10.03.2006
Фирма, оказывающая платные услуги, не вправе относить на расходы при расчете налога на прибыль скидки, предоставленные своим клиентам. Об этом сообщил Минфин в письме от 2 февраля 2006 г. № 03-03-04/70. Представители главного финансового ведомства указали, что на основании подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса учесть скидки при расчете налога на прибыль разрешается лишь продавцам, тогда как фирмы, оказывающие услуги, согласно ст. 779 Гражданского кодекса являются не продавцами, а исполнителями.
Напомним, что акцию проводит "Институт информационного обеспечения менеджмента". Книгу получат все, кто оформит подписку на журнал "Консультант" или журнал "Расчет" до 15 марта 2006 года.
Чтобы подписаться на эти издания и стать обладателями книги "Годовой отчет", нужно позвонить по телефону (495) 788-88-25 или отправить заявку по адресу
[email protected] 09.03.2006
Теперь фирмы всегда смогут проверить правильность заполнения «платежки» на перечисление налогов и сборов, а также пеней и штрафов. Налоговики на своем сайте разместили программу, которая помогает определить все необходимые для заполнения платежного поручения реквизиты, как то: ОКАТО, код инспекции, а также КБК. Для получения необходимых сведений нужно всего лишь указать место нахождения организации и вид платежа.
В Екатеринбурге завершился громкий судебный процесс над двумя высокопоставленными милиционерами. Борцы с экономическими преступлениями, уличенные в вымогательстве взятки у местного предпринимателя, приговорены к семи годам лишения свободы в колонии строгого режима.
Как рассказали корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в пресс-службе прокуратуры области, начальник криминальной милиции Березовского ГОВД регулярно пополнял свой бюджет за счет местного предпринимателя. Различных нарушений в ведении хозяйственной деятельности у нерадивого коммерсанта было хоть отбавляй, поэтому со сравнительно небольшими суммами, которые требовал от него милиционер, он расставался легко и непринужденно. Параллельно расторопный коммерсант платил ежемесячную дань еще и начальнику ОБЭП. Суммы тоже были не слишком обременительными. Длительное время все участники «трехстороннего соглашения» были вполне довольны друг другом – милиционеры довольствовались небольшими подачками, а предприниматель, который, к слову сказать, даже не имел лицензии на свою деятельность, продолжал вести бизнес. Сгубило «тройственный союз» взаимонепонимание – однажды борец с экономическими преступлениями узнал, что его «подопечный» по собственной инициативе подарил начальнику криминальной милиции оргтехнику на сумму около 20 тысяч рублей. Этого подполковник стерпеть не смог – прихватив одного из своих подчиненных (майора), он отправился проводить разъяснительную беседу с «нарушителем конвенции». Предпринимателю доступно изложили значение термина «субординация», а также сообщили, что ставка ежемесячных пожертвований отныне поднимается до 30 тысяч рублей. Коммерсант пытался снизить сумму, а когда это не удалось, обратился в службу собственной безопасности областного ГУВД. Вскоре оба блюстителя порядка были задержаны с поличным.
Несмотря на то, что оба обвиняемых в один голос утверждали, что получали от предпринимателя деньги в виде спонсорской помощи, суд признал подполковника и майора виновными по статье 290 Уголовного кодекса (получение взятки). Что касается начальника криминальной милиции, то дело в отношении него выделено в отдельное производство, так что у милицейского авторитета еще все впереди.
Если предприниматель не может документально подтвердить собственные расходы, он вправе уменьшить налогооблагаемый доход на 20 процентов. Об этом чересчур ретивым налоговикам напомнили судьи ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 6 февраля 2006 г. № А38-5378-17/462-2005.
Поводом для разбирательства послужил штраф, наложенный на предпринимателя, а также требование ревизоров перечислить в бюджет якобы не уплаченный НДФЛ и пени по нему. «Придрались» налоговики к тому, что у бизнесмена не было необходимых для обоснования расходов документов. Однако арбитры пыл инспекторов несколько остудили, сократив сумму штрафных санкций. Дело в том, что, рассчитывая размер недоимки, налоговики не учли права предпринимателя на профессиональный налоговый вычет, применяемый как раз в подобных случаях (п. 1 ст. 221 НК).
Поддержка малого предпринимательства должна стать пятым национальным проектом. Об этом заявил на днях глава Департамента поддержки и развития малого предпринимательства столицы Михаил Вышегородцев. По его мнению, лишь в этом случае чиновники и депутаты Госдумы обратят внимание на нужды малого бизнеса. «Закон о поддержке этого сектора экономики не может быть принят Думой уже четыре года, – с негодованием отметил он. – В то же время законопроекты, ухудшающие положение предпринимателей, одобряются гораздо быстрее». Вышегородцев сообщил, что под предложением о включении в список национальных проектов поддержки малого бизнеса уже подписались мэр Москвы Юрий Лужков и губернатор Московской области Борис Громов.
В скором времени у малых фирм появится гораздо больше возможностей для получения кредита. Взять необходимый для бизнеса заем можно будет более оперативно и без лишних формальностей в кредитных кооперативах. Уже в апреле Центральный банк согласно договоренности с Минэкономразвития переведет кредитные кооперативы из третьей категории заемщиков во вторую, менее рискованную. Об этом сообщил накануне директор Департамента госрегулирования в экономике МЭРТ Андрей Шаров. По его словам, банкам в итоге потребуется создавать меньшие резервы при предоставлении кредитов кооперативам, а значит, в распоряжении кооператоров окажется больше средств, которые они смогут предоставить малому бизнесу.
Чиновники, достаточно много говорящие о поддержке малого бизнеса, наконец-то обратили свои взоры и на средний. Закон, обеспечивающий «середнякам» государственную поддержку, может быть принят осенью этого года. Об этом накануне сообщил директор Департамента госрегулирования экономики Минэкономразвития Андрей Шаров. По его словам, концепция и техническое задание этого законопроекта уже подготовлены и в настоящее время проходят согласование с заинтересованными ведомствами, после чего будут внесены в правительство. Согласно документу, «средними» можно считать фирмы с численностью сотрудников от 100 до 250 человек. «Мы впервые вводим понятие «средний бизнес», и благодаря этому он попадет в программу господдержки», – подчеркнул Шаров.
Сами представители бизнес-сообщества отреагировали на громкое заявление чиновника довольно вяло. Так, руководитель исполкома «Деловой России» Николай Остарков, беседуя с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации», высказал мнение, что реально помочь среднему бизнесу можно только снижая налоговую нагрузку. «Как это ни парадоксально, но именно средний бизнес, особенно ориентированный на внутренний рынок, находится в наиболее жестких налоговых условиях. Взять хотя бы ЕСН – очень хорошо себя при этом чувствует крупный бизнес, неплохо – малый, который может «уйти в упрощенку», а вся нагрузка ложится именно на средний», – отметил Остарков. В то же время представитель «Деловой России» не исключает, что принятие закона все же принесет определенную пользу. «Введение понятия «средний бизнес» позволит реализовать массу полугосударственных проектов, связанных с инвестированием, предоставлением гарантий», – считает он.
Сумму госпошлины, уплаченной при регистрации прав на недвижимость, фирмы не должны включать в первоначальную стоимость строения. Такой вывод следует из письма Минфина от 2 марта 2006 г. № 03-03-04/1/165. Финансисты отметили, что в первоначальную стоимость входят лишь расходы на приобретение имущества, его доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (п. 1 ст. 257 НК). По мнению чиновников, госпошлина к таким затратам не относится, а значит, ее нужно включать в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК).
Фирмам, которые используют в налоговом учете нелинейный способ амортизации, может пригодиться письмо Минфина от 13 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/108. Финансисты напомнили, что в данном случае месячная сумма отчислений определяется как произведение остаточной стоимости и нормы амортизации. При этом как только от первоначальной стоимости остается лишь 20 процентов, остаточная стоимость фиксируется и дальше списывается равными частями. Если же компания в этот период проводит модернизацию, то соответствующие расходы увеличивают остаточную стоимость. Однако сумма месячной амортизации при этом не меняется – удлиняется лишь фактический срок списания.
07.03.2006
Указывать реквизиты счетов-фактур в документах, подтверждающих оплату товара, вовсе не обязательно. Отсутствие такой информации в платежках никоим образом не влияет на право применения налоговых вычетов. К такому выводу пришел ФАС Поволжского округа в постановлении от 1 февраля 2006 г. № А55-21312/2005.
Арбитры напомнили, что согласно ст. 172 Налогового кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. В рассматриваемом деле суд установил, что представленные счета-фактуры полностью соответствуют требованиям ст. 169 НК. Кроме того, суммы, указанные в них, полностью совпадают с суммами в платежных поручениях. НДС выделен отдельной строкой, и фактическая оплата по платежным документам подтверждается отметками банка. По мнению судей, этого достаточно, чтобы принять к вычету указанные суммы налога.
6 марта 2006 г. в Москве состоялась конференция "Финансовые услуги малому и среднему бизнесу". Организатором конференции выступило рейтинговое агентство "Эксперт РА".
Развитие финансовых услуг для малого бизнеса, как показало исследование "Эксперт РА", идет достаточно бурно. Объемы кредитования малого бизнеса, по экспертным оценкам, растут в среднем на 30-50% в год. Потребность малых предприятий в кредитных ресурсах участниками рынка оценивается в 25-30 млрд. долл. США. Несмотря на бурный рост рынка, потребность предприятий малого бизнеса во внешнем финансировании удовлетворена лишь на 15-20%.
Помимо банков, кредитование осуществляют более 1000 микрофинансовых институтов. По данным микрофинансового центра, в 2005 году совокупный портфель займов микрофинансовых небанковских организаций составил 450-500 млн. долл. США. По словам Андрея Шарова, директора департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли РФ, развитие этих организаций сдерживает невозможность получить банковский кредит (т.к. кредитные кооперативы попадают в третью категорию заемщиков, по кредитам которых требуется создание больших резервов). Также А. Шаров отметил, что в апреле будут внесены изменения в Положение 254П, в соответствии с которыми кредитные кооперативы и другие микрофинансовые организации включат во вторую категорию заемщиков, что сделает их более привлекательными для банков.
Свои предложения по стимулированию развития финансовых услуг малому бизнесу высказал и депутат Госдумы, член комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владимир Тарачев. Он считает, что поддержку малому и среднему бизнесу необходимо сделать пятым национальным проектом. Тарачев подчеркнул необходимость совершенствования закона о кредитных историях, необходимость скорейшего принятия закона о взаимном страховании и залогового законодательства.
Со стороны кредитных организаций поступили предложения по созданию залогового фонда. В частности, советник старшего вице-президента ВТБ Надежда Карисалова отметила необходимость уйти от субсидирования процентных ставок к развитию механизма гарантий.
На конференции также были представлены предварительные результаты исследования рынка кредитования малого бизнеса, проведенного рейтинговым агентством "Эксперт РА". Итоги анализа рынка кредитования малого бизнеса будут опубликованы в конце марта. Также будет представлен рэнкинг (список крупнейших) банков, кредитующих малый бизнес. В качестве критерия рэнкинга будет взят объем ежегодной выручки до 5 млн долл. США, используемый большинством крупнейших российских банков.
Заплатив однажды взятку сотруднику проверяющей организации, предприниматель рискует стать его «спонсором» на долгие годы. Недавно сотрудникам милиции города Находка (Приморский край) удалось поймать за руку своего недобросовестного коллегу, обложившего владелицу местной фирмы непомерной данью.
Как рассказали корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в прокуратуре города, в начале 2004 года «в гости» к владелице небольшой фирмы наведался оперуполномоченный управления по борьбе с экономическими преступлениями. Показав удостоверение, милиционер доверительно сообщил женщине, что на нее поступило заявление от другого местного коммерсанта. Некие трения с указанным коммерсантом действительно имели место, поэтому женщина не на шутку разволновалась. Не объяснив толком, в чем ее обвиняют, визитер тем не менее пообещал даме уладить проблему, а в дальнейшем оказывать общее покровительство и не докучать с проверками. Разумеется, все эти «услуги» будут предоставлены не бесплатно. Впрочем, блюститель порядка тут же оговорился, что разорять фирму не собирается, и в качестве первого взноса попросил лишь три тысячи рублей. Спустя полгода сумма ежемесячных пожертвований увеличилась до пяти, а затем и до десяти тысяч. Кроме того, сотрудник милиции предпочитал «навещать» даму исключительно на такси, за которое расплачивалась опять-таки его подопечная. Когда же речь зашла об обязательном отчислении в «фонд» благодетеля пятидесяти процентов от ежемесячной выручки, предпринимательница схватилась за голову и обратилась к его более добропорядочным коллегам. В отношении вымогателя было возбуждено уголовное дело по ст. 290 (получение взятки) и ст. 285 (злоупотребление служебными полномочиями), в соответствии с которыми он может отправиться за решетку на срок до пяти лет. Расследование дела закончено, на днях оно передано в суд.
Очередным примером тому, что не все то малозначительно, что дешево стоит, стало постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 февраля 2006 г. № А21-3969/2005-С1.
Повод для разбирательства оказался «классическим»: принимая от покупателя деньги за товар, продавец не пробил кассовый чек. Естественно, налоговики не упустили возможности оштрафовать фирму на 30 тысяч рублей по статье 14.5 Кодекса об административных правонарушениях. С ними согласились и арбитры. Причем даже тот факт, что цена покупки составляла всего лишь 2 рубля, а именно столько стоил проданный конверт, не сыграл на руку фирме. Ведь по мнению судей, возможность привлечения к ответственности за неприменение ККМ не зависит от стоимости реализуемого товара.
Индивидуальные предприниматели, наряду с руководителями компаний, рискуют попасть в тюрьму за задержку зарплаты своим подчиненным. Накануне правительство одобрило соответствующие изменения в статью 145.1 Уголовного кодекса. Так, руководителю, задерживающему зарплату на срок более двух месяцев, грозит штраф в 120 тысяч рублей или два года тюрьмы. Если же невыплаты повлекли тяжкие последствия, санкции возрастают до полумиллиона рублей либо семи лет лишения свободы.
Кроме того, на усмотрение судей, нечестный работодатель может быть лишен занимаемой должности или права заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
Новый закон о рекламе еще не вступил в силу, а законодатели уже пытаются его подкорректировать. Накануне члены Совета Федерации, в целом одобрив проект большинством голосов, решили прописать в нем норму, ограничивающую рекламу вдоль автомобильных дорог. Разработка соответствующей поправки поручена комитету по обороне и безопасности. По мнению сенаторов, огромное количество ДТП в стране происходит именно из-за того, что водитель отвлекается на новую рекламу.
В то же время сами представители рекламного рынка не склонны драматизировать ситуацию. «Говорить о целесообразности принятия подобной поправки можно только после окончания исследования влияния рекламных конструкций на безопасность дорожного движения, которое сейчас проводит Гостехрегулирования», – считает президент Национальной ассоциации наружной рекламы и информации Сергей Железняк..
Как стало известно корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» первых результатов этого исследования, проводящегося параллельно в Москве, Нижнем Новгороде и Новосибирске, следует ожидать не ранее апреля текущего года.
Не исключено, что в некоторых случаях работодатели смогут привлекать сотрудников к сверхурочной работе и без их согласия. Речь идет о ситуациях, когда фирма должна принять мгновенное решение, например, с целью ликвидации последствий аварии. Такую поправку в ст. 99 Трудового кодекса в ближайшее время рассмотрят депутаты Госдумы. Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в Комитете по труду и социальной политике Госдумы, перечень экстремальных случаев в Трудовом кодексе будет закрытым. В обычных же ситуациях, как и прежде, придется спрашивать у сотрудника согласия потрудиться сверхурочно.
Возможность работать в особых экономических зонах получат не только фирмы в европейской части России, но и те, что расположены за Уралом. «Там предоставляемые инвесторам льготы способны на стартовом этапе уравновесить трудности, с которыми сталкивается развитие производства», – отметил на днях, выступая перед журналистами, председатель Госдумы Борис Грызлов. Он подчеркнул, что при создании особых экономических зон, власти будут следить, чтобы не допускалось «искажения конкурентной среды». Ведь фирмы, работающие в ОЭЗ и по соседству с ней, и выпускающие аналогичную продукцию, заведомо будут находиться в неравных условиях, указал Грызлов.
По всей видимости, на получение лицензий предприниматели, работающие в сфере игорного бизнеса, в ближайшее время могут не рассчитывать. Федеральная налоговая служба, на которую правительство возложило столь почетную роль, отказывается это делать. Дело в том, что согласно постановлению правительства от 21 декабря 2005 г. № 793 за нормативно-правовое регулирование в сфере организации и проведения азартных игр и пари отвечает Министерство финансов. Однако проект постановления кабинета министров «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари» до сих пор им не утвержден. В ФНС заверяют, что как только этот документ пройдет все необходимые согласования, налоговики займутся выдачей лицензий.
06.03.2006
Из опасения, что фирмы при перечислении штрафа допустят ошибку, налоговики решили напомнить порядок определения КБК (письмо ФНС от 20 февраля 2006 г. № ММ-6-10/185). В их поле зрения попали санкции за административные правонарушения в сфере госрегистрации и ведения кассовых операций (14.1, 14.25 (п. 3, 4), 14.27, 15.1, 15.2 КоАП).
Налоговики признали, что заплатить штраф не так просто. Сначала нужно заглянуть в закон о бюджете своего субъекта и найти, каким образом распределяется сумма санкций между бюджетами. И только после этого фирма сможет выбрать нужный КБК из списка, приведенного в письме.