Наличие на складе торговой организации нескольких бутылок алкоголя с отклеившимися спецмарками – недостаточно веская причина для аннулирования лицензии. Как указал ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 6 августа 2008 г. № Ф03-А59/08-1/3126, названная мера является не административным наказанием, а крайним способом государственного принуждения.
Лишение лицензии не дает возможности юрлицу заниматься избранным видом деятельности, следовательно, ограничивает права компании, предусмотренные частью 1 статьи 34 Конституции, отметили арбитры. Это, кстати, неоднократно подчеркивал Конституционный Суд (постановление от 30 июля 2001 г. № 13-П, определение от 14 декабря 2000 г. № 244-О), напомнили служители Фемиды. В рассмотренном же деле налицо был факт самопроизвольного отклеивания федеральных спецмарок при транспортировке продукции. Он к тому же подтверждался перепиской между поставщиком, производителями и печатной фабрикой Гознака. На данных основаниях арбитры отменили ранее вынесенное решение коллег об аннулировании лицензии на торговлю спиртосодержащей продукцией.
У фирм есть шанс отстоять повышенный размер возмещения по страховке на случай пожара, если эксперт пришел к выводу, что установить точное количество сгоревшего имущества невозможно. Это подтверждает постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 августа 2008 г. № А17-3364/7-2005.
Как нередко бывает в подобных случаях, страховщик и страхователь (в данном случае текстильное предприятие) не сошлись в подсчетах количества сырья и готовой продукции, уничтоженных во время пожара. Согласно экспертному заключению, в прядильном цехе, где и произошло возгорание, могло разместиться чуть более 59 тысяч килограммов полиэфирного волокна и пряжи. А по сличительной ведомости и инвентаризационной описи, которые представила фирма, ущерб составил более 69 тысяч килограммов сырья и готовой продукции. Судьи кассационной инстанции решили спор в пользу погорельцев, указав, что при оценке потерь эксперт не учел волокно и пряжу, заправленные в машины и разбросанные по всему помещению. К тому же арбитры уцепились за признание специалиста о невозможности определения точного размера потерь.
Отсутствие на упаковке реализуемого товара информации о дате изготовления, пищевой ценности, сроках годности, условиях хранения и фирме-производителе грозит торговой компании приостановлением деятельности на срок до 90 суток, а ее руководителю – выплатой штрафа. Об этом напомнила Генпрокуратура в информационном сообщении, размещенном на официальном ведомственном сайте.
Подводя итоги недавней проверки магазинов, представители прокуратуры отметили, что немало предпринимателей грешит небрежным исполнением положений законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требований к эксплуатации общественных помещений, зданий и сооружений. В одном лишь Санкт-Петербурге возбуждено 80 десятков административных дел по статьям 6.3 и 6.4 КоАП.
Вполне вероятно, размер страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не изменится в течение еще трех ближайших лет. Оставить в силе тарифы, равно как и льготы по данным платежам, установленные Законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ, предложили авторы правительственного законопроекта, который на днях поступил в Госдуму. Напомним, что за трудоустроенных инвалидов работодатели имеют право отчислять в соцстрах лишь 60 процентов от причитающихся с них сумм.
При подготовке отчетности фирмы и индивидуальные предприниматели могут воспользоваться обновленным Справочником обозначений налоговых органов (СОУН). Он содержит информацию обо всех инспекциях ФНС по состоянию на 26 августа 2008 года – коды, телефоны, адреса, сведения о том, когда инспекции были созданы, ликвидированы или перерегистрированы, а также иные полезные для налогоплательщика сведения.
Разработчики отмечают, что улучшен интерфейс справочника, добавлены новые функции, исправлены неточности в режиме поиска при определении кода налогового органа и ОКАТО и обновлен раздел статистики. Скачать СОУН версии 2.5.2 можно на официальной интернет-странице ГНИВЦ ФНС.
Отечественная компания, приобретающая у иностранного лица на основании договора купли-продажи недвижимость, расположенную на территории России, обязана исчислить и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость. Такое мнение высказали специалисты Минфина в письме от 7 августа 2008 г. № 03-07-08/196. Они напомнили, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса, объектом обложения НДС являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. В соответствии с нормами статьи 147 НК, если недвижимое имущество находится в России, то наша страна признается местом реализации такового. В свою очередь статья 161 НК предписывает уплачивать НДС налоговому агенту, приобретающему товар у иностранца, не состоящего на налоговом учете в нашей стране.
Правительство Кипра бросило все свои дипломатические силы на то, чтобы добиться исключения страны из двух налоговых «черных списков», составленных Министерством финансов и Центробанком России. Не откладывая дело в долгий ящик, президент Кипра собирается в октябре посетить Россию с официальным визитом. Кипр томится в «черных списках» России уже с июля прошлого года. В связи с этим дочерние структуры российских холдинговых компаний на Кипре подвергаются двойному налогообложению, несмотря на то что между двумя странами существует соглашение об избежании двойного налогообложения. Россия является самым важным экономическим партнером Кипра, поэтому киприоты не жалея сил будут разрешать сложившуюся проблему.
Налоговики потребовали у акционерного общества предоставить документы, касающиеся деятельности его контрагентов, на основании ст. 93.1 НК РФ. В связи с неисполнением этого требования, инспектора привлекли налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 129.1 НК РФ, в виде взыскания штрафа. Не согласившись с такими мерами, организация обратилась в суд.
Суд удовлетворил заявленные требования. Арбитры исходили из отсутствия признака повторности налогового правонарушения, руководствуясь положениями ст. 112 НК РФ, и пришли к выводу о неправомерности привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 129.1 НК РФ. А кассационная указала на ошибочное толкование закона нижестоящим судом: по смыслу п. 2 ст. 129.1 НК РФ повторность совершения деяния не предполагает, что лицо в обязательном порядке уже должно быть привлечено к ответственности за предыдущие нарушения.
Однако арбитры не отменили решение судей первой инстанции, так как в рассматриваемых актах налоговиков отсутствует указание на квалифицирующий признак — повторность совершения правонарушения в течение календарного года (Постановление ФАС Уральского округа от 19 июня 2008 г. № Ф09-4425/08-СЗ).
3363 нарушения налогового законодательства выявлено в текущем году в Новгородской области. Это более чем в два раза превысило прошлогодний показатель (1456). Особое внимание было уделено тому, насколько соответствуют правовые акты, принятые в сфере налоговых правоотношений, федеральному законодательству.
В Ивановской области определены организации, которые освобождаются от уплаты налога на имущество. Это потребительские кооперативы и предприятия текстильной промышленности, включенные в Государственный реестр инвестиционных проектов Ивановской области с формой государственной поддержки «предоставление льготы по налогу на имущество организаций».
Предприятия не будут платить налог весь период окупаемости государственных инвестиций. При этом срок предоставления льготы не должен превышать пять лет. Такой порядок установлен Законом Ивановской области от 16 июня 2008 г. № 53-ОЗ «О внесении дополнений в Закон Ивановской области “О налоге на имущество организаций”».
Министерство здравоохранения и социального развития утвердило список иностранцев, на которых не распространяются квоты. Соответствующий Приказ № 355н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которые квоты не распространяются, на 2008 год» был издан 25 июля. Перечень включает в себя 22 профессии, специальности и должности. Большая часть «льготников» — это высшее руководящее звено: генеральные директоры и директоры. Помимо них, в список вошли биофизики, биохимики, инженеры-микробиологи, инженеры по автоматизированным системам управления производством, инженеры по защите информации, инженеры по автоматизации и механизации производственных процессов, а также начальники отделов компьютерного обеспечения.
Возможность вносить свои предложения по усовершенствованию процедур пожарного контроля смогут представители делового сообщества.
Бизнесмены смогут участвовать в публичном обсуждении законопроектов, которые необходимы для реализации технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
Предложения по составу нормативных правовых актов, сводов правил, национальных стандартов и методик в области пожарной безопасности планируется подготовить до конца августа.
С 19 августа действуют новые формы сведений, которые представляют органы, учреждения, организации и должностные лица в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса РФ. В частности, в новой редакции изложены: форма Т «Сведения о факте регистрации транспортного средства и о его владельце», форма ОП «Сведения об опеке и попечительстве», форма ПН «Сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство», форма Д «Сведения о нотариальном удостоверении договора дарения», а также форма ЗП «Сведения о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации».
Соответствующие поправки в приказ ФНС России от 17.09.2007 № ММ-3-09/536 внесены приказом ФНС России от 16.07.2008 № ММ-3-6/313.
Список не устоявших перед соблазном прикарманить деньги компании пополнился еще одним счетным работником. На сей раз на скамье подсудимых оказалась бухгалтер екатеринбургского ООО, облегчившая казну своих работодателей более чем на миллион рублей.
Как сообщает пресс-служба Управления Генпрокуратуры в Уральском федеральном округе, однажды дама нашла в газете несколько объявлений о предприятиях, на расчетные счета которых можно перечислить деньги, а потом их обналичить. План дальнейших действий созрел быстро: в течение нескольких месяцев предприимчивая сотрудница бухгалтерии, используя известные ей коды доступа, совершила более 60 операций по переводу на указанные счета вверенных ей денежных средств, которые затем присвоила. Финансовый крах разбогатевшую было мошенницу настиг после проведения внутрикорпоративной проверки. Обнаружив недостачу и установив виновного, руководство не пожелало спускать все на тормозах. В результате на бухгалтера было заведено уголовное дело. Итогом судебного разбирательства стали три года лишения свободы. Кроме того, с осужденной в полном объеме взыскан весь причиненный ею материальный ущерб.
Скоро в необъявленной, но весьма жестокой войне предпринимателей с черными рейдерами могут произойти значительные позиционные изменения. Как сообщил корреспонденту «ФАФИ» зампред Комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков, МВД наконец-то поддержало предложение парламентариев ввести в Уголовный кодекс новый состав преступления – незаконное завладение корпоративным управлением в юрлице. Уличенным в таком деянии будет грозить лишение свободы на срок до 10 лет. Кроме того, статью 327 УК – «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов» также предложено дополнить специальной «рейдерской» оговоркой. За это преступление предполагается наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет. В случае одобрения поправок, которые правоохранители намерены вскоре внести в Госдуму, уголовная ответственность, помимо самих инициаторов рейдерских захватов, накроет также их пособников – адвокатов, нотариусов, сотрудников ЧОП и корыстолюбивых чиновников.
Наказание для чиновников за такие нарушения, как антиконкурентные соглашения, безосновательная помощь за счет государственного или муниципального бюджета, передача имущества без торгов, вскоре ужесточат. Федеральная антимонопольная служба подготовила поправки в законодательство, согласно которым за подобные действия представителям власти будет грозить штраф в размере до 50 тысяч рублей и дисквалификация на срок до трех лет.
Напомним, что сейчас ФАС может лишь выдать местной администрации предписание о прекращении антиконкурентных действий. Максимальная сумма взыскания за невыполнение требования антимонопольщиков – 20 тысяч рублей (п. 2.2 ст. 19.5 КоАП).
Компания может и не получить в полном размере неустойку за просрочку оплаты поставленного товара, если суд сочтет ее несоразмерной. Именно так и решил ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 14 августа 2008 г. № Ф04-4948/2008(9738-А67-4).
Суть дела такова: поставщик, не дождавшись, когда покупатель расплатится за продукцию «по-хорошему», подал в суд, чтобы взыскать долг «по-плохому». Арбитры удовлетворили требование истца лишь частично, существенно урезав сумму санкции за неисполнение обязательств, которая по условиям договора составляла треть от стоимости товара. Служители Фемиды использовали возможность, предоставленную статьей 333 Гражданского кодекса. В ней прямо указано, что суд вправе уменьшить несоразмерную последствиям нарушения договора неустойку. В свою очередь Президиум ВАС в информационном письме от 14 июля 1997 г. № 17 назвал критерии для установления несоразмерности в каждом конкретном случае. Таковыми могут быть чрезмерно высокий процент, значительное превышение суммы возможных убытков, длительность неисполнения договорных обязательств и другое.
Одного лишь ненадлежащего оформления справки к грузовой таможенной декларации вовсе недостаточно для того, чтобы оштрафовать компанию за продажу спиртного без сопроводительных документов. ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 14 августа 2008 г. № Ф04-4968/2008(9797-А27-29) указал, что за такую небрежность достаточно вынести устное замечание. Разумеется, согласно статье 10.2 Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ, справка к ГТД входит в перечень документов, необходимых для легальной продажи алкогольных напитков, отметили арбитры. Однако наличие ошибок в ее оформлении не несет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и является малозначительным нарушением. Исходя из этого суд отменил решение налоговиков о привлечении компании к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП.
Для того чтобы взыскать затраты на капитальный ремонт арендованного имущества с владельца такового, мало представить доказательства неотложной необходимости произведенных улучшений. Как указал ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 31 июля 2008 г. № А79-9368/2007, предварительно следует еще непременно согласовать объем и сроки выполнения работ с арендодателем.
Согласно материалам дела, предприниматель отремонтировал пришедший в негодность водопровод в подвальном помещении, арендованном для организации пункта общественного питания. Однако арендодатель отказался возместить понесенные коммерсантом затраты или зачесть их в счет арендной платы. Обманутый в своих ожиданиях предприниматель обратился в суд. Он указал, что замена труб была крайне необходима, поскольку система водоснабжения не ремонтировалась с момента постройки здания – с 1976 года. Значит, собственник не исполнял свои обязанности по производству капремонта, стало быть, арендатор имел право заменить прогнивший водопровод, не испрашивая позволения. Но в судах трех инстанций все его доводы и доказательства в виде дефектной ведомости и свидетельских показаний разбились об один пункт договора аренды, в котором говорится, что арендатор обязан производить затраты на улучшение взятого во временное пользование имущества и оборудования с согласия арендодателя. Арбитры заключили, что это вполне согласуется с положениями статьи 616 Гражданского кодекса, и отказали коммерсанту в удовлетворении требования.
При сдаче статистической отчетности теперь следует руководствоваться Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных данных, которое утверждено постановлением правительства от 18 августа 2008 г. № 620. Документом определены не только правила сдачи таких данных, но и ответственность за их непредставление или сообщение недостоверных сведений. Кроме того, официально закреплена возможность отчитываться перед Росстатом как традиционным способом – представив сведения на бумажном носителе (через посредника или лично), так и отправив данные по телекоммуникационным каналам связи.
Структурные подразделения статистического ведомства обязаны разместить формы федерального статнаблюдения и подробные указания по их заполнению на своих официальных интернет-страницах. Более того, им придется совершенно бесплатно снабдить своих «клиентов» бумажными бланками, а также провести инструктаж по их заполнению.
Стоит обратить внимание, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют статистическую «первичку» в упрощенном порядке. Это закреплено в законе о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ.