ФНС России теперь имеет полномочия устанавливать форму уведомления об изменении реквизитов счетов, открытых в банках за пределами территории Российской Федерации. Кроме того, изменен порядок представления в налоговые органы отчетов о движении денежных средств в банках, находящихся не на территории России. Такие перемены вводятся постановлением Правительства РФ от 15.07.2008 № 532. Так что резидентам, имеющим дело с иностранными банками, следует ждать скорых вестей из налогового ведомства.
Автомобилистам стоит готовиться к повышению цен на бензин. Об этом сообщил президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. По его словам, стоимость 95-го бензина может вырасти на 10 процентов и уже до конца этого года составить 28 рублей за литр. По его мнению, если не принимать срочных мер по снижению налоговой нагрузки на предприятия нефтяного сектора, не вводить льготы, рост цен на топливо продолжится.
Между тем в интервью «Русской службе новостей» исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко подчеркнул, что цены на топливо зависят не столько от экономической политики государства, сколько от внешних общемировых процессов. Он отметил: «сейчас ситуация складывается так, что постоянно растет цена на нефть, и этот рост очень подвержен различным воздействиям: политическим, экономическим и так далее. Поэтому говорить о том, что к концу года стоимость бензина вырастет на 10 процентов, я бы не стал, поскольку в мире не найдется ни одного человека, который будет столь авторитетно озвучивать та-кие заявления. Однако, видимо, у господина Шмаля есть основания делать смелые прогнозы. Хотя я и не разделяю его позицию».
Хорошая новость для предпринимателей, оказывающих социально значимые услуги. С начала следующего года не исключено, что такие фирмы будут освобождены от уплаты НДС. Рычагом для таких изменений послужили основные направления политики на 2009 год и на плановый период 2010–2011 годы.
Изменения коснутся и налога на прибыль организаций. Компаниям могут позволить учитывать все экономически обоснованные расходы по обучению, лечению и пенсионному обеспечению работников.
При проверках налоговики нередко пренебрегают такими документами, как расходные кассовые ордера. Между тем, как явствует из постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 30 июня 2008 г. № А78-7095/07-С3-10/121-Ф02-2725/08, наличия таких бумаг вполне достаточно для подтверждения расходов.
Согласно материалам дела, читинские налоговики привлекли местного ПБОЮЛ к ответственности за якобы необоснованное включение в расходы, уменьшающие базу по налогу на доходы физлиц, 5 миллионов рублей, затраченных им на приобретение лесоматериалов. Инспекторы сочли, что в предъявленные коммерсантом закупочные акты содержат недостоверные паспортные данные контрагентов-физлиц, к тому же нет квитанций к приходным ордерам, подтверждающих оплату товаров. Исходя из этого, контролеры сделали вывод, что указанных сделок не было и в помине.
Однако арбитры решили иначе. В своем вердикте они указали, что представленные ПБОЮЛ закупочные акты и расходные кассовые ордера вполне соответствуют требованиям приказа Минфина от 13 августа 2002 г. № 86н/БГ-3-04/430 и являются достаточным доказательством произведенных заявителем расходов, поскольку в них есть отметка о получении денежных средств контрагентами. Приведенные инспекторами доводы о фиктивности паспортных данных, указанных в расходных кассовых ордерах также не были приняты арбитрами во внимание, поскольку налоговики должным образом не доказали их недостоверность.
Даже «прижав» фирму, казалось бы, неопровержимыми доказательствами ее вины, налоговики умудряются проигрывать арбитражные процессы. Причина, по которой ФАС Центрального округа в постановлении от 10 июня 2008 г. по делу № А14-13224-2007/711/34 встал на сторону предпринимателей, заключается в нарушении инспекторами некоторых процедурных моментов.
В августе минувшего года воронежские налоговики, проводившие выездную проверку местной фирмы, выявили определенные нарушения в ее деятельности и составили соответствующий акт. Коммерсанты подали возражения. В сентябре руководство инспекции приняло решение о проведении дополнительных мероприятий, а в октябре – о привлечении компании к налоговой ответственности. ФАС ЦО, исследовав все обстоятельства дела, пришел к выводу, что фирму, действительно, сложно назвать законопослушной. Однако параллельно судьи указали, что решение о доначислении налогов, пени и штрафа вынесено инспекторами с нарушением порядка, установленного статьей 101 Налогового кодекса: после проведения дополнительных проверочных мероприятий они «забыли» составить соответствующий акт и ознакомить с ним представителей проштрафившейся компании. При этом арбитры сослались на постановление Пленума ВАС от 11 июня 1999 г. № 41/9, в котором разъяснено, что если по результатам налоговой проверки акт составлен не был, то считается, что никаких правонарушений не обнаружено. В результате суд был вынужден констатировать, что решение о доначислении налогов вынесено без наличия законных оснований. Оправдательная отговорка налоговиков, будто их доводы были настолько вескими, что фирма ну никак не могла повлиять на дальнейший ход событий, арбитры в расчет не приняли.
Деятельность столовой, которую компания открыла исключительно для своих сотрудников, не подлежит переводу на ЕНВД. Об этом налоговикам напомнил ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 19 июня 2008 г. № А33-11148/07-Ф02-2593/08.
В рассматриваемом деле инспекторы решили, что раз компания оказывает услуги общественного питания, то она должна платить и «вмененный» налог. Однако судьи сей подход не разделили. Они обратили внимание на то, что обязанность по обеспечению сотрудников горячими обедами закреплена в уставе попавшей в немилость организации. Более того, спорная «точка общепита» находится на территории, не имеющей открытого доступа, что исключает возможность питания в ней посторонних лиц. Плюс ко всему деятельность данного обслуживающего производства является убыточной: финансирование ее осуществляется как за счет выручки от реализации обедов, так и за счет прибыли, полученной от основного вида деятельности предприятия. Исходя из этих обстоятельств, арбитры пришли к выводу об отсутствии у компании объекта обложения ЕНВД.
Неудачей закончилась попытка индивидуального предпринимателя снять с себя ответственность за прием на работу нелегального трудового мигранта. Весьма своеобразные доводы коммерсанта смогли убедить лишь судей первой инстанции, тогда как кассация, а именно ФАС Восточно-Сибирского округа, в своем постановлении от 26 июня 2008 г. № А33-2511/08-Ф02-2811/08 разбила их в пух и прах.
В феврале текущего года в ходе проверки пекарни, принадлежащей красноярскому ПБОЮЛ, сотрудники местного УФМС выявили, что в ней трудится уроженец солнечного Таджикистана, не имеющий разрешения на работу. В результате работодатель нелегала был оштрафован на 250 тысяч рублей. Коммерсант счел себя несправедливо обиженным и обратился в суд. В исковом заявлении он поведал, что взял бедолагу, даже не потребовав документы о постановке на миграционный учет, из жалости, устав смотреть на его мытарства в заснеженном городе, причем всего лишь на десять дней. К тому же истец, требующий квалифицировать свои действия как несущественное нарушение, выдвинул встречные аргументы: мол, в протоколе об административном нарушении указано, что облагодетельствованный им гастарбайтер «является пекарем (разнорабочим)», но почему-то тот выполнял исключительно обязанности грузчика.
Самое любопытное, что суд Красноярского края встал на сторону проштрафившегося ПБОЮЛ. Арбитры признали решение проверяющих неправомерным, поскольку те «не полностью описали событие правонарушения». В частности, не определили, в каком качестве допустил предприниматель к работе иностранного гражданина – пекаря или разнорабочего.
Однако радовался реабилитированный предприниматель недолго. ФАС Восточно-Сибирского округа указал своим коллегам на то, что они в нарушение требований статьи 26.2 КоАП и статьи 71 АПК дали оценку только описанию объективной стороны правонарушения, изложенной в протоколе об административном правонарушении. Между тем в деле имеются иные доказательства и фактические данные, подлежащие оценке. Так, один из представителей УФМС в своем рапорте указал, что гастарбайтер был задержан в пекарном цехе в рабочей одежде, когда переносил лоток с хлебом. Однако названные доказательства суд почему-то не исследовал. В результате первичный судебный акт был отменен, а дело передано на новое рассмотрение.
Компаниям, которые в налоговую инспекцию сдают отчетность в электронном виде, нелишним будет ознакомиться с исправленными шаблонами соответствующих документов. ГНИВЦ ФНС актуализировал их по состоянию на 7 августа и предусмотрительно разместил на своей официальной интернет-странице. Здесь выложен общий архив обновленных форм, а прилагающийся к нему перечень шаблонов печати поможет бухгалтеру сориентироваться в «сроке годности» того или иного документа. Отдельно размещены, в частности, шаблоны декларации по налогу на прибыль организаций, а также налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу.
Возможно, вскоре таможенники будут обязаны выпускать груз в трехдневный срок, даже если у инспекторов есть сомнения в корректности заявленной предпринимателями таможенной стоимости товаров. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в аппарате думского комитета по промышленности, парламентарии подготовили соответствующие поправки в Таможенный кодекс, призванные радикально облегчить жизнь участников ВЭД.
Более того, по замыслу авторов законодательной инициативы, в некоторых случаях таможенникам вообще придется отказаться от контроля, если его проведению препятствуют проблемы, возникшие не по вине бизнеса. Иными словами, если у инспекторов в пункте пропуска существуют сложности «технического, кадрового или иного характера», товар не должен задерживаться на границе. В такой ситуации таможенникам рекомендовано сосредоточить усилия на пост-контроле. Ожидается, что основной пакет поправок, направленных на снятие излишних административных барьеров и предусматривающих ряд льгот для добросовестных импортеров, будет внесен в Госдуму уже к началу осенней сессии.
Министерство финансов подготовило проект обновленной редакции Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». Опубликованный на официальном сайте ведомства документ (ПБУ 1/2008) отличается от своего предшественника – ПБУ 1/98 – наличием дополнительного, пятого раздела об изменениях оценочных значений.
Кроме того, в документе уточняется, что учетную политику организации может формировать не только главбух, но и другое должностное лицо, на которое возложено ведение бухучета. Утверждать ее, как и прежде, должен руководитель компании. На откуп фирм отдана и разработка всей первичной документации. Напомним, что ранее организация могла реализовать свою творческую активность лишь при разработке «первички», для которой не предусмотрены типовые формы.
Период нахождения контрольно-кассовой техники под арестом нельзя исключить из общего срока амортизации ККМ. К такому выводу пришел Минфин в письме от 14 июля 2008 г. № 03-01-15/9-258. С запросом в финансовое ведомство обратился предприниматель, который, будучи свидетелем по одному уголовному делу, лишился на время ККМ – кассы были изъяты и приобщены к делу в качестве вещдока. Очевидно, что пока техника находилась в «изоляторе», ПБОЮЛ не имел возможности ее эксплуатировать. Однако, по мнению специалистов финансового ведомства, сей факт никак не отразится на сроке амортизации кассовых аппаратов: законодательство не допускает его продления даже в таком неординарном случае.
При передаче прав на программное обеспечение на основании смешанного договора возникает вопрос о том, как поступить с НДС. Основание для применения льготы, содержащейся в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, отсутствует в отношении услуг по разработке и модификации программной продукции.
Льгота не применима и к услугам по передаче прав на использование программ, приобретаемых российскими компаниями у иностранной организации. На российскую компанию при приобретении программной продукции у иностранных партнеров перекладывается обязанность по исчислению и уплате в российский бюджет НДС со стоимости приобретенных услуг — разъяснил Минфин России в письме от 2 июня 2008 г. № 03-07-08/134.
Правительство РФ издало постановление от 06.07.2008 № 510, наделяющее ФАС России полномочиями по контролю за иностранными инвестициями в общества, имеющие стратегическое значение для обороны государства. Специальная комиссия будет предварительно согласовывать сделки, привлекающие иностранный капитал в стратегические предприятия. Напомним, что всего существует 42 вида деятельности, имеющие особое значение для безопасности страны, такие как ядерная энергетика, производство оружия, изучение недр и т. д.
На данный момент некоторые субъекты Российской Федерации полностью запретили проводить на своей территории игорный бизнес, кроме специально отведенных зон. Однако этот запрет не действует на предпринимателей, зарегистрированных в других субъектах Российской Федерации. Поэтому организации, работающие в сфере азартных игр, легко обходят это препятствие, просто регистрируясь в других субъектах Российской Федерации, где игорный бизнес не запрещен. Затем они абсолютно легально осуществляют свою деятельность на «недозволенных» территориях соседних республик и областей. Чтобы устранить данную лазейку для бизнесменов, недавно в Госдуму России был внесен законопроект, позволяющий субъектам Российской Федерации запрещать игорный бизнес на своей территории для всех фирм, в том числе и зарегистрированных в других регионах.
В ближайшее время предприниматели смогут подавать иски в арбитражные суды посредством сети интернет. Соответствующий законопроект вскоре будет внесен на рассмотрение в Госдуму.
По словам председателя Высшего Арбитражного Суда Антона Иванова, через год-полтора 70 процентов исков в России будет подаваться в электронной форме. Это решит проблему длинных очередей в судейскую канцелярию и позволит экономить средства на передвижения, что довольно актуально для тех, кто переносит тяготы судебного разбирательства не в своем городе. Ведь нередко сторонами по делу выступают организации, расположенные за несколько тысяч километров от суда. Чтобы беспрепятственно вершить правосудие в таких случаях, предлагается установить специально оборудованные комнаты с системой видеоконференцсвязи в каждом арбитражном суде. Единственная проблема — способ идентификации отправителя иска и выступающего перед веб-камерами. Нужна специальная программа, работающая со сверкой электронной подписи, и оформленная процедура подтверждения личности гражданина, свидетельствующего перед камерами. Однако эта проблема вскоре должна быть решена.