Российское правительство намерено повысить собираемость налогов за счет газовой отрасли. Власти собираются вернуться к рассмотрению вопроса об индексации ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на природный газ, крупнейшим плательщиком которого является "Газпром", пишет газета "Коммерсант".
Издание напоминает, что повысить ставку НДПИ на газ Минфин и Минэкономразвития предлагали еще в апреле 2007 года. Предполагалось, что ставка может быть увеличена с 147 до 735 рублей за тысячу кубометров к 2010 году, однако решение было отложено после того, как "Газпром" доказал, что в случае усиления налоговой нагрузки лишится возможности вкладывать средства в развитие добычи и транспортировки топлива.
В начале недели на заседании правительства состоялось утверждение "Основных направлений налоговой политики на 2010-2012 годы", пишет издание "Газета" (GZT.RU). В документе отмечается, что с 1 января 2006 года оптовые цены на газ увеличились не менее чем в два раза, в то время как ставка НДПИ осталась без изменений. Значительные доходы, которыми в результате располагают газовые компании, предполагается с 1 января 2010 года изымать с использованием ставки НДПИ, индексирующейся ежегодно в соответствии с ценами на газ.
Накануне стало известно, что российские власти поручили профильным ведомствам принять меры по увеличению собираемости налогов. Такое решение было принято на фоне сообщений налоговой службы государства о снижении налоговых поступлений на 34,4 процента в январе-апреле 2009 года, вызванном экономическим спадом в стране.
Компенсации за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях (государственных и муниципальных) теперь не подлежат налогу на доходы физических лиц. Соответствующий Федеральный закон от 28.04.2009 № 67-ФЗ вступил в силу 5 мая 2009 года.
Специалисты Минфина России в письме от 2 апреля 2009 г. № 03-07-11/100 выразили мнение о том, что компания или предприниматель, которые арендуют на безвозмездной основе нежилое помещение у горадминистрации, обязаны уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость. При этом НДС исчисляется исходя из рыночной стоимости аренды с учетом НДС. Пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса предписывает именно таким образом рассчитывать базу по НДС при безвозмездном предоставлении во временное пользование федерального и муниципального имущества.
Налоговые поступления в бюджет за первый квартал 2009 года уменьшились на 34,4% по сравнению с тем же периодом 2008 года. Это связано с экономическим спадом, из-за которого сократилась деловая активность, увеличилось количество безработных, уменьшились зарплаты. Правительство поручило профильным ведомствам принять меры по увеличению собираемости налогов. О результатах работы ведомства должны сообщить до 1 августа.
В стремлении во что бы то ни стало уличить предпринимателей в совершении налогового правонарушения, а еще лучше – преступления, отдельные представители ФНС не брезгуют прямыми нарушениями действующего законодательства. Несколько успокаивает одно – по головке их за это не гладят. Так, сотрудник МИФНС по Самарской области скоро предстанет перед судом за совершение служебного подлога.
Как сообщает пресс-служба облпрокуратуры, в период с октября по ноябрь налоговик проводила выездную проверку местного ООО, в ходе которой оформила протоколы допроса четырех свидетелей. Все бы ничего, вот только на самом деле никаких свидетелей не было и в помине, а протоколы дама от их имени подписала собственноручно.
Злоупотребления вскрылись в результате прокурорской проверки, и на инспектора завели дело по статье 292 Уголовного кодекса («Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим в официальные документы заведомо ложных сведений»), чреватой лишением свободы на срок до двух лет. Уже в ходе следствия выяснилось, что это не первый «подвиг» ревизора – «липовые» протоколы она составляла и ранее. На днях дело направлено в суд для рассмотрения по существу.
Есть основания полагать, что представители малого бизнеса будут не на словах, а на деле надежно защищены от необоснованного избыточного давления различных контролирующих структур. Президент страны Дмитрий Медведев, по сути, взял под личный контроль исполнение Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, основная часть положений которого вступила в силу 1 мая.
Напомним, что данный нормативный акт призван резко ограничить количество регулярных контрольных мероприятий. Более того, под полный запрет попадает проведение внеплановых проверок «малых» предприятий без согласования с прокуратурой. «Посмотрим, что из этого выйдет, потому что мы знаем, как у нас что-то запрещается, а потом благополучным образом обходится. Тем не менее легальная основа для того, чтобы требовать отказа от таких проверок, существует, за этим должна следить прокуратура, ну и сам бизнес, конечно», – цитирует слова президента кремлевская пресс-служба.
Что касается прокурорских работников, то они, судя по последним сообщениям, относятся к возложенным на них функциям со всей ответственностью и уже вовсю рапортуют о пресечении попыток «наехать» на предпринимателей в обход закона. Так, прокуратура Брянской области предотвратила ряд внеплановых проверок местных фирм, которые, без достаточных на то оснований, намеревались провести представители территориального управления Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучию населения, а также Россельхознадзора. Аналогичные известия приходят и из других регионов нашей необъятной родины.
Не исключено, что фирмы, производящие и реализующие алкогольную продукцию, смогут навсегда забыть о столь «полюбившейся» им системе ЕГАИС как о страшном сне. О возможности даже не «перезапуска», а полной отмены данного механизма заявил накануне глава государства Дмитрий Медведев на встрече с представителями предпринимательского сообщества.
«Мы создали систему, которая, по сути, не работает. Она почти ничего не дает, и это повод призадуматься», – цитирует слова президента пресс-служба «ОПОРЫ России». При этом глава государства отметил, что еще до введения ЕГАИС в действие лично у него были сомнения в целесообразности такого шага.
Напомним, что Единая государственная автоматизированная информационная система учета алкогольной продукция была создана в 2006, году дабы установить на отечественном рынке тотальный контроль за процессом производства и переработки спиртосодержащей продукции. На первом этапе на спецмарки стал наноситься штрихкод, с информацией о производителе, виде и наименовании алкогольной продукции, содержании этилового спирта, объеме алкогольной продукции в таре.
Второй этап предусматривал установку на предприятиях «автоматизированных счетчиков», чтобы с 1 июля они подключились к ЕГАИС. Однако реализация этой идеи вызвала целый ряд проблем – от возмущения предпринимателей из-за дополнительных издержек и ужесточения правил администрирования до откровенных технических сбоев. В результате правительство вынуждено было перенести окончательное введение системы еще на шесть месяцев – на конец декабря 2006 года. Затем полномасштабный запуск был перенесен на февраль 2007 года, потом – на еще более поздний период. Шло время, а «воз» так и не сдвигался с мертвой точки, весьма раздражая как предпринимателей, так и чиновников.
Отныне участники ВЭД могут декларировать товары, поступающие частями в течение 15 дней, в одной грузовой таможенной декларации, а не оформлять ГТД на каждую поставку, как было ранее. Такое право дает им приказ ФТС от 25 декабря 2008 г. №1 670, вступивший в силу не далее как 19 мая 2009 г. Об этом напоминает пресс-служба ведомства. Согласно ранее действовавшей норме продукцию, поступающую от одного отправителя одному получателю, необходимо было предъявить таможенникам в день ее поступления, независимо от того, например, что на следующий день в рамках этого же контракта могла прийти следующая часть груза. Ее приходилось отражать в отдельной ГТД.
Также приказом была исключена возможность различных толкований графы 14 ГТД. Прежде в ней должны были указываться данные о таможенном брокере (представителе), либо о декларанте. Теперь в графу 14 ГТД «Декларант / Представитель» необходимо вносить сведения только о декларанте, а сведения о таможенном брокере «перекочевали» в графу 54 ГТД.
Кроме того, при декларировании вывозимых товаров отныне предусмотрено заявление в графе 18 ГТД «Идентификация и страна регистрации транспортного средства при отправлении / прибытии» сведений о номерах вагонов, контейнеров. Как поясняют в ФТС, это позволит экспортерам, обращающимся в налоговую инспекцию за возмещением НДС дополнительно обосновывать затраты по перевозке товаров.
Вполне вероятно, что предприниматели будут освобождены от уплаты НДС при выкупе арендуемого муниципального имущества. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в пресс-службе Заксобрания Санкт-Петербурга, соответствующие поправки в федеральное законодательство, разработанные местными законотворцами, уже направлены для обсуждения в Госдуму.
По словам авторов законопроекта, цель поправок – всего лишь устранить «логическое недоразумение» в Налоговом кодексе. Они уверены, что выкуп помещений не должен облагаться НДС, поскольку «является частным случаем приватизации», а норма, согласно которой при приватизации объекта предпринимателем НДС добавляет 18 процентов к стоимости помещения, представляет преграду для малого бизнеса в условиях кризиса. Так, из 2,5 тысяч коммерсантов, арендующих помещения у КУГИ (Комитет по управлению городским имуществом), из-за «НДС-наценки» заявки на приватизацию подали лишь 200.
Скорее всего, в скором времени компании, работающие на УСН, будут окончательно и бесповоротно освобождены от «почетной» обязанности вести бухгалтерский учет, которую им навязывает Минфин. По крайней мере, как сообщает пресс-служба «ОПОРЫ России», именно это пообещал накануне президент страны Дмитрий Медведев на встрече с представителями делового сообщества, когда последние пожаловались ему на «притеснения» финансистов в этом вопросе. «Накажем», – пошутил президент. «Насчет упрощенной системы вы правы – или одно, или другое», – уже серьезно заметил он, пообещав дать соответствующее указание руководителям профильных ведомств.
Напомним, что многочисленные разъяснительные письма Минфина (от 11 марта 2004 г. № 04-02-05/3/19, от 15 декабря 2005 г. № 03-11-04/2/154, от 2 сентября 2008 г. № 03-11-04/02/131, от 19 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/142, от 20 апреля 2009 г. № 03-11-06/2/67) по сути, вменяют в обязанность всем «малым» предпринимателям, работающим на УСН, ведение бухучета и представление отчетности по общей форме. Финансисты настаивают, что такая обязанность напрямую вытекает из Гражданского кодекса и не зависит от размера бизнеса и используемого режима налогообложения. Нисколько не смущает чиновников и тот факт, что освобождение «упрощенцев» от бухучета прямо предусмотрено в Законе от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.
Не исключено, что компании, работающие на ЕНВД, будут освобождены от обязанности вести бухучет. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в аппарате Комитета Госдумы по бюджету и налогам, соответствующий законопроект на днях внесен в нижнюю палату парламента.
Впрочем, авторы документа – депутаты Владимир Головнев и Елена Панина – предлагают сохранить за «вмененщиками», по аналогии с «упрощенцами», обязанность вести бухучет в отношении основных средств и нематериальных активов. Примечательно, что «освободительную норму» предлагается закрепить не только в Законе от 21 декабря 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», но и в статье 346.26 Налогового кодекса («Общие положения налогообложения ЕНВД для отдельных видов деятельности»).
По логике вещей, организациям, переведенным на уплату ЕНВД, не требуются показатели бухгалтерского учета для расчета суммы «вмененного» налога. Эти данные могут понадобиться лишь в некоторых случаях, например, при распределении прибыли между учредителями компании. Но специалисты Минфина настаивают на том, чтобы фирмы, применяющие «вмененный» режим, в любом случае вели бухгалтерский учет и представляли бухотчетность. Напомним также, что представители деловой общественности, в частности президент «Деловой России» Борис Титов, настаивают на отмене «вмененки» как таковой, поскольку, по их мнению, данная система себя уже изжила.
Положения ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» теперь распространяются не только на договоры по реконструкции, модернизации и ремонту основных средств, но и на контракты о выполнении работ по восстановлению зданий, сооружений и судов. Не далее как 19 мая Минюст зарегистрировал приказ Минфина от 23 апреля 2009 г. № 35н, согласно которому в названное Положение по бухгалтерскому учету внесены соответствующие поправки.
Напомним, что ПБУ 2/2008 устанавливает порядок формирования в бухучете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организаций-подрядчиков и субподрядчиков, выполняющих работы по долгосрочным договорам и в случаях, если сроки начала и окончания работ приходятся на разные отчетные периоды.
Правительство Калининградской области подготовило к продаже первый участок под строительство объектов игорной зоны. Об этом сообщает агентство РИА Новости со ссылкой на заявление руководителя областного министерства экономики Александры Смирновой.
"Участок будет реализован с обременением, согласно которому инвестору необходимо построить не только казино и гостиницы, но также и решить вопросы инфраструктуры", - сказала она на пресс-конференции в среду.
Напомним, что постановлением правительства России от 20 июня 2007 года выделены четыре региона, в которых будут созданы игорные зоны. Российские "Лас-Вегасы" будут расположены в Алтайском и Приморском краях, Калининградской области, а также на территории на границе Ростовской области и Краснодарского края (зона "Азов-Сити"). С 1 июля 2009 года все заведения игровой индустрии, работающие в остальных регионах страны, должны быть закрыты.
Игорная зона Калининградской области будет расположена на территории Красноторовского сельского поселения Зеленоградского района вблизи поселков Окунево, Поваровка, Русское. Зона займет в общей сложности 1170 гектаров. На ее территории планируется строительство минимум 10 отелей с казино и еще 15 - без игровой инфраструктуры. В заведениях предполагается установка 12 тысяч игровых автоматов и не менее 500 игорных столов. Cумма, которую региональный бюджет планирует выручить от продажи земли под игорную зону, пока не называется.
Смирнова также отметила, что игорные зоны становятся привлекательным инвестпроектом: к властям региона к региональным властям обращаются многие компании, которые хотели бы участвовать в конкурсе.
В феврале также была выбрана территория под игорную зону на территории Приморского края: она будет построена в курортной зоне Уссурийского залива на берегу бухты Муравьиная у мыса Черепаха. Игорная зона будет расположена в 23 километрах от аэропорта и в 70 километрах от Владивостока. Проект предусматривает строительство 3-5 многофункциональных развлекательных комплексов, в которых будет размещено 5-7 тысяч гостиничных номеров, до 1200 игровых столов и до 5000 игровых автоматов.
Теперь заявление о предоставлении лицензии на осуществление экспортно-импортных операций следует подавать по новой форме. 1 апреля Минюст зарегистрировал приказ Минпромторга России от 27 февраля 2009 г. № 84, которым утвержден свежий бланк. Изменена в соответствии с названным документом и форма «внешнеторговой» лицензии. Работать с актуализированными формами Минпромторг начал с 1 мая 2009 года.
Совет по аудиту при Минфине подготовил поправки в Закон РФ № 307–ФЗ «Об аудиторской деятельности». Согласно проекту «Правила независимости аудиторов России» были установлены основные принципы, соблюдение которых необходимо для обеспечения независимости аудиторов при осуществлении ими профессиональной деятельности. Перед выходом на проверку аудитор обязан заявить в договоре на оказание аудиторских услуг о своей независимости в отношении клиента. В противном случае он должен отказаться от участия в проведении проверки. Аудитор обязан соблюдать независимость от проверяемых клиентов, т. е. не допускать прямую или косвенную материальную заинтересованность, не принимать финансовое участие в делах организации клиента, а также должны быть исключены случаи имущественной зависимости аудитора от клиента. Аудиторская организация вправе взимать плату за выдачу квалификационного аттестата аудитора, размер которой не должен превышать затраты на его изготовление.
Налоговики опубликовали на своем официальном сайте (www.nalog.ru) новую программу — «Tester» версии 2.13 от 6 апреля 2009 года. Именно это ПО теперь следует применять для проверки на соответствие форматам представления в электронном виде налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности. В частности, разработчики «подогнали» программное обеспечение под приказ ФНС от 1 апреля 2009 г. № ММ-7-6/228@, которым были скорректированы форматы представления бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2), отчета об изменениях капитала (форма № 3) и т. д. Заодно налоговики обновили и классификатор КЛАДР до версии от 31 марта 2009 года.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17 марта 2009 г. № 118 введены в действие новые типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных спецодежды, спецобуви и иных средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (утверждены приказом министерства от 1 октября 2008 г. № 541н). Старые нормы, действовавшие с 1998 года, утратили силу.
Правительственная комиссия под председательством Игоря Шувалова в ближайшее время рассмотрит возможность создания спецсчетов, на которые будут перечисляться средства, направляемые промышленным предприятиям в рамках госзаказа. Речь идет о специальных счетах в банках для средств госзаказа или о конкурсах среди банков на работу с этими средствами. Скорее всего, мелкие банки ограничат в возможности использовать данные средства для поддержания своей стабильности. Эти меры должны защитить антикризисные вливания от финансовых проблем в банковской системе.
Главное налоговое ведомство обновило документы, в которых содержатся сведения об учете налогоплательщиков (приказ ФНС России от 31.03.2009 № ММ-7-6/149). Новую редакцию получили формы РФЛ1 «Сведения о регистрации гражданина РФ по месту жительства» и форма РФЛ2 «Сведения о регистрации иностранного гражданина (лица без гражданства) по месту жительства на территории РФ». А в формах Р «Сведения о факте регистрации акта гражданского состояния о рождении» и НИ «Сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, за исключением земельных участков» появились строки для указания места жительства гражданина, проживающего за пределами РФ.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) намерена сократить число негосударственных пенсионных фондов (НПФ) на российском рынке. Об этом пишет газета "Коммерсант".
По данным издания, 22 НПФ получили предписание ФСФР с требованием привести свои финансовые показатели в соответствие с лицензионными требованиями. В частности, указанные НПФ не соответствуют требованиям законодательства, согласно которым размер имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) того или иного НПФ должен составлять не менее 30 миллионов рублей.
Газета пишет, что из числа получивших предписание ФСФР фондов продолжить работу смогут лишь пять. К остальным будут применены различные штрафные санкции. Так, по словам руководителя ФСФР Владимира Миловидова, у шести НПФ будут аннулированы лицензии, деятельность еще пяти фондов будет приостановлена.
В конце апреля ФСФР уже приостановила деятельность 28 НПФ, ИОУД которых оказался меньше требуемых 30 миллионов рублей. Кроме того, когда с 1 июля текущего года размер ИОУД будет составлять 50 миллионов рублей, только 85 негосударственных фондов будут соответствовать новым правилам.
Согласно предоставленной в ФСФР отчетности, в России ведут деятельность 208 негосударственных фондов, которые управляют 462,9 миллиарда рублей пенсионных резервов. 20 крупнейших НПФ контролируют около 92,5 процента рынка негосударственного пенсионного обеспечения страны.