Акционеры российских банков не смогут в судебном порядке заблокировать решение Центробанка России о спасении той или иной кредитной организации. Такое заявление сделал представитель Центробанка России Михаил Сухов, сообщает РИА Новости.
По словам Сухова, акционеры смогут обжаловать решение ЦБ в суде, однако суд не сможет наложить на него вето. "В иных условиях было бы правильно найти место судебной системы, но пока на это нет времени", - добавил Сухов.
Напомним, 23 октября Госдума в трех чтениях приняла законопроект, позволяющий госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ) и Банку России принимать меры по предупреждению банкротства банков, вплоть до отзыва у них лицензий. Вмешиваться в деятельность кредитных организаций они смогут, если будет существовать угроза интересам их вкладчиков, либо при признаках неустойчивого финансового положения банка.
АСВ также получит возможность входить в капитал "проблемных" банков и назначать в их руководство своих представителей. Основная функция госкорпорации будет заключаться в поиске инвесторов для не справившихся с кризисом организаций.
23 октября Госдума также одобрила пакет антикризисных мер. Он, в частности, разрешает правительству России направить в АСВ имущественный взнос на сумму в 200 миллиардов рублей.
Крупная фирма переплатила налог на прибыль и обратилась в суд с требованием вернуть излишек.
Фирма имела 59 подразделений по стране. Часть из них уже ликвидирована. Налоговая инспекция считает, что решение о возврате налога из регионального или местного бюджета должен принимать территориальный налоговый орган. И она не должна нести ответственность за невозврат налога. Но суд не согласился с этой позицией.
Пункт 2 статьи 78 Налогового кодекса России устанавливает, что возврат налога производит инспекция по месту учета налогоплательщика.
Позиция арбитров основана на том, что подразделения любой организации (в том числе и ликвидированные) не являются самостоятельными налогоплательщиками. Налогоплательщик — это юридическое лицо в целом. Кроме того, статья 78 кодекса не содержит требования о подаче отдельного заявления каждым подразделением.
Таким образом, налог на прибыль определяется в целом по фирме. При этом в налоговой декларации начисления разбиваются по подразделениям.
Позиция суда основана и на акте Минфина. В нем прямо сказано, что решение о возврате налога принимает налоговая инспекция по месту учета налогоплательщика, а не его обособленного подразделения (письмо Минфина России от 21 марта 2007 г. № 03-02-07/2-54).
Судьи также учли позицию Конституционного Суда: недопустимо проведение параллельных контрольных процедур и возложение дополнительных обременений, связанных с выполнением требований сразу нескольких налоговых органов (определение КС РФ от 8 ноября 2005 г. № 438-О, постановление ФАС Московского округа от 2 сентября 2008 г. по делу № КА-А40/8035-08).
Граждане, желающие получить государственный сертификат на материнский капитал, теперь могут подать соответствующее заявление не только по месту жительства, но и по месту фактического проживания. Так сказано в постановлении Правительства РФ от 22.09.2008 № 709, вступающем в силу с 9 октября 2008 года.
Кроме того, обратиться за сертификатом теперь имеют право не только граждане, которым непосредственно причитается материнский капитал, и их законные представители, но и доверенные лица. Также в документе прописан порядок направления заявления и сопутствующих документов по почте. Сама форма заявления подверглась отдельным редакционным правкам.
Финансисты скорректировали порядок формирования бухгалтерской отчетности при проведении реорганизации (приказ Минфина России от 4 августа 2008 г. № 73н «О внесении изменений в Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации предприятий»). Основная часть нововведений касается приведения Методических указаний в соответствие с действующим законодательством. К важным можно отнести то, что при определенных видах реорганизации разделительный баланс является одновременно и передаточным актом, а это избавляет от ненужного выполнения двойной работы. Изменения начали действовать с 14 сентября 2008 года.
Со следующего года организации на УСН должны будут платить налог на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов и по операциям с отдельными видами долговых обязательств (п. 2 ст. 346.11 НК РФ в новой редакции). А «упрощенцы»–индивидуальные предприниматели должны будут платить НДФЛ с дивидендов, с сумм экономии на процентах при получении кредита, с процентов по вкладам в банках в части превышения ставки Банка России.
В настоящее время российским налогоплательщикам для получения вычета по налогу на добавленную стоимость необходимо представить в налоговую инспекцию счета-фактуры. Но когда предприятие велико, то документов составляется очень много, и отвезти контролерам все бумаги — непростая задача. Вот и приходится бухгалтерам таких гигантов подавать необходимую для вычета документацию в электронном виде. Но, по словам финансистов, налогоплательщик не может подтвердить право на вычет счетом-фактурой, оформленным в электронном виде. Чиновники подтвердили, что в Налоговом кодексе Российской Федерации, равно как и в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, не предусмотрен порядок, который позволял бы использовать электронно-цифровые подписи. Об этом говорится в Письме Минфина России от 21 августа 2008 г. № 03-03-06/1/478.
Как сообщил «Московскому бухгалтеру» первый вице-премьер Игорь Шувалов, Правительство готовит поправки, которые позволят налогоплательщикам быстрее амортизировать основные средства. Согласно им, организации смогут чаще применять повышенные коэффициенты амортизации. Кроме того, власти планируют рассмотреть вопрос о введении «амортизационной премии» в размере 30 процентов.
Случаи использования «административного ресурса» при участии в конкурсе на размещение госзаказа, к сожалению, не единичны. Однако вселяет надежду то, что нечестные претенденты и их высокопоставленные пособники в итоге не всегда остаются в выигрыше. Пример тому – история, которая произошла в Уфе.
Как сообщает пресс-служба Генпрокуратуры, на скамье подсудимых оказалась руководитель Главного управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан. Правоохранители выяснили, что в 2006 году она в обход закона обеспечила одной из фирм победу в конкурсе на госконтракт по капремонту нескольких административных зданий. Кроме того, годом ранее госслужащая получила от некой компании несколько санаторно-курортных путевок для себя, своих родственников и непосредственного начальника за ускорение регистрации договора залога недвижимости.
В результате суд признал госслужащую виновной в превышении должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК) и получении взятки (ч. 1 ст. 290 УК), приговорив ее к трем годам лишения свободы условно с двухлетним испытательным сроком и на два года лишив права занимать должности в государственных учреждениях.
Программа господдержки малого бизнеса в условиях кризиса будет увеличена до 50 миллиардов рублей. Об этом сообщил накануне в ходе брифинга помощник Президента РФ Аркадий Дворкович, подчеркнув, что прежде денежную «подпитку» направят компаниям, занятым в реальном секторе экономики. «Активное участие в поддержке малых фирм примет Внешэкономбанк, который через другие банки, в том числе региональные, будет предоставлять финансовые ресурсы для кредитования таких предприятий», – цитирует слова помощника главы государства пресс-служба «ОПОРЫ России».
Кроме того, решено предпринять меры по налоговому и кредитному стимулированию развития фирм, занятых в аптечном бизнесе и сельском хозяйстве. Также планируется упростить процедуру размещения госзакупок, «чтобы деньги не застаивались в госбюджете и быстрее попадали в реальный сектор экономики». Не останется без внимания и жилищное строительство. По словам Дворковича, в ближайшие дни эксперты закончат инвентаризацию всех объектов, которые находятся в стадии возведения, и правительство сможет определить, какой объем средств необходим, чтобы их завершить.
Возможно, уже в ближайшем будущем за использование старого производственного оборудования компаниям придется уплачивать штраф. По крайней мере, на заседании «Меркурий-клуба» глава Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков именно таким способом предложил простимулировать бизнесменов к скорейшему техническому перевооружению, сообщает пресс-служба ТПП. Вместе с тем Примаков отметил, что модернизацию необходимо подкрепить и налоговыми послаблениями. В частности, он предлагает предоставить в полном объеме инновационные и инвестиционные льготы как минимум на пятилетний срок фирмам, которые переоснастят свое производство.
Фирма, которая не является плательщиком НДС, получив по ошибке сумму данного налога в составе стоимости поставленных товаров (работ, услуг), обязана перечислить его в бюджет. А вот начислить штраф и пени за несвоевременную уплату НДС контролеры в таком случае не вправе. Об этом говорится в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 24 сентября 2008 г. № Ф08-5332/2008.
Как следует из материалов дела, в 2006 году ростовская компания, освобожденная на тот момент от уплаты НДС в силу подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, по недоразумению выставила своему контрагенту счета-фактуры с выделенным НДС. Суд посчитал, что ИФНС правомерно взыскала с общества спорную сумму. При этом требование налоговиков в части уплаты штрафа и пени было признано недействительным. Арбитры справедливо рассудили, что ответственность, установленная статьями 75 и 122 НК, в указанных обстоятельствах неприменима.
Тот факт, что торговое место находится в помещении контейнерного типа, сам по себе не означает, что предприниматель не имеет права производить расчеты с покупателями без контрольно-кассовой техники. О нескольких условиях, которые также необходимо оценить при решении вопроса об обязанности применять кассовый аппарат, напомнил ФАС Поволжского округа в постановлении от 3 октября 2008 г. по делу № А12-10882/08-С45.
В суд обратился индивидуальный предприниматель, оштрафованный налоговиками по статье 14.5 КоАП за неприменение ККТ. В ходе разбирательства арбитры выяснили, что ПБОЮЛ арендует торговое место, расположенное в неотапливаемом металлическом ангаре, который стоит на трассе Москва – Волгоград. Ни прилавка, ни других приспособлений, обеспечивающих показ и сохранность продукции, там нет. Чтобы товару «не приделали ноги», продавец должен сам неусыпно присматривать за ним и покупателями. При таких обстоятельствах пункт 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ позволяет коммерсантам обходиться без кассовых машин, указали судьи и отменили санкцию контролеров.
Такая деятельность, как вывоз снега, льда и случайно попавшего в них мусора, не требует получения лицензии на сбор и транспортировку опасных отходов. К выводу о справедливости данного утверждения пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 14 октября 2008 г. № Ф04-6369/2008(13801-А67-6).
Инициатором разбирательства стала прокуратура Томской области. Представители этого надзорного ведомства потребовали привлечь к административной ответственности компанию, которая в соответствии с заключенным с муниципалитетом договором выполняла работы по уборке внутриквартальных территорий в зимний период. В ходе проверки сотрудники прокуратуры уличили фирму в том, что с января по март она вывозила с вверенных ей территорий отходы 4 класса опасности. Таковыми без всяких шуток контролеры сочли снег и лед. Одержимые желанием оштрафовать организацию, они дошли аж до кассационной инстанции. Однако арбитры рвение контролеров не поддержали. Они отметили, что хотя снег и лед в городских дворах и не отличаются особой чистотой, отнести их к опасным отходам все же нельзя. Недаром их нет в Федеральном классификационном каталоге отходов, который утвержден приказом Министерства природных ресурсов от 2 декабря 2002 г. № 786. Следовательно, деятельность по их обращению не подлежит лицензированию, резюмировали судьи.
Не исключено, что вскоре представителей малого и среднего бизнеса избавят от обязанности разрабатывать и представлять в соответствующие госструктуры проекты нормативов образования отходов и лимитов их размещения. Вместо этого достаточно будет отчитаться о фактическом образовании и удалении отработанных материалов. Соответствующий законопроект подготовили специалисты Минприроды. Согласно документу, фирмы и предпринимателей освободят также от необходимости получать лицензию на деятельность по обращению с отходами пятого (самого низкого) класса опасности, например с мусором из торговых помещений, офисной бумагой и т. п.
Однако наряду с этим авторы законопроекта предлагают ужесточить административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при работе с отходами. Максимальную сумму штрафа планируется увеличить для ПБОЮЛ в двадцать раз – до 100 тысяч рублей, а для фирм – в два с половиной раза, то есть до 250 тысяч рублей.
В скором времени из российского законодательства могут исчезнуть формулировки, которые дают возможность нечистым на руку чиновникам вытягивать средства с представителей бизнес-сообщества. Обязанность по проведению «зачистки» всех нормативно-правовых актов от «коррупционной составляющей» ляжет на плечи Минюста. Как сообщил корреспонденту «ФАФИ» источник в Комитете Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, проект постановления о правилах проведения антикоррупционной экспертизы законов и подзаконных актов федеральных органов власти уже подготовлен правительством. Механизм отсева опасных формулировок предполагается сделать трехступенчатым: сначала проекты документов будут проходить внутриведомственное тестирование на «взяткоемкость», затем независимую экспертизу и, наконец, проверку в Минюсте.
Созданный достаточно давно подмосковный форум для налогоплательщиков, открытый на сайте forum.nalog.ru и до недавнего времени практически не работавший, наконец, функционирует в полную силу. С сентября месяца представители местной налоговой службы активно отвечают на любые вопросы, которые задают им бухгалтеры.
В Совете Федерации готовится следующий законопроект. Планируется, что оказывать любые виды юридических услуг на законных основаниях смогут только адвокаты, нотариусы и патентные поверенные. Это наверняка станет для предпринимателей неожиданной новостью. Ведь в таком случае у них не будет возможности воспользоваться услугами юридических и консалтинговых компаний, чьи сотрудники не обладают статусом адвокатов. А что же делать юристам, не обладающим ни одним из вышеперечисленных статусов? Им останется одно — оказывать правовую помощь только своему работодателю. Однако пока законопроект в Госдуму даже не внесен.
Бухгалтеры фирм, добровольно страхующих сотрудников от несчастного случая на производстве, обсуждали постановление ФАС Уральского округа от 4 августа 2008 г. по делу № Ф09-3096/08-С3.
Инспекция исключила из расходов фирмы затраты на добровольное страхование от несчастного случая на производстве со сроком страховой защиты 24 часа в сутки. Организация решила оспорить это решение и проиграла. То, что для застрахованных работников установлен ненормированный рабочий день, не означает, что люди исполняли трудовые обязанности круглые сутки. Значит, не было и необходимости оплачивать их круглосуточную страховую защиту.
В осеннюю сессию Госдума планирует рассмотреть несколько поправок в Налоговый кодекс. В частности, будут внесены уточнения в статью 88 Налогового кодекса «Камеральная налоговая проверка». Сейчас закон неясно трактует дату начала отсчета трехмесячного срока этого вида ревизии: то ли со дня подачи декларации, то ли с момента появления у инспекторов всех необходимых документов, которые подтверждают записанные в ней сведения. Новые нормы внесут ясность — началом проверки будет считаться день подачи декларации.
Также изменения коснутся статьи 76 Налогового кодекса «Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей». Согласно законопроекту, налоговики должны будут направлять решение о заморозке счетов в банк и одновременно копию этого документа в Прокуратуру. Такие меры помогут осуществлять надзор за действиями сотрудников ИФНС и уменьшат превышение полномочий с их стороны, уверяют в Госдуме.
Не исключено, что в скором будущем некоммерческим организациям будет установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета. По крайней мере, соответствующий законопроект внесен в календарный план Госдумы России на октябрь.
В настоящее время порядок ведения бухучета в некоммерческих и коммерческих организациях практически идентичен. Чтобы учесть особенности деятельности НКО, законодатели предлагают три нововведения. Во-первых, упростить требования к ведению бухучета и составления отчетности. Во-вторых, ввести обязательный отчет о целевом использовании средств, если некоммерческая организация не ведет предпринимательскую деятельность. В-третьих, обязать НКО шире публиковать свою отчетность, чтобы с ней могли ознакомиться все заинтересованные лица.