Нарушение поставщиками компании сроков выставления счетов-фактур не может являться основанием для отказа в применении вычета по НДС. Такую аксиому в очередной раз напомнил налоговым инспекторам ФАС Поволжского округа в постановлении от 18 сентября 2008 г. по делу № А06-618/08.
В рассматриваемом деле астраханское ООО обратилось за возмещением НДС в январе 2007 года и нарвалось на категорический отказ на том основании, что товары по предъявленным им в инспекцию счетам-фактурам были приняты к учету в августе – декабре предшествующего, то есть 2006-го, года. Судьи всех трех инстанций встали на сторону коммерсантов, напомнив чересчур бдительным инспекторам, что в силу норм статей 171, 172 Налогового кодекса право на вычет возникает у компании при одновременном соблюдении следующих условий: наличия счета-фактуры и принятия на учет товаров (работ, услуг). Несмотря на то, что товары были приняты на учет в августе – декабре 2006 г., ввиду медлительности контрагентов соответствующие счета-фактуры компания получила с опозданием, что не позволило ей сразу воспользоваться правом на налоговый вычет. Вместе с тем положения статей 171, 173, 176 Кодекса не содержат ограничений и не запрещают фирме обратиться за вычетом в более поздний налоговый период, то есть в тот, в котором были получены счета-фактуры, отметили арбитры, признавая «отказные манипуляции» налоговиков неправомерными.
Предприниматель, предоставляющий торговые места иностранным гражданам, должен доподлинно убедиться в том, что они имеют право заниматься своей деятельностью на территории нашей страны. В противном случае финансовые санкции гарантированы. Об этом лишний раз свидетельствует постановление ФАС Поволжского округа от 11 сентября 2008 г. по делу № А55-848/2008.
Как следует из материалов дела, самарский ПБОЮЛ арендовал открытую площадку на территории производственной базы для организации розничной и оптовой реализации продовольственных товаров с грузовых автомобилей. Торговые места он предоставил гражданам Узбекистана и Казахстана, не проверив у них разрешение на работу. Расплатой за такую недальновидность стало привлечение его к ответственности по части 1 статьи 18.16 КоАП и штраф в 350 тысяч рублей, выписанный проверяющими из местного УФМС.
В судах трех инстанций ПБОЮЛ и его защитник настаивали на том, что граждане, торговавшие на данной площадке, относятся к категории лиц, к которой применим пункт 4 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Напомним, что указанная норма предусматривает возможность осуществления трудовой деятельности на территории России без получения разрешения в отношении иностранцев, постоянно проживающих в нашей стране либо тех, кто является участником госпрограммы по оказанию помощи соотечественникам, проживающим за рубежом. В подтверждение своей правоты предприниматель представил некие «протоколы опроса» гастарбайтеров, проведенного лично им и адвокатом.
Однако данные бумажки арбитры не приняли в качестве доказательств, поскольку КоАП не дает права лицу, привлекаемому к ответственности, либо его представителю (защитнику), производить опросы свидетелей. Признав правомерность санкций, судьи ненавязчиво намекнули ПБОЮЛ на то, что он еще легко отделался, поскольку сумма в 350 тысяч рублей соответствует нижнему порогу наказания за подобное нарушение миграционного законодательства, тогда как верхний предел равняется 800 тысячам рублей.
Розничная наценка на ряд социально значимых продуктов, таких как хлеб, молоко, растительное масло и т. п., теперь попадет под пристальное внимание антимонопольных структур. Как сообщает пресс-служба ФАС, территориальным подразделениям конкурентного ведомства дано указание ежемесячно проводить мониторинг соответствующих товарных рынков. При этом планируется отслеживать процесс ценообразования по всей цепочке производства и оборота продуктов. В дополнение к этому решено усилить контроль за соблюдением правил конкурентной борьбы и пресекать любые попытки ценового сговора и злоупотребления со стороны компаний, занимающих доминирующее положение на рынке.
В скором времени наказание за нанесенный экологии ущерб станет практически неотвратимым. Как сообщает пресс-служба Минприроды, специалисты ведомства подготовили законопроект, в котором дано толкование понятия «вред окружающей среде». Это, утверждают разработчики, позволит однозначно трактовать действия компаний и ПБОЮЛ, губительно сказавшиеся на природе, и объективно оценивать масштабы последствий.
Кроме того, планируется усилить административную ответственность юрлиц и индивидуальных предпринимателей за несоблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. В ряде случаев размер финансовых санкций увеличат более чем в десять раз. Такие меры, считают в Минприроды, создадут дополнительные стимулы к переходу фирм и ПБОЮЛ на экологически чистые и энергосберегающие технологии.
В настоящее время законопроект направлен на согласование в заинтересованные министерства и ведомства.
ФНС утвердила порядок, по которому руководство ведомства должно вести личные приемы (приказ от 2 октября 2008 г. № ММ-3-4/444@). Сразу отметим, что просьба гражданина о «встрече» не может быть анонимной, интересующий его вопрос должен относиться к компетенции налоговой службы. Кроме того, обращение (как устное, так и письменное), в случае необходимости, нужно подкрепить материалами и документами, обосновывающими или поясняющими суть проблемы, но они ни в коем случае не должны содержать выражений, оскорбляющих честь и достоинство других лиц. Только при таких обстоятельствах заявитель вправе рассчитывать, что получит ответ по существу. Сначала его «обслужит» работник приемной, который (при необходимости – совместно со специалистами профильных подразделений) даст устную консультацию. И только в случае если она не удовлетворит обратившегося в налоговую службу за разъяснением гражданина, ему позволят попасть на личный прием к руководителю ФНС или его заму.
Вслед за введением рассрочки по уплате НДС отечественным компаниям может быть предоставлена аналогичная поблажка по налогу на прибыль. Такую идею в ходе состоявшегося накануне заседания «Клуба политического действия – 4 ноября» озвучил замглавы бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров.
«Предприятиям сейчас в условиях кризиса придется заплатить налог на прибыль, рассчитанный по показателям прошлого квартала, и он колоссален. Мы приняли точечную меру: дали возможность платить НДС не сразу, а в течение трех месяцев. Это абсолютно правильно. Надо в срочном порядке принимать подобную меру по прибыли. Не вбрасывать деньги в предприятия, не ждать, пока они перекредитуются у банка, а решать конкретные проблемы», – цитирует слова депутата пресс-служба «Единой России».
Как сообщил корреспонденту «ФАФИ» источник, близкий к руководству Минэкономразвития, в ведомстве оценивают такое предложение позитивно и готовы всерьез, в экстренном порядке, обсудить его, как только оно будет облечено в форму законопроекта.
Акционеры российских банков не смогут в судебном порядке заблокировать решение Центробанка России о спасении той или иной кредитной организации. Такое заявление сделал представитель Центробанка России Михаил Сухов, сообщает РИА Новости.
По словам Сухова, акционеры смогут обжаловать решение ЦБ в суде, однако суд не сможет наложить на него вето. "В иных условиях было бы правильно найти место судебной системы, но пока на это нет времени", - добавил Сухов.
Напомним, 23 октября Госдума в трех чтениях приняла законопроект, позволяющий госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ) и Банку России принимать меры по предупреждению банкротства банков, вплоть до отзыва у них лицензий. Вмешиваться в деятельность кредитных организаций они смогут, если будет существовать угроза интересам их вкладчиков, либо при признаках неустойчивого финансового положения банка.
АСВ также получит возможность входить в капитал "проблемных" банков и назначать в их руководство своих представителей. Основная функция госкорпорации будет заключаться в поиске инвесторов для не справившихся с кризисом организаций.
23 октября Госдума также одобрила пакет антикризисных мер. Он, в частности, разрешает правительству России направить в АСВ имущественный взнос на сумму в 200 миллиардов рублей.
Крупная фирма переплатила налог на прибыль и обратилась в суд с требованием вернуть излишек.
Фирма имела 59 подразделений по стране. Часть из них уже ликвидирована. Налоговая инспекция считает, что решение о возврате налога из регионального или местного бюджета должен принимать территориальный налоговый орган. И она не должна нести ответственность за невозврат налога. Но суд не согласился с этой позицией.
Пункт 2 статьи 78 Налогового кодекса России устанавливает, что возврат налога производит инспекция по месту учета налогоплательщика.
Позиция арбитров основана на том, что подразделения любой организации (в том числе и ликвидированные) не являются самостоятельными налогоплательщиками. Налогоплательщик — это юридическое лицо в целом. Кроме того, статья 78 кодекса не содержит требования о подаче отдельного заявления каждым подразделением.
Таким образом, налог на прибыль определяется в целом по фирме. При этом в налоговой декларации начисления разбиваются по подразделениям.
Позиция суда основана и на акте Минфина. В нем прямо сказано, что решение о возврате налога принимает налоговая инспекция по месту учета налогоплательщика, а не его обособленного подразделения (письмо Минфина России от 21 марта 2007 г. № 03-02-07/2-54).
Судьи также учли позицию Конституционного Суда: недопустимо проведение параллельных контрольных процедур и возложение дополнительных обременений, связанных с выполнением требований сразу нескольких налоговых органов (определение КС РФ от 8 ноября 2005 г. № 438-О, постановление ФАС Московского округа от 2 сентября 2008 г. по делу № КА-А40/8035-08).
Граждане, желающие получить государственный сертификат на материнский капитал, теперь могут подать соответствующее заявление не только по месту жительства, но и по месту фактического проживания. Так сказано в постановлении Правительства РФ от 22.09.2008 № 709, вступающем в силу с 9 октября 2008 года.
Кроме того, обратиться за сертификатом теперь имеют право не только граждане, которым непосредственно причитается материнский капитал, и их законные представители, но и доверенные лица. Также в документе прописан порядок направления заявления и сопутствующих документов по почте. Сама форма заявления подверглась отдельным редакционным правкам.
Финансисты скорректировали порядок формирования бухгалтерской отчетности при проведении реорганизации (приказ Минфина России от 4 августа 2008 г. № 73н «О внесении изменений в Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации предприятий»). Основная часть нововведений касается приведения Методических указаний в соответствие с действующим законодательством. К важным можно отнести то, что при определенных видах реорганизации разделительный баланс является одновременно и передаточным актом, а это избавляет от ненужного выполнения двойной работы. Изменения начали действовать с 14 сентября 2008 года.
Со следующего года организации на УСН должны будут платить налог на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов и по операциям с отдельными видами долговых обязательств (п. 2 ст. 346.11 НК РФ в новой редакции). А «упрощенцы»–индивидуальные предприниматели должны будут платить НДФЛ с дивидендов, с сумм экономии на процентах при получении кредита, с процентов по вкладам в банках в части превышения ставки Банка России.
В настоящее время российским налогоплательщикам для получения вычета по налогу на добавленную стоимость необходимо представить в налоговую инспекцию счета-фактуры. Но когда предприятие велико, то документов составляется очень много, и отвезти контролерам все бумаги — непростая задача. Вот и приходится бухгалтерам таких гигантов подавать необходимую для вычета документацию в электронном виде. Но, по словам финансистов, налогоплательщик не может подтвердить право на вычет счетом-фактурой, оформленным в электронном виде. Чиновники подтвердили, что в Налоговом кодексе Российской Федерации, равно как и в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, не предусмотрен порядок, который позволял бы использовать электронно-цифровые подписи. Об этом говорится в Письме Минфина России от 21 августа 2008 г. № 03-03-06/1/478.
Как сообщил «Московскому бухгалтеру» первый вице-премьер Игорь Шувалов, Правительство готовит поправки, которые позволят налогоплательщикам быстрее амортизировать основные средства. Согласно им, организации смогут чаще применять повышенные коэффициенты амортизации. Кроме того, власти планируют рассмотреть вопрос о введении «амортизационной премии» в размере 30 процентов.
Случаи использования «административного ресурса» при участии в конкурсе на размещение госзаказа, к сожалению, не единичны. Однако вселяет надежду то, что нечестные претенденты и их высокопоставленные пособники в итоге не всегда остаются в выигрыше. Пример тому – история, которая произошла в Уфе.
Как сообщает пресс-служба Генпрокуратуры, на скамье подсудимых оказалась руководитель Главного управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан. Правоохранители выяснили, что в 2006 году она в обход закона обеспечила одной из фирм победу в конкурсе на госконтракт по капремонту нескольких административных зданий. Кроме того, годом ранее госслужащая получила от некой компании несколько санаторно-курортных путевок для себя, своих родственников и непосредственного начальника за ускорение регистрации договора залога недвижимости.
В результате суд признал госслужащую виновной в превышении должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК) и получении взятки (ч. 1 ст. 290 УК), приговорив ее к трем годам лишения свободы условно с двухлетним испытательным сроком и на два года лишив права занимать должности в государственных учреждениях.
Программа господдержки малого бизнеса в условиях кризиса будет увеличена до 50 миллиардов рублей. Об этом сообщил накануне в ходе брифинга помощник Президента РФ Аркадий Дворкович, подчеркнув, что прежде денежную «подпитку» направят компаниям, занятым в реальном секторе экономики. «Активное участие в поддержке малых фирм примет Внешэкономбанк, который через другие банки, в том числе региональные, будет предоставлять финансовые ресурсы для кредитования таких предприятий», – цитирует слова помощника главы государства пресс-служба «ОПОРЫ России».
Кроме того, решено предпринять меры по налоговому и кредитному стимулированию развития фирм, занятых в аптечном бизнесе и сельском хозяйстве. Также планируется упростить процедуру размещения госзакупок, «чтобы деньги не застаивались в госбюджете и быстрее попадали в реальный сектор экономики». Не останется без внимания и жилищное строительство. По словам Дворковича, в ближайшие дни эксперты закончат инвентаризацию всех объектов, которые находятся в стадии возведения, и правительство сможет определить, какой объем средств необходим, чтобы их завершить.
Возможно, уже в ближайшем будущем за использование старого производственного оборудования компаниям придется уплачивать штраф. По крайней мере, на заседании «Меркурий-клуба» глава Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков именно таким способом предложил простимулировать бизнесменов к скорейшему техническому перевооружению, сообщает пресс-служба ТПП. Вместе с тем Примаков отметил, что модернизацию необходимо подкрепить и налоговыми послаблениями. В частности, он предлагает предоставить в полном объеме инновационные и инвестиционные льготы как минимум на пятилетний срок фирмам, которые переоснастят свое производство.
Фирма, которая не является плательщиком НДС, получив по ошибке сумму данного налога в составе стоимости поставленных товаров (работ, услуг), обязана перечислить его в бюджет. А вот начислить штраф и пени за несвоевременную уплату НДС контролеры в таком случае не вправе. Об этом говорится в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 24 сентября 2008 г. № Ф08-5332/2008.
Как следует из материалов дела, в 2006 году ростовская компания, освобожденная на тот момент от уплаты НДС в силу подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, по недоразумению выставила своему контрагенту счета-фактуры с выделенным НДС. Суд посчитал, что ИФНС правомерно взыскала с общества спорную сумму. При этом требование налоговиков в части уплаты штрафа и пени было признано недействительным. Арбитры справедливо рассудили, что ответственность, установленная статьями 75 и 122 НК, в указанных обстоятельствах неприменима.
Тот факт, что торговое место находится в помещении контейнерного типа, сам по себе не означает, что предприниматель не имеет права производить расчеты с покупателями без контрольно-кассовой техники. О нескольких условиях, которые также необходимо оценить при решении вопроса об обязанности применять кассовый аппарат, напомнил ФАС Поволжского округа в постановлении от 3 октября 2008 г. по делу № А12-10882/08-С45.
В суд обратился индивидуальный предприниматель, оштрафованный налоговиками по статье 14.5 КоАП за неприменение ККТ. В ходе разбирательства арбитры выяснили, что ПБОЮЛ арендует торговое место, расположенное в неотапливаемом металлическом ангаре, который стоит на трассе Москва – Волгоград. Ни прилавка, ни других приспособлений, обеспечивающих показ и сохранность продукции, там нет. Чтобы товару «не приделали ноги», продавец должен сам неусыпно присматривать за ним и покупателями. При таких обстоятельствах пункт 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ позволяет коммерсантам обходиться без кассовых машин, указали судьи и отменили санкцию контролеров.
Такая деятельность, как вывоз снега, льда и случайно попавшего в них мусора, не требует получения лицензии на сбор и транспортировку опасных отходов. К выводу о справедливости данного утверждения пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 14 октября 2008 г. № Ф04-6369/2008(13801-А67-6).
Инициатором разбирательства стала прокуратура Томской области. Представители этого надзорного ведомства потребовали привлечь к административной ответственности компанию, которая в соответствии с заключенным с муниципалитетом договором выполняла работы по уборке внутриквартальных территорий в зимний период. В ходе проверки сотрудники прокуратуры уличили фирму в том, что с января по март она вывозила с вверенных ей территорий отходы 4 класса опасности. Таковыми без всяких шуток контролеры сочли снег и лед. Одержимые желанием оштрафовать организацию, они дошли аж до кассационной инстанции. Однако арбитры рвение контролеров не поддержали. Они отметили, что хотя снег и лед в городских дворах и не отличаются особой чистотой, отнести их к опасным отходам все же нельзя. Недаром их нет в Федеральном классификационном каталоге отходов, который утвержден приказом Министерства природных ресурсов от 2 декабря 2002 г. № 786. Следовательно, деятельность по их обращению не подлежит лицензированию, резюмировали судьи.
Не исключено, что вскоре представителей малого и среднего бизнеса избавят от обязанности разрабатывать и представлять в соответствующие госструктуры проекты нормативов образования отходов и лимитов их размещения. Вместо этого достаточно будет отчитаться о фактическом образовании и удалении отработанных материалов. Соответствующий законопроект подготовили специалисты Минприроды. Согласно документу, фирмы и предпринимателей освободят также от необходимости получать лицензию на деятельность по обращению с отходами пятого (самого низкого) класса опасности, например с мусором из торговых помещений, офисной бумагой и т. п.
Однако наряду с этим авторы законопроекта предлагают ужесточить административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при работе с отходами. Максимальную сумму штрафа планируется увеличить для ПБОЮЛ в двадцать раз – до 100 тысяч рублей, а для фирм – в два с половиной раза, то есть до 250 тысяч рублей.