Минфин России на официальном сайте обнародовал информационное письмо об изменениях в специальных налоговых режимах для малого предпринимательства и сельскохозяйственных товаропроизводителей в связи с принятием Федерального закона от 22.07.2008 № 155-ФЗ. Масштабный документ разбирает все нововведения, вступающие в силу с 1 января 2009 года.
Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию действий на рынке труда на 2008–2010 годы. Основными задачами в области регулирования рынка труда станут борьба с безработицей, обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты. Также государственная политика будет направлена на содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации. А вот регулирование процессов привлечения и использования иностранных работников в Российской Федерации будет опираться на принцип приоритетного права российских граждан на трудоустройство.
Предполагается, что с помощью реализации концепции существенно улучшится ситуация на отечественном рынке труда, будет снижен уровень общей безработицы. Изменения будут осуществляться с учетом международных норм.
Чиновникам, обязавшим представителей делового сообщества в «добровольно-принудительном» порядке перечислять дополнительные средства на муниципальные и госнужды, в конце концов придется отвечать за излишнюю предприимчивость. Примером тому может служить приговор в отношении главы администрации одного из районов Пензы и двух его подчиненных. Как оказалось, в течение полутора лет эти должностные лица многократно вмешивались в работу местных коммерсантов, понуждая тех направлять часть прибыли на проведение в городе и области различных культурно-массовых, спортивных и других подобных мероприятий. Размеры таких взносов варьировались в зависимости от вида деятельности и товарооборота тех или иных фирм и ПБОЮЛ. В результате невольными «спонсорами» оказались более 200 представителей бизнес-кругов, а общая сумма их «пожертвований» составила свыше 600 тысяч рублей. Как сообщает пресс-служба Генпрокуратуры, суд счел подобные действия муниципальных служащих явным воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 169 УК) и приговорил каждого из трех горе-чиновников к штрафам в размере 200 тысяч рублей.
Не исключено, что скоро фирмы, недовольные проволочками в арбитражном или уголовном процессе, а также затягиванием исполнения судебного решения госструктурами, смогут истребовать из госказны компенсацию за волокиту. Причем для этого им вовсе не нужно будет «выносить сор из избы», обращаясь в Страсбургский суд по правам человека.
Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в пресс-службе Верховного Суда, соответствующий законопроект «О возмещении государством вреда, причиненного нарушением права на судопроизводство в разумные сроки, а также права на исполнение вступившего в законную силу судебного акта» накануне внесен в Госдуму. Механизм возмещения ущерба будет выглядеть следующим образом: обиженный предприниматель подает иск в областной (республиканский, краевой) суд, приложив к заявлению расчет материального вреда, причиненного задержкой разбирательства или длительным (свыше двух лет) неисполнением решения.
Судья обязан в течение десяти дней рассмотреть заявление и принять решение о целесообразности нового разбирательства, которое должно состояться в месячный срок. Его итоги стороны опять же смогут обжаловать в вышестоящей инстанции и в конечном счете дойти до ВС. В Страсбургский суд по правам человека коммерсант сможет обратиться лишь в том случае, если решения отечественных служителей Фемиды всех уровней его вновь не удовлетворят.
Напомним, что по статистическим данным, порядка 7–10 процентов гражданских дел рассматриваются в нашей стране с нарушением сроков.
До вступления в силу решения о взыскании недоимки налоговики не имеют права применить к фирме такую обеспечительную меру, как заморозка банковских счетов, не доказав, что у коммерсантов имелись намерения затруднить исполнение их требования. Такой очевидный вывод содержится в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 сентября 2008 г. № А78-6977/07-С3-10/112-04АП-1150/08-Ф02-4210/08
Кроме того, арбитры напомнили налоговикам весь алгоритм принятия обеспечительн6ых мер в целом. Согласно пункту 10 статьи 101 Налогового кодекса, приостановление операций по счетам в банке может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если его совокупная стоимость по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки. Оценив показатели бухгалтерского учета, судьи установили, что стоимость имущества, имеющегося в наличии у компании, включая ОС, значительно превышает сумму недоимки. Доказательств, свидетельствующих о недостоверности данных бухучета, фактическом отсутствии имущества, а также о намерении «коварных» коммерсантов не возвращать недоимку до скончания века инспекция не представила, в результате чего ее «замораживающие» санкции были признаны незаконными.
Тот факт, что при регистрации фирмы ее учредители указали «левые» координаты, то есть адрес, по которому компания не находится, не служит основанием для ее незамедлительной ликвидации. К такому выводу пришел ФАС Центрального округа в своем постановлении от 18 августа 2008 г. № А14-446-2008/1/20.
Судьи указали, что представление юрлицом недостоверных сведений при госрегистрации, безусловно, не заслуживает поощрения. Однако такое нарушение носит легко устранимый характер. Кроме того, арбитры отметили, что компания исправно функционирует, о чем свидетельствует своевременная сдача налоговой и бухгалтерской отчетности. Исходя из этого суд отказал в удовлетворении требований воронежской ИФНС о ликвидации ООО.
Специалисты Главного научно-исследовательского вычислительного центра ФНС обновили справочник органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (СПРО). В нем в форме таблиц приведены данные об адресах всех налоговых инспекций, сведения о правопреемстве, коды ОКАТО подведомственных территорий, а также представлена информация, необходимая для заполнения платежных документов. Сведения актуализированы по состоянию на 19 сентября 2008 года. Скачать справочник и более подробно ознакомиться с его содержанием можно на официальной интернет-странице ГНИВЦ ФНС.
ГНИВЦ опубликовал на своем официальном сайте обновленный вариант Справочника обозначений налоговых органов (СОУН). В его версии 2.5.2 актуализирована информация обо всех инспекциях ФНС по состоянию на 25 сентября 2008 года – коды, телефоны, адреса, когда они были созданы, ликвидированы или перерегистрированы, а также другие важные для налогоплательщиков сведения. Помимо содержательных поправок, разработчики улучшили интерфейс программы, добавили ряд новых функций, исправили неточности в режиме поиска при определении кода налогового органа и ОКАТО, а заодно обновили раздел статистики.
При подготовке налоговой отчетности в электронном виде компании и индивидуальные предприниматели могут воспользоваться обновленной базой данных классификатора адресов России (КЛАДР). Ее последняя версия от 30 сентября 2008 года размещена на официальном сайте ГНИВЦ ФНС. Помимо многотомного архива с актуализированной адресной информацией, здесь можно скачать программу просмотра КЛАДР, а также инструкцию по установке данного спецсофта и работе с ним.
Уже с 1 января 2010 года единый социальный налог будет заменен на три страховых платежа. Об этом было объявлено по итогам заседания кабинета министров. Согласно решению правительства единая ставка взносов на обязательное пенсионное страхование составит 26 процентов. При этом «пенсионные» взносы не нужно будет начислять, как только годовой заработок сотрудника перевалит за 415 тысяч рублей. В свою очередь выплаты в фонды обязательного медицинского и социального страхования составят 5,1 и 2,9 процента соответственно. По словам председателя правительства Владимира Путина, общий страховой тариф не превысит 34 процентов от ФОТ. Поскольку увеличение налогового бремени очевидно, премьер-министр пообещал, что для представителей малого бизнеса, занятых в сфере высоких технологий, а также для «спецрежимников» в течение пяти лет переходного периода рост тарифов страховых взносов будет компенсироваться за счет средств федерального бюджета.
Федеральная служба по финансовым рынкам РФ выпустила приказ от 14.08.2008 № 08-33/пз-н, отменяющий два требования к эмитентам именных ценных бумаг.
Первое требование заключалось в том, что ответственность за ведение и хранение реестра владельцев именных ценных бумаг не могла быть возложена на иных лиц, кроме единоличного исполнительного органа эмитента. Также в штате эмитента именных ценных бумаг должен был состоять хотя бы один работник, имеющий квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Видимо ФСФР России стала больше доверять эмитентам.
На официальном сайте управления Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Российской Федерации по Москве появился раздел «Организации-должники». Об этом сообщила руководитель пресс-службы ведомства Алеся Мусаева. По ее словам, в нем содержится информация о предприятиях и организациях, в отношении которых возбуждены исполнительные производства на основании решений арбитражных судов, судов общей юрисдикции, а также по актам специально уполномоченных органов, и которые не подчинились им в добровольном порядке. Иными словами, в список будут включены сведения о фирмах, за которыми числятся долги, в первую очередь налоговые.
Также Алеся Мусаева подчеркнула, что «при окончании или прекращении исполнительного производства организация-должник будет исключаться из списка. Информация об актах уполномоченных органов будет размещаться по истечении шести месяцев со дня возбуждения исполнительного производства и при отсутствии сведений об обжаловании данного акта через суд».
С 19 августа постановка на учет обособленных подразделений производится по новой форме. Данное новшество введено приказом ФНС России от 16 июля 2008 г. № ММ-3-6/314@. Теперь подписывать заявление и осуществлять постановку на учет обособленного подразделения может уполномоченный представитель. Для этого в форму заявления внесены соответствующие поля, где указываются фамилия, имя, отчество уполномоченного представителя организации, его ИНН (если он есть) и номер контактного телефона. Непременным условием является наличие доверенности, удостоверяющей права представителя, и ее надлежаще оформленной копии.
Возможно, что работодателям придется платить ЕСН по повышенной ставке уже с 2013 года. Это может коснуться тех организаций, чье производство связано с вредными и опасными условиями труда. Предполагается ставку по ЕСН поднять аж до 32 процентов. Такой поворот событий предусмотрен в долгосрочной бюджетной стратегии России на период до 2023 года.
По сообщению пресс-службы кабинета министров, с 1 августа 2008 года коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии установлен в размере 1,08. Таким образом, с августа страховая часть пенсий выросла на 8%, а базовая часть — на 15%. Для страховой части пенсии это будет уже третье повышение. Всего за 2008 год она выросла на 30%. С учетом всех индексаций пенсии с 1 августа увеличатся на 440 рублей. Напомним, что согласно пенсионной реформе, социальное пособие делится на три части — базовую, страховую и накопительную. Право на накопительные пособия имеют лица 1967 года рождения и младше.
В настоящее время контролирующие органы наделяют все большими права. С недавнего времени трудовые инспекции получают возможность вести надзор за выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет работодателя (за первые два дня болезни). Такое право им предоставила новая редакция статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации. Отметим, что ранее подобными полномочиями располагали только представители Фонда социального страхования России и сотрудники налоговых инспекций, которые проверяли обоснованность признания расходов на выплату пособий. Теперь, помимо всего прочего, трудовикам разрешено контролировать соблюдение прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Указанные изменения вступили в силу 10 августа 2008 г. Об этом говорится в Федеральном законе от 22 июля 2008 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Деятельность фирмы или ПБОЮЛ по сдаче в аренду конструкций, предназначенных для размещения на них рекламной информации, ЕНВД не облагается. На это указал ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 2 сентября 2008 г. № А19-1620/08-11-Ф02-4229/08.
Как следует из материалов дела, иркутские налоговики привлекли к ответственности местного предпринимателя за то, что он, «фактически занимаясь распространением и размещением наружной рекламы», не платил ЕНВД. Однако судьи установили, что ПБОЮЛ занимался несколько иной деятельностью, а именно – сдавал в аренду сторонним организациям металлоконструкции, на которых потом размещались рекламные панно. По условиям контрактов в обязанности предпринимателя входила также переклейка плакатов.
Вступаясь за обиженного коммерсанта, арбитры напомнили налоговикам два письма их «старших товарищей» из Минфина. В одном из них, от 2 марта 2006 г. № 03-11-04/3/106, черным по белому написано, что фирмы и предприниматели, лишь предоставляющие другим организациям средства для размещения наружной рекламы, а не вывешивающие ее в своих целях, ЕНВД не платят. В другом – от 30 апреля 2008 г. № 03-11-04/3/223 – разъяснено, что доходы, полученные от предпринимательской деятельности по монтажу и демонтажу изображений, а также по переклейке плакатов, размещаемых на средствах наружной рекламы, принадлежащих сторонним организациям, обложению этим налогом также не подлежат. Доказательств того, что ПБОЮЛ нес расходы на рекламную деятельность и получал в результате нее прибыль, инспекция не представила, так что ни о каких доначислениях и штрафах не могло быть и речи.
Неудачей закончилась попытка ПБОЮЛ примерно наказать налоговиков за ошибку, допущенную ими в платежном поручении. Подробности этого противостояния приводятся в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 августа 2008 г. № А19-349/08-51-04АП-1089/2008-Ф02-3942/2008.
Как следует из материалов дела, в прошлом году Арбитражный суд Иркутской области обязал местную ИФНС возвратить предпринимателю 138 тыс. рублей излишне взысканного ЕНВД, 34 тыс. рублей пеней, а также начислить и выплатить проценты за нарушение сроков возврата этих сумм. Деваться налоговикам было некуда, однако даже выполняя решение суда, они умудрились допустить очередную неточность: в направленных в Федеральное казначейство возвратных поручениях инспекторы сделали ссылку не на статью 79 «Возврат сумм излишне взысканного налога», а на 78-ю статью Налогового кодекса, в которой идет речь о налогах излишне уплаченных. Полагая, что вследствие такой неточности нарушены его права, ПБОЮЛ снова обратился в суд с иском о компенсации морального вреда, оценив свой ущерб в 100 тысяч рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, ФАС Восточно-Сибирского округа исходил из того, что ошибочно указанное в платежных поручениях назначение платежа «по статье 78» вместо «по статье 79» не свидетельствует о ненадлежащем исполнении ИФНС обязанности по возврату предпринимателю спорных сумм налога, пени и процентов (ведь деньги-то он получил) и не приводит к нарушению его прав и законных интересов. Кроме того, суд не установил наличия причинно-следственной связи между оспариваемыми действиями налоговой инспекции и какими-либо негативными последствиями, якобы наступившими у предпринимателя.
Похоже, борьба с коррупцией в нашей стране переходит в решающую стадию. Накануне президентский совет по противодействию коррупции одобрил пакет из четырех законопроектов, которые должны искоренить это зло. Как сообщил по окончании заседания руководитель Администрации Президента Сергей Нарышкин, после вступления в силу антикоррупционных законов чиновникам и членам их семей придется декларировать не только доходы, но и имущество. Более того, тем, кто покидает государственный пост, в течение двух лет будет запрещено работать в курируемых ими ранее компаниях. Этот своего рода мораторий может быть снят, если бывший работодатель чиновника даст согласие на его трудоустройство в ту или иную коммерческую структуру. Нарышкин обратил внимание также на то, что ответственность за совершение тех или иных коррупционных правонарушений будут нести не только государственные и муниципальные служащие, но и иные лица, в том числе компании и простые граждане.
Похоже, спорам о том, должны или нет платежные терминалы выбивать кассовый чек, вскоре придет конец. Депутаты Госдумы одобрили в первом чтении законопроект, который обязывает владельцев подобной техники оборудовать ее ККТ. Предполагается, что кассовый чек в обязательном порядке должен содержать информацию об общей сумме платежа, наименовании оплаченного товара (работ или услуг), размере вознаграждения (комиссии), а также название оператора и поставщика услуг, номер аппарата, дату и время совершения операции. Кроме того, все сведения, отпечатанные на чеке, должны быть четкими и легко читаться в течение не менее шести месяцев. Хозяин «железного кассира» обязан обеспечить плательщика информацией о способах подачи претензии, номерах контактных телефонов поставщика и оператора или субагента, а также о реквизитах договоров об осуществлении деятельности по приему платежей между оператором и поставщиком или платежным субагентом. Сама модель ККТ должна соответствовать госреестру, быть зарегистрирована в налоговой, иметь опломбированный корпус и обеспечивать долговременное хранение информации.
С 1 июля 2009 года платежные терминалы, которые не соответствует новым требованиям, будут объявлены вне закона, а следовательно их эксплуатация окажется под запретом.