Похоже, Минфин не намерен менять свою позицию в отношении снижения ставки НДС. Во всяком случае расчеты, сделанные специалистами Минэкономразвития, не убедили представителей финансового ведомства в положительном исходе дела при снижении ставки налога с 18 до 12 процентов. По мнению главы Минфина Алексея Кудрина, подобные меры принесут существенную выгоду лишь торговле, сфере связи, услуг и транспорта, которые достаточно активно развиваются и теперь, а положение перерабатывающих отраслей изменится мало. При этом потребление, уже опережающее по темпам роста производство, станет еще больше. В результате усиления диспропорции в российской экономике та перейдет от «перегрева» к «перенакалу», отмечает министр. Кроме того, Кудрин усомнился в возможности полноценно компенсировать выпадающие доходы бюджета только лишь за счет увеличения собираемости налога, без уменьшения расходов на социальные нужды, сообщает пресс-служба ведомства.
Вполне вероятно, что в скором времени кредитные организации будут более охотно страховать риски, связанные с обращением выпущенных ими банковских карт, на добровольных началах. На днях в Госдуму внесен законопроект, который дает возможность банкам списать в полном объеме данные затраты при расчете налога на прибыль. В настоящий момент документ находится на согласовании в налоговом комитете нижней палаты парламента. Его разработчики уверены, что предложенное ими нововведение позволит увеличить объем безналичных расчетов, осуществляемых с использованием банковских карт, и, соответственно, снизить затраты и риски по наличным расчетам.
Планируется, что поправки в статью 263 Налогового кодекса вступят в силу 1 января 2010 года.
Для учета доходов и расходов при исчислении НДФЛ индивидуальные предприниматели не вправе применять метод начисления. На это указал Минфин в письме от 14 июля 2008 г. № 03-04-05-01/248. Проанализировав положения пункта 1 статьи 221 Налогового кодекса, которыми предусмотрена возможность получения профессиональных налоговых вычетов, финансисты пришли к выводу, что ПБОЮЛ должны ориентироваться на нормы главы 25 Кодекса только в части определения состава расходов для целей обложения НДФЛ. При этом сам порядок учета доходов, расходов и хозяйственных операций утвержден приказом Минфина и МНС от 13 августа 2002 г. № 86н, БГ-3-04/430. В пункте 13 данного документа сказано, что все поступления и затраты ПБОЮЛ должны отражать кассовым методом, то есть после фактического поступления дохода и совершения расхода.
Основные средства, выявленные по результатам инвентаризации, в налоговом учете учитываются по рыночной стоимости и относятся к амортизируемому имуществу.
Минфин России в письме от 6 июня 2008 г. № 03-03-06/4/42 дает разъяснение для унитарных предприятий, как поступить с полученным от собственника имуществом. Амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса.
Президент России лично взялся за защиту прав вкладчиков и акционеров, издав указ от 18.07.2008 № 1106. Теперь Федеральному общественно-государственному фонду по защите прав вкладчиков и акционеров придется выполнять новые обязанности. В частности, Фонд должен регулярно публиковать в широкой прессе информацию о порядке и сроках осуществления компенсационных выплат гражданам, потерпевшим ущерб на финансовых рынках. Также Фонд обязан представлять в открытом доступе отчет о своей деятельности и об использовании своего имущества.
Суммы, выплачиваемые на возмещение вреда, причиненного здоровью, а также компенсационные выплаты из бюджета гражданам, пострадавшим в результате техногенных и радиационных катастроф, теперь будут включены в список доходов, с которых удерживаются алименты. Эта норма введена постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 517.
По заявлениям специалистов ФНС, в ближайшее время в столице заработают комиссии, которые будут отслеживать убыточные предприятия. Накануне мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление «О дополнительных мерах по защите интересов города Москвы в сфере экономики при работе с убыточными организациями», в котором и утвержден будущий порядок работы налоговых инспекторов.
Такое пристальное внимание со стороны налоговой службы убыточные предприятия заслужили тем, что по итогам проверок за прошедший год выяснилось, что в 93 процентах случаев имеет место недостоверная налоговая отчетность. Совокупный объем убытков, показываемый этими предприятиями, составил 65 миллиардов рублей, которые выливаются в 15 миллиардов налоговых поступлений, так и не добравшихся до бюджета. Чиновники обещают, что и дальше продолжат разбираться с предприятиями, не приносящими прибыли. В этом году под проверки попадут и более благополучные фирмы, показывающие положительный, но близкий к нулю баланс.
«Квартирный вопрос» портит не только москвичей. Лишним тому подтверждением послужат события, развернувшиеся в одном из населенных пунктов Свердловской области. Как сообщает пресс-служба Управления Генпрокуратуры в УрФО, в ходе проверки, проведенной прокуратурой, выяснилось, что начальник территориальной инспекции налоговой службы незаконно, то есть без согласия муниципалитета и оформления соответствующих документов, сдал в аренду коммерческой организации помещение в том же здании, где «проживала» и инспекция. В итоге, как и следовало ожидать, мировой суд признал его виновным в содеянном и привлек к ответственности: помощь в решении «арендных» проблем коммерсантов обошлась представителю ФНС в две тысячи рублей штрафа. Интересно другое. Из этой ситуации выйти сухой из воды не удалось и компании. Несмотря на то что ее место пребывания было согласовано с начальником инспекции, суд все-таки наложил на нее административное взыскание, равно как и на ее руководителя. Дескать, негоже использовать имущество без надлежащего оформления документов.
Денежные средства, полученные индивидуальным предпринимателем в качестве предоплаты по договору поставки товара, не являются доходом и не облагаются НДФЛ и ЕСН. С таким напоминанием выступил ФАС Уральского округа в своем постановлении от 2 июля 2008 г. № Ф09-4620/08-С2.
Судьи указали, что согласно Налоговому кодексу одним из условий возникновения у предпринимателей объектов обложения НДФЛ и ЕСН является реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг. Реализацией же, в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса признается передача на возмездной основе права собственности на товары или результатов выполненных работ. Следовательно, поскольку до момента выполнения всех обязательств по договору право собственности не переходит к покупателю, предприниматель совершенно законно не включил полученные авансы в доходы.
Желая во что бы то ни стало одержать победу над соперником, участники арбитражных споров порой прибегают к запрещенным приемам. Однако, как красноречиво свидетельствует постановление ФАС Уральского округа от 1 июля 2008 г. № Ф09-4307/08-С6, толку от таких сомнительных действий немного.
Из материалов дела следует, что некое башкирское ООО подало кассационную жалобу на действия судей первой инстанции. Суть ее сводилась к тому, что участники общества, выступавшие на процессе в роли ответчика, не были должным образом извещены о проведении судебного заседания, не смогли на нем присутствовать и поэтому проиграли дело.
Разобравшись в перипетиях процесса, ФАС Уральского округа выявил любопытные нюансы. Как выяснилось, представители суда первой инстанции – Арбитражного суда Республики Башкортостан – своевременно направили ответчику извещение о времени и месте разбирательства по известному им юридическому адресу (в город Стерлитамак). Однако указанное сообщение было возвращено «почтовиками» обратно с отметкой об отсутствии фирмы по указанному адресу. В результате дело было рассмотрено без участия представителей компании-ответчика, что, в общем-то, не противоречит Арбитражному процессуальному кодексу. Казалось бы, все правильно… Однако «кассационщики» выяснили, что истец, подавая первичное исковое заявление, направил его копию фирме-ответчику по совершенно иному адресу – в поселок Отрадовка. Таким образом, делают вывод арбитры, истцу было известно фактическое местонахождение ответчика, однако он не уведомил об этом суд, злоупотребив своими процессуальными правами лица, участвующего в деле. В результате ответчик был лишен возможности представить доказательства, возражения и объяснения по существу заявленных требований. При таких обстоятельствах ФАС Уральского округа признал решение суда первой инстанции, принятое с нарушением норм процессуального права, недействительным, и отправил дело на новое рассмотрение.
В прокуратурах всех субъектов Федерации созданы Межведомственные рабочие группы по координации совместных действий, направленных на противодействие ценовым сговорам, а также биржевым спекуляциям, которые способствуют повышению цен. Как сообщает пресс-служба Генпрокуратуры, в состав групп вошли представители всех заинтересованных ведомств, а также контролирующие и правоохранительные органы. Целью таких «спецподразделений» является анализ ситуации, связанной с ростом цен, прежде всего на социально значимые товары, и повышение эффективности борьбы с ценовыми сговорами.
Напомним, антиинфляционная Межведомственная группа при Генпрокуратуре была создана 22 июля. Принятию данного решения способствовало значительное подорожание продуктов питания, топлива, минеральных удобрений и других товаров, имеющих особую социальную значимость для населения. Прокурорские работники уверены, что зачастую причина тому не экономические факторы, а как раз-таки ценовые сговоры, наличие чрезмерного количества посредников и биржевые спекуляции.
Отныне при проверке организаций аудиторы будут руководствоваться новыми правилами. Правительство постановлением от 22 июля 2008 г. № 557 внесло поправки в федеральные стандарты аудиторской деятельности, которые утверждены постановлением кабинета министров от 23 сентября 2002 г. № 696. Так, теперь появились нормы, которые устанавливают порядок как оценки компетентности и объективности привлеченного эксперта, так и определения объема, а заодно и оценки результатов его работы. Кроме того, разъяснено, как можно их использовать в аудиторском заключении. Дополнены стандарты и требованиями к результатам обзорной проверки. При этом установлены примерный перечень и содержание процедур, которые могут быть использованы при их проведении.
В самое ближайшее время, то есть до конца августа, ФМС намерена утвердить дополнительную квоту на разрешения для работы мигрантов на текущий год. Она составит 1,3 миллиона разрешений. Об этом сообщил накануне помощник руководителя ведомства Олег Артамонов. Он напомнил, что общероссийская первоначальная квота составляла 1,8 миллиона (почти в три раза меньше уровня 2007 года) и уже израсходована на 72,3 процента. В 12 регионах страны, в частности в Приморье, Якутии, Забайкалье, Хабаровском крае, Карелии, Коми, Дагестане, Воронежской, Мурманской, Тульской, Ивановской областях, а также в Москве лимит на приглашение иностранных работников исчерпан полностью.
Предприниматели восприняли известие с воодушевлением. «Представители бизнес-сообщества сразу предупреждали, что квоты менее чем в два миллиона гастарбайтеров будет явно недостаточно. Рады, что ФМС наконец-то сделала соответствующие выводы», – отметил в беседе с корреспондентом «ФАФИ» руководитель исполкома «Деловой России» Николай Остарков.
При подготовке налоговой отчетности в электронном виде бухгалтерам необходимо обратить внимание на последние изменения соответствующего софта. В частности, сотрудники ГНИВЦ ФНС актуализировали базу данных классификатора адресов России (КЛАДР). Скачать обновленную версию многотомного архива от 31 июля 2008 года вместе с программой просмотра классификатора и инструкцией по установке ПО можно на официальном сайте Центра.
Не исключено, что вскоре компаниям и ПБОЮЛ, занятым в торговле бытовой техникой и электроникой, а также транспортными средствами, придется руководствоваться новыми правилами обмена товаров. Роспотребнадзор совместно с рядом предпринимательских и потребительских объединений намерен до первого сентября текущего года разработать проект соответствующих поправок в законодательство. Так, на заседании Консультативного совета по защите прав потребителей было принято решение актуализировать перечень технически сложных товаров, подлежащих замене при обнаружении существенных недостатков, который утвержден постановлением правительства от 13 мая 1997 г. № 575. Участники мероприятия пришли к единодушному мнению, что его необходимо привести в соответствие с последней редакцией Закона «О защите прав потребителей». Стоит отметить, что данная идея исходит от самих предпринимателей. Ее инициатором выступила Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК).