Вполне возможно, что вскоре фирмы и индивидуальные предприниматели, занятые в торговле алкогольными напитками, будут вынуждены подстраиваться под новые ограничения. Госдума приняла в первом чтении законопроект, согласно которому ныне действующий запрет на продажу алкоголя в детских, образовательных, культурных и медицинских организациях, а также в физкультурно-оздоровительных сооружениях (п. 2 ст. 16 Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ) распространится и на прилегающие к данным объектам территории. Интересно то, что право на определение границ таких «заповедных» зон предлагается закрепить за муниципальными властями.
Однако, чтобы чиновники на местах не смогли заблокировать столь «здоровую» идею, как сообщает пресс-служба фракции «Единая Россия», ко второму чтению в законопроект планируется внести поправку. Суть ее сводится к тому, что расстояние между местом розничной продажи алкоголя и социально значимыми объектами из «запретного» списка в любом случае должно составлять не менее 100 метров.
Предприниматели, вследствие своего неблаговидного поведения лишившиеся лицензии на право торговли алкоголем, могут получить новую сразу же, а не спустя полгода после этого неприятного события. В ходе первого чтения депутаты Госдумы отправили «в корзину» законопроект, вводящий мораторий на подачу заявления о выдаче новой лицензии сроком на шесть месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения об аннулировании предыдущей. Напомним, что пакет поправок в статью 19 Закона от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта» в части расширения оснований для отказа в выдаче лицензии был разработан представителями Сахалинского Заксобрания и внесен в Госдуму в январе текущего года. В пояснительной записке авторы выражали негодование по поводу того, что данный закон не ограничивает права нарушителя на повторное обращение за выдачей лицензии.
Несмотря на категоричные заявления Минфина, бизнес-сообщество все же не оставляет надежда на возможное снижение единого социального налога. Так, глава Фонда поддержки законодательных инициатив (ФПЗИ), президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин считает, что сподвигнуть финансистов на такой шаг могло бы повышение пенсионного возраста, но не одномоментное, а «отсроченное». Проще говоря, правительству предлагается объявить гражданам о повышении пенсионного возраста через 10 лет, параллельно «переведя механизм формирования пенсионных сбережений с распределительного режима на накопительный». По мнению Томчина, изложенному в пресс-релизе ФПЗИ, такой подход «позволит обеспечить безбедное существование и тем, кто выйдет на пенсию согласно ныне действующим нормам, и тем, кому придется трудиться дольше, причем не повышая ЕСН и НДС и даже развязав бюджету руки для их снижения».
Операция по передаче имущественных прав в уставный капитал дочерней организации не является объектом обложения НДС. К такому выводу пришел Минфин в письме от 18 сентября 2008 г. № 03-07-07/93. Финансисты признали, что имущественные права не являются имуществом, а значит, при их передаче нормы подпункта 4 пункта 3 статьи 39 и подпункта 1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса не применяются. Однако, отмечают представители финансового ведомства, данная операция носит инвестиционный характер и по сути не является реализацией товаров (работ, услуг), определенной в подпункте 1 статьи 39 Кодекса. Таким образом, заключили специалисты Минфина, в подобных случаях положения подпункта 1 пункта 3 статьи 170 Кодекса применяются в общеустановленном порядке. Иными словами, у передающей стороны появляется обязанность восстановить НДС, а принимающая, соответственно, обретает право на вычет.
Швейцарский банк UBS собирается раскрыть властям США имена клиентов, причастных к налоговому мошенничеству. Об этом заявил один из руководителей банка Марк Брэнсон. Законодательство Швейцарии запрещает раскрывать имена банковских вкладчиков, которые фигурируют в делах об уклонении от уплаты налогов, однако эта норма не распространяется на дела о налоговом мошенничестве. Брэнсон также сообщил, что UBS прекращает оказывать услуги клиентам из США при отсутствии контроля со стороны американских властей. По его словам, банк будет работать с американцами только через компании, лицензированные в США. Подкомитет Сената Соединенных Штатов по расследованиям насчитал в банке UBS около 19 тысяч счетов, которые принадлежат американским клиентам и на которых хранятся в общей сложности примерно 18 миллиардов долларов, не задекларированных в Службе внутренних доходов и таможен США. Многие аналитики предостерегают представителей швейцарских банков о возможных проблемах, ведь столь жесткие меры могут привести к утрате лояльности со стороны клиентов.
В Волгоградской области установлено, что проекты законов в области бюджетной и налоговой политики, вносимые главой администрации и самой администрацией на рассмотрение Волгоградской областной думы, будут подлежать публичной независимой экспертизе. Она будет проводиться Общественной палатой Волгоградской области. Направленные на такую экспертизу проекты законов будут публиковаться в газете «Волгоградская правда» и размещаться на официальном сайте Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области. По результатам проведения экспертизы в течение десяти дней со дня опубликования будет вынесено экспертное заключение. Несмотря на то что оно носит рекомендательный характер, депутаты будут учитывать его при обсуждении законопроектов. Изменения вносятся постановлением главы администрации Волгоградской области от 12 августа 2008 г. № 1038 «О публичной независимой экспертизе проектов законов Волгоградской области в области бюджетной и налоговой политики».
Именно так можно охарактеризовать законопроект, принятый депутатами Госдумы в трех чтениях. Согласно документу, работодатель будет освобожден от выплаты работнику среднего заработка за время судебных заседаний. Обязанность по оплате этих издержек предполагается возложить на участников процесса.
Однако не все так просто. Дело в том, что, несмотря на полное одобрение законодателей, документ получил отрицательный отзыв от представителей Совета Федерации.
Проблема, по которой не сошлись во мнении чиновники — освобождать или нет выплаты участникам заседаний от налогообложения. В проекте, принятом Госдумой, предполагалась поблажка — отсутствие обязанности платить налоги с таких сумм. Однако сенаторы считают, что делать этого нельзя, поскольку в данном случае могут пострадать региональные бюджеты.
Решить спор призвана Согласительная комиссия Госдумы, которая уже приступила к рассмотрению этого законопроекта.
12 августа 2008 года вступило в силу постановление Правительства от 22 июля 2008 г. № 557 «О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696». Согласно этим изменениям, корректируется, в частности, правило № 32 «Использование аудитором результатов работы эксперта». Привлеченный специалист обязательно должен отвечать требованиям профессиональной компетентности и объективности, которые подтверждаются профессиональным аттестатом эксперта, лицензией, опытом и репутацией.
Заключения эксперта требуются при проведении многих аудиторских процедур. Как-то, оценки определенных видов внеоборотных активов: например, земли, зданий, сооружений, оборудования, предметов искусства (поскольку этот пункт в постановлении дается с оговоркой «например», резонно предположить, что указанный перечень не является закрытым). Вмешательство специалиста необходимо и при определении количественного содержания нужных компонентов в минеральном сырье или полезного срока эксплуатации сооружений и оборудования, а также финансовых показателей с помощью специальных приемов и методов (например, актуарная оценка). Помимо вышеперечисленных случаев, привлекать профессионала следует при определении степени завершенности производства товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет несколько отчетных периодов (носит долгосрочный характер), и уяснении условий договоров, положений законодательных и иных нормативных правовых актов.
Коллегия Федеральной антимонопольной службы РФ всерьез рассматривает возможность принятия «второго антимонопольного пакета», который установит меры по развитию конкуренции в России. Председатель Правительства РФ уже одобрил намерения «антимонополистов».
Согласно планам чиновников, суровая участь должна постичь нарушителей, которые наносят особый вред экономике страны. ФАС России собирается установить уголовную ответственность за наиболее тяжкие нарушения антимонопольного законодательства, такие как создание картелей и неоднократное злоупотребление доминированием.
Также в планах ведомства установить новые критерии для определения случаев злоупотребления рыночной властью. Сейчас многие виды антиконкурентного поведения напрямую зависят от доли компании на рынке. Чиновники намерены отменить пороги доминирования и применять одинаковые санкции для всех недобросовестных предприятий.
При преобразовании хозяйственного товарищества в акционерное общество до сих пор не был прописан порядок обмена долей в складочном капитале товарищества и акций общества. Теперь же «товарищи» могут спокойно обменять свои старые доли на новые акции: подобная возможность установлена приказом ФСФР России от 12.08.2008 № 08-32/пз-н. Документ вносит изменения в Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг. Напомним, что ранее этими Стандартами была учтена возможность реорганизации только хозяйственных обществ и кооперативов.
Правительство РФ, издав постановление от 01.09.2008 № 651, изложило в новой редакции Типовые правила доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом.
Теперь в правила обязательно надо включать полное и краткое название фонда. Также владельцы ПИФов должны указывать в правилах такой объект инвестирования как иностранные ценные бумаги. Кроме того, можно включать в правила условие о том, что владеть паями могут лишь квалифицированные инвесторы, информацию о праве управляющей компании проводить дробление инвестиционных паев, выдавать новые паи, а также досрочно ликвидировать фонд. Если управляющая компания собирается страховать движимое имущество, обязанность совершения таких действий тоже можно прописать в правилах.
Установлен новый регламент о требованиях пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Введен он Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях к пожарной безопасности».
Нормы данного законодательного акта обязательны при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, разработке технической документации на объекты защиты. Все федеральные законы и нормативные акты, применяющие более низкие требования к пожарной безопасности, не действуют. Законодатель проявил прозорливость и установил срок вступления данного закона в силу 30 апреля 2009 года, дав возможность привести пожарную безопасность продукции, объектов и документации в соответствие с новыми нормами.