Бухгалтерам следует быть внимательными при перечислении в бюджет налога на прибыль организаций.
В статью 284 Налогового кодекса снова внесены изменения, на этот раз Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 305-ФЗ. Теперь в кодексе установлено, что в федеральный бюджет зачисляется сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 2 процента, соответственно в бюджет субъекта РФ — по ставке 18 процентов.
Напомним, что ранее налог на прибыль организаций распределялся по бюджетам иначе. В федеральный бюджет планировалось зачислять 2,5 процента, а в бюджет субъекта ставка налога составляла 17,5 процента.
Если по ошибке применить к старой базе по налогу новую ставку, то возникнет недоимка. Подобная ситуация не исключена, ведь последние поправки были приняты уж очень оперативно.
В условиях кризиса такой проступок работодателя, как длительная задержка зарплаты своим сотрудникам, приобрел характер «общественно-резонансного» деяния крайне негативного характера. Прокурорские работники реагируют на такие факты незамедлительно, и неплательщик горько сожалеет о своей непунктуальности.
В случае, приключившемся в Омской области, местному бизнесмену грозит «наказание в кубе», поскольку он, являясь владельцем сразу трех компаний, в течение двух месяцев не выплачивал зарплату ни одному из своих 240 сотрудников, за исключением разве что главбухов и, разумеется, себя. На «сэкономленные» деньги приобретались материально-технические средства для производства, а также погашались банковские кредиты.
Когда сумма задолженности достигла почти 1,5 миллионов рублей, в игру, по «наводке» обиженных работников, вступили правоохранители. В отношении нерадивого топ-менеджера возбуждено сразу три дела по статье 145.1 Уголовного кодекса – «Невыплата заработной платы», предусматривающей в виде наказания до двух лет лишения свободы. В настоящее время они соединены в одно производство.
ИФНС не вправе запретить компании перейти на УСН на том основании, что она подала соответствующее заявление по истечении пяти дней с момента постановки на учет. Об этом напомнил налоговикам ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 10 декабря 2008 г. № Ф08-7446/2008.
Арбитры указали, что переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения, в порядке статьи 346.11 Налогового кодекса, осуществляется добровольно. При этом применение спецрежима носит уведомительный характер, то есть не зависит от решения ИФНС. Инспекция не вправе запрещать или разрешать применять выбранную систему налогообложения (исключение составляют случаи, прямо предусмотренные п. 3 ст. 346.12 НК). Поэтому отказ компании в переходе на УСН неправомерен, резюмировали арбитры.
Борьба с утечкой конфиденциальных сведений на финансовом рынке выходит на принципиально новую стадию. На состоявшемся накануне заседании Президиума правительства премьер-министр Владимир Путин призвал ускорить рассмотрение и принятие соответствующего законопроекта, внесенного в Госдуму в конце минувшего года. Данный документ предусматривает за незаконное использование инсайдерской информации и манипулирование ценами на фондовом рынке наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет. Соответствующие поправки должны быть внесены в Уголовный кодекс: в статьи 185 – «Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг» и 185.1 – «Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством о ценных бумагах», сообщает пресс-служба кабмина.
Пищевая продукция, в состав которой входят специи и пряности оранжевого и красного цвета, попала в центр внимания Роспотребнадзора. Не далее как 5 февраля 2009 года руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадий Онищенко утвердил «Методические указания «Определение непищевых красителей Судан I, Судан II, Судан III, Судан IV и Para Red в пищевых продуктах и биологически активных добавках к пище» (МУК 4.1.2483 -09).
Как отмечается в документе, необходимость выявления вышеназванных веществ вызвана их использованием при фальсификации специй и пряностей, а также при изготовлении продуктов их переработки, биологически активных добавок к пище и другой продукции. Между тем данные синтетические красители вовсе не предназначены для употребления внутрь. Они растворяются в хлороформе, ацетоне и эфире и практически не взаимодействуют с водой. Их разрешено применять при производстве дизельного топлива, в легкой промышленности для окрашивания тканей, а также при проведении биохимических исследований для окрашивания препаратов. Наличие же красителей Судан I–IV и Para Red в пищевых продуктах является основанием для запрещения их к реализации.
Проверки подразделений, обеспечивающих охрану организаций, вскоре будут проводиться по единым правилам, которые установит кабинет министров. Решение о внесении соответствующей нормы в закон «О милиции» принято на состоявшемся накануне заседании Президиума правительства.
Дело в том, что пункт 11 статьи 10 Закона от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 обязывает милиционеров инспектировать подразделения охраны фирм. При этом порядок таких мероприятий, компетенция сотрудников МВД, права и обязанности контролеров и проверяемых в настоящее время не определены. Не указаны также способы, виды, периодичность, пределы инспектирования. Этот пробел и будет ликвидирован в ближайшее время.
При оформлении запроса в Министерство финансов о применении законодательства о налогах и сборах необходимо не только конкретизировать наименование «любопытного» налогоплательщика, но и приложить документы, подтверждающие полномочия автора вопроса. Такой вывод следует из письма Минфина от 30 января 2009 г. № 03-05-05-02/04. Финансисты напомнили, что право получать письменные разъяснения, что называется, из первых уст предоставлено налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам. Законодательство позволяет им действовать через законного или уполномоченного представителя. Однако данные полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами (ст. 26 НК). Таким образом, подводят итог специалисты Минфина, если в запросе нет информации о налогоплательщике и не представлены документы, подтверждающие полномочия организации представлять его интересы, оснований для рассмотрения запроса не имеется.
Услуги таможенного брокера по совершению операций от имени и по поручению декларанта подлежат обложению НДС по ставке 18 процентов. Об этом информирует ФНС в письме от 22 января 2009 г. № ММ-22-3/53@. Представители налоговой службы отметили, что согласно нормам таможенного и гражданского законодательства деятельность брокера носит посреднический характер. Вместе с тем положениями подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса не предусмотрено применение «нулевой» ставки НДС в отношении операций по реализации посреднических услуг. Кстати говоря, специалисты Минфина придерживаются аналогичного мнения (письмо от 12 декабря 2008 г. № 03-07-15/184).
В отношении объектов ОС, являющихся предметом лизинга, повышающий спецкоэффициент применяется только к имуществу, относящемуся к четвертой – десятой амортизационным группам. Причем в данном случае совершенно не важно, какой способ начисления амортизации организация закрепила в своей учетной политике. На этот факт обращают внимание представители Минфина в письме от 19 января 2009 г. № 03-03-06/1/19. Финансисты напомнили, что ускорить амортизацию основных средств, включенных в первую – третью амортизационные группы, налоговое законодательство не позволяет.
На субсидии банкам, выдающим автокредиты на покупку российских машин, потребуется около двух миллиардов рублей. Об этом, как сообщает РИА Новости, в понедельник заявил премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании президиума правительства, потребовав подготовить соответствующее постановление правительства до конца дня.
Напомним, что в конце прошлого года Путин пообещал оплатить банкам за счет бюджета оплатить часть процентных ставок по автокредитам (восемь процентов, или 2/3 ставки рефинансирования ЦБ), выдаваемым на покупку машины отечественного производства стоимостью до 350 тысяч рублей. Тем самым премьер-министр надеется поддержать спрос на российские автомобили в условиях мирового кризиса и спада продаж.
Кроме того, правительство планирует выделить около 12,5 миллиарда рублей на закупку федеральными органами исполнительной власти отечественной техники. "Мы этот документ с коллегами доработали и сегодня предложим на подпись", - заявил вице-премьер Игорь Сечин.
Отметим также, что для поддержки российского автопрома правительство ввело заградительные пошлины на ввоз иномарок в Россию, потребовало от федеральных и региональных властей закупать только отечественные автомобили, а также пообещало доставлять машины российского производства на Дальний Восток за счет бюджета.
Президент РФ подписал Федеральный закон от 30.12.2008 № 300-ФЗ, ратифицирующий конвенцию между Правительством РФ и Правительством Бразилии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения. Сама конвенция была подписана еще в конце 2004 года.
ГНАУ (Государственная налоговая администрация Украины) предлагает отменить действующие социальные взносы. Согласно подготовленному законопроекту, вместо сборов на пенсионное страхование, страхование на случай безработицы, страхование в связи с временной нетрудоспособностью и сбора на общее социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний организации будут платить единый социальный налог.
Эта мера позволит снизить государственные издержки на администрирование платежей, а компаниям — уменьшить налоговую нагрузку, считают в ГНАУ.
Постановлением Правительства России от 10 декабря 2008 г. № 941 установлен перечень действий, связанных с патентованием и регистрацией товарного знака и знака обслуживания, за совершение которых взимаются пошлины, в частности:
Размеры пошлин разные для резидентов и нерезидентов. Некоторые пошлины существенно возросли. Например, за регистрацию изобретения, полезной модели, промышленного образца и выдачу патентов с резидентов взимается 2400 рублей (ранее — 1200 рублей), а с нерезидентов — 10 800 рублей (ранее — 400 долларов США).
В Налоговый кодекс России также внесены изменения, связанные с уплатой госпошлин. Так, с 1000 до 1300 рублей увеличивается размер госпошлины за предоставление лицензий, а рассмотрение заявлений о предоставлении лицензий от уплаты госпошлины освобождается. За выдачу лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предусматривается госпошлина в размере от 250 000 до 3 000 000 рублей, а за лицензирование деятельности на право ведения работ в области использования атомной энергии — от 2500 до 10 000 рублей в зависимости от вида лицензии.
Если организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, выплачивает заработную плату сотрудникам из средств целевых поступлений, то такие выплаты не облагаются ЕСН, но на них начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке. Об этом рассказал Минфин России в письме от 9 декабря 2008 г. № 03-11-04/2/194. Такое утверждение понятно, ведь ЕСН «упрощенцы» не платят, но являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом чиновники отметили, что источники финансирования выплат, производимых в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом деятельности которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам, не имеют значения.
Плательщики налога на прибыль несомненно обрадовались, что с 2009 года нормы командировочных суточных и полевого довольствия, в пределах которых такие расходы можно учитывать при определении налоговой базы, отменили. Напомним, что соответствующее изменение в Налоговый кодекс РФ введено Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ. Так что организации теперь могут давать своим работникам любые суммы на командировку и включать их в налоговую себестоимость в полном объеме.
Недавно вышло постановление Правительства РФ от 29.12.2008 № 1043, отменяющее все документы, устанавливающие конкретные нормы суточных. На самих налогоплательщиках постановление никак не отразится: просто законодатели решили вывести из действия ненужные нормативные акты.
Российские депутаты в ближайшее время рассмотрят законопроект, который призван облегчить работу для представителей малого бизнеса на период экономической нестабильности. Главными пунктами этого документа являются отмена для «малышей» уплаты налога на прибыль, земельного налога и налога на имущество сроком на один год. Правда, распространяться подобная льгота в случае принятия документа будет не на всех: под действие законопроекта не попадут те предприятия, которые были образованы в результате реорганизации или ликвидации.
В продолжение этого документа законодатели намерены рассмотреть также снижение ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 10 процентов. Ранее многие эксперты выступали за то, чтобы на время полностью отменить НДС для малого бизнеса. Однако и уменьшение этого налога станет очень действенной и значительной мерой.
От пяти до десяти лет может провести в местах лишения свободы руководитель коммерческой компании из города Ноябрьска (Ямало-Ненецкий АО). Столь большой срок вполне соответствует суммам, которые «крепкий хозяйственник» сумел сэкономить на налогах в обход закона, а также попросту похитить у делового партнера.
Как сообщает пресс-служба окружной прокуратуры, в период с 2004 по 2006 год директор, путем включения в налоговые декларации заведомо ложных сведений, недоплатил в бюджет НДС и налог на прибыль почти на 140 миллионов рублей. Уже в ходе следствия вскрылся еще один «проступок» махинатора. Как выяснилось, он, используя свое служебное положение, похитил денежные средства, принадлежащие некоему государственному унитарному предприятию, причинив ему ущерб в размере 7 миллионов рублей.
Обвиняемому инкриминируются сразу четыре статьи Уголовного кодекса: часть 2 статьи 199 – «Уклонение от уплаты налогов, совершенное в особо крупном размере», часть 4 статьи 159 – «Мошенничество, совершенное с использованием служебного положения, в особо крупном размере», часть 3 статьи 160 – «Растрата, совершенная с использованием служебного положения, в крупном размере», часть 3 статьи 174.1 – «Легализация денежных средств, добытых преступным путем».
Одного лишь факта, что ИП имеет просрочку по уплате налогов свыше трех месяцев, еще недостаточно для признания его банкротом. Об этом напомнил скорым на расправу ревизорам, а также своим не слишком осведомленным нижестоящим коллегам ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 10 декабря 2008 г. по делу № А43-3287/2008-36-22.
«Кассационщики» в лице названного ФАС установили, что за предпринимателем, которого поторопились обанкротить, зарегистрирован автомобиль Mitsubishi Outlander, оценочная стоимость которого составляет 500 тысяч рублей, то есть принадлежащего должнику имущества вполне достаточно для погашения кредиторской задолженности, покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему. Таким образом, отметили арбитры, в деле отсутствует второй признак несостоятельности, установленный в Законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О банкротстве», – превышение суммы обязательств должника над стоимостью принадлежащего ему имущества. «Данное обстоятельство и названная норма закона не были учтены судом, что привело к принятию незаконного решения о признании ИП банкротом», – резюмировали служители Фемиды.
Отцы малолетних детей имеют право на получение пособия и использование отпуска по уходу за ребенком в том случае, если мать новорожденного заболела. Соответственно, ФСС обязано возместить работодателю такого сотрудника сумму выплаченной ему компенсации. Такой вывод обнародовал сегодня Конституционный Суд, рассмотревший обращение тольяттинского инженера, которому было отказано в оплате больничного.
Работник, ухаживавший за своим годовалым сыном на протяжении двух недель, пока его жена находилась в больнице, требовал признать неконституционными положения Закона от 29 декабря 2006 г. 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному страхованию», на основании которого он получил отказ в выплате пособия.
КС, оценив ситуацию, признал данный закон вполне соответствующим Конституции. По мнению судей, этот документ, как и нормы Трудового кодекса, дают право на назначение и выплату пособия по уходу за ребенком любому члену семьи. Следовательно, весь сыр-бор разгорелся из-за действий ФСС, который почему-то упорно не желал это право признавать и не считал описанную выше ситуацию страховым случаем. В добавление к этому КС потребовал упростить процедуру выплаты компенсаций и сделать ее максимально удобной для родителей.
Впрочем, Минздравсоцразвития и ФСС, предчувствуя такой поворот событий, подстраховались и, что называется, «сработали на опережение». В изданных этими ведомствами совместных приказах от 22 декабря 2008 г. № 749н и № 286 они, косвенно признавая свою былую неправоту, указали, что выплачивать «детские возмещения» можно любому члену семьи в зависимости от того, кто фактически осуществлял уход за ребенком. Однако предложенный ими порядок простым не назовешь.
По всей видимости, вскоре налоговые инспекторы смогут самостоятельно исключать из ЕГРЮЛ не все недействующие компании, а лишь те, которые, кроме того что на протяжении 12 месяцев не платят налоги и не проводят операций по счетам, еще имеют задолженность перед бюджетом в пределах 60 тысяч рублей. При этом контролеры обязаны будут предварительно извещать коммерсантов о том, что концентрация туч над их головами достигла предельного значения и их вот-вот удалят из реестра. Компания же, в свою очередь, сможет обжаловать решение об исключении. В случае если правота фирмы будет доказана, ее восстановят в ЕГРЮЛ и возместят нанесенный ущерб. Такой порядок прописан в законопроекте, разрабатываемом в недрах Минэкономразвития, о чем данное ведомство и сообщает в обнародованном недавно письме от 25 декабря 2008 г. № Д06-3225.
Как отмечается в документе, целями законопроекта являются повышение прозрачности и определение правовых последствий исключения юрлиц из ЕГРЮЛ, защита их интересов, а также интересов их кредиторов, повышение эффективности реализации процедур банкротства отсутствующих должников и упрощение порядка рассмотрения дел о банкротстве. Если законопроект будет одобрен, налоговикам поручат до 2010 года ликвидировать без суда все компании, соответствующие признакам недействующих юридических лиц в течение трех лет с одновременным списанием задолженности.