования предрекают очередное скорое снижение. В том, что ее крайне необходимо установить на уровне 6–7 процентов, уверены представители Нижегородской Ассоциации промышленников и предпринимателей (НАПП), направившие обращение президенту страны Дмитрию Медведеву. Маржу банков, получающих государственные средства, по кредитам коммерческим организациям представители делового сообщества считают целесообразным в законодательном порядке ограничить тремя процентами. Кроме того, они предлагают отменить уплату НДС с авансов и взимать его не по отгрузке, как сейчас, а после получения оплаты за продукцию. Да и вообще неплохо было бы снизить, наконец, ставку этого налога до 10 процентов.
Реализация перечисленных мер вкупе с изменением порядка размещения госзаказов и введением таможенных ограничений на импорт, по мнению членов ассоциации, поможет отечественным компаниям выйти из кризиса. Полный текст обращения к главе государства размещен на официальном сайте НАПП.
Дополнительные меры поддержки малого и среднего предпринимательства и объемы финансовых вливаний для их реализации будут утверждены к 1 августа 2009 года. Такое решение принял на прошедшем недавно заседании Президиум правительства, одобрив представленную Минэкономразвития карту проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства». Предложения и уточнения в документ министерства и ведомства должны подготовить в недельный срок, сообщает пресс-служба кабинета министров.
В уже одобренный перечень вошли поддержка экспортной деятельности малых и средних фирм, обеспечение доступа к офисной и производственной недвижимости, смягчение требований по ведению «спецрежимниками» бухгалтерского учета, субсидирование процентных ставок по кредитам и многое другое.
Согласно прикидкам Минэкономразвития, выполнение всех запланированных задач обеспечит в течение ближайших четырех лет удвоение доли малого и среднего бизнеса по отношению к занятому в экономике населению и значительное увеличение объема их продукции и услуг.
Организации, которая по тем или иным причинам «дала лишку» при расчетах с бюджетом по НДФЛ, дабы вернуть переплату, нужно подать в инспекцию не только соответствующее заявление, но и ряд документов, подтверждающих факт излишнего удержания сумм налога. Их перечень Минфин привел в письме от 3 апреля 2009 г. № 03-04-06-01/76. В частности, к таковым финансисты отнесли справку 2-НДФЛ, «платежки», а также документы, которые свидетельствуют о необоснованности удержания НДФЛ, например доказывающие тот факт, что какие-либо доходы сотрудника попросту не подлежали налогообложению.
В ближайшее время коррупция в Подмосковье должна будет сойти на нет. Законодательную базу столь долгожданному событию подготовит Закон Московской области от 10 апреля 2009 г. № 31/2009-ОЗ.
В отличие от своего федерального аналога, коим выступает Закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», подмосковный нормативный акт более гуманный. В частности, он не содержит отсылок на КоАП для работодателей, завязавших трудовые отношения с бывшими государственными и муниципальными служащими. Да и в целом у подмосковного нормативного акта иные задачи: создание условий для борьбы со взяточничеством и формирование антикоррупционного сознания.
В Еврейской автономной области Законом от 8 апреля 2009 г. № 535-ОЗ установлены размеры налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков. К ним относятся те, кто применяют «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Ставка единого налога в размере 5 процентов установлена для налогоплательщиков, которые занимаются предоставлением социальных услуг и обработкой различных отходов. В размере 8 процентов — для услуг в области животноводства, дошкольного и начального образования, ветеринарной деятельности. Для многих категорий налогоплательщиков ставка установлена в размере 10 процентов. Закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Налогоплательщик имеет право не вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам, если доля совокупных расходов на производство товаров (операции по реализации которых не подлежат налогообложению) не превышает 5 процентов совокупных расходов на производство. В этом случае весь «входной» НДС принимается к вычету в полном объеме. Об этом Минфин России сообщил в письме от 1 апреля 2009 г. № 03-07-07/26.
ГНИВЦ ФНС порадовал бухгалтеров программой «Налогоплательщик 2009» (версия 13.14 от 13 апреля 2009 г.). Новый сервис предназначен для подготовки и тестирования сведений по форме 2-НДФЛ за 2009 год в электронном виде. Разработчики реализовали перевод в электронный вид справки о доходах физических лиц 2-НДФЛ за 2009 год по форме, утвержденной приказом ФНС от 13 октября 2006 г. № САЭ-3-04/706. Для того чтобы установить данный софт, необходимо скопировать на жесткий диск своего компьютера семь файлов инсталляции, выложенных на сайте ГНИВЦ ФНС (https://www.gnivc.ru), и запустить файл setup.exe. При этом представители центра обращают внимание на две важные детали. Во-первых, для работы программы необходима версия КЛАДР от 26 декабря 2008 года. Во-вторых, нельзя осуществлять установку в каталог, где имеется программа «Налогоплательщик 2008».
Немаловажно, что в актуализированную версию софта встроено «Руководство пользователя», с помощью которого бухгалтеры в силах самостоятельно снять вопросы по работе с программой. Если же и это не поможет, к их услугам ИФНС и служба техподдержки.
Утверждена форма реестра для предоставления ежемесячных компенсационных выплат нетрудоспособным женщинам, которые уволены в связи с ликвидацией организации и имеют детей в возрасте до трех лет. Соответствующая форма утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 3 марта 2009 г. № 85н, который зарегистрирован в Минюсте 8 апреля 2009 г. № 13718.
Повторно выставлять счет-фактуру по товарам (работам, услугам), в отношении которых ранее был выставлен счет-фактура с исправлениями, заверенными в установленном порядке (п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур), Минфин России запретил (письмо от 1 апреля 2009 г. № 03-07-09/1/17).
Радикального снижения или, напротив, повышения налоговой нагрузки на бизнес в ближайшие три года не запланировано. Об этом сообщил директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин, презентуя программу развития налоговой политики на 2010–2012 годы. Основная часть антикризисной программы уже реализована, и особого поля для маневра в части налогов уже нет, считает он.
В первую очередь усилия финансистов будут сосредоточены на администрировании, дабы, с одной стороны, облегчить жизнь бизнесу, а с другой — снизить бюджетные риски от применения различных «уклонистских схем». В частности, предполагается нейтрализовать возможности противоправной минимизации при слиянии с убыточными компаниями, которые сейчас позволяют присоединять неэффективный бизнес и при этом направлять на погашение его убытков всю полученную прибыль.
Если налогоплательщик не исполняет требование об уплате налогов, пеней и штрафов, банк по решению налоговой инспекции приостанавливает в пределах суммы, указанной в решении, расходные операции по его счетам. Операции по валютному счету приостанавливаются в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций, по курсу Центробанка, установленному на дату начала действия приостановления операций (письмо Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 03-02-07/1-542).
«Крышевали, крышуем и будем крышевать» – именно так можно истолковать манеру общения отдельных сотрудников правоохранительных структур с бизнесменами. «Сажали, сажаем и будем сажать» – не на словах, а на деле дают понять таким «оборотням в погонах» сотрудники прокуратуры. Так, на днях в Волгограде направлено в суд уголовное дело в отношении теперь уже экс-начальника Руднянского РОВД и его заместителя, которые обвиняются в вымогательстве денежных средств с местных коммерсантов.
Следствие установило, что уже через месяц после своего назначения на высокую должность «защитник правопорядка» потребовал у генерального директора ОАО 200 тысяч рублей за «общее покровительство», угрожая в противном случае по мере сил и возможностей чинить ему разнообразные препятствия в коммерческой деятельности. Опасаясь неблагоприятных последствий, бизнесмен согласился на такие условия и передал вымогателю через его заместителя половину указанной суммы, обещая расплатиться сполна несколько позднее. Кроме этого случая, высокопоставленный мздоимец принуждал своего зама регулярно собирать деньги с других предпринимателей района, и тот, дабы не идти на обострение, приносил своему шефу когда 10, когда 50, а когда и 100 тысяч рублей, которые шеф тратил по собственному усмотрению. Об этом сообщает пресс-служба облпрокуратуры.
Действия обоих подозреваемых квалифицируются в соответствии с частью 4 статьи 290 Уголовного кодекса – «Получение взятки группой должностных лиц по предварительному сговору в крупном размере». «Потолок» наказания по данной статье ограничен 12 годами лишения свободы.
Судя по всему, фирмы и ИП еще не скоро получат возможность истребовать у государства достойную денежную компенсацию за судебную волокиту или неисполнение решений. Соответствующий законопроект, подготовленный в недрах Верховного Суда и внесенный в Госдуму, встретил возражения со стороны высших арбитров.
Дело в том, что согласно проекту закона жалобы на проволочки следует подавать в суды общей юрисдикции. В свою очередь глава ВАС Антон Иванов считает предложенный подход антиконституционным, поскольку при таком «раскладе» одна ветвь судебной власти получает полномочия оценивать решения другой. По мнению главного арбитра страны, каждый суд должен получить право наказывать сам себя. Об этом говорится в материалах, размещенных на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда.
Кроме того, Иванов недоволен некоторыми «техническими недоработками» в документе. В частности, в нем не конкретизировано, что следует считать нарушением разумных сроков рассмотрения дела. Он напомнил также, что эксперты ВАС подготовили свой вариант «антиволокитного» закона, и предложил коллегам из ВС объединить обе инициативы в одну.
Роспотребнадзор вправе привлечь фирму или ИП к ответственности за нарушение прав потребителей в течение года со дня совершения проступка даже при отсутствии жалоб конкретных покупателей. К такому выводу пришли участники Президиума ВАС, рассмотрев накануне дело № А63-3865/2008-С6-21, нивелировав тем самым мнение своих нижестоящих коллег о том, что в таком случае ревизорам отводится лишь два месяца.
Итак, представители ставропольского управления Роспотребнадзора 27 октября 2007 г. в ходе проверки выявили, что предприниматель осуществляет торговлю шоколадными изделиями с ценниками неустановленного образца – на них отсутствовали наименование товара, дата составления, подпись ответственного лица.
К административной ответственности – штрафу в 1,5 тысячи рублей по статье 14.15 КоАП – коммерсант был привлечен лишь 17 апреля 2008 года, в связи с чем на его сторону встали судьи трех арбитражных инстанций. Они согласились с тем, что нарушение, как говорится, налицо, но в то же время отметили: проверка, в ходе которой оно было выявлено, «проводилась не по жалобе конкретного покупателя, на которого распространяется действующее законодательство по защите прав потребителя». А раз так, то к нему применяется не годичный срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП, а двухмесячный. В него-то ревизоры как раз и не вписались.
Однако участники «тройки судей» ВАС в определении от 25 марта 2009 г. № 872/09 вернули все на круги своя. Они отметили: из цели законодательства о защите прав потребителей, а также из существа допущенного правонарушения можно сделать вывод о том, что оно непосредственно посягает на права потребителей. При таких обстоятельствах срок давности составляет именно год. В подтверждение правильности такого подхода они сослались на постановление Пленума ВАС от 2 июня 2004 г. № 10. Президиум Высшего Арбитражного Суда признал точку зрения «тройки» вполне объективной.
Арбитры призвали предпринимателей облегчить работу судей при рассмотрении сложных дел посредством более активного участия в процессах в качестве заседателей.
Как говорится в материалах, размещенных на официальном сайте ВАС, с таким пожеланием обратился недавно к представителям делового сообщества на заседании Общественной палаты председатель Московского арбитражного суда Олег Свириденко. По его словам, сейчас в системе столичного арбитража работают 179 судей, и по закону каждому из них должны «ассистировать» два арбитражных заседателя; однако в реальности их в распоряжении суда в десять раз меньше – всего около 30 человек. Им приходится рассматривать от 5 до 10 дел в день, и они просто не выдерживают такой нагрузки.
Свириденко полагает, что участие в судебном разрешении споров хозяйствующих субъектов достаточного количества независимых специалистов, обладающих опытом работы в предпринимательской сфере, могло бы сделать ход процесса более прозрачным.
Полностью солидарен со своим коллегой и глава ВАС Антон Иванов. По его мнению, арбитражными заседателями должны становиться люди, обладающие специальными познаниями в рассматриваемой области и безупречной репутацией. Именно они должны проверять и оценивать фактические обстоятельства дела, в то время как судья оценивает правовые вопросы.
Налоговики не вправе оштрафовать фирму за непредставление электронной декларации, если при ее своевременной отправке бухгалтер допустил ошибку при указании кода инспекции. Об этом напоминают высшие арбитры в своем определении от 6 апреля 2009 г. № 3114/09.
В рассматриваемом случае финработник магнитогорской компании «в запарке» проставила в декларации по налогу на прибыль код «7400» вместо нужного «7444», в результате чего отчетность «ушла» не в городскую ИФНС, а в УФНС по Челябинской области. Об указанной опечатке фирма сообщила в свою инспекцию, направив в ее адрес письмо с просьбой принять налоговые декларации повторно, а затем прислала и сами декларации. Правда, произошло это уже после установленного законодательством срока. Налоговики отказались «входить в положение» и оштрафовали организацию по статье 119 Налогового кодекса за несвоевременное представление отчетности, усмотрев в действиях предпринимателей злой умысел.
Коммерсантам удалось доказать свою невиновность в двух судебных инстанциях: арбитры решили, что раз на дату представления деклараций налоги уже были уплачены, штрафные санкции должны быть «обнулены». Исходя из обстоятельств дела и руководствуясь статьями 108, 109 НК, «кассационщики» также признали, что наличие вины компании в совершении налогового правонарушения инспекция не доказала. Участники «тройки судей» согласились с позицией нижестоящих коллег и сочли возможным проигнорировать требование налоговиков о передаче дела в Президиум ВАС для рассмотрения в порядке надзора.
Владельцам компаний, располагающих солидным автопарком, стоит быть готовыми к дополнительным финансовым затратам, причем весьма немалым. Дело в том, что в обозримой перспективе их могут обязать оснастить всех своих «железных коней» тестерами, встроенными в систему запуска двигателя, которые при обнаружении паров алкоголя в автомобиле будут блокировать систему зажигания.
Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в Коллегии правовой защиты автовладельцев (КПЗА), с такой инициативой выступил накануне глава МЧС Сергей Шойгу, взяв слово на открытии выставки «Комплексная безопасность-2009». Любопытно, что такие приборы сейчас находятся еще только в разработке ведущих мировых автокомпаний, и стоить, судя по всему, будут очень недешево.
Эксперты КПЗА придерживаются мнения, что инициатива главы МЧС по предотвращению «пьяных аварий» будет выглядеть адекватно лишь в том случае, если алкотестеры будут устанавливаться на заводе, изготовившем автомобиль, и входить в его стоимость. А вот обязывать граждан, уже имеющих не оснащенный этим дорогостоящим прибором автомобиль, приобретать устройство дополнительно – это уже «перебор». Пока закона, обязывающего производителя или владельца оборудовать автомобили такими устройствами, ни в одной стране нет.
При применении УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» производить капитальный ремонт помещения, снятого в субаренду, следует лишь после госрегистрации договора. Как отметили сотрудники Минфина в письме от 12 мая 2009 г. № 03-11-06/2/84, только при таком условии у «упрощенца» появляется право учесть расходы на капремонт ОС, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса. Свой вывод финансисты аргументировали ссылкой на информационное письмо Президиума ВАС от 1 июня 2000 г. № 53, в пункте 2 которого говорится, что договор аренды считается заключенным с момента его государственной регистрации. Это справедливо и в отношении договоров субаренды (п. 2 ст. 615 ГК).